О повести Троепольского "Белый Бим Чёрное Ухо"
Есть такие книги, которые воспитывают любовь к природе, к братьям нашим меньшим.
Прочитав подобные произведения, приходишь к мысли об ответственности каждого из нас за то, что происходит вокруг. При этом важна глубокая эмоциональная отзывчивость читателя, его способность чувствовать, улавливать авторское отношение к описываемым событиям, к жизни. От появления подобных книг окружающий нас мир меняется в чём-то, становится просторнее, обозримее, светлее и добрее.
Такова повесть Гавриила Николаевича Троепольского "Белый Бим Чёрное Ухо". Знакомство с творчеством этого замечательного писателя ХХ века состоялось при подготовке к уроку внеклассного чтения в 7-ом классе, на котором обсуждались основные проблемы произведения. Свои впечатления ребята нашего класса отразили в творческих работах: попытки поэтического дара (стихотворения) и иллюстрации к повести, - которые прилагаются к работе. Не оставил равнодушным никого и одноимённый художественный фильм режиссера С. И. Ростоцкого (1977г. ), просмотр которого был организован для нас в Центральной Республиканской библиотеке. Многие выходили после киносеанса с заплаканными глазами.
На меня, как и на моих одноклассников, "Белый Бим Чёрное Ухо" произвёл огромное впечатление. Повесть вызвала сильные переживания, заставила задуматься над нравственными проблемами, актуальными и в наше время. Читая книгу о Белом Биме, мы ближе познакомились с писателем, ибо он вложил в неё самые важные и мудрые мысли о жизни, о природе, о нас с вами.
О повести в своё время много спорили. Спорили по поводу основных проблем, в ней поставленных, по поводу нравственно-воспитательного значения, по поводу самого характера гуманизма, с позиции которого повесть написана. Говорили о художественной манере Троепольского, об определённом круге тем, который становится неотделим от имени писателя. Об этом пишет и Л. Емельянов во вступительной статье к книге "Белый Бим Чёрное Ухо". Обращаясь к печальной судьбе Биме, "благородного и интеллигентного пса", Троепольский показывает "осуждение человеческой чёрствости и жесткости", утверждает мысль, что "человек лишь тогда может называться человеком, когда в основе его нравственного кодекса лежат подлинно гуманистические начала".
Повесть Г. Троепольского современными исследователями у нас мало изучена, его имя редко встретишь в библиографических и некоторых критических статьях. Поэтому предстоит самостоятельно разобраться в идейно - художественном содержании книги.
Попробуем же углубиться в художественный мир Троепольского, постигнуть его душевное восприятие мира. В данной работе хотелось бы остановиться на героях этой удивительной книги, которая уже десятилетия волнует читателя, заставляет его думать, делает чище и добрее, так как слёзы на наших глазах - это слёзы очищения. Мы проследим за "хождением по мукам" пса Биме, который на своём пути встречает самых разных людей, попытаемся ответить на нестареющие важные вопросы о жизни и смерти, о добре и зле, о достоинстве и чести. И, главный из них, - всегда ли человек имеет право называться Человеком?
Главная мысль работы, к которой я пришла в процессе исследования повести, основываясь на фактах и уже известных аргументах, - это мысль о становлении человека. Каждый из нас при желании и определённых условиях может и должен развить заложенные в нём возможности, может и должен "выделаться в человека" (Ф. М. Достоевский. ) Иначе - зачем мы на земле?
Слово о писателе и его книге
Г. Н. Троепольский становится профессиональным писателем в 1953г. , когда выходит его книга рассказов и очерков "Записки агронома". Его жизнь вместила в себе целую эпоху: ему было 12лет, когда произошла революция 1917 г. , в 15 лет он столкнулся с бойней гражданской войны; в 36лет пережил Отечественную войну. На его памяти и коллективизация, и страшная эпоха культа личности Сталина, и перестройка.
Агроном по образованию, Троепольский четверть века отдал возделыванию воронежских земель. Его первая книга вышла, когда автору было 48лет, потом он отдал предпочтение писательской судьбе - его рабочим местом стал письменный стол.
Он пишет роман "Чернозём"(1961), повесть "В камышах"(1963), очерки и рассказы, пьесу. Главной книгой Троепольского, заслуженно отмеченной Государственной премией СССР, становится повесть "Белый Бим Чёрное Ухо"(1971), которую он посвятил А. Т. Твардовскому.
