Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Формирования современной системы образования

Формирования современной системы народов Ямальского севера

Образование входит в число основных прав современного человека и предпосылок общественного прогресса. Являясь частью духовной культуры,образование,вместе с тем, занимает особое место в системе культурных ценностей любого народа, что связано с его основными функциями: передавать и увековечивать культурное наследие, одновременно способствуя социальному обновлению народа без нанесения ущерба его самобытности. Проблемой просвещения коренных народов Крайнего Севера занимались и занимаются многие исследователи(социологи,педагоги,психологи,историки,этнографы,лингвисты). особый интерес вызывает период становления национальной школы у аборигенов Севера, начальные этапы ее развития. Параоксально,нокак и в первые годы советской власти, когда в районах Севера развертывалась кампания по ликвидации неграмотности, так и сегодня, абориген не получил для себя определенного ответа на главный вопрос: зачем жителю тундры грамота? Велики оказались социально_психологические и хозяйственно_экономические последствия этой деятельности: молодежь из числа коренного населения, получая образование плохо приспособлена к самостоятельной жизни, поражена иждивенческими настроениями, трудно адаптируется в современных трудовых коллективах, отчуждена от семейно-клановыхъ и традиционно-хозяйственных отношений.

Влияние Октябрьской революции 1917 года на состояние образования народов Обского Севера

Первые миссионерские школы на Обском Севере во второй половине

Первые шаги по организации школ на Крайнем Севере России были сделаны в начале 18 века Петром 1,возглавившим большие надежды на церковь и школу, как на средство идеологического влияния на ясачных «иноверцев» с целью укрепления их в составе России, Сначала 18 века правительство санкционирует активную миссионерскую деятельность в Сибири по приобщению туземцев к христианской вере, чтобы укрепить интеграционные процессы. В 1844 году Кандинская миссия открыла школу для детей аборигенов. При Обдорской,Сургутской миссиях, также действовали школы для детей аборигенов. В 1846 году, по распоряжению Тобольскогоепископа,священником Петром Поповым, была открыта русско-туземская школа в Обдорске. Она помещалась у него на дому, и как показывали миссионерские отчеты, содержалась им за свой счет. В 1852 году генерал-губернатор Западной Сибири Г. Х. Гасфорд,занялся разработкой нового проекта о введении образования среди инородцев. Он считал, что лучшим проводником образования инородцев должна служить христианская религия, а также знание русского языка. Система обучения в миссионерских школах объективно способствовала обрусению коренного населения, трансформировала традиционное мировоззрение. Вместе с тем эта система имела ряд безусловно позитивных аспектов: стимулировалось развитие родного языка, он обагашался новой лексикой, повышалось росту общая грамотность населения, аборигены ближе знакомились с Русской культурой. Школа Петра Попова, открытая им в Обдорске не знала жесткой регламентации. Учебная жизнь в школе на дому не связана какой-либо определенной программой, у нее нет расписания занятий. Школы подобного типа не имели никакой определенной базы и поэтому как быстро они появлялись также быстро и исчезали.

