Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Грибоедов и его комедия «Горе от ума» в Казани

Казань отмечает свое тысячелетие, и в такие дни мы с особым вниманием изучаем все, что связано с нашим городом, нашей столицей.

Знакомясь с творчеством Грибоедова, я случайно прочитала о том, что, возможно, Грибоедов бывал и в Казани. Этот факт мало известен даже специалистам. Мне захотелось самой разобраться, действительно ли поэт бывал в Казани. Я прочитала биографию Грибоедова, другие книги, однако, точного ответа так и не получила, хотя узнала много нового и интересного о самом авторе знаменитой комедии и о времени, в которое он жил.

В Отечественную войну 1812 года русское правительство обратилось к студентам Московского университета, где тогда учился Александр Сергеевич, с призывом принять участие в борьбе с французами. Семнадцатилетний юноша Грибоедов добровольно поступает на военную службу, он мечтает о подвиге, героизме в сражениях за Родину.

26 июля 1812 года его зачисляют корнетом в новый Московский гусарский полк, который формировал на свои средства граф П. И. Салтыков. 14сентября 1812 года полк был отправлен на обучение в Казанскую губернию и находился здесь до 30 декабря этого же года.

Однако в книге «Грибоедов и декабристы» я читаю: «маршрут полка проходил по почтовому тракту через города Владимир, Муром и далее на Казань. 8 сентября 1812 года корнет Грибоедов заболел и остался во Владимире. Полк продолжал укомплектовываться в Казани» и далее «в апреле 1813 года Иркутский гусарский полк (его Московская часть) в количестве «560 человек штаб- и обер – офицеров и нижних чинов, а также подводных лошадей сто осьмнадцать» на обратном пути из Казани снова прошел через Владимир. Командовал полком подполковник Наумов. По пути полк собирал оставшихся в госпиталях и выздоравливающих или просто отставших от своих эскадронов людей. Александр Грибоедов в строй не вернулся. В ежемесячных рапортах полка вплоть до октября 1813 года значится: «корнет Грибоедов за болезнью в городе Владимире». Получается, что Грибоедов целый год находился в госпитале на излечении, но в других источниках об этом периоде жизни будущего поэта ничего не пишется. Это кажется очень странным, и возникает много вопросов: какой же болезнью болел Грибоедов, насколько серьезна была болезнь, проявлялась ли эта болезнь позднее. Дальнейшие исследования показали, что Грибоедов, вероятнее всего, был в Казани, так как в книге Нечкиной (стр, 136) пишется о том, что одновременно с Грибоедовым в Казани оказался его друг Ион «экзамен Иона на степень доктора прав длился в Казанском университете с 11 марта 1813 г. по конец 1814 года, когда Грибоедова уже не было в Казани в связи с переформированием полка». Таким образом , я осмелюсь утверждать, что Александр Сергеевич Грибоедов в 1812 – 1813 годах был в Казани.

Скорее всего, именно впечатления от пребывания в Казанском университете и казанском окружении отразились в пьесе «Студент», созданной Грибоедовым сообща с П. И. Катениным в 1817 г. Главным действующим лицом комедии становится «студент из Казани», а другой герой - «его превосходительство» Звездов «в бытность свою в Казани познакомился» с отцом этого студента. Комедия была написана в литературно – полемических целях, направлена против литературного противника Грибоедова М. Н. Загоскина, который приехал в столицу в качестве начинающего литератора из провинциального города.

Учитель Грибоедова Богдан Иванович Ион в 1814 году защищает в Казанском университете диссертацию и получает степень доктора прав.

Б. И. Ион – выпускник Геттингенского университета, ученый, знаток классиков. По своей натуре он добрый и гуманный человек. Прожив с Грибоедовым 11 лет, Богдан Иванович передал своему воспитаннику обширные знания, любовь к словесности, стал его истинным другом. Юный Грибоедов делился со своим учителем литературными опытами. Думаю, что встреча двух друзей в Казани была неожиданной, но радостной для обоих.

Интересна, на мой взгляд, и история печатания, распространения комедии «Горе от ума» в Казани. Комедия была закончена в конце июля 1823 года. В конце мая 1824 года Грибоедов выехал из Москвы в Петербург, чтобы хлопотать о напечатании комедии и ее постановке. Царская цензура препятствовала изданию этого «дерзкого» произведения, сатирически изображавшего барство. В идеологии и патетике пьесы проявилась её тесная связь с декабризмом.

Друзья Грибоедова, не надеясь на то, что «русская цензура позволит играть и печатать» комедию, знакомились с ней в рукописи, переписывали её под диктовку, передавали списки из рук в руки. Существовала легенда, что было распространено около 40 тысяч рукописных списков.

По рукописному списку комедией «Горе от ума» Грибоедова уже в 1825 году знакомилась передовая интеллигенция Казани. Как попал список комедии в Казань?

Руководители Северного тайного общества решили командировать его участников в разные губернии. Д. И. Завалишин в своих мемуарах «Записки декабриста» пишет: « я предложил воспользоваться наступающим временем отпусков, чтобы, не возбуждая подозрения, разослать комиссаров во все губернии с двоякою целью – и исследования общего положения и распространения либеральных идей С другой стороны, литературные деятели захотели воспользоваться предстоящими отпусками офицеров для распространения в рукописи комедии Грибоедова «Горе от ума» Несколько дней сряду собирались у Одессовского, у которого жил Грибоедов, чтобы в несколько рук списывать комедию под диктовку. На мою долю досталось первому привезти эту комедию в Москву и Казань».