Ни одно из произведений Г. Троепольского не имело столь широкого и столь безоговорочного успеха, какой пришёлся на долю повести "Белый Бим Чёрное Ухо". Многократно изданная и переизданная, воплощенная на театральной сцене и в кинематографе, она получила поистине всемирную известность и всемирное признание. Повесть переведена на десятки языков и издана во многих странах мира; её прочитали люди в Европе, и в Японии, и в Китае. В Италии в 1981 году Троепольскому присуждены две премии: "Премия Монца" за одну из пяти лучших книг для слепых детей ("Белый Бим Черное Ухо" издан шрифтом Брайля) и "Премия Банкареллино" за лучшую книгу года для детей. Писателю вручена золотая медаль "Фонда Леонардо да Винчи" (Флоренция).
Чем же можно объяснить этот редкий успех книги? В чём же его секрет?
На мой взгляд, успех повести в том, что трагедия Белого Бима, глубочайшим образом затронувшая всех, заставила задуматься над вопросами, над которыми мы, к сожалению, далеко не всегда задумываемся. Когда люди читают такие книги, их сердца не становятся каменными.
Традиции русской классической литературы в повести
В литературе можно назвать немало произведений, "героями" которых являются животные. Это и "Каштанка" А. П. Чехова, и "Белый пудель" А. И. Куприна, "Кусака" Л. Андреева, "Белый клык" Джека Лондона, "Снап" Э. Сетон-Томпсона, рассказы о животных М. Пришвина, Б. Житкова, В. Бианки, В. Белова и многих других писателей. Все они пишут с любовью о природе, о добром и внимательном отношении человека к окружающему нас миру. Писатели изображают человека и животный мир рядом, так как у них много общего.
И людям иногда стоит поучиться у животных и птиц. Трудолюбию и организованности - у пчёл. Доброте и верности - у собак и кошек. Как справедливо заметил М. Пришвин в "Кладовой солнца", "Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю".
Среди произведений о животных особенно выделяется "Белый Бим". Она написана не только во имя хорошего отношения к собакам, во спасение "братьев меньших". "Она написана во спасение человеческой души, во имя человечности", - отмечает И. Дедков.
Повесть "Белый Бим Чёрное Ухо" открыла всем традиционно российского писателя, не чуждого нравственной проповеди и, главное, имеющего, что сказать людям про то, как жить. Про то, как любить и беречь друзей, как отстаивать счастье и свободу, как не продавать совесть, как открыто и прямо смотреть в глаза друг другу, как сберегать своё человеческое братство и родство. В своем лирико-философском произведении Троепольский продолжил гуманистическую традицию русской классической литературы. История одной собаки, мастерски рассказанная писателем, проникнута верой в победу добра и правды над злом и ложью. "В моей книге единственная цель - говорить о доброте, доверии, искренности, преданности," - так сам автор определил назначение повести "Белый Бим Чёрное Ухо". Одна из главных мыслей писателя - о взаимосвязи всего живого, о гармонии, существующей в природе, мире, гармонии столь хрупкой, что её очень легко можно разрушить.
Троепольский считал, что хороший прозаик должен быть поэтом. Может быть, он имел в виду, что писатель должен видеть и понимать красоту живого мира. Нельзя не согласиться с И. Борисовой: «Троепольский относится к природе не только с любовью, но с тем огромным уважением, при котором точное знание не исключает поэзии. Одухотворённость природы для Троепольского - факт бесспорный, не боящийся точного знания».
Мир природы у писателя учит и лечит человека, помогает ему жить. Любимые герои его счастливы, когда заново открывают для себя красоту, обдуманность, целесообразность окружающего их всего живого на земле. Рисуя картины природы, автор показывает внутренний мир человека, его души. Так, рассказывая о первом подснежнике, который "такой маленький, но героический, такой тихий, но до того напористый, что, кажется, именно его испугались последние заморозки, сдались, выбросив ранней зарёй белый флаг последнего инея на опушке", сравнит с ним людей "незаметных", но с огромной душой, вмещающей "в себе всё лучшее", что есть в человечестве - доброту, простоту, доверие.
