Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Влияние художественных средств создания образов героев на раскрытие темы и идеи произведения по роману В. Пелевина “Жизнь насеко

Целью настоящей исследовательской работы является анализ влияния художественных средств создания образов героев литературного произведения на раскрытие темы и идеи этого произведения.

Гипотеза. Если проанализировать художественные средства создания образов героев литературного произведения: аллегорические образы, «среду обитания», пейзаж, интерьер, внешний облик и речь героев, ассоциативные способы создания образов героев, то можно определить их роль в раскрытии темы и идеи произведения.

В качестве исследуемого произведения выбран роман современного русского писателя-постмодерниста Виктора Пелевина «Жизнь насекомых», интересный своим необыкновенным художественным миром, в котором реальность тесно переплетена с фантасмагорией, времена смешаны, а пространство трансформируется самым таинственным образом.

Герои В. Пелевина – «маленькие люди» постсоветского пространства

Роман В. Пелевина был впервые опубликован в журнале «Знамя» в апреле 1993 года. Основная тема романа – это изображение жизни разнообразных типов людей в постсоветском пространстве и атмосферы несвободной и зависимой человеческой личности от среды, от изменившейся обстановки в стране и, в первую очередь, от себя.

Советская власть, а затем перестройка, каждая по-своему, видоизменяли сознание людей, старающихся жить по законам своего времени и приспосабливаться к этим законам и правилам, обусловленным чужой волей. И в то же время человек стремился реализовать свое человеческое достоинство в меру того, как он его понимал. Для одних людей это было достижение материального благополучия любыми средствами, для других – стремление понять свое «я», свое место в окружающем мире, а для третьих – это жизнь по модели, принятой или пропагандируемой в зарубежных кинофильмах или средствах массовой информации.

Человек, стремящийся к материальным благам любой ценой - это ничтожный, маленький и даже опасный своим антипатриотизмом человек. Люди не должны жить по шаблону, им нужно сознавать своё место в окружающем мире, сохранять лучшие традиции поколений и стремиться к высоким идеалам.

В романе «Жизнь насекомых» значительное количество равноправных персонажей: это и «новые русские дельцы», и наркоманы, и проститутка, а также инженеры, военные и просто обыватели. Все это «маленькие люди» послеперестроечного времени, старающиеся преодолеть социальную неустроенность и связанную с ней нравственную неполноценность личностного начала, живут на страницах романа своей особенной жизнью и почти не вступают во взаимоотношения друг с другом. Писатель выделил каждому типу своих персонажей отдельные главы и поместил их туда как в определенный, присущий только этому типу, мир. С таким художественным приемом мы уже встречались в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Художественные средства создания образов героев романа

Люди - насекомые

Назвав свой роман «Жизнь насекомых» по аналогии с научным трудом французского энтомолога Ж. Фабра и взяв в качестве эпиграфа цитату из стихотворения И. Бродского, таким образом, соединив научное и поэтическое вместе, Пелевин написал нечто третье, то есть свое оригинальное произведение, героями которого стали люди-насекомые, пребывающие в трех ипостасях: в виде людей, в виде насекомых и промежуточном от одного к другому виду состоянии. Привлечение образов насекомых нужно автору не для того, чтобы с их помощью иносказательно выразить правду (т. е. эзоповским языком), этого не требовалось, потому что в то время в стране цензура во многом утратила свои властные функции, и в печатных изданиях допускалось значительное свободомыслие. Насекомые помогли писателю очень метко, глубоко и интересно раскрыть образы описываемых им типов людей.

В романе Пелевина мы знакомимся со значительным количеством равноправных персонажей в виде насекомых. Это москит Сэм, комары Артур, Арнольд, Арчибальд, муха Наташа, муравьи Марина и Николай, таракан – цикада Сережа, клопы Максим и Никита, отец и сын скарабеи и ночной мотылек Дмитрий.

