Историко-культурное наследие Хакасии
Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей.
Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг и перед потомками.
Д. С. Лихачёв
«С голубого ручейка начинается река» - поётся в известной детской песенке. А где берут начало истоки бережного отношения к природе, культурным ценностям родного края, осознания себя частичкой живого организма по имени планета Земля?
Несомненно, в детстве, когда особенно хочется вместе с друзьями участвовать в хороших и добрых делах, исследовать культуру и природу родного края, благоустраивать двор школы и дома, охранять реки, леса, достопримечательности.
Сегодня даже маленькому ребёнку известно, что загрязнение окружающей среды не только угрожает жизни человека, но и грозит гибелью всему человечеству. Наша планета в опасности. Различные страны прилагают огромные усилия, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты.
Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется ЭКОЛОГИЕЙ.
Однако, человек живёт не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Поэтому задачей экологии, кроме сохранения окружающей нас биологической среды, является сохранение культурной среды. Культурная среда очень важна для духовной и нравственной жизни человека. Говоря, о привязанности к родным местам, о сохранении культурных достижений предков, о достойном отношении к традициям своей страны, мы имеем в виду тоже экологию, но экологию уже – нравственную, культурную.
Хакасско-Минусинская котловина – уникальное место на Земле, где на протяжении многих веков человечество создавало неповторимое историко-культурное наследие. По различным источникам сохранилось от 15 до 45 тысяч памятников древности, которые находится на территории нынешней Хакасии – феноменальной республики-музея.
До наших дней сохранились пещеры, служившие стоянками для древних людей, руины старинных городов, древние оросительные системы и оборонительные укрепления (которым более 2,5 тысяч лет), крепости, курганы, менгиры, писаницы.
О величественной древней земле впервые упоминается в китайских летописях 7-3 в. в. до н. э. , где Хакасия именуется как государство Динлин.
О том времени остались летописи на камне. Тысячи наскальных изображений хранит Хакасия. В мире больше нет такой уникальной картинной галереи под открытым небом. Нет здесь ни одной горы, где не имелось бы древних наскальных изображений, ни одной речной долины, где не встречались бы каменные изваяния, древние идолы, стелы с древними рисунками. Самые древние из наскальных рисунков созданы ещё в каменном веке, 10-15 тысяч лет назад. Это выполненные красной охрой изображения лосей, маралов, а также лодок с плывущими в них людьми, восходящего солнца. Их можно увидеть на некоторых прибрежных скалах рек Енисея, Абакана, Тубы.
Вся Хакасия с её памятниками старины – это уникальный природно-исторический музей, единственное место в России, где широко представлены и сохранились до сих пор произведения древнего искусства Южной Сибири.
Если достопримечательностями Росси являются старинные соборы, церкви, часовнии колокольный звон, то в Хакасии – каменные изваяния и курганы, которые хранят в себе многовековую историю хакасского народа.
Меня всегда увлекали история и мифология разных стран. Но я не знал, что ещё не познанное мною, увлекательное и загадочное можно увидеть здесь, где я родился и живу. Меня потрясла история Великой бабушки – Улуг - Хуртуях тас, наиболее известной из числа каменных изваяний Хакасии.
Впервые описал его на немецком языке известный учёный-путешественник Даниил Мессершмидт 18 августа 1722 года. Вот что сказано в его дневнике: «После часа езды, совсем недалеко от этих могильных захоронений, я добрался, наконец, до широко известной среди этих народов статуиХуртуях, расположенной в холмистой степи; я сразу же зарисовал её и в дальнейшем приложил рисунок к настоящим записям. Она была высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть подвешенные толстые, сплетённые из волос косы. Никакой надписи на статуе обнаружить не удалось.
Татары-язычники из Есь-Бельтыра, предоставившие мне лошадей, оказывали большой почёт этой статуе, каждый из них трижды объезжал вокруг нее, после каковой церемонии они делали ей подношение в виде еды или же подкладывали еду в траву, поближе к пьедесталу».
По мнению учёного Л. Р. Кызласова, это изваяние возвели люди тазминской (от названия улуса Тазмин) археологической культуры, которые жили на территории Хакасско-Минусинской котловины 5 тысяч лет назад.
