Память о войне. Война глазами детей
Память о войне
Во время Великой Отечественной войны наша Кировская область оказалась далеко в стороне от линии фронта и ведения боевых действий. Но жители края полностью испытали на себе все военные тяготы, ведь и от работы тыла во многом зависела будущая победа. Большинство промышленных предприятий Вятского края в дни войны выпускало продукцию военного назначения. Они производили оружие, боеприпасы, обмундирование. К ним присоединились более 20 эвакуированных из западных городов военных заводов. На этих предприятиях работали заменившие ушедших на фронт мужчин женщины и подростки, которые организовали патриотическое движение под лозунгом « Заменим мужей, сыновей, отцов и братьев на производстве». Большой вклад в дело разгрома врага внесли труженики села. За руль тракторов, комбайнов, автомашин также сели женщины и подростки. Во время полевых работ они трудились от зари до зари, а нередко и в ночное время. Днём работали на комбайнах, ночью прицепляли плуги и пахали. Спали по 3-4 часа в сутки. Учителя возглавляли бригады школьников, работавшие на колхозных полях. В пионерских отрядах создавались тимуровские команды, помогавшие семьям фронтовиков. Фронту помогали все - от мала до велика.
В этой работе речь пойдёт о жизни в военный период детей-подростков. Она создана по материалам воспоминаний учителей-ветеранов. Новизна исследования заключается в том, что впервые эта тема рассматривается применительно к жителям посёлка Нижнеивкино, которые в послевоенный период связали свою жизнь с педагогической деятельностью в нижнеивкинской школе.
Воспоминания Р. И. Пелевиной
Раиса Ивановна Пелевина достала тетрадь своих военных воспоминаний и, прочитав её нам, подробно рассказала о некоторых интересных случаях. Было заметно, что воспоминания даются ей очень тяжело.
Раиса Ивановна Пелевина родилась в 1932 году. Во время войны жила в деревне Кукушка Советского района, училась в школе (со 2-го по 5-й класс). С 1951 по 1987 год работала учительницей русского языка в Куменском районе – 15 лет в Кырмыжской, 21 год в Нижнее-Ивкинской школе.
Когда началась война, Раиса Ивановна училась во втором классе. На фронт ушли ее братья и зять, отца не взяли по возрасту. Брата Шуру призвали 1 мая 1942 года, ему было 18 лет. Отец не разрешил в этот день остаться дома, т. к. дочка участвовала в концерте, нельзя же его срывать и дети идут в школу за 5 километров, а брат уезжает и больше его никто не увидит. Не осталось даже ни одной фотографии!
Семья была большая – 9 человек, из них 7 – дети. Жить было очень трудно. Особенно тяжело было с питанием. Хлеб ели с примесью клеверной муки и щавеля, да и то он считался хорошим. Дети у родителей побогаче носили в школу белый хлеб, а т. к. Раиса Ивановна была умным ребенком, то некоторые ребята просили ее дать списать домашнее задание, за что она получала от них это лакомство. С ранней весны носили с вятских лугов дикий лук на пироги, пестики (хвощ), летом ягоды и грибы. Старшие в семье работали, а младшие дети (в том числе и Раиса Ивановна), должны были вымыть утром посуду, прожарить чисто вымытые горшки под молоко, вымести пол, насобирать ягод к обеду, наносить с ключа воды, сварить ужин, т. е. выполнить всю посильную работу, только не доили корову, потому что мама боялась, что маленькие девочки могут ее испортить. В деревне 5-6 семей были многодетными, вот с ними и водились – бедные с бедными. В колхозе работали с 5-го класса, ходили на прополку и сенокосили. Сенокос дети ждали как праздник. Во время него готовился общий обед (суп в котле), делили его на работающих, но у какой же матери поднимется рука съесть самой, если у каждой 2-3 малыша ждут этого лакомства. К сенокосу резали колхозного быка и растягивали это лакомство на весь сенокосный период. На Октябрьский праздник собирались все в конторе, говорили речи о трудолюбивых женщинах. Потом был обед. Женщины вино не пили.
