Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Пушкинский цикл в поэзии Б. П. Корнилова

О непреходящей эстетической ценности поэзии Бориса Корнилова писали многие литературные критики современности, среди них исследователь творчества поэта К. И. Поздняев. Сегодня мы знаем, что Борис Корнилов, несомненно, яркий, талантливый поэт. Его стихи и поэмы выдержали испытания временем. Многие из его произведений обогатили нашу поэзию, вошли в ее золотой фонд. В расцвете его творчества, когда в конце 20-х начале 30-х годов некоторые литературные теоретики буквально ополчались на лирику, Борис Корнилов был в числе тех, кто решительно отстаивал право поэта «на лирику чувств». Ранние стихи Б. П. Корнилова поражали смелым лиризмом, деревенским выразительным колоритом, а еще больше - самобытным и щедрым поэтическим языком, которому учат с детства, а не постигают из книг.

Актуальность: личность Б. П. Корнилова занимает особое место в истории Нижегородского края. В этом году отмечается столетие с момента его рождения. Все это обусловило выбор моей темы.

Цель: анализ произведений пушкинского цикла; нахождение нового материала, связанного с историей репрессий Б. П. Корнилова.

Задачи:

Детально разобраться во всех фактах биографии Б. П. Корнилова последних двух лет его жизни

Ознакомиться с научно-критической литературой по поэзии Б. Корнилова

Изучить материалы экспозиции местного историко-художественного музея, посвященной поэту

Обобщить полученный материал в виде научного доклада и представить его в фонд музея

Попытаться сопоставить художественные миры А. С. Пушкина и Б. П. Корнилова в последние годы их жизни

Гипотеза: если спроецировать жизнь и печальную судьбу А. С. Пушкина на поэтическую судьбу Бориса Корнилова, то без труда можно заметить удивительное сходство, своеобразное переплетение судеб поэтов, хотя и с разницей в сто лет.

Методы исследования:

• Подбор, изучение и ознакомление с музейными материалами, анализ найденных материалов

• Изучение научно-критической литературы по данному вопросу

• Сравнительная характеристика отдельных моментов биографии двух поэтов

Новизна заключается в попытке дать собственную интерпретацию стихотворений, входящих в пушкинский цикл; сопряжение судеб двух поэтов.

Обзор жизненного пути Б. П. Корнилова

Установление общеизвестных фактов жизни поэта

Борис Петрович Корнилов родился 29 июля 1907 года в г. Семенове, окрещен в Воскресенском соборе г. Семенова.

Отец Петр Тарасович (1884 –1939 гг. ) родом из д. Анниковка. В семье было пятеро детей. Последний сын Петр самостоятельно выучился без чьей-либо помощи читать «Псалтырь»- это единственная книга, которая была в доме. Когда в Перелазе открылась церковно-приходская школа, учитель уговорил родителей отдать Петра в школу.

Учился он охотно, прилежно. Потом поступил в городское трехклассовое училище, по окончании которого Петр Тарасович учился на двухгодичных курсах учителей начальных классов в г. Нижнем Новгороде. В 1903 году его назначили работать в д. Безводное Семеновского уезда. Петр Тарасович 35 лет отдал школе, работал инспектором РОНО, директором семилетней школы №3.

Мать Таисия Михайловна Остроумова (1884–1979 гг. ) родилась в семье управляющего мануфактурным магазином. Таисия Михайловна, окончив Семеновскую второклассную школу, получила звание учителя и была назначена работать в с. Покровское.

В 1906 году Петр Тарасович и Таисия Михайловна поженились. Через год родился Борис, в 1909 году- сестра Елизавета, в 1910 г. – Шура.

Когда Борису было три года, родителей перевели в дьяковскую начальную школу (1910). Борис посещал уроки отца, наблюдал, стоя у печки, как он ведет занятия, не только наблюдал, но и все запоминал. В 5 лет он научился читать.

Жизнь на долю детей Корниловых выпала трудная. Война в 1914 году. Отца через год взяли на фронт. Таисия Михайловна стала учить детей вместо Петра Тарасовича.

Начальные классы Борис окончил в Дьяковской школе. Продолжил учебу в Семеновской девятилетке.

В Семенове Корнилов стал сначала одним из первых учеников, а потом пионерским и комсомольским работником, он начинает серьезно писать. Писал он в стенгазеты, для местного молодежного театра – «Синей блузы», писал много, охотно и часто экспромтом. Он был «легкий сочинитель»: друзья – комсомольцы распевали его песни на улицах.

Незадолго до отъезда в Ленинград Борис Корнилов находился на руководящей работе в Семеновском укоме комсомола и в то же время не оставлял мечты поехать на учебу. Частыми тогда были встречи с писателями и поэтами, которые выступали перед молодежью. Корнилов все настойчивее просился на учебу. Наконец после приезда писателя-нижегородца Павла Штатнова и его положительного отзыва о стихах молодого поэта уком комсомола в 1926 году дал ему направление на учебу в Ленинград.

Лучшие поэтические произведения Б. Корнилова были созданы в Ленинграде. Его манил, звал державный град на Неве. Там он очень хотел встретиться с Сергеем Есениным, показать ему свои заветные «Семеновские тетрадки» со стихами, которые он перед отъездом положил в свой дорожный мешок. Приехал, но на встречу с Есениным опоздал – Сергей Александрович умер в 1925 году.

Остался жить, работать, учиться и писать в полюбившемся ему Ленинграде. Б. Корнилов не потерялся, а напротив, очень скоро нашел себя в огромном городе, заявил о своем таланте на долгих и оживленных вечерах молодежной группы «Смена».

« Мы активно, страстно, как-то очень лично жили жизнью страны, всеми событиями в партии, и так же активно и лично жили жизнью и событиями современной нам поэзии. Писателей, поэтов, произведений в то время было много. Все они вызывали оживленные споры, находило противников и последователей. Например, Маяковский значил для нас многое. Кстати, Корнилов, очень любивший Есенина, относился к Маяковскому с тем же глубоким и суровым почитанием, что и самые «левые» маяковисты», - вспоминала О. Берггольц.

«Смена» вначале была литературным объединением (1924-1925гг. ), затем преобразовалась в литературную группу (1926г. ) и организованно влилась в ЛАПП – Ленинградскую ассоциацию пролетарских писателей. Члены ее – рабочая молодежь, вузовцы, школьники. Первый руководитель «Смены» - Виссарион Саянов, с конца 1927 года – Валерий Друзин. С самого начала существования группы в нее входили Борис Лихачев, Геннадий Гор, Дмитрий Левоневский, Ольга Берггольц, с 1927 года – Александр Гитович и Илья Авраменко. Борис Корнилов считался одним из ведущих поэтов «Смены» с середины 1926 года.

Именно здесь, в «Смене», юный поэт познакомился со своей будущей женой Ольгой Федоровной Берггольц.

В 1930 году Ольга Берггольц окончила филологический факультет Ленинградского университета и по распределению уехала в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты "Советская степь". В это же время Берггольц и Корнилов развелись. Начинающий поэт решил остаться в городе на Неве. Здесь Корнилов быстро пошел в гору: уже в 1926 году его широко печатали ленинградская комсомольская газета «Смена» и старейший молодежный литературно-художественный журнал «Юный пролетарий», в марте 1926года его «Тройка» появилась в газете «Звезда».

Корниловские стихи, темпераментные, своеобразно выразительные, с броской тематикой деревенского быта и образностью, близкой к традиционной народной песне, были хорошо приняты. В группе В. Саянова, который работает с пролетарской и студенческой молодёжью, «провинциальные стихи» Корнилова вызывают восхищение. Начинается его стремительное восхождение к литературному Олимпу. Молодёжные издания охотно публикуют его стихи. Через год его называют самым талантливым поэтом литгруппы «Смена»

Последние годы жизни Б. П. Корнилова

Поэт - жертва сталинских репрессий

Складывание Советской государственной машины репрессий происходило постепенно. Февральская буржуазная революция 1917 года в условиях первой мировой войны привела к полному развалу государственной власти в России. Именно в это время сформировался образ «врага народа». Страшная машина репрессий была создана, а советское правосудие готово к Большому террору

Волна сталинских репрессий захлестнула и многих писателей «Меч нависал над Б. Пильняком, А. Веселым, И. Бабелем, И. Катаевым, Б. Ясенским, С. Третьяковым, Б. Корниловым, над десятками и сотнями других прозаиков, поэтов, драматургов, критиков, - писалось в газете «Советская культура». – По неполным данным тогда погибла тысяча писателей. Столько же сумело выжить в лагерях и застенках ».

