Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Экскурсия по литературной Вятке

1. Прогуляемся по Вятке вместе с Герценом: а) дом купчихи Леушиной, в котором Герцен снимал две комнаты, б) дом Витберга, который помнит Герцена, в) дом Эрна, в котором по предположениям краеведов жил Александр Иванович, г) в доме купца Хохрякова жил Герцен, а сейчас в нем находится библиотека, названная его именем, д) вятская ссылка была отражена писателем во многих произведениях.

2. Пройдемся по старой Вятке с Салтыковым-Щедриным: а) «довольно сносная квартира», в которой писатель прожил более восьми лет, б) Салтыков часто бывал в доме на Спасской улице, где жила его невеста, в) дом губернатора интересен тем, что в нем работал Салтыков, г) Салтыков говорил о Вятке: «она сблизила меня с действительностью жизни и дала много материалов для «Губернских очерков».

3. В. В. Маяковский и Вятка начала XX века: б) старый театр на Хлебной площади, где вятчане впервые увидели В. В. Маяковского, в) в стенах педагогического института на Красноармейской улице студенты встретили писателя, г) на Вятку Маяковский смотрел из окон гостиницы «Эрмитаж», д) «- Какой из городов красивей всех?

– Его спросили.

Он ответил:

- Вятка».

III. Литературная карта Вятки свидетельствует о культурном богатстве нашего края.

В Кирове множество важных литературных и исторических мест, поэтому цель учебно-исследовательской работы состоит в том, чтобы показать, что литературная карта города привлекательна и интересна как для жителей, так и для его гостей.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1). Выявить печатные, архивные и устные источники по данной теме.

2). Исследовать и описать здания старой Вятки, связанные с именами А. И. Герцена, М. Е. Салтыкова-Щедрина и В. В. Маяковского.

3). Прокомментировать собранные данные, составить литературную экскурсию по Вятке.

В научной работе были использованы следующие методы исследования. После отбора, поиска и изучения печатных, архивных и устных источников необходимо было их проанализировать, обработать, сравнить, составить экскурсию по Литературной Вятке.

Практическая значимость проекта: виртуальная экскурсия может быть проведена как на уроках литературы при изучении творчества писателей, выбранных автором, так и на уроках по краеведению при изучении истории города конца 19- начала 20 веков. Данный материал также может быть использован при проведении экскурсий по городу Кирову.

Актуальность проблемы объясняется тем, что немногие из наших современников знают историю своей малой родины, но это необходимо для того, чтобы не совершать в будущем ошибок прошлого.

Материалом исследования послужили книги В. Любимова «Старая Вятка», «Вглядываясь в лица домов», А. Г. Тинского «Улицы, площади, дома. Вятка. Страницы истории», «Вятская мозаика», Н. П. Изергиной «Писатели в Вятке», И. В. Беровой «Прогулки по старой Вятке», «Столица земли Вятской», «Вятка. Памятники и памятные места», Евг. Петряев «Записки книголюба».

Объектом исследования являются здания, чья история связана с тремя писателями конца 19- начала 20 веков, которые посетили Вятку, внесли большой вклад в ее развитие, и на творчество которых город оказал серьезное влияние.

Проект «Литературная Вятка» предлагает виртуальную экскурсию по старой Вятке, дает возможность пройтись по улицам нашего города, почувствовать дух времени конца 19 – начала 20 веков, воочию увидеть в каких домах останавливался А. И. Герцен, куда сбегал из канцелярии губернатора М. Е. Салтыков-Щедрин, где звучал громоподобный голос В. В. Маяковского.

Новизна работы заключается в том, что данная экскурсия может быть проведена в любом кабинете, перед любой аудиторией и является зримым и доступным способом приобщения к удивительной истории Вятского края. Ее материал может быть использован как на уроках по литературе, при изучении творчества Салтыкова-Щедрина, Герцена и Маяковского, так и на уроках по краеведению.

Исследование приобщает к культуре Вятки, ее историческому прошлому, помогает выработать навыки уважительного отношения к родному краю.

Усиленное развитие литературной и культурной жизни Вятки начинается с 20-х годов XIX века. Способствовали этому и рост народного самосознания, вызванный Отечественной войной 1812 года, в которой вятчане принимали активное участие, а также развитие экономики и просвещения в крае. Интенсивно развиваются ремесла, организуется производство дымковской игрушки.

В 1815 году в Вятке был создан любительский театр, спектакли стали регулярно выходить с 1849 года.

В декабре 1837 года в Вятке благодаря А. И. Герцену основана первая публичная библиотека, сыгравшая огромную роль в развитии культуры и просвещения в Вятке.

Кроме того, здесь жило много политических ссыльных, стараниями которых развивалась общественная и культурная жизнь города.

После поражения восстания декабристов через губернию в 1826 – 1828 годах проезжали, направляясь в ссылку, 52 участника декабрьских событий. Так, в Вятке побывали три брата Бестужевых, С. Г. Волконский, Н. М. Муравьев, А. С. Одоевский, И. И. Пущин, С. П. Трубецкой.