Верность другу
Уже из первых глав мы узнаём о том, что герой повести Троепольского - старый журналист, пенсионер Иван Иванович Иванов, человек одинокий (в войну он потерял сына, совсем недавно любимую жену) и больной (с войны он носит в груди осколок) взял щенка. Это обстоятельство вполне заурядное, и автор об этом рассказывает действительно просто, без каких - либо художественных ухищрений. Сам Иван Иванович - страстный охотник, любитель и знаток природы. Общение с собакой становится для него источником разнообразных размышлений и переживаний, как горестных, так и радостных, иногда самых обыденных и противоречивых, порой возвышенных, драматических и неожиданных в своих выводах. Свои мысли о Биме Иван Иванович так и определяет - "о собаке, о себе".
Вот одна из записей Ивана Ивановича: "Мы с ним на разных ступенях развития, но очень и очень похожи. Природа творит по устойчивому закону: необходимость одного в другом; начиная с простейших и кончая высокоразвитой жизнью, везде этот закон. Разве мог бы я вынести столь жуткое одиночество, если бы не было Бима?"
Забавный щенок с необычной для его породы окраской вскоре становится прекрасным спутником Ивана Ивановича на охоте с волком. Сотрудничество одного существа с другим, необходимость одного в другом, часто лежащая где-то в глубине, а не на поверхности, Г. Троепольский обнаруживает здесь в простом и неожиданном повороте.
"Волк, огромный серый волк. подпрыгнув на всех четырёх ногах, резко, всем корпусом не поворачивая шеи, обернулся на выстрел и. стал. Широкий мощный лоб, налитые кровью глаза, оскаленные зубы, красноватая пена. Бим боялся брата, волк не боялся его даже смертельно раненный. " К трупу волка Бим не подошёл, "а наоборот, нарушив все правила, волоча за собой поводок, отошёл метров на тридцать подальше, лёг, положил голову на жёлтые листья и дрожал в лихорадке. Белки глаз были кроваво-красные. Бим, свернувшись калачиком, суровый, красноглазый, пораженный и зараженный волчьим духом".
Но сколько ни скитался Бим, как ни гнали и ни калечили его, волчий дух, неожиданно проснувшийся, заговоривший в нём, не взял над собакой власть. И сколько бы его ни мяли, ни били, в его глазах не появился волчий блеск. Пройдя через зло и жестокость, он остался самим собой, хотя, казалось бы, новый образ толкал его к одичанию. "Может быть, могучий волчий дух преобразовался здесь в преданность и устойчивое благородство; неистребимы оказались в Биме эти качества, которые заложены были в нём самой природой, а Иваном Ивановичем разгаданы, очищены, развиты и тем самым закреплены," - отмечает И. Борисова. Переосмысливая слова И. Борисовой, убеждаемся, что Иван Иванович воспитал в Биме доброту и веру в человека. Наверное, те же качества воспитал бы он в сыне. Иван Иванович - человек большой души, и неудивительно, что собака добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве. Духовный облик рассказчика сказался на всём строе повествования, придав ему безупречную благородную ценность и красоту.
Вспомним сцену прощания Ивана Ивановича с Бимом. "А Бим прижался к другу плечом и лизал ему шею, лицо, руки. Бим сел у носилок и положил на них лапу. Иван Иванович пожал ему лапу: "Ждать, мальчик. Ждать". Вот этого Бим никогда не видел у своего друга, чтобы вот так горошинами скатилась вода из глаз". Согласитесь: это прощаются друзья. Они чувствуют ответственность "друг за друга". И помня отношение к себе хозяина, Бим доверчиво идёт к людям, когда Ивана Ивановича забирают в больницу.
У Троепольского на страницах книги есть такое замечание: "Когда собакам больно и тоскливо, они умирают". Биму было и одиноко, и больно, и тоскливо. Но он не умер. Почему? Потому что собаке приказано было ждать. "Ждать. Ждать и друг придёт". Теперь это стало целью жизни Бима.
Бим среди людей большого города
Много знает русская литература знаменитых "собачьих" и "лошадиных" историй, но такой всё-таки не знала. История это редкой поэтической силы, боли, печали и простоты.
Приключения Бима - это цепь новелл, в каждой новая грань познания жизни. Мимо проходят люди, задевая собаку самым краешком своего существования, и в этих встречах мгновенно и ясно проявились нравственные качества. Хотя собака является одним из самых давних друзей человека, всё-таки она - животное. И поведение её в городе обусловлено различными обстоятельствами, целиком зависящими от человека.
