Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Деталь в произведении А. И. Солженицына «Матренин двор»

11 декабря 2008 года Александру Исаевичу Солженицыну исполнилось бы 90 лет. К сожалению, писатель не дожил до своего юбилея.

Уже в молодости Александр Исаевич Солженицын осознал себя писателем: в 1936 году он задумывает исторический роман о начале Первой мировой войны и даже начинает собирать к нему материал. Однако этот замысел в жизнь воплотил позже, когда создавал «Август Четырнадцатого».

В 1941 году писатель оканчивает физико-математический факультет Ростовского университета, а за два года до этого поступает на заочное отделение Московского института филологии и искусств. К сожалению, воина нарушила планы молодого Солженицына: спешно окончив артиллерийское училище в Костроме, Александр Исаевич отправляется на фронт, где становится командиром батареи звуковой разведки.

Писатель прошел боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, получил звание капитана, был награжден орденами, но незадолго до долгожданной победы, в феврале 1945 года, его арестовали: военная цензура обратила внимание на переписку Солженицына с его другом Николаем Виткевичем. В письмах Александра Исаевича содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков, говорилось о лживости советской литературы.

Писатель получил 8 лет лагерей и вечную ссылку. Срок отбывал в Новом Иерусалиме под Москвой, потом был переведен в столицу. Некоторое время работал в «шарашке» (секретном научно-исследовательском институте) поселка Мафино, а с 1950 по 1953 трудился на самых тяжелых лагерных работах.

В 1953 году вышел срок заключения писателя и недавний узник стал преподавать математику в Казахстане. Ссылка закончилась в 1956 году, а 1957 Солженицына объявили невиновным.

С 1957 года Солженицын жил в США. В Россию смог вернуться лишь после перестройки, в 1994 году.

Конечно, судьба Александра Исаевича Солженицына была сложной и необычной. Будучи бескомпромиссным и несгибаемым борцом против социальной несправедливости, тоталитаризма, любых форм нарушения прав человека, он большую часть жизни находился в противостоянии власти и подвергался всевозможным гонениям. Все это не смогло не отразиться на его творчестве: «Раковый корпус» (воспоминание о том времени, когда писатель болел раком), «Один день Ивана Денисовича» [“Щ-854”] (рассказ о лагерной жизни), «Архипелаг ГУЛАГ» (главная книга писателя, ставшая своеобразным памятником всем замученным и убитым в годы тоталитаризма) – в этих произведениях жизнь писателя. Но есть у Александра Исаевича один рассказ, по словам писателя, «полностью автобиографичный и достоверный». Это «Матренин двор».

Прототип главной героини рассказа – знакомая Солженицына, владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова, у которой жил писатель. Само повествование ведется от первого лица – Игнатьича (отчество главного героя созвучно с отчеством писателя Исаевич), который возвращается в Европейскую часть страны из дальней ссылки. Герою хотелось найти нетронутую, патриархальную Россию и остаться там жить.

Рассказчик вроде бы находит то, что искал, в деревне Тальново, но его мечты разрушает неприглядная правда жизни.

В Тальново колхозники недоброжелательны друг к другу, корыстны. Герой замечает, что их убогая и несчастная жизнь ничем не отличается от судьбы лагерных узников.

Но в этом беспросветном, постылом мире Игнатьич находит единственную праведницу – простую женщину, крестьянку Матрену. Она, по словам рассказчика, «не от мира сего». Её имущество составляет колченогая кошка и коза. Дети Матрены умерли во младенчестве. В Великую Отечественную войну без вести пропал муж Ефим, а пенсию по потере кормильца долго не оформляли. И все же, несмотря на все испытания и трудности, женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой, отзывчивой, доброй, абсолютно беззлобной. Все тяготы судьбы она переносит терпеливо, смиренно, не ропщет, не завидует, не злится.

Матрена у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Матренина покорность идет от сердца. Она не прислуживает, но служит другим. Матрена всегда готова поделиться последним бескорыстно, не требуя ничего взамен. Может эта ее доброта бескорыстная и делает ее праведницей, хотя односельчане не ведают о ее утаенной святости, считают ее неумной. Но именно эта женщина хранит черты духовности.

К сожалению, жизнь Матрены заканчивается трагически. Смерть ее – глупо-нелепая. Брат ее покойного мужа, алчный старик Фаддей, принуждает Матрену отдать ему ее горницу. Героиня сама помогает родственникам перевозить дом. Во многом ею движет чувство вины перед Фаддеем, невестой которого она была перед войной. Уверенность в его гибели на фронте стала той причиной, по которой она согласилась выйти замуж за нелюбимого, и опять героиня остается верна себе – она идет хозяйкой в тот дом, где от нее ждали помощи.