Вятка никогда не оставалась без знаменитых соотечественников. В 18 веке наш город посетил В. А. Жуковский, в начале 19 века здесь останавливалась Н. Н. Пушкина-Ланская, чуть позже два года жил ссыльный А. И. Герцен, а через десять лет отбывал ссылку М. Е. Салтыков-Щедрин. В Вятской губернии родился А. Грин. В 20 веке нас посетили: Ян Райнис, Андрей Белый и В. В. Маяковский. Здесь родился А. Лиханов. Существует библиотека, названная его именем, таким образом, жизнь Вятки была насыщена и интересна во все времена.

Об этих временах жителям и гостям города напоминают многие здания.

Среди ярких событий литературной жизни Вятки мы отметим лишь те, которые касаются Герцена, Салтыкова-Щедрина и Маяковского.

Гуляя по таким старым улицам нашего города, например Орловская и Герцена, мы встречаем старинные, еще дореволюционные постройки и невольно сравниваем их с современными многоэтажными дворцами. Как ни странно, больше притягивают взгляд старинные полуразрушенные домики, нежели статные новостройки, потому что у каждого из них своя история. Как жаль, что мы мало знаем их историю, а хорошо бы знать! Ведь во многих таких домах бывали выдающиеся общественные деятели, писатели, ученые. В Кирове не менее трех десятков зданий, где работали замечательные люди, писались книги и картины, велись научные и политические дискуссии, обсуждались книжные новинки.

Документальные материалы выявлены еще далеко не полностью. Некоторые здания сильно перестроены, другие не дождались реставрации.

Прошлое тесно связанно с настоящим, и люди должны знать свою историю. Без этого невозможно считать себя истинным кировчанином, знающим и любящим свой город. Кроме того, очень интересно открыть для себя что-то новое, а затем поделиться своими знаниями с окружающими. Поэтому приглашаю вас на виртуальную экскурсию по литературной Вятке. Наш маршрут будет проходить по таким улицам города как: улица Ленина - бывшая Вознесенская, улица Большевиков - бывшая Казанская, улица Карла Маркса - бывшая Владимирская, улица Дрелевского - бывшая Спасская, улица Герцена - бывшая Копанская и улица Московская.

Почему же именно по этим улицам? Потому что они были центром старой Вятки и свидетелями культурных и литературных событий.

Кем же был Александр Иванович Герцен (1812 – 1870)? Этот великий русский революционер-демократ, философ, писатель и публицист родился в Москве.

Летом 1834 г. был арестован по делу «о пении пасквильных стихов» и 19 мая в сопровождении жандарма прибыл в Вятку, где прожил более двух с половиной лет.

О своей жизни в Вятке А. И. Герцен довольно много писал в «Былом и думах». Эти сведения, а также воспоминания его современников и архивные материалы позволяют достоверно определить дома, в которых он жил.

Известно, что в мае 1835 года он поселился на центральной улице города – Московской (левая сторона улицы, в квартале между улицами Свободы и Володарского) в доме чиновницы Зиновьи Харитоновны Леушиной, занимая две комнаты, выходившие окнами на юг, в тенистый сад. С осени с ним стал жить высланный в Вятку архитектор и художник А. Л. Витберг.

Историки, краеведы и литераторы долго искали этот дом. Он исчез, не оставив после себя даже фотографии. Лишь на одном из старых снимков Московской улицы вдалеке можно увидеть возвышающийся над соседними домами бельведер.

Проект дома выполнил в 1831 году поручик строительного отряда А. С. Плесковский на основе «примерного» проекта № 60 из второго альбома архитекторов Старова и Руска. Дом на высоком каменном фундаменте – «на цокольном» этаже, отчего кажется выше чем на «примерном» проекте. «Полочки» над всеми окнами деревянного этажа и мезонина – вот и весь декор этого уютного ампирного городского дома. Мезонин на три окна приподнят над общей крышей. В нем две жилые комнаты с входом из теплой лестничной клетки в центре дома; южная комната с балконом. На втором этаже пять белых покоев, прихожая, кухня с русской печью.

На плане усадьбы, снятом с натуры архитектором А. Е. Тимофеевым в 1834 году, за год до появления в Вятке Герцена и Витберга, показаны три жилых строения: дом, постройка которого тогда еще не была закончена, флигель по красной линии квартала и очень небольшой флигель в глубине двора, всего на две комнаты, в которых в августе поселилась семья Медведевых. За дворовым флигелем начинался сад, куда выходили окна из комнат А. И. Герцена.

Дом Леушиной много раз менял хозяина и был снесен из-за ветхости.

В марте 1836 года Герцен перебрался с семьей в другое здание – дом с колоннами в том же квартале (теперь по улице Дрелевского, бывшая Спасская, названная именем собора, к которому приводила, 41-б). В середине квартала была березовая роща, где Герцен встречался с П. П. Медведевой.

