Притчи о жизни как условие формирования духовно-нравственного воспитания человека
Объектом исследования являются методы нравственного воспитания.
Предметом исследования выступает этическая беседа с использованием притчевого начала как метод формирования убеждения (нравственного сознания и поведения).
В первой главе <<Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема>> изложены теоретические подходы к пониманию проблемы духовно-нравственного воспитания общества, даны понятия о духовно-нравственном состоянии души человека и об этической беседе как эффективном методе духовно-нравственного воспитания.
Итоги по первой главе. Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает: 1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5. Милосердие и любовь к людям.
Во второй главе - << Роль этических бесед, основанных на использовании разнообразных притч, в формировании духовно-нравственных ценностей>> рассматриваются вопросы о том, что такое притча и ее роль в формировании нравственных ценностей, каковы истоки толкования основных групп притч по происхождению. Особое внимание уделено следующим группам притч: библейским, буддийским, ведическим, дзенским, еврейским, суфийским, притчам о Насреддине и стратегемам.
Итоги по второй главе. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то поучительный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Многие люди при принятии ответственных решений, ищут ответ в притчах и поучительных историях, дошедших до наших дней. Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Посредством притч можно получить облегчённый доступ к знанию законов объёмного мира, потому что притчи - это искусство слов попадать прямо в сердце, это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно. Почему мы любим притчи? Наверное, потому, что они говорят с нами о самом важном - о счастье, любви, дружбе, о предназначении человека и смысле жизни. Но не поучают, а лишь намекают, оставляя нам свободу самим искать смысл их ярких, неожиданных образов.
Чтобы достичь цели нашей работы - показать один из методов воспитания и доказать или опровергнуть гипотезу - нам необходимо было провести констатирующий и формирующий эксперименты. Первый заключался в проведении анкетирования с целью выявления у населения знаний о притчах и о их применении в воспитании. Респондентами явились: интернет - пользователи, учителя МОУ СОШ № 36, дети, взрослое население посёлка. Им были заданы следующие вопросы: какое влияние на вас оказывает знакомство с притчами?( интернет - пользователи). Всего было опрошено 235 человек. Результаты опроса следующие:
57 человека (24%) ответили, что, прочитав ту или иную притчу, нашли подтверждение своим мыслям.
55 человек (23 %) ответили, что начали задумываться над тем, что раньше считали обыденным.
52 (опрошенных 22%) ответили, что просто получают удовольствие от чтения.
41 человек (17%) в нужный момент жизни получили подсказку.
29 человек (12%) поняли то, что раньше не понимали.
1 человек (1%) из 235 опрошенных считает, что притча - бесполезный рассказ.
Итоги по Интернет-опросу: большинство респондентов считают, что знакомство с притчами помогает им найти выход из тяжелой жизненной ситуации, утвердиться в своих мыслях, заставляет задуматься над жизнью, некоторые поняли то, чему ранее не придавали особого значения.
Анкета №2. Всего было опрошено 165 человек. Был проведён опрос среди взрослого населения следующего содержания:
1. Знаете ли вы, что такое притча?
128 человек (78%) ответили, что знают про притчу; 27 человек (16%) -имеют общее представление; 10 человек (6%) -не знают про притчи ничего.
2. Какие притчи вы знаете?
76 человек (46%) сказали, что знают притчи о жизни; 51 человек (31%) -о любви, о природе; 28 человек (17%) -о правильном воспитании; 10 человек (6%)-никакие притчи не знают;.
3. Где вы используете в жизненной практике известные вам притчи?
99 человек (60%) - для принятия правильных решений; 48человек (29%) - для совета; 8 человек (4%)-по-разному, в зависимости от жизненной ситуации; 10 человек (6%) - нигде.
4. Помогают ли вам притчи в принятии правильного решения?
96 человек (58%) - да, помогает; 47 человек (28%) - иногда; 12 человек (7 %) -нет. 10 человек (6 %) - никак не считают;
5. Что по вашему мнению лучше для воспитания: нотации или философский рассказ в виде притчи?
68 человек (41%) - чтение нотаций; 70 человек (42%) - беседа с помощью притч; 17 человек (10%) - на современных детей не действует ни то, ни то другое; 10 человек (6 %) -не знают.
Итоги по анкете №2. Опрос среди взрослого населения показал, что большинство знают, что такое притча, особенно их привлекают притчи о жизни, потому что они помогают принять правильное решение, используют в целях воспитания и чтение нотаций и мораль с помощью философских рассказов.