В 1854 году по распоряжению Синода, в целях усиления религиозного влияния на туземцев, и в частности, на туземцев-кочевников, в Обдорске была восстановлена закрытая в 1833 году православная противоязыческая миссия. В 1855 году вновь были открыты училища при Обнорской миссии на 30 человек, при Кандинской на 10 человек. В 1861 году вместо частной школы П. Попова открыта новая приходская школа для мальчиков и девочек. В архивных материалах сохранился рапорт П. Попова: «мысль о получении грамотности созрела между самоедами преимущественно до того, что они сами добровольно стали представлять своих детей для обучения, троих уже предоставили, а еще троих предстоит принять. Мальчики приняты на счет церковных кошельков суммы, полагая на каждого по 50 рублей. Училище состоит из 23 мальчиков 12 девочек русских и 5 инородческих мальчиков, которые помещаются в миссионерском доме. Обучение производится диаконом под наблюдением миссионеров:чтению,письму,закону Божьему и арифметике. В таком виде школа существовала и дальше с тем лишь изменением, что число учеников постепенно уменьшалось, а дети инородцев совершенно перестали посещать школу. В Обнорской школе дети туземцев в общем числе учащихся,состовляли по-видимому, самый незначительный процент. Возможно,что это было связано, что инородцы не могли платить за обучение, и кроме этого при школах не было интернатов для проживания детей инородцев. Тот же священник Попов обращался в духовное ведомство с просьбой об устройстве при школе интерната, без наличия которого инородцы не могут отдать своих детей учиться. Но из-за отсутствия средств для содержания в школе инородческих учеников предложения П. Попова не были реализованы в жизни. Небольшое количество инородческих детей учились в школе лишь благодаря П. Попову, прилагавшему всевозможные заботы и старания к привлечению в школу остятских и самоедских детей. Туземные школы указывал Ядринцев,должны добиться того, окончившие ее туземцы не уходили в русские селения, а оседали у себя на месте, чтобы они, как и раньше, любили тундру и ее аборигенов и помогли им выйти на дорогу культурного развития. В 1894 году в Обдорске состоялось заседание,на котором было решено открыть инородческий интернат, с обучением грамоте остяцких и самоедских детей на их родном языке, при помощи азбуки составленной И. Егоровым. В состав учащихся входило 16 человек постоянно живущих в нем. Пансион состоял из трех отделений старшего, среднего и младшего. Введение новой программы обучение усложнялось нехваткой учебников. В пансионе преподавались такие предметы, как Закон Божий,чтение,письмо,арифметика. При школе по ходатайству И. Егорова была организована летняя рыболовная артель для учащихся, с той целью, чтобы они не забывали свои традиционные промыслы. Благодаря культурно-просветительной деятельности миссионеров,Северной-Западной-Сибири были созданы первые школы для детей аборигенов, переводческая деятельность способствовала появлению письменности и литературы на языках аборигенов. Что касается сети миссионерских школ на Тобольском Севере в период с 1900 по 1917года,то она оставалась той же что и в 90 годы. Действующие школы по-прежнему были в Обдорске,Кондинске. Преподавание велось на русском языке по обычной программе церковно-приходских школ. В 1917 году они были переданы в ведение Министерство Народного Просвещения.