Непосредственно перед застройкой дома это место принадлежало купцу Василию Рязанцеву, который использовал его под покос. Под предлогом невыполнения приказа от 7 июля 1775 года «Об установлении сроков постройки домов на вновь отведенных местах» участок был у Рязанцева отобран и передан под строительство каменного дома и двух деревянных на каменном фундаменте флигелей надворной советнице Вере Яковлевне Жмакиной. Это произошло 27 апреля 1814 года. Но через год заказчица изменила решение о постройке каменного дома, испросив разрешение на строительство деревянного на каменном фундаменте дома с двумя флигелями для размещения удельной конторы, управляемой ее мужем.

Губернское управление своим указом от 30 июня 1815 года предложило губернскому архитектору Н. А. Андреевскому, который незадолго до этого прибыл в Вятку «сочинить» для дома Жмакиной план и фасад по 2-ой части утвержденных фасадов по № 69-М. До приезда в город Андреевский уже имел 8 лет архитектурной практики – после окончания Академии художеств работал в Ижевске и Туринске.

Архитектор создает планировку усадьбы, уникальную для Вятки, хотя она часто применялась в обеих столицах. Главное здание усадьбы относится им вглубь участка на 15 саженей, а фланкирующие его флигели остаются на красной линии застройки улицы. Перед домом образуется парадный двор. Службы размещаются по задней границе участка. Это каретник, конюшня, баня и так далее. Между флигелями по замыслу архитектора должна быть металлическая решетка с двумя воротами. Под огороды земля на участке не отводится, зато северо-восточный угол его занимает старая березовая роща, а перед главным домом разбит сквер.

Такой принцип планировки Андреевский объясняет тем, что деревянное большое здание, поставленное по красной линии улицы напротив губернаторского дома, представляло бы для него пожарную опасность и совершенно закрыло бы вид из его окон. Эти прозаические причины послужили толчком для создания интересной архитектурной композиции. Кроме того, стоящий в отдалении деревянный дом с улицы выглядел как каменный и оштукатуренный (за счет плотно пригнанной дощатой гладкой обшивки). Хотя каменной застройке в этой части города отдавалось предпочтение, строить из дерева было значительно дешевле.

Здание усадьбы дошло до нас далеко не в первозданном виде. В результате реставрационных работ, произведенных на главном доме в 1987 – 1988 годах, этот памятник является наиболее исследованным из гражданских объектов города. Дом часто переходил из рук в руки. Уже через 2 года после постройки, в1817 году, супруги Жмакины уехали в Казань, дом перешел во владение некоего Евсюкова, а потом города и сдавался в аренду. Витберг жил в нем целый год, а Герцен занимал «особое отделение того же дома и имел общий стол с Витбергом». Вскоре к семье Витберга переселилась с детьми овдовевшая Медведева. «И вот мы, - писал Герцен, - очутились под одной крышей».

Еще в одном источнике (в записках вятского чиновника Н. А. Шебалина (книга Е. Петряева «Записки книголюба»)) узнаем, что в квартире Витберга и Герцена действовал первый вятский шахматный клуб, о котором спустя полвека упоминалось в печати.

Судя по визитным карточкам, сохранившимся в бумагах Витберга, дом с колоннами посещали учителя гимназии, ссыльные, врачи, чиновники и даже губернаторы Тюфяев и Корнилов. После Витберга и Герцена в доме с колоннами недолго жил губернатор. С конца 1840-х годов здесь была квартира врача палаты государственных имуществ Николая Васильевича Ионина, позднее губернского врачебного инспектора. В его семье часто бывал М. Е. Салтыков. Дочь Ионина рассказывала: Салтыков, работая в канцелярии губернатора, «приобрел привычку забегать к моему отцу по несколько раз в день: то идя на службу, то выгадав свободные полчаса во время занятий, то возвращаясь со службы домой. Даже впоследствии находясь в гостях у губернатора Семенова, он вдруг исчезал и являлся «на минутку» к моим родителям Мадам Семенова саркастически замечала Салтыкову: «Кажется, Вы ошиблись и думаете, что Вас пригласили не мы, а Николай Васильевич» Однако эта привычка перебегать зимою через улицу в одном фраке не прошла ему даромон получил жестокий ревматизм».

Дружеские связи с Иониными нашли отражение в «Губернских очерках» Салтыкова-Щедрина.

В 1851 году дом покупает полковник Гудым Левкович – помощник командира внутреннего Вятского гарнизонного батальона, 3 мая 1851 года – полковник корпуса жандармов Н. Н. Андреев за 2000 рублей серебром, а 23 марта 1861 года Андреев продал дом вятской женской гимназии за 4500 рублей серебром (вместе с флигелями и всеми службами).

Начинается перестройка дома и флигелей под гимназию. Проект и смету составил архитектор Вятской строительной комиссии А. С. Андреев. Службы (каретник и амбар) разбираются и пристраиваются к флигелям с северной стороны, делая их в два раза длиннее. А главный дом становится прямоугольным в плане – пространство между крыльями в уровне цокольного и первого этажей замещаются на торцы здания. Проект перестройки не найден, но сохранилась подробная смета.