Каждый вид насекомого несет определенную смысловую нагрузку. Действительно, кому, как ни комарам, изображать «новых русских дельцов», которые ради быстрой и легкой наживы, готовы на любые средства и в буквальном смысле слова пьют кровь своих сограждан и предлагают ее на продажу американскому бизнесмену. А образ мухи Наташи очень красочно передает стремление молоденьких девушек к обеспеченной и «сладкой» жизни где-нибудь на западе или в Америке. Для достижения своей цели они готовы продать свою честь и пренебречь родиной. Антипатриотизм Наташи, которая говорит, что не обижается на Сэма, назвавшего Россию бедной страной («третьим миром»), потому что она «не Россия, а Наташа», очень цинично звучит по сравнению с гордыми и хвастливыми словами американца: «Даже если взять самые плодородные почвы где-нибудь на Кубани, это будет ничто по сравнению с землями, скажем, в Огайо». Один только вопрос Наташи в минуту интимной близости с Сэмом: «Сэм, а в Америке много г?» - образно говорит насколько пошло то, о чём она мечтает, делает ненужными подробные описания иллюзий этой юной девушки, сомнительности и опасности ее стремлений, которые подтверждаются в конце романа, в его заключительной главе «Энтомопилог»: обманувшись «сладостью» липучки в кафе, муха Наташа погибает.

Актёр Максим и художник Никита в папиросы «Казбек» «забивают косяки» наркотической травы, как люди, а как насекомые живут в этой траве и погибают при её курении, отмечая это печальное событие звуком щелчка. Такое соединение наркоманов и клопиков вызывает понятную ассоциацию: наркоманы «курят» свою жизнь. А для создания образа человека, который ищет истинный свет и свое истинное «я», Пелевин выбирает ночного мотылька Митю, летящего к свету, и сопровождает его собеседником-двойником Димой. Только тогда, когда Митя, заглянув в «колодец» своей жизни понимает, что жизнь существует один миг и миг этот освещен внутренним светом, изначально дарованным каждому, тогда он становится Дмитрием и перестает раздваиваться. Он находит свой источник света, заключающийся во внутренней гармонии: «ты - круг ослепительного света, кроме которого ничего никогда не было и нет».

Образы насекомых муравьев Марины и Николая помогают писателю изобразить строго регламентированную и иерархическую упорядоченную жизнь военных и их семей, а насекомое Сережа, таракан – цикада (в обычной жизни, вероятно, инженер), знакомит нас с жизнью типичного обывателя, который потратил ее на добывание характерного набора предметов материального благополучия. Всю жизнь он рылся в земле, устраивался, даже побывал в Америке, убедившись, что и там то же самое, и только круто изменив свою жизнь, в его случае, изменив направление рытья вверх, он выбрался на свет, стал цикадой и запел. Но жизнь уже прошла. Существование таракана под землей создает образ рутинной, приземленной жизни (буквально в земле).

В образе жука скарабея, создающего и катящего перед собой навозный шар, Пелевиным представлено понятие о вечном мире и жизни, о человеке, который стремиться жить в гармонии с миром и со временем, передавая традиции и мудрые знания от отца к сыну, от поколения к поколению. «Скарабей – это тот, кто несет древнее знание о сущности жизни», - сказал отец и похлопал лапкой по шару». В Древнем Египте скарабеи считались символами солнца и воскрешения из мертвых, ведь каждый день солнце «умирало», но утром снова появлялось на небосклоне, а скарабей, толкающий шар, который есть весь мир, поворачивался вместе с ним, «разбиваясь башкой о бетон», и снова поднимался и толкал его перед собой. «Шар покатился вперед, ноги мальчика (жука-скарабея. – Е. З. ) оторвались от земли он взлетел вверх, замер на миг в полуденной точке и понесся вниз вместе с накатывающейся на бетон навозной сферой. Падая, он понял, что шар сейчас проедет по нему Наступила тьма, а когда мальчик пришел в себя, его уже поднимала вверх та самая навозная полусфера, которая только что придавила его к бетону.

- Доброе утро,- послышался папин голос».

Один оборот вокруг шара как один оборот солнца вокруг земли. Представления древних о Вселенной проецировалось на представление о человеке (микрокосм символически равен макрокосму).

