Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Связь мифов, сказок с научной фантастикой в романе «Человек-амфибия»

Научная фантастика – вид художественной литературы, где в основу произведения вложена научная или техническая проблема, осуществление которой можно предположить в будущем.

В научной фантастике необыкновенное создается материальными силами – природой или человеком с помощью науки и техники.

Исследования, посвященные научной фантастике, показали, что мир современной фантастики создается не одними только чудесами науки, он буквально «начинен» сказочными и мифологическими образами и мотивами.

Постепенно в литературоведении складывалось представление о генетическом характере связи фольклорного и литературного жанров.

Классик научной фантастики А. Р. Беляев в 30 -е годы 20 века писал: «Всем известны сказочные сапоги-скороходы, ковер-самолет, волшебные зеркала, при помощи которых можно видеть на далекое расстояние. Подобные сказки – предшественники научной фантастики». В 50-е годы известный критик С. Полтавский утверждал: «Научная фантастика в подавляющем большинстве случаев ведет свой род скорее от большой народной мечты, от древних мифов и сказок, чем социальных утопий ». В 60-е годы писатель фантаст Г. Гуревич подчеркивал: «Научная фантастика продолжает линию тех волшебных сказок, которые выражали мечту человека о власти над природой». В 70-е годы В. А. Ревич с уверенностью констатировал: «Несомненно, что фольклорные жанры, в частности сказки, были предшественниками современной фантастической литературы».

И сегодня к научной фантастике не потерян интерес. Проблема корней научной фантастики полно и многогранно рассматривается в работах Чернышевой Т. А. , Тамарченко Е. , Кагрлицкого Ю, Гуревича Г. и др. К сожалению, работ посвященных творчеству А. Р. Беляева, немного. А романам Беляева свойствен мифологический, волшебно-сказочный характер?

Краткий очерк жизни и творчества А. Беляева

Беляев Александр Романович родился в 1884 г. в Смоленске. В детстве увлекался Ж. Верном.

Отец его был священником и желал, чтобы сын пошел по его стопам. По решению отца, мальчика определили в Смоленскую духовную семинарию. В это время Беляев уже был увлечен театром, музыкой и литературой.

Позже он поступает в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Одновременно с занятиями в лицее Беляев получает ещё и музыкальное образование. Играет в оркестре цирка Труцци.

В 1906 г. , окончив лицей, Беляев вернулся на родину в Смоленск, где он служил в местной адвокатуре.

Спустя некоторое время Беляев тяжело заболел и шесть лет провел в постели. В это время он много читал, и его любовь к фантастике становилась с каждым днем всё сильнее. Только в 1922 году Беляев смог вернуться к активной жизни и поступить на службу в Наркомпрос. Днем он работал, а вечером писал. И уже в 1925 г. в популярном журнале «Всемирный следопыт» был напечатан рассказ «Голова профессора Доуэля».

Так входил в литературу один из самых своеобычных советских писателей 20-30-х годов Александр Беляев, за неполных 16 лет творчества сумевший создать целую библиотеку научно-фантастических произведений: «Человек-амфибия»(1928), «Остров погибших кораблей»(1926), «Борьба в Эфире» (1928), «Звезда КЭЦ»(1936) и др.

А. Беляева нередко и не без основания называют «советским Жюлем Верном». Как отмечают исследователи, его роднит с французским фантастом 19в. активный гуманизм, энциклопедическая разносторонность, строгая дисциплина художнической фантазии, придающая особую убедительность самым смелым писательским домыслам. А. Беляева роднит с Жюлем Верном еще и то, что своими произведениями они открыли читателям поэзию и романтику науки и вдохнули в них веру в неограниченные возможности развития техники, предназначенной служить людям.

В произведениях Беляева действия разворачиваются во времени, очень близком ко времени их создания. Герои книг Беляева по психологическому складу, обстановке, в которой они действуют, - люди 20-30-х годов 20 столетия (правда писатель переносит действие в большинстве своих произведений в «экзотическую» среду - Западную Европу, Центральную Америку, Океанию и т. п. , сообщая тем самым ещё один толчок творческой фантазии читателей)

Стилю Беляева свойственна определенная мелодраматичность, но это – высокая мелодрама, утверждающая благородные качества человека, веру в победу справедливости. В своих произведениях А. Беляев создает подлинный гимн знаниям, гимн пытливости, раздвигающий - почти осязаемо - границы возможностей человека. «Тайны беляевского мастерства, - пишут исследователи его творчества, не только в поэтическом воплощении научной истины, но и в том, что писатель тонко чувствует ее внутреннюю красоту». Он утвердил в молодом жанре советской литературы уважение к научной мысли как плодотворному источнику искусства. Его книги, по существу, лишены полутонов, автор стремится к четкой «расстановке сил» между добром и злом, но эта четкость не ведет к схематизму, к примитивному развитию действия.

Миф. Сказка. Общие и отличительные черты

Основу научной фантастики составляют миф и волшебная сказка(Гуревич, Чернышева, Кагарлицкий).

Миф(от греч. Mythos – слово, предание) - сказание, передающее верования и представления людей в древности о происхождении мира и жизни на земле, явлениях природы, о богах и сказочных героях.