Анкета №3. Эти же вопросы были заданы педагогам нашей школы (всего было опрошено 23 человека), но ответы были другими, отличающимися от предыдущих :
На первый вопрос 18 человек (78%) сказали, что знают, что такое притча; 5 человек (22%) - имеют представление.
На второй вопрос большинство (13 человек) ответило, что больше всего знают притч о жизни; 6 педагогов-о любви; 3 человека - о добре и зле ; 1-о природе.
На третий вопрос 15 человек (65%) используют притчи для принятия правильных решений в жизни, 6 педагогов (26%) - для воспитания морально-нравственных качеств в себе и в своих воспитанниках.
На четвертый вопрос 17 учителей ответили, что притчи помогают в принятии правильного решения; 6 человек, что это - зависит от ситуации и умения человека применять в жизни свои знания в области притч.
На пятый вопрос 14 педагогов ответили, что предпочли бы в качестве воспитания своего ребёнка беседу с использованием притч; 7 учителей ответили, что на их детей большее влияние оказывают нотации; 2 учителя признались, что все зависит от случая.
Итоги по анкете №3. Анкетирование среди педагогов школы показало, что нет резких расхождений в ответах среди учителей и взрослых людей, не имеющих педагогического образования. Педагоги тоже убеждены, что этические беседы, основанные на использовании притч, эффективны, помогают в жизни.
Анкета №4. Опрос среди обучающихся МОУ СОШ 336. Всего опрошено 102 ученика.
Знаете ли вы, что такое притча?
Какие притчи вы знаете?
Помогают ли вам притчи в принятии правильного решения?
Рассказывают ли вам притчи дома, в школе?
Хотели бы вы, чтобы притчи рассказывали на классных часах?
Знают-70; 18-имеют общее представление; 14- не знают;
29- о жизни; 14-никакие; 39-о любви; 14-о добре и зле; о природе-5
Не помогают ни в чём - 14; 59- помогают; 29- зависит от обстоятельств.
Рассказывают часто -45; не рассказывают вообще -43; затрудняются ответить-14.
Да хотели-81; 14 - не могут дать ответа; 7-нет, не хотели бы.
Итоги по анкете №4. Результаты показали, что большинство детей хотели бы, чтобы в школе чаще рассказывали притчи, отрадно то, что многие знают, что такое притча, потому что обращаются к ним в трудных ситуациях или для принятия решения. Но настораживает тот факт, что дома и в школе мало ведется бесед на философские темы.
Общий итог из констатирующего эксперимента:
Большинство опрошенных респондентов имеют представление о том, что такое притчи, иногда используют их для жизненных ситуаций, видят то, что каждая притча может что-то дать, научить чему-то, что в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Многие люди при принятии ответственных решений ищут ответ в притчах и поучительных историях, дошедших до наших дней. Но парадокс в том, что несмотря на все вышесказанное, в школах и дома мало ведется бесед на философские темы, недостаточно используется этот эффективный метод духовно-нравственного воспитания.
Формирующий эксперимент.
Учитывая ответы на вопрос №5 в анкете №3 , я обратилась к классным руководителям 5 и 10 классов с просьбой помочь мне провести классные часы, на которых о важных воспитательных моментах я хотела бы поговорить с помощью притч. Мне пошли навстречу, и разговор состоялся. Для классного часа на тему <<Умеешь ли ты учиться?>> в 5 классе я использовала следующие притчи: сначала я предложила задуматься над смыслом известной китайской притчи <<Скажи мне - и я забуду; Покажи мне - и я запомню;
Дай сделать - и я пойму>>, которая учит нас самостоятельно добывать знания, и эти знания являются самыми прочными. Затем была предложена для осмысления притча << Добро и зло>>:
В детстве бабушка открыла мне одну жизненную истину:
В каждом человеке живет добро и зло, На левом плече - черт, на правом - ангел, между ними идет вечная борьба.
Проникнувшись словами бабушки, я задумалась и спросила:
- А кто же побеждает? Черт или ангел?
- Всегда побеждает тот, кому ты сама помогаешь своими поступками, делами.
После рассуждений на предложенную тему, мы пришли к итог, что эта притча учит ставить жизненные цели, осознавать свое предназначение и отвечать за собственное поведение.
Ребятам очень понравилось обсуждать жизненные ситуации и они попросили рассказать еще притчи. Я рассказала башкирскую притчу <<Как печку маслом смазали>>.
