Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Одиночество в жизни и в лирике Лермонтова

На уроках литературы мы знакомились с творчеством великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, читали и учили его стихотворения, слушали биографию. Нам очень понравились его произведения, но поразила трагедия, произошедшая в его жизни, последствия которой постоянно, до последних дней, как рок, преследовали его. Нам захотелось побольше узнать об этом неординарном, ярком человеке. Тогда мы посмотрели художественный фильм «Лермонтов», по совету учителя, обратились к книгам: Шер «Рассказы о русских писателях», «Русские писатели в воспоминаниях современников», «Воспоминания» Ираклия Андроникова и «Всеведенье поэта» С. А. Андреева-Кривича.

Мы не ставили перед собой задачу: проследить всю биографию поэта. Мы хотели лишь подробнее разобраться, основываясь на документальных материалах и произведениях самого Лермонтова, в том, какое влияние эта трагедия оказала на характер поэта, его творчество, так как глубоко убеждены, что именно в этом причины непонятости, одиночества Лермонтова, а также того, что тема одиночества является центральной для поэта. Личная неустроенность, отсутствие семьи, верных друзей, как у Пушкина, (Лермонтов-то и погиб, убитый на дуэли бывшим приятелем Мартыновым ) – это не причины, а следствия той трагедии, которую пришлось пережить ему. Мы хотели разобраться и понять, что произошло в его жизни такого, что побудило написать стихи, наполненные одиночеством и грустью, погрузиться в его мир, эпоху.

Мы ставили следующие цели:

1. Изучить произведения, рассказывающие о жизни М. Ю. Лермонтова.

2. Анализируя произведения, выделить ведущую тему его лирики.

3. Объяснить причины появления этой темы.

4. Сделать выборочный анализ его стихотворений.

5. Проследить, как эта тема нашла отражение в сквозных темах русской литературы.

О ком под полозьями плачет

Сырой петербургский ледок?

Куда этой полночью скачет

Исхлёстанный снегом седок?

Глядит он вокруг прокажено,

И рот ненавидяще сжат.

В двух карих зрачках пригвождено

Два Пушкина мёртвых лежат.

Сквозь вас, петербургские пурги,

Он видит свой рок впереди,

Ещё до мартыновской пули.

С дантесовской пулей в груди.

Но в ночь – от друзей и от черни,

От впавших в растленье и лень –

Несётся он тенью отмщенья

За ту неотмщённую тень

В нём зрелость не мальчика – мужа,

Холодная, как острие,

Дитя сострадания – муза,

Но ненависть – нянька её.

И надо в дуэли доспорить,

Хотя после стольких потерь

Найти секундантов достойных

Немыслимо трудно теперь.

Но пушкинский голос гражданства

К барьеру толкает: «Иди!. »

Поэты в России рождались

С дантесовской пулей в груди.

Е. Евтушенко.

Мы все родом из детства

Лермонтов прожил очень короткую жизнь, не дожил несколько месяцев до двадцати семи. Но как много успел он сделать. Как притягивают, завораживают его стихи, что ещё в детстве мы слышали от своих мам.

Конечно же, мы обратили внимание на то, что его стихи разительно отличаются от стихотворений его предшественника, учителя, обожаемого им поэта А. С. Пушкина.

Стихи Пушкина – оптимистичные, жизнерадостные, вселяющие веру и надежду, даже в тяжёлые для поэта дни.

Стихотворения Лермонтова – грустные, печальные, какой бы темы поэт ни касался: любви, дружбы, родины, природы

В чём причина?

Конечно, нам говорили об особенностях метода, который избрал поэт, следуя за обожаемым им Байроном. Мотив одиночества - важнейший романтический мотив, а Лермонтов – поэт-романтик. Конечно, мы понимаем, что хотя Пушкин и Лермонтов были современниками, всё же они жили в разное время. Пушкин - вместе со всей страной пережил патриотический подъём во время Отечественной войны 1812 года, рост свободолюбивых настроений во время подготовки декабрьского восстания. Лермонтов – начал сознательно писать уже после разгрома восстания декабристов, во время реакции, жесточайшей цензуры, подавления всяческой вольнолюбивой мысли.

Характер самого поэта, события его личной жизни сделали эту тему - тему одиночества – такой близкой ему. Знакомясь с биографией Лермонтова, мы обнаружили там много фактов и факторов, которые сформировали Лермонтова таким, каким его знали современники. Ведь всё начинается с детства. И у Лермонтова, маленького Мишеля, тоже началась с детства трагедия.

26 лет Как это мало для человеческой жизни и как оказалось много для поэта!

Начало литературной деятельности

1828 год. Москва. В какой-то оказавшийся навсегда счастливым день ещё полудетская рука вывела первые стихотворные строки. Первое стихотворение, второе, третье Поэмы. В них видны были приметы будущего, время показало – великого.

Вокруг были великие современники, теснились великие тени. Жил и творил Пушкин. Недавно оборвалась трагически жизнь Байрона. С молодым поэтом было творчество Шиллера. Тревожила тень Шекспира.

Удивляясь их мастерству, учась у них, Лермонтов рано начал настойчиво думать: как найти себя? Есть ли у него свой собственный путь? В чём он?

Чтивший Байрона, Лермонтов всё же решает:

Нет, я не Байрон, я другой

Другой Какой? И поэт отвечает:

Как он гонимый миром странник,

Но только с русскою душой

Поэт рано стал искать свою, лермонтовскую, задачу. Он её нашёл. Нашёл и свою участь (1, стр. 260).

