Культура  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Несколько мыслей об искусстве

Мы рассматриваем живописные полотна и статуи, слушаем симфонии, читаем романы и поэмы, останавливаемся перед величественными зданиями, следим за движениями танцоров, воспринимаем театральные спектакли и кинофильмы. И эти очень разные явления обозначают одно – искусство.

Искусство призвано развивать человека, совершенствовать его духовный мир, делать богаче его мировоззрение и учить его отличать подлинное искусство от подделок.

Открытия и находки археологов (наскальные рисунки, духовые инструменты из костей животных и т. д. ) свидетельствуют о том, что искусство зародилось на заре человеческой цивилизации вместе с человеческим родом. Они шли и развивались вместе рука об руку.

Мир искусства богат и сложен. Своеобразие каждого вида искусства состоит не только в предмете этого искусства, но также и в средствах художественной выразительности. Музыкант оперирует звуками, писатель – словом живописец обращается к линии и цвету. Для того чтобы школьник вступил в мир искусства никак в темный, неведомый лес, его нужно постепенно вводить в этот прекрасный мир с самых первых лет жизни, терпеливо приобщая художественным сокровищам, накопленным человечеством за многие тысячелетия.

Самый верный и наиболее плодотворный путь приобщение к искусству – это живое общение с ним. Посещая музеи и выставки, рассматривая памятники архитектуры, знакомясь с картинами и репродукциями, занимаясь музыкой и танцами, незаметно для себя подрастающие поколение накапливает бесценный опыт «эстетического отношения к действительности». Они начинают другими глазами смотреть на то, что их окружает, начинают видеть красоту или замечают непривлекательность в том, мимо чего раньше проходили равнодушно.

Когда говорят о видах искусства, то имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому - то главному и общему для них все признаков. Например, если заходит речь об архитектуре, то подразумевается произведение всех её типов и предназначений: дворцы и храмы, заводские корпуса и жилые дома и т. д.

Если говорят о живописи, имеют в виду её разновидности: картину на холсте, мозаику на стене здания, крошечную миниатюру, величественное панно. Внутри каждого вида искусства существует более частные подразделения, именуемые жанрами. В живописи, например, натюрморт, портрет, пейзаж и д. р.

В нескольких последующих главах мы рассмотрим основные виды искусства и их влияние на современного школьника.

Влияние кино и телевидения на воспитание школьника

В последнее время невиданно возросли возможности средств массовой информации. В отсутствии какой бы то ни было цензуры, они обрели полную свободу выбора социальных тем, идейно-нравственных ориентиров в различных формах своей деятельности. Наиболее значимое по масштабам воздействия на массовое и индивидуальное сознание, особое место занимает кино и телевидение. Они имеют огромный интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал.

Работа телевидения, как правило, формирует уровень обыденного сознания, убежденность достоверности его информации. Зрительская аудитория имеет возможность для собственной оценки качества современных телевизионных программ. Образованный развитый человек дает верную оценку увиденному на телеэкране, но, как известно, большинство зрительской аудитории составляют дети и подростки. Они в силу своей незрелости не смогут дать правильную оценку полученной информации, следовательно, их развитие будет искажаться и пойдет по неправильному пути. Это вызывает глубокую озабоченность и тревогу педагогов и родителей. Ущербные и нравственно-несостоятельные телепередачи оказывают опасное для судеб и развития детей и молодежи психологические воздействия.

Ряд передач ТВ достойны внимания массовой аудитории. Например, познавательные информационно-аналитические программы, отдельные авторские циклы, особенно исторические программы, обращенные в прошлое нашей страны. Они призваны реально, осмыслить и понять, а также объективно оценить те или иные события и факты, пройденные нашим народом за десятилетия борьбы и труда. Правда, иногда в содержании этих передач вторгаются необъективные факты и оценки, искажающие исторические события и роль выдающихся государственных и военных деятелей. К сожалению, отдельными авторами передач отсутствие цензуры воспринимается как анархическая свобода действий, т. е. «делаю что хочу, говорю, что хочу». Это может привести к искаженному, неправильному восприятию детьми и подростками даже известных исторических фактов. Некоторые активные журналисты воспроизводят на телеэкране так называемую «чернуху». Надежды педагогов и родителей на какие-либо кардинальные меры и конкретные действия на правительственном уровне по улучшению качества телепрограмм, очищению их от искажений реальных событий и фактов пока не стали предметом озабоченности со стороны федеральных и региональных органов власти. Художественные и развлекательные программы часто воспроизводят кровавые сцены, заказные убийства , бандитизм и мошенничество , порочный образ жизни отдельных молодых людей. Несформировавшийся ум и сознание вполне могут внутренне воспринять это как приемлемую жизненную позицию. К сожалению, часто навязчиво пропагандируется насилие, пренебрежение понятиями целомудрия и нравственности, вседозволенности в сфере семейно-бытовых и интимных отношений. Такие передачи, как, например, «Дом-2» и тому подобные, просто поражают своим примитивизмом, бесстыдством и разнузданностью.

Средства массовой информации – в частности телевидение – смогли внедрить в российскую душу то, что чуждо нашему человеку: жестокость, безнравственность. Ученные во всем мире говорят, что дети с самого маленького возраста, претворяют в жизнь то, что видят на экране. 2. 5 миллионов беспризорников, которых раньше наша страна имела только в гражданскую и отечественную войну - для них ТВ- в худшем проявлении- становится руководством к преступлению.

Сегодня от позиций ТВ зависит моральный дух нации и устойчивость норм гражданского общества. Но часто телевидение становится передатчиком чужой псевдо - культуры, упрощенности самого языка, что способствует отчуждению, разъединению, взаимному недоверию людей. Это вызывает серьезное опасение за судьбы подрастающего поколения России.

Негативное влияние ТВ на детей и молодежь отражают и данные социологических опросов. Заметны отдельные предпочтения молодых людей далекие от элементарных устоев морали, например, употребление алкоголя и наркотиков. Что касается посещения театров, концертов, выставок, то интерес к ним проявляют немногие. Возмущенная аудитория старшего поколения с негодованием спрашивает, кому адресована «теневая» фабула человеческой деятельности и что могут почерпнуть из предлагаемых сюжетов жизни социального и нравственного «дна» растущие поколения российских граждан.

Подлинное возрождение воспитательного потенциала отечественного ТВ, как мощного средства формирования общественного сознания духовно- нравственного развития российской молодежи возможно только при условии глубокого переустройства деятельности всего телевизионного цеха. Скажем и о том, что досаду и недоумение зрителей вызывает объемная реклама, часто весьма низкопробная, вызывающая лишь стрессовое состояние у взрослых и детей, а также желания поскорей выключить телевизор.

В последнее время наметилась положительная тенденция по изменению к лучшему в телевизионных программах и средствах массовой информации. Стали появляться статьи, художественные и документальные фильмы о людской доброте и справедливости, морально – здоровым образом жизни, о трудовом героизме и военных подвигах.

2008 год был даже объявлен «годом семьи», где уважаемые и состоявшиеся люди рассказывают о своих семьях и семейных ценностях. Известный режиссер Марк Захаров считает, что создать хорошую семью, родить и воспитать хороших, здоровых детей труднее, чем поставить хороший спектакль и даже создать такой театр, как «Ленком».

Хотелось бы надеяться на возникновение комплекса мер и действий на уровне правительственных структур и общественных объединений, которые позволили бы превратить общественное телевидение в мощный источник интеллектуального развития и нравственного оздоровления российских современных школьников.

Влияние музыки на развитие школьника

Искусство и музыка старше науки, и даже старше мышления: в искусстве человек выражает свое отношение к природе и к жизни, в искусстве мысль растворена в чувстве и слита с ним; искусство как творческое самовыражение человека и способ его взаимодействия с миром возникло раньше абстрактного мышления и науки. Это значит, что человеческий мозг формировался тогда, когда человек покрывал стены пещер своими рисунками, когда человек слагал стихи и пел песни. Только потом через многие столетия этот же самый мозг вычислил ход планет, проник в тайны вещества и познал тайны эволюции живой природы.

Человек музицировал еще тогда, когда не умел измерять и вычислять, когда не умел обрабатывать землю и не умел строить. Музыка уже в глубочайшей древности была сосредоточием чувств и мыслей человека.

Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении человеческого мышления. Древние греки говорили о гармонии небесных сфер, считая, что в космосе звучит музыка и выражает его законы. Древние китайцы считали музыку формулой мира, в европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила число наук. Музыку человечество не отделяло от мышления, считая ее частью мышления и в некоторой степени его источником. Музыка и мысль неразделимы: вторая явилась из первой и нет ничего правильней, чем, воспитывая умственные способности школьника, обратиться к музыкальном истокам.

На протяжении столетий в развитии подрастающего поколения музыкальный акцент существовал и активно участвовал в образовательном процессе. В университетах средневековой Европы и в университетах эпохи Возрождения музыку изучали наряду с другими науками.

В индустриальную эру общество стало свидетелем небывалого расцвета науки, музыки, литературы и других видов искусства. Искусство питало человеческую одаренность на заре истории, оно продолжало питать ее и потом, когда изучение науки и искусства составляли содержание образования. Самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку искусство и в первую очередь на музыку.

Для занятий музыкой не обязательно нужен очень хороший слух, эти занятия необходимы детям почти с колыбели. Можно с удовольствием заниматься музыкой и без выдающих музыкальных способностей. Начать музыкальные занятия можно в любом возрасте и добиться успеха, музыка открыта каждому, она готова общаться со всеми, кто делает шаг ей на встречу.

Музыка обогащает человека, совершенствует его мышление, наблюдательность и чуткость, коммуникабельность. Она даже облагораживает внешний облик человека, накладывает тонкий отпечаток благородства на его внешность. С помощью соответствующих анкет мною было проведено социологическое исследование в 4-7 классах. С 4 по 6 класс ответы были в анкетах удивительно похожими: любимая книга - о Гарри Потере, любимый жанр искусства- кино, любимая музыка - популярные молодежные ритмы. Что приятно – это все опрошенные единодушно считают жизнь без искусства невозможной. Наибольшее влияние в формировании их вкусов в искусстве, как они сами говорят, оказывают их родители, родственники и друзья. От этого массового мнения отличается большим разнообразием мнение школьников, которые занимаются музыкой, живописью, танцами или другими видами искусства.

Группа профессоров- педагогов из разных стран в течение десяти лет с 1992 по2002 годы изучала успеваемость 25000 учащихся. Эти дети учились по расширенной программе, широко включающей искусство и музыку, как обязательную дисциплину. Особое внимание исследователи обратили на успехи детей даже из семей с низкими экономическими показателями, оказалось, что дети, изучающие регулярно искусство и музыку, гораздо лучше успевали по всем предметам. Они обгоняли своих сверстников по математике и по качеству освоения навыков чтения. Особенно это касалось учеников 6- х. классов, т. е. детей вступающих в подростковый возраст, чье мышление начинает вставать на взрослые рельсы.

Интересное исследование провели польские психологи. Некоторые представители общественности, не связанные близко с музыкой, полагают, будто бы музыканты в силу больших затрат времени на профессиональную подготовку не имеют базовых знаний и в интеллектуальном смысле уступают представителям других профессий. Но внимательное изучение биографий выдающихся музыкантов и тестирование молодых польских музыкантов подтвердило их прекрасное умение пользоваться языком и высокоразвитую способность логически мыслить. Эти навыки оказались у музыкантов на большей высоте, чем у представителей других профессий. Занятия по системе выдающегося музыкального педагога Шипитцу Судзуки способствовали высокому умственному развитию его учеников даже больше, чем развитие их музыкальных данных.

Разнообразные исследования, выполненные в разных странах, показывают благотворное влияние музыки интеллектуальный рост детей. Эффективность музыкального воздействия на человека в особенно повышенно- восприимчивом детском возрасте, объясняется той связью, которая на протяжении всего процесса эволюции человека установилась между музыкальным искусством и мозгом.

Вовлечение детей в простое музицирование без всякого активного процесса, т. е. например, обычная игра под классическую музыку оказывает благотворное влияние на работу мозга даже четырехлетних детей. Это говорит об огромной силе музыкального воздействия, о действительной, внутренней связи между искусством музыки и мозгом человека.

У музыкантов связь зрения, движения, слуха гораздо активнее, чем у не музыкантов: музыкант соре среагирует на визуальный и слуховой сигнал, чем не музыкант. Эта закономерность ярко выражена у тех, кто даже не будучи профессионалом начал заниматься музыкой с 7 лет.

Школьники, которые занимались музыкой, показали себя более самостоятельными, не нуждающимися ни в посторонних стимулах, ни в посторонней помощи. Именно таков стиль работы музыканта: он занимается один, и он должен проводить несколько часов в день за инструментом, ни с кем не общаясь и не испытывая внешнего давления. Музыканты более волевые и сосредоточенные ученики и эти их черты столь широко известны, что научные данные могут только подтвердить общераспространенные характеристики музыкальных детей.

Педагоги замечают, что дети, занимающиеся музыкой более творчески мыслят, их решения были более оригинальны и они не щадят времени на поиски лучших вариантов. Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребенком, чем родители, считающие музыкальное образование праздным и бесперспективным. Музыка - лучший педагог, который меняет способы мышления, учит мыслить. Мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять все, что ему нужно. У музыкального ученика не может быть проблем с успеваемостью - эту истину подтверждают многолетние наблюдения психологов и педагогов.

Музыка облагораживает эмоционально, обогащает умственно, она способствует росту основных человеческих способностей - способность к логическому мышлению, способность к овладению языком и речью. Музыка способствует развитию социально- ценных качеств человека, делая его более либеральным, способным воспринимать « чужое» как « свое».

Существует огромное число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и музицируют. Среди них короли и президенты, видные политики и бизнесмены, известные художники и артисты. Многие авторитетные фирмы и компании, западные банки предпочитают сотрудников с музыкальным образованием. Они правы: музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека. Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта, который не преуспел бы в любой сфере деятельности, если бы захотел. Музыкант - означает лучший во всем и всегда. Следовательно, широкое внедрение музыкального образования - в детском саду, в школе, в вузе и на любом уровне - позволят каждому человеку максимально раскрыть и умножить все свои способности.

Живопись, скульптура, архитектура

Живопись – наиболее распространённый и знакомый вид изобразительного искусства. С картинами и их копиями мы встречаемся довольно часто, а учителя используют их на уроке и во внеклассной работе.

Самые древние произведения живописи обнаружены учёнными на стенах пещер, в которых обитали первобытные люди. С древнейших времён существует живопись, получившая название монументальная. Это росписи, выполненные на стенах, колоннах, сводах зданий.

Скульптура также возникла в глубочайшей древности, первобытные художники лепили из глины или вырубали из камня изображение животных и людей. Сохранилось немало первобытных женских статуэток. Это - воплощение могучего женского начала, продолжение жизни; это женщины – родоначальницы, возможно, примитивные богини.

Большое значение в скульптуре имеет материал и техника его обработки. Верное чувство и умение воплотить идею в подходящем материале – важный элемент дарования скульптура. Как и в живописи, в скульптуре существуют различные формы и жанры.

Архитектура – искусство проектировать и строить различные здания. Она окружает нас со всех сторон. Это искусство – практическое; здание строится, чтобы помочь людям, или послужить самым разным жизненным целям.

До нашего времени сохранились египетские пирамиды, сооружённые около пяти тысяч лет назад, и уже в древности, считавшиеся одним из семи чудес света. Сохранились прекрасные памятники эпохи античности – Древней Греции и Рима. Каждый, кому довелось бывать в Санкт – Петербурге, не перестаёт удивляться художественной цельности, гармоничности, красоте архитектурных ансамблей и отдельных зданий города на Неве.

Восхищение вызывают созданные много веков назад церкви, храмы, соборы и монастыри России, а также отдельные здания и дворцы, созданные выдающимися архитекторами. Как пример, можно привести здание Краеведческого музея, построенное в 19 веке у нас в Таганроге, которое называют «Дворец Алфераки». В Таганроге было несколько изумительных соборов, но, к сожалению, все они были уничтожены в 30 –е годы ХХ века, сохранились только их фотографии. Чудом уцелела прекрасная маленькая церковь на старом кладбище.

Современная педагогика придаёт большое значение эмоциональному развитию личности ребёнка, воспитанию его творческого восприятия природы, окружающей действительности, искусства.