Гимназия просуществовала в усадьбе до 1867 года. 30 июля 1869 усадьбу купило уездное земство для размещения уездной земской управы, которая просуществовала там до революции. В 1914 году мезонин главного дома превращается в полный второй этаж. В это же время надстраивается второй этаж над западным флигелем. В конце 70-х годов двадцатого века в нем находился консультационный пункт Института культуры и филиал юридического института. Флигели использовали под жилье. В 90-х годах в этом доме проходили творческие вечера. За последнее десятилетие в нем было несколько пожаров. Сейчас здание полностью разрушено.

Дом Витберга в 1992 и 2007 годах.

Через год, весной 1837 года, Вятка ждала приезда наследника. Для столь высокого гостя и его свиты готовились лучшие квартиры. Тюфяев предоставил губернаторский дом наследнику, а сам занял дом с колоннами. Существовала версия о том, что Герцен временно поселился у чиновника Г. К. Эрна в здании на углу Казанской и Копанской улиц (теперь улица Герцена 1/79). Этот дом (он отмечен мемориальной доской) принадлежал Машковцевым, но документально это не подтверждено (для постройки участок отводился Москвитину; потом владельцы менялись, Машковцевых среди них не значилось). Но последние данные говорят о том, что в этом доме А. И. Герцен не был.

Дом Машковцевых.

О жизни Герцена в Вятке напоминают и некоторые другие старые здания. Так, он нередко заходил в аптеку (теперь улица Свободы, № 64а), в которой встречался с близкими знакомыми – помощником провизора Больманом и Полиной Тромпетер. Здесь перед самым отъездом он упал и так сильно ушибся, что вынужден был на день отложить прощание с Вяткой.

Ему приходилось присутствовать на экзаменах в духовной семинарии (здание за станцией Киров-Котласский). Он часто бывал в доме дворянина А. Ф. Машковцева, имевшего хорошую библиотеку. Кроме того, у Машковцева жил ссыльный Карл Беттигер, весьма образованный человек. У него Герцен брал уроки немецкого языка.

В конце января 1792 года купцу В. Б. Хохрякову для постройки двухэтажного каменного дома на 10 саженях и двух деревянных флигелей отвели место на углу Копанской и Кузнецкой улиц. К концу года по «плану и фасаду» Ф. М. Рослякова дом был вчерне построен, а к 1799 году построены и оба флигеля, один каменный (восточный), второй деревянный. После смерти отца имущество было записано за Егором, но жили в доме семьи его братьев. Владельцы решились на продажу дома, он был нужен для квартиры вице-губернатора. По поручению губернатора архитектор Н. А. Андреевский осмотрел дом, снял с натуры его размеры и, подробно описав, дал хорошую оценку состоянию конструкций.

Решение о купле-продаже дома тогда не было принято губернатором, и переговоры прервались. Через два года Егор Хохряков дал согласие на продажу дома. С этого момента в истории дома появляется белое пятно. Был ли он продан? Когда, кому? В 1828 году дом оказался собственностью Александра Федоровича Машковцева, который сдал его в аренду (а потом продал) удельной конторе. В 1840 году дом снова становится собственностью Машковцева. В июне он заложил свой дом на Копанской Анфилатовскому банку, но пришло время возврата долга, и ему ничего, кроме продажи дома, не оставалось. 12 ноября 1863 года дом был продан публичной библиотеке взамен на ее собственный дом на Спасской улице.

Памятник архитектуры конца XVII века, дом на Копанской сохранил все черты провинциальной усадебной архитектуры. Планировка, состав и расположение помещений, композиция и декор фасада характерны для раннего периода творчества Рослякова. Сохранился и обширный, но запущенный сейчас сад. В 1928 – 1929 годах по проекту архитектора П. Г. Погудина к зданию пристроен читальный зал, фасад которого созвучен первоначальному. При расширении библиотеки в период с 1954 по 1959 год по проекту архитектору Б. И. Александрова восточный флигель включен в состав главного здания и надстроен. Тогда же со стороны двора сделана пристройка книгохранилища. С 1917 года любимая кировчанами областная библиотека носит имя Герцена.

Усадьба Хохрякова. Сейчас библиотека имени Герцена.

Вятская ссылка позднее была отражена Герценом в «Патриархальных нравах города Малинова» (1838 – 1841), в «Былом и думах» и в повести «Его превосходительство», которая до нас не дошла. И всюду Александр Иванович показал нам две Вятки: одну Вятку Тюфяева и его своры, чиновников и обывателей, Вятку крепостническую, мелочную; вторую Вятку – народную, лучших людей, сердца которых горели «любовью и негодованием», крестьянина «с душою детскою, простой».