Мифы возникали в древности у всех народов. Например, собрание греческих мифов – греческая мифология рассказывает нам о том времени, когда наука и техника были в зачаточном состоянии, и человек, безоружный в борьбе с природой, представлял себе ее явления как сверхъестественный мир, населенный богами и духами.

Сознание первобытных людей было синкретично. Следы первобытного синкретизма несут на себе мифы – древнейшие сказания, в которых отразились фантастические представления первобытных людей об окружающем мире и самих себе.

Утверждается, что научная фантастика олицетворяет такой жанр устной поэзии, как сказка. Это, как правило, сравнительно небольшое повествовательное произведение подчеркнуто вымышленного содержания. Возникнув ещё во времена мифотворчества, первые сказки были очень близки к мифам. Эти жанры часто отождествляют. Хотя между ними есть существенные отличия.

Во-первых, мифы появились раньше, чем сказки.

Во-вторых, миф для древнего человека-это действительность, он воспринимался как сущая правда, в то время как сказка полностью вымышлена и является плодом фантазии автора. Миф же обычно соотносится с верой.

Научная фантастика как жанр литературы

Фантастика (от греч. – искусство воображать) – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел от изображения странно-необычных, неправдоподобных явлений простирается до создания особо-вымышленного, нереального, «чудесного мира».

Научная фантастика – вид художественной литературы, где в основу произведения вложена научная или техническая проблема, осуществление которой можно предположить в будущем.

Необыкновенное здесь создается материальными силами – природой или человеком с помощью науки и техники. Жанр научной фантастики возник в 19 веке, в творчестве Ж. Верна, Эдгара По, Артура Конан Дойла и других писателей.

Термин научная фантастика утвердился в 30-50-х гг. 20 века, когда главную задачу фантастики видели в пропаганде науки и техники.

Научная фантастика низводилась на степень «занимательной науки», превращаясь в весьма незанимательные научные трактаты в форме диалогов. К сожалению, были и редакторы, которые слишком узко понимали задачи научной фантастики и «засушивали» научно-фантастические произведения. Крайне ограничен был и круг научно-технических тем. Жизнь, практика, опыт, отзывы читателей показали, что такое направление было неправильным. А. Р. Беляев писал: « Научную фантастику не следует сводить к «занимательной науке», машины не должны заслонять людей. Научную фантастику нельзя превращать в скучную научно-популярную книжку». Научно-фантастический роман, рассказ должны быть полноправными художественными произведениями. Они должны ставить своей задачей не максимальную нагрузку произведения научными данными, а привлечение максимального внимания и интереса читателей к важным научным и техническим проблемам.

В произведениях А. Беляева научное описание занимает не более двух-трех десятков строк, всё остальное – художественное изображение событий. Его фантастика не лишена известной научной основы или, по крайней мере, переплетена с этой основой.

Мифологические, волшебно-сказочные мотивы в романе А. Беляева «Человек-амфибия»

Как было уже сказано, основу научной фантастики, в частности фантастики А. Беляева, составляют миф и волшебная сказка. Безусловно, древний миф имеет отношение к научной фантастике, но лишь в той мере, в какой это справедливо для всей литературы.

Существует ряд исследований о мифе как одном из источников научной фантастики. В книге Ю. Кагарлицкого дается краткий анализ постепенного становления фантастики через разложение мифа и последующую фольклорную стадию ее развития вплоть до усвоения фантастики различными литературными формами. В этом смысле научная фантастика, конечно, связана с древним мифом, и связь эта очень важна, но в ней нет ничего специфического для данного жанра. Говоря о подобной историко-генетической связи научной фантастики с древним мифом, необходимо выделить именно фольклорную стадию развития фантастики, которая является стадией эстетического переосмысления мифа. Это отражается в появлении особых сказочных жанров. В них фантастика становится структурно организованным, специфическим для данного жанра явлением, которое в строгом смысле слова может считаться моментом рождения фантастики.

Проблема волшебно-сказочных корней научной фантастики может решаться в двух взаимосвязанных аспектах. Первый предполагает изучение фольклорно-сказочных и мифологических мотивов, второй подразумевает сопоставление самих поэтических систем, позволяет говорить о волшебно-сказочной основе научной фантастики как художественного целого, о жанровой соотнесенности и в известной мере, жанровой преемственности волшебной сказки и научной фантастики в области поэтики.

Что является общим, что роднит фольклорную волшебную сказку и литературную научную фантастику? В первую очередь – само наличие фантастики. Сказка характеризуется прежде всего поэтическим вымыслом – это положение давно уже стало в фольклористике аксиомой.

Работы Т. А. Чернышевой, посвященные этой теме, при всей спорности некоторых их положений и выводов показали, что «мир научной фантастики создается не только одними чудесами науки, он буквально «начинен» сказочными и мифологическими мотивами и образами». Данное утверждение справедливо, конечно, и для фантастики А. Беляева.

Мифологические мотивы сыграли большую роль в генезисе литературных сюжетов, мифологические темы, образы персонажа используются и переосмысляются в литературе почти на всём протяжении истории.