В. Сухомлинский отмечал: «В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества»

Главным помощником учителя в деле эмоционального развития личности ребёнка становится сегодня искусство, в частности изобразительное. Невозможно перечислить те благотворные влияния, которое оно может оказать на ребёнка в процессе воспитания и образования, в процессе нравственного формирования его личности.

Изобразительное искусство вызывает глубокий эмоциональный отклик в душах детей, если между ними, верно, наведены мосты. В младшем школьном возрасте характерна такая особенность для учеников, как глубокая потребность в эмоциональном отношении и окружающей действительности, непроизвольная, легкая переключаемость внимания.

Импульсивность детей, свежесть и подвижность их восприятия придают занятиям изобразительным искусствам быстроту, насыщенность различными видами деятельности. Такие психологические особенности младших школьников, как вера в правдивость всего, чему их учат, податливость внушению, и пытливое любопытство помогает педагогу в их обучении.

В среднем школьном возрасте главными опорами в обучении могут служить расположенность учеников к импровизации, ролевой игре, живость воображения, широта склонностей и потребность к самостоятельности.

В старшем школьном возрасте происходит совмещение черт «мыслительного» и «художественного» типов личности. Здесь сочетаются готовность к рассуждениям, активность анализа и особенная эмоциональность, впечатлительность, обострение нравственной чувствительности.

Средством приведения учащихся к универсальным знаниям, яркой чувствительности, как одним из важных сторон обучения и воспитания современного школьника, безусловно, может служить знание изобразительного искусства.

Значение литературы в становлении школьников

Сегодня в России около 40 миллионов несовершеннолетних, что составляет почти 27% от общей численности населения. Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков на прямую связано с получаемой ими духовной пищи. Вхождение школьника в книжную вселенную происходи в первую очередь с помощью литературы специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение школьников, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. Очень важна ранняя встреча с книгой, доступ к ним в школе и вне её, поддержка и поощрение чтения. Книги должны быть доступны учащимся, а репертуар чтения широк и разнообразен. Школьник, как читатель, имеет ярко выраженную специфику: в отличии от взрослого он не может «отложить» чтение, так как в детстве быстро переключаются с одного на другое. Поэтому, если школьники вовремя не получают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще перестают читать.

Сегодня единственным бесплатным источником приобщения школьников к чтению остаётся библиотека. С удорожанием книг и периодики, с изменениями в школьных программах, обусловленными реформами образования, а также с ростом потребностей детей в разнообразной детской литературе и школьных учебниках, ежегодно растёт число юных читателей в библиотеках.

Социологический опрос, проведённый мною в 4 по7 классах показал на вопрос «Любите ли вы читать?» положительно ответили 75% опрошенных, читают, только в силу необходимости22%, 3% не читают вообще предпочитая другие занятия.

Школа влияет на расширение репертуара чтения школьника самым активным образом. Однако любви и тяги к книге такое чтение не прививает, скорей, наоборот – из-за больших нагрузок происходит неприятие, отторжение чтения как такого. Недаром 25% школьников практически не читают для досуга.

Падение интереса школьника к свободному чтению вызывают беспокойство по ряду причин.

Во – первых, обедняются эмоциональная и интеллектуальная сферы развития школьника, что в последствии может сказаться на формирование шкалы оценок окружающего мира.

Во – вторых усиливается дисбаланс тематики репертуара чтения: исключаются темы, относящиеся к серьезному искусству, предпочитаются темы: фэнтази, мистика, приключения, детективы, ужасы.

Большинство этих произведений не способны положительно влиять на формирование моральных и этических норм, верных эстетических оценок и развитие словарного запаса.

В – третьих, отмечается прямая связь развитого навыка систематического досугового чтения и активного чтения в помощь школе, что в свою очередь косвенно влияет на успеваемость и общую культуру школьника.

Итак, данные многих исследований и результаты моего опроса свидетельствуют о том, что значительная часть детей не любит читать. То, что мы можем стать обществом «вторично неграмотных» подтверждают и педагоги. Социологи отмечают у школьников падение престижа чтения и смещение чтения на 2 – 5 место в досуговой деятельности.