Своей жизнью, своим творчеством писатель оказал большое влияние на жителей Вятки. В ЦГАОР хранится много интересных документов, свидетельствующих о влиянии «преступных идей и сочинений» Герцена на вятчан. Так, в письме от 19 сентября 1960 года В. А. Красовскому говорится «о доступности в Вятке сочинений Герцена и о предписании III отделения штабс-офицеру в Вятке следить за распространением сочинений Герцена А. И. в Вятке».

В 1836 году закончилась ссылка и А. Герцен покинул Вятку, но в вятке до сих пор сохранились здания, которые хранят память о нем.

Но вятчане недолго оставались без помощника: через десять лет работу Герцена продолжил ссыльный писатель-сатирик Салтыков-Щедрин.

В 1847 – 1848 гг. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889) – великий русский писатель-сатирик, публикует свои первые повести «Противоречия» и «Запутанное дело», в которых правительственные чиновники обнаружили «вредный образ мыслей» автора. Его увольняют и после недельного ареста высылают в Вятку без указания срока ссылки.

Более восьми лет – с мая 1848 до конца 1855 года – числился М. Е. Салтыков в списках лиц, состоявших в Вятке под надзором полиции. Все эти годы он «жительствовал», как неизменно отмечал полицмейстер, в доме Раша на Вознесенской улице во второй части города (теперь улица Ленина, № 93). Огромный овраг Засора делил тогда город пополам. За оврагом (во второй части) селились мелкие чиновники и мещане.

Вначале этот дом принадлежал крупному местному домовладельцу – жандарму Андрееву. Благодаря тому, что фундамент был каменный (хорошего кирпича), а бревна – смолистые и обшиты досками, строение оказалось прочным и стоит уже около 180 лет. Крыша была деревянной (сейчас шиферная).

С 1841 года хозяином стал бывший баварский фабрикант Иоганн Христиан Раш, переписавшийся в вятского мещанина. На его усадьбе стояло еще два флигеля: в одном он жил сам с семьей, а в другом находилась общая кухня. Салтыков арендовал весь дом – четыре комнаты и «людскую», общей площадью около 120 кв. метров. С ним жили неизменный «дядька» - старый слуга Платон и молодой камердинер Григорий. Добрую треть «людской» занимала русская печь с толстенным чугунным шестком. Рядом были широкие полати.

Тремя окнами по фасаду дом смотрел на улицу – на восток, а по бокам (во дворе) шесть окон были обращены на север и пять – на юг. Главный вход находился с южной стороны, а черный - с запада. Высокие (более трех метров) потолки имели лепные украшения. Окна – сравнительно небольшие, переплеты из восьми квадратов; внутренние рамы дополнялись лотками для стекания воды при оттаивании намерзавшего льда.

В комнатах с окнами в сад (в сторону оврага Засоры) Салтыков занимался, а в большой комнате любил принять гостей, конечно, «на простецкий манер», так как сам жил весьма скромно.

Как была обставлена квартира Салтыкова, точно не выяснено. При отъезде он поспешил за бесценок распродать свои вещи, а многое просто отдал соседям.

Позднее в доме жили чиновники и офицеры, потом тут помещалась почтовая станция. Около ворот на полосатом столбе висел указатель: до Санкт-Петербурга 1475 верст, до Москвы 959. Только после революции дом перешел под охрану государства и был отмечен мемориальной доской. В доме жили три-четыре семьи, были проведены водопровод и канализация.

С 1968 года бывшая квартира Салтыкова стала литературным музеем. Основа музея – мемориальный кабинет. В этой тихой комнате с окнами в садик создавались первые наброски знаменитых «Губернских очерков», которые сразу же после публикации в 1857 году сделали писателя знаменитым. Они стали литературным итогом вятских наблюдений Салтыкова.

Мы видим в кабинете некоторые подлинные документы и предметы, рукописи, портреты и фотографии, характеризующие вятский быт, окружение и связи писателя.

Мемориальный кабинет М. Е. Салтыкова-Щедрина - первый в нашей стране. За истекшие годы его посетили десятки тысяч гостей и множество экскурсий. Экспозиции музея расширяются. Здесь посетители знакомятся с литературным прошлым вятской земли, с материалами о жизни и деятельности видных писателей, связанных с краем, отразивших в своих произведениях вятские впечатления (А. И. Герцен, В. А. Жуковский, В. Г. Короленко, Н. А. Заболоцкий, Я. Райнис, А. Упит и др. ).

Дом-музей Салтыкова-Щедрина.

Среди старых вятских домов, которые в 1851 – 1855 годах часто посещал М. Е. Салтыков, был дом на Спасской улице (теперь улица Дрелевского, № 26). Здание было высоким, с балконом. На воротах имелись какие-то фигуры. Дом принадлежал чиновнику Астафьеву и был построен, видимо, в начале 1840-х годов. Здесь жили вице-губернаторы – С. А. Костливцев, а затем А. П. Болтин.