Наш земляк- поэт Борис Петрович Корнилов - в 30-х годах проживал в городе Ленинграде (канал Грибоедова, д. 9, кв. 123). В одну из ночей в дверь квартиры постучали. Незнакомцы предъявили ордер на арест и обыск. Корнилову приказали одеться и следовать за ними. Как оказалось, путь этот был в неизвестность, которая продолжалась много лет

О главных событиях жизни Бориса Петровича Корнилова до 29-ти лет в книгах и статьях о нем сказано все (или почти все) что было с поэтом потом - полная неясность. Какой была формулировка обвинения? Что гласил приговор? Может, Корнилова «всего лишь» сослали в один из лагерей? Куда? На какой срок? А может, его расстреляли? Когда? И где он захоронен? Известно было только одно: был человек, и не стало человека. Именно поэтому по всей стране - из уст в уста- стали передаваться всякого рода слухи о последних днях жизни Корнилова.

Первая версия

По этой версии выходило, что смерть Корнилова была случайной. Он, якобы, отбывал «свой срок» в каком-то из лагерей. Колонна заключенных возвращалась с работ в зону. Возле дороги Корнилов увидел несколько необычный (редкостный!) камешек. Мелькнула мысль: надо поднять. Сделал шаг в сторону. Протянул руку, пригнулся. Конвойный решил что заключенный намерен совершить побег, а за попытку к побегу по инструкции полагалось стрелять, что конвойный и сделал.

Позже в тумбочке возле нар Корнилова будто бы нашли немало камешков. Получалось, что он их коллекционировал. Версия казалась правдоподобной. Сомнение в ее достоверности было одно: если лагерь находился, скажем, в Магадане, а поэт, как утверждалось в «Свидетельстве о смерти», скончался в ноябре, то какие камешки можно было в это время года обнаруживать на обочинах дорог: ведь все вокруг заснежено! Наверняка! Потом сомнение отпало, потому что вышла в свет книга Галины Цуриковой «Борис Корнилов» (Л. , 1963), и там гибель поэта уже датировалась не ноябрем, а августом. «Свидетельство о смерти» в книге не упоминалось (может, автор о его существовании не знал?), но на странице 245-ой было ясно сказано: «В августе 1938 года Борис Корнилов умер».

Вторая версия

По второй версии выходило, что кто-то (именно кто-то, какой-то бывший заключенный по имени Кирилл) видел Корнилова в 1939 году в лагере близ Волосницы Кировской области («работал там бригадиром на лесоповале»).

Третья версия

Третья версия продлевала жизнь Корнилова более «раскованно»: старший инженер отдела нормирования Сыктывкарского ЛПК Виктор Владимирович Белоусов будто бы общался с ним с 7 по 11 мая 1946 года на Верхнее-Бусинском пересылочном пункте возле ст. Известковая Хабаровского края («Нас мыли, стригли, одевали в трофейную. Одежду Квантунской армии, а затем рассылали по рудникам. Корнилов ничего не говорил мне о своем творчестве. Он рассказывал о Пушкине, о Байроне, о Маяковском, но не о себе, хотя и признался, что он автор «Песни о встречном»).

Обе версии были пересказаны инженером Виталием Саечниковым в его статьях (сыктывкарская газета «Молодежь Севера» от 14 августа 1964 года и Семеновская районная газета «Ленинский путь» от 21 декабря 1968 года). затем они стали, обрастая новыми «подробностями», перекочевывать и в публикации других авторов. Так, например, ленинградский журналист В. Шумилин напечатал в «Горьковской правде» (июль 1989 года) очерк, где о работе Корнилова на лесоповале пишет: «он был в почете и у начальства, и у заключенных».

Четвертая версия

Рекорд в стремлении продолжить жизнь репрессированного поэта побил некто Николай Александрович Иванов, приславший в июне 1978 года в журнал «Дружба народов» очерк «Новая жизнь Бориса Корнилова». Рукопись Н. Иванова содержала в себе много интересных деталей. Она содержала в себе «искорку искренности».

Он сообщает: «Встретились мы с Корниловым в первых числах сентября на пересыльном пункте в порту Ванино».

Лев Аннинский говорил: «Легенды - великая вещь, они крепче фактов в том смысле, что они- то, что от фактов остается. И тянет меня им верить. А проще сказать - хочется, чтобы Корнилов лишний десяток лет прожил на этом свете. А то уж больно просто: взяли - и нету».

Но это только предположения Правду о трагической жизни поэта раскрыл местный краевед К. В. Ефимов, с которым нам приходилось встречаться в ходе работы над темой и на публикации которого неоднократно ссылаемся.

В деле Корнилова восемь протоколов допроса (содержит 92 листа). Предпоследний из них проводился 3 июля 1937 года, а последний датирован 2 января 1938 года. Их разделяют шесть месяцев. Полгода не вызывался на допросы подследственный. Это являлось серьезным нарушением правовых норм.

Сколько было всего передумано за сто восемьдесят дней! Трудно даже представить, что такое - месяцами находиться в камере, думая, что вот сейчас лязгнет в двери замок, и тебя поведут на расстрел. Но вот замок лязгнул, но, как оказалось, на расстрел еще не повели. Повели на допрос, который оказался последним.

В момент ареста он обвинялся по статье 58, пункт 10. Пункт предусматривал меру наказания- 8-10 лет пребывания в лагерях. Если бы не было изменений, то согласно этому обвинению Борис Петрович отбыл бы это наказание и вернулся к своим друзьям, родным и читателям. Но этого не произошло

После пересмотра дела Б. П. Корнилову было предъявлено обвинение по статье 58 пункт 8 и пункт 11 УК РСФСР как участнику антисоветской террористической группы. По окончании следствия он был признан виновным: якобы с 1930 года являлся «участником антисоветской троцкистской террористической организации, нелегально распространял свои контрреволюционные литературные произведения под названием «Чаепитие», «Елка», «Прадед», в которых призывал к организованному противодействию коллективизации сельского хозяйства и защите кулачества от репрессий Советской власти. Приговором выездной сессии Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 20 февраля 1938 года Корнилов Борис Петрович, как участник антисоветской террористической группы был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение в Ленинграде 20 февраля 1938 года».

Ровно через одиннадцать месяцев после ареста оборвалась жизнь нашего славного земляка.

В архивной справке также сказано: «как установлено, с июля 1937 года лица, приговоренные к расстрелу, захоранивались в районе «Левашевской пустоши».

«Дело» было сделано. Поэт погиб. Лев Гумилев писал: «Погибают все. Но потеря лучших заметна. Они гибнут ради будущего». На этом трагедия Бориса Корнилова не закончилась: ведь у него остались родственники: в Ленинграде жена Ципа Григорьевна Боренштейн с новорожденной дочкой, которую Борис Петрович никогда не видел, а в г. Семенове и районе- родители, сестры. Штамп «врага народа» рикошетом попадал и в членов семьи, которых, как правило, притесняли, а иногда и репрессировали.

Эта страшная участь миновала вторую жену Корнилова Ципу Боренштейн только благодаря удачному стечению обстоятельств.

Мать поэта, Таисия Михайловна, вспоминала: «Наступили годы тяжелых испытаний 1937-1938 гг. На нас смотрели люди, работающие с мужем в школе, как на врагов, не здороваясь, и так продолжалось в течение двадцати лет». Дочь, Александра Петровна, сестра Бориса Корнилова, которая работала в то время учителем в Беласовской школе, постоянно ловила косые взгляды своих коллег и односельчан, напоминающие ей о том, что она сестра «врага народа».

Только после XX съезда КПСС началась реабилитация тысяч невинно репрессированных людей, причем многих - посмертная.

Двадцатилетнее умолчание имени Бориса Корнилова, запрещение издания его книг, даже слова знаменитой «Песни о встречном» стали писать как народные. Вся эта неизвестность стала немного проясняться после заявления первой жены Корнилова, известной поэтессы Ольги Федоровны Берггольц, написанном ею в июле 1955 года в Военную прокуратуру Ленинградского военного округа. Она просила пересмотреть «дело» Б. П. Корнилова, которого считала талантливейшим советским поэтом, а происшедшее с ним- «бессмысленной и страшной трагедией».

