Этническая история Башкортостана II половины XVI-XVIII веков
Исторически сложилось так, что территория, на которой расположен Башкортостан, в этническом плане представляет собой весьма пёструю картину. Длительное взаимодействие тюркской и славянской цивилизации, а также существование мусульманской и христианской религий, составляют одну из характерных черт этого региона. Опыт такого взаимодействия, как утверждают исследователи, существует только на данной территории и не присущ России в целом. Сегодня Башкортостан является наиболее крупным по численности населения республикой в Российской Федерации (здесь проживают более 4 млн. Человек) и уникальным регионом по многообразию представленных в ней этносов, культур и языков – 105 в общей сложности.
Таким образом, проблема изучения взаимодействия культур народов, проживающих в нашем крае, актуальна и является важнейшим показателем стабильности их совместного проживания.
Степень разработанности темы. Литература о заселении территории современного Башкортостана и Южного Урала в целом в различные хронологические периоды весьма разнообразна и пестра.
Несомненно, первенство в изучении истории колонизации региона заложил И. П. Рычков, прибывший в край в состав Оренбургской экспедиции и собравший первые сведения о башкирском и пришлом населении края, послужившие основой для написания известного труда «Топография оренбургской губернии». В своём труде исследователь обстоятельно осветил ход правительственного заселения Башкирии в течение 30-40-х гг. XVIII в. , в том числе историю строительства крепостей и форпостов, кратко описал отдельные этносы и этнические группы населения региона – марийцев, татар, чувашей и представителей иных этносов.
В самом начале XIXв. Н. С. Попов акцентировал внимание на этнографическом и историческом описании башкир, их быта и хозяйства. Перу автора принадлежит «Хозяйственное описание Пермской губернии». Эта работа положила начало целой плеяде авторов, ставивших перед собой цель составление историко-этнографического описания народов, переселившихся на Южный Урал.
В конце 80-х гг. XIX в. известный краевед и публицист ремезов Н. В. издал очерк «Заводские люди и их земли», посвящённый переселенческому движению в Уфимской губернии. Собранный автором богатый материал позволил осветить несколько важных вопросов. Так, Н. В. Ремезов предпринял первую попытку периодизации движения, характеризуя каждый из этапов. В итоге он пришёл к выводу, что динамика и размеры движения в губернии находились в прямой зависимости от процесса свободной распродажи башкирски земель и что с прекращением этой практики упали и темпы самого движения.
Следующий этап в разработки проблемы связан с деятельностью советских историков, чьи работы основывались на марксистко-ленинской методологии. Для исследователей 20-30-х гг. ХХв. характерным было преуменьшение значения правительственной колонизации, уделяя внимание лишь добровольной крестьянской колонизации. Саму правительственную колонизацию советские учёные этих лет объясняли в духе идей и работ М. Н. Покровского, считая, что её причиной являлась экспансия русского торгового капитала на северо-восток. Не стала исключением и статья Никитина М. «Основные моменты колонизации Башкирии», опубликованная в 1928г.
Новое направление в изучении темы возникло в 50-60-хгг ХХ в. и нашло своё отражение в «Очерках по истории Башкирской АССР», которые в своём научном подходе к изучению русской крестьянской колонизации Южного Урала значительно отличались от работ 20-30-х гг. Авторы «Очерков» уже не игнорировали правительственную колонизацию, в отличие от своих предшественников, полагая, что эти два направления колонизационного процесса были взаимосвязаны и дополняли друг друга. Публикация данного издания дала мощный толчок более широкой и детальной разработке обозначенной темы.
Над историей русской крестьянской колонизации Южного Урала длительное время работает историк Тарасов Ю. М. Исследователь прослеживает формирование русского крестьянского населения южного Урала и хозяйственное освоение заселяемой территории в течение ХVIII - первой половины ХIX вв. Монография Тарасова Ю. М. «Русская крестьянская колонизация Южного Урала во второй половине ХVIII –первой половине ХIX вв. » показывает, какой вклад внесли русские земледельцы в социально – экономическое и культурное развитие региона.
Серьёзный вклад в развитие региона внесли и башкирские учёные. Работа Рахматуллина У. Х. «население Башкирии в ХVII-XVIII вв» посвящена истории земельных отношений в Башкирии после её вхождения в состав России, а также формированию на данной территории крестьянского и служилого населения. Автор подвергает разбору ход правительственной, помещичьей, монастырской, горнозаводской и стихийной крестьянской колонизации края в XVII-XVIII вв.
Безусловно, заметный вклад в изучение процессов заселения территории современного Башкортостана, истории и культуры народов его населяющих внесли известные башкирские учёные Н. В. Бикбулатов, Р. З. Янгузин, Б. Х. Юлдашбаев и др.
В то же время возрождается интерес историков к этнографии. Появляется ряд работ, посвящённых этнографии отдельных народов, проживающих в Волго-Уральском регионе. Перу известного этнографа К. И. Козловой принадлежит обобщающий труд по этнографии народов Поволжья. примером данных работ служат исследования Пименова В. В. и Христолюбовой Л. С. «Удмурты», Сергеева Г. А. «Восточные марийцы», Руденко С. И. «Башкиры» и другие. Интерес к данной тематике не пропадает до сих пор.
Наиболее значительными представляются труды Кузеева Р. Г. , который своими исследованиями положил начало новому этапу изучения Волго-уральского региона. В 1992г. вышел в свет его фундаментальный труд «Народы Южного Урала и среднего Поволжья». Р. Г. Кузеев первым в России стал автором труда по этнической истории двух крупнейших регионов на стыке Европы и Азии – Среднего Поволжья и Южного Урала, в котором проследил формирование этнического состава населения и процессы многовековых связей финно-угорских, тюркских и восточнославянских народов региона.
Серьёзный вклад в изучение основных миграционных потоков, роста численности населения по регионам, естественного прироста в период ХVIII - начала XIX вв. России и Южного Урала внёс известный специалист в области демографии Кабузан В. М. Для последнего десятилетия ХХв. Характерны работы исследователей по исторической демографии – «История Башкирии по материалам всероссийских и всесоюзных переписей населения в XVI-XX вв», «Многонациональный мир Оренбуржья» и т. д.
Источниковую базу исследования составляют опубликованные источники и публицистика. Большинство из них носит статистический характер.
Статистические сведения стали публиковаться с середины 70-х гг. Х, но в качестве приложений к различным изданиям. Примером этому могут служить «Памятные книжки Уфимской губернии», где, наряду со статьями, присутствуют статистические сведения, касающиеся миграций населения, его этнического состава по уездам и городам губернии.
Ценным источником для нашего исследования являются «Материалы по истории башкирской АССР», опубликованные в 1936-1960гг. они представляют собой целый комплекс сведений по социально-экономическому и политическому развитию башкирского и русского народов на протяжении длительного времени. В «Материалах» помещены документы о земледельческих отношениях башкир, русских, татар и др. этнических групп населения; об урожайности; создании металлургической промышленности на Южном Урале и другие.