Вот таким необычным способом с привлечением образов насекомых В. Пелевин, не расписывая подробно жизнь, поступки и стремления людей, создает очень интересные, занимательные и ироничные картины, трансформируемые в сознании читателя при помощи ассоциаций и домысливания в реальную картину жизни просто людей. Как метод художественной детали, заменяя многие и многие слова, вызывает в воображении читателя, например, подробное описание какой-нибудь картины природы, так и образы насекомых с их характерными особенностями дают возможность автору создать в воображении читателя яркую картину жизни людей.

«Среда обитания», пейзаж, интерьер

Для того чтобы понять все особенности жизни человека в послеперестроечный период, когда были отвергнуты старые правила, а новые еще не сформировались и постоянно менялись, Пелевин рисует картину неустроенности и заброшенности, которые окружают людей – насекомых. Это забытые стройки, как недостроенный музей на горе в Ялте, и осыпающиеся котлованы, свалки мусора, глухие бетонные заборы, торговые палатки с некачественными и однообразными кооперативными товарами, заколоченные наглухо двери и выбитые стекла, от которых «веяло печалью», видеобар в затхлом подвале. И вместе с тем автор рисует пейзаж как прекрасный мир вокруг: море, деревья, небо, облака, которые все вместе дают ощущение радости и счастья. Вот в таком мире живут персонажи: вечный мир – прекрасен, а мир, построенный рукотворно, выглядит неуютным и неприглядным. Эти два полюса: проза и поэзия реальной жизни – способствуют раскрытию противоречивости образов героев. Например, муравьиха Марина мечтала о любви, счастливой семейной жизни, о красоте, и мир вокруг был прекрасен. « в чем именно заключалась эта красота, сказать было трудно: в предметах, из которых состоял мир, - в деревьях, скамейках, облаках, прохожих – ничего особенного вроде бы не было, но все вместе складывалось в ясное обещание счастья, в честное слово, которое давала жизнь непонятно по какому поводу». Однако внутри самой Марины этой красоты не было, она была груба, завистлива и меркантильна, без высоких душевных качеств, поэтому нора и темнота стали уделом ее жизни.

Для каждого персонажа романа, автор выделяет свою главу, в которой все художественные средства служат для раскрытия образа этого персонажа. И названия главы, и погода и время суток, внутренний интерьер и «среда обитания» - все это служит для той же цели.

В главах «Русский лес», «Третий Рим» и «Убийство Насекомого» рассказывается о комарах и мухе. Здесь пейзаж и погода, и интерьер легко узнаваемы для каждого, кто побывал летом на побережье Черного моря. Это пляж и набережная с кооперативными ларьками, рекламными щитами и поп-музыкой из репродуктора, летнее кафе и корпуса пансионата. Все реально, обыкновенно и узнаваемо, потому что на этом фоне происходит то, что стало реальностью в постсоветское время: появление «новых русских», расчетливых и жестоких дельцов, и совсем юных девушек, меняющих честь на деньги.

Жизнь муравьихи Марины начинается также в этом реальном и узнаваемом мире, но в данном случае автор приводит лирическое описание природы, которое соответствует состоянию героини – она только начинает свою жизнь и думает, как это сделать. Но, к сожалению, моделью ее жизни становится пошлый кинобоевик с красивым героем и французскими песнями о любви, который она посмотрела в кино-баре «А/О ЛЮЭС». После этого выбора меняется «среда обитания» Марины. Она вырывает нору и обустраивает ее для ожидания своего героя. Таким образом, выбранная ею модель жизни, становится как бы ее норой, что важно для раскрытия образа человека, живущего не своим умом, а по чужим правилам, не задумываясь о высоких материях (поэтому глава называется «Жить чтобы жить»). Затем Марина легко подчиняется правилам своего мужа муравья Николая, который в свою очередь подчиняется правилам «Магаданского муравейника». Всего один раз покидает Марина нору, чтобы сходить со своим мужем Николаем в театр, а затем, после внезапной смерти Николая, она уже больше никогда не выходит из своей норы и существует по правилам, которые узнает из газет «Магаданский муравей».

