Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тема детства в произведениях Ф. М. Достоевского и В. М. Шукшина

Изучая художественный стиль произведения, автора, направления, эпохи, следует обращать внимание, прежде всего, на то, каков тот мир, в который погружает нас произведение искусства, каково его время, пространство, социальная и материальная среды, каковы в нем законы психологии и движения идей, каковы те общие принципы, на основании которых все эти отдельные элементы связываются в единое художественное целое.

Для полноты описания пространственно-временных характеристик романа наряду с компонентами романной ситуации необходимо выделить понятие «микросреда», под которым понимаются отношения, сложившиеся в обществе и мире без участия субъекта.

Кроме того существует социально-вещественная микросреда героя, которая охватывает все непосредственное окружение конкретного героя, включая тех людей, вещи, ситуации, с которыми он находится в постоянном и двустороннем взаимодействии, на состояние которых может активно влиять.

Нравственная сторона мира художественного произведения тоже очень важна и имеет, как и все остальное в этом мире, непосредственное «конструирующее» значение. Нравственный мир художественных произведений все время меняется с развитием литературы.

Мир Ф. М. Достоевского «работает» на малых сцеплениях, отдельные части его мало связаны друг с другом. Причинно-следственные, прагматические связи слабы. Мир этот постоянно обозревается с разных точек зрения.

В мире произведений Ф. М. Достоевского царствуют всякого рода отступления от нормы, господствует деформация, люди отличаются странностью, чудачествами, им свойственны нелепые поступки, нелепые жесты, дисгармоничность, непоследовательность. Действие развивается путем скандалов, резких столкновений противоположных сущностей.

«Нравственность есть Правда», ― писал В. М. Шукшин. Книги его, по собственным словам писателя, стали «историей души» русского человека. За лаконичными, такими понятными диалогами его героев содержится неповторимая шукшинская философия, которая «растворена в его творчестве и изнутри насыщает его». (Л. Аннинский)

Мир детства особенно волновал В. М. Шукшина, хотя он и не детский писатель. В его рассказах ― обаяние детских персонажей, легкий юмор, но и уважение к детям, и их миру Дети для В. М. Шукшина ― истинное, незамутненное чудо человеческое, которому он готов служить, которое стремится оградить, уберечь от той безнравственности, которая угрозой нависла над обществом.

Мы решили сопоставить образы мальчиков в главе «Мальчики» из книги «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и в произведении В. М. Шукшина «Из детских лет Ивана Попова».

Сравнительный анализ героев по общим параметрам

Аналитическая таблица.

Коля Красоткин Иван Попов

Возраст около 14 лет в 1942 году ему было 13 лет

Потрет «Лицо у Коли было довольно миловидное, беленькое, бледненькое, с веснушками, серые, небольшие, но живые портрет отсутствует глаза, скулы были несколько широки, губы маленькие, не очень толстые, но очень красные; нос маленький и решительно вздернутый»

дворянин

Социальный статус жил в советское время в сельской местности

Семья В состав семьи входили Коля и его мать Его семья состояла из четырех человек: Иван, сестра Таля, мама, отчим. Был еще дед.

Отношение к окружающей Коля ни в чем не нуждается. Он учится в гимназии. Иван вместе с односельчанами живет событиями действительности Живут они с мамой в большом доме, сдавая одну половинуВеликой Отечественной войны. Его отчим на фронте.

семье доктора, за детьми которого Коля иногда. Они с мамой и сестрой живут, нуждаясь в еде, одежде, тепле. Но это судьба всей страны. И дети стойко переносят лишения жизни. Учится Ваня в обычной сельской школе.

Как проводит свободное время «Коля любил читать». Когда он нашел и привел тайком в Свободное время Иван проводил за книгами. Поздними дом собаку, все свободное время он проводил, вечерами Ваня читал книги маме и сестре при свете

«воспитывая» её. керосиновой лампы.

Как его называют другие герои Сверстники его называли отчаянным, после страшной Сверстники его называли Ванькой, мама ― сынок, истории с поездом. председатель ― оглоедом (в шутку)

Окружающая среда Гимназисты, мама, служанка баба Агафья, Костя и Настя Деревенские мальчишки, его семья.

(дети докторши)

Отношение к природе Коля живет в городе, он далек от природы. Наоборот, «Вольно кругом, просторно Степь». «Я вырос на ней его «эксперимент» с гусем, которого они направили к (речке), привык слушать днем и ночью её ровный, овсу под телегой, чтобы проверить, перережет гусю шею глуховатый, мощный шум».

колесом или нет, характеризует Колю как человека Иван живет в слиянии с природой, считая своим достаточно черствого. домом поля, леса, речки. И ему трудно со всем этим расстаться.