В настоящем исследовании использован и ряд публицистических изданий, опубликованных в российских центральных и областных (губернских) журналах: «Нева», «Вестник Европы».
Целью исследования является рассмотрение процесса превращения Башкирии, под влиянием миграционных процессов, из края с преобладающим числом жителей одной национальности в край многонациональный.
В задачи исследования входит рассмотрение следующих аспектов:
1. Прослеживание процесса заселения территории Башкирии различными этническими группами;
2. Раскрытие динамики демографических процессов, протекавших в изучаемом регионе;
3. Рассмотрение характера взаимодействия культур различных этносов на территории Башкирии, а также последствий этого взаимодействия.
Этнические процессы, протекавшие в регионе, начиная с ХVIII в. привлекали внимание целого ряда исследователей.
Хронологические рамки исследования обусловливаются тем обстоятельством, что основные этапы заселении я Южного Урала и Башкортостана различными народностями приходятся на период ХIX – начало ХХ вв. , который и стал основным временным срезом дипломного исследования.
Территориальные рамки работы охватывают территорию так называемой «исторической Башкирии и», в пределах которой, в административно-территориальном отношении, находились две губернии – Уфимская и Оренбургская.
Миграционные процессы в Башкирии
Перед тем, как начать рассматривать миграционные процессы, происходившие на территории исторического Башкортостана, необходимо дать краткую характеристику политике русского правительства в данном регионе.
Присоединение большой территории Башкирии с многочисленным населением к Русскому государству было процессом длительным. Начавшись в середине ХVI в, он растянулся до начала XVIIВ, когда зауральская часть башкир была окончательно включена в систему Российского административного управления.
Для Москвы присоединение означало превращение Руси в многонациональное государство, что ставило перед ней совокупность проблем, требующих разработки и осуществления определённой политики: превратить огромный и богатый ресурсами край в часть России.
C 1560-х гг до XVIII в. московское правительство не вмешивалось активно в традиционную организацию жизни и быта башкир. Это было связано с трудностями реализации власти в отдалённых поселениях и кочевых аулах. С начала XVIIIв. Политика круто меняется в сторону форсирования осуществления целей интеграции. Берётся курс на разрушение традиционных социально-политических структур, устранение влияния старой аристократии, создание социальной опоры правительства путём формирования новых сословных групп.
В царствование Екатерины II управление краем осуществляется более гибкими методами. Заметно сотрудничество с башкирской аристократией путём восстановления старых прав и привилегий отдельным группам населения. В то же время с конца XVIII в. нарастает тенденция к созданию верного правительству феодально-бюрократического слоя внутри коренного населения.
Политический аппарат со времён Ивана IV вырабатывает в регионе два основных типа политических действий: политику силы и политику дипломатии. Первая включала строительства опорных пунктов, крепостей и крепостных линий. Политика дипломатии включала использование традиционных социальных структур, систему регулирования податей и обложений, провоцирование вражды между народами региона.
Теперь перейдём непосредственно к рассмотрению миграционных процессов в регионе.
После завоевания Казанского ханства и присоединения Приуральской Башкирии к Русскому государству процесс освоения края приобретает планомерный характер. Историки – исследователи выделяют различные формы данного процесса: военно-правительственная, крестьянская, монастырская, дворянская и заводская колонизация.
Первой по времени была военно-правительственная колонизация. Правительство для организации управления новоприсоединённым краем основало там крепости-города, селило воевод с гарнизоном.
Центральным опорным пунктом русского правительства в Приуралье была Уфа, основанная в 1586г. город был построен на невысоком холме на правом берегу реки Сутолки, при впадении её в реку Белую. Р. Г. Буканова в своей монографии «Города и городское население Башкирии в XVI –XVII вв. » предполагает, что этот район являлся историческим центром Башкирии. На месте Уфы до принятия башкирами российского подданства находилась ставка ногайского хана.
Башкиры сами в 1573г. обратились к Ивану Грозному с просьбой о строительстве города на их земле. П. И. Рычков писал об этом событии: « башкирцы о построение сего города челобитье своё имели в 7081г (1573г) не только для того одного, чтобы им положенный на ясак тут, как внутри их жилищ, платить было льготнее, но и от неприятелей бы иметь им здесь убежище и защиту». но не все башкиры были согласны на постройку города. А. С. Доннелли в своей работе «Завоевание Башкирии Россией. 1552 – 1740гг» отмечает, что башкиры Ногайской дороги с тревогой следили за продвижением русских по их территории. Когда в 1586г посланники, прибывшие в Ногайскую Орду, объявили им о намерении русских построить город у места слияния рек Уфы и Белой, ногайцы ответили, что «государёвым городам на Уфе и на Самаре впредь не бытии».
Таким образом, отношение башкир к строительству г. Уфы было неоднозначным.
В числе первых строителей г. Уфы были московские служивые люди, новокрещёны, иноземцы, полецкая шляхта. Кроме служилых людей в строительстве города активное участие принимали и представители коренного населения края, и даже мишари.
Первые конкретные сведения о составе и количестве жителей Уфы относится к середине 90-хгг XVIв «отводная книга по Уфе» даёт возможность определить первых постоянных жителей Уфимской крепости. В ней перечисляются следующие категории населения: дети боярские, сотники стрелецкие, новокрещёны, пушкари, толмачи, воротники. Сословная структура городского населения в основном была типичной для всех порубежных крепостей Русского государства. Однако этнический состав был более разнообразным. В числе первых поселенцев г. Уфы в «Отводной книге» выделяются отдельные группы служилых людей нерусского происхождения: новокрещёны, слободские татары, мордва. в самом начале ХVII в. в Уфе появляются иноземцы: лит овцы, немцы, Черкассы, нанимавшиеся на службу к Русскому государству.
Итак, в Уфе на рубеже XVI-XVII вв сложился пёстрый состав населения, преобладающее большинство которого было представлено русскими служилыми людьми, но кроме того, имелись отдельные, пока немногочисленные группы нерусского населения. Таким образом, с самого начала своего формирования населения, Уфа включала себя разнородные этнические элементы.
На протяжении всего XVII в. население г. Уфы пополняется за счёт присылки из других городов дополнительных военных сил: дворян и мелких служилых людей, иноземцев и других категорий военнослужащих.
В 30-е гг XVII в. в Уфе появляется первое посадское население. одним из очагов заселения уезда русским крестьянским населением становиться дворцовое село Челны, основанное в 1626г. выходцами из Казанского уезда. Постепенно вокруг него появляются другие сёла и починки. В 1646г. здесь находилось уже 8 сёл и деревень и несколько починков, в которых насчитывалось 349 крестьянских дворов.