Мать Корнилова Таисия Михайловна также пыталась выяснить судьбу сына. На запрос от 4 июля 1956 года ей ответили: «В связи с вашим письмом сообщаем, что Ленинградским отделением Союза писателей возбуждено ходатайство о пересмотре дела и о реабилитации Б. П. Корнилова ленинградскими органами юстиции». В январе 1957 года она получила письмо, которое ей принесло большую радость. В нем была справка от 15 января 1957 года. «Дело по обвинению Б. П. Корнилова пересмотрено Военной коллегией Верховного Суда СССР 5 января 1957 года,- говорилось в справке. - Приговор Военной Коллегии от 20 февраля 1938 года в отношении Корнилова Б. П. по вновь открывшимся обстоятельствам отменен, и дело за отсутствием состава преступления прекращено. Корнилов Б. П. реабилитирован посмертно».

Так Таисия Михайловна впервые, через двадцать лет неизвестности, узнала, когда был вынесен приговор Борису. Узнала и о том, что ее сына нет в живых. А когда был арестован? Что гласил приговор? На эти вопросы она ответов не имела. Лишь предполагала.

В августе 1957 года Куйбышевского района Г. Ленинграда ей прислали свидетельство о смерти. В нем говорилось, что «гражданин Б. П. Корнилов умер 20 февраля 1938 года». В графе «Причина смерти» стоял прочерк. Этот «прочерк» для Таисьи Михайловны был загадкой, которую она не смогла отгадать.

После реабилитации Корнилова многие члены Ленинградской писательской организации стали пытаться выяснить причины его ареста. Среди писателей пошел слух, что к этому причастен бывший в то время председателем правления издательства «Советский писатель» Н. В. Лесючевский. Для выяснения этого вопроса была создана комиссия, которая обратилась в управление КГБ по Ленинградской области. Там ее членов познакомили с документом, который был составлен 13 мая 1937 года и подписан Н. В. Лесючевским. Архивная выписка подтверждает, что поэт был арестован 20 марта 1937 года сотрудниками Управления НКВД Ленинградской области. А донос Лесючевского датирован 13 мая 1937 года, то есть почти через месяц после ареста. Выходит, что он получил задание сделать анализ нескольких стихотворений. И это задание он выполнил так, как нужно было следствию, показав тем самым свое подлое нутро. Он считал, что стихотворение «Чаепитие» явно кулацкое по своему духу. Ниже цитирую его заключение.

«Таким образом, я прихожу к следующему выводу:

1. В творчестве Б. Корнилова имеется ряд антисоветских, контрреволюционных стихотворений, клевещущих на советскую действительность, выражающих откровенное сочувствие оголтелым врагам народа, стихотворений, пытающихся вызвать протест против существующего в СССР строя.

2. Эти стихотворения не случайны. Однозвучные с ними мотивы прорываются во многих других стихотворениях Корнилова. Это говорит об устойчивости антисоветских настроений у Корнилова.

3. В творчестве Б. Корнилова есть ряд стихотворений с откровенно кулацким, враждебным социализму содержанием.

4. Б. Корнилов пытается замаскировать подлинный контрреволюционный смысл своих произведений, прибегая к методу «двух смыслов»: поверхностного - для обмана и внутреннего - подлинного. Он, по сути дела, применяет двурушнические метафоры в поэзии».

С таким документом из «дела» Б. Корнилова были познакомлены члены комиссии. Факт причастности Лесючевского к аресту поэта был доказан.

Вот так через полвека всем стали известны обстоятельства ареста, приговор и место захоронения погибшего поэта благодаря неутомимым поискам местного краеведа К. В. Ефимова.

«Скрещение судеб» А. С. Пушкина и Б. П. Корнилова

Общеизвестно, что последний год жизни А. С. Пушкина был трагичным Он получает анонимные письма, которые затрагивали его честь и достоинство. Так, например, 4 ноября утром Пушкин получил пакет. В нем было вложено три диплома на звание члена общества рогоносцев.

На эту пакость можно было бы не обращать внимания, но составители диплома послали его не только Пушкину. В то же утро Вяземский, Виельгорский, Васильчикова, Элиза Хитрово и еще несколько лиц, с которыми поэт был близок, получили такие же конверты, в которые были вложены вторые конверты на имя Пушкина и заключавшие в себе копии того же пасквиля, писанного теми же корявыми печатными буквами. Было ясно, что пасквилянт хорошо знал, с кем поэт был близок, и хотел своей гнусной выходкой придать самую широкую огласку. Удар был нанесен метко.

Пушкин сразу решил, что пасквили писал и рассылал голландский посланник, барон Геккерн, и этой своей уверенности не скрыл ни от него, ни от друзей, ни от Царя.

Барон Геккерн был видной фигурой в дипломатическом кругу Петербурга, где уже десять лет был представителем голландского короля. Он был коллекционер, любитель картин и древностей, приятный собеседник, способный поддержать в гостиной любой разговор. Но его боялись, ему не доверяли. У него был злой язык, он любил ссорить людей, сплетничал, интриговал.

Пушкин по бумаге, по стилю, по внешнему виду письма сразу решил, что оно писано дипломатом. На мысль о Геккерне наводили его рассказы Натальи Николаевны, ее полупризнания о двусмысленных разговорах и приставаньях к ней голландского посланника. Были у Пушкина еще какие-то доказательства, до нас не дошедшие.

Роковая дуэль была вызвана не только ревностью, но и отвращеньем к грязи, которой старались закидать его и Наталью Николаевну. До конца не услыхала она от него ни одного грозного слова. От ревнивца трудно было бы ожидать такой сдержанности, тем более что поведение Дантеса давало Пушкину основание ревновать.

Многие подробности последней дуэли, вероятно, навсегда останутся неясными. Внешняя обстановка точно нарочно сочинена таинственным режиссером, чтобы придать последним дням жизни поэта что-то шекспировское. Отдельные события, встречи, переговоры секундантов и посредников, злые салонные шепоты, двусмысленные усмешки, мерзости, замучившие поэта

В среду, 27 января, в день дуэли, Пушкин провел утро, как обычно, был так спокоен, что домашние могли не подозревать, что он замыслил, к чему готовился

29 января поэт скончался Отпеть Пушкина тайком оказалось невозможным, но его гроб тайком увезли из Петербурга, точно хоронили преступника. Пушкин заранее купил себе место на кладбище Святогорского монастыря. Туда его и отправили. Так, по-шекспировски, сплеталось вокруг гроба поэта трагическое и комическое. Царь и жандармы напрасно тревожились. Ни дорогой, ни во Пскове никто и не думал устраивать встречи, изъявлять какие бы то ни было чувства.

6 февраля, рано утром, опустили земные останки Пушкина в могилу. Около нее, кроме жандарма и нескольких крепостных, стояли Тургенев и Никита.

Согласно указаниям Царя Жуковский 29 января, через час после смерти поэта, как только тело его было вынесено из кабинета и поставлено в передней, наложил свои печати на все находившиеся в кабинете бумаги.

На следующий день ему было сообщено, что разбирать бумаги он должен не один, а вместе с жандармским генералом Дубельтом.

К тяжкому чувству непоправимой народной утраты примешивалось негодованье против чужеземца, у которого поднялась рука на Пушкина. Роптали и на то, что Бенкендорф ничего не сделал, чтобы предотвратить дуэль, хотя знал, что она надвигается.

Эти разговоры напугали шефа жандармов. Он вообразил, что кто-то готовит манифестации, враждебные не только Геккерну, но и правительству, с которым Бенкендорф себя отождествлял. Ему чудились заговоры, происки какой-то «демагогической партии», существовавшей только в воображении жандармов. Чуть ли не бунт. Высшее наблюдение признало своей обязанностью мерами негласными устранить все почести, что и было исполнено.

Со своей стороны, министр просвещения граф С. С. Уваров дал цензуре соответственные этому жандармскому решению указания и распорядился, чтобы «в статьях была соблюдена настоящая умеренность и тон приличия ».

Ярко вспыхнувшая народная любовь к погибшему поэту тщетно искала проявления. Не было ни прессы, ни публичных собраний, ни клубов, ни лекций. Общественное мнение было лишено всякой возможности высказаться. Самым глубоким, самым русским выражением общих чувств должны бы были быть торжественные похороны, общая молитва.