Нужно отметить, что в одних семьях литературным образованием детей занимались ещё в дошкольном возрасте, тогда как в других им вовсе не занимаются. Любая детская книга входит в жизнь школьника через посредников – родителей, учителей. Вот почему столь важна читательская атмосфера в семье учащегося. В подростковом возрасте воздействие печатного слова на формирование личности очень велико, с помощью книг ребята ищут ответы на беспокоящие их вопросы.

На первом месте в репертуаре чтения стоит художественная литература следующих авторов: Джоан Роулинг, Люк Бессон, Толкиен. Как видно, что большое количество популярных авторов среди школьников не проявляется.

Специалисты отмечают, что для большинства школьников чтение не является ежедневным занятием, и устойчивая привычка к чтению формируется лишь у трети. В России набирает темп процесс, который можно назвать «кризисом чтения». К домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека. Озабоченность мировой общественности связано с ухудшением подросткового чтения, с ростом «телесмотрения». К сожалению телепередачи являются «Воспитателем, практически не имеющим себе равных».

Государственные структуры управления до сих пор не уделяют должного внимания изучению связи «ребёнок – книга», у нас нет ни, «Карты детской культуры», как в Швеции, ни, «Карты детского чтения», как в Германии, ни специального института или хотя бы центра изучения детского чтения и книги для школьников, которые есть во многих государствах. Назрела крайняя необходимость изменять существующее положение вещей на уровне правительства и федерации.

Театр, танцевальное искусство, балет

«Театр уж полон; ложи блещут; портер и кресла, всё кипит»

А. С. Пушкин

Театр, как вид искусства, зародился в очень глубокой древности: он из примитивных игр и обрядов, в конце концов, возник первый театр. Древняя Греция подарила миру и первое устройство театра, и три основных драматических жанра – трагедию, комедию, драму, и первых профессиональных авторов, актёров и многое другое. Очень богатые формы зрелищ выли, созданы в странах Древнего Востока – в Индии в Китае, в Японии, в Индонезии. Народные музыка, танец, пантомима слагались в такие оригинальные представления, что люди до сих пор восхищаются ими. В эпозу Возрождения творили бессмертные драматурги – Шекспир, Лопе де Вега, и др. Эти великие авторы ставили перед актёрами благородные задачи – своим творчеством воспитывать общество. Одними из первых внесли свою дань на алтарь театра такие страны, как Англия, Испания, Франция, Италия, Германия и Россия. В великой театральной стране живут оперные и балетные театры, театры драматические, театры теней, кукол, зверей, радио и телетеатра, детские, студенческие и т. д. Эту страну создавали тысячи людей: драматурги, танцоры, артисты и композиторы, архитекторы и строители, художники, осветители, механики, инженеры ит. д. Среди них было много гениальных людей. Например, в 15 – 16 в. в Италии театральные постановки оформляли Леонардо да Винчи, Рафаэль, Андрэа и др. Русский театр на весь мир прославили художники группы «Мир искусства» - А. Бенуа, М. Добужинский, Н. Рерих, И. Билибин. Когда русский балет и опера отправились в 1907 году на гастроли, а Париж, только и было разговоров, что о русских исполнителях и о русских декорациях.

Постепенно русские постановщики вывели режиссёрское искусство в ранг самостоятельного вида театральной деятельности. Эти заботы часто брали на себя авторы пьес, создавшие для русского театра репертуар, правдиво отражавший народные, нравственные идеалы.

«Талант – это предрасположение человека к труду». Такое удивительное по точности определение дал великий русский поэт А. С. Пушкин. Оно касается « врачей, и художников, музыкантов и актёров, учённых и учителей и даже школьников.

В 1662 году в Париже открылась Академия танца, появились профессиональные балетмейстеров и танцовщики, чуть позже гениальные балеты талантливейших композиторов, где музыка и танец равноправны. Как и все виды искусства, так театральные спектакли, балетные постановки, различные представления оказывают благотворное влияние на развитие и становление личности школьника. Дети, знакомые с театральной страной не понаслышке, быстрее развиваются, более свободно и глубже мыслят, у них более широкий кругозор и более правильная оценка произведений искусства и литературы, встречающихся на их пути: формируется более правильный художественный вкус и школьник в состоянии отличить шедевр от подделки.