Тайна Лермонтова, описанная им самим

Очень многие современники Лермонтова пытались описать его портрет словами или красками. Многих его мемуаристов поражали его глаза, художник М. Е. Меликов говорил, что сила этих глаз для него загадка. Он не смог написать портрет Лермонтова – только Карл Брюллов смог бы с этим справиться. Брюллов, писавший не портреты, а взгляды, умевший «вставить огонь глаз». Многие писали о его чёрных восточных глазах, которые пронзительно впивались в человека.

А. М. Меринский, товарищ Лермонтова по Юнкерской школе, писал: «Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с чёрными, как уголь, глазами». Меринскому вторит литератор и издатель Панаев И. И. : «Небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго».

Автор лучшего словесного портрета Лермонтова – И. С. Тургенев – писал: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовывался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ».

Тургеневский Лермонтов живой, его можно увидеть. Большие, неподвижно-тёмные глаза на тургеневском портрете, сумрачные в ту минуту, когда холодных рук поэта касались «давно бестрепетные руки», - под стать Брюллову.

Тургенев заметил, что не смеявшиеся печоринские глаза – глаза лермонтовские. Лермонтов писал о Печорине, его глазах: «Они не смеялись, когда он смеялся!. - Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском».

Когда за плечами Лермонтова был уже большой жизненный опыт, когда многое было уже понято и в творчестве, и в жизни, поэт в одном своём произведении писал: «Всё для нас в мире тайна, и тот, кто думает отгадать чужое сердце или знать все подробности жизни своего лучшего друга, горько ошибается. Во всяком сердце, во всякой жизни пробежало чувство, промелькнуло событие, которых никто никому не откроет, а они-то самые важные и есть, они-то обыкновенно дают тайное направление чувствам и поступкам». Кажется, это о самом Лермонтове, его характере, его тайне.

В произведении, откуда приведена эта цитата, Лермонтов решил показать, как сложился большой и беспокойный характер, как он мог сформироваться – освобождённый от мелочи быта, смело, крупно, круто, как и должно характеру человека, для которого его эпоха - сфера действия, применения сил, борьбы, а не пассивного созерцания, равнодушия «к добру и злу».

В этом произведении выводится человек, которого могли волновать сильные страсти: «В нашем равнодушном веке любопытных и страстных людей немного; но около 10 лет тому назад случился такой чудак в Петербурге».

Как же сложился этот характер и, прежде всего, в какую эпоху это началось?

С первым опытом, с первой мыслью, с первым чувством – в детстве.

Незаконченная лермонтовская повесть автобиографична. Психология Александра Сергеевича Арбенина – психологический облик самого Лермонтова, арбенинское детство – лермонтовское.

В детстве характер Арбенина слагался трудно, сложно, преодолевая противоречия. Рождается мягкая мечтательность: «Шести лет уже он заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно-сладостное чувство уже волновало его душу, когда полный месяц светил в окно на его детскую кроватку». И тут же рядом: «Его воображение волновалось чудесами дикой храбрости, и картинами мрачными, и понятиями противуобщественными». Это происходило тогда, когда он слушал сказки про волжских разбойников.

«Ему хотелось, чтоб кто-нибудь его приласкал, поцеловал, приголубил».

Никто этого не понял по-настоящему. Возникала обида. Она вела к скрытности. Больное самолюбие мешало признаваться в чистоте своих дум, появлялось желание укрыться за нарочитой резкостью.

Накладывало отпечаток воспитание в большом барском доме, в котором проходили детские годы Арбенина: «Саша был избалованный, пресвоевольный ребёнок. Семи лет он уже мог прикрикнуть на непослушного лакея. Приняв гордый вид, он умел с презрением улыбнуться на низкую лесть толстой ключницы».

Вполне под стать этому и следующая характеристика: «Между тем природная всем склонность к разрушению развивалась в нём необыкновенно. В саду он ломал то и дело кусты и срывал лучшие цветы, усыпая ими дорожки. Он с истинным удовольствием давил несчастную муху и радовался, когда брошенный им камень сбивал с ног бедную курицу. Бог знает, какое направление принял бы его характер».

Всё изменила тяжёлая болезнь. «Его спасли от смерти. Но тяжёлый недуг оставил его в совершенном расслаблении: он не мог ходить, не мог приподнять ложки. Целые три года оставался он в самом жалком положении; и если б он не получил от природы железного телосложения, то верно бы, отправился на тот свет. Болезнь его имела важные следствия и странное влияние на ум и характер Саши: он выучился думать. Лишённый возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, он начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой. Не даром учат детей, что с огнём играть не должно. Но, увы!. Никто и не подозревал в Саше скрытого огня, а между тем он обхватил всё существо бедного ребёнка. В продолжение мучительных бессониц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души. Он воображал себя волжским разбойником среди синих и студёных волн, в тени дремучих лесов, в шуме битв, ночных наездах, при звуке песен, под свистом волжской бури».

Вот так, верно, и чудилось Саше Арбенину – Мише Лермонтову - в какой-либо осенний вечер: то ветер бушует в стоящих по откосу деревьях парка, то шумит в волновую погоду Волга.

Тогда мечтал он о подвигах, благородных разбойниках, поединках, спасении невинных, освобождении угнетённых – детские мечты. Но подобные мечты владели в детстве воображением многих лучших людей эпохи. Проходили годы, дети становились взрослыми. Вокруг была действительность, не изменённая мечтой, и возникало сознание необходимости дела, деятельности. Начинали свой путь Лермонтов, Белинский, Герцен, Огарев.