Правительство и этого не допустило. Николай I, как и его шеф жандармов, как министр просвещения, считал «излишние почести» нежелательными.

Царь послал умирающему поэту милостивую записку, где назвал его любезным другом. Он несколько раз справлялся о его здоровье. После его кончины он проявил исключительную щедрость к семье, велел заплатить за Пушкина 100000 рублей долгу. Назначил вдове и детям хорошую пенсию, приказал единовременно выдать ей 10000 рублей и издать сочинения Пушкина на казенный счет. Все это он сделал

Но когда Жуковский предложил перечислить все эти милости в особом рескрипте на смерть Пушкина, как он составлял он когда-то на смерть Карамзина, Николай отказал «Я не могу сравнить Пушкина с Карамзиным. Мы насилу довели его до смерти христианской, а Карамзин умирал, как ангел»- сказал он. У Царя не было подлинного уважения и дружественности к убитому. Он разделял мнение князя Паскевича-Эриванского о том, что «талант его созревал, но человек он был дурной».

Из всего этого можно сделать вывод, что судьба Б. П. Корнилова оказалась не менее трагичной, чем судьба А. С. Пушкина.

Через сто лет в стране уже правил не царь, а была власть народная, но и она, как это было в царское время, по-прежнему преследует Поэта, который «в России больше, чем поэт». Это мы можем проследить на примере репрессий Б. Корнилова.

Более двадцати лет о нем ничего не было известно Какой была формулировка обвинения? Что гласил приговор? Может, Корнилова «всего лишь» сослали в один из лагерей? Куда? На какой срок? А может, его расстреляли? Когда? И где он захоронен? Известно было только одно: был человек, и не стало человека.

Забыли того, кто написал известную «Песню о встречном», слова которой в это время становятся народными. А забвение – это самое страшное для человека, тем более – для поэта. Но забыли не все Родные, земляки, друзья, почитатели таланта Корнилова хранили память о нем, пытались выяснить его судьбу, но получилось это уже через много лет после его гибели.

У царя было определенное отношение к Пушкину-поэту, он знал его творчество. А Сталин обрекает на смерть тысячи людей, не зная о них ничего. В числе этих ни в чем не виновных людей находится и наш поэт-земляк Б. Корнилов, жизнь которого оборвалась в тридцать лет. А. С. Пушкин тоже погиб молодым. У него осталась молодая жена, дети И в этом они схожи с Корниловым, который даже не смог увидеть свою дочь, потому что она родилась, когда его уже арестовали.

Время сталинских репрессий было страшным временем, опасным для людей искусства.

Корниловское восприятие Пушкина через его лирический цикл.

А. С. Пушкин в жизни Б. П. Корнилова

Пожалуй, нет такого человека, который бы не прикоснулся к гению Пушкина уже с самого раннего детства, окунаясь в чудесный мир его сказок. У каждого из нас свой Пушкин. Прикосновение к его поэзии никого не может оставить равнодушным, у каждого в душе рождает взволнованный отклик. А у поэтов- тем более. Еще Н. В. Гоголь сказал, что Пушкин был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с неба поэтический огонь, от которого, как свечки, зажглись другие самоцветные поэты. И наши современные поэты также прикоснулись к высокому пушкинскому огню.

Через всю жизнь пронес любовь к Пушкину наш поэт-земляк Борис Петрович Корнилов. Уже в раннем детстве он знал наизусть сказки великого поэта, а в юности с увлечением читал «Медного всадника» и «Полтаву»- также наизусть.

В своих заметках о Пушкине, в 1935 году, Борис Корнилов писал: «Я очень рано выучился читать и читал все без разбору, так как у моего отца, сельского учителя Нижегородской губернии, вся библиотека помещалась в одной большой бельевой корзине. Там был и Гоголь, и Бичер-Стоу. Первый поэт, которого я раскопал среди старых номеров журнала «Нива», был Пушкин. Гораздо позже, когда передо мною встала целая армия российских поэтов, которая уже по своему количеству должна была как бы затушевать образ Пушкина, я все-таки часто раскрывал «Медного всадника» или «Евгения Онегина»и читал их как будто снова. Эти две поэмы,- говорил Борис Корнилов, я больше всего люблю у Пушкина быть может потому, что равных по своей правдивости и изумительному исполнению нет не только в отечественной поэзии, но и в мировой. И я люблю читать их вслух, чтобы лишний раз убедиться, как слово становится музыкой ».

Вот с таким восторгом отзывался Борис Корнилов о Пушкине. Первое же свое стихотворение, посвященное поэту, было написано им уже в 6 лет. Называлось оно «Смерть поэта». Особого восхищения со стороны домашних оно не вызвало, но тем не менее, это был первый, небольшой шажок Бориса в поэзию. И толчок этому дал великий Пушкин.

Общая характеристика цикла

Обратившись к личности такого гигантского масштаба, совершенно невозможно было не выйти за пределы одного произведения. Обаяние его стихов и личности было настолько велико, что в середине 30-х годов Корнилов пишет свой известный пушкинский цикл, состоящий из восьми лирических стихотворений. Это стихотворение «Разговор», которое как бы завязывает весь сюжет цикла, «Пирушка», «Последняя дорога», «В селе Михайловском», «Алеко», «Путешествие в Эрзерум» и «Пушкин в Кишиневе»- стихотворение, которое самим автором определено как поэма. Прологом же к циклу следует считать стихотворение «Это осень радости виною». Это красивое корниловское стихотворение, заслуживает того, чтобы его привести полностью:

Это осень радости виною

Сыплет изморозь,

Темнеет в пять, за стихами и за тишиною

Заходите в Болдино опять.

Не спеша, мечтаете о многом,

Спит Россия,

И туман высок.

Тихо по проселочным дорогам

Вас дорожный увезет возок-

Грызть перо в прекрасном утомленье,-

Песня зарождается, гляди

Император,

Третье отделенье-

Это все осталось позади.

Через сотню лет

И через двести

(грандиозные годов ряды)

Все поэты соберутся вместе,

Вашими поэмами горды.

И опять грохочет гром победный,

Разрывая на куски покой,

Скачет всадник - над Невою - медный,

И поет Земфира над рекой.

Страшное прошло одно столетье,

Александр Сергеевич, гляди-

Император,

Третье отделенье-

Это все осталось позади.

Для начала познакомимся с определением цикла. Лирический цикл – это объединение ряда произведений на основе идейно-тематического сходства, общности жанра, места или времени действий, персонажей, формы повествования, стиля.

Все стихотворения пушкинского цикла построены в форме разговора, и не от одного лица, вы это почувствуете, читая, а вовлекая в него и главного героя- Пушкина. Совершенно разный Пушкин предстает перед нами и каждое стихотворение- это маленький поэтический рассказ, раскрывающий отдельные странички биографии великого поэта. Прочтя некоторые строчки из стихов Б. Корнилова, мы уже настраиваемся на волну пушкинского цикла.

В произведении «Пирушка» Пушкин совсем молодой, еще лицеист, веселый, задорный и кудрявый читает своим друзьям полные мести стихи в Царском Селе.

Оно перекликается с красивым лирическим стихотворением «В селе Михайловском». Их объединяет единая тематика: отношение Пушкина к друзьям. Здесь мы видим всем известные эпизоды пушкинской биографии. «В селе Михайловском» перед нами предстает поэт в ссылке. Целая гамма чувств и переживаний раскрыта Б. Корниловым в этом стихотворении: здесь и грусть-тоска, и радость встречи со своим лучшим другом Пущиным.

Прямыми учителями Б. Корнилова можно считать Эдуарда Багрицкого, Александра Блока и Сергея Есенина. Влияние двух последних особенно ощущается в корниловской лирике. Но не в пушкинском цикле. В постижении великого поэта Корнилов шел своим путем, совершенно новым, хотя он, конечно, не мог не учитывать опыта предшественников, в частности своего друга и учителя Э. Багрицкого. Багрицкий написал лирическую трилогию о Пушкине одним из первых советских поэтов еще в 1923-24 гг. Б. Корнилов, воспринял у него лишь совершенную форму жанровой лирики, то есть не замкнул свою идею в рамки строго определенного сюжета поэмы, например, а воплотил ее в цикле отдельных стихотворений, которые внутренне связаны друг с другом, дополняют друг друга и все же каждое из них- самостоятельное завершенное произведение. Борис Корнилов всегда имел свое лицо, и в стихах этого цикла Пушкин увиден чисто корниловским взором: немного наивным, трогательным, ироничным и обожающим своего кумира. Корнилов писал по-своему, да и читал очень колоритно: красивым, грудным голосом, по особенному резко оканчивая строку. Его манера чтения не была похожа ни на характерную певучесть имажинистов, к кому, в частности, примыкал С. Есенин, ни на рубленую чеканность стихов Маяковского. Широко размахивая рукой, Б. Корнилов при чтении своих стихов раскачивался всем телом, тем самым как бы усиливая смысл и ритм своего стиха.