Вслед за Уфой в различных регионах Исторического Башкортостана правительство основывает другие крепости. В европейской части края возникли Мензелинск (1654г), Новошешминск, Кичуевск, Заинск (1654-1655), Бирск, Соловарный городок (1684г), Алексеевск и Сергеевск (нач. ХVII в. ). строительство этих крепостей обеспечивало эффект стабильности и защищённости, что вызвало приток в Приуралье дополнительного крестьянского населения и образование вокруг городов сельской округи. Так, по данным Р. Г. Букановой, в начале ХVIII в. в окрестностях Уфы насчитывалось 100 сёл и деревень с общим населением 1473 человека. Сельские поселения появляются и между Уфой и Мензелинском: в 40-егг XVII вв. – с. Архангельское –Бирь (с 1663г г. Бирск). Уже через четыре года после основания численность населения Бирского городка составляла 200 служилых людей, а к началу XVIII в. она возросла до 500 человек.
Определённую роль в увеличении русского населения в крае играли христианские монастыри. Например, в 1596г вблизи Новоникольской слободы возник Оси нский Преображенский моностырь. В 1505г. он получил от правительства земельный участок. В первой четверти XVII в. на этой земле выросло с. Преображенское. По переписным книгам 1646-1647гг данному монастырю принадлежало 1 село, 1 сельцо, 1 починок и пять деревень с 354 дес. пашни и 288 крестьянами. В конце ХVI в. в пределах Уфы был основан Успенский монастырь. По переписи 1646-1647гг в принадлежащем ему селе Чесноковке насчитывалось 91 душа мужского пола. Чалнинский Богородицкий монастырь в1647г. владел деревней Тихие Горы (50 душ м. п. ), деревней на р. Шильне, где было девять дворов крестьян 928 душ м. п. ).
Вслед за служилыми людьми продолжался, то угасая, то вновь оживляясь, переселенческий поток русских крестьян на восток. Значительная их часть оседала по пути следования, поселяясь вокруг городов. Так начинается процесс оформления территории с русским населением. Первые сёла и деревни русских крестьян возникли на территории Осинской и Казанской дорог, на северо-западной окраине исторического Башкортостана. В самом конце XVI в. появились сёла Ново-Николаевские, Николо – Берёзовка, Рождественское, Ново-Никольское.
Во второй половине XVI в. в миграционном движении приняли участие татары и чуваши. Покидая после разгрома Казанского ханства территорию Предкамья, татары и чуваши направлялись вверх по Камье, большей частью оседая в Прикамье, частью уходя дальше, в Западную Сибирь или в Башкирское Зауралье. Уже в конце в. небольшие группы луговых марийцев, вытесненные со своих земель или захваченные общим движением на восток, проникли по Каме, затем по течению р. Белой на территорию северо-западной Башкирии, в бассейн р. Быстрый Танып.
Фактором, подпитывающим рост численности пришлого населения в Башкирском Приуралье, являлись городки Старой Закамской черты, построенный с лета 1652г до осени 1655г между Симбирском и Мензелинском.
Заселение Закамской черты началось одновременно с её сооружением. Источниками формирования гарнизонов новых городов были города-крепости, находившиеся на правобережье реки Волги и в Прикамье: Тетюши, Ахтачинск, Шешминск. Основную массу переведённых из этих городов служилых людей составляли стрельцы. На Закамской черте первоначально было поселено 269 стрелков, 199 конных казаков из Лашиева, 9 ссыльных. Из с. Челны и близлежащих деревень на черту было переселено 300 дворцовых крестьян, которые были зачислены в разряд конных казаков.
Следующий этап заселения Закамских крепостей был связан с русско-польской войной 1654-1667гг. После взятия русскими войсками Смоленска на Закамскую черту были направлены смоленские щляхтичи, оказавшиеся здесь впоследствии наиболее многочисленной группой населения. Они составили почти половину населения Новошешминска 127 человек, 81 человек был поселён в Заинске и 129 – в Мензелинске, не считая членов их семей.
К 1655г в крепостях и форпостах Закамской линии были поселены конные казаки, стрельцы, полоняни , смоленские шляхтичи, крестьяне, всего 271 человек. Переселенцы из среды народов Поволжья (казанские татары, мишари, чуваши, мордва), пересекая линию, селились на башкирских землях в бассейне р. Большой Ик или уходили дальше на восток, в Приуралье. Башкиры жаловались, что переселенцы оседали на их землях «многими деревнямии от того многолюдства в вотчинах их всякий зверьотошёл, и им зверя бить, и рыбу ловить и конских стад и скотины выпускать стало негде Появление Закамской линии стало одной из причин, вызвавших башкирское восстание 1662-1664гг.
Именно с середины XVII в. башкиры столкнулись с массовым изъятием вотчинных земель в связи с постройкой городов-укреплений в Закамье, на севере и северо-востоке. Строительство милитаризованных городов и размещение в них вооружённых людей вынуждало коренное население откочёвывать на сотни вёрст от возможных очагов угрозы и насилия. Сохранилось много челобитных, в которых говорится о захвате башкирских земель – прежде всего лесов, сенных покосов и промысловых угодий – русскими служилыми людьми. Так, уже с 20-хгг. ХVII в. начинают испытывать притеснения со стороны служилых людей жители Байлярской, Енейской и Гирейской волостей. Башкиры жаловались на захват рыбных ловель, бобровых гонов, сенных покосов, с которых они добивали «государев ясак».
С конца XVII в. в Башкирию с юга стали проникать яицкие казаки. «Ещё лет за тридцать прежде г. Оренбурга охотниками из Яицкого корпуса был основан в районе нижнего течения р. Сакмары казачий городок под названием Сакмарск. » По данным Рычкова, к 30-м гг. ХVIII в. в нём насчитывалось «200 казаков русских» и «иноверцев до 50 душ м. п. »
Как мы видим, на рубеже ХVII-XVIII вв. этнический состав западной части Башкирского Приуралья был уже сложен и пёстр. В этот период на данной территории складывается особая географическая ситуация, которая, постоянно развиваясь, тем не менее в основных очертаниях сохранилась до начала ХХ в. Уже к концу ХVII в. население в регионе становится многоэтничным. Здесь проживают такие этнические группы как мордва, татары, горные марийцы, чуваши, русские и некоторые другие национальности.
Р. Г. Кузеев выделяет два фактора, характерные для развития региона в конце XVII в. Первый из них – социальная напряженность. Она проявлялась во множестве спорных земельных дел, возникших между местным и пришлым населением, монастырями, в самовольном захвате земли. Нередко социально – напряжённые ситуации выливались в вооружённые выступления, восстания. Второй фактор – нарастание демографического давления в зонах активной миграции, что привело к выталкиванию местного населения с их этнической территории.
Для понимания этнических аспектов истории региона в ХVIII в. необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию на восточных и южных окраинах расселения башкир.
К концу ХVI в. русские прочно утвердились в Сибири, основав там ряд городов – крепостей – Тюмень, Тобольск и др. отсюда в первой половине ХVIIв. сибирские казаки постепенно продвигаются в западносибирскую Башкирию. Появляются крепости, остроги и монастыри на Исети: Красный Бор, Исетский острог, Катайский острог, Долматов монастырь. Так было заложено начало формирование исетского казачества. Во второй половине XVII в. они продвигаются к югу по исетским притокам Миассу, Тече, Синаре. По Миассу появились слободы Усть – Миасская, Окуневская, Белоярская и др. Население в бассейне р. Исети растёт быстро. По данным И. Г, Акманова, в это время насчитывалось в общей сложности 1417 дворов с населением в 4612 души м. п.