Жукам- скарабеям (отцу и сыну) посвящена всего одна глава, но она очень емкая по смыслу. В ней писатель говорит о вечных вопросах человеческого бытия. И среда, которая окружает этих персонажей, - густой туман. Все остальное почти не видно, потому что в данном случае неважно и потому что интерес читателя должен быть сосредоточен на том, о чем говорят персонажи. Для того чтобы раскрыть образы этих героев и дать возможность читателю понять, почему «Иа» – это «Я» и в тоже время весь мир, писатель сосредоточивает внимание читателя на разговоре отца и сына, погружая в туман окружающие предметы как отвлекающие факторы. Для понимания этих героев важно не развитие сюжета, а развитие мысли, так называемого потока сознания.

Подобным же образом поступает автор и в случае с ночным мотыльком Митей, только этого персонажа окружает темнота (хотя для других героев романа день и ночь обычным порядком сменяют друг друга). На фоне тьмы ярче сияет свет, манящий мотылька. Это и обманчивый свет гниющего пня, к которому стремятся другие насекомые, и иллюминация, высвечивающая людей на танцплощадке в виде мертвых гипсовых фигур, и два красных фонаря на горе. Темнота, в которой блуждает Митя, помогает понять его поиски смысла жизни. В темноте ему предоставляется возможность ярче видеть огни и свет и выбирать самому, куда ему лететь. Этому персонажу посвящены четыре главы романа («Стремление мотылька к огню», «Памяти Марка Аврелия», «Колодец» и «Второй мир»), что говорит о важности для автора темы поиска человеком своего «Я». В этих главах заключен гиперсмысл, труднопонимаемый и расшифровываемый с первого прочтения. Единственно, что сразу хорошо понятно и знакомо, это аллегория: свет – смысл жизни, тьма – бессмысленная жизнь и заблуждения.

Среда обитания таракана – цикады Сережи – это земля, в которой еще хуже видно, «куда ползти». Появление на свет у таракана – цикады было таким же, как и у мотылька: «он вылупился из яйца и упал на землю с дерева, в ветке которого началось его существование». Эти слова автор поместил и в главу о Сереже «Paradise» и в главу о Мите «Колодец». Но жизнь их пошла разными путями. «Цикады – наши близкие родственники – сказал Дима» [двойник Мити]. Но они живут в совершенно другом мире. Я бы сказал, что это подземные мотыльки. Там все так же, как у нас, но совсем нет света. Поэтому, когда они решают, куда им лететь, им приходится верить остальным на слово». Мотылек стремится к свету и остается над землей, а таракан стремится к сытой жизни, поэтому автор помещает его в землю, где он постоянно роется, добывая себе материальные ценности. Однако под землей нет света, и видно лишь, то что «отрыл». Единственный выбор в такой среде – это изменение направления рытья. Среда обитания таракана, в данной случае земля, загораживающая пространство и горизонт, помогает раскрыть образ человека, живущего без высоких ориентиров. В земле цикада становится обычным суетливым тараканом, стремящимся к «кормушке», поэтому он отрывает то телевизор, то холодильник, то сигареты, пиво и «бабки». И только вернувшись на поверхность, таракан может стать поющей цикадой.

В главе «Черный всадник» В. Пелевин описывает жилище художника Никиты. В нем на полу была свалена груда всякого хлама и лежал матрас, накрытый «несколькими одеялами, а поверх них была расстелена газета с целой горой плана» (имеется в виду наркотическая трава). Возле стены стоял стенд «Средства воздушной агрессии империализма» и несколько старых подрамников. Такая обстановка говорит том, что художник давно уже не пишет картин, опустился и стал наркоманом, как и его друг Максим. В. Пелевин иронично пишет, что зашедший к Никите «Максим ощутил простую и спокойную радость бытия, перешедшую затем в чувство уверенности не только в завтрашнем дне, но и как минимум в двух следующих неделях» при виде лежащей на одеяле горы наркотической травы. Отсутствие всякой обстановки в помещении, куча ненужных вещей, заброшенные подрамники, «гора плана» на одеяле и радость Максима от величины этой «горы» – это яркая характеристика деградации людей, ставших наркоманами.