Заходит однажды Сиракан по делу к соседу. Видит, что невестка соседа так хорошо прибралась в избе, что все блестит.
- Какая ты, девица, ловкая да проворная! Все у тебя хорошо, только вот ты печку маслом забыла помазать. Взяла бы кусок сала да помазала бы печурку - она бы у тебя и засияла! - учит он ее.
Невестка послушалась совета, печка заблестела. А через некоторое время печку затопили, та давай дымить. Изба быстро наполнилась дымом. Тут только невестка опомнилась и поняла, что поступила глупо. Не зря ведь исстари в народе говорится:
- Слушайся чужого совета, да сам не плошай.
В результате обсуждения мы пришли к итогу, человек несет ответственность за свою жизнь прежде всего сам, не надо надеяться на кого-либо, это не приносит удачи. Помня совет, в следующий раз можно проконтролировать ситуацию самому, чувствуя ответственность только в себе, и в следующий раз результаты его трудов становятся действительно лучше прежних.
Данная притча помогает осознать свою ответственность, скрытые возможности и творческие ресурсы, благодаря чему человек сам способен строить свою жизнь по своей воле.
В заключение я посоветовала чаще обращаться к притчам, рассказала, где можно с ними познакомиться, рассказала о своей исследовательской работе. Пятиклассники выразили пожелание собраться ещё раз и послушать новые притчи, что работа им показалась интересной.
На часе общения в своем родном 10 классе я взяла тему <<Твой нравственный выбор>>. Вначале я познакомила своих одноклассников со своей исследовательской работой. Для ознакомления и обсуждения предложила несколько притч:
Змейка
Однажды некий человек был приглашён в дом друга. Когда он собирался выпить предложенную пиалу чая, ему показалось, что он видит внутри чаши маленького джилана, змеёныша. Не желая обидеть хозяина привлечением внимания к этому обстоятельству, он мужественно осушил пиалу. Вернувшись домой, он почувствовал страшные боли в желудке. Было испробовано множество лекарств, но всё оказалось тщетным, и человек, теперь серьёзно больной, чувствовал, что умирает.
Его друг, прослышав о состоянии больного, ещё раз позвал его в свой дом. Усадив своего друга на то же место, он снова предложил ему пиалу чая, сказав, что в ней-лекарство. Когда страждущий поднял пиалу, он опять увидел в ней змеёныша. На этот раз он обратил на это внимание хозяина. Без единого слова хозяин показал на потолок юрты над головой гостя, где висел лук. Больной тут же понял, что змеёныш был только отражением висящего лука. Оба человека посмотрели друг на друга и рассмеялись. Боль гостя мгновенно прошла, и он поправился.
В результате обсуждения мы пришли к итогу, что описанная ситуация имеет место в жизни в случаях, когда человек, обладающий высоким уровнем интеллектуального развития, способен самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но не убеждённые в том, что у них действительно есть силы для решения проблемы самостоятельно. Притча может быть использована, когда у человека выражена сильная тревожность, при неуверенности в себе, при необоснованных страхах, а также при проблемах недостаточного осознания самого себя.
Как стать богатым?
Отец и сын возвращались с работы в родной аул. По дороге сын увидел коня и сказал отцу: <<Посмотри, какой красивый и сильный конь! Через год, когда бай выдаст мне плату за работу, я куплю такого же большого коня, вспашу землю, посажу пшеницу, на вырученные деньги построю дом, женюсь, найму работников, стану богатым баем.>>. Так продолжал рассуждать сын, пока отец не сказал ему: <<На неоседланной лошади на охоту не ездят>>.
Порой бывает так, что люди предаются мечтам, забывая о реальности. Все свои желания, интересы, потребности представляют и претворяют в жизнь в выдуманном мире, забывая о том, что реальность требует усердия, трудолюбия и выдержки, адекватной самооценки своих сил и возможностей. Данная притча может быть использована в тех случаях, когда человек, в процессе претворения в жизнь выбранной цели, не учитывает развитие и формирование таких сущностных сил как <<могу>> и <<имею>>. Не осознавая их как необходимые элементы самосозидания, самоопределения, человек может столкнуться с такими внутриличностными конфликтами, как конфликт нереализованного желания " между <<хочу>> и <<могу>> и неадекватной самооценки " между <<могу>> и <<могу>>.
