История создания посуды
Изучение бытовых предметов помогает понять историю взаимовлияния мировых культур. Развитие культуры формирует цивилизации, помогает развитию общества, изменяет человека. Объектом изучения моей работы стали предметы быта, история создания посуды. Цели и задачи работы: рассмотреть взаимовлияние бытовых предметов и успешности человека на основе исторических фактов, социологического исследования.
Для решения поставленных задач мы проработали научно – популярную литературу; изучили методики опроса и социологического анкетирования.
В процессе написания работе возникли следующие вопросы: Каким образом изменялась посуда? Почему возникла необходимость создавать предметы быта для приема пищи? Почему в некоторых случаях посуда становиться предметом искусства или приобретает ценность как памятник культуры? Действительно ли если человек ест из красивой посуды, ему сопутствует успех и постепенно приходит богатство?
Гипотеза моей работы исторические события влияют на создание новых бытовых предметов, посуда в свою очередь может изменить человека.
История создания посуды
В V-IV тысячелетиях настал воистину «золотой век» человека эпохи камня. В эту пору появились многие весьма полезные человеку предметы. Например, горшок. Казалось бы, совсем простая вещь. Но в нем можно было, и варить и хранить. А оседлый образ жизни требовал и того и другого.
Трипольские племена пользовались очень красивой посудой. Она является, как у иных замечательные ритуальные топоры или наскальная роспись, визитной карточкой именно трипольцев. Такую раз увидишь - никогда не забудешь. По форме каждый горшочек- произведение высочайшего искусства. Блестящая черно-коричневая поверхность украшена глубоким нарезным орнаментом, изумительно плавным спиральным или овальным узором, оттененным красной, а то и двумя-тремя красками. Бытовые предметы выглядят как изделия выдающегося художника.
Изменение посуды в процессе освоения человеком различных природных материалов.
Вероятно, самой первой посудой на Земле были морские раковины и скорлупа кокосовых орехов. Но они не годились для варки пищи, по этому люди научились делать посуду из глины и обжигать ее. Начало было положено, хотя прошло еще более семи тысяч лет, пока в быт людей вошла керамика (фарфор, фаянс, майолика) — материал, из которого изготавливают и всю современную посуду. Тарелки, столь привычный для нас предмет сервировки стола, появились достаточно поздно, гораздо позднее, чем ножи и ложки. А первой чашкой, возможно, стала кожура какого-то плода, в которую можно было налить немного воды.
С течением времени человек научился лепить посуду из глины. Это было очень важное изобретение, огромный шаг вперед, сделанный первобытным человеком. Рано или поздно кто-то из наших далеких предков подметил, что влажной глине можно придать любую форму. Когда же она высохла, то становилась твердой и не пропускала воду. Еще крепче глина становилась после обжига. Опять-таки можно только предположить, как человек в первый раз обжег на огне какое-то глиняное изделие. Кто-то сплел из ветвей корзину для хранения зерна. А изнутри обмазал глиной. Чтобы зерно не просыпалось. Но корзина невзначай упала в костер. Ветки снаружи сгорели. Зато человек к своему удивлению обнаружил, что глина сохранила форму корзины и стала очень прочной. Так, волею случая, был открыт способ гончарного производства. В дальнейшем человек стал производить, посуду вполне осознано. Ведь она была ему нужна - не только для еды, но и для хранения припасов. Важным изобретением стал простейший гончарный круг, появившийся больше пяти тысяч лет назад. На глину действовала также и центробежная сила, поэтому будущий кувшин. Горшок или тарелка получались правильной круглой формы. Помимо глиняной посуды человек освоил производство керамики. Так называются изделия из глины с определенными добавками, например, некоторыми видами минералов. При обжиге добавки расплавляются и придают готовой посуде особую красоту и прочность. А после обжига огонь керамике больше не страшен, поэтому в керамической посуде можно готовить пищу прямо на костре.
