Царицынские гимназии в конце XIX века: развитие в воспитанниках чести и правды
Сегодня повсеместно ведется поиск новых моделей школ и альтернативных моделей школ и альтернативных учебных заведений. Но при открытии лицеев, гимназий часто допускается поспешность, гигантомания. Немало и других вопросов.
А ведь не мы решаем их
Старая гимназия давала воспитанникам крепкие знания. Они отлично овладевали иностранными языками, отличались воспитанностью, интеллигентностью. «Новое», как известно, - это хорошо забытое «старое». И мы возвращаемся к педагогическому наследию прошлого, чтобы продвинуться вперед, взойти на качественно новую ступень образования.
В 1868 году открылась Усть-Медведицкая мужская гимназия, а в Царицыне их было пять.
13 сентября 1875 года – день открытия Царицынской мужской прогимназии. После молебна и освящения классных комнат инспектор прогимназии А. Д. Иноземцов обратился к родителям с просьбой о содействии в многотрудном деле воспитания. Он заявил: «Влияние школы будет мертво, если она пойдет сама по себе, а домашняя жизнь учеников – сама по себе». Облик гимназии сложился не сразу. Из многих городов России были приглашены квалифицированные преподаватели, при активном участии горожан было построено новое красивое и просторное здание. Наполняемость классов была небольшой. Из 57 человек, подавших прошения, выдержали испытания и приступили к занятиям 49 учащихся: 23 – в приготовительном классе, 16 – в первом и 10 – во втором.
В 1878 году прогимназия была преобразована в шестиклассную. В 1883 году продвинулась еще на одну ступень: стала полной гимназией с восьмилетним сроком обучения при наличии приготовительного класса. Может быть, и сейчас не следует торопиться с открытием гимназий, а провести серьезную подготовительную работу. Пусть школы посоревнуются между собой, подготовят и подберут кадры, создадут необходимую материальную базу, В честь посещения Царицына наследником престола гимназии было присвоено наименование Александровской. Ее директором был утвержден Д. Т. Третьяков.
Каковы же источники содержания гимназии? Из документов следует, что 6650 рублей выделило государственное казначейство. 8000 рублей ежегодно выразили готовность жертвовать Царицынское Городское общество и уездное земство, 40 рублей за обучение в гимназии платили сами учащиеся.
Впечатляет цель, поставленная гимназией: «Развитие в воспитанниках чести и правды, внушение уважения к закону и вообще воспитание их в истинно патриотическом духе при религиозно-нравственном направлении», - читаем в одном из постановлений педагогического совета. В другом постановлении в качестве рекомендации записано, что наиболее предпочтительным средством воспитания является гуманное обращение с воспитанниками, живое участие ко всем их нуждам. Документы свидетельствуют, что преподаватели гимназии старались следовать этим рекомендациям. Так, на заседании Педагогического совета 8 марта 1879 года было принято постановлении учредить Александровскую стипендию. Чтобы накопить для этого необходимый капитал, преподаватели решили в течение 4-х месяцев жертвовать 5 % своего денежного содержания. Вторая Александровская стипендия была учреждена на проценты, собранные представителями рыбных фирм. Учреждена было и третья Александровская стипендия на пожертвования представителей керосиновых и соляных фирм.
Стараниями горожан было создано общество вспомоществования нуждающимся воспитанникам Царицынской Александровской гимназии. Его поступления с 1880 года по 1 января 1900 года составили значительную сумму: до 10600 рублей. Из этих средств вносили плату за обучение, покупали учащимся одежду, обувь, учебные пособия.
Преподаватели гимназии – высокообразованные, уважаемые в городе, хорошо обеспеченные люди. Работая в гимназии, некоторые из них вели серьезную работу. Сохранилась опись: «Литературные труды лиц, состоящих ныне на службе при Царицынской Александровской гимназии». В ней указаны следующие публикации преподавателя истории и географии Н. А. Соловьева; «Памиры и верховье Аму-Дарьи» (в журнале «Естествознание и география»); «Из дел, хранящихся в архиве Царицынской городской управы и относящихся к концу ХVIII и началу ХIХ столетия» ( в трудах Саратовской ученой комиссии); «Главнейшие принципы и черты организации благотворительности в Англии» и другие публикации а местных и центральных изданиях.
Известно, что в гимназиях до 40 процентов учебного времени отводилось на преподавание латинского и греческого языков. Большое внимание уделялось так называемым новым языкам: французскому и немецкому. На изучение русского языка, литературы, географии, истории времени оставалось мало. Физика и математика занимали 16 процентов учебного времени, а химия вовсе не была включена в учебный план. Не выделялось недельных часов на гимнастику.
24 ноября 1899 года Педагогический совет гимназии принял решение: сократить продолжительность урока на 5 минут, к полученному таким образом времени присоединить получасовой промежуток большой перемены и 50 минут ежедневно употреблять на занятия гимнастикой.
Домашние письменные работы учащимся по русскому языку до 5 класса включительно учебный план не предусматривал. Зато классные упражнения в виде диктанта, изложений и сочинений на темы, заимствованные из произведений классической и отечественной литературы, проводились еженедельно. Вот темы некоторых из них: « Царь Борис по произведению А. С. Пушкина «Борис Годунов», «Изображение событий из отечественной истории 1812 года русским писателем Жуковским, Крыловым, Лермонтовым», « Влияние географических открытий на исторические судьбы русского народа», «Знание есть лучшее богатство», «Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни», «Неуважение к предкам есть первый признак невежественности» (Пушкин), «Что такое патриотизм и почему его не всякий имеет?», «Чем русский человек может гордиться в своей истории?».