Тарханская действительность

Думы о справедливости. Именно на них наталкивала тарханская крепостная действительность рано отошедшего от равнодушия к чужому страданию Лермонтова. Сохранились рассказы о том, как ребёнок Лермонтов хватал в руки палку, а подчас и нож, когда по жуткому крепостному заведению вели кого-либо на конюшню сечь розгами.

Много можно понять в судьбе Лермонтова и познакомившись со страницами его трагедии «Люди и страсти», написанной в 1830 году. Лермонтов строит действие и этого автобиографичного произведения на воспоминаниях детских лет. Изображая своё детство, Лермонтов не пощадил себя самого. Он понимал, что путь к справедливости и вере совсем не лёгок, что среда, в которой он вырос, внушала совсем другие взгляды.

Марфа Ивановна Громова занимает в пьесе то место, которое занимала в действительных событиях, лёгших в основу сюжета, Елизавета Алексеевна Арсентьева, бабушка Лермонтова по материнской линии. Воспитанная в правилах старозаветного крепостничества, Арсентьева не склонна была сдерживать себя. Она широко пользовалась предоставленными ей правами помещицы. Конечно, лермонтовская пьеса – это не сама действительность, а лишь её отражение. Юрий Волин, действующее лицо пьесы, соответствующее самому Лермонтову, покончил жизнь самоубийством, чего с Лермонтовым не случилось. Рисуя образ Громовой, Лермонтов хотел взглянуть в лицо той правде, которую он искал, видя в литературе суд над жизнью, над действительностью.

Ещё трагичнее написанная в 1831 году драма «Странный человек». Жертвой несправедливости гибнет герой трагедии «Люди и страсти» Юрий Волин; потеряв рассудок, погибает Владимир Арбенин, доведённый до крайности смертью матери, проклятием отца и, наконец, изменой любимой женщины и коварством друга.

В открывающемся ему мире опасен и узок путь добра. И как Юрий Волин, как Владимир Арбенин, так и Михаил Лермонтов – странный человек.

Но Волин и Арбенин покидают этот мир, не вынесши его гнетущего зла. Лермонтов остаётся в нём жить, веря в то, что сможет изменить его, сделать лучше.

Семейная трагедия

Почти половина жизни Лермонтова связана с Тарханами, здесь прошли его детские и отроческие годы. К Тарханам влекла его грустная память о его матери. Ни счастья в замужестве, ни покоя и мира в своей короткой жизни не нашла Мария Михайловна Лермонтова.

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею чёрный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец сидел в молчанье.

И что когда последнее лобзанье

Ему велели матери отдать,

То стал он громко плакать и кричать.

Точно ли это помнил сам Лермонтов о своей матери, или же то, что он помнил, дополнили рассказы, но ребёнок, который плакал и кричал, когда навсегда прощался с матерью, - Лермонтов.

Тарханская хроника с самого начала не была простой, вскоре она стала драматической.

Брак Юрия Петровича Лермонтов и Марии Михайловны Арсеньевой по понятиям времени был неравным. Небогатый и нечиновный, всего лишь капитан в отставке, - не такого мужа хотела для своей единственной дочери Елизавета Алексеевна Арсеньева, урождённая Столыпина. В столыпинском кругу привыкли к громким именам, высоким званиям. Но Мария Михайловна полюбила Юрия Петровича. Была она мечтательной, в страсти настойчивой – и её мать уступила.

Гордая столыпинской роднёй, своим богатством Елизавета Алексеевна, хотя и добрый, но вспыльчивый Юрий Петрович, мечтательная Мария Михайловна, вскоре после замужества разочаровавшаяся в своём муже, - трое этих разных по характеру людей не могли ужиться и поладить между собой. Склонности, привычки их, не желавших ничем поступиться: одна – гордым предрассудком, другой – несдержанностью, третья – искренностью, - очень скоро создали в Тарханах напряжённую обстановку. Власть имущества, денег ещё сильнее стягивала и без того тугой узел. Между Елизаветой Алексеевной и Юрием Петровичем начались постоянные подозрения, недоверие. Денежные счёты.

Юрий Петрович кем-то увлекался, куда-то уезжал, между ним и Марией Михайловной происходили душераздирающие сцены, во всё властно вмешивалась Елизавета Алексеевна. И без того слабая здоровьем Мария Михайловна слегла, и вскоре чахотка сломила её жизнь; мать Лермонтова умерла в 1817 году, 21 года отроду.

После смерти её между тёщей и зятем сейчас же началась тяжёлая распря. Оставив сына у бабушки, Юрий Петрович покинул Тарханы.

Первого октября 1931 года он скончался. Сын так отозвался на его смерть в своих стихах:

Ты дал мне жизнь, но счастия не дал;

Ты сам на свете был гоним,

Ты в людях только зло изведал

Но понимаем был одним.

Многое из событий, приведших к ссоре, попало на страницы автобиографической трагедии «Люди и страсти».

Иван. А можно спросить, отчего барыня в ссоре с Николаем

Михайловичем? Кажись бы, не отчего – близкие, родня

Дарья. Не отчего? Как не отчего? Погоди – я тебе всё это дело-то расскажу. Вишь ты: я ещё девчонкой была, как Марья Дмитриевна, дочь нашей барыни, скончалась, оставя сынка. Все плакали как сумасшедшие. Наша барыня – больше всех. Потом она просила, чтоб оставить ей внука Юрия Николаича – отец-то сначала не соглашался, но, наконец, его улакомили, и он, оставя сынка, да и отправился к себе в отчину. Наконец ему и вздумалось к нам приехать - а слухи-то и дошли от добрых людей, что он отнимет у нас Юрия Николаича. Вот от этого с тех пор они и в ссоре – ещё

Иван. Да как-ста же за это можно сердиться? По-моему, так отец всегда волен взять сына – ведь это его собственность. Хорошо, что Николай Михайлыч такой добрый, что он сжалился над горем тёщи своей, а другой бы не сделал того - и не оставил бы своего детища.