Разных людей встречает Бим на своём пути. Попробуем их разделить по простому принципу: на добрых и злых, на хороших и плохих. Добрые люди - это Даша, Матрёна, Толик, Алёша и его отец, и конечно, Иван Иванович. А злые люди: серый дядька, «дебелая» бабёнка, зловещая тётка, человек с мясистыми губами. И если присмотреться к этому списку, то заметим, какая вырисовывается закономерность: всех друзей Бима писатель называет по именам, а у его недругов только клички, прозвища. И в этом выражается отношение автора к своим героям.
К сожалению, на земле ещё существует зло - такова горькая истина. Порой его становится так много, что кажется, вот-вот оно поглотит своей огромной пастью нежное, трепетное добро. Люди обижают друг друга, оскорбляют, применяют физическую силу. И это среди людей! Это похоже на мир зверей, где беспощадна борьба за существования. Нет имён у обитателей мира зверей, есть только "мясистое лицо", "отвислые губы", "серый дядька", "дебелая бабёнка", "зловещая тётка".
А что же Бим? В его мире всё наоборот, потому что в этот мир из жизни людей (в этом заслуга Ивана Ивановича) перенесены понятия о добре, справедливости, гуманности.
Истории животных, попавших в беду по вине человека, всегда мучительны. Душа болит, когда читаешь строки об их страданиях. Может, больно оттого, что мысленно человека на место той собаки "подставляешь?". Но именно из-за собаки душа разрывается, потому что обижают живое бессловесное существо, не способное ничего объяснить и защититься. Начинаешь понимать, что люди лучше всего проверяются, когда предстают в подлинном своём облике, по отношению к слабым и беззащитным. Тут-то они таковы, какие есть, со всем своим гуманизмом, словесным и реальным.
Невозможно оставаться равнодушным, читая сцену избиения Бима: "Бим на секунду потерял сознание, задрыгав лапами, но быстро опомнился. Болело всё от побоев, стучало в голове и сильно тошнило, сил не было". Вот этот мир; здесь травят, преследуют, предают, убивают. Но что самое страшное, они при этом ещё и прикрываются законам, считая, что защищают святые идеи, борются за истину, утверждая справедливость. И таких примеров в тексте немало.
Человек с мясистыми губами: "Безобразие!. Кругом грипп, эпидемия, рак желудка, а тут что?- тыкал он всей ладонью Бима. - Тут массы студентов, народа, в гуще тружеников сидит живая зараза".
Серый: "Я лично написал заявление, чтобы её изловили и уничтожили. Так подсказывает мне совесть".
Жестокое, холодное, бездуховное начало действует не только через Серого и Тётку, через родителей Толика, но прорывается дурным стечением равнодушных обстоятельств, искушая, испытывая Бима, его "всепрощающую дружбу", преданность человеку сытым углом несвободы, насилием, обманом, предательством. Как же сейчас не вспомнить слова Троепольского: "Я за то, чтобы писать обо всём. ". Не из-за этой ли звериной злобы льются "человеческие" слёзы Бима? В сцене, где Бим плакал над письмом Ивана Ивановича, забываешь, что это собака; так это было человечно.
Но ведь нельзя сказать, что всё вокруг поглотила злоба. В "Белом Биме Чёрное ухо" у Троепольского много отзывчивых, прекрасно изображенных, добрых людей, от которых светлеет в душе. Климу, Тётке, Серому - всем этим людишкам, живущим по законам социального паразитизма, писатель противопоставляет честных, благородных людей, людей труда, людей, для которых доброта и готовность помочь в беде так же естественны, как и потребность честно трудиться на благо общества. Для жизни именно с ними и был создан благородный, интеллигентный Бим. И этим добрым людям автор даёт человеческие имена: Даша, Толик, Матрёна.
В жизни гораздо больше хороших людей, чем плохих. Это убеждение не оставляет ни на минуту даже несчастного Бима. И, несмотря на то, что люди вроде Клима, Тётки и Серого всё ещё встречаются и не столь редко, все же существенного влияния на жизнь они оказать не смогут, хотя бы уже потому, что они ясны для всех. Но зло многолико, и многие из этих ликов распознать бывает далеко не просто.
В повести есть ещё и третья категория людей. Это равнодушные люди. Они страшны, они опасны. Они во многом виноваты в том, что процветают зло, жестокость. Они не злые, но и добрыми быть не могут.
Жестокость людей идёт от их равнодушия, а равнодушие - это духовная смерть, когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому горю. Равнодушие приводит к разобщению и одиночеству, а это уже свидетельство распада жизни.
