Славгородский парк как часть садово-парковой культуры страны
Слово «парк» произошло от позднелатинского «parсus». Советский учёный С. Я. Павлов говорит о том, что парк представляет собой обширную озелененную территорию (обычно больше 10-15 га), благоустроенную и художественно оформленную для отдыха под открытым небом. «Термин пришел в русский язык в XVIII в. из английского и первоначально означал естественную рощу, участок леса, с живописными аллеями, прудами естественных очертаний, беседками и т. п. ». Павлов выделяет множество разновидностей парка в зависимости от назначения, характера ландшафта, принадлежности и т. д. Под парком-памятником он понимает старинный парк, имеющий научное значение и подлежащий охране и восстановлению методами консервации, реставрации или реконструкции. Парк усадебный – исторически сложившийся парк при городской или загородной усадьбе .
Учёные постсоветского периода, А. С. Кусков и О. В. Лысикова, определяли парк как «сочетание зеленых насаждений и архитектуры малых форм с дорогами, аллеями и водоемами, предназначенное для украшения и оздоровления местности, где отдыхают люди»
С Холявко и Д. А. Глоба-Михайленко называют парк основными элементами комплексного озеленения. «Парки служат основным местом для отдыха населения и проведения всевозможных массовых культурно-просветительных, политических, физкультурных мероприятий и развлечений. Общегородские парки создают из расчёта примерно 75 – 100 м2 на одного посетителя»
Холявко и Глоба-Михайленко делят все садово-парковые композиции на 3 основные группы, т. е. на три садово-парковых стиля.
• Регулярный стиль характеризуется чётким разделением территории на симметрично расположенные участки геометрических форм с преобладанием прямых и широких дорог; геометрической формой площадок, водоёмов, цветников; рядовой посадкой деревьев; применением формованных (стриженных) деревьев и кустарников, строгой расстановкой декоративных элементов: беседок, фонтанов и скульптуры.
• Ландшафтный стиль основан на принципе естественных растительных ландшафтов и характеризуется отсутствием геометрических построений. Основные признаки: преобладание извилистых дорог; неправильная форма водоёмов и площадок, свободная группировка деревьев, кустарников и цветов.
• Смешанный стиль предусматривает сочетание как регулярных, так и ландшафтных элементов планировки.
Опираясь на труды учёных постсоветского периода В. Петровой ,А. Вронской и Е. Ю Колбовского, была предпринята попытка выделить этапы становления садово-парковой культуры в России.
X – XV вв. Садово-парковая культура в России получила развитие только после принятия христианства. В этот период сады и парки чаще всего обустраивались при монастырях и рассматривались как экономическая часть дома, так как монастырям был необходим плодовый огород, приносящий урожай, которым можно было себя обеспечить. Позже эту тенденцию активно поддержали горожане и даже сельское население, но сады и парки по-прежнему не рассматривались как места для отдыха.
XV – первая половина XVII вв. В этот период сады и парки начали размещать при усадьбах. Они представляли собой исключительно «плодовые огороды», то есть выполняли утилитарную функцию. Но вместе с тем в садах и парках появляются такие элементы, как беседки, качели резные лавочки и столы, также теперь в сад часто включали пруды и бани. Связно это было с тем, что в Европе в это время появились первые регулярные сады (Версаль во Франции), предназначенные для отдыха. Господствующим стилем стал регулярный, черты которого стали проникать и в садово-парковую культуру России. Ярким примером российского сада того времени является Коломенское, загородная подмосковная усадьба Ивана Грозного.
Вторая половина XVII в. По-прежнему сохраняется приусадебное положение садов и парков, также теперь их размещают на сводах княжеских или царских хором. Такие сады получили название «верховых увеселительных». Широкое распространение получает организация в садах полотняных, стекольных и других производств, разведение рыбы. Впервые появляются декоративные растения, утилитарное начало сочетается с художественным. Господствующим стилем становится регулярный. Под влиянием опять же европейского паркостроения эстетическая функция садов становится всё более значимой. Появляются такие элементы, как водоёмы, цветники. Теперь сад – это не только плодовый огород, но и место для отдыха. Именно по причине изменения функции парков, появляются «верховые» увеселительные сады. Размещаются они прежде всего при усадьбах, так как только зажиточные люди могут позволить себе их содержание. Примерами могут послужить «висячие» сады в Кремле, Измайлово.