Внешний облик героев

В своём романе В. Пелевин для создания образов персонажей использует также описание их внешности, причём для людей делает это очень лаконично и метко (несколько ярких штрихов – и получается реально представляемый образ), а для насекомых - подробно и красочно.

Вот, например: «хрупкие очки в чёрной оправе», кейс, мокасины, на лице «нежный загар того особого набоковского оттенка, которым кожа покрывается на других берегах» - и образ американца Сэмюэля Саккера готов. Он выглядит элегантно и привлекательно, одет легко, по погоде. А одежда Артура: тройка, кепка и галстук в жаркий день – говорят о стремлении «нового русского» быть «на уровне», но получается не к месту и даже совсем странно.

Интересно и иронично описывает автор комара Арчибальда с пункта приёма донорской крови: « на нем были тяжёлые туристские ботинки, военная рубаха и джинсы, перетянутые офицерской портупеей; в руке – зачехлённая гитара, из-за которой он походил на постаревшего итээра, собравшегося на слёт клуба самодеятельной песни». Такая внешность дает представление об этом персонаже как о человеке, опустившемся и отставшем от жизни, который стал «непонятно кем», потому что ему нравится тихая и спокойная жизнь. Он потихоньку подворовывает кровь на донорском пункте, запускает пластмассовый вертолетик, а как комар уже давно разучился летать.

Внешний вид «новых русских» значительно уступает элегантному внешнему виду Сэма, и даже в обличии комаров Артур, Арчибальд и Арнольд не могут сравниться с американским «москитом-кантатором». У этого москита была красивая «светло-шоколадная раскраска», «острый хоботок», «изящные длинные лапки и реактивно скошенные назад крылья». Поэтому и летал он очень быстро, а «новорусские» комары «каким-то бабьим брассом». Только имена у «новорусских» комаров были вычурные, с претензиями, Арнольд, Артур и Арчибальд, а внешний вид - самый заурядный: хоботок напоминал «толстый штырь» и «иглу титанического шприца», а тельце – самой неприглядной расцветки. Вот как пишет об этом автор: «Артур с Арнольдом превратились в небольших комаров характерного цвета “мне избы серые твои”, когда-то доводившего до слез А. Блока» (действительно, «нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся»).

Для героев романа, образ которых раскрывается за счёт диалогов, внутренних монологов и описания их внутреннего состояния, внешность героев обрисована очень лаконично, несколькими яркими штрихами. Так происходит в случае со скарабеями и ночным мотыльком. Сын скарабей – просто маленький мальчик, а отец – невысокий мужчина с усами в спортивном костюме. Ночной мотылёк Дмитрий представляет собой «странную фигуру в чём-то вроде серебристого плаща, край которого волочился по земле – или, может быть, это были сложенные за спиной, тяжёлые длинные крылья».

Пелевин так же кратко описывает внешность наркоманов Никиты и Максима: « в щели появилось увитое редкой волнистой бородкой лицо Никиты» и «Волкодав с сомнением поглядел на Максимову красную пилотку с жёлтой кисточкой и жирной шариковой надписью “Viva Duce Mussolini” и уже открыл пасть, чтобы гавкнуть, но увидел высокие офицерские сапоги, которые Максим тщательно начистил утром; и невольно растерялся». Даже собака была озадачена внешностью этого человека, потерявшего связь с реальностью и жившего в мире иллюзий, которые возникали в его сознании от курения наркотиков.

