Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Фестиваль исследовательских и творческих работ

Научные работы

Канин Е. С. – известный в нашей стране профессор математики. За добросовестный труд на ниве просвещения ученик А. Н. Колмогорова Е. С. Канин награждён знаками «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР», Почётной грамотой Министерства Просвещения РСФСР и др.

Впечатляюще выглядит список научно-методических работ профессора Е. С. Канина [прил. 5]. Его работы выходили на 8 языках. Е. С. Канин - автор многочисленных учебников и пособий по методике преподавания математики. Широко известна читателям книга Е. С. Канина «Математическая шкатулка», опубликованная в соавторстве с Ф. Ф. Нагибиным

В ноябре 1999 г. наш учитель математики Косарева Г. Н. участвовала в работе региональной конференции «Математическое образование в инновационных учебных заведениях» С докладом выступил Канин Е. С. Галина Николаевна пригласила его в гимназию, потому что он учился в третьей средней школе со второго по восьмой класс.

Из воспоминаний Канина Е. С. «До сих пор нахожусь под впечатлением о посещении Архангельска – города моего детства и ранней юности, и гимназии №3, в которой я учился с февраля 1936 г. по август 1942г.».

Мы считаем, что с этого момента началась наша работа. Одним из её результатов стало открытие музейной площадки в кабинете математики, посвященной Канину. В настоящее время продолжается сбор материала о Канине Е. С. , его семье, одноклассниках.

Актуальность данной работы в том, что мы узнаём о Великой Отечественной войне непосредственно от людей, живших в то время. Таких людей осталось не так уж и много. Их воспоминания бесценны, ведь народ, лишённый памяти, лишённый своей истории, не может существовать и развиваться.

Цель работы: исследовать и описать школьные годы и участие в Великой Отечественной войне Евгения Степановича Канина.

Новизна материала состоит в том, что мы открываем новые страницы истории нашей гимназии, города Архангельска, используя воспоминания Евгения Степановича Канина.

Евгений Степанович Канин родился 16 августа 1926 года в городе Великий Устюг Северо-Двинской губернии . Мать – Капитолина Николаевна (в девичестве Уваровская), до войны учительствовала и была членом ГПК (Губернского продовольственного комитета). Его отец, Степан Яковлевич, имея неполное среднее образование, организовал в Великом Устюге первый городской радиоузел; всю жизнь работал начальником радиоузлов в тех местах, куда его направляли. С февраля 1936г. по август 1942 г. семья жила в г. Архангельске. Квартира находилась на пятом этаже здания Главпочтамта.

Женя ходил учиться в ближайшую школу №3, которая тогда называлась единой трудовой школой, теперь это гимназия №3. Евгений проучился в третьей средней школе со 2 по 8 классы. Был отличником учёбы. Имеет похвальные листы за каждый год обучения. Класс, в котором учился Женя Канин, вела Анна Аифаловна Спирова. В начальной школе в этом классе было 12 отличников и до конца 7 класса они учились на «отлично».

В школе Евгений Канин занимался общественной работой. С 7 класса был членом школьного учкома. Был редактором школьной газеты, участвовал в театральных постановках и даже сам режиссировал спектакли.

Любовь к рисованию Е. С. Канину привил Степан Григорьевич Писахов, который в 30-е гг. преподавал в 3-й средней школе. Писахов – известный писатель-сказочник, художник, путешественник. Его художественные произведения имели успех в Архангельске, Петербурге и Москве. На его 1-й персональной выставке в Архангельске демонстрировались 243 живописные работы. В 1924 г. В сборнике «На Северной Двине» была опубликована его первая сказка «Не любо – не слушай. Мороженые песни». Его перу принадлежат очерки, путевые зарисовки, заметки и дневники.

В свободное время Женя с товарищами ходил в садТеатра юных зрителей. Как он говорит, там было много различных удовольствий и развлечений. Была, например, действующая детская железная дорога, по которой ходил маленький паровозик с двумя вагончиками, на нём можно было покататься за мизерную плату – 5 копеек, как на трамвае. Были качели, гиганты, спортивный городок, два теннисных корта. Можно было бесплатно взять напрокат различные игры, футбольный мяч, теннисные ракетки, оставив в залог документ.