Таким образом, появление списка «Горе от ума» впервые в Казани связано с именем декабриста Завалишина (1804-1892), который в Казанской губернии в селе Зюзино Лаишевского уезда имел собственную усадьбу. Он – сын генерала, служившего у Суворова, учился в Морском кадетском корпусе. В 17 лет уже состоял там преподавателем астрономии, высшей математики, механики, высшей теорией морского искусства, морской тактики. В 1822 году отправился со знаменитым адмиралом Лазаревым в кругосветное плавание. Он организовал кружок масонского типа в Казани, в который вовлек молодых либеральных помещиков.

Передовые дворяне, будущие декабристы, в масонстве видели средство, ведущее сближение дворян с народом. Но масонское движение было бесплодно, декабристы отошли от него.

В 1825 году Дмитрий Иринархович поехал в Казань в отпуск, имея при себе список «Горе от ума».

Город Казань был один из первых провинциальных городов, где появился рукописный бесцензурный экземпляр «Горе от ума». Список, привезенный сюда Завалишиным, является очень ценным, т. к. он сам его переписывал его под диктовку с подлинной рукописи Грибоедова, исправленный самим драматургом, не подвергшейся ещё царской цензуре. По словам декабриста, этот список был «самый полный и исправленный».

«Завалишинский» список здесь неоднократно переписывался. Об этом свидетельствуют воспоминания известного автора исторических романов И. И. Лажечникова, который в сентябре – декабре 1825 года инспектировал Казанский университет. Он пишет следующее: «Во время моего пребывания в Казани появились два ярких явления: одно атмосферическое на небе, с ужасным треском и гулом, другое на земле, литературное Литературное – была бессмертная комедия Грибоедова. Между молодым поколением её вырывали из рук, списывали по ночам, в несколько дней знали наизусть. Горе было тому, у кого она попалась бы на глаза университетской полиции!»

В Казани, в библиотеке имени Н. И. Лобачевского, в настоящее время хранятся четыре рукописных списка комедии «Горе от ума», переписанных в разное время. Как доказывает В. В. Аристов (заведующий отделом рукописи и редких книг выше названной библиотеки), «все эти списки – копии того самого рукописного экземпляра «Горе от ума», который привез в 1825 году в Казань декабрист Д. И. Завалишин».

Итак, «завалишинский» список (1825г. ) и копии с него говорят о том, что казанское «благородное общество» познакомилось с бкссмертной комедией Грибоедова ещё до её официального напечатания (1833г. ).

Казанское «благородное общество» имело возможность читать и первые печатные издания комедии «Горе от ума».

Впервые в России комедия «Горе от ума» полностью была напечатана в 1831 году в переводе на немецкий язык в г. Ревеле (ныне Таллин) в сборнике под заглавием «Русская библиотека для немцев Карла фон Кноринга». Эта книга была в библиотеке казанского профессора Н. Н. Булича, затем поступила в библиотеку Казанского университета. И в наше время, в 1970 году, там её обнаружил В. В. Аристов.

Это издание комедии было связано с именем профессора Казанского университета Фридриха Эрдмана. Это он 18 сентября 1831 года подписал цензурное разрешение в печать книги переводов на немецкий язык К. Кноринга. Для этого нужно было иметь большую смелость и разделять взгляды Грибоедова.

Ф. Эрдман в течение 7 лет (1810 – 1817) жил в Казани. Он являлся профессором патологии, терапии и клиники Казанского университета, принимал активное участие в создании университетской клиники. Это был ученый передовых взглядов, выступавший за то, чтобы Казанский университет руководил образованием всех народов востока: татар, якутов, тунгусов и других.

Кроме этого полного издания комедии «Горе от ума», в библиотеке Казанского университета хранятся три экземпляра первого цензурного издания комедии 1833 года.

Мы попытались узнать также сценическую историю «Горя от ума» в Казани, однако в архивах Казанского драматического театра имени Качалова таких данных, к сожалению, не оказалось. Очень скупые сведения о постановке спектакля по пьесе Грибоедова находим в сборнике «Народные артисты» (Казань, Тат. кн. из-во, 1980). В 1938 -1939 годах пьеса шла на сцене Казанского театра. Роль Чацкого исполнял актер Александр Дмитриевич Гусев, а Скалозуба – Загорский Иван Васильевич.

Когда осенью 1938 года на сцену впервые вышел красивый, статный молодой человек, ясноглазый, светловолосый, с лицом открытым и мужественным, с отличной военной выправкой, он сразу завоевал симпатии и признание казанского зрителя. дебют на казанской сцене принес ему успех и радость. Большой удачей называли роль Скалозуба в комедии «Горе от ума» в исполнении Загорского И. В.

Казанский театр был в те годы притягательным местом для актеров и режиссеров, бережно сохраняя и развивая свои лучшие традиции , приумножая свою славу «актерской кузницы». Эстетика театра, основанная на лучших традициях русского реалистического искусства, как нельзя более соответствовала творческим устремлениям А. Д. Гусева. И буквально с первых дней своей работы на казанской сцене Гусев входит в число ведущих актеров театра, играет крупнейшие роли царя Федора, Хлестакова, Незнамова, а также Чацкого. К сожалению, в последние годы интереса к спектаклю по пьесе Грибоедова зритель не проявляет.

Таким образом, имя Грибоедова тесно связано с нашим городом, с Казанью, и мы можем этим гордиться.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)