Большой красотой отличается фарфоровая посуда. Способ производства фарфора был открыт в Китае в IV-VI веках нашей эры. Для фарфора нужна особая белая глина, смешанная с разными добавками. Температура в печи для обжига должна быть очень высокой - такой, при которой плавится железо. Из Китая в последующие века фарфор попал в другие страны, в том числе и европейские. Фарфоровая посуда очень ценилась и стоила невероятно дорого. Китайские мастера тщательно скрывали секрет производства. Лишь в XVI веке европейцам удалось пустить первую собственную фарфоровую фабрику – во Флоренции. С этого времени фарфор стал доступен не только королям, но и графам, маркизам, богатым торговцам.
Великолепную, изысканную посуду научились делать из серебра и золота, а также из более дешевых металлов, скажем, олова. Дошедшие до наших дней блюда, тарелки, супницы, кружки, кувшины поражают тонкостью отделки, рельефными узорами, гравировкой, гербами владельцев.
Несмотря на великолепную посуду, долгое время, напомним, самые знатные люди брали еду руками. А суп из больших блюд одновременно ели несколько человек. Подавать каждому едоку отдельную тарелку впервые догадался кардинал Джулио Мазарини, итальянец по происхождению, бывший в середине XVII века первым министром французского короля Людовика XIV. В VIII веке при многих королевских дворах Европы кушанья накладывали в углубления, вырезанные в дубовых столах; в XIII столетии аристократы брали еду тремя пальцами с серебряных блюд и клали на круглые куски хлеба; и только в XIV-XV веках в употребление вошли тарелки из олова и дерева. Само слово 'тарелка', заимствованное из немецкого языка, пришло на смену древнему слову 'миска' — в русском языке в средние века было даже слово 'мисенное' (так называли блюдо, подаваемое в мисках).
Говоря о персональной посуде, необходимо упомянуть и такой экзотический прибор, как полоскательницу для пальцев. Подается она в тех случаях, когда в меню есть блюда, которые едят руками. В качестве полоскательниц используют небольшие мисочки из мельхиора, фарфора, стекла, серебра, которые наполовину заполняют теплой водой и опускают в нее дольку лимона (для наиболее эффективного удаления жира с кончиков пальцев). Полоскательницу ставят слева от основных тарелок, за вилками, немного сдвинув вверх пирожковую тарелку.
Создание персональных столовых приборов: исторические факты
Самым древним предметом из посуды был нож. Самым первым ножом стал, очевидно, обломок кости или камня, заточенный с одной стороны. И предназначался он, конечно, вовсе не для того, чтобы, держа его в правой руке, а вилку в левой, аккуратно отрезать кусочки мяса на тарелке. Первый нож был рабочим инструментом, таким же, как каменный топор. Он помогал первобытному человеку выживать в борьбе с природой.
Спустя сотни тысяч лет ножи приобрели ручки, затем 'превратились' в бронзовые, железные и, наконец, стальные. Пока не появились вилки, с помощью ножей не только готовили пищу и разделывали ее за столом, но и подносили куски ко рту. В средние века пиры знати нередко заканчивались кровавыми побоищами: разгоряченные вином гости пускали в ход свои 'приборы'. Дело приняло настолько серьезный оборот, что был принят закон, запрещающий пользоваться за столом напоминающими кинжалы ножами. С тех пор и по сей день за столом мы пользуемся персональными ножами со скругленным тупым концом.
Историки затрудняются сказать, когда именно человек начал пользоваться таким прибором как ложка, но, по некоторым данным, две тысячи лет назад она уже была известна. Первые ложки вырезались из дерева и имели полусферический черпак. В средние века европейская знать стала пользоваться ложками из других материалов: золота, серебра, морских раковин, перламутра. Изготавливали их ювелиры, в одном - двух экземплярах, а потому стоили они очень дорого. На Руси ложки ковали из серебра и железа. Позже, когда на смену мискам пришли плоскодонные глубокие тарелки, черпаки ложек тоже стали более плоскими - чтобы есть остатки жидкого блюда было удобнее.
Ложка изобреталась исключительно для еды. У древних египтян были ложки из дерева. Камня и слоновой кости. В Древнем Риме пользовались ложками из бронзы и серебра. В средние века серебряные ложки могли себе позволить только обеспеченные люди, а у остальных они были жестяными, оловянными и деревянными. Российские деревянные ложки особенно славились. Их расписывали яