Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Ясная Поляна Льва Николаевича Толстого

Брожу по Ясной Поляне, любуюсь ее красотами, внимательно слушаю рассказ экскурсовода, всматриваюсь в драгоценные для всех нас реликвии дома- музея, посещаю со своим классом Кочаки, где похоронены родители нашего земляка Льва Николаевича Толстого, его умершие во младенчестве дети, родственники, Софья Андреевна Толстая, внучка писателя и жена моего любимого поэта Сергея Александровича Есенина.

И вдруг рождается решение: сравнить жизнь и творчество двух великих мастеров слова

Что общее? В чем различие? Почему волнение охватывает душу, когда бываешь в Ясной Поляне и в Константинове? Эти задачи я поставила перед собой, занимаясь исследовательской работой.

Соглашусь с мнением В. Лебедева, искусствоведа, отмечавшего: “Тот, кто побывал в Ясной Поляне непременно будет возвращаться туда хотя бы в мыслях. Так велика притягательная сила этого уголка в средней России для почитателей прекрасного в искусстве и действительности”.

Сын писателя, С. Л. Толстой признавался: “Ясная Поляна не только то место, где родился Толстой, где он провел большую часть своей жизни, где была написана большая часть его произведений, где покоится его прах,- это то место, откуда он черпал обильный материал для своего творчества, материал, вылившийся под его пером в художественные описания и образы”.

Дом Л. Н. Толстого в Ясной Поляне сохраняется со всей его подлинной обстановкой по состоянию на последний год жизни писателя. Выстроенные во времена деда Толстого Н. С. Волконского, он был дважды перестроен при Толстом. Писатель жил здесь с перерывами с 1856 года по 1910 год. Многие из его бессмертных творений были задуманы и написаны в этом доме. С давних пор существует ведущая к дому березовая аллея “прешпект”.

И сам писатель считал, что эта усадьба - его творческая лаборатория, здесь истоки “глубоко национального характера его творчеств “Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней”- говорил Толстой.

Не сомневаюсь, что и русский поэт Сергей Александрович Есенин, о ком я пишу в своей работе, тоже любил свою малую родину

Константиново! Сердце наполняется теплом, светлой радостью и трепетом, когда посещаешь малую родину Сергея Есенина.

Произносишь это слово и слышишь, как шелестят золотые страницы биографии “своеобразного, талантливого и законченно русского поэта” (по словам А. М. Горького).

Константиново не только место, где он провел часть своей жизни, где написал многие стихи, - это место, откуда он черпал идеи, вдохновения, вылившиеся под его пером в поэтические строки.

В жизни и творчестве Есенина его родное село сыграло такую же роль, как для Толстого Ясная Поляна.

Не сомневаюсь: не будь в жизни поэта его Константинова, нам бы не суждено было прочитать многие прекрасные его строки. Значение этого села как места творческого вдохновения неоднократно подчеркивал и сам поэт:

О край разливов грозных

И тихих вешних сил,

Здесь по заре и звездам

Я школу проходил.

Подходим с одноклассниками к избе Есенина.

Обычное деревянное строение, не выделявшееся среди многих таких домов избяной России: окна с резными наличниками, невысокая изгородь. Три окна смотрит на дорогу, на заречные дали. Вспоминаются строчки:

Я любил этот дом деревянный

Поэт любил родительский дом и не раз обращался к нему в стихах:

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?

В “Книгах отзывов”, находящихся и в Ясной Поляне и в Константинове, можно прочитать, что родина Толстого и родина Есенина - соавторы их творчества.

Ясная Поляна- это имение Болконских и деревенская усадьба Левина. В ней происходило то, что описано в “Детстве” и “Отрочестве”.

Приведу доказательства: “ Проезжая мимо пруда, князь Андрей заметил, что на пруде никого не было, и оторванный плотик, до половины залитый водой, боком плавал по средине пруда. Князь Андрей подъехал к сторожке. У каменных ворот въезда никого не было”

( “Война и мир”)

Откровения из “Дневника” Льва Николаевича Толстого:

“Рано утром пошел я по насту в сад”;

“Нынче снег, ходил гулять по глубокому снегу, и так хорошо на душе!”;

“Яблони цветут, точно хотят улететь на воздух”.

В музее все сохранено так, как было при жизни писателя (низкий поклон за это Софье Андреевне Толстой- Есениной), которая много лет была директором Яснополянского заповедника.

Широко открыты для тысяч посетителей двери толстовского дома с дедовскими и отцовскими вещами.

По воспоминаниям Н. Н. Гусева, “уголок зала с желтой венской мебелью - “уголок молодежи” - часто привлекал Толстого, он любил шутки, смех, охотно слушал веселые безобидные рассказы и сам смеялся тихим, но заразительным смехом”.

С впечатлениями детства связывались у Толстого сохранившиеся в зале старинные зеркала в позолоченной резной оправе. “Хорошим семейным воспоминанием” представлялась ему игра на рояле. Любовь к музыке - классической и народной проходит через всю жизнь Толстого.

Комната на втором этаже в центре дома дважды, в общем 15 лет, служила Л. Н. Толстому кабинетом.

Здесь в молодости Толстой завершил свою автобиографическую трилогию “Детство”, “Отрочество”, “Юность”, писал “Семейное счастие”, “Поликушку” в конце жизни здесь им пишется “Хаджи - Мурат”, “После бала” и другие произведения.

Портреты семейных - Льва Николаевича, детей, внуков, близких родственников и друзей семьи представлены во множестве фотографий в комнате С. А. Толстого.