Надо сказать, что написанию пушкинского цикла предшествовал довольно трудный период в жизни поэта. 1936-37 годы Это последние годы недолгой жизни Бориса Корнилова. Уже была написана его чудесная лирика, его широко известные поэмы «Тезисы романа», «Триполье», «Моя Африка», через которые мимолетным озарением также прошли пушкинские мотивы; уже прозвучал выстрел в С. М. Кирова, который, можно сказать, разорвал звенящую мелодию корниловских стихов. В этот период и произошел некоторый спад в его творчестве, что не могло не отразиться на произведениях. Время, которое даровало ему яркую творческую судьбу, как бы уходило в прошлое. Новая эпоха предъявила новые требования Борис Корнилов искал новые пути и старался поспеть за временем, но испытывал все усиливающееся чувство опустошенности и усталости.

В это время в его лирике все чаще и явственней звучат тревожные мотивы холода, тягучей тоски, близкой беды. Известно, что многие предчувствовали, а иногда и предсказывали себе погибель. Трудно сказать, насколько осознанным было такое предчувствие у Корнилова, но драма житейской бесприютности и невозможность преодолеть судьбу видятся им вполне ясно: «Мне душно», «Я задыхаюсь в час ночной», «Мне душно сейчас», «Слепит мирозданья обычная подлость, и сумрак восходит, дремуч и зловещ», «Умру я- будут новые витии»

И если не в поисках выхода из душевного разлада, то хотя бы за советом и помощью поэт обращался к классике:

Когда заразой расползалось тленье

И проникало в сердце и цвело,-

«печально я гляжу на наше поколенье»,-

Стонал поэт и поднимал стило

Слова Маяковского, обращенные к Пушкину: «Люблю вас, но живого, а не мумию», возможно, вдохновляют Корнилова на свой разговор с «яростным российским соловьем». Именно поэтому Пушкин в его стихах предстает не в» хрестоматийном глянце», а живым - «овеянный раннею славой веселый, задорный», «золотой, любимый человек».

Любимый - потому что близкий и понятный Корнилову именно в эту пору душевной неустроенности, метаний, вопросов самому себе. «Пораненный судьбой»- так определяет поэт эту близость, он помнит Пушкина не только певцом любви, радости, «звуков сладких», но и другого, глубоко одинокого и трагического в своем мироощущении поэта, автора строк «Свободы сеятель пустынный», «темною стезей я проходил пустыню мира», «На свете счастья нет»

Не будем забывать о времени: Корнилов 1936 года ищет в судьбе опального поэта совершенную определенную духовную близость. «Изгнанник волею царевой» в Михайловской ссылке думает и чувствует так, как мог сказать о себе тогда и лирический герой Корнилова:

Темно, и думы тяжелы.

Не ускакать тебе от горя,

От одиночества и мглы.

Ты позабыт в своей беде,

Одни товарищи в могиле,

Другие - неизвестно где.

Пугает страхами лесными

Страна, ушедшая во тьму.

За окном российская темница,

Страшная темнища,

Темнота.

Как это не похоже на тот мир, который еще недавно живописал Корнилов! Он, выросший в семье школьных учителей, перечитавший в школьной библиотеке едва ли не всю русскую классику, вдруг начинал «вспоминать» о друзьях юности: «один - бандит, другая- шмара, бикса, одна- зараза, первый- паразит», «домушники, хипесницы, шпана», «от морфия сходившие с ума». Того пуще: «Учились мы по грамоте заборной, по вывеске заплеванной пивной». И все это во имя времени, требовавшего показать: «как после водкой полного стакана и ножика под хрустнувшим ребром выходит инженер из уркагана, а из бандита нужный агроном ». Или поэт. Советский поэт.

Оттого и Пушкин в стихах, скажем. 1931 года еще далекий, чужой: «Это наша молодость- школа, где не разучивают слова «боюсь», и зовут чужбиною Царские Села» («Открытое письмо моим приятелям»). Отголоски пушкинской драмы в собственной судьбе Корнилов услышал в угрожающем для него 1936 году, когда перестали печатать, а затем исключили из Союза писателей. «Злом сопровождаемый и сплетней милый мой, неповторимый мой». «Пасынок на родине тогдашней»- вот что Корнилову как свое, пережитое, кровное.

Сегодня нам уже хватает мудрости видеть, что сходство участи Пушкина и Корнилова следует искать во всяком случае не в одних только политических сферах. Сходство, возможно, в одинаковости взаимоотношений со временем, в том, что установленное Блоком «поэт- сын гармонии» должно пройти проверку в каждой поэтической судьбе.

И вот «дитя добра и света» предостерегает: «не трогай иного, страшного огня». В сумрачной петербургской квартире сын гармонии крушит каминной кочергой статуэтку Аполлона. «Уюта нет, покоя нет»

Поэзия Бориса Корнилова, как и всякая истинная поэзия, драматична. Но в то же время она пронизана какой-то особой радостью, наполнена ярким золотистым цветом. Раскрывая суть поэзии Корнилова, хотелось бы назвать его солнечным поэтом, что непосредственно связано именно с золотым и пурпурным цветом. Уже в «Песне о встречном» поэт говорит о радости и солнце: «И радость поет, не скончая, и встречное солнце встает». Эпитет «золотой» самый распространенный в его творчестве. У него - «вьюга золотая», «молоко золотое», «картошка золотая», «конь золотистый». Даже о Пушкине он говорит, что это для него «золотой, любимый человек». Хорошо известно, что с блеском, сиянием, с золотым и пурпурным цветом связана святость. И не сошел ли золотистый цвет в поэзию Бориса Корнилова с русских икон, с утренних рассветов и вечерних закатов?

И вдруг вновь появился и вспыхнул этот свет - пушкинское начало, проявившееся когда-то в детстве. Светлая пушкинская гармония вернула поэта к жизни, в результате чего и появился замечательный цикл стихотворений о Пушкине.

Значимость пушкинской темы в поэзии Корнилова велика. Для него Пушкин- это «знаменитый, молодой, опальный, яростный российский соловей». Еще не расставшийся с «легкой юностью» Пушкин, в понимании Корнилова, был уже трагически обречен. Вглядываясь в Пушкина, автор «Песни о встречном» лучше понимал себя, свою судьбу: «Думаю о вас не об убитом, а всегда о светлом, о живом».

Это было о Пушкине, но вместе с тем было и о себе. Поэтому в строчках, обращенных к «солнцу русской поэзии», Борис Корнилов, по сути дела, давал оценку и своему времени. Как истинный поэт, он чувствовал трагичность наступившей эпохи, хотя и пытался убедить себя в обратном:

Страшное прошлое одно столетье,

Александр Сергеевич, гляди-

Император, отделенье Третье-

Это все осталось позади.

В цикле о Пушкине, в ряде стихотворений любви и природе и особенно в поэмах Борис Корнилов предстает перед нами не только великолепным мастером рисунка и яркого живописания, его образы становятся содержательнее, философичнее. Конкретные картины даются в атмосфере значительных дум и обобщений. Свободнее становится звучание, тоньше и богаче ткань стиха.

К большим темам своего времени Борис Корнилов шел своеобразно: стихи о любви и природе, о путевых впечатлениях, не чуждые добродушной шутке, а порою полные неподдельной грусти или русской удали, писал он наряду со стихами и поэмами о драматических событиях великой борьбы его времени. Вот почему лирический герой его поэзии не схематичен, он предстает живым человеком во плоти и крови.

Воспевать нашу современность емким, «большим словом» стремился поэт, он никогда не был равнодушен к поэтическим достижениям и судьбам предшественников и современников. Влияние Есенина, очень частое сознательное использование отдельных приемов Маяковского, стихи о Багрицком, написанные в манере Багрицкого, любовное обращение к судьбе и творчеству Пушкина находили мы в самобытном поэтическом наследстве Корнилова.