Хуртуях представляет собой песчаный обелиск, на котором высечена женская фигура. Ясно и чётко можно рассмотреть лицо и живот беременной женщины. У Хуртуях приоткрыт рот, она словно кричит. По одной из легенд – жена легендарного богатыря Сартакпал. Она закричала от ужаса и окаменела, увидев, как её муж тонет в Абакане. Но, люди, увидев приоткрытый рот статуи, делали свои выводы – Хуртуях голодна. К подножию изваяния приносили еду, обрызгивали водкой, рот мазали сметаной и маслом.
Люди верят, что каменная бабушка беременна. Шаманы говорят, что Хуртуях переводится с хакасского как «чаша», или «гнездо с зародышами». Поэтому в сознании хакасов изваяние представляет собой символ женского начала, главную святыню народа. Вся Хакасия поклоняется Хуртуях тас, её называют «Мать Матерей», хакасской «Богородицей».
Она покровительствует беременным женщинам, роженицам и маленьким детям. Утверждают, что она обладает магической силой избавления женщин от бесплодия. Поэтому во все времена приезжали и приходили к ней женщины и просили здоровья, детей, счастья.
В 1954 году изваяние перевезли в краеведческий музей (ныне Республиканский), выставив её там как музейный экспонат в общей композиции археологических ценностей Хакасии. Не нам судить сейчас, насколько это было хорошо или плохо. Но ради справедливости нужно признать, что учёные руководствовались, в первую очередь, заботой о её сохранности.
В 2003 году по настоянию совета хакасских родов, каменное изваяние Хуртуях в торжественной обстановке была возвращена на своё историческое место, в родную степь. Для её сохранения позже был построен специальный стеклянный павильон в виде юрты. Теперь это историко-культурный комплекс «Улуг Хуртуях тас» (в близи улуса Анхаков в Аскизском районе).
Важно знать, что у каждого хакасского рода веками был свой камень-святыня, в котором, по верованию народа, была заключена душа – хут рода. До сих пор поклоняется Ах Тас (Белому камню) род Майнагашевых, (Аскизский район), Кир Ижек Тас (Старой матери) – род Абдиных
(Ширинский район). Хуртуях тас поклоняется вся Хакасия.
Уникальным явлением являются хакасские писаницы –
Суханихская, Оглахтинская, Шалоболинская, Сулекская, Боярская, Томская и другие. Это достояние не только России, но и всего мира. Многие историко-культурные памятники Хакасии находятся в музеях Красноярска, Томска, Новосибирска, Москвы, в кунсткамере Петра Первого в Петербурге, в Дании, Германии, Бельгии, Франции, ФинляндииСреди них высокохудожественные предметы из камня, золота, серебра, бронзы и тд. , много реликвий, оберегов и священных предметов, которые хакасы передавали из поколения в поколение.
О камни степные хакасской земли,
Увезённые вдаль из родимой долины,
Однажды, как, пленников вас увезли,
С материнской землёй разорвав пуповины!
В. Татарова
Наскальная летопись Хакасии – это «каменные книги», которые можно прочитать. Это живописный рассказ прошлых поколений о самих себе, ценный источник наших знаний о жизни людей в те далёкие бесписьменные времена. Их изучение даёт возможность реконструировать представление древнего человека о Вселенной, Земле, о мире, окружающем человека, о его месте в этом мире, позволяет восстановить мифологию и обряды.
Время наложило отпечаток на многие рисунки, изображения потускнели, покрылись лишайником. Иногда они даже слабо различимы при прямом освещении. Но на заре и на закате, когда лучи солнца, скользят по поверхности скал, смутные очертания становятся отчётливыми, и таинственные рисунки оживают. На древних писаницах мы видим картины жизни давно ушедших поколений, сцены охоты, сражений и священнодействий, изображения представителей животного мира и фантастических существ, созданных воображением людей того времени.
Хакасские петроглифы – это рассказ древних людей о самих себе и об окружающем мире. Рассказ, который можно прочесть, глядя на испещрённые древними художниками скалы. В писаницах отражены те стороны хозяйства, быта, мировоззрения древних людей, о которых в ряде случаев нельзя получить представления по другим источникам. Главные темы сибирских писаниц – изображения диких животных, сцены охоты, сражений, шаманский культ.