Для создания образа молоденькой девушки Наташи, завлекающей иностранцев, автор приводит описание её платья: зелёное, блестящее, с обманными молниями, которые не нужно было расстёгивать, со специальными тесёмками, служащими «особым приспособлением для завязывания знакомств, которым пользовались русские девушки, - даже металлические шарики на их концах напоминали блесну». Лучше не скажешь о девушках легкого поведения, вся цель которых – поразить и увлечь своим внешним видом, скрывающим пустоту внутреннего содержания. Нужно сказать, что Наташа была дочерью Марины и, соответственно, муравьихой, но она не захотела трудиться на ткацкой фабрике и стала навозной мухой «greenbottle fly», таким образом, поменяв свою внешность. Для описания Наташи в виде мухи автор не скупится на красочные эпитеты, метафоры и сравнения: «Ее лапки были покрыты темными волосками и кончались нежными розовыми присосками – словно на каждой из ладоней призывно темнело по два полуоткрытых рта, а талия была тонка настолько, что, казалось, могла переломиться от легчайшего дуновения ветерка глаза у неё тоже были зелёными и глядели немного исподлобья, а со лба на них падала длинная тёмная чёлка, из-за которой муха казалась даже моложе, чем была, и производила впечатление школьницы, нарядившейся в платье старшей сестры». При этом все красочные тропы в описании мухи также служат главной цели автора – показать завлекающую внешность персонажа как «блесну» для богатых клиентов.

Внешность муравьихи Марины такая же, как и у всех других муравьих, слетевшихся на пляж пансионата в надежде встретить спутника жизни «с их плеч свисали точно такие же сумки, как и у Марины, и одеты они были так же – в джинсовые юбки, кооперативные блузки и красные туфельки на острых каблуках». Потом, при посещении театра в Магадане, все эти муравьихи тоже были одинаково закутаны в шторы, только разного цвета и материала в зависимости от положения своих мужей. Такое описание внешности еще раз подтверждает стереотипное поведение и обезличенность героини. После возвращения в нору Марина становится большой, толстой и неповоротливой, она уже не может выйти на поверхность и ведет унылую, бесцветную жизнь. В последней главе, посвященной Марине, с названием «Полёт над гнездом врага» у этого персонажа вообще нет внешности, из-за желтой ширмы звучит только голос. Марина пребывает в двух состояниях: спит или читает газеты «Магаданский муравей». По аналогии с известным романом К. Кизи «Полёт над гнездом кукушки» и по ассоциации с желтым цветом, имеющим особое значение в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание», это понимается как ненормальное и болезненное состояние героини, живущей в кошмарном сне.

Описывая внешность своих героев, автор добивается наилучшего результата, так как не только умело использует изобразительно-выразительные средства, но и делает это дважды - и для людей, и для насекомых, что позволяет наиболее полно раскрыть характер и сущность героев романа.

Речь героев

Речевые характеристики героев играют значительную роль в романе В. Пелевина. Из их высказываний мы узнаем о том, что они думают и что их волнует. Образы персонажей, размышляющих о смысле жизни и своем месте в окружающем мире, таких как Дима и Митя, отец и сын скарабеи, в основном создаются за счет речевых характеристик. Эти персонажи постоянно ведут диалог со своими спутниками или с собой. Их речь построена на нейтральной и возвышенной лексике: свет, тьма, жизнь, смерть, мир, сущность, логика, таинство. Диалоги между Митей и его двойником Димой лишены всяких тропов и состоят в основном из коротких реплик по принципу вопрос-ответ. Автор в этом случае обращается не к эстетическому чувству читателя, а к его интуиции и интеллекту.

Глава о скарабеях называется «Инициация», что значит установка программы, отцу нужно воспитать сына и сформировать его мировоззрение. Поэтому речь отца скарабея, обращённая к сыну, наполнена не только важным смыслом, но и чувством. Она сопровождается эмоционально окрашенными словами в ремарках автора: «торжественно», «с умилением», «размышляя», «терпеливо улыбаясь». Этими словами выражается забота и нежная любовь отца к сыну. Удивительно сочетаются в диалогах скарабеев пословица и народная мудрость («жизнь прожить – не поле перейти» и «бояться не надо ты ведь мужчина, солдат») с труднопонимаемыми концепциями древнеегипетской философии. Так реальность, в которой тебя могут случайно раздавить каблуком (именно таким образом и погибает отец скарабей), сочетается с мечтами и иллюзиями человека в его стремлении к познанию мира.