Начало XVIII в. (петровский период). Петровский период стал настоящей революцией в российском садово-парковом искусстве. Пётр стремился «прорубить окно в Европу», и именно поэтому он хотел максимально приблизить русские сады к европейским. С этим связано появление до этого невиданного в России явления – придворцовых парков, отличающихся показной роскошью и пышностью. Примером для создания принципиально нового русского парка послужили сады Франции и Голландии (французский стиль и голландское барокко). В русских садах появляются роскошные дворцы, фонтаны, скульптуры, лестницы. Одна из главных черт их архитектуры в это время – обилие цветов и воды. Пожалуй, самым ярким примером парка петровского периода является знаменитый Петергоф.
XVIII в. (послепетровский период). Под влиянием перемен, произошедших в петровский период, парки России по-прежнему остаются местами для отдыха и проведения светских мероприятий, но прежняя роскошь и пышность уступают место изящной простоте. Это связано с появлением и развитием нового стиля садово-парковой культуры – ландшафтного, или пейзажного. Возрождается традиция приусадебных парков и затухает строительство придворцовых. Особенно это проявилось во время правления Екатерины II (1762 – 1796 гг. ), которое называют «золотым веком русского дворянства». Именно в это время дворяне получили возможность создавать богатые усадьбы, при которых обязательно устраивался сад. Он в это время играет функцию культурного объекта, признака престижа владельца. Теперь усадьба выделяется как центр сада, происходит слияние стилей (регулярная часть рядом с домом (ближний сад) и пейзажный парк за ним). В архитектуре садов наблюдается обилие павильонов и садовой скульптуры. В качестве примеров можно привести такие усадьбы, как Кусково, Царское Село, Павловск.
XIX в. В этот период по-прежнему процветают приусадебные парки, усиливается мода на пейзажный стиль, но сохраняется и регулярный. Это приводит к появлению так называемого смешанного стиля, в котором сочетаются элементы как регулярных, так и пейзажных садов. Кроме того, появление пейзажных парков приводит к частичному возврату к древнерусской традиции: сад вновь приобретает утилитарные черты. Примерами можно считать такие усадьбы, как Ясная Поляна, Тригорское, Михайловское.
XXв. После кардинальных изменений в российской действительности, создания СССР, появляется необходимость в новом виде парков, доступных для широких масс. Ими становятся парки культуры и отдыха, которые сохраняют от парков предыдущего времени синтез стилей и такие элементы, как водоёмы, фонтаны и т. д. Основной же их функцией теперь становится организация культурного досуга для населения, проведение различных массовых мероприятий. С этим связана необходимость размещения парков как отдельных архитектурных сооружений. Первым парком этого типа стал Центральный Парк Культуры и Отдыха, открытый в Москве в 1928 году. Парк как учреждение культуры представляет собой участок земли с естественной или посаженной растительностью, Аллеями, водоемами и др. , предназначенный для прогулок, развлечения, проведения массовых праздников для населения, а также работы различных аттракционов. ПКиО – учреждение сезонное, работающее лишь в теплое время года – с конца весны до начала осени.
Е. Ю. Колбовский пишет: «Если в довоенном (до середины XX века) паркостроении преобладали небольшие скверы и парки правильной формы (с регулярной нарезкой дорожек и диагональными аллеями, пересекающимися в центре круговой площадки с фонтанами или клумбами), то культурные насаждения послевоенной эпохи – более крупные зелёные массивы, часто без правильной планировки, открытые на водные пространства или проезжую часть. » .
Таким образом, проведён анализ истории возникновения и развития садово-парковой культуры в России с X до XX века. На основании этого анализа можно проследить, что на протяжении всех десяти веков в садово-парковой культуре России сложились определённые традиции (синтез ландшафтного и регулярного стилей, слияние утилитарной и эстетической функций, размещение парков при усадьбах). Со временем некоторые из этих традиций сохранились (синтез стилей), другие же были утрачены (приусадебные парки, утилитарная функция парков). Многие парки, возникшие в XVII – XIX веках, сохранились до наших дней и являются памятниками культуры международного значения. Так называемые парки культуры и отдыха, начавшие активно создаваться в СССР после 1928 года, уже не несли в себе такого огромного исторического значения, поэтому многие из них исчезли практически бесследно.
В 1910 году Николаем II был подписан указ о учреждении города Славгорода. Этот документ удалось найти в Томском государственном архиве. История Славгорода насчитывает пока менее ста лет – относительно небольшой срок. Но и за это время утрачена информация о многих событиях, безвозвратно утеряны архитектурные сооружения. Одним из таких исчезнувших явлений стал старый городской парк.
В 1928 году в Москве был открыт Центральный Парк Культуры и Отдыха, первое подобное учреждение в СССР. После этого строительство парков развернулось по всей стране. Славгород в это время – ещё совсем молодой город. Но, тем не менее, парк был необходим и здесь.