В 1904 году известный сибирский археолог А. В. Адрианов приступил к изучению петроглифов Минусинского уезда. Он нашёл и описал множество наскальных рисунков. И на правом берегу притока Енисея, речки Сухая Тесь, на скалах Боярского хребта, он обнаружил два скопления рисунков, отдалённых друг от друга на 400 метров. Адрианов назвал Большая и Малая Боярские писаницы. Эти изображения были высечены сотнями, тысячами терпеливых ударов по обуху какого-то острого металлического орудия. Сюжеты и стиль рисунков позволяют утверждать, что Боярские писаницы были созданы во 2 в. в. до н. э. – начале 1 в. в. нашей эры.
По первому впечатлению перед нами конкретное, натуралистическое «перечисление» окружающего художника мира. Изображения отражают хозяйственную деятельность древних обитателей этих мест, для которых скотоводство было основой благосостояния, - первобытные художники изобразили именно тех животных, которые интересовали их в хозяйстве: коров, яков, лошадей, а так же мелкий рогатый скот.
Важное место в Большой Боярской писанице занимают изображения реальных построек: бревенчатых изб и жилищ, напоминающих юрту.
Кстати, из-за относительной недолговечности дерева, Боярские писаницы являются единственным источником сведений о жилищах той эпохи. Так же мы можем представить себе, как одевались тогда люди.
От людей, живших в древности, нам досталась богатейшая коллекция искусства – это гигантский вклад в копилку духовной культуры. И нам с вами хранить это достояние и пользоваться им. Но надо подумать и о том, чтобы всё это осталось нашим потомкам
Поэтому, выработать и принять меры по сохранению, музеефикации, консервации многовековых памятников – это наш долг перед будущими поколениями.
Казалось бы, на первый взгляд, всё очень просто: расскажи людям, как уникальны писаницы, древние поселения, поставь около них разъясняющие надписи – и их никто, никогда не будет разрушать. Но не всё так просто. Почему - то не каждый человек заинтересован в бережном отношении к памяти веков. Почему- то не всем сегодня ясно, что потребительское отношение к основным природным ресурсам, уничтожение памятников грозит гибелью и самому человечеству, и его цивилизации, и его культуре.
Мы считаем, что сохранение древних памятников – важнейшая экологическая задача. Это дело всей планеты, страны, республики, каждого отдельно взятого человека.
Потому что, заботясь о прошлом – человек, в первую очередь, заботится о будущем.
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он их не любит. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».
Так что же такое любовь к своей Родине?
Это любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам её культуры, гордость своей историей.
Я считаю, что приобщение к культуре и истории родного края является основой патриотического воспитания.
Быть патриотом – значит любить свою Родину, своё Отечество, ту землю, на которой мы родились, живём, на которой счастливо будут жить наши потомки. Это значит – трепетно беречь всё то, что нам досталось от наших предков. Когда - то, тысячи лет назад, они жили, творили, мечтали, так же как и мы сегодня. Они думали о нас, они хотели нам оставить свои знания, искусство, культурные традиции. Они – это наши корни. Поэтому, уничтожая сделанное ими, мы уничтожаем себя, своё будущее.
«Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самим собой, ставят себе сверхличные цели». (Д. С. Лихачёв). Иными словами, то есть, всё, что делает человек в своей жизни, все его убеждения, мысли, чувства должны быть направлены на процветание своей Родины.
Поэтому воспитание чувства патриотизма к своему городу, стране, памятникам культуры – это один из шагов в решении экологических, нравственных проблем страны.
Посмотрите на эти замечательные, прекрасные места!!!
Разве можно их не любить?
Разве можно ими не гордиться? Не восхищаться?
Конечно, нет. Это наша малая Родина, наша родная земля, наша история и культура, наше прошлое и будущее!!!
Охрана древних памятников Хакасии – актуальная и важнейшая проблема современного общества. Она непосредственно связана с охраной природы, с экологическими проблемами, с сохранением среды обитания человечества.
Речь идёт о таких понятиях как, «экология природы» и «экология культуры».
Но если утраты в природе, хотя бы частично восстановимы (человек чистит реки, восстанавливает леса), то культурные утраты не восстановимы.
« Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно». (Д. С. Лихачёв)
Вплоть до конца 20 столетия ни одного музея-заповедника в Хакасии не было создано. Известные исследователи Л. Р. Кызласов и Я. И. Сунчугашев неоднократно выступали с инициативами создания археологических парков, но серьёзной поддержки местные руководители не оказали.
Сегодня в Хакасии созданы:
- Музеи-заповедники под открытым небом («Казановка», «Салбыкский курган»), целью которых является – сохранение и демонстрация музейных объектов и комплексов в контексте окружающего ландшафта.