К категории равнодушных относится отец Толика - Семён Петрович. По натуре своей он человек не злой. По-видимому, занимает определённое общественное положение, хорошо образован и достаточно умён, чтобы понимать, что есть добро и что есть зло. Семён Петрович считает себя человеком порядочным и вроде бы стремится быть таковым, но оказывается орудием зла. И дело тут не только и не столько в его безволии, в неспособности противостоять дурному влиянию жены. Существеннее другое: сама эта неспособность к противодействию есть не что иное, как обыкновенная нравственная трусость, эгоистическое стремление, во что бы то ни стало, любой ценой оградить свой моральный уют, и в это "любой ценой" и входит его потенциальная готовность быть использованным в интересах зла. Неспособность противодействовать злу, незаметно переходя в попустительство, также незаметно, но закономерно приводит к соучастию в злом деянии. Не желая ссориться с женой (т. е. оберегая свой моральный уют), Семён Петрович не только позволяет осуществиться её злой воле (попустительстве злу), но и придумывает себе целую философию, в которой демагогически - гармонически сочетаются и добрые намерения, и сознательное оправдание своего жестокого поступка по отношению к Биму, и лукавая убеждённость в том, что жестокость совершается во благо Толику, и. ещё одно жестокое чувство - всячески заглушаемая, но вполне осознанная готовность примириться с тем, что Толику будет нанесена тяжёлая душевная травма. То, что взрослые могут быть добры, а могут быть и бессмысленно жестоки по отношению к животному миру, увы, не открытие. Повесть говорит нам о большем - о том, как можно больно ранить душу ребёнка, не желая этого, даже не отдавая себе в этом отчёт. Дети становятся жертвами этого же равнодушия, непонимания, злобной мелочности, от которой пострадал и Бим. И часто виновниками этой боли становятся близкие ребёнку люди, желающие ему только добра. Родители Толи никакого зверства как будто не учинили. Толя, к счастью, не узнает о том, как отец вывез Бима в лес и привязал его там к дереву, положив рядом кусок мяса. Но это отдалило мальчика от родителей, он стал молчаливым дома и в школе, замкнутым, настороженным к близким. Хотя семья Толика вроде бы порядочная, интеллигентная. Но интеллигентность в подлинном смысле этого слова - это не только умственный труд, не только образованность и воспитанность. Это ещё (и, прежде всего!) тонкая нравственная развитость, духовность мыслей и чувств, выражающаяся в первую очередь в глубоком уважении к людям. Этой-то духовности как раз и не хватает семье мальчика. Мать Толика - примитивная и глупая мещанка, духовный уровень которой лишь немного выше, чем у Тётки. А отец - человек душевно ограниченный.
Ещё живуче представление о том, что позаботиться о ребёнке - значит сделать так, чтобы он был одет, обут, напоен, накормлен. Всё остальное - детская блажь, возрастное. С годами приходит, с годами и уходит. К сожалению, мы нередко встречаем такое в нашей жизни. В конце повести Семён Петрович чувствует нечто вроде раскаяния. Но источник этого чувства, на мой взгляд, не заговорившая вдруг совесть, а простое и глубоко эгоистическое опасение, как бы сын не утратил уважение к родителям, столь жестоко его обманувшим, и не "отбился от рук".
Рассказывая о трагической истории собаки, Троепольский размышляет о преданности, мужестве, чистой совести и любви. В жизни собаки, как в зеркале, отражаются человеческие поступки, все злые и добрые стороны, всё плохое и хорошее.
Кажется, что Толик мог бы быть похожим на своего отца. Но когда Толик узнал о беде Бима, не мог оставаться в стороне. Он ходит по городу, ищет Бима. И маленький герой всё-таки найдёт собаку, но недолго будет с ним. Почему? Может быть, Толик оказался слабым, у него не хватило стойкости, а может, он просто струсил перед злом. Бим ищет человеческое тепло, а находит зло. Собака покоряет нас верностью, преданностью и привязанностью, когда без друга не можешь ни есть, ни пить, а только можешь ждать, любить, надеяться. Бим взволновал нас тем, что, пройдя через зло и жестокость, он остался самим собой.
Следы Бима на земле
Финал повести трагичен и торжествен. И в то же время возвышенно просветлел и лиричен.
Несмотря ни на что, Бим всё ещё верил людям. Он сам пришёл к ним. И умрёт у обитой жестью двери железного фургона собачников. Бим, как человек, привык, что рано или поздно двери открываются. Но иногда они открываются слишком поздно.