Точная дата открытия или разбивки старого парка г. Славгорода не зафиксирована в официальных документах. Не удалось найти какую-либо информацию об этом парке и в книге В. Г. Жемерова «Славгород», хотя именно эта книга наиболее полно раскрывает всю историю города и обобщает знания о нём. В ней сказано только о активном культурном строительстве, которое развернулось в городе с 1938 года . Эти сведения отсутствуют в городском музее и архиве. Но опираясь на воспоминания очевидцев, а также на косвенные источники, можно предположить, что парк начал функционировать в 1935 году, ведь именно на плане 1935 года, найденном в IV томе «Сибирской Советской энциклопедии», изданной в Нью-Йорке в 1992 г этот парк уже отмечен как «городской сад»
В историко-мемуарном романе Сакена Сейфуллина «Тернистый путь» изложены воспоминания автора о Славгороде, относящиеся к 1918 году. Автор подчёркивает, что в то время главной достопримечательностью города была базарная площадь. «На широкой открытой площади рядами сояли лавки, толпился народ. Здесь были крестьяне, только изредка попадались люди, одетые по-городскому. Торговля кипит. На санях полные мешки пшеницы, овса, ячменя, муки, ящики с маслом. Привязаны к саням пригнанные на продажу волы, овцы, кони, свиньи. Народу кишмя кишит» . Но при этом отсутствует упоминание о парке. Следовательно, можно предположить, что в это время он ещё не существовал. Это предположение подкрепляет статья «О древонасаждениях», опубликованная в газете «Кулундинская правда» в 1921г. В ней идёт речь о праздновании славгородцами праздника 1 мая. В этот день жители города вышли на улицы, чтобы сделать город более зелёным, высадив молодые деревья. В статье подчёркивается, что это была первая столь массовая акция, поэтому, вполне возможно, именно в это время и был заложен парк. Кроме того, на фотографиях из личного архива К. Г. Шевченко, относящихся к 1950 г. , можно увидеть высокие деревья, возраст которых достигает не менее чем 20 лет Эта же информация подтверждается словами А. И. Цапко, Н. Ф. Попович, А. М. Окуневой, З. А. Подтыкаленко и А. А. Ольховик .
По воспоминаниям В. В Дементьева , парк занимал достаточно обширную территорию, порядка 10,5 га. Он располагался между улицами Ленина, Крестьянской и Алтайской. За южной границей парка продолжался лесопитомник, который использовался для расширения и омоложения территории парка. Бывшее место расположения старого парка можно увидеть на современном плане города . Слова В. В. Дементьева подкрепляют фотографии и сведения, найденные в городской архитектуре. На современных снимках, сделанных с вертолёта, можно чётко увидеть бывшее место расположения старого парка . Кроме того, увидеть его можно и на современном плане города .
По словам А. И Цапко , парк был огорожен со всех сторон высоким деревянным забором, в котором имелось трое ворот. Одни из них были главными и использовались посетителями. Рядом с ними находилась небольшая калитка. Двое же других ворот использовались для хозяйственных целей. Об этом говорят также К. Г. Шевченко, Н. Ф. Попович, А. М. Окунева, В. В. Дементьев, З. А. Подтыкаленко и А. А. Ольховик Исходя из слов А. И. Цапко, Н. Ф. Попович и А. М. Окуневой, можно установить, что у главных ворот располагался продуктовый ларёк. Кроме того, в дни проведения мероприятий в парке работали и другие ларьки, а также передвижные мороженщицы. Внутри парка находились летний театр, дощатое крытое тёсом здание, используемое в летнее и осеннее время для проведения различных мероприятий, зрительный зал насчитывал около 200 мест; летний ресторан, также дощатое крытое тёсом здание, используемое в летнее время. В этом театре выступали различные коллективы и артисты как городского (А. Е Фуникова, В. Н. Мазур), так и краевого (Рубцовский драматический театр) значения (по воспоминаниям А. И. Цапко, К. Г. Шевченко, В. В. Дементьева ).
По воспоминаниям А. И. Цапко , на территории парка находилось ещё одно здание – небольшой деревянный дом, в котором проживали режиссёр летнего театра и сторож парка. Эта информация подкрепляется статьёй «Запал мне в душу старый парк», опубликованной в газете «Вечерний Славгород» в 2003 году.