- Государственные природные заповедники «Чазы» и «Малый Абакан», сохраняющие историко-культурный ландшафт, содержащий комплекс исторических памятников (курганы, крепости, писаницы и другие).
Эти территории в давние времена были местами паломничества не только местных жителей. Вернётся ли былое величие в эти удивительные места? Всё зависит от нас с вами, от нашего чувства любви к нашим предкам, к нашей малой Родине, от нашей памяти. Изучая историю и культуру родного края, мы узнаём о мире, который нас окружает и о самих себе. Мы прикасаемся к истокам человеческого существования и ощущаем непрерывность бытия.
( Л. Ерёмин)
- Ведётся учёт и выявление древних памятников.
- Создана комплексная программа по формированию экологической культуры при поддержке и участии правительства Республики Хакасия, которая реализуется в регионе с 2001 года.
- Грандиозное обеспечение деятельности по формированию экологической культуры оказывает Общественный фонд «Чазы».
- На его базе создан национальный фонд «Страна заповедная». Разные организации во главе с генеральным спонсором – группой «Сибирский алюминий» взяли на себя финансовые обязательства по проведению крупномасштабных эколого-просветительских акций.
Экологическое образование – это формирование подлинного человеческого отношения к природе, определение допустимой меры преобразования природы, выработка нормативов поведения, при соблюдении которых станет возможным дальнейшее существование и развитие человека на планете.
Таким образом, экологическая культура и экологическое образование играют важную роль в становлении личности и должны формироваться с раннего детства.
Хочется отметить работу нашей школы, которая ведёт активную эколого-просветительскую деятельность. Организованы кружки «Юный эколог» и «Эколог», ориентированные на привитие любви к родному краю, бережному отношению к природе и памятникам культуры. Дети с интересом участвуют в акциях «Осенний листопад» (уборка территории школы), «Забота» (оказание помощи зоопарку), «Кормушка» (забота о пернатых) В школе работают музеи «Редкие комнатные растения» и «Страницы прошлого и настоящего».
Проводя анкетирование, мы ставили перед собой задачу – оценить жизненные, нравственные позиции современного школьника в вопросах экологии и патриотизма (слайд 14-15)
На протяжении веков складывалась неоспоримая истина – не хлебом единым жив человек. Памятники древней культуры – те же леса, океаны, почвы, родники сознательного и созидающего бытия человечества.
Очень жаль, что некоторые люди словно забывают, что они строят и живут на древней земле, богатой для человеческой памяти священными реликвиями. Если относиться к земле просто, как к территории, на которой ты существуешь, то и отношение к ней будет соответствующее. Территорию покоряют, занимают и даже захватывают. А Землю, родную землю, Родину – осваивают, освобождают, защищают.
Природа и культура («вторая природа») созданы лучшими устремлениями всего человечества, у них не должно быть недругов, а как можно больше друзей.
Итак, в своей статье я обратился к важной и актуальной проблеме не только нашей республики, но и всего современного мира.
Вопрос историко-культурного наследия хакасии не может не волновать, он стоит очень строго.
Мы изучили литературные источники, посетили достопримечательности родного края, проанализировали анкетирование, проведённое среди школьников 4-х классов, и пришли к следующим выводам:
Важнейшими аспектами в формировании эколого-патриотического развития личности является:
1. Изучение памятников родного края, их истории.
2. Сохранение историко-культурного наследия для потомков.
3. Воспитание чувства патриотизма к своему городу, стране, памятникам культуры.
4. Обучение экологической культуре.
5. Развитие эколого-просветительской деятельности дошкольных и школьных учреждений.
Природа – это наша жизнь, она живая! Вот почему скала плачет, камень имеет сердце, и оно бьётся, как у человека, морской прилив шепчет, лес дышит, каменное изваяние слышит мольбы человека, а наскальные надписи и рисунки говорят!!!
Поэтому, быть патриотом планеты Земля – значит, сохранить всё то, что нам досталось от прошлых поколений – природу, культуру, историювсем сердцем любить всё это.
Приложить все усилия, чтобы наши потомки жили на прекрасной, красивой земле – с реками, горами, тундрами, степями с травами и птицами, со всеми животными – дикими и прирученными человеком, восторгаясь искусством и культурой всех времён и народов.
Комментарии