Дарья. Да посмотрела бы я, как бы он стал его воспитывать, - у него у самого жить почти нечем – хоть он и нарахтится в важные люди. Как бы он стал за него платить по четыре тысячи в год за обучение разным языкам?»

В этой же пьесе говорится о завещании Громовой. В нём она объявляла свою волю: если Николай Михайлович Волин возьмёт к себе ёё внука, но она, Громова, лишит внука наследства. Громова и тут оказалась Арсеньевой. Найдено подлинное завещание Арсеньевой, в котором эти факты подтверждаются документально. Вот так, в таких обстоятельствах рос маленький Мишель, так формировался его характер.

В одном из своих ранних стихотворений, 1830 года, «Н. Ф. Ивой», есть строки, дающие ключ к пониманию характера и психологии поэта. Он пишет, что с начала жизни любил угрюмое уединенье, боясь, не утая грусти, будить людское сожаленье. За резкостью, в которой многие современники обвиняли Лермонтова, за недоброй усмешкой, за язвительным словом скрывалась чуткая и ранимая душа. Под защитой насмешки легче и спокойнее искреннему чувству. Известный биограф Лермонтова П. А. Висковатов писал: «Большею частью насмешливая улыбка, тщательно старавшаяся скрыть мелькавшее из-под неё выражение мягкости или страдания».

«Люди и страсти» - так называет Лермонтов одно из первых своих произведений. Люди и страсти Лермонтов узнавал их всю недолгую жизнь, настойчиво разбираясь в них. Люди и страсти - это вечная тема искусства всех времён, таковой стала она и для Лермонтова, но не только в искусстве, но и в жизни

Отражение темы одиночества в лирике поэта

Мы не случайно так подробно остановились на этих страницах биографии поэта, так как хотим на страницах своей работы провести параллель между одиночеством Лермонтова и основной темой в его творчестве – темой одиночества. Мы не ставим целью подробно проанализировать его многогранное творчество, а хотим лишь обозначить проявление этой темы в разных творениях поэта и проанализировать некоторые из них.

Уже в раннем творчестве тема одиночества декларируется поэтом как основная.

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить.

Делить веселье - все готовы:

Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

Я вижу, как, судьбе послушно,

Года уходят, словно сны. , -

Писал в 1830 году поэт в стихотворении, которое так и назвал – «Одиночество».

Пожалуй, ни у кого из русских поэтов лирический герой не был так одинок. Скитальчество, странничество, одиночество героя Лермонтова носят поистине вселенский характер. Герой Лермонтова абсолютно одинок. Одинок везде. Он одинок как Демон, как Наполеон в «Воздушном корабле». Ему нет места среди «бесчувственной толпы». Он одинок в своей отчизне и не имеет возможности вернуться на вечную, подлинную Родину. Ему одиноко в «пустыне» мира, среди дивной, гармонической природы. Одиночество лирического героя Лермонтова обнаруживается даже в таких отношениях, как любовь и родство. Темой одиночества навеяны излюбленные мотивы Лермонтова и образы его творчества; одинокое странствие или плаванье, вечно бегущие по небу без родины и без изгнания тучи и облака, оторвавшийся от ветки листок, утёс.

Тучки небесные вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужную

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные

Чужды вам страсти и чужды страдания:

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Интересна история стихотворения «На севере диком стоит одиноко» (1841), которое представляет собой вольный перевод Гейне. Комментаторы отмечают, что в своём переводе Лермонтов допустил одно существенное отступление от смысла оригинала. У Гейне герои стихотворения Он и Она; тогда как у Лермонтова оба «персонажа» стихотворения оказываются уже одного грамматического рода – женского. Вследствие этого стихотворение приобрело более общий смысл, чем в оригинале. Вместо мотива любовной тоски появляется мотив человеческой разобщённости и вечного одиночества. (10, стр. 71)

Утес (1841)

Художественное своеобразие миниатюры определяет развернутая метафора. Мимолетная любовная встреча ассоциируется с игрой «золотых» облаков, задевающих вершину горы – «утеса-великана»:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса великана

Утром в путь она умчалась рано

По лазури весело играя

«Образ «вечных странников неба для лирического героя Лермонтова является олицетворением свободы, но одновременно и душевного «холода». Они «будто» люди, так же лишены чувств, «страстей», желаний:

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

(«Тучи, 1841»)

Продолжением этих мотивов становится образ «тучки» в стихотворении « Утес».

Напротив, для «старого утеса» находятся характеристики, позволяющие сблизить его «думы» («задумался глубоко») с переживанием лирического героя. Встреча оставляет неизгладимый след в его душе («влажный след», напоминающий об облаке). Метафора («плачет») позволяет передать его состояние. Одиночество подчеркнуто обрисовкой пустынного пейзажа. В совокупности перекличек, основанных на параллелизме человеческого и природного миров, появляется образ печального влюбленного, покинутого стремящейся к «веселой» жизни спутницей. В связи с тем, что реальный план образов не проявлен, их смысл может трактоваться и более обобщенно.

«След в морщине» остается и от каждого редкого отрадного впечатления, после которого остаются одиночество и невостребованность (мотив усилен «старостью», давностью этих ощущений).