Новый этап развития образования после победы Октябрьской революции

После победы Октябрьской революции 1917 года начался новый этап в развитии народов Севера. Принятая в ноябре 1917 года «Декларация прав народов России» провозгласила «Равенство всех народов, отмену национальной, национально-религиозных привилегий и ограничений, свободной развитие национальных меньшинств и этносов, населяющих территорию России. Население Часто прибегало к разным уловкам, чтобы не отдавать своих детей в школу. Было немало случаев, когда родители забирали детей из школы, учителям приходилось ездить по району, обходить чумы, долго уговаривать родителей отдать детей в школу. Предпринимались всевозможные меры для устранения негативного отношения к школе. Большая роль в этом плане отводилась учителю, который должен был изменить взгляд туземцев на просвещение. Для этого учитель должен был завоевать личный авторитет у туземцев, выезжая в стойбища и общаясь с туземцами непосредственно в их среде. Культурные навыки и учеба должны были прививаться постепенно согласованно со всей обстановкой жизни туземца. Необходимо было знание туземного языка, или в крайнем случае, стремление изучать язык и работать в данном направлении. Несмотря на сопротивление противников, школы все же создавались. Трудным был организационный период. В 1934 году строительство Ямальской культбазы в основном было закончено. В состав ее входили следующие учреждения:больница,школа-интернат,краеведческая инструкторская группа по колхозному строительству и массово-политической учебе,охотоведы,кроме того, созданы были теплицы,чайная-столовая,дом ненца, два красных чума,мехмастерская. Культбаза имела 3 катера,лошадей,коров,электростанцию. Руководителем и основателем культбазы был М. М. Броднев. Все учреждения культбазы были укомплектованы специалистами, которые приехали из южных районов и не знали местных условий, не владели ненецким языком. Поэтому был принят такой обязательный порядок: каждый специалист выезжал в стойбище, жил там 2-3 месяца, знакомился с бытом населения. Все специалисты овладевали ненецким языком. В первый учебный год удалось значительно преодолеть недоверие к школе. Этому немало помогло знание ненецкого языка заведующей школой-интернатом Т. Ф. Евсеевой. На второй год в школе было уже-35 учеников, на третий-55,на четвертый-110. Не менее трудно было организовать учебный процесс, обычная методика преподавания в этой школе не годилась. Положение осложнялось тем, что не все учителя владели ненецким языком, а ученики не знали русского языка. Учителя быстро овладели ненецким языком, а ученики русским. Уже на второй год учитель и ученики прекрасно понимали друг друга. После создания школ и письменности у народностей Обского Севера, встал вопрос о программах для Северных школ. РСФСР принял постановление « О просвещении национальных меньшинств». Для его реализации нужна была особая программа обучения, учитывающая все специфическое многообразие условий Крайнего Севера. Такая программа была разработана в 1926 году Наркомпросом совместно с Комитетом Севера и называлась Учебная программа для туземных школы в базе. Она предполагала 3-4х летний курс и предусматривался две ступени:первая была насыщена местным североведческим материалом. Преподавание должно было осуществляться сперва на туземном языке,затем на русском. Вторая ступень должна была углублять знания, открывать путь ученика к практической специализации в деле усовершенствования промысловой продукции и дать возможность наиболее одаренным продвигаться выше. 10 декабря 1930г. Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление об организации национальных округов на Севере, в том числе и Ямало-Ненецкого. Это сыграло важную роль в осуществлении всеобщего начального обучения детей и ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Несмотря на трудности в осуществлении обучения Северных народов, явно наметился рост школьной сети и числа учащихся. В целом виден рост школьной сети, но при этом отмечалось, что качество знаний было низким. Это можно было объяснить недостатком учебной и методической литературы для национальных меньшинств.

Глава 2. Система образования коренных малочисленных народов Обского Севера в годы Великой Отечественной войны.

Обеспечение школ топливом было в целом нормальное. В 1941-1942 учебном году школам нужно было 18. 170куб. дров и 568тонн угля. Этот план был почти выполнен т. к заготовлено было 16. 500куб. дров и 638тонн угля.

Недостаточное внимание уделялось школам-интернатам: в 1940 году они получили лишь 85. 2% ассигнованных им средств. В первом полугодии 1941 года финансирование интернатов проходило с перебоями, но с начала учебного года положение с финансированием улучшилось, хотя бюджет народного образования был сокращен. ОКРОНО направило в школы на 150т. р обуви,одежды,оборудования,кожаной обувью,валенками,нижним бельем и продуктами, интернаты были обеспечены. В последующие годы средства, вложенные в укрепление материальной базы школы,возросли. В округе расходы бюджета на социальное и культурное развитие увеличилось с 7. 9млн. рублей в 1940 году до 10. 2млн. рублей в 1945 году:4/5 этих средств расходовалось на целинародного образования.

К началу войны в округе имелось всего 46 школ, из них начальных-33,неполных средних-10,средних школ-3. В начале 1940-1941 учебного года школы работали с частью учащихся,т. к. ученики главным образом дети коренного населения и были привезены школы интернаты в период сентября0декабря месяцев. Обьяснялось это тем, что родители детей ведут кочующий образ жизни «касалют». Ясно, что такое положение пагубно отражалось на работе отдельных школ. За 1940-1941 учебный год из школ отсеялось 500 учащихся. Причем из школ города отсеялось 168 человек,изшкол округа 332. Наибольший отсев дали салехардская средняя школа(76 человек) и Мужеская средняя школа(63 человека),в которых отсев получился в связи с введением платного обучения в 8-10х классах. Закон о «всеобуче в округе» не был осуществлен: недостаток школьной сети и интернатов, привел по неполным данным к недохвату школы в 1684 человека. По району это количество распределяется следующим образом:Приуральский-204 человека,Ямальский-415чел. ,Надымский-404чел. ,Тазовский-497чел. ,Шурышкарский-164чел. ,