Таким образом, на северных границах расселения западносибирских башкир появилась Исетская линия крепостей, образовала достаточно внушительную силу русского государства на путях движения русских колонистов на восток.
Для западносибирских башкир формирование Исетской линии имело два последствия. Башкиры были отрезаны, изолированы и отодвинуты к югу от своих давних охотничьих и рыболовных угодий по Исети и Пышли. Другое последствие было связано с тем, что оттеснение башкир от Исети к югу активизировало контакты башкир с казахами Среднего Жуза.
Обстановка на восточных и южных границах Башкирии резко меняется в связи с походами калмыков. Казаки, оттеснённые к северу калмыками, вошли примерно с середины ХVII в. в контакты и взаимодействия с юго-восточными и западносибирскими башкирами, а также были вынуждены установить дипломатические отношения с русским государством. Особенно частыми и тесными были взаимосвязи с казахами у башкир кара-табынского рода по р. Уй, Миасс и верховьям Яика, и многих башкирских племён по всему бассейну р. Яик. Калмыцкие тайши в ХVII в. стали влиятельной силой в степях от верховьев Оби до Волги. Их возвышение означало в сущности падение былой ногайской мощи. часть ногайцев бежало на север, в башкирские земли, где постепенно влилась в состав башкирского этноса. Политическая ситуация стимулировала сближение башкир и калмыков, толкало их на совместные выступления против продвижения правительства России на восток. Известны совместные выступления калмыков и башкир в разных районах Башкирии. Позднее группы калмыков перекочевали на башкирские земли и влились в состав башкирского этноса.
События казахско-джунгарской войны, присоединение Младшего Жуза казахов к Русскому государству вплотную приблизили этнические территории казахов, башкир, калмыков. В конце XVII – I половине XVIII вв. на просторах Южной, Центральной и Восточной Башкирии, в Зауралье складывается близкое соседство и тесное взаимодействие трёх крупных этнических образований – башкир, калмыков, казахов.
Процессы, происходящие в Башкирии, миграции калмыков и казахов, борьба в степи привлекала пристальное внимание русского государства. В годы правления Петра I к традиционным целям политико-экономической интеграции Башкирии в составе Русского государства и подавления сопротивления башкир добавились новые задачи. Наиболее важными из них стали: во-первых, продвижение на юго-восток с целью расширения торговли со Средней Азией и установления новых торговых путей со странами Востока. Во-вторых, петровский замысел включал создание рудодобывающей и металлургической промышленности на Урале. Реализация этих идей диктовала необходимость обновлённой политики в Башкирии.
Разработка программы практических действий по выполнению новых задач правительства и воплощение их в жизнь были возложены на Оренбургскую экспедицию. Петровский замысел Кириллов и Татищев превратили в грандиозный проект. По этому проекту, должны били быть построены новые крепостные линии по южным и восточным границам Башкирии. Реализация гигантского замысла должна была закрыть окраины края, полностью окружив этническую территорию башкир с юга на восток.
В течение 1735-1743гг была создана Оренбургская линия. В 1735г. в устье р. Орь, на границе башкирских и казахских земель, был заложен г. Оренбург. После закладки нового Оренбурга в устье Сакмары старый город преобразовался в Орскую крепость. По данным Р. Г. Рахматуллина, в течение десяти лет, с 1735 по 1745гг в Башкирии было сооружено в общей сложности 28 крепостей и 36 редутов.
Крепости и редуты были основаны на башкирских волостных землях. Большое количество земель было отнято у башкир юго-западных и западных волостей, расположенных в районе р. Сакмара, Ток, Кинель, Салмыш. Сооружения были заселены служилыми людьми. Позднее царское правительство учредило оренбургское казачье войско. Оно было многонациональным по своему составу: при преобладании в нём русских были украинцы, татары, башкиры, калмыки и представители других национальностей.
Необходимо отметить, что заселение крепостей Оренбургской линии осуществлялось с немалыми трудностями. В 1740г. в верховье р. Сакмары была поселена группа украинцев – 849 душ м. п. но через год большинство отбыли на родину. только небольшая часть украинцев (около 100 семей) завела хозяйство на новом месте. Они основали поселение, которое переросло впоследствии в большую слободу Кинель Черкасскую.
В 1736г сенат распорядился отправлять осуждённых людей в ссылку в оренбургский край. В 1767г. ссыльных в Башкирии уже числилось 1253 душ м. п. многие вместе с семьями окончательно поселились в этом крае.
Ещё в первой четверти XVII в. были построены первые крепости по среднему и нижнему течению Яика. Между крепостями возникли многочисленные редуты, форпосты, которые образовали Яицкую укреплённую линию. Здесь уже в XVII в. сложилось уральское казачество.
Этническую основу уральского казачества образовали донские, запорожские и казаки, вольные русские поселенцы. В то же время состав казачества был очень пёстрым: службу несли группы ногайских, астраханских и крымских татар, а также башкиры, чуваши, мордва, черкесы, калмыки.
Последствия строительства новых крепостных линий и организация в них казачьей службы в этническом аспекте, по мнению Р. Г. Кузеева, оказались долговременными и значительными. Вдоль укреплённых линий от Волги до верховьях Яика возникли многочисленные русские поселения. Башкирия окончательно потеряла положение пограничной области. Ликвидация военной службы в Закамской линии сняла преграды и способствовала усилению движения народов Среднего Поволжья – казанских татар, мишарей, мордвы, чувашей и русского крестьянства на восток. В то же время Яицкая укреплённая линия в совокупности с Оренбургской и Уйской линиями практически перекрыла традиционные пути движения кочевников из Азии в Европу.
Главным результатом строительство новых пограничных линий явилось окончательное превращение Башкирии во внутреннюю область России. Процесс оказался длительным и тяжёлым для башкирского народа.
С постройкой Самарской, Оренбургской и Уйской линий и с подавлением башкирских восстаний начинается новый этап миграционного движения на восток. Усиливается движение русского населения. С 1740-х гг. в Башкирию устремились все категории крестьян, в том числе и вольные переселенцы. Более 30% всех переселенцев составляли русские земледельцы из Воронежской, Казанской, Нижегородской, Пензенской и др. губерний страны. В то же время снизилась несколько интенсивность наплыва в край чувашских и татарских крестьян (соответственно 21% и 18,5%), появилась категория «крещёных иноверцев» (8%).
В течение ХVIII в. внутри Башкирии появляются многочисленные русские поселения, которые возникали вокруг городов и крепостей – Уфы, Бирска, Мензелинска, Стерлитамака и др. Например, в Стерлитамакском районе к концу ХVIII в. возникают две русские деревни – Левашовка (173 души м. п. ) и Хлебодаровка (340 душ м. п. ).