Речь Наташи и Марины носит двойственный характер и выявляет лицемерие этих персонажей. Они стараются вести себя как героини красивых фильмов и говорить в этом же стиле, но на самом деле их речь примитивна и груба, с применением ненормативной лексики («гадина», «уродина», «круто», «прибабах», «корыто» - как синоним машины), что особенно проявляется в критических ситуациях, когда с этих героинь спадают маски очаровательных женщин. Желая кем-то выглядеть, Марина и Наташа немногословны, потому что это не их суть и в их лексиконе нет соответствующих слов, но речь этих персонажей льется свободным потоком, если им не нужно притворяться. Наташа, стремясь обольстить Сэма, говорит односложно или просто повторяет фразы, которые она заучила с кассеты по обучению английскому языку для знакомства с иностранцами. А у Марины для красивой жизни были только две фразы: «Пусть это будет что-нибудь оригинальное» и «Вот такие песни»( в память о французских песнях из кинобоевика).

Наркоманы Максим и Никита говорят в основном на соответствующем сленге: «забить косяк», «стремак», «чувак скурвился», «пургу метёшь». Они также применяют ненормативную лексику. Речь Максима и Никиты – явный признак деградации этих бывших художников.

Очень интересна речь американца Сэма. Он не только правильно говорит по-русски и «щеголяет знакомством с русской идиоматикой» («мать-сыра кожа») и русской историей (« никаких потемкинских деревень»), но, вообще, очень образован и профессионально грамотен, недаром у него «осмысленное и интеллигентное рыльце». В его лексиконе есть и профессиональные термины («репрезентативны», «репелленты», «маркетинг»), и просторечные слова для общения с «туземцами» «третьего мира» (« набраться впечатлений», «туда-сюда», «о черт»). Сэм говорит вежливо, уверенно и красиво. Он любит произносить романтические и сентиментальные речи, как-то: «это суровый мир, жестокий, но в то же время прекрасный», « боже, как прелестна бывает жизнь!», « повелительные удары сердца подобные сигналам, посылаемые с планеты Марс или из какого-нибудь другого мира». Интересно, что Сэм плачет при виде умирающей Наташи, однако это не мешает ему жадно сосать кровь у обитателей «третьего мира», как он называет Россию. Такое несоответствие действий персонажа с его красивыми речами в романе Пелевина звучит как предупреждение и предостережение: за красивой формой, красивыми речами может быть скрыто опасное содержание.

Ассоциативные способы создания образов героев

В своём романе для раскрытия образов героев Пелевин использует также средства, характерные для постмодернизма: цитаты, реминисценции, аллюзии, преломление и неоднозначность времени и пространства и другие художественные приёмы, основанные на ассоциации и воображении читателя.

Так в главе «Стремление мотылька к огню» приведена цитата из замечательного стихотворения А. Фета «А. Л. Бржеской» («Далёкий друг, пойми мои рыданья»), в которой говорится о творчестве, о поэтическом вдохновении, об огне в душе поэта, осветившем всю его жизнь. Для ночного мотылька Мити, стремящегося к свету и всё время обманывающегося его искусственностью, важно было понять, что свет в первую очередь нужно искать в себе самом. Свет луны, свет электрической лампочки, сверкание осколка бутылки под луной (уже двойное отражение) подменяло истинное ложным. Вместе с реминисценцией художественной делали из рассказа Чехова, ярко представляющей ночной пейзаж свечением на плотине осколка бутылочного стекла, цитата из стихотворения А. Фета служит для раскрытия и образа героя, и самой идеи произведения. Снижение эстетической ценности приведённой художественной детали (осколок стекла в романе был от бутылки водки) и помещение его рядом с позеленевшим бюстом знаменитого писателя даёт представление о ложном свете, подмене духовных ценностей материальными.

В этой же главе на странице 66 предсказывается гибель мухи Наташи на липучке в пляжном кафе, а затем, в конце романа, когда это действительно происходит, появляется Дмитрий и советует плачущему Сэму: «А если вам стало грустно, перечитайте страницу 66», - как будто на экране монитора возникает «окно» с подсказкой-советом о принятии дальнейшего решения. На этой странице Пелевин, как тонкий психолог, объясняет, что Сэм плакал от жалости не к погибающей Наташе, а к самому себе, представив себя на её месте. Удивительным образом соотнеся это объяснение с цитатой из стихотворения А. Фета, автор заключает (с помощью своего героя Димы), что поэт тоже жалел себя, уходящего из мира жизни, а не свет, что «просиял над целым мирозданьем», потому что этот свет не нуждается в жалости, он есть главное, ради чего стоит жить и что остаётся после поэта, заключенное в его творчестве. Вспомним Пушкина: «Нет, весь я не умру - душа в заветной лире»