По воспоминаниям К. Г. Шевченко, А. И. Цапко, Н. Ф. Попович, А. М. Окуневой, В. В. Дементьева, З. А. Подтыкаленко и А. А. Ольховик , в центральной части парка располагалась довольно просторная деревянная танцевальная площадка, огороженная невысоким деревянным забором. Вход в парк был платным только в дни проведения мероприятий, на танцплощадку требовалось приобрести отдельный билет. Танцевальные вечера устраивались очень часто, 2 – 3 раза в неделю. По словам В. В. Дементьева, парк был востребован у населения города, билетов на танцплощадку часто не хватало. По воспоминаниям Н. Ф. Попович, А. И. Цапко, К. Г. Шевченко, Н. Ф. Попович, В. В. Дементьева и А. А. Ольховик , для проведения мероприятий в летнее время использовалась открытая сцена, вокруг которой находились зрительские места. На ней проходили выступления духового оркестра, а также выступления самодеятельных коллективов.
Рядом с танцплощадкой находился календарь из цветов, число на котором меняли каждый день. Кроме этого, на территории парка размещался колодец с ветряным двигателем. По воспоминаниям А. И. Цапко , он использовался не только для хозяйственных нужд самого парка, но также им могло пользоваться и население близлежащих домов. Вода для населения была платной и стоила 1 копейку за ведро.
По словам А. И Цапко , парк обладал богатой растительностью. Деревья были представлены в основном тополями и клёнами, из кустарников присутствовали сирень и акация. Кроме того, в летнее время в больших количествах высаживались декоративные цветы. Об этом же говорят А. И. Цапко, А. М. Окунева, В. В. Дементьев, З. А. Подтыкаленко, А. А. Ольховик .
Все люди, поделившиеся своими воспоминаниями о старом парке, отмечают, что его устройство было грамотно и продумано, а архитектура была очень красивой и современной для того времени. Помимо этого, все они говорят о высокой востребованности парка у населения, а, следовательно, о его важном месте в культурной жизни города.
По воспоминаниям А. А. Цапко, К. Г. Шевченко, А. М. Окуневой, В. В. Дементьева, З. А. Подтыкаленко и А. А. Ольховик , в конце 1950-х гг. в озере Секачи, недалеко от берега которого и находился парк, сильно поднялся уровень воды, и в конечном счёте это привело к тому, что он перестал функционировать, а к началу 1960-х гг. оказался затоплен. Мнения очевидцев о том, в какое время парк окончательно перестал функционировать, расходятся. Так, К. Г. Шевченко, Н. Ф. Попович и В. В. Дементьев говорят о том, что старый парк был закрыт в первую половину 1950-х гг. Н. Ф. Попович считает, что это произошло ещё в конце 1940-х гг. , а А. И. Цапко, З. А. Подтыкаленко и А. А. Ольховик – во второй половине 1950 – начале 1960 годов . Дата закрытия старого парка не зафиксирована ни в каких официальных документах, не удалось найти упоминание об этом событии и в периодической печати. Но, исходя из воспоминаний очевидцев, можно с уверенностью сказать, что к середине 1960 годов парк уже был вырублен, то есть перестал существовать.
Таким образом, старый парк города Славгорода был открыт в 1935 году и располагался недалеко от озера Секачи. Его площадь составляла примерно 10,5 га. На территории парка находилось несколько построек: летний театр, летний ресторан, открытая сцена, танцплощадка, а также торговые точки. Парк обладал богатой растительностью, был широко востребован у населения города, практически постоянно использовался для проведения различных мероприятий (танцевальные вечера, выступления духового оркестра и городских самодеятельных коллективов, а также приезжих артистов). Парк перестал функционировать в период со второй половины 1950 до начала 1960 годов, а вырублен был в 1960-х гг. Причиной его закрытия и вырубки послужило затопление его водой из озера Секачи.
Исходя из теоретической части, можно прийти к выводу, что старый парк г. Славгорода был выполнен в смешанном стиле, так как в его планировке прослеживаются черты как регулярного, так и пейзажного (ландшафтного) стилей. К чертам регулярной планировки можно отнести строгое деление парка на зоны, ровные и чёткие аллеи, строгая расстановка декоративных элементов. Нетрудно выделить и компоненты пейзажного (ландшафтного) стиля. Это, например, естественный характер насаждений, свободная группировка деревьев и кустарников. Старый парк г. Славгорода относился к так называемым паркам культуры и отдыха, начавшими активно создаваться в СССР после 1928 года, так как они выполняли общие функции: прежде всего проведение массовых мероприятий для широкого круга людей, организация культурного досуга населения. Эти же функции выполнял старый парк г. Славгорода. Славгород – малый город, но, несмотря на это, исчезнувший парк являлся, наряду с другими парками культуры и отдыха, частью садово-парковой культуры страны в первой половине XX века, частью общей истории.
Комментарии