Поэтический манифест Лермонтова - «Белеет парус одинокий»

В 1832 году Лермонтов пишет стихотворение «Парус», которое относится к его юношеской лирике, является одним из первых петербургских стихотворений, в котором отразились образы, навеянные «северным морем», однако в художественном отношении – это зрелое произведение, более того, это программное произведение – поэтический манифест Лермонтова-романтика.

В письме к приятельнице М. А. Лопухиной от 2 сентября 1832 года из Петербурга Лермонтов писал: «Вот ещё стихи, которые я сочинил на берегу моря». Следуют строки:

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом; -

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнётся и скрыпит;

Увы! – он счастия не ищет

И не от счастия бежит! –

Струя под ним светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой: -

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Слегка переделав первую строку третьего четверостишия, Лермонтов потом переписал это стихотворение в отдельную тетрадь. Внимательно перечитав это стихотворение, можно понять: в нём не описывается реальная картина, но передаётся настроение, душевное состояние, которые отражены в картинах природы.

Образы «Паруса» соприкасаются с теми, которые уже рождались ранее:

И печаль

Его встревожит, он посмотрит вдаль,

Увидит облака с лазурью волн,

И белый парус, и бегучий чёлн.

(«1831 –го июня 11 дня»)

Возьмём первую строфу. Белеет одинокий парус, который что-то ищет в далёкой стране. Настораживает что-то неестественное в этом стихотворении: странно, что маленькое судно, которое ходит лишь под одним парусом, отправилось в далёкие страны. Обычно на таких судах много матч, а на них много парусов. Если обратимся к третьей строфе, то опять странность – морская волна – светлей лазури, в небе – золотой луч солнца. А ведь только что, в предыдущей строфе: волны играют, ветер свищет. Буря, очень сильная буря, так что мачта гнётся и скрипит. В чём же дело?

А в том, что стихотворение написано на берегу моря. Об этом говорит и сам Лермонтов. Даваемое в стихотворении изображение – великолепная мозаика красок, звуков, взятая из картин и звучаний природы и брошенная на полотно в строки стихов. Эта картина скреплена творящей силой поэтического чувства. То, что стихотворение – оправданный состоянием души сплав видений и звуков, позволяет Лермонтову свободно воспользоваться этим приёмом.

Первая строка взята Лермонтовым из другого поэтического произведения – из поэмы Бестужева – Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Конечно, эта цитата могла вносить в лермонтовский текст остроту злободневного политического намёка: она могла напомнить о судьбе ссыльного поэта-декабриста. Но в то же время она могла создать (или усилить) ощущение «вторичности» написанного.

Признаки поэтического «стандарта» распознаются достаточно легко, можно решить, что перед читателем нечто банальное, типичная пейзажная зарисовка. Но лермонтовское стихотворение – это не просто пейзажная зарисовка, это психологическое стихотворение. Поэт идёт навстречу внешнему миру от владеющего им чувства. Он ищет выход в мир, в средоточие людских судеб, в стихотворении выражается энергия поэта.

Вот уже более 170 лет «Парус» обладает неизменным обаянием, неотразимым и таинственным.

Каждая строфа «Паруса» отчётливо распадается на две равные части.

Первые двустишия всех трёх строф, рисующие одну за другой картины изменчивых состояний моря, по всем признакам – пейзажная лирика. Вторые половинки тех же строф - передают чувства, ассоциации, мысли лирического героя, и перед нами уже не пейзажная, а философская лирика. Соединение пейзажных зарисовок с философскими размышлениями типично для поэзии романтизма. Но трудно найти какое-либо другое русское стихотворение, где бы при таком небольшом объёме два пласта так напряжённо совмещались и чередовались. По существу в каждой строфе происходит «встреча» разнородных художественных стилей. Лирическое размышление о Парусе, проходящее через все три строфы стихотворения, воспринимается как непрерывное, одновременное. А пейзажи, возникающие в первых двух двустишиях этих строк, не могут быть восприняты как единая картина – перед нами три разных состояния моря: спокойное, бурное и снова спокойное. Так рождается в этом произведении, на первый взгляд, таком простом и понятном любому ученику, символический образ, выражающий громадное обобщение. Мы не ошибёмся, если скажем, что Парус у Лермонтова символизирует сильную и независимую личность, её одиночество и трудности, встающие у неё на пути, её неустанные поиски цели и смысла жизни.

В чём же выход? В покое? Слишком лёгкий выход для ищущей мысли, слишком лёгкий выход для Лермонтова. Покой – это безразличие, неучастие, бездеятельность. Буря – да! От неё поэт не отказывается ни в жизни, ни в творчестве. Тем более, что для Лермонтова, жизнь – это творчество, а творчество – это жизнь!

В сердце поэта, должно быть, было тревожно, беспокойно. Этому способствовала и пронесённая через всю жизнь сокровенная любовь. Все эти чувства были в тесном единении с его творчеством.

Письмо к М. А. Лопухиной, в которое был включён «Парус», - одно из тех писем, которые были так характерны для их искренних отношений, проникнутых доверием.

Среди прочего поэт пишет: «Я очень хотел бы задать вам один небольшой вопрос, но моё перо отказывается его написать. Угадаете – хорошо, я буду доволен; нет – значит, что если бы я даже задал этот вопрос, вы б не смогли на него ответить. Один из вопросов, о существовании которых вы, может быть, даже не подозревали!»

Лермонтову трудно говорить прямо о своих чувствах, он боится открыться, боится, что его пожалеют, и поэтому он пишет: «Москва – моя Родина и всегда ей останется. - Я там родился, так много страдал, и там я был чрезмерно счастлив! Уж лучше бы не было этих трёх вещей но что делать!»