Потеря горницы и пропажа колченогой кошки стали символами гибели Матрены и ее дома (на железнодорожном переезде героиня попадает под поезд). Гибель этой женщины – яркая иллюстрация жестокости и бессмысленности окружающего ее мира.

После прочтения книги возникает закономерный вопрос: почему история Матрены производит столь сильное впечатление? Возможно из-за обилия значимых деталей в художественном пространстве произведения.

Что есть деталь? Как свидетельствует словарная статья, это изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета и тому подобного, несущая повышенную смысловую нагрузку. Мы, читатели, порой воспринимаем деталь как «что-то маленькое, незначительное, означающее что-то большое, значительное». Обычно в качестве детали используется малоприметная черта, подчеркивающая не внешнюю, а внутреннюю часть явлений.

При чтении произведения деталь не спешит бросаться в глаза и мы не замечаем ее, полагая главным в тексте сюжет, но это огромное заблуждение. На самом же деле автор использует деталь для создания новых слоев текста. Только при вдумчивом чтении становится ясно, что в одной и той же, казалось бы, незначительной единице скрыт глубокий смысл, пояснение того, что происходит или будет происходить в произведении.

Деталь зачастую можно сравнить с символом, ведь одно из определений символа – знак, а деталь нередко содержит в себе элемент знаковости.

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» немало значимых деталей, но мы остановимся на нескольких из них.

Повествуя о судьбе Матрены, писатель использует все, что может помочь ему наиболее полно и выразительно передать картины жизни крестьянства. Так автор применяет прием предварения. Это использование значимой детали, которая, встречаясь задолго до определенного события, предсказывает, прогнозирует его развитие. Достаточно вспомнить бесследное исчезновение из церкви котелка Матрены со святой водой. Случившееся очень расстроило героиню, «омрачило Матрене праздник: ходила она за пять верст в церковь на водосвятие, поставила свой котелок меж других, а когда водосвятие кончилосьне оказалось ее котелка Исчез котелок, как дух нечистый его унес». На первый взгляд ничего не значащая фраза, незначительное происшествие, а огорчение, досада - нормальная реакция на пропажу. Именно так можно рассудить, если не вспоминать значимость святой воды для верующего человека, каким была героиня. «Дух нечистый унес», замечает автор, и сразу вспоминается, что появление «нечистого» рядом с христианином всегда несло последнему тяжелые, подчас непосильные испытания, приводящие к смерти.

Любопытна деталь, касающаяся гибели героини: исчезновение колченогой кошки. Животные всегда чувствуют приближение беды и стремятся уйти (и тому есть немало примеров в жизни), так и питомица Матрены, словно предчувствуя гибель хозяйки и разорение дома, покидает обжитое место. Возникает мысль, что кошка не хочет оставаться там, где скоро не будет человеческого тепла, а помощь «за просто так» заменится корыстным расчетом.

Примечательно, что в «самый день гибели Матрены очень уж, как никогда, развозились мыши: все нахальнее, все шумней они бегали под обоями, скребли и попискивали». Складывается ощущение, что сам дом чувствует приближение беды и стремится предупредить героиню. Даже любимые цветы Матрены выглядят «толпой испуганных фикусов». После же того, как пришло известие о гибели героини, «мышами овладело какое-то безумство, они ходили по стенам ходенем, и почти зримыми волнами перекатывались зеленые обои над мышиными спинами Мыши пищали, стонали почти и все бегали, бегали». И сразу же мысли о родных Матрены, устроивших мышиную возню из-за наследства покойной, оплакивающих не саму героиню, а ее горницу, не доставшуюся никому.

Помимо предметных деталей есть у А. И. Солженицына значимые элементы внешности героев. Рассмотрим их на примере одной из черт облика Фаддея, человека, сыгравшего роковую роль в судьбе Матрены. Он ворвался в жизнь героини и разметал ее точно так же, как горницу. Конечно, он не ставил сознательной цели убить Матрену, но выступил в роли демона, нашедшего свою жертву. На демоническое начало Фаддея указывает постоянно повторяющийся в его облике черный цвет: «Высокий черный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле Все лицо его облегали черные волосы, почти не тронутые сединой: с черной окладистой бородой сливались усы густые, черные, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены черные, едва выказывая уши, поднимались к черным космам, свисавшим с темени, и еще широкие черные брови мостами были брошены друг другу навстречу». В мировой литературе не раз встречается «черный человек» ( а именно на него указывает портрет героя), который является предвестником смерти.

Каждая деталь в тексте важна и нужна для понимания смысла, однако стоит помнить, что не существует ни одного элемента текста, который мог бы существовать независимо, без связи с остальными частями. И в этом лишний раз убеждаешься, знакомясь с произведениями. Особенно такими, как «Матренин двор» А. И. Солженицына.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)