Жили очень бедно. Ткали холст, из которого шили рубашки, юбки, фуфайки, сумки для книг тоже были холщовыми. Матрацы делали из соломы. В одеяла простегивали кудель. Посуду ремонтировали, кузнец ее паял. Сломанные горшки обмазывали тонкими полосками бересты. На ногах носили лапти, хоть и был в деревне чеботарь (сапожник). Ложки были деревянные, вилок всего 3-4. В бане мылись из деревянных шаек. Варили мыло из кишок и канифоли, которое ужасно пахло, но все-таки было мылким. Делали щелок. Прясть в семье умели все.
Две семьи в деревне даже нищенствовали. Дети у них не учились, не в чем было ходить в школу. А родители все равно работали.
Электричества и радио не было, газеты получали две семьи.
Отец был председателем, всегда на работе. Он сам из лукошка вручную засевал поля, научил сеять ребят-подростков (лошадей в сеялки не хватало), на сенокосе метал стоги, возил хлеб, который молотили по ночам. Очень помогала ему бригадир Нюра Крупина, которой было всего 18 лет. Не начальники это были, а организаторы дел, их любили и боялись ослушаться, все видели, как им нелегко и шли работать от мала до велика.
Жили дружно. Не было спичек – бежали к соседям за углями, если у них топилась печь. В деревне был только один паровой утюг, его трудно было найти, т. к. ходил по людям, старики вдовам насаживали топоры, точили пилы и т. д. Жили, открыто, радовались и горевали вместе.
Вскоре начали приходить похоронки. Летом 1942 года погиб под Смоленском муж старшей сестры Кати – Гриша. Отец заехал за ней в поле, на лошади привез ее домой, она плакала навзрыд и все остальные тоже. Раиса Ивановна хорошо помнит свадьбу Кати в 1938 году, Гришу – гармониста и балагура. Сестра научила ее вязать кружева, когда она пошла в 1-й класс, сама шила на машинке, вязала на спицах. 24 года ей было и она уже вдова. Остались двое детей и свекровь – бабушка. Катя всю войну проработала на мужских работах – на жатке, на косилке, на сеялке, все с лошадьми! И так ее жаль, как и других молодых женщин не узнавших счастливой семейной жизни. Погибли у Раисы Ивановны и 2 брата, но гибель зятя Гриши и жизнь сестры в бедности и одиночестве не забыть никогда.
Самый радостный день, конечно, 9 мая 1945 года. В школе митинг. Директор Мусихин Семен Иванович (раненый в голову около глаза, очень его жалели и любили его предмет – историю) говорит речь, все плачут, а громче всех, никого не стесняясь, Нина Смирнова, девочка из 7-го класса. У нее погиб отец и мать убила молния, а детей, кроме нее еще трое. Уроки в этот день отменили, всех школьников отправили по домам – сообщить о победе. Как радостно дети кричали у первого дома своей деревни: «Михайло, война кончилась!» Он что-то строгал, услышав, присел и заплакал. У него погибло 4 сына. В деревне, конечно же, радовались, но из 18 человек, ушедших на фронт, вернулось четверо, все инвалиды.
Послевоенный 1946 год был очень тяжелым. По- прежнему было голодно. Старшая сестра закончила медучилище и уехала работать в Зуевку. А дети горевали о том, что уж никто не принесет им белого хлеба из Советска (белым называли ржаной хлеб, который сестра получала по карточкам).
Раиса Ивановна очень расстраивается, что современная молодежь боится трудностей, часто бывает равнодушной: «Не понимаю, почему молодежь хандрит – видишь недостатки – борись, ты молод, но леность во всем – это опасно и страшно. Я в свои молодые годы не видела такого равнодушия. Запросы у современной молодежи очень велики, а спрос с себя – ох как мал!»
« Маленькая колхозница» (Лидия Ивановна Шихова о своём военном детстве)
Лидия Ивановна долгое время работала в Нижнеивкинской школе учительницей математики. По ее стопам пошли и дочери, одна из которых – Татьяна Евгеньевна, преподает в нашей школе сейчас. Учатся здесь и ее внуки.