И нас радуют и преемственность поэтических традиций, и живое умение наследовать, чтобы во всеоружии говорить «о времени и о себе».

Полюс радости и света в поэзии Борис Корнилова- «Песня о встречном». Многоголосая, она вобрала в себя дробь пионерских барабанов, голос трудовой улицы. Это песня об утре страны, об утре свободного труда, о молодой, простой любви.

Корнилову близок и дорог Пушкин вглядывался в Пушкина- и лучше понимал себя, собственную судьбу:

Думаю о вас, не об убитом,

А всегда о светлом,

О живом.

Все о жизни,

Ничего о смерти.

Все о слове песен и огня

Легче мне от этого,

Поверьте,

И простите, дорогой, меня.

С необычайной быстротой Борис Корнилов рос духовно, овладевая мастерством и усваивая (органично) все лучшее, что могла предложить ему русская поэтическая культура и в первую очередь Пушкин. Следы духовного влияния Пушкина чувствуются в прекрасной поэме Корнилова «Моя Африка». Поражает сверхобычная чувственная конкретность поэтического языка Борис Корнилова. Его слова - это не просто слова, а слова-вещи, слова-деревья, слова-избы. Уметь так себя слить с предметами, с природой, с краем, с событиями, как умел Корнилов, так умели немногие

Наибольшего успеха в самый последний период своей творческой работы добился, создав цикл произведений о Пушкине. В январе 1937 года вся страна отмечала столетие со дня гибели великого поэта, но Корнилов, написавший в эту пору свой цикл, работал не для юбилея, он отдавал дань восторга любимому поэту, перед которым преклонялся всю свою сознательную жизнь.

Знаменательны первые же отзывы об этих произведениях. 24 января 1937 года газета «Литературный Ленинград» поместила заметку Валерия Друзина «Стихи о Пушкине», в которой, в частности, отмечалось, что «большинство стихов о Пушкине, читанных в нашей секции, равнодушно и неумело изготовлено только по случаю юбилея На этом безрадостном фоне стихи Бориса Корнилова выделяются живостью и силой наглядной изобразительности. Лучшая вещь в этом цикле «Пушкин в Кишиневе». Образ самого Пушкина радует отдельными живыми черточками. Вольнолюбие Пушкина и ненависть его к самодержавно-крепостническому строю в эпоху кишиневской ссылки правильно переданы Корниловым».

Н. С. Тихонов в докладе «Пушкин и советская поэзия» говорил: «Две строки из «Евгения Онегина» привели к тому, что поэт написал большую поэму о негре, сражающемся за свободу пролетариата в дни Октябрьской революции. Написанная им же поэма о молодом Пушкине- «Пушкин в Кишиневе»- значительно превосходит многие произведения, написанные поэтами к столетию со дня гибели Пушкина».

«Тезисы романа» пронизаны влиянием русской классики: Некрасов, Блок и более всего - Пушкин. Пушкинское начало, светлое и гармоническое, легко вошло в смутную корниловскую душу и отозвалось мгновенно- податливая колобродящая душа поэзии Корнилова была, в сущности, беззащитно доброй. В предсмертных стихах Корнилова, четыре года спустя, еще суждено было в последний раз проявиться пушкинскому началу нов 1933 году он, видимо, был еще не готов к этому; пушкинские блики, скользнув по «Тезисам романа», исчезли в темном хаосе мучивших Корнилова картин и сцен.

Следующая поэма, которую принялся писать Корнилов, называлась «Агент уголовного розыска» и должна была представить собой жизнеописание одесского беспризорника, перевоспитываемого новой жизнью. Поэму Корнилов не дописал; дошедшее до нас начало есть смутный и хаотический набросок картины драк и предательства, крови и грязи, зловонной мути и беспросветной тупости полуживотного бандитского существования. Борис Корнилов как бы вернулся от Пушкина на низший уровень бытия; он словно хотел разделаться с этими мутными безднами раз и навсегда. Трудно представить себе, чем стала бы поэма об уркагане, будь она закончена.

И все же последнее мгновенье гаснущей поэтической судьбы Бориса Корнилова оказалось неожиданным. Вдруг опять лихорадочно вспыхнул свет: заговорило начало, о котором никто не подозревал, да и сам поэт, может быть, тоже - начало пушкинское. Светлая пушкинская гармония, поразившая когда-то Корнилова при детском чтении, была начисто развеяна в его поэзии тяжелыми и смутными мечтаниями.

Мимолетным озарением прошли пушкинские мотивы в «Тезисах романа» и отступили, чтобы несколько лет спустя возникнуть вновь: сначала деталью в фантастической симфонии «Моей Африки», а затем предметом напряженного и последнего раздумья о жизни. С Пушкиным вошла в сознание Бориса Корнилова идея целостности человеческого бытия; пушкинская анкета, проведенная в конце 1935-го года журналом «Литературный современник», показывает, что поэзия и жизнь Пушкина сделалась уже тогда для Корнилова предметом глубоких нравственных размышлений: о совести, о долге, о смысле человеческой жизни. Борис Корнилов писал в анкете журнала: «Период, когда Николай I после аудиенции, данной Пушкину, громогласно заявил: «Он теперь мой», интересует меня почему-то больше всего. Ведь тут ломалась творческая и биографическая личность Пушкина, и я очень хотел бы узнать: какое закрытое письмо послал Пушкин Николаю, когда ему инкриминировали написание «Гавриилиады». Сознался он?. сослался, спасая свое будущее, на покойника Горчакова?».

Весь этот противоречивый комплекс интереса к пушкинской поэзии, как и к выявлению его нравственной личности со стороны Бориса Корнилова- человека диаметрально противоположного психологического типа, - и выразился в последнем, «пушкинском» цикле стихов Корнилова.

Пушкин в этих стихах увиден типично корниловским взором. Веселый, задорный, кудрявый, повеса, забияка, безобразник,- он пьет вино, ест балыки, дерется плеткой, въезжает верхом прямо на крыльцо, озорничает, потом, напившись, плачет Борис Корнилов не пошел в понимание Пушкина дальше этих внешних, и то весьма проблематичных деталей быта, он не воспринял в Пушкине гения, вместившего всю Россию в своей судьбе.

Корнилов даже не поставил вопроса о Пушкине как о явлении русской культуры, как о вехе в мировом духовном развитии но изобразив Пушкина упрощенно, Корнилов, тем не менее испытал на себе его мощное влияние, он воспринял в пушкинской поэзии и впервые осознал сам какое-то глубинное, светлое и гармоническое начало жизни; подспудное влияние пушкинского гения вдруг ощутилось в самой структуре корниловского мышления – так, словно потаеннейшие основания его поэзии вдруг пошатнулись и стали обновляться. И он, буйный, «дикий», оробел перед святыней пушкинской гармонии: «И прекрасен, и разнообразен, мужество, любовь и торжество вы простите - может, я развязен? Это - от смущенья моего! Потому что по местам окрестным от пяти утра и до шести вы со мной- с таким неинтересным - соблаговолили провести».

Сама эта интонация вряд ли возможна была у прежнего, «озорного» Корнилова. Само дыхание его поэзии вдруг обнаружило готовность к переходу от смутной эмоциональности к ясности мышления. Даже сумрак одиночества пишет Корнилов другими, новыми словами, охватывая это одиночество как целое, пытаясь осознать его, понять «И конь храпит, с ветрами споря, темно, и думы тяжелы, не ускакать тебе от горя, от одиночества и мглы. Ты вспоминаешь: песни были, ты позабыт в своей беде, одни товарищи в могиле, другие- неизвестно где ».

Удивительна в этих строках проглянувшая из сумрака графичность, структурность переживания, невероятная у прежнего Корнилова попытка формулировать, осознать. Преодолеть хаос.

При жизни поэта были как положительные, так и отрицательные отзывы о стихах этого цикла. Многие критики считали, что Пушкин показан Б. Корниловым довольно поверхностно и упрощенно и не воспринят как гений. Другие же сумели почувствовать живость, искренность и силу стихов поэта. Но, какими бы не были отзывы критиков, можно смело сказать, что пушкинский цикл в творчестве поэта никак не был чем-то случайным. Борис Корнилов был тогда вполне сформировавшимся литератором и поэтом, давно имеющим свое лицо, поэтому в стихах о Пушкине он не впадает в ученичество, а лишь равняет свое творчество на высокие вершины пушкинской поэзии.