Лермонтов изображает в стихотворении море, привычную романтическую стихию, на фоне которой появляется образ паруса, символизирующего искания, внутреннюю неудовлетворённость лирического героя:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?.

Проблематика стихотворения философская, на его творчество оказали влияние немецкие философы Шеллинг и Фихте. Один из них считал, что деятельность – это нравственная категория, и жизнь есть там, где есть деятельность:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Другой проводил мысль о единстве противоположных начал. Это хорошо просматривается в «Парусе». Построенном на приёме антитезы: объединяются буря и покой, герой ищет счастье и бежит от него:

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

По жанру это стихотворение – элегия. Это опять-таки можно объяснить особенностью художественного метода. Лермонтов – романтик, а элегия – любимый русскими романтиками жанр, унаследованный ими от символистов. Вообще, элегическое настроение более всего было свойственно лирическому герою лермонтовских стихотворений: мотивы одиночества, тоски, неудовлетворённости жизнью постоянно звучат в произведениях поэта. Название «Элегия» особенно любимо Лермонтовым: «Элегия» («О! если б дни мои текли»), 1829 год; «Элегия» («Дробись, дробись, волна ночная»), 1830.

Уже у раннего Лермонтова есть все типы элегий, знакомые русской поэзии:

• под влиянием поэзии Жуковского возникает «кладбищенский тип» («Кладбище», 1830, «Оставленная пустынь предо мной», 1830).

• «унылая элегия» в духе Е. Баратынского («К. », 1829);

• «исторические элегии», тяготеющие к жанру думы («Наполеон», 1830).

• более поздние элегии – «Как часто пёстрою толпою окружён», «Выхожу один я на дорогу».

Лермонтов в пейзажной лирике, в стихотворении «Парус» выступает как художник с богатой палитрой красок:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой

(в романтической поэзии «голубой» и «золотой» - не просто красочные тона, но и поэтические знаки идеала)

Поэт использует в стихотворении разнообразные средства выразительности:

- метафоры:

Парус просит бури

Играют волны

- эпитеты:

Парус одинокий

Луч солнца золотой

- сравнения:

Под ним струя светлей лазури

- символ:

Мы познакомились с одним из программных стихотворений Лермонтова, в котором просматривается тема одиночества – центральная для поэта. Но таких стихотворений в его поэзии множество.

Как часто, пёстрою толпою окружён

К теме одиночества относится и известное стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён» Оно было написано Лермонтовым в 1840 году. Указанная дата «1-е января» говорит о том, что Лермонтов связывает его с новогодним балом в Дворянском собрании. На бале Лермонтова видел И. С. Тургенев: « Ему не давали покоя, постоянно приставали к нему, брали его за руки, одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества, быть может, ему приходили в голову те стихи»

И Тургенев цитирует строки из стихотворения «Как часто, пёстрою толпою окружён» - о том, как холодных рук поэта касаются другие руки, касаются с небрежной смелостью городских красавиц.

Как часто, пёстрою толпою окружён,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шёпоте затверженных речей

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски.

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки

Это стихотворение построено на антитезе.

1. Свет противопоставляется воспоминаниям детства, где сосредоточено всё самое дорогое для него.

- Свет:

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски

- Бегство в память, в мечту – любимый романтический мотив:

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, - памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные все места

2. Тема поэта и общества: поэт одинок.

3. Автобиографические мотивы:

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут старый пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями

В аллею тёмную вхожу я

В этих строках мы можем узнать обобщённое описание пензенского имения Тарханы, принадлежащего его бабушке, детство Лермонтова.

4. Основная тема этого стихотворения – одиночество.

5. Тема природы.

- В центре картины, как это обычно бывает у Лермонтова, лирический герой.

- Пейзаж романтический, субъективный, со, свойственной Пушкину, топографичностью, какими-то биографическими моментами.

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и жёлтые листы

Шумят под робкими шагами

6. Жанр этого произведения, как уже было выше отмечено, элегия, но есть и элементы памфлета – характерная для Лермонтова публицистическая концовка:

О, как мне хочется смутить весёлость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью

7. Куплеты, посвящённые свету, композиционно обрамляют воспоминания поэта.

8. Лермонтов использует здесь средства выразительности.

* эпитеты, часто оценочные:

Пёстрою толпою окружён

При диком шёпоте затверженных речей

Образы бездушные людей

Железный стих

Спящий пруд

* типичные романтические сравнения:

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

«Любить! Но кого же?. »

В юности у Лермонтова было влечение к Екатерине Сушковой, она была из династии поэтов и литераторов. Он посвящал ей свои стихи. Например, в стихотворении «Зови надежду сновиденьем» содержится прямое признание ей, но, как известно, не встретившее взаимности. Несмотря на это, Екатерине нравился Лермонтов, она с интересом слушала его стихи и даже давала советы, говоря, что со временем те люди, которых Лермонтов воспоёт в своих стихах, будут гордиться им.

У врат обители святой

Стоял просящий подаяния

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Ещё в 1830 году в той же тетради, где написаны стихи, обращённые к Сушковой, появляется стихотворение «Н. Ф. Ивой» (Наталья Федоровна Иванова) «Любил в начале жизни я угрюмое уединенье». Здесь нет ни признания в любви, ни упрёков, видно только, что М. Ю. Лермонтов ищет сочувствия и утешения:

Мои неясные мечты

Я выразить хотел стихами,

Чтобы, прочтя сии листы,

Меня бы примирила ты

С людьми и с бурными страстями.