Среди воспитанников гимназии до 50 процентов было детей дворян, духовенства, чиновников. В то же время она не замыкалась ни от кого, имеющего средства учиться, давая «полную равноправность и доступность образования». Это обстоятельство позволило пойти в гимназию наиболее способным представителям народа, от крестьян до разночинной интеллигенции и служащих. Большинство учеников гимназии жили у своих родителей или родственников. Однако некоторые из них (около 20 процентов) проживали на квартирах у частных лиц, получивших разрешение директора. Наблюдение за жизнью таких учеников вели классные наставники и их помощники. Посещал квартиры учеников и лично директор гимназии
Здание Царицынской Александрийской гимназии было одним из лучших в городе (на углу улиц Александровской и Успенской). Общая площадь составляла 227 кв. сажень! На первом этаже жил директор гимназии, занимая 6 комнат (55кв. сажень). Рядом находились квартиры помощников классных наставников. Широкая металлическая лестница вела на второй этаж, где размещались классные комнаты, библиотека, канцелярия. За высокой парадной дверью открывался светлый торжественный актовый зал с портретами на стенах, огромной сверкающей люстрой, блестящим паркетным полом. Здесь проходили выпускные экзамены, устраивались торжественные акты, литературные беседы. Часто разыгрывались гимназические спектакли, звучали песни и музыка. Привлекала внимание помещенная на стене мраморная доска с надписью золотыми буквами: «1877 года декабря 30 дня Царицынская Городская Дума, желая почтить заслуги Городского головы Ивана Васильевича Мельникова на пользу образования в г. Царицыне постановила: на память потомства записать о сем на мраморной доске, которую поставить в актовом зале мужской прогимназии».
При гимназии держали испытания и те лица, которые изучали курс наук самостоятельно: на звание учителя сельского и городского приходского училища, уездного и домашнего учителя.
Не обделяли вниманием Царицынскую Александровскую гимназию высшие правительственные чины. Так, в книге о посещении гимназии почетными гостями читаем имена члена Государственного совета графа Лорис-Меликова М. Т. , начальника Саратовской губернии Галкина-Врасского М. Н. (присутствовал на уроках географии в 4 классе и русского языка в 3 классе), Самарского губернатора Свербеева А. Д. (присутствовал на уроке русского языка в 4, немецкого и французского языка в 3 и чистописания в 1 классе). К сожалению, в нынешнее время мало кто из первых руководителей бывает в школе. Вспоминаются в связи с этим слова известного педагога, завещавшего миру золотое правило: «Реформы в жизни взрослых надо начинать в душах детей».
Окончившие Царицынскую Александровскую гимназию принимались в университеты России без экзаменов, по конкурсу аттестатов. Сохранились краткие сведения о лицах, окончивших курс гимназии в 1899 году. Все десять выпускников этого года продолжали образование в высших учебных заведениях: в Санкт-Петербургской Военно-Медицинской Академии, в Санкт-Петербургском Технологическом институте, в Московском, Варшавском, Казанском университетах.
Конечно, не все из старой гимназии с ее зубрежкой латыни и греческого языка может быть нами воспринято, Неприемлем и формализм, нетерпимое отношение к слабым учащимся. Вот, например, результаты переводимых испытаний за 1876/77 учебный год: из 34 учащихся приготовительного класса переведено в первый 23, оставлено по малолетству и малоуспешности 10, один исключен; из 24 учащихся I класса переведено 18 и оставлено 6; из 20 учащихся II класса переведено в третий 18, оставлено 2; из 10 учеников III класса переведено в четвертый 9, оставлен 1. Из этого видно, что даже в начальных классах многие и многие учащиеся не усваивали программу и оставлялись на второй год обучения.
Думается, однако, отбросив положительный опыт старой школы, многое мы потеряли. Настала пора оглянуться, вспомнить то, что поможет возродить общечеловеческие ценности, идеала добра, гуманизма в наших учащихся.
В конце ХIХ века усилилась обеспокоенность общества состоянием женского образования в нашем крае. В 1892 году на 200 человек женского населения в Саратовской губернии приходилась лишь одна грамотная. Исключение составлял Камышинский уезд с преобладающим немецким населением, где из 100 женщин 70 были грамотными.
«Грамотная мать- грамотная семья. Именно девочек следует как можно старательнее обучать, ибо нельзя сделать грамотным и сколько-нибудь культурным народ, не имеющий грамотных матерей»,- читаем в документах Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности.
Все больше девочек стало учиться не только в церковно-приходских и земско-общественных школах, но и в гимназиях. 28января 1877года в Царицыне открылась 1-я Мариинская женская гимназия, где начальницей была А. Ф. Колчина. Вскоре приняли учениц и другие женские учебные заведения города Царицына: 2-я и 3-я частные А. М. Стеценко и 4-я женские гимназии. Плата за право учения составляла 55 рублей с городских и 75 с иногородних учащихся. Женские гимназии были открыты в Дубовке, Камышине, Урюпинске.
Каждая женская гимназия имела платье определенного цвета:
1-я гимназия - коричневого
2-я гимназия - василькового
3-я гимназия - серого
4-я гимназия - темного зеленого.
Комментарии