Характер героя «Был он смелый мальчишка, «ужасно сильный», был ловок,Ваня был очень добрым мальчиком, скромным, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого. чувствительным, заботливым, отзывчивым,

Товарищем был хорошим и не превозносился. Главное, был самостоятельным.

очень самолюбив».

Взаимоотношения со сверстниками Коля пользовался большим авторитетом у мальчишек Ваня свободно общался со всеми ребятами. Они помладше, использовал их преданность в своих целях. вместе шалили, и вместе получали за это. Такое

Чаще всего это были шалости, и не просто какие-нибудь «общение» вполне можно назвать настоящей дружбой.

детские, а вполне серьезные и с угрозой для жизни окружающих его людей.

Поведение в экстремальной ситуации В экстремальной ситуации Коля старался не ударить в Война. Экстремальней ситуации не придумаешь. Ваня, грязь лицом, даже когда нужна его срочная помощь и будучи единственным мужчиной в семье, старался чья-то жизнь висит на волоске. В случае с Илюшей, больше помогать матери по хозяйству: накормить когда он захворал после сильного эмоционального корову, истопить печь, принести воды.

потрясения, связанного со смертью собаки, Коля, в первую очередь, подумал о поднятии своего авторитета в глазах сверстников.

Из сравнительного анализа героев мы видим, что дети, живущие в разные эпохи, во многом похожи: они одного возраста, по характеру решительны и смелы, оба любят чтение книг. Но если Коля Красоткин, живя в дворянской семье, не знает забот о еде и тепле, то Ивану Попову, чье детство пришлось на период Великой Отечественной войны, приходится гораздо сложнее в жизни.

Однако дети остаются детьми и в военное время. Тяжело всем: и тем, кто воюет, и тем, кто находится в тылу. Все трудоспособное мужское население деревни на фронте. Все держится на женских плечах и плечах подростков: «Мы жнем с Сашкой Кречетовым. Сашка старше, ему лет 15 ― 16, он сидит «на машине» ― на жнейке. Я ― гусевым. ». «Жара жарой, но еще смертельно хочется спать: встали чуть свет, а время к обеду. Я то и дело засыпаю в седле»

Другая ситуация напоминает русскую народную сказку, в которой мать с отцом покидают дом, и старшему наказывают смотреть за младшим. Ванька, обиженный несправедливостью, может дракой закончить игру, прогулять школьные занятия, но, возвратившись домой, становится главным помощником мамы, хозяином. Потому в остывшем доме он мучительно размышляет о том, где можно достать три полена дров. «Хорошо бы затопить камелек, ― мечтает Ванька. ―Мать придет, а в избе такая теплынь, хоть по полу валяйся. Она, конечно, удивится, скажет: «Да где же ты дров-то достал, сынок?» Ванька даже пошевелился ― так захотелось достать три полена. Но дров нету, он это знает. В этой заботе о сохранении тепла домашнего очага проявляется тепло души героя, его желание дарить близким маленькие радости.

Дома совсем одна дожидается его возвращения из школы младшая сестра Наташка (Таля). Очень серьезная и строгая девочка выговаривает Ваньке за «прогул»: «Вот не выучишься ― будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом. Локоть-то близко будет, да не укусишь». И неожиданная взрослость этих укоризн подчеркивает приметы деревенского детства, где пяти-шестилетняя девочка не только играет во взрослую женщину, но всерьез, неприметно усвоила мысль, что непутевого мужика должна постоянно воспитывать женщина, главная опора и хранительница семьи в военную пору.

До прихода матери Таля сидит на печи, баюкает кукол, поет песни, слушает истории, рассказанные братом. В рассказе «Гоголь и Райка» В. М. Шукшин пишет: «На печке никакая нечистая сила не страшна, на печку они не могут залезть, им не дано, они могут, сколько им влезет, звать, беситься, стращать внизу, но на печку не полезут, это проверено». Таля боится, вот и сидит на печи. А еще ― сверху теплее, можно кукол баюкать там. На печи же и посуда, и одежда у Поповых. Своеобразный Ноев ковчег.

А внизу ― стол «пустой», шкаф «пустой», миска «пустая». Не случайно Ванька сидит не за столом, а у стола и смотрит в окно. «Нудно течет пустое тоскливое время». «В избе тихо, сумрачно и пусто. И холодно». Но нет озлобленности! «Ванька смеется. Наташка тоже смеется» ― лексический повтор подчеркивает взаимопонимание брата и сестры, их добрый нрав.