Можно и сейчас по-разному оценивать цикл стихотворений о Пушкине. Все зависит от нас самих, от нашей точки зрения. Может быть, кому-то они могут показаться малозначительными, так как поэт обращается к общеизвестным событиям в жизни Пушкина, а кто-то, возможно большинство, сумеют почувствовать любовь Бориса Корнилова к Пушкину через призму его стихов.

Как ни парадоксальна на первый взгляд эта мысль, но «пушкинские произведения» Корнилова убеждают в том, что молодой советский поэт, обратившись к гению русской литературы, полнее постигал свою современность. Он не был одинок в своем обостренном интересе к истории. Не только во многом близкий Корнилову Павел Васильев, но и поэт совершенно иного плана, да и иного поколения Константин Симонов в ранний период его творчества большей частью изображали события недавнего или далекого прошлого, особенно в произведениях большой формы. Из девяти поэм Корнилова лишь две - «Агент уголовного розыска» и «Последний день Кирова»- посвящены современным жизненным явлениям. Вполне объяснимая увлеченность героическими страницами истории, удачи в ее поэтическом постижении были вместе с тем и следствием неумения молодого поэта так же глубоко проникнуть в современность, целостно охватить и изобразить ее многообразие и сложность. Такая «неразвернутость» мучила Корнилова, рождая двойственность, на которой акцентирует внимание Л. Аннинский. Но эта двойственность была порождена не происхождением, возрастом или положением в обществе, в литературе, а неудовлетворенностью, возникшей в ту пору, когда автор «Начала земли» и «Последнего дня Кирова» почувствовал свое неумение соединить стихийную силу стиха с философской прозорливостью. Поэтому так нужен был Пушкин- современник, потому с такой сердечной открытостью обращался к нему Корнилов. Восприятие Пушкина как современника было связано в сознании советского поэта с убеждением в том, что Пушкин воскрешен, возвращен к жизни и утвержден в бессмертии Революцией, Советской властью. То есть усиление внимания к Пушкину, стремление глубже постичь его облик и его величие закономерно вело к более пристальному всматриванию в советскую действительность- результат Революции, участники которой мстили за гибель Пушкина.

«Пушкин в Кишиневе»- самим автором определено как поэма. Однако лишь объем, количество стихотворных строк да деление на части «по эпизодам» отличает его от других произведений цикла, в главном же- стилистической, жанровыми признаками, способом выражения Пушкина и характером лирического героя оно «вписывается» в лирическое единство и органично его завершает, откровенно перекликаясь со стихотворением «Разговор», которое «завязывает» особый сюжет цикла. Внутри всего этого единства обнаруживаются более частные связи: стихотворения «Разговор» и «Последняя дорога» объединены лирическо-пафосным утверждением бессмертия Пушкина, его связи с прекрасной новью Советской страны; следующие за ними «Пирушка» и «В селе Михайловском» представляют непосредственно Пушкина, его отношение к друзьям.

Но в этих частях цикла самым существенным оказывается не воспроизведение деталей быта, примет эпохи, а выражение корниловских чувств.

Корнилов венчал «пушкинским» циклом свой гимн молодости, ведь Пушкин для него, прежде всего - молодой и яростный соловей. А. Блок писал в своем «Соловьином саде»: «заглушить рокотание моря соловьиная песнь не вольна». Корнилов, не полемизируя с Блоком, а попросту исходя из иных представлений, даже, можно сказать, живя в ином измерении, утверждал соловьиную песню синонимом жизни, потому такое удивительное биение жизни наполняет его чудесную «Соловьиху». Более того, соловья он уподоблял поэту.

Это уподобление традиционно в восточной поэзии, но Корнилов далек от такого традиционного представления. Пушкин - бессмертен, потому что его песня- сама жизнь. Корниловские стихи о Пушкине - это победе над смертью, над тьмой и злом, стихи о торжестве жизни. Поэт обращался к великому учителю, к вечно живому, бессмертному, чтобы обрести нравственную поддержку в жизни и для жизни.

Цикл стихов о Пушкине успел появиться в журнале «Литературный современник» в январе 1937-го года. В 1938 году Б. П. Корнилов погиб

Известный литературовед, исследователь творчества Бориса Корнилова - К. И. Поздняев сказал: «Не будем гадать, как бы развивалось его творчество дальше, если бы не его гибель. Скажем лишь одно: цикл этот достойно венчает весь жизненный и творческий путь поэта».

Пушкин словно открыл в Корнилове возможность принципиально иной поэзии: поэзии гармонической, духовной, поэзии осознанного единства с миром.

Трудно сказать, какие творческие успехи принесла бы Корнилову зрелая учеба у Пушкина, дальнейшее поэтическое постижение личности гения, проживи он до наших дней, но и то, что им сделано, не должно быть забыто.

Стихотворение «В селе Михайловском»

Стихотворение «В селе Михайловском» было написано Б. П. Корниловым в 1936 году, то есть спустя почти сто лет с момента гибели А. С. Пушкина Данное произведение относится к Пушкинскому циклу в творчестве Б. Корнилова, значит, главной темой в нем является тема Пушкина. Точнее, это неразрывная связь Пушкина и Михайловского. Нам известно, что каждое стихотворение данного цикла - «зарисовка» определенного периода жизни поэта. Можно сказать, что стихотворение «В селе Михайловском» рассказывает нам о михайловской ссылке А. С. Пушкина.

Основная мысль стихотворения заключена в следующих строках: «Ты окружен зимой суровой, она страшна, невесела, изгнанник волею царевой, отшельник русского села»

Это произведение условно можно разделить на четыре логические части:

Первая логическая часть - первые тринадцать строк. Здесь мы только попадаем в мир, в котором живет наш герой. Нужно сказать, что автор в данном случае использовал прием панорамного изображения: «зима», «вечер», «содружество лохматых елок», «метели заваруха», «сугробы», «ветер», «одиночество». Другими словами, в данной части имеется градация по нисходящей: «зима огромна»- «одиночество», «тесно, темно» (контекстуальные антонимы - противопоставление).

Таким образом, автор переходит от более общего (картины окружающей природы) к более личному (чувство одиночества, темнота), но между этим появляется образ повествователя («мне лень пошевелить рукой»). Зачем появляется этот образ? Может быть, он важен для понимания внутреннего состояния героя. Повествователь спокоен, он находится в состоянии умиротворения (наверное, обстановка способствует этому), а лирический герой, наоборот, мучается одиночеством, ему здесь тесно и неуютно.

Вторая смысловая часть- это следующие 24 строк. Первая же строка заставляет задуматься «Опять виденья встали в ряд». К кому относятся эти слова? По-моему, они больше соответствуют повествователю. Судя по всему, все то, что его окружает, наталкивает его на какие-то мысли и представления. К герою он обращается на «ты» («Закрой глаза»), можно предположить, что повествователь тоже «певец слова», а значит, это обращение к собрату по перу.

Дальше появляются образы Евгения Онегина и Татьяны Лариной, что весьма не случайно, потому что здесь, в Михайловском, Пушкин писал поэму «Евгений Онегин». Важно отметить фантастичность и невероятность всего происходящего («Твои хорошие соседи и собеседники твои»)- герои здесь оживают.

И снова, как в первой части, появляется мотив одиночества и темноты («Темно/ и думы тяжелы/ не ускакать тебе от горя/ от одиночества и мглы»).

Третья логическая часть - следующие 9 строк. Здесь мотив одиночества и темноты достигает своего апогея. «Ты позабыт в своей беде»- сколько в этой строке боли, разочарования

Обратимся к четвертой смысловой части, в которой полностью меняется настроение лирического героя (от грустного, угнетающего до радостного и веселого).

В данной части автор очень ярко и красочно описал встречу А. С. Пушкина и И. Пущина. Именно его лицейский друг Пущин привез ему рукопись поэмы А. С. Грибоедова «Горе от ума», что тоже здесь запечатлено.

В стихотворении появляется мотив света: «Светло от края и до края/ И хорошо/ Погибла тьма». Но недолго была эта радость: все когда-нибудь заканчивается. Окончание произведения - картина отъезда Пущина, человека, который на какое-то мгновение избавил поэта от «тяжелых дум» и горя.