После приезда в Вятку первые полгода Салтыков работал в канцелярии губернского правления, которой ведал Костливцев. Как и Салтыков, вице-губернатор окончил Александровский лицей в Петербурге и не мог обойти законов старого лицейского товарищества. Он даже разрешил Салтыкову некоторое время не ходить на службу.

Вскоре Костливцева перевели в Пермь. На его место приехал А. П. Болтин с семьей и поселился в том же доме Астафьева. С мая 1851 года Болтин вступил в должность вице-губернатора, и сразу же принял деятельное участие в подготовке любительских спектаклей и концертов. Там с успехом выступали его юные дочери Елизавета и Анна. Первое время у Салтыкова с Болтиным были довольно натянутые отношения, но энтузиазм, с которым Салтыков встречал концерты и особенно прекрасную игру сестер на фортепиано, видимо, смягчил обстановку. Наладились дела и по службе. Бывая у Болтиных, Салтыков ближе познакомился с Лизой и вскоре решился просить ее руки, но получил ответ, что может возобновить свое предложение через год, так как Лизе было всего пятнадцать лет.

В ноябре 1853 года Болтина перевели во Владимир. В эти дни Салтыков писал брату: «Я имею надежду, что предложение мое не будет отвергнуто, и потому вправе считать себя в настоящее время женихом. Одно только вводит меня в сомнение: боюсь, чтобы отдаленность и разлука не изменили чувств персоны, о которой идет речь. А персона такая миленькая, что, право, жалко будет, если достанется она в удел какому-нибудь шалопаю». Но все обошлось хорошо. Вятская любовь Салтыкова выдержала трехлетнее испытание. В июле 1856 года Елизавета Аполлоновна Болтина стала женой писателя.

Дом невесты Салтыкова-Щедрина.

В беседе со своим приятелем Пантелеевым писатель главное значение вятской ссылки определил следующими словами: «Она сблизила меня с действительностью жизни и дала много материалов для «Губернских очерков», а ранее я писал вздор». Действительно, «Губернские очерки» выросли из вятского материала.

Таким образом, семь лет, проведенные в Вятке, не были периодом творческого бесплодия, как это считалось ранее, а были порой вынашивания и созревания. Не случайно многие щедриноведы называют Вятку родиной писателя как сатирика. Вятская жизнь, по справедливым словам С. А. Макашина, оставила «глубокий и плодотворный след в творчестве Щедрина».

Влияние сатирика на вятичей и популярность его среди них были огромными. В 1888 году врач Филимонов послал Щедрину альбом: «Этим даром, - писал он издателю Пантелееву, - вятчане имели в виду почти 40-летнюю литературную деятельность своего любимого писателя, всегда чуткого и отзывчивого на все злобы дня. Альбом этот вятчане просят Михаила Евграфовича принять в воспоминание о Вятке и тех годах, которые ему пришлось провести в этом городе».

Некоторые здания связаны с именами нескольких писателей сразу. Например, дом бывшей почтовой конторы. Здание находится на улице Энгельса № 35-а. В нем побывали Герцен, Салтыков-Щедрин. Но мемориальной доски нет. В свое время таковую все-таки изготовили, но просчитались с размерами. И долго решали, что хуже: дом без доски или изуродованные лепнинные наличники. От затеи отказались. Что ж почта в губернской Вятке и начиналась весьма курьезно. В 1793 году на место, отведенное для почтовой конторы, стал претендовать «правитель питейных сборов», откупщик Иван Серебреников. Оказалось, что ему удобно соорудить здесь погреб с ямой. Власти, видимо, пошли на встречу откупщику при условии, что при строительстве почты он яму засыплет, а погреб с кирпичными стенами станет подвалом нового почтового здания.

Почтовую усадьбу (дом, два деревянных флигеля, огромный земельный участок с выходом на три улицы) в 1863 году приобрел чиновник Булгаков, у которого в 1872 году ее перекупил учитель Н. О. Шиманский. При Шиманском началось дробление этого огромного «селитебного» места. Собственно дом с уличным флигелем оказался у чиновницы А. Н. Тихомировой, затем у коллежского асессора И. А. Шмелева.

Что касается углового флигеля (на углу Преображенской и Никитской), то уже в 1868 году, когда в нем был открыт кафе-ресторан варшавской дворянки Луизы Билинг, он как бы отделился от булгаковской усадьбы. Рестораном-флигелем позднее завладел другой поляк Франц Мекина, затем некий Иванов, затем булочник Арнольдов. В конце концов сюда въехала канцелярия уездного воинского начальника. Тогда-то, в 1897 году, флигель приказал долго жить – сгорел.

Дом бывшей почтовой конторы.

Обратите внимание на здание губернаторского дома (улица Дрелевского № 20). Ведь в нем работали Герцен и Салтыков-Щедрин. Его построили купцы Василий и Николай Калянины в 1788 – 1795 годах по проекту архитектора Рослякова. В начале XIX века здание приобрела казна. До 1868 года в нем жили губернаторы. Позднее оно перешло к судебному ведомству (и сейчас в нем областной суд). С обеих сторон дома находились каменные флигели. В угловом была канцелярия губернатора, а в другом (ближе к реке) - кухня.