Появление матери автор предваряет словами: «В это время под окнами заскрипели легкие шаги». Эпитет «легкие» передает приподнятое настроение детей: мама пришла! «Мать в огороде снимала с веревки стылое белье Мать со стуком свалила в сенях белье, вошла в избу. Она, наверное, очень устала и намерзлась за день. Но она улыбается. Родной веселый голос её сразу наполнил всю избу; пустоты и холода в избе как не бывало». И жизнь наполняется движением: Ванька «вскочил», «сломя голову кинулся встречать», «пролетел с криком», «Наташка запуталась в фуфайке» ― и звуками: «родной, веселый голос наполнил всю избу».

Но во дворе стоит некормленая корова Райка. Мать и сын, увязая в снегу, выбиваясь из сил, тащат вязанки с сеном: «Мы скоро навязываем две большие вязанки Сено пахучее, шуршит в руках, колется. Так и вижу нашу Райку ― как она уткнет свою морду в это добро». «И вот мы трусим по улице. Мне смешно, как вязка― точно большой, темный горб ― подскакивает на маминой спине».

Среди холодной, военной зимы герои В. М. Шукшина продолжают жить, храня не только тепло домашнего очага, но и тепло души, заботясь друг о друге, помня тех, кто ушел на войну. Тепло души позволяет им дарить друг другу маленькие радости. Поэтому в рассказах о детстве Василий Макарович вспоминает не столько о страданиях и бедах во время войны, сколько о своём единении с миром, о том, что можно назвать «праздниками детства».

Способность сочувствовать, сопереживать присуща не только подлинному художнику, но и настоящему читателю, в полной мере обладающему талантом «вживания» в изображаемый автором мир неравнодушного прикосновения к тайне немеркнущего Слова.

Занятия детей, независимо от времени, эпохи, пространства, одинаковы. Единственное, что может отличить мальчиков, ― это смысл, вкладываемый в определенные поступки. Например, Коля Красоткин, который, пытаясь утвердиться среди мальчишек и доказать им свою взрослость, подверг свою жизнь опасности: «Мальчики вместе играли, шалили, и вот на четвертый или пятый день гощения на станции состоялась между глупой молодежью пари в 2р. , именно: Коля, почти изо всех младший, из самолюбия предложил, что он, ночью, когда придет 11-ый поезд, ляжет между рельсами ничком и пролежит недвижимо, пока поезд пронесется над ним на всех парах.

В надлежащий час Коля лег между рельсами. Пять остальных, державших пари, с замиранием сердца, в страхе и с раскаянием, ждали внизу насыпи, подле дороги, в кустах. Наконец, загремел вдали поезд, снявшийся со станции. «Беги, беги долой с рельсов!» ― закричали Коле из кустов, умиравшие от страха мальчишки, но было уже поздно: поезд наскакал и промчался мимо. Мальчики подбежали к Коле: он лежал недвижимо».

Шукшинский же герой подверг опасности не только свою жизнь, но и жизнь своей сестры Тали. Не желая жить в городе, куда они должны были переехать вместе с отчимом, он пошел на крайность: «Я увидел в окно, что хозяйка пошла в сарай и заторопил Талю. Она было заупрямилась, но все же пошла.

Я помнил, что мы к воротам подъезжали слева, если стоять к ним лицом, значит теперь надо ― вправо. Пошли вправо. Дошли до перекрестка Я не знал, как идти дальше, спросил какого ― то дядьку:

― Как бы нам до Ч-ского тракта дойти?

― А зачем? ― спросил дяденька.

― Нам мама сказала туда идти. Она нас там ждет. ― Раньше всего другого, что значительно облегчает эту жизнь, я научился врать. И когда врал и мне не верили, я чуть не плакал от обиды. Дяденька внимательно посмотрел на меня, на Талю И показал:

― Вот так прямо ― до перекрестка, потом улица налево пойдет ― по ней, а там, как пойдешь до водонапорной башни, большая такая, там спроси снова.

От водонапорной башни дорогу дальше показала тетенька и даже прошла с нами немного.

Долго ли, коротко ли мы шли, а к Ч-скому тракту вышли. Там мы сели на взгорок и стали ждать, кто бы нас подвез до нашей деревни. Там, на взгорке, к вечеру уже, нашли нас мама с папкой. Таля плакала ― хотела есть, мной потихоньку овладело отчаяние

― Таленька!. Доченька ты моя-а!. » ― Услышал он голос мамы, которая даже не стала его ругать за проступок. Она рада была, что дети нашлись.