На первое января 1942 года в Ямало-Ненецком округе обучалось 4848чел. ,а не посещали 2000детей школьного возраста, в том числе 1500детей:ненцев,хантов и селькупов. Органы народного образования принимали меры по выполнению планов всеобуча. Были упорядочены учет и контроль, способствующие охвату детей шкодой и сохранность контингента. Воспитанники школ-интернатов содержались по-прежнему, на государственные средства. Школьные фонды всеобуча обеспечивали нуждающихся детей одеждой и обувью, учебниками и учебными принадлежностями, горячим питанием. Однако принятых мер было недостаточно для полного и качественного выполнения закона о всеобуче. В 1944-1945 учебном году отсев учащихся составлял 11% их численности, против 18. 4%,в 1940-1941 году. Для улучшения работы и повышения успеваемости были проведены в большинстве школ такие мероприятия: 1. Введены правила поведения учащихся. 2. Применялся вызов родителей и воздействие на учащихся со стороны школьных организаций. 3. Дополнительные занятия, консультации для отстающих учащихся. 4. Применялиь поощрения и взыскания.

Школы Севера в годы войны остались без многих квалифицированных и опытных учителей. Только в 1941 году из округа было мобилизовано более 30 учителей. Но их удалось заменить и положение, с обеспеченностью педагогическими кадрами можно было считать вполне удовлетворительными. К началу войны в Ямало-Ненецком округе остро стояла проблема ликвидации среди взрослых. План охвата неграмотных, школой не выполнялся а протяжении всех лет ВОВ. В период войны количество школ увеличилось на 18,а численность на 700 человек. Численность учеников младших классов значительно возросла, старших же классов напротив уменьшилось. Хотя общее количество средних и семилетних школ осталось неизменным, удельный вес старшеклассников в составе учащихся в период войны сократился примерно в 3 раза. Закон о всеобуче не был осуществлен. Недостаток школьной сети и интернатов привел к недохвату школой 1684чел. Успеваемость по округу составляла 73. 5%,что не являлось высоким результатом.

Школы округа в после военное время

В школах округа было немало опытных и квалифицированных педагогов, проработавших на севере ряд лет и показывавших образцы педагогической и общественной деятельности:т. т Скосырева,Любовцева,Норицына,Пушкина,Пичугина,Шетюх,Киселева,Якутович и т. д. Труд многих работников был отмечен правительственными наградами. В округе в течение послевоенных лет наблюдалась текучесть учителей, которая вела к отрицательным результатам работы. Летом 1946 года выбыло из округа по разным причинам 58 учителей и освобождено за непригодность-9чел. ,всего 67 человек,т. е. более20% В 1947 году выбыло 46 человек, кроме того были произведены значительные перемещения, внутри округа. Всего за первое полугодие 1948 года работало по округу 337 учителей. В 1948 году истекали сроки договоров значительной части учителей, и ожидался массовый выезд учителей из округа. Аппараты РОНО не были доукомплектованы инспекторами:вмето 11 человек всего 7,причем часть их не соответствовало своему назначению, как по образованию, так стажу работы. Работа по повышению квалификации учителей велась недостаточная. летом 1947 года в Салехарде были проведены курсы учителей начальных школ с охватом 18 человек. Было организовано заочное обучение учителей. Поступило учиться на заочное обучение 36 человек, фактически учится 7 человек.

Особенности округа вызвали ряд трудностей в культурном и бытовом обслуживании, в повышении работниками своего педагогического уровня. Эти особенности приводили к быстрой деквалификации учителей, к текучести части работников. Поэтому необходимо:

Расширение учительской библиотеки при Окрпедкабинете создания педагогических библиотек при СШ и райцентрах.