В 60-х годах XIX века здание перестроили, а позднее с основным флигелем соединили и флигели. В большой приемной комнате на первом этаже с простым полом и двумя окнами на юг собирались просители и те, кого вызывали на «распекацию». В назначенные дни губернатор выходил в приемную в сопровождении чиновника, выслушивал просьбы, изрекал свое решение, которое чиновник тут же записывал и передавал в канцелярию. Она находилась за стенкой.

В «Былом и думах» (глава 14) А. И. Герцен вспоминал о своем первом визите в эту переднюю. Потом и ему привелось заниматься канцелярскими делами в соседней комнате, а позже – во флигеле.

Через 10 лет, - в мае 1848 года, - ссыльный Михаил Салтыков тоже переступил порог приемной. В роли чиновника он и сам не раз присутствовал при выходах губернатора. Они часто превращались в комические эпизоды. Такой фарс описан Салтыковым-Щедриным в «Губернских очерках».

Квартира губернаторов обставлялась преимущественно казенными вещами. В кабинете был камин с чугунной решеткой, пол паркетный, а в остальных комнатах – простой. На дворе помещался колодец «на двух столбах», конюшни, амбары.

Теперь внешний вид дома и планировка помещений сильно изменены, но с южной стороны еще можно обнаружить приметы его первоначального облика.

Здание окружного суда.

Еще одно здание так же связано как с именем Герцена, так и с именем Салтыкова-Щедрина. Это дом на перекрестке улиц Ленина и Дрелевского, 82/17 был построен в 1813 – 1816 годах для купца П. Аршаулова. В 1830-х годах он перешел во владение Е. И. Репиной, а с 1856 года – Я. А. Прозорову, который пожертвовал его Вятскому благотворительному обществу. В 1918 году здание было муниципализировано. Оно является историческим памятником республиканского значения. 6 (18) декабря 1837 года состоялось торжественное открытие Вятской публичной библиотеки, на котором Герцен произнес свою знаменитую речь – гимн книге и просвещению.

В конце 1830-х годов клуб утратил свое значение и был закрыт. Там проводились только официальные мероприятия. В 1849 году группа вятских чиновников обратилась в Министерство внутренних дел с целью возродить «благородное собрание». В списке учредителей значился писатель Салтыков-Щедрин. В феврале 1861 года здесь же был организован литературный вечер, на котором состоялся сбор средств на памятник А. С. Пушкину в Москве.

После Великой Октябрьской революции в мае 1918 года в здании разместился отряд латышских стрелков во главе с В. М. Азиным. В память об этом событии на доме установлена мемориальная доска. С 1927 года в здании появился краеведческий музей, а во второй половине дома с конца 1930-х годов размещается Театр на Спасской (ТЮЗ).

Здание Благородного собрания.

А сейчас давайте перенесемся в более современную Вятку 20 века, которую увидел Маяковский.

Вятка тех лет носила на себе еще в значительной мере черты прошлого; кое-где на старых улочках горели по ночам керосиновые фонари, которые зажигал вечерами почти андерсеновский фонарщик с легонькой лесенкой под мышкой и черной от копоти тряпкой у пояса; в щепном ряду на верхнем рынке торговали берестяными бураками, долблеными колодами, лыковыми пестерями, деревянными ложками и лаптями; у перекрестков больших улиц стоял в ожидании седоков бородатые извозчики со своими понурыми лошаденками.

Вятка не раз принимала у себя писателей и поэтов, прославивших русскую литературу. Но посещение нашего города В. В. Маяковским в феврале 1928 года оставило, пожалуй, наиболее яркие впечатления в памяти людей, которым Маяковский непосредственным современником.

Случилось это в январе 1928 года. Вятский писатель и журналист Михаил Решетников вспоминал: «Я спустился с крыльца большого каменного дома на углу улицы Коммуны, упиравшейся в Театральную площадь, и сразу же увидел только что наклеенную прямо на стену, еще не просохшую от клейстера большую афишу. Остановился и прочел: «Вятский городской театр. Второе февраля 1928 года. Публичное выступление поэта современности Владимира Владимировича Маяковского.

1-е отделение. Поэт прочтет лекцию-доклад на темы: современная поэзия; как я работаю над стихом; мое отношение к Пушкину, Есенину; мои впечатления о загранице и т. д.

2-е отделение. Поэт прочтет свои произведения и ответит на вопросы».

Известно, что Маяковский в своих поездках по Советскому Союзу посетил сто городов, некоторые из них по нескольку раз. В Вятку он приезжал однажды и пробыл в ней всего два дня.

Между тем, Маяковский выступил трижды: в городском театре, на XII общегубернском съезде профсоюзов и в местном педагогическом институте. Какова же история тех зданий, где выступал Маяковский?