Активный период притока новой волны русского переселения связан с заводским строительством на Южном Урале во второй половине ХVIII – начале XIX в. После подавления восстания 1735-1740гг началось бурное строительство частных горных заводов, которое сопровождалось усиленным хищением башкирских земель. В Башкирии горные заводы стали возникать ещё в конце ХVII в. , но до 40-хгг ХVIII в. строительство горнопромышленных предприятий не приняло широкого размаха. 11 февраля 1736г. вышел указ, по которому разрешалось «земли и угодья дворянам и офицерам и мещерякам у Башкирцев покупать и за себя крепить позволить». В 1744г. Берг-коллегия и оренбургский губернатор И. М. Неплюев разработали совместное «Определение», где изложили новые правила для строительства в Башкирии горных заводов. Теперь частным предпринимателям было разрешено необходимые для завода леса, «земли и всякие угодья» покупать, а также «нанимать и оброчить добровольно» у вотчинников-башкир.
К 50-м гг XVIII в. многие казённые заводы перешли в распоряжение частных предпринимателей. Возводились и новые предприятия. В течение 50-хгг ХVIII в. было пущено в ход 24 частновладельческих завода, большая часть которых принадлежала Ивану Борисовичу Твердышеву и его зятю Мясникову. Ими в период с 1754 по 1770гг было оформлено с башкирами 27 документов на покупку земли на сумму 5603 рубля. В результате этих покупок заводовладельцы сосредоточили в своих руках свыше миллиона десятин земли. Горнозаводские владения Твёрдышевых и Мясниковых занимали площадь, равную 1137674 десятин земли, из которых 857206 десятин находились под лесом. Их владения составляли 82,63% горнозаводских земель оренбургского края и 13, 29% от всех земель Урало-Волжского горнозаводского региона. Кроме того, Твёрдышев в 1758г. добился специального указа Сенат, по которому разрешалось покупать крестьян, переводить их и селить при заводах. По этому указу И. Б. Твёрдышев купил в Нижегородской, Пензенской, Рязанской и Симбирской губерниях и переселил в Башкирию на свои заводы до 15 тысяч крепостных крестьян. Раскольники и беглые принимались на заводы беспрепятственно.
В течение XVIII в. Башкирия покрылась сетью горных заводов. По сведению Н Кулбахтина, к концу века на территории исторического Башкортостана было построено 102 горных завода. Заводы и поселения вокруг них были заселены русскими мастеровыми людьми, пришлыми из Среднего Урала и крестьянскими переселенцами из центральных губерний. Этнокультурные последствия горнозаводского строительства заключались, прежде всего, в формировании южноуральского горнозаводского русского крестьянства. В зонах наиболее плотного заводского строительства образовались очаги русского населения, в которых к середине ХIX в. русское население стало составлять большинство.
В ХVIII в. , после небольшого затишья, снова перешло в движение нерусское население Волго-Уральского региона. Причинами новых миграций послужил ряд факторов. В среднем Поволжье, Волго-Окском междуречье начинает ощущаться демографическое давление в связи с активном притоком сюда русского населения, истощением охотничьих и рыбных угодий. Постоянный приток русского крестьянского населения из северных и центральных губерний усиливал давление на коренное население.
Нарастающее давление на марийцев, татар, удмуртов, башкир привели к их вытеснению. В ХVIII в. образуются два направления нового этапа движения нерусского народа. В отличие от предшествующего ХVII в. , когда передвижения коренных народов преимущественно происходили в пределах этнической территории или совершали в пределах этнической территории или совершались на относительно небольшие расстояния от мест компактного расселения, в XVIII в. миграции растянулись на сотни километров. Группы тюркского и финно-угорского населения, отрываясь от этнической территории, поселялись на отдалённые территории. Оказавшись в иноэтничном окружении, они обретали с течением времени специфические этнокультурные характеристики.
Основными целями движения становятся четыре области: Закамье, Башкирское Приуралье, Южный Урал в округе Оренбурга, Зауралье в районах Верхнеуральска и Троицка.
В Башкирском Приуралье с середины XVIII в. возрастает поток переселенцев. С северо-запада шли марийцы, которые образовали крупные очаги марийского населения в основном в бассейне нижнего течения р. Белой и на севере излучине р. Уфимки. С севера продвинулись удмурты, расселившись группами в среде башкир и татар по течениям р. Барда, Тулва, Тол, Быстрый Танып. Небольшие группы удмуртов направлялись дальше, в юго-западную Башкирию, где обосновались в долине западного Ика. Чуваши образовали несколько компактных очагов расселения в районах Бугуруслана, Белебея, левобережья среднего течения р. Белой. Мордва поселялась небольшими группами по 2-5 деревень по нижней кромке Закамья, Приуралья.
В первой половине и середине Х в. особенно многолюдным и интенсивным было движение на восток татар – казанских, касимовских, темниковских. Основной их поток направился в Приуралье, где татары осели на башкирских землях по всей северо-западной и западной Башкирии. Значительные по численности группы татар направились на юго-восток, в район Оренбурга, где сложился оренбургско-каргалинский район расселения татар.
В Х в. значительные группы мишарей в качестве свободных переселенцев появились на сибирской дороге, в бассейне р. Ай. Мишари достигли западно-сибирской части Башкирии, где мишарские сёла возникли на башкирских землях в бассейне р. Миасс и Теча.
В Х в. произошли измениния и в территории башкир. Появление густой цепи кренпостей, острогов, редутов, форпостов по р. Исеть, Тобол, Уй, строительство заводов и возникновение вокруг них русских поселений сжимали в кольцо башкирские земли, заставляя часть башкир вернуться на старинные свои вотчины на уфимской стороны Урала.
Итак, приток большого количества населения сильно усложнил этнический состав населения всей северо-западной и западной Башкирии, сделав её многоэтничным, многонациональным.
Демографические процессы в Башкирии в XVI-XVIII веках
Миграционные процессы, охватившие со II половины XVI в. территорию Башкирии, сильно изменили как этнографическую карту региона, так и демографическую ситуацию. К сожалению, в немногочисленной литературе, посвященной разработке этого вопроса, показан общий демографический итог, сложившийся к XIX в. Данных, относящихся к более раннему периоду, немного. И все же попытаемся объединить имеющиеся у нас отдельные фрагменты в более полную картину.
Итак, исходная этнодемографическая ситуация в середине XVIв. Нам неизвестна. По XVII достоверных цифровых данных, позволяющие восстановить реальную демографическую ситуацию, практически также нет. Исследователи в последнее время активно вводят в научный оборот материалы общероссийских ревизий (1716-1858гг. ) по отдельным народам. Однако «ревизские сказки» по народам Среднего Поволжья и Южного Урала изучены пока недостаточно.
Согласно анализу В. М. Кабузана, среднегодовой прирост населения составлял в XVIII в. (с 1 по 5 ревизию-1719-1795) 0,82%, т. е. численность населения России неуклонно возрастало. В Росси же в целом и особенно по Центрально-Промышленному району имели место замедления показателей среднегодового прироста населения между IV и V ревизиями до соответственно 0,61 и 0,26%. Кабузан объясняет снижение прироста населения «усилением феодально-крепостнического гнета в VIII в. , частыми и сильными неурожаями» Отмеченные для всей России причины, замедляющие темпы роста населения, особенно «недороды» и голодные годы, рекрутские наборы и т. д. , влияли на демографические тенденции на Урале. В то же время окраинное положение обуславливало специфику в формировании этнического состава и численности населения.