Вообще, настроившись «на волну» Пелевина можно многое понять об образах и идее романа, но для этого нужен хороший «приёмник», в котором микросхемами и радиодеталями должны быть самые разнообразные знания читателя по литературе, истории, религии, философии и смелое воображение, позволяющее из ассоциативного ряда, создаваемого аллюзиями, цитатами, реминисценциями, трансформированным временем и пространством, уяснить авторскую мысль. Пелевин так конструирует пространственно-временные границы и стыки между ними, что читателю довольно не просто соотнести, например, то, что наркоманы, засыпая коноплю в папиросы, вместе с тем засыпают с этой травой и себя в виде конопляных клопиков. Этот художественный приём – яркая картина того, что наркоманы сами себя губят. Из норы муравьихи Марины можно попасть и на берег Чёрного моря, и на берег Охотского моря в Магадан; под землёй можно «прорыться» и в Москву, и в Америку; и все насекомые живут в разном времени: для одних день – день, для других – ночь, для третьих – вся жизнь. То есть пространство и время писатель ставит на службу создания образов и идеи произведения.

В главе о Магаданском Муравейнике «Пролетая над гнездом врага» читатель встречается с именем Достоевского, и жёлтый цвет ширмы, за которой скрывается потерявшая своё «я» героиня романа Марина, вызывает у читателя ассоциацию с жёлтым цветом, который окружает героев романа «Преступление и наказание». Эта аллюзия даёт понимание ненормальной и болезненной жизни муравьихи Марины и ведёт дальше воспоминания читателя к словам Раскольникова о его нежелании жить в обществе людей, напоминающем муравейник, в котором человек является просто винтиком и теряет свою индивидуальность. Вообще, в романе Пелевина значительное количество всевозможных ассоциативных художественных средств, которые рассчитаны на знающего читателя.

Разнообразные и оригинальные художественные средства дают возможность читателю, как в компьютерной игре, задумываться, отгадывать и принимать решение. Можно выбрать несколько ходов: прочитать, посмеяться и получить удовольствие от того, что смог понять; можно оставить свои ощущения от прочитанного на уровне догадки или, прочитав роман ещё раз, утвердиться в них; но можно перечитать произведения Достоевского, Чехова, Гайдара и Фета, с учётом взгляда на них Пелевина, а также познакомиться с древней философией Рима, Китая и Египта. И это – замечательное свойство романа «Жизнь насекомых». Предлагая читателю игру со временем, пространством и ассоциациями, Пелевин как бы приглашает его стать соавтором и, вдумываясь в образы героев, погрузиться на ту или иную глубину смысла его романа. Таким образом, происходит реализация идеи романа в действии, потому что читатель в этом случае находится в интеллектуальном и духовном движении. Очень точно сказал об этом современный писатель Марк Харитонов: «Словесная природа литературы вовлекает читателя в великое таинство – мистерию сотворчества. Значки на бумаге для всех одинаковы, но мир возникает для всякого свой – он воссоздается на пересечении с его небывалой жизнью, опытом, интеллектом, воображением».

Несомненно, что выше перечисленные художественные средства, свойственные литературе постмодернизма, в соединении с традиционными средствами дают замечательный «сплав», который наилучшим образом раскрывает идею произведения.

Художественные средства создания образов героев: аллегорические образы, «среда обитания», пейзаж, интерьер, внешний облик и речь героев, ассоциативные способы создания образов героев, служат для раскрытия темы и идеи произведения. Каждое художественное средство вносит свой вклад в создание картины жизни людей определённого времени. Взаимно дополняя друг друга, эти средства дают наглядное представление о людях этого времени. Всё описанные художественные средства помогают наилучшим образом донести идею автора до читателя, углубляют понимание и осознание этой идеи.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)