Из этого стихотворения видно, что уже в 1830-м отношения с

Н. Ф. Ивановой были гораздо содержательнее, чем с Сушковой, которая относилась к Лермонтову, как к мальчишке, дразнила его.

Ободренный в начале знакомства с Ивановой её вниманием, Лермонтов вскоре ощутил непонимание и холодность. Их отношения окончились разрывом, что придало мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Возникают ревность, упрёки в обмане, недоверчивость. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова скорбные настроения и даже жажду смерти.

В 1839 году Лермонтов сильно заинтересовался молодой вдовой княгиней Щербатовой. Из-за неё у Лермонтова была дуэль с французом Барантом, вследствие чего поэт сидел в петербургской офицерской тюрьме. Лермонтов посвятил Щербатовой многие стихотворения, например, «Отчего»:

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно потому что весело тебе.

Но всё же, несмотря на увлечения, всю свою жизнь Лермонтов любил Варвару Лопухину. Она вышла замуж за другого. В этом тоже одна из причин одиночества Лермонтова. Лопухиной Лермонтов посвятил множество своих лучших стихов, например, стихотворение 1832 года:

Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоём!

Так поток весенний отражает

Свод небес далёкий голубой

И в волне спокойной он сияет

И трепещет с бурною волной.

Будь. О, будь моими небесами,

Будь товарищ грозных бурь моих;

Пусть тогда гремят они меж нами,

Я рождён, чтобы не жить без них.

Я рождён, чтоб целый мир был зритель

Торжества и гибели моей,

Но с тобой, мой луч-путеводитель,

Что хвала иль гордый смех людей!

Души их певца не постигали,

Не могли души его любить,

Не могли понять его печали,

Не могли восторгов разделить.

Идеальный образ любимой женщины служит поэту единственной отрадой. В стихах, посвященных Вареньке, Лермонтов говорит о невозможности общего пути, он предчувствует другой исход, приготовленный ему судьбой.

Любовь Лермонтова практически всегда заканчивалась неудачей для поэта, и это не могло не отразиться в его стихах. Во всей поэзии, посвящённой теме любви, одновременно прослеживается страсть, нежная романтика и безысходная грусть. Мотив неразделённой, несчастной любви звучит у поэта как в прозе («Герое нашего времени»), так и в лирике поэта: «Любить? Но кого же? На время – не стоит труда. А вечно любить невозможно» или в стихотворении «Я не унижусь пред тобою».

Лермонтов и Пушкин

Лермонтову очень нравилась поэзия Александра Сергеевича Пушкина. Лермонтов не был знаком с Пушкиным, но мечтал познакомиться. Пушкин писал вольнолюбивые бодрые стихи. Лермонтов - грустные, печальные. У этих двух величайших поэтов очень схожи судьбы: оба были отправлены в ссылку - оба убиты на дуэли

В январе 1837 гола Лермонтов под свежим влиянием истинного горя и негодования в один присест написал несколько строф, очень быстро разнёсшихся по Петербургу. В этом стихотворении ему удалось воплотить образ великого русского поэта. Но главное в том, что он постиг вечные проблемы. Ведь в «Смерти поэта» - трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого Гения с его ранимостью, одиночеством и протестом среди бездушного мира.

Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с лёгкостью и беспечностью, он болезненно реагировал на всё. Поэтому часто в его стихах сгущаются краски, а порой он тяготится привычным ему одиночеством.

Как страшно жизни всей оковы

Нам в одиночестве влачить

Делить веселье- все готовы –

Никто не хочет грусть делить.

9. Отражение основной темы поэта в произведениях другой тематики.

Одиночество это не только самостоятельная тема поэзии Лермонтова, это излюбленный мотив, который проходит через все остальные темы.

Тема поэта и поэзии

Поэт всегда одинок, он противопоставлен толпе, обществу.

Я не хочу. Чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть:

Как я любил, за что страдал,

Тому судья лишь Бог да совесть!.

(!Я не хочу. Чтоб свет узнал», 1837)

Тема любви

Даже когда поэт любит, его не покидает чувство одиночества, что усиливает трагическое восприятие любви у Лермонтова.

Все попытки лирического героя преодолеть одиночество тщетны – одиночество в любви неизбежно:

Моя воля надеждам противна моим,

Я люблю и страшусь быть взаимно любим.

Я не чувств, но поступков своих властелин,

Я несчастлив пусть буду – несчастлив один.

(«Стансы», 1830-1831)

Тема дружбы

В дружбе лирический герой также несчастлив, и здесь его преследуют измены и предательство.

Вот друг, плоды моей небрежной музы.

Оттенок чувств тебе несу я в дар.

Хоть ты презрел свящённой дружбы узы,

Хоть ты души моей отринул жар

(«Посвящение N. N. – », 1829)

Тема Родины

Одиночество Мцыри в монастыре усиливается одержимостью, его одной-единственной мыслью – мыслью о родине, о «душе родной»

Одинок Наполеон на острове Св. Елены, всё оставивший во «Франции милой».

Но во цвете надежды и силы

Угас его царственный сын,

И долго, его поджидая,

Стоит император один

(«Воздушный корабль», 1840)

Философская тема

В них проникает любимый лермонтовский мотив бунта против рока, судьбы.

Мне любить до могилы Творцом суждено!

Но по воле того же Творца

Всё. Что любит меня, то погибнуть должно

Иль, как я же, страдать до конца.