Лидия Ивановна родилась 5 апреля 1931 года. Во время войны училась в Тюменской начальной школе. Летом все школьники работали в колхозе. Сначала маленькая Лида пасла коров и овец, затем, став постарше, возила навоз, боронила землю на быках, сенокосила. В августе дети помогали взрослым на уборке урожая (связывали овес в снопы и ставили их в груды). В сентябре копали картошку, рвали лен, сушили его, а потом мяли. Из него получалась куделя, из нее пряли нитки, а из ниток свивали веревки. Работали с 8 часов до 22 часов. За работу денег не давали, а начисляли трудодни, за трудодень выдавали по 200 граммов зерна.
С фронта приходили похоронки. В семье погибли отец, братья отца и мамы.
Очень ждали Победу. И, наконец, она пришла. Радости не было предела. Мужчины стали возвращаться с фронта. Вернулся дед. Мама очень ждала возвращения отца, несмотря на сообщение о его пропаже без вести, потому что несколько мужчин вернулись домой и после похоронок, но он так и не пришел.
Жили плохо, поэтому радость была только от того, что победили.
Из воспоминаний В. П. Араслановой.
Вера Павловна Арасланова родилась 5 сентября 1924 года в Орловском районе. Мать была бригадиром-огородником в колхозе. Отец прошел Гражданскую войну, был ранен и ослеп на один глаз. Несмотря на инвалидность, его призывают в армию перегонщиком лошадей. По дороге на фронт, он скоропостижно умирает. Узнав о смерти отца, старшая сестра пошла на войну добровольцем. Мать от переживаний тяжело заболела. И до конца войны она не ложилась спать до тех пор, пока не услышит последнее выступление Левитана в 24. 00.
Жизнь была очень тяжелой. Дети работали в колхозе наравне с взрослыми. Можно сказать, что настоящего беззаботного детства они так и не увидели. Приходилось на всем экономить. Особо не голодали, но и изобилия в еде не ощущали.
Вера Павловна тяжело переживает сказанное. «Узнав о Победе, в моем 7-м классе, все дети стали соскакивать с мест, обниматься и целоваться. Вокруг был слышен смех. Все почувствовали облегчение» - завершает она свой рассказ.
4. « Радость со слезами на глазах» (Великая Отечественная война в воспоминаниях И. М. Заузолковой)
Ида Митрофановна Заузолкова длительное время преподавала в Нижнеивкинской школе русский язык и литературу. По отзывам бывших учеников – это прекраснейший педагог и исключительной порядочности и доброты человек.
Когда началась Великая Отечественная война, Ида Митрофановна закончила 4 класса. Особо никто не испугался, т. к. о войне знали не очень много и на 100 % были уверены, что русские не могут проиграть.
Семья была небольшая. Мать работала учительницей в местной школе, а отец был фельдшером. Близких родственников на войне не было, разве что двоюродные сестры пошли на фронт добровольцами.
Жизнь была очень трудной. Каждое лето всех учителей и молодежь мобилизовали в колхоз и на торфоразработки. С едой было очень плохо, люди умирали от голода.
И вот она «Победа!» - Ида Митрофановна вытирает слезы. Об этом всегда трудно вспоминать. 9 мая был пасмурный, ни чем, ни примечательный день. Вдруг в класс вошел какой-то человек, и что-то сказал учительнице. Мужчина вышел, дети взглянули на учительницу и «Победа!» - вырвалось из ее уст. «Победа! Победа!» - повторяли дети, вскакивая, обнимаясь и плача. Да, эта война принесла нам много горя. Домой вернулись единицы и те в своем большинстве калеки и инвалиды. Но все же, это была Победа, наша Победа!
Прошло более 60 лет после окончания той страшной войны, но до сих пор Ида Митрофановна вспоминает о ней со слезами на глазах, тяжело и болезненно переживая события той поры.
«Ребёнок из блокадного Ленинграда» (Из воспоминаний Т. Н. Северовой)
Кировская область стала вторым домом для детей, стариков, женщин, эвакуированных из западных районов страны и в первую очередь из Ленинграда. Одной из таких эвакуированных оказалась маленькая Таня Северова.
«В семье нас было пятеро: родители, я и двое моих братьев. Жили мы в Ленинграде. Мать была учителем математики, а отец директором школы. Когда началась война, папу забрали в партизанский отряд.