В простых березовых шкафах размещены книги огромной библиотеки Л. Н. Толстого.

Произведения современных Толстому классиков литературы, философов, историков, ученых граничат здесь с редкими изданиями XVIII века. Более тысячи книг хранят автографы представителей русской и зарубежной культуры. Наиболее интересная часть библиотеки- книги, читанные Толстым с карандашом, сохранившие его пометы.

Бывшую дедовскую кладовую “под сводами Толстой выбрал для занятий еще в начале работы над “Войной и миром”; спустя много лет здесь снова устраивается кабинет, где создается трактат “Что такое искусство”, главы романа «Воскресение”, драма “Живой труп”, повесть “Хаджи - Мурат”.

А теперь представим дом С. А. Есенина!

На передней стенке между окон - мемориальная доска, лаконичный текст которой напоминает о том, что здесь, в тихом глубинном уголке России, родился С. А. Есенин.

У калитки палисадника стоит тополь, посаженный Сергеем Александровичем в 1924 году, он стоит у дома живым памятником поэту и как хозяин радушно приглашает переступить порог.

Перед самым окном - березка, веселая, кудрявая, стройная, белая. Изумрудами искрятся ее листики под лучами солнца. И, конечно, всем нам, приехавшим в гости к поэту, вспоминались любимые строчки: “Белая береза под моим окном”.

Поднимаюсь с одноклассниками на ступеньки невысокого крылечка, попадаем в просторные сени; на стене коса, серпы

Строгая тишина всегда царит и в музее Льва Николаевича и в музее Сергея Александровича.

Обстановка семьи Есениных, конечно, скромнее графа Толстого.

Деревянная деревенская кровать, сундучок, где хранились личные вещи поэта, любимые книги, тетради со стихами.

Неизгладимое впечатление производит верхняя одежда матери, “Шушун” (“Не ходи так часто на дорогу в старомодном ветхом шушуне”).

Благотворное влияние на будущего поэта оказала Татьяна Федоровна, его мать.

Сергей Есенин и его сестры, постоянным спутником которых с колыбели была материнская песня, незаметно сами приобщались к “песенному слову”. “И каждый из нас, ее детей,- рассказывает А. А. Есенина ,- с пеленок слушал ее напевы, подрастая, невольно запоминал их и подпевал ей”.

Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать, - взволнованно писал поэт, обращаясь к сестре Шуре.

А Лев Николаевич маму помнит смутно (она умерла, когда ему не было еще и трех лет).

Место “в самой глуши сада, на маленьком мостике, перекинутом через узкое болотце”, где “вид был очень задумчивый и грациозный” и беседку- вышку в парке Толстого знал как любимые места своей умершей в молодости матери.

В “Дневнике” Л. Н. Толстого читаем: “ Нынче утром обхожу сад и, как всегда, вспоминаю о матери, которая осталась для меня святым идеалом. И идя по березовой аллее, подходя к ореховой, увидел следок по грязи женской ноги, подумал о ней”.

И снова о музее Сергея Александровича. В кухне, как и при жизни поэта, большая русская печь, ухватье, лавка, самовар, посуда.

Печь кажется необычной, когда вспоминаешь строки: “Наша печь, как-то дико и странно завывала в дождливую ночь”.

Горница, за легкой деревянной перегородкой - спальня матери: старая кровать, покрытая простеньким одеяльцем из разных цветистых лоскутов. Иконы. Часы. Керосиновая лампа с зеленым фарфоровым абажуром. Семейные портреты.

В доме Льва Николаевича Толстого тоже семейные портреты.

Из двух окон у Есенина видна Ока. За окном - двор, сад, две липы и рябина

(“В саду горит костер рябины красной”, “Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах птичий гомон и щебетню. ”).

И Л. Н. Толстой писал о своем саде: “Яблони цветут необыкновенно. Что-то волшебное в их цветении”.

Как Л. Н. Толстой, так и С. А. Есенин любили крестьянский труд. О нем они упоминали и в своих произведениях, например, Лев Николаевич в “Анне Карениной” (“ Левин употребил свое средство успокоения - взял у мужика косу и стал косить. Работа эта так понравилась ему, что он несколько раз принимался косить”), а Сергей Есенин в “Анне Снегиной”:

С соседней деревни Криуши

Косились на нас мужики.

Житье у них было плохое,

Почти вся деревня вскачь

Пахала одной сохою

На паре заезженных кляч.

О “братьях наших меньших”, диких и домашних животных, птицах писали и пишут многие поэты и писатели, в том числе С. А. Есенин и Л. Н. Толстой.

Вспомним трогательное произведение Л. Н. Толстого “Лев и собачка”, в котором говорится о преданности двух животных друг к другу. Или трагические строчки Есенина о корове:

Дряхлая, выпали зубы,

Свиток годов на рогах,

Бил ее выгонщик грубый

На перегонных полях.

С большой любовью и болью Сергей Есенин пишет и о собаке, у которой отняли щенков:

Утром в ржаном закутке,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят

Поэт находит необычные слова, сравнения. Достаточно привести знаменитый финал:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Читая эти произведения Есенина и Толстого о животных, проникаешься еще большим уважением к этим великим людям. Понимаешь, какой глубокий след в душе каждого человека оставили они и их творчество

Покидая Ясную Поляну и Константиново, мы с одноклассниками перелистываем “Книгу отзывов”, читаем с любовью написанные строчки, в которых заключена главная мысль всех отзывов: “Никогда не зарастет народная тропа” и в Ясную Поляну и в Константиново, потому что этим великим талантам приносим мы свою любовь и преклонение.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)