(«Стансы», 1830-1831)

Тема природы

Лирический герой одинок, погружён в дисгармонию мира людей, но стремится к гармонии, хочет слиться с природой. Так через природу ему почти удаётся преодолеть одиночество.

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

(«Листок», 1841)

Лермонтовский пейзаж часто психологический и сам служит средством раскрытия одиночества.

Тема времени

Ход времени связывается с несвободой человека, отсюда характерный для Лермонтова бунт против времени.

Немного долговечней человек

Цветка; в сравненье с вечностью их аек

Равно ничтожен.

(«1831-го июня 11 дня»)

Одиночество лермонтовского героя неизменно - оно спутник всей его жизни

Любить, но кого же?. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно

(«И скучно, и грустно, 1840)

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской,

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной.

(«Гляжу на будущность с боязнью» 1838)

(1, стр. 256-295; стр. 181-194)

Я к одиночеству привык

Кому воздать? С кого мы взыщем

Тут, у забвенья на краю?

Я в Пятигорске на кладбище,

Сняв шапку медленно стою.

Ах, я-то знаю, что поэта,

Внушавшего любовь и страх,

Давно в могиле этой нету,

Лишь крест печальный в головах.

Над опустевшею могилой

Остался только навсегда

Тот крест, которым осенила

Россия вся себя тогда.

Его бы пастырского слова,

Как будто пасынка земли,

На лошадях в гробу свинцовом

Сквозь пол-России провезли.

Он был источник дерзновенный

С чистейшим привкусом беды.

Необходимый для Вселенной

Глоток живительной воды.

Я. Смеляков.

Работа над темой помогла нам узнать много нового из жизни великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Мы пришли к следующим выводам:

1. Обстоятельства личной жизни каждого поэта находят отражение в его творчестве.

2. Кроме того, на творчество влияет время, историческая обстановка.

3. Тема одиночества – ведущая тема лирики поэта.

4. Она существует не только как отдельная и имеет несколько мотивов, но и нашла отражение в сквозных темах русской литературы: «Тема Родины», «Тема любви», «Тема дружбы», «Философская лирика», «Тема назначения поэта», «Природа» и др.

5. Чтобы понять стихотворения того или иного поэта, нужно знать его биографию, а также исторический аспект.

Мы считаем, что как объяснение и вывод звучат приведённые нами стихи самого поэта:

Я к одиночеству привык.

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровожденный миг.

Прочел потерянный досугом

На светлый запад удалюсь,

Вид моря грусть мою рассеет.

Ни с кем в отчизне не прощусь-

Никто о мне не пожалеет!

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ТЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА

Мотивы Стихотворная иллюстрация

Мотив тоски по родной душе. Гляжу на будущность с боязнь

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной

(«Гляжу на будущность с боязнью», 1838)

Мотив одиночества в обществе и в свете: Стою, задумчивость питая.

Один, покинув свет, и чуждый для людей,

И никому тоски поверив не желая.

(«Элегия», 1830)

Как ты, мой друг, я не рождён для света

И не умею жить среди людей;

Я не имел ни время, ни охоты

Делить их шум, их мелкие заботы

(«К*** (Дай руку мне, склонись к груди поэта») 1830-1831)

Мотив изгнанничества Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

(«Листок», 1841)

Нет, я не Байрон, я другой

Ещё неведомый избранник,

Как он гонимый миром странник,

Но только с русскою душой

(«Нет, я не Байрон, я другой», 1832)

Мотив заточения, узника. Одинок я – нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнём

(«Узник», 1837)

Молча сижу под окошком темницы;

Синее небо отсюда мне видно:

В небе играют все вольные птицы;

Глядя на них, мне и больно и стыдно.

(«Пленный рыцарь, 1840)

Я мало жил, и жил в плену,

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок.

Я вырос в сумрачных стенах

Душой дитя, судьбой монах.

(«Мцыри», 1839)

Мотив соседства как попытка преодоления Кто б ни был ты, печальный мой сосед, одиночества, Люблю тебя, как друга юных лет,

Тебя, товарищ мой случайный,

Хотя судьбы коварною игрой

Навеки мы разлучены с тобой

Стеной теперь – а после тайной.

(«Сосед», 1837)

Разлучив, нас сдружила неволя,

Познакомила общая доля,

Породнило желанье одно

Да с двойною решёткой окно

( «Соседка», 1840

Одиночесто Враждебной силою гоним, приобретает космические масштабы, герой одинок во Я тем живу, что смерть другим;

всём мире, заточен в мире, как в тюрьме. Живу – как неба властелин –

В прекрасном мире – но один.

(«Пусть я кого-нибудь люблю». 1831)

Возникает такое одиночество, которое подчёркивает Лежал один я на песке долины:

лёгкость перехода из одного состояния в другое, из Уступы скал теснилися кругом, одинокого бытия в небытие, в сон, смерть. И солнце жгло их жёлтые вершины

И жгло меня – но спал я мёртвым сном

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

(«Сон», 1841)

Кроме образов узника, изгнанника, часто, как образ одинокого бунтаря:

дальнейшая их разработка, возникают другие Собранье зол его стихия;

образы. Носясь меж тёмных облаков,

Он любит бури роковые,

И пену рек, и шум дубров.

(«Мой демон», 1830-31)

одинокого владыки:

Так царства дивного всесильный господин –

Я долгие часы просиживал один

(«Как часто пёстрою толпою окружён», 1840)

И все мечты отвергнув снова,

Остался я один –

Как замка мрачного, пустого

Ничтожный властелин

(«Как в ночь звезды падучей пламень»,1832)

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)