В Архангельске Евгения Степановича Канина застала Великая Отечественная война. Тяжёлые были годы Капитолине Николаевне пришлось оставить работу, потому что в семье было трое детей. Она стала работать надомницей, штопала шинели.

Повествование от учащихся

В школе было холодно. Отопление в средней школе было печное. Дрова привозили брёвнами. Ученики 8-10 классов сами пилили, кололи дрова, носили к печкам. Топить печки ученикам не позволяли, были истопники.

Через Архангельск шла единственная железная дорога, по которой велось снабжение северо-западного фронта. Город бомбили. С 30 июня 1941 по 15 сентября 1944 года в воздушном пространстве над городом было зафиксировано 465 вражеских самолетов . На долю женщин и подростков в Архангельске досталось строительство противобомбовых укрытий (щелей). Вот что пишет об этом Евгений Степанович в письме: «В центре Архангельска мы рыли и обшивали досками щели (типа окопов) глубиной 2,5-3 метра, шириной 1,5 метра, различной длины. Такие щели были на площади у Большого (так он тогда назывался) драматического театра, в саду-парке при этом театре и в других местах. Они спасали от осколков при взрывах».

Горели лесозаводы, лесобиржи. Ветер разбрасывал горящие головёшки на километры от места пожара. Для нашего города опасными были даже одна-две зажигательные бомбы, потому что город был преимущественно деревянным и пожары распространялись быстро. Особо сложным был период массовых бомбардировок в августе-сентябре 1942 года, во время похода конвоя PQ-18. В ходе этих налётов погибло около 150 человек, ранено 200. Сгорело 130 домов, 45 различных построек, сильно пострадала канатная фабрика, продукция которой шла на нужды флота. Особенно сильно пострадало здание Архангельского лесотехнического института (ныне это Архангельский государственный технический университет). Жители Архангельска в подавляющем большинстве встречали налеты авиации без паники и растерянности, принимали активное участие в тушении сброшенных на город зажигательных бомб.

Участниками гражданской обороны были простые ребята, они дежурили на улицах Архангельска. Женя с друзьями-сверстниками спасал от огня дома, поливая их водой. Зажигательные бомбы были небольшие, примерно 50 – 60 см длиной, они воспламенялись при ударе, и их нельзя было потушить водой, т. к. в них горит фосфор, а он горит в воде, разлагая её на водород и кислород. Евгений Степанович с своем письме иронично называет их «бомобочками». Такую горящую «бомбочку» надо было схватить железными клещами с длинными ручками за хвостовое оперение и сунуть в ящик с песком, где бомба потухала, а водой или из огнетушителя залить начинавшийся пожар. Ящики с песком и другое противопожарное оборудование стояли на чердаках, плоских крышах, на улице близ домов, во дворах, коридорах. На двускатных крышах было трудно установить ящики, поэтому с них бомбы сбрасывали вниз, и там их тушили другие дежурные. Так была организована гражданская противовоздушная оборона.

В обязанности дежурных входило следить ещё и за светомаскировкой. Все окна в домах были завешены темными шторами, одеялами и другими затемняющими их предметами, чтобы в ночное время не был виден с воздуха свет, включённый в квартирах и учреждениях. Стёкла в окнах были крест накрест оклеены бумагой - хотя и слабое, но противодействие взрывной волне, предохранявшее стёкла. В автомобильных фарах были синие лампочки, а фары были закрыты картоном или фанерой с горизонтальной прорезью шириной в 1 - 1,5 см для пучка синего света, невидимого с высоты.

Евгений Степанович рассказывает о бомбёжках: «Однажды ночью в безоблачную погоду с озера Ижма мы наблюдали, как фашистские самолёты бомбили Архангельск, расположенный к югу примерно на 30 км. Это было жуткое зрелище. Всё небо исполосовано прожекторами. Видны вспышки взрывов, зарево пожаров. И тишина, жуткая тишина. Звуки налёта до нас не долетали. И противное чувство своего бессилия. При дежурстве на крышах в Архангельске некогда было предаваться размышлениям. А глядеть со стороны, как пытаются разрушить твой город – это настоящая пытка. Тогда и появились у меня первые седые волосы, а мне и не было 16 лет. ».