Обратимся к Южному Приуралью. Сюда приток населения в о II половине XVI-XVII в. был значительным. Период наиболее активной миграции падает на XVIII-XIX вв. С I по X в. ревизии населения в Оренбургской губернии увеличилось со 108518 душ м. п. (с 217 тысяч человек) до 1319403 душ м. п. (до 2,6 млн. человек) или на 1215,84% (более чем в 13 раз). Среднегодовой прирост равнялся 1,87% против 0,81% по России. Показатель среднегодового прироста по Южному Приуралью постоянно высок.
Источниками роста населения в Южном Приуралье были разнообразные факторы. В течение длительного времени важнейшим источником роста населения был приток переселенцев из западных и северных губерний. По I ревизии (1719г. ) всего населения в Южном Приуралье было 108518 душ мужского пола, в том числе податного (т. е. пришлых крестьян )- 16380 душ м. п. , по II ревизии (1744г. ) населения стало 140662души м. п. , в том числе податочного – ь52242 души м. п. За 25 лет, с I по II ревизию, податное население выросло более чем в 3 раза, достигнув 105 тысяч человек обоего пола. С 1744 по 1762г. численность населения Южного Приуралья выросла почти на 200тысяч человек. Из них около 1,2 тысячи были крепостными крестьянами, остальные 41,3 составляли «ясачных иноверцев», т. е. принадлежали к народам Среднего Поволжья.
Начиная со II половины XVIII в. , население Южного Приуралья быстро растет и за счет высокого естественного прироста. Среди факторов, способствовавших высокому естественному приросту населения в регионе, Кабузан называет «благоприятные почвенно-климатические условия», «невысокий удельный вес крепостничества», «огромные масштабы плодородных неосвоенных земель».
Теперь перейдем к рассмотрению особенности расселения и демографического развития восточно-славянских, тюркских и финно-угорских этносов.
К концу XVIII в. уже начали складываться те контуры расселения народов Южного Приуралья, которые небольшими изменениями сохранились до середины XX в.
Русские расселялись вдоль укрепленных линий и вокруг городов-крепостей и к концу XVIII в. окружили регион широкой полосой поселений с севера, востока и юга и образовали очаги с русским населением внутри региона.
Районы выхода русских переселенцев в Южном Приуралье менялись. Во II половине XVI-XVII вв. , когда колонистами заселялись в основном северные земли Среднего Поволжья, Прикамья, мигранты шли преимущественно с Русского Севера, из Поморья. С середины XVII в. в движение крестьянских переселенцев все активные включались выходцы из Верхнего и Среднего Поволжья. В составе переселенцев XVIII в. начинают преобладать выходцы из Центральных районов. Районами активного выхода переселенцев становятся также Казанская, Сибирская, Пензенская губернии в среднем Поволжье. Выходцы с этих территорий заселяют районы Приуралья, плодородные земли Оренбуржья, горно-заводские поселения Южного Урала.
По данным Ю. М. Тарасова, на территории Оренбургской губернии в 1719 г. (по I ревизии) русских было 35 тысяч человек (из общего числа населения 217 тысяч человек). В 1744 г. русское население края возросло до 120 тысяч человек, в 1762г. -до 250 тысяч, в 1782г. превысило 340 тысяч человек. Через 13 лет, в 1795 русское население здесь достигло 430 тысяч человек. Расширению многонациональности Оренбурга способствовало торговля. Так, например, в городе в 1797 г. проживали 7 бухарцев. В 1777 г. из Саратова в Оренбург переехали немецкие колонисты. Общая же численность Оренбургской губернии составила около 760 тысяч в 1795 г. , в 1800 г. она достигла 885 тысяч человек.
Таким образом, к рубежу XVIII-XIX вв. общая численность населения Оренбургского края возросла более чем в 4 раза, численность русского населения за 75 лет (1719 до 1795)-в 12 раз. Во II половине XVIII в. в Оренбургской губернии русское население превысило численность башкир и приблизились к общей численности башкир и пришлого нерусского населения.
Обратимся к особенностям демографического развития и расселения финно-угорского и тюркского населения.
В расселении народов региона можно отметить 3 особенности:
1) финно-угорское и тюркское население продолжается концентрироваться на своих исконных этнических территориях.
2) в результате миграционных процессов XVI-XVIII вв. образовались этнически смешанные территориальные зоны разного типа: тюркско-тюркские; финно-угорско-тюркские; восточно-славянские, восточнославянские-финно-угорские.
3) наряду с основной этнической территорией у всех народов региона образовались периферийные территории расселения, на которых складывались новые этнографические группы с теми или иными особенностями культуры.
Первое появление в Башкирии былого нерусского населения Среднего Поволжья относится ко II половине XVIII в. Его миграция заметно усиливается в конце XVII-начале XVIII в. В XVII в. татары, мари, чуваши, удмурты, и мордва селились в основном на территории Осинской и Казанской дорог. В следующем столетии они расселялись и Сибирской и Ногайской дорогах. По данным I ревизии (1718-1724гг. ), в крае насчитывалось мордвы-17 человек м. п. , чувашей-704, удмуртов-1689, татар-3943, мари-4668 человек м. п. В последующие десятилетия численность пришлого нерусского населения Башкирии возрастает. В 60-х гг. татар, мари, чувашей, удмуртов, мордвы было 33656 душ м. п. и в целом около 67 тысяч человек обоего пола. В Башкирии проживали также служилые мишари и татары, которых в 60-х гг. XVIII в. насчитывалось 15,517 человек обоего пола.
По данным Акманова, в I половине XVIII в. население Башкирии составляло 560-570 тысяч человек обоего пола, из них коренных жителей было 380-390 тысяч, пришлого населения – около 180 тысяч человек.
Итак, на рубеже XVIII-XIX вв. Башкирия уже превращается в многонациональный край, в котором в той или иной степени были представлены многие народы России и все народы Среднего Поволжья. В процессе нового расселения в Башкирии росло число смешанных деревень, в которых совместно с башкирами селились другие народности.
Данная тема была бы раскрыта неполно без рассмотрения соотношения населения на сельское и городское, а также этнического состава городской группы населения.
Подавляющая часть населения в регионе была сельской. Кузеев в подтверждение этого факта приводит следующие данные: «в среднем по 9 губерниям региона сельское население составляло 91,86%».
Города на Южном Урале возникли и выросли, как поселения с преимущественно русским населением. Численность городского населения росла медленно. Наиболее крупным городами края были: Оренбург – 1552 двора, Уфа – 900, Челябинск – 461, Троицк – 425, Мензелинск – 397 дворов – по данным 1786 г.