Очень интересен образ лирического героя произведения. Это человек с тонкой душевной организацией, с романтическим видением мира («изгнанник», «отшельник»), его угнетает одиночество, темнота, но стоит только появиться «дорогому, родному» человеку, как его жизнь сразу же наполняется светом.

Данное стихотворение не имеет деления на строфы, потому что, быть может, это важно для читательского восприятия. Но, как видим, отдельные слова и словосочетания выделены в отдельный стих. Значит, в них заложен определенный смысл, важный для понимания. В произведении 10 раз употреблено слово «тьма» ( и некоторые синонимы), а слово «свет»- всего 4 раза. Это помогает нам понять состояние героя.

Стихотворение «Пирушка»

Огромное внимание читателей привлекает стихотворение «Пирушка», которое тоже относится к данному циклу.

Одно лишь название может сказать нам о многом Это что-то веселое, беззаботное; у Пушкина есть одноименное стихотворение, написанное им еще в лицейские годы. Если прочитаем стихотворение Корнилова, то поймем, что наши предположения в некоторой степени были правильными.

Тема данного произведения- Царское село, дружеская пирушка, творчество.

Основные мысли заключены в следующих строках: «Пирушка звенит холостая/ читает стихи лицеист», а также вторая строфа произведения.

Ключевые слова стихотворения: «Царское село», «пирушка», «свобода», «стихи», «поэт», «ликованье», «лицеист»

Нужно сказать, что каждая строфа произведения заключает в себе какое-то определенное действие (она динамична), поэтому его нельзя точно разделить на логические части.

Повествователь обращается к лирическому герою так, словно они хорошие приятели («Сегодня ты сызнова в Царском»). Ощущается разговорный стиль языка. Это еще более сближает их.

Обратимся к содержанию произведения. Лирический герой находится в Царском селе, где участвует в дружеской пирушке, читает друзьям свои стихи

И снова автор обращается к определенному периоду в жизни поэта- лицейскому.

Интонация стихотворения волнующая она связана с душевным состоянием героя, а оно не так-то просто («гуляешь и плачешь»). В конце пятой строфы интонация меняется: «И все замолчали кругом». Здесь автор специально «заставляет» читателя сделать паузу, потому что дальше появляется зарисовка из произведения Пушкина «Руслан и Людмила» (подобный прием уже встречался нам в стихотворении «В селе Михайловском»). Быть может, эта пауза означает переход в другой, более сказочный мир

В стихотворении встречается много слов, которые означают какие-либо звуки: «разбужена громом и звоном бокала, стиха, палаша », «пирушка звенит», «славу поэту поют» Это подчеркивает веселое, ликующее настроение произведения.

Стихотворение «Последняя дорога»

К данному циклу относится также стихотворение «Последняя дорога». Какие ассоциации возникают у нас, когда мы читаем название произведения? Появляется образ чего-то мрачного, неизвестного, таинственного, возникает образ Смерти.

Прочитав стихотворении, можно сделать вывод о том, что автор вкладывает много смысла в название (и не только данного произведения).

Начнем с того, что тема стихотворения - смерть А. С. Пушкина, события, которые с ней связаны; отношение поэта и власти. Основная мысль-первая строфа произведение.

Данное стихотворение можно разделить на четыре логические части. рассмотрим каждую из них более подробно.

Первая логическая часть- первая строфа произведения. Здесь мы становимся свидетелями последних минут жизни поэта «Два с половиной пополудни»- это биографический факт, который помогает нам намного лучше представить себе картину происходящего (использование автором прямой речи еще больше подчеркивает это).

Заметно, что автор выделяет в отдельный стих выражение «и все». Если не обращать внимания на следующее дальше тире, то, можно сказать, эта фраза имеет еще одно значение: огромная потеря, невозможность предотвратить страшного горя, но на самом деле - «все отговорило, отошло, отгоревало, отлюбило».

Нужно обратить внимание на повторяющуюся приставку «от». Она несет в себе оттенок чего-то ушедшего, что нельзя вернуть назад.

В данной строфе можно увидеть прием перифраза (последние 9 строк), так как автор ничего не пишет о Смерти, но, читая, мы понимаем, что это подразумевается.

Вторая смысловая часть - следующие шесть строф (это самая большая часть). В этом стихотворении тоже многое взято из биографии Пушкина. Нам известно, что даже отпеть мертвого поэта почти не удалось; его гроб увезли из Петербурга Бенкендорфу, шефу жандармов, чудились заговоры, чуть ли не бунт, поэтому высшее наблюдении устранило все почести.

В произведении Б. П. Корнилов раскрыл всем известные факты, но сделал это очень ярко, эмоционально, красочно.

Обратимся ко второй строфе данной части. Здесь есть очень интересная строка: «В гробу лежит мертвец опальный». С одной стороны, можно решить, что здесь использован художественный прием- оксюморон, но с другой- все довольно правильно Ведь даже после смерти власть не оставляла Пушкина в покое.

«Кругом охрана и конвой. Его боятся». Важно, что слова «его боятся» выделены автором в отдельный стих, значит, на них нужно обратить особое внимание.

До этого образ героя оставался где-то в стороне (были важны сами события), а в пятой строфе мы слышим «голос» героя: «И возмущение и злоба его, скромны, страшны».

Третья логическая часть - следующие 4 строфы. Данная часть начинается с противительного союза «но» Смысл в том, что, сколько бы ни пытались царь, Бенкендорф, Уваров скрыть «излишние почести», люди все равно с болью в сердце переживают смерть Пушкина («Что кровью не залить пожаров»).

Следующая строфа поражает своим «боевым » настроением:

Пой, Революция!

Об этом не забудь, Уваров,

И знай, Романов Николай

Четвертая смысловая часть- это последняя строфа. Появляется образ Бога- возникает чувство умиротворения, спокойствия Здесь же меняется настроение стихотворения: от грустного оно переходит к спокойному. А последние строки, по-моему, вселяют надежду на что-то лучшее, светлое

Таким образом, можно сделать вывод, что образ А. С. Пушкина в жизни и творчестве Б. Корнилова занимает важное место неслучайно, этот образ является пророческим в его судьбе. А определенные факты убеждают нас в этом. С восторгом отзывался Борис Корнилов о Пушкине. Первое свое стихотворение, написанное в шесть лет, Корнилов посвятил поэту. Называлось оно «Смерть поэта»; примечательно, что он обращается к теме гибели Пушкина. С пушкинского образа начинается творческий путь Корнилова, им же он и заканчивается. Лирический цикл, посвященный Пушкину, является творческим достижением поэта.

Не претендуя на исследовательскую глубину, в своих размышлениях я остановилась на обзоре отдельных моментов последнего года жизни Б. П. Корнилова и А. С. Пушкина неслучайно. Судьба Пушкина отразилась в судьбе нашего поэта-земляка. Разница лишь в том, что государственная машина в советское время оказалась еще более грозной по отношению к поэту

Убога и презренна жизнь, в которой обилие земных радостей и развлечений, избыток потребления и свободы, но нет ничего святого. И, конечно, как изрек классик, «жалок тот, в ком совесть нечиста». Без заповедности, без корней, без оберегов иссохнут самые глубокие реки и рассыплются мелким песком самые высокие горы, потому что для забывшего родство индивида все вокруг становится выровненным и унифицированным. Вот почему должна остаться навечно с нами и Китежская Русь, и нетронутые лесные заповедники, и все богатство родного языка, и лучшие традиции народного обихода.

Мы приходим на землю из глубины веков, чтобы не только дышать и есть, а сохранять переданное нам свыше земное наследие, свою историю и предания, свое достоинство и веру. Для себя и для тех, кто придет вслед за нами. Иначе жизнь потеряет смысл.

В поэзии Бориса Корнилова заложена истовая любовь к жизни на родной земле, ради которой не пропадает готовность к подвижничеству и даже борьбе. Для него своя земля была и в горсти мила. Но все же она не могла уместиться в горсти, а умещалась только в сердце.

И если поэт не шагал тенистыми лесными тропами, если не пил, зачерпнув ладонью, воду красноватого от мхов Керженца, если не лежал на июньских травах, глядя на полдневные сахарно чистые облака, если не скакал по наезженному тракту на резвом коне, если от переизбытка светлых чувств к родине не обнимал золотистый ствол урманной сосны, то все это носил в сердце, как самую большую драгоценность. Поэтому и рождались у него прекрасные стихи, близкие и дорогие всем, кто предан Отечеству и кто живет для него.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)