Многие годы в Вятке не было театрального здания, и для театральных представлений и концертов арендовались маловместительные и неприспособленные помещения в частных домах или летнее здание («вокзал») в загородном саду.

23 сентября 1876 года городская дума заслушала сообщение городского головы о предложении губернатора отвести на старой Хлебной площади место для постройки театра и концертного зала. Мыслились построить деревянное здание «с красивыми со всех сторон фасадами, котороемогло бы служитьукрашением города».

Проект такого здания через несколько дней был готов. Автор – губернский архитектор И. В. Нефедьев – представил его именно таким. Объявили сбор пожертвований. Закладка фундамента состоялась 12 октября. Меньше чем через год – 23 сентября 1887 года – состоялось торжественное открытие театра. Впервые в Вятке было построено специальное помещение для концертов, театральных представлений, литературных вечеров, маскарадов, публичных лекций и танцев. Новое здание, по оценкам жителей, «имело красивую архитектуру и служило одним из лучших украшений города». Высокий, двухсветный зал был оборудован поднимающимся с помощью винтовых домкратов полом. Большая сцена, комнаты для артистов, помещения для хранения декораций и костюмов создавали непривычные удобства. Двадцать лож и галерея значительно увеличивали число мест.

Со временем театр становился тесным. В 1896 году к нему была сделана первая пристройка – с востока. Через два года появилась западная. При очередной реконструкции по проекту И. А. Чарушина в 1909 году сделаны еще две пристройки. Таким – с многочисленными прибавлениями – и запечатлен на фотографиях старый вятский театр.

В 1939 году, после постройки нового здания драматического театра, отслужившее свой век деревянное здание было снесено.

Первый театр.

В институте у поэта была назначена встреча с молодежью. Здание института, как и сейчас, находился на Красноармейской улице и помещался в длинном каменном здании бывшего женского епархиального училища. Теперь оно расширено, надстроено, и внутреннее расположение комнат в нем совершенно изменилось. Тогда, например, клубный зал, в котором предстояло выступать Маяковскому, занимал бывшую домашнюю церковь училища с полом из чугунных плит и с остекленными, раскрывающимися посекционно, дверями.

Кировский педагогический институт.

Жил Маяковский в доме, возведенном купчихой Макаровой в 1910 году для меблированных номеров, которые и размещались здесь. Скорее всего, до 1934 года, когда город стал Кировом (а затем и центром края) этот дом вынужденно занимали чиновники.

Здание бывшей гостиницы, где останавливался Маяковский.

«Многое приходилось ему здесь по душе, - пишет П. И. Лавут в своих воспоминаниях под названием «Маяковский едет по Союзу», - статья в газете ко дню приезда, встреча со школьниками на вокзале, хороший вечер в театре и, наконец, новая гостиница с простой и удобной мебелью, с большой пепельницей на столе (Маяковский много курил и не терпел маленьких пепельниц)

- Такой небольшой город, а столько удовольствия! – говорил В. В. Маяковский о Вятке».

Андрей Логвинов посвятил стих Маяковскому в Вятке.

МАЯКОВСКИЙ В ВЯТКЕ.

Он думал: «Хорошо – Москва, Париж.

Но что возьмешь с провинциальной Вятки?

Понятно, только глушь и только тишь».

Но город был как вятский пряник в святки.

Сбежавшись на семи своих холмах,

Он одарял речей округлых лаской,

И весь в церквах, сосульках, теремах,

Казалось, плыл ожившей древней сказкой.

Фамилии ожившие с афиш

Кричали здесь гармошкой и частушкой,

И булки фонарей, и булки крыш

Круглились детской дымковской игрушкой.

Здесь был во всем особый строгий лад

И вместе озорство и изумленье.

Так мил сердечных вятских женщин взгляд –

Как после сна дурного исцеленье.

Он думал здесь слагать свои стихи,

Верней, ковать из своего металла,

Но сам попал под власть других стихий,

И жадно все душа его впитала.

Когда, изведав славу и успех,

Изъездил всю Россию без остатка,

- Какой из городов красивей всех? –

Его спросили.

Он ответил:

- Вятка.

Наша экскурсия подходит к концу, поэтому давайте подведем итоги.

Огромное влияние на развитие культуры Вятки оказала общерусская литература, а также писатели, отбывавшие ссылку или побывавшие в Вятском крае. Многие из них в свою очередь испытали огромное «благодетельное», по словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, влияние вятского «плена» на свое творческое становление. Не случайно Вятка явилась родиной Салтыкова как сатирика. Не случайно здесь Герцен отошел от юношеского романтизма к активному реализму. Не случайно в местной литературе, отражавшую вятскую действительность, где грязь «не метут метлами, а ходят в ней по колено» (Герцен), чрезвычайно сильна была сатирическая направленность.

Не только вятчанам будет понятен разговор о богатом культурном наследии Вятского края, о его яркой литературной карте, об интересных местах, связанных с жизнью многих писателей, достойных внимания, памяти и уважения потомков.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)