«В войну, с самого ее начала, ― пишет В. М. Шукшин, ― больше всего стали терзать нас, ребятишек, две беды: голод и холод. Обе сразу навалились, как наступила бесконечная наша сибирская зима со своими буранами и злыми морозами. Летом другое дело. Летом пошел, поставил на ночь перемета три-четыре, глядишь, утром ― пара налимов есть. (До сего времени сладостно вздрагивает сердце, как вспомнишь живой, трепетный дерг бечевы в руках, чириканье ее по воде, когда начинает там «водить») Или пошел назорил в околках сорочьих яиц, испек в золе ― сыт. Да мало ли! Будь попроворней да имей башку на плечах ― можно и самому прокормиться, и домой принести».

Несмотря на все сходства этих героев, эпоха дает о себе знать. Коля Красоткин ― мальчик из дворянской семьи. Он ходил в прогимназию, читал книги (в принципе, как и Иван Попов), общался со своими друзьями. С моей точки зрения, у него была беззаботная жизнь. Жизнь Ивана Попова пришлась на период Великой Отечественной войны, что наложило отпечаток на мировоззрение мальчика, на его внутренний мир. Иван Попов был сознательным человеком, с некоторым грузом ответственности, который он помогал нести матери. Коля Красоткин считал себя самостоятельным, удрученным проблемами, занятым. Но, не испытав на себе серьезных тягот жизни, он не мог осознать, что такое ответственность в полной мере, ему неведомы были такие испытания, как холод, голод, бедность. Его забота о близких ограничивалась некоторыми уступками матери и кратковременным присмотром за соседскими малышами, в отсутствие их матери.

Со сменой эпох меняются нравы, занятия, взаимоотношения, пространство, но неизменной остается природа. Она символизирует постоянство, которого так не хватает в мире, она связывает разные эпохи, разные судьбы, она является связывающей цепочкой между произведениями Ф. М. Достоевского и В. М. Шукшина. Она становится дополнением к жизненным эпизодам. Ф. М. Достоевский описывает природу перед каждым ключевым событием.

Глава «Мальчики» начинается с описания природы: «Ноябрь в начале. У нас стал мороз градусов в одиннадцать, а с ним гололедица. На мерзлую землю упала ночь, немного сухого снегу, и ветер, «сухой и острый», подымает его и метет по скучным улицам нашего города и особенно по базарной площади. Утро мутное, но снежок перестал». Перед тем, как описывать Колино приключение на станции, Ф. М. Достоевский передает состояние природы: «Ночь настала безлунная, не то что темная, а почти черная».

В. М. Шукшин также обращается к описанию природы в тот момент, когда в жизни Ивана Попова наступает переломный момент, когда он вместе с семьей уезжает из деревни в город: «Степь. В травах стоит несмолкаемая трескотня: тысячи маленьких неутомимых кузнечиков бьют и бьют крохотными молоточками в звонкие наковаленки, а сверху, из жаркой синевы, серебряные ниточки Наверно, эти-то тоненькие ниточки и куют на своих наковаленках маленькие кузнецы и развешивают сверкающими паутинками по траве. Рано утром, когда встает солнце, на ниточки эти, протянутые от травинки к травинке, кто-то нанизывает изумрудный бисер ― зеленое платье степи блестит тогда дорогими нарядами».

Несмотря на трудности военных лет, голод и холод, герой рассказа не утратил способность любоваться красотой окружающего мира. Среди холодной, военной зимы Иван Попов продолжает жить, храня не только тепло домашнего очага, но и тепло души, заботясь о своих близких, помня тех, кто ушел на войну. И это тепло души позволяет всем им дарить друг другу маленькие радости. Поэтому в рассказах о детстве В. М. Шукшин пишет не столько о страдания и бедах, сколько о слиянности его героев с миром, о том, что он называл «праздниками детства».

Василий Макарович Шукшин следует традициям русской классической литературы, раскрывая тему детства в своих рассказах. Его взгляды на жизнь, на окружающий мир сформировались под влиянием творчества Ф. М. Достоевского, к которому В. М. Шукшин часто обращался в последние годы жизни. У В. М. Шукшина сформировался собственный творческий почерк на основе анализа характеров людей, глубокого знания жизни, действительности, мира. Его рассказы, собранные вместе, соединяются в умное и правдивое повествование о русских людях, о России, о русском национальном характере, главными чертами которого являются доброта, непосредственность, ответственность.

В произведениях Ф. М. Достоевского доминирует свобода не материального мира, а свобода духовной жизни. Мир Ф. М. Достоевского постоянно обозревается с разных точек зрения, он всегда в движении.

Как и у Ф. М. Достоевского, человек у В. М. Шукшина оказывается слишком «широк», потому что он всегда в поисках смысла жизни, потому что его герой всегда чувствует свою причастность жизни всеобщей, потому что он обладает обостренным чувство ответственности за судьбы мира.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)