Собака, лишившаяся своего хозяина и погибшая от бездушия одних людей и беспомощности других, умирает. За свою короткую четырёхлетнюю жизнь Бим прошёл через многое: он познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился, и всё шёл с единственным желанием найти своего друга. Он верил нам, людям, и этим учил доброте.
Бим в конце повести хотя и умирает от долгих мучений и тоски по Ивану Ивановичу, но жизнь свою он не прожил бессмысленно. Его короткая жизнь отразилась добром на судьбах многих. Следы Бима остались на земле, потому что это самая добрая, терпеливая, преданная, целеустремлённая, умная собака.
Бим свёл в жизни двух друзей - Алёшу и Толика, которые искали его, когда он скитался в поисках друга. Он пробудил в душе "малого Ивана" благородные чувства, до того дремавшие под грузом повседневных житейских забот. Бим повлиял и на родителей Толика, растопив лёд эгоизма. Они разрешили сыну держать дома собаку. А ещё Бим подарил дружбу обоих мальчиков Ивану Ивановичу, и таким образом помог найти ему новых знакомых. Иван Иванович ощутил в себе, в той пустоте, которая осталась после потери друга, теплоту. Не сразу догадался, что это такое. А это были два мальчика – Алеша и Толик. Их привел к нему, сам того не ведая, Бим. Да и много еще всяких хороших и добрых дел суждено совершить собаке.
Бим не символ, не знак, а настоящая судьба, о многом человеческом нам говорящая, взывающая к человеческому вниманию, к себе, к участию, к защите, наконец. Мы переживаем горькую судьбу Бима не меньше, чем человеческую. И как бы подтверждающее своей трагической судьбой, что мир человека и природы един, и трогать, бить по одной из этих неделимых частей - значит, бить по целому, бить по самому себе. Вот где не просто идея, а нравственная сила многозначащей повести.
Повесть о Биме Гавриил Николаевич Троепольский назвал "трагическим романом о собачьей жизни". Но, более всего писателя, однако, интересуют люди:
Ведь пока они спешат по улицам города, их едва можно заметить, отличить в толпе друг от друга. Но как только на их пути возникает Бим, их как бы можно проверить, увидеть каждого в отдельности".
Человек приходит в этот мир радоваться и удивляться жизни, чтобы творить добро.
Кажется, что доброта - это неотъемлемая часть каждого человека. В жизни это далеко не так.
Много разных людей встречает Бим. Собака становится своеобразным эталоном, проверяющим их человеческие качества. Исходя из этого, героев Троепольского мы поделили как бы на добрых (хороших) и злых (плохих) людей. Выделили ещё и категорию равнодушных, благодаря которым во многом процветают зло, жестокость. При этом следует отметить авторское отношение к героям: всех друзей Бима писатель называет по имени, а у его недругов только клички.
Наблюдая за странствиями собаки, мы убедились, что Бим - умный, добрый и преданный пёсик, потому что хозяин его Иван Иванович воспитал в нём доброту и веру в человека. Очеловечивая страдающих животных, автор по контрасту показывает утерявших человеческое в себе людей. Речь идёт о Сером, о Тётке, о Климе. К сожалению, эти люди на страницах повести выглядят в сравнении с Бимом черствее, ограниченнее. И собака преподаёт нам урок человечности.
Человек почему-то перестаёт быть Человеком, а больше напоминает дикаря. Иначе как объяснить его жестокость? И больше всего страдают те, кто не может постоять за себя, кто беззащитен, те, кого приручили и за кого в ответе.
Пытаясь разобраться в идейно-художественном содержании повести, мы извлекли из неё важные и нужные каждому из нас нравственные уроки.
- Не быть жестоким по отношению ко всему живому на земле.
- Стать чище, гуманнее, добрее, чтобы можно было гордиться званием Человека.
- Доброта и способность к состраданию не должны у человека знать границ.
- Не проходите мимо, когда на ваших глазах торжествует зло, равнодушие. Ведь человек, это, прежде всего, великодушие, доброта, теплота.
И, несмотря ни на что, человек всегда остаётся человеком, сыном природы и её защитником.
И как бы далёк ни был он от неё, забравшись в "каменные клетки" своих многоэтажных домов, он старается удержать возле себя всё живое на земле - цветы, аквариум с рыбками, птиц, хомяков и. собак.
Комментарии