Одним из крупных городов в регионе в XVIII в. была Уфа, население этого города быстро увеличивалось. Подтверждением этому служат данные, которые приводят авторы «Истории Уфы» - в 1782 г. в Уфе насчитывалось 2389 жителей обоего пола, в 1800 – уже 4107 человек обоего пола. Это были почти целиком русские.
В уфимском уезде было 13 городов. Одним из типичных уездных городов конца XVIII в. являлся Стерлитамак, получивший статус города 23 декабря 1781 г. В 1786 г. в нем насчитывалось 1427 частных дома, в 1795 г. было 675 жителей обоего пола. Национальный состав сословий не определен ни в одном документе, кроме указания на их вероисповедание. Так, например, в 1795 г. все купцы по вероисповеданию были православными, кроме четырех семей мусульман татар.
В остальных городах наблюдалась такая же картина. Таким образом, вплоть до конца XVIII в. города развивались как центры расселения русских. Тюркские и финно-угорское население целиком или почти было сельским.
На фоне снижения темпов роста населения, характерных для России, на Южном Урале наблюдается в быстрое увеличение численности населения. Одним из главных источников роста населения был приток переселенцев. В результате миграций Башкирия уже в конце XVIII в. превращается в многонациональный край, в котором были представлены многие народы России и Среднего Поволжья.
Взаимодействие культур
Взаимодействие культур различных этносов не остается без последствий. Эти последствия можно условно разбить на три большие группы: этнические, хозяйственные, культурно-бытовые.
В данной главе мы будем рассматривать хозяйственно-культурные последствия, т. к. наиболее отчетливо проявились в 18 веке.
Группы переселенцев, преодолев трудности пути и освоения нового края, создали в Башкирии каждая свой хозяйственно-бытовой уклад, сохранив не мало из старых традиций и выработав новые производственные навыки и культурно-бытовые обычаи. На этой основе возникли своеобразные этнографические группы этих народов: уральское (оренбургское) казачество, горнозаводское русское население, восточные марийцы, чуваши, украинцы и т. д.
Каждый из пришлых народов внес свой вклад в хозяйственное освоение края, оказал определенное влияние на культурно-бытовые традиции башкир и других, соседних с ними народов. В свою очередь, переселенцы и сами подвергались заметному влиянию коренных жителей- башкир.
Перемены, происшедшие в результате присоединения к России, охватили все страны жизнедеятельности башкирского народа. Хотелось бы подробнее остановиться на двух жизненно важных сферах: хозяйственных занятиях и материальной культуре.
В хозяйственно-культурных сферах влияние на коренное население других этносов происходит обычно при существенном изменении или нарушении ранее установившегося баланса между характером ведения хозяйства и природными условиями. Нарушение этого равновесия появляется в результате истощения определенных видов природных ресурсов или резкого роста населения. В Башкирии 17-18 вв. отчетливо проявляются обе тенденции.
Постоянно возрастающая плотность населения, нехватка земли при сохранении в ряде районов традиционных структур и способов ведения хозяйства явились наряду с другими причинами стимулирующим фактором повышения интенсивности культурных контактов и хозяйственной активности. В этих условиях увеличилась восприимчивость местного населения к более производительным способам ведения хозяйства, которые были принесены в регион русским населением. Под влиянием русского крестьянства развивается плужное земледелие и соответственно распространяется мощный слой материалов культуры (типы русских поселений, усадеб, сельскохозяйственных орудий и т. д. ).
Известно, что древние башкиры были кочевниками-скотоводами. Об этом свидетельствует письменные источники 10-14 вв. Из материалов, характеризующих хозяйство башкир накануне присоединения к Русскому государству, также видно главенствующее значение хозяйства.
Однако ошибочно было бы полагать, что башкиры не занимались земледелием. Издавна земледелием занимались жители Казанской дороги, Гайнинской и Уранской волостей Осинской дороги. Так, например, жители Гайнинской волости, жаловавшихся на захват их земель Сторогановыми, пишут, что на захваченных землях исстари их «прадеды, деды и отцы портами поселялись, и пашни распали и сена косили».
В 80-х г. 17-в. Башкиры Осинской дороги даже торговали своим хлебом на Соликамском рынке.
Но занятие земледелием имело локальный характер и было распространенно лишь у немногих племен. К большинству же населения подходят слова П. И. Рычкова: «Башкирский народ к пашне не склонен». А хотя некоторые из них сеют, то токио про свою нужду, и то малое число. Пропитание свое имеют они по большой части от содержания лошадей и бортевых пчел.
Уже через столетие, в первой половине 18 в. башкиры Казанской дороги, по характеристике кунгурского бургомистра Юхнева, «сеют рожь и всякий хлеб без навозу, и та дорога кормит Уфу; хотя традиция летних выходов на летние кочевки еще сохраняется: половина из них кочует в степи». Итак, мы видим, что в 18 в. земледелие распространяется повсеместно, однако, оно не смогло еще оттеснить скотоводство на второй план. Окончательный же переход башкир к земледелию произошел только в 19 в.
Таким образом, в масштабах всей Башкирии процесс перехода от кочевого и полукочевого скотоводства к оседлому пашенному земледелию продолжается около 300 лет. И. Г. Акманов выделяет два хозяйственно-экономических района Башкирии: 1. земледельческо-скотоводческий (северо-западные и западная часть края); 2. скотоводческий (восточная и южная части).
Более ускоренный переход башкир Осинской и Казанской дорог к земледелию оседлости Акманов объясняет рядом причин: Во первых, издавна соседями башкир этих районов были земледельческие народы Поволжья Приуралья –татары, удмурты и другие. Акманов предполагает, что еще до принятия русского подданства башкиры испытали их влияние относительно быстрый переход к земледелию. Во-вторых, в указанных районах образовалось большая плотность населения, особенно пришлого, что привело к значительному сокращению пастбищ.
Развитие земледелия не было простым количественным ростом: увеличением его удельного веса в экономике, расширение посевных площадей и т. д. Это был процесс трансформации всей системы хозяйства, сопровождавшийся существенными изменениями в соотношении различных видов занятий, сокращением одних, появлением и развитием других.
Происходят большие изменения в технологии и методах ведения хозяйства.
В земледелии под влиянием русских крестьян и земледельцев Волго-Камья у башкир значительно расширился ассортимент возделываемых культур, более интенсивной становилась система земледелия и полевые севообороты, совершенствовалось техника.
Особое значение для Приуралья имела культура ржи, которая принесла в Башкирию паровую систему и трехпольный севооборот.
Смена различных систем земледелия в Башкирии является своеобразным примером творчества применения крестьянами традиционного опыта и его приспособления к новым привычные приемы хозяйствования. Так и поступали крестьяне в большинстве случаев. Но когда эти приемы не совсем соответствовали местным условиям, они смело обращались к опыту местного населения. Так, например, в степной части края переселенцы, как и башкиры, стали применять перелог залежную систему.
Тяжелые почвы после перелога и залежи, освоение целины потребовали применения пахотных орудий плужного типа. Так, со временем татарский сабан вытесняет соху-косулю.