Приобрести для окрпедкабинета множительный аппарат для обеспечения районов и школ указаниями Министерства и методическими материалами кабинета.

Открыть в Салехарде консультацию заочного отделения Тобольского учительского института, для чего потребовалась санкция Министерства просвещения.

Ежегодное проведение курсов учителей и воспитателей национальных школ при ОКРОНО продолжительностью 40-50 дней.

Ежегодное проведение экскурсий групп учителей и учащихся педучилища в Москву и другие местности Союза

Установить 10% надбавку учителям, работающим в национальной школе, если они владеют родным языком учащихся

Построить Дом учителя на 20 квартир.

Войти с ходатайством в Совет Министров СССР о восстановлении всех довоенных льгот учителям Севера.

Со стороны ОКРОНО за строительством школ и интернатов надзора и контроля не велось. Как Окстрой, так и ОКРОНО к вопросам капитального строительства относятся не добросовестно.

Новое строительство необходимо было контролировать со стороны качества работ и сроков выполнения. В связи с объемом строительных работ решено было для контроля над строительством ввести строительного техника в штат ОКРОНО.

Материальная база школ и интернатов. Решение Исполкома Окрсовета от 25 апреля 1947 года было можно с полным правом назвать историческим: были тщательно разработаны организационная,хозяйственно-бытовая,финансовая,воспитательная сторона интернатов, большие средства и материалы отпущенные государством все это сделано большой сдвиг в улучшении положения наших интернатов.

В течение 1947 года интернаты округа получили значительное количество различных материалов:белья,готовых изделии, хлопчатобумажной ткани-28565метров,сукна-1506метров,готовых изделий на 91000рублей,обуви,галош-1889пар,культурногоихозяйственного инвентаря на 70000рублей,костюмов и пальто на 60517рублей,готовое платье,белье,и прочее всего на сумму 506000рублей.

По линии Окроно через местную промышленность изготовлено интернатам телогреек 470 штук на 16000-кроватей 242 штуки на 27000-стульев,табуреток,вешалок,ведер,тазов- на 35000.

лишь немногие интернаты,(например,Катравож),имели по кровати на ребенка. В большинстве же-дети спали по 2,даже по 3 на одной койке,практиковали сдвигание двух-трех коек и спанье как на нарах (Мужи). Вопрос здесь упирался не столько в отсутствие инвентаря, сколько в недостаток жилой площади.

Работа по просвещению в Ямало-Ненецком округе имеет ряд особенностей, обусловленных историческим прошлым, своеобразием труда и бытом ненцев и хантов,разнообразным национальным составом населения. Но важнейшие задачи были положительно решены. Была создана школьная сеть, включавшая в себя школы-интернаты, кочующие школы, культурные базы, которые стали центрами культурной и хозяйственной деятельности среди коренного населения. Была разработана и начала действовать «Учебная программа для туземных школ Северной зоны»,которая учитывала все специфическое многообразие условий Ямала. Вырос процент охвата детей школами, особенно детей коренного населения.

После окончания войны задачи, которые ставились перед национальными школами округа сильно не изменились. Они были таковы; материально-хозяйственное укрепление школ-интернатов, создание нормальных бытовых условий, улучшение постановки обучения детей коренных национальностей, принятие мер, направленных на выполнение закона о всеобуче, решение вопроса о сокращении учебного года для тундровых школ, восстановление в округе системы ликвидации неграмотности. В это время основным типом школ, стала школа-интернат, в котором обучались дети коренных этносов, которая предполагала проживание большую часть времени детей вдали от родителей. После войны лишь ¼ часть всех учителей имела высшее и незаконченное высшее образование. Труд многих опытных и квалифицированных педагогов был отмечен государственными наградами.

К сегодняшнему дню претерпели значительные изменения культурные традиции и обычаи местного населения. Многие элементы культуры уже утрачены и забыты.

для преодоления кризисных явлений необходимо учитывать положительный опыт имеющихся образовательных учреждении, а также традиционные методы воспитания детей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)