Зимой 1941 года Архангельск остался без продовольствия. Жители голодали. Были введены строгие нормы продовольственного снабжения. Норма снабжения была: рабочим 800 граммов, служащим – 600, иждивенцам, в том числе детям – 400 граммов на день. А в конце 1941 года в Архангельске нормы были снижены вдвое. В доме напротив дома Каниных умерла вся семья из трёх человек. «Я тоже страдал от истощения», - вспоминает Евгений Степанович, - «меня поддержали немного продуктами соседка по дому Анна Евгеньевна и семья моего школьного друга БорисаШустина» [прил. 1].

У переживших войну старожилов на всю жизнь остался в памяти вкус жесткого вороньего и сладкого собачьего мяса, угарный запах тюленьего жира [1]. Потери мирного населения были ужасными. За 1941-1944 годы умерло 38 тысяч жителей города. Жизнью каждого пятого горожанина заплатил Архангельск за отправленные на фронт тысячи тонн продовольствия. После блокадного Ленинграда Архангельск за годы войны оказался на втором месте по смертности среди мирного населения.

Руководство города в связи с голодом организовало в школах дополнительное питание для учащихся: в марте – апреле 1942 года ежедневно каждому ученику давали тарелку мучной болтушки (похлёбки) и 100г хлеба. Это спасло от голодной смерти многих детей. Среди них был и Женя Канин.

В апреле 1942 года в Архангельск прибыл караван союзных судов, они привезли продовольствие. Евгению Степановичу довелось участвовать в разгрузке первого конвоя. Жители города стали получать по карточкам горячее питание в столовых (каждого жителя «прикрепляли» к какой-либо столовой), а также бесперебойно хлеб по указанным выше нормам, немного сахара, жиров, рыбы. Город ожил.

В мае — июне 1942 Евгений работал в экспедиции на Новую Землю. Он вместе с другими подростки выполнял подготовительную работу к экспедиции за гагачьими яйцами, их надо было собирать на «птичьих базарах» острова Новая Земля. Ребята вели погрузку на корабль необходимого снаряжения и продовольствия. База находилась на 12-м километре по трамвайной линии к югу от Архангельска. Но на Новую Землю Евгению Степановичу попасть не удалось из-за болезни. Кстати, в 80-х годах на экранах телевизоров прошёл художественный фильм об этой экспедиции.

Школьная пора Евгения в Архангельске закончилась в 1942 году, когда семья переехала в г. Яранск Кировской области, откуда он был призван в ряды Красной Армии и отправлен служить на Дальний Восток. Школьная пора закончилась, но дружба осталась. Вот как вспоминает о первых днях в составе Армии Евгений Степанович: «Пять дней мы, призывники, шли пешком от г. Яранска до г. Котельнича (145 км), а в Котельниче нас погрузили в теплушки и по приказу Верховного Главнокомандующего, как и других призывников 1926 г. рождения, отправили эшелонами на Дальний Восток. Параллельно шли другие эшелоны с молодыми призывниками, в том числе и из Архангельска. Там мне довелось повидать своих одноклассников Вову Петрунёва и Борю Панкратова».

В армии Евгений освоил много военных специальностей: был связистом, вторым номером пулеметного расчета, радистом, изучил все виды стрелкового оружия, прошел специализацию радиотелеграфиста.

В ночь с 8 на 9 августа 1945 года наша страна вступила в войну с Японией.

В составе 120 отдельного полка связи Евгений Степанович участвовал в боях с японцами в августе 1945 г. Полк обеспечивал связь штаба и командования 5-й армии с входящими в неё соединениями командованием фронта (1-го дальневосточного), смежными армиями. 5-й армией командовал генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Н. Д. Захватаев.