В Большом энциклопедическом словаре мифологии Мелетинского Е. М. приведены примеры некоторых мифологических мотивов и образов. На основе этого в произведении А. Беляева «Человек-амфибия» можно выделить следующие мотивы (Мотив – простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке):

Вода

В мифологии вода – одна из фундаментальных стихий мироздания, первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса. Для многих мифов характерен мотив поднятия мира со дна океана.

Данный мотив напрямую отражается в романе «Человек-амфибия». Герой много времени проводит под водой. Вода- это его второй дом. Ихтиандр – первый человек, способный жить и на суше, и под водой, он человек-амфибия. Его образ – образ зарождения новой жизни, отличной от существовавшей ранее. Все мы вы «вышли из воды». И, вполне возможно, что автор, используя водный мотив, изображает человека будущего, который тоже «вышел из воды», но существенно от нас отличается. Человеку предоставлены все земные красоты, всё самое лучшее, что есть на земле, поэтому он не может в полной мере насладиться только великолепием подводного мира. Беляев создал такого человека, которому доступны все красоты: и земные, и подводные.

Продолжая тему подводного и земного существования, вспоминается образ русалок.

Русалки

Мифический образ у восточных славян, особенно у украинцев и южных русских. В образе русалки сочетались черты духов воды, плодородия.

Русалки имели возможность жить под водой и периодически выходить на сушу. Данный мифический образ нашел свое отражение и в сказках, немало сказок написано с использованием этого образа. Возможно, Ихтиандр унаследовал какие-то черты от русалок. Одна из них – это возможность жить под водой.

Итак, надо заметить, что такие существа, как русалки, появились сначала в мифах, затем в сказках, а потом только этот мотив, пусть косвенно, не напрямую, но отразился в научной фантастике. Таким образом, перед нами выстроилась своеобразная цепочка:

МИФ(СКАЗКА(НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА.

Мотив превращения людей в животных, созвездия, камни

В античности Овидий( Публий Овидий Назон 43 г. до н. э. - 18 г. н. э. ) в «Метаморфозах» направил в русло фантастики исконно мифологические сюжеты превращений. Фантастическое превращение становится формой сознания превратности и ненадежности человеческой судьбы в мире, подвластной лишь произволу случая или загадочной вышней воле.

В русских народных сказках сказочные герои или сами превращаются в кого-то, или используют помощь преобразившихся существ. Результатом всей сказки становится преображение её героя из того, кем он был в начале, в того, кем стал в конце. Однако превращение не всегда является благом, оно может быть и наказанием. Например, превращение Иванушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Вначале Ихтиандр был обычным человеком, но из-за болезни доктор был вынужден сделать ему операцию. Следствием этой операции явилось превращение обычного человека в человека-амфибию, необычное существо, человека-рыбу. Его имя Ихтиандр буквально и означает - человек-рыба. Греческое Ихти(рыба)+андр(вторая часть мужского имени).

Мотив добра и зла

Добро и зло в мифологической модели мира – одно из основных противопоставлений, соотносимых со светом и тьмой, небом и преисподней, ложью и истиной, богами и злыми духами и т. д.

Обратимся к сюжету произведения «Человек-амфибия». На протяжении всего романа положительные герои противостоят отрицательным, идет борьба между ними. К примеру, Ихтиандр, являясь героем положительным, противостоит Зурите, подлому и корыстолюбивому. Или сам профессор. Он всю жизнь избавлял людей от самых страшных болезней, проводил сложнейшие операции. И что получил взамен? Непонимание, обвинение в сумасшествии.

Рассматривая этот мотив, можно довольно ясно увидеть связь мифа и сказки. Мотив борьбы добра со злом используется в каждой сказке. И снова находит свое подтверждение выстроенная ранее цепочка миф – сказка - научная фантастика. Миф дает начало, сказка придает образность, делает событие ярче, ко всему этому добавляется научная основа, и в итоге получается научно-фантастическое произведение.

Животный мир

В различных мифологических традициях животные, птицы, рыбы, насекомые(как реальные, так и фантастические, а также гибридной породы) фигурируют иногда в качестве божеств.

Рассмотрим пример непосредственно из самого текста:

«Сад был наполнен разноголосыми криками, пением и щебетанием птиц, ревом, писком и визгом животных. Никогда ещё Кристо не приходилось видеть столь необычных животных. В этом саду жили невиданные звери. Вот, блестя медно-зеленой чешуей, перебежала дорогу шестиногая ящерица. С дерева свисала змея с двумя головамиДве белые крысы, сросшиеся боками, бежали по розовой дорожке ». Воображением автора созданы все эти необычные существа. Он описывает их, чтобы создать особую обстановку, ясно передать то, чего ещё не было, показать всю необычность происходящего, удивить читателя.

Исследуя научно-фантастический роман А. Беляева «Человек-амфибия», я выявила такие мифологические и сказочные мотивы:

-мотив воды;

-мотив русалок;

-мотив превращения людей в животных, созвездия, камни;

-мотив добра и зла;

-мотив животного мира.

Поэтому можно считать, что основу романа составляют мифы и волшебные сказки. Схематично это можно представить как:

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)