Рука помощи
Однажды Насреддин проезжая мимо Иртыша увидел, что один бай тонет. Возле этого бая собралось много людей, но помочь ему выбраться из воды они никак не могли. Подойдя ближе, он услышал, что все кричали <<Дай>> и протягивали ему руки. Тогда хитрый Насреддин подбежал к тонущему баю, протянул ему свою руку и сказал <<На!>> Только тогда обессилевший бай протянул в ответ ему свою руку и смог вылезти из воды.
Данная притча может применяться при сопротивлении, которое является верным признаком конфликта и исходит из тех же высших слоев и систем психики, кои в свое время произвели вытеснение.
Это сопротивление в процессе терапии создает неосознаваемое противодействие клиента врачу и выздоровлению. Такое сопротивление формируется под влиянием Я, не желающего прекратить вытеснения, отказаться от замещающего удовлетворения, пока не будет уверено, что реальный мир даст что-то лучшее.
Для того, чтобы клиент осознал сопротивление нужно его продемонстрировать. Притча служит стартовой ступенью перед глубоким анализом сопротивления.
В заключении я вновь рассказала о том, где можно познакомиться подробно с текстами притч, десятиклассники выразили сожаление, что на классных часах такие интересные моменты обсуждались редко. На вопрос о том, нужно ли обращаться к такому методу воздействия как этические беседы с использованием притч, ответ был единогласным: нужно.
Итоги формирующего эксперимента. Результат порадовал потому, что я убедилась в своих предположениях о том, что эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей будет более плодотворной, если использовать в системе этические беседы, основанные на обсуждении притч о жизни, как одного из методов воспитания высоконравственных и достойных людей, способствующих формированию нравственного сознания и поведения людей, подтвердились, а значит, моя гипотеза верна.
Общий итог из констатирующего эксперимента позволяет прийти к мнению, что большинство опрошенных респондентов имеют представление о том, что такое притчи, иногда используют их для жизненных ситуаций, видят то, что каждая притча может что-то дать, научить чему-то, что в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Многие люди при принятии ответственных решений ищут ответ в притчах и поучительных историях, дошедших до наших дней. Но парадокс в том, что несмотря на все вышесказанное, в школах и дома мало ведется бесед на философские темы, недостаточно используется этот эффективный метод духовно-нравственного воспитания.
Результат формирующего эксперимента порадовал, потому что я убедилась в своих предположениях о том, что эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей будет более плодотворной, если использовать в системе этические беседы, основанные на обсуждении притч о жизни, как одного из методов воспитания высоконравственных и достойных людей, способствующих формированию нравственного сознания и поведения людей, подтвердились, а значит, моя гипотеза верна.
В конце своей исследовательской работы я сделала заключение. Кто-то из мудрых сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб, народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад, народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. Все взрослые желают детям добра. Им необходимо уберечь нас от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и с ним отношения, но тем не менее необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность. Многие родители, учителя прилагают усилия к должному воспитанию, но не используют предназначенный для этого духовно-нравственный закон. Нравственное воспитание малоэффективно, если в человеке не пробуждаются и не возрастают обостренная совесть и стыд. Значит, педагогу следует сделать так, чтобы ребенок хорошо и правильно поступал по отношению к людям, природе, к животным. Но как это сделать? Учителя считают необходимым введение специального курса "Основы православной культуры", в который была бы включена работа с библейскими или другими притчами как основой нравственного воспитания школьников. Так многие учителя используют в своей работе библейские сюжеты, ссылки на Библию, но очень редко, причем чаще всего на уроках истории или литературы при изучении художественных произведений. Таким образом, можно сделать итог о том, что в школе проводится работа по повышению уровня нравственности школьников, но притчи как основа нравственного воспитания используются крайне редко или чаще всего не используются вообще. Но настала время думать о здоровье нации и прежде всего о её здоровой ДУШЕ.
Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась: притчи охватывают все сферы человеческой жизни, и одна из них - учебный процесс, именно поэтому их нужно использовать в целях духовно-нравственного воспитания детей.
Закончив свой проект, я поняла, что это очень интересно и увлекательно. Мне кажется, что всё, что было задумано, я сделала. Если бы мне предоставили возможность начать проект заново или сделать новый, то я бы работала в той же последовательности: нашла нужную информацию, проанализировала её, сделала основную часть, и затем разработала практическую. Работа над проектом показала мне, что данная проблема очень актуальная в наше время. Сначала меня не привлекла данная тема, но, спустя некоторое время, я поняла, что писать исследовательские работы - очень интересная и познавательная вещь: я научилась отбирать главную информацию, выстраивать правильно свою работу, разрабатывать практическую часть.
Комментарии