Демобилизован из армии в звании сержанта в сентябре 1950 г. За участие в Великой Отечественной войне Е. С. Канин награжден орденом Отечественной войны II степени, 11-ю медалями, включая медали «За победу над Японией» и маршала Советского Союза Г. К. Жукова, знаками «25 лет Победы» и «Фронтовик». Сейчас он майор в отставке .

В июле 1948 г. , во время службы в армии Е. С. Канин экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости. В 1951 г. Е. С. Канин поступил на физико-математический факультет Кировского государственного педагогического института (КГПИ) им. В. И. Ленина. На 2-м курсе уже получал Молотовскую стипендию, на 3-м и 4-м курсах – Сталинскую стипендию, на которую были назначены всего 5 человек из института.

Евгений был активистом в школе, это стремление к общественной работе перенеслось и на студенческую жизнь.

В школе Евгений был активистом, это стремление к общественной работе перенеслось и на студенческую жизнь. Занимался в институтской театральной студии, да и сам режиссировал и ставил студенческие спектакли. Активно занимался спортом. Большинство студентов находились под влиянием именно таких «ребят военной поры»; педагоги мало интересовались внеучебной деятельностью студентов, но молодые люди, пришедшие с фронта, заменили их. Они были вдвойне, втройне ценны и уважаемы, потому что их вернулось не так уж и много».

Евгений Степанович рассказывал, что два института, находившихся неподалёку от школы повлияли на мечты о его будущей профессии: он решил, что не будет ни медицинским работником, ни педагогом. Но судьба, как это часто бывает, распорядилась иначе.

В 1955 г. после окончания института с отличием Е. С. Канин был оставлен на кафедре математического анализа в должности ассистента по рекомендации заведующего кафедрой Ф. Ф. Нагибина. Так началась педагогическая деятельность Евгения Степановича.

Евгений Степанович Канин - ведущий профессор кафедры математического анализа и методики преподавания математики ВятскогоГГУ. Под его руководством выполнено и защищено 40 дипломных работ. Им издано около 130 научно-методических работ. Всего им написано 33 книги и брошюры, из них 8 книг вышли в центральных издательствах [прил. 5]. Большую известность Е. С. Канину принесла книга по занимательной математике для школьников «Математическая шкатулка», опубликованная в соавторстве с Ф. Ф. Нагибиным. Общий тираж книги составил более 2 миллионов экземпляров, она была издана на 8-ми языках, включая китайский.

Можно подумать, что все математики – замкнутые и неинтересные люди, но с Евгением Степановичем это не так. Он - человек увлеченный. Дома у него большая библиотека, в которой собраны книги не только по математике и методике, но и по истории, литературе. Несколько полок занимает поэзия. Большой любитель путешествий, рыбак. Как автолюбитель, в свое время, путешествуя по родной земле, побывал во многих местах Вятского края. На лодке с мотором изучил реку Вятку со всеми ее притоками до села Лебяжье. Все жизненные события, места, в которых он бывал, запечатлены им на многочисленных фотографиях и слайдах.

Жена Евгения Степановича, Евгения Михайловна, – известный геометр. Младший сын Павел – учитель физики высшей категории, его ученики занимают призовые места на международных олимпиадах. Старший – Дмитрий - инженер-системотехник.

Из письма Евгения Степановича: «У моих родителей оказались способные дети. Сестра, Таисия Степановна Канина (Смирнова), прекрасно играла на фортепьяно и аккордеоне, младший брат, Валерий Степанович, мастер спорта по фигурному катанию, неоднократно был чемпионом России в одиночном катании».

В процессе исследования мы проследили жизнь в г. Архангельске известного учёного-методиста Канина Е. С. – бывшего ученика третьей гимназии, школьные годы которого совпали с войной; узнали о его личных качествах, достижениях, судьбе его ровесников – ребят военной поры, о труде в тылу.

Эта работа – вклад в изучение истории гимназии №3 г. Архангельска, в дело изучения истории военных лет нашего края. Работа уникальна, это результат кропотливой работы по сбору и анализу различных материалов о детстве и юности Канина. Наша работа актуальна, так как мы хотим сохранить в сердцах людей память о войне, а также предоставить возможность продолжения начатой нами работы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)