Мне было 7 лет, когда нас с братьями перевезли в Тверь, т. к. Ленинград оказался в блокаде. Но в Твери мы пробыли недолго, вскоре нас отправили в город Серов к бабушке и деду.
Отец с войны так и не вернулся, а мама умерла от переживаний и голода.
О дне Победы помню мало, т. к. заболела и лежала в больнице».
« В войну нас подкармливали в школе» (Бушмелева Августа Иосифовна)
Августа Иосифовна много лет проработала в Нижнеивкинской школе учителем математики. Вспоминая о войне, она не могла сдержать слёз.
«Это было тяжелое время. Мы всей семьей очень много работали. Рано уходили в колхоз и возвращались уже затемно. Но мы никогда не отчаивались и всегда следовали девизу «Все для фронта».
Нашего отца призвали в армию еще в самом начале войны, а ведь он был практически единственным кормильцем в семье. Мама была совершенно необразованным человеком из деревни, как сказали бы сейчас «белая ворона». Может быть, именно поэтому мы с сестрами еще в детстве решили стать учителями.
Жили мы тогда в Нолинском районе. В семье нас было пятеро детей. Учились не так как нынешняя молодежь. Старались. Одно огорчало, книг в то время было очень мало. Каждая на вес золота.
Так же хочется вспомнить нашу школьную столовую. В то время, когда люди умирали от голода, нас регулярно подкармливали в школе. Мы даже приходили со своими ложками.
Но больше всего мне запомнился День Победы. Какое счастье мы испытали, узнав эту новость от преподавателя, просто не описать словами. Мы мгновенно сорвались со своих мест и побежали к родителям, желая первыми донести эту желанную новость о победе».
Всё меньше остаётся людей, которые помнят Великую Отечественную войну. Почти не осталось фронтовиков – непосредственных участников тех далёких событий. В сентябре 2007 года умер Федоровых Петр Григорьевич, участник Кировской битвы, бывший учитель литературы. Ещё недавно он приходил в школу со своими воспоминаниями о войне, но взять у него интервью для проекта уже не удалось. Как не удалось побеседовать о военных воспоминаниях с бывшим директором нашей школы Заузолковым Геннадием Ефимовичем, которого тоже нет в живых, хотя во время войны он был всего лишь ребёнком. Время летит очень быстро, и мы должны очень бережно относиться к нашим землякам – ветеранам, ведь они являются живой частицей истории, которую мы должны помнить и донести до следующих поколений. Поэтому так важно успеть собрать необходимую информацию и сохранить её.
Проведя наше исследование, мы пришли к следующим выводам:
- Война оставила страшный след не только в прифронтовой полосе, но и в тыловых районах. Все воспоминания содержат свидетельства о многочисленных похоронках на родственников и односельчан.
- Дети военной поры не узнали счастливого безоблачного детства. Всем им пришлось наравне с взрослыми работать на торфоразработках, в колхозе, выполнять мужскую работу по дому.
- Несмотря на то, что наши ветераны во время войны жили в деревне, все они испытали на себе что такое голод, когда приходилось, есть хлеб из клеверной муки и суп из дикого щавеля. А ведь растущему молодому организму так требовалась более калорийная пища, но откуда было её взять, если все, что производилось, отправлялось на фронт.
- « Всё для фронта, всё для победы!» - под таким девизом работали труженики тыла, в том числе и наши герои. Недоедая, недосыпая, они вместе со своими матерями приближали будущую победу, ни сколько не сомневаясь в ней. Все с большим нетерпением ждали известий с фронта и регулярно слушали военные сводки по радио, передаваемые диктором Левитаном.
Самым счастливым событием военной поры был день 9 мая 1945 года – День Победы. В каждом воспоминании это событие выделяется особо. Кто-то радовался тому, что закончилась война, кто-то тому, что родные вернуться домой. Для тех, у кого погибли все, радость была лишь от того, что победили.
Это исследование ещё не завершено. В наших планах, взять интервью по данной теме и у других жителей посёлка. А что касается наших ветеранов, то они стали нам ближе и роднее. Мы готовы им помогать и почаще приглашать в школу.
Комментарии