Массовая культура как экологическое бедствие для школьника.

Последние десятилетия цивилизация мчится к новым рубежам. Прогресс науки и новых высоких технологий привёл к резкому удорожанию стоимости жизни, стоимости лечения и практически любых услуг.

Абсолютными лидерами в создании новой культуры и идеологии производства стали транснациональные компании. ТНК (транс -национальные компании) принесли рынок потребления новый лозунг: «Превратим искусство в бизнес, а бизнес в искусство».

Какая же культура движется в это время на наше общество? Мы продолжаем жить в обстановке идеологического вакуума, когда нас всех терроризирует массовая культура. Ни государство, ни наука, ни религия, ни новые отечественные ТНК не сформулировали цели и приоритетные ценности страны, наоборот, произошла переоценка и переосмысление ценностей. Этот вакуум немедленно заполнила массовая культура Запада 60 – 70 – х с рекламой подгузников и зубных паст.

Массовая западная культура бесконечного рынка потребления, учитывая значительную российскую нищету, плодит массовые комплексы неполноценности и уродства духовного развития человеческой личности. Бесконечные гонки – соблазны и конкурсы мигов удачи порождают миллионные толпы проигравших.

За поражением и отсутствием успеха на рынке потребления идут наркотики, насилие, агрессия. Последствия массовой культуры – это миллионы разрушенных и искалеченных жизней без официальных войн и оружия.

По России гуляет массовая культура низкого пошиба, которая засоряет и разоряет исторически сложившиеся духовные святилища памяти, преемственности и традиций.

Массовая культура новых инфобаронов насаждает прагматичный цинизм и жестокость без иллюзий. Цинизм подменил честность, наглость выбросила на помойку мерки порядочности, детали вытеснили знания, знания обернулись пользой, а цели заменены средствами. Прежде всего, всё это отрицательно влияет на детей подросткового возраста, т. е. школьников.

Выдающийся психолог А. Маслов показал, как дефекты мотивации и творческой самореализации превращают человека в злобное, агрессивное существо, формирующее вокруг себя зону разрушения. Маслов первый указал, что реализация творческих задатков личности с детства является непременным условием правильного развития эмоций. Агрессивными и злыми люди формируются в результате нарушенной реализации творческой активности в детском и школьном возрасте. Маслов подчёркивал, что духовные приоритеты и символы культуры не имеют материальных прототипов в обществе, поэтому культура является вторым «материнским чревом» для формирования личности. Массовая культура – это индустриальный инкубатор с вирусами, в котором клонируются личности – уроды.

Все виды искусства, наука, религия, образование должны объединиться в борьбе с засильем массовой культуры в единой стратегии выживания. Необходимо на всех углах объяснять, что раннее знакомство и активное приобщение школьников к великим духовным ценностям является спасительной «прививкой», защищающей развивающийся мозг и душу от вирусов массовой культуры.

Настало время учёным, представителям культуры и религиозных конфессий сесть за стол и обсудить программу борьбы с массовой культурой не путём запретов, а путём создания компьютерных, телевизионных и др. информационных программ, которые обладают той же притягательностью и силой, как рынок массовой культуры.

Настало время объявить тотальную войну массовой культуре как важнейшему экологическому бедствию. Эта борьба поможет строительству новых мостов между разными «континентами» культуры и жизни. Смысл жизни может дать оазис духовности, выходящий из трёх родников жизни- науки, культуры и религии. Новая культура – это гигантский мегаполис информации и знаний с огромной системой мостов, информационных артерий, библиотек и возможностей, позволяющий получать знания без очередей. Новая культура – это право неограниченного выбора из всего живого родника богатства знаний, искусства и литературы, без бюрократических уловок и ограничений для воспитания нынешних и будущих поколений.

Всё это может привести к тому, что, и музыку, и литературу, и живопись, и кино, и просто искусство поглотит массовая культура, низкопробные передачи, и возможно безделье.

Как и говорилось в предыдущих главах государству в первую очередь необходимо заняться пересмотром целей в стране, чтобы у каждого школьника, т. е. будущего гражданина были: собственное мнение, развитая личность и чувство собственного достоинства.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)