Разнообразные приемы и способы применялись в уборке хлебов, в укладке и сушке снопов, в молотьбе и последующей обработке зерна. В частности, по сведениям Руденко, в начале 18 в. башкиры косили траву только горбушей, позднее на смену ей приходит русская коса-литовка.
Часто навыки ведения хозяйства разных народов объединялись в единый комплекс и зональные различия были сильнее, чем этнические. К примеру, в северной части края и русские, и татары, и башкиры, и финноязычные народы, снопы в поле укладывали в бабки и суслоны, в то время как в южных районах предпочитали крестцы. Сушка снопов огнем на овинах, характерная для северного и Челябинского Зауралья, была почти неизвестна в Южном Преуралье.
Итак, мы видим, что под влиянием новых этносов у коренного населения края происходят существенные изменения в хозяйственной деятельности.
С хозяйственной деятельностью и соответствующим ей образом жизни тесно связанны типы жилищ. Жилища у башкир до середины 18 в. были в основном временными. Подтверждением этого служат докладная кунгурского бургомистра Юхнева от 1726 г. О башкирских поселениях Сибирской дороги Юхнев писал: «дворцы у них худы и маленькие, в которых они живут только зимой, а летом кочуют в степи в разных местах». Башкиры Ногайской дороги «житье свое имеют так же как и те, которые живут при Сибирской дороги». У населения Казанской дороги «дворы хорошие, токмо половина из них летом кочует в степи». Эти сведения косвенно представляют от образа жизни и характера хозяйственной деятельности локальных групп башкир.
С. Н. Шитова дает такое описание жилищ «В ауле бывает дворов от 10 до 50. Они срублены из бревен непрочно и состоят по большей части из одной избы с плоскою крышей». Важно следующее обстоятельство: «Если им какое-нибудь место покажется лучше прежнего, то покидают они свою деревню и строят новую».
Своеобразная «неустойчивость» деревень - черта, оставившаяся от кочевого быта, сближала ранние деревни с зимовками, хотя в последний трети 18 в. она для башкирских поселений не была характерна, тем более для севера и северо-запада Башкирии, где население перешло к оседлости.
Р. Г. Кузеев отмечает, что жилища финно-угорских и тюркских народов в 18 в. формировались под сильным влиянием восточно-европейской зоны древнего срубного домостроительства. К концу 18 в. в мордовских, марийских, татарских, чувашских, удмуртских, башкирских деревнях преобладали дома, построенные из бревен. Встречались и кирпичные дома, обычно в крупных селениях, расположенных близ городов и русских поселений.
Техникой строительства срубных домов владели все народы, населявшие регион. В составе Русского государства техника деревянного домостроительства распространились по всему региону и достигла высокого уровня, особенно в лесных и лесостепных районах. В степных без лесных районах дома из-за недоступности материала для срубов строили из камня (плитняка), глины, самана. Глинобитные и саманные дома возводили башкиры, татары и другие народы в степях Оренбургской губернии, в Зауралье. На юге Башкирии и в Зауралье строили пластиковые дома, складывая их из дерна, с единственным окном, с плоской крышей, покрытой тем же дерном или залитой глиной, смешанной с соломой.
Преобладающем типом планировки жилища во всей Башкирии был северо-среднерусский. В его основе сруб-четырехстенка с сенями или два сруба, соединенных сенями.
В целом хозяйство и связанные с ним атрибуты культуры находились в 16-18 вв. в состоянии постоянного развития.
Итак, мы видим, что зависимость истории жилища и поселений от истории хозяйства особенно тесно у скотоводов. Изменения в образе жизни кочевников, возникавшие по мере нарушения соотношения традиционных отраслей хозяйства, очень скоро приводили к смене типов жилищ, что не могло не отразиться на облике поселений. Однако наряду с новыми еще некоторое время продолжали существовать давно принятые формы.
Подведем итоги написания статьи
Освоение территории Башкирии было длительным процессом. В данной работе мы рассматривали период времени с середины 16 до конца 18 века. Но и этот период можно разбить на три этапа. Основанием для подобного деления может служить характер правительственной политики по отношению к Башкирии, которая была напрямую связана с процессами заселения края.
1 этап с 60г 16в- середина 18в. В это время московское правительство устанавливало свою власть на вновь присоединённых территориях, опираясь при этом на местные социально- политические структуры, не вмешиваясь активно в традиционную организацию жизни и быта местного населения. Этот период характеризуются религиозной терпимостью в отношении мусульманского населения. В это время в крае строятся первые города - в начале Уфа, затем Мензелинск, Новошешминск, Бирск. Города стали конечными пунктами переселения многих людей. Отсюда и особенность состава населения, состоящая в том, что с самого начала своего формирования их население включало в себя разнородные этнические элементы. Строительство городов обеспечивало эффект стабильности и защищенности, что вызвало приток дополнительного крестьянского населения и образование вокруг городов сельской округи.
Итак, уже к середине 17в мы видим, что население в регионе становится многоэтничным. Здесь поселяются такие этнические группы, как мордва, татары, горные марийцы, чуваши, русские.
Начало второго периода связано со строительством Закамской черты. Именно с середины 17в башкиры столкнулись с массовым изъятием вотчинных земель в связи с постройкой городов- крепостей и размещение в них вооруженных людей вынуждало коренное население откочевать на сотни верст от возможных очагов угрозы. Появление Закамской линии стало одной из причин, вызвавших башкирское восстание 1662-1664гг. Можно сказать, что это восстание «открыло» череду восстаний, продолжавшихся до середины 18в.
Итак, второй этап характеризуется изменением политики правительства в сторону осуществления целей интеграции края в составе России. Берется курс на разрушение традиционных социально- политических структур, устранение или размывание влияния и власти старой аристократии, проводятся попытки насильственной христианизации коренного населения края. Венцом нового политического курса правительства стала постройка Оренбургской линии. Главным результатом строительства новой пограничной линии явилось окончательное утверждение господства царизма в Башкирии, превращая ее во внутреннюю область России. Башкиры оказали сильное сопротивление. Со строительством линии связана новая волна миграционного движения. Ликвидация военной службы в Закамских линиях способствовала усилению движения народов Среднего Поволжья- казанских татар, мишарей, мордвы, чувашей.
Следующий активный период притока русских переселенцев связан с заводским строительством. Этнокультурные последствия горнозаводского строительства заключались, прежде всего, в формировании южноуральского горнозаводского русского крестьянства.
Третий этап связан с царствованием Екатерины II. В последней четверти 18в, в ходе проведения административных и социальных реформ, политика правительства была переориентирована на создание в башкирском обществе обновлённой социальной опоры и на сотрудничество с ней. В новую элиту наряду со старой башкирской родоплеменной аристократией вливались чиновничество, торговцы, предприниматели и т. д. Они стали проводниками политики правительства в регионе. Продолжается активное заселение края. По данным исследователей, в этот период времени пришлое население в крае составляло одну треть от общего численности.
Таким образом, на рубеже XVIII-XIX вв. Башкирия уже превращается в многонациональный край, в котором в той или иной степени были представлены многие народы России и все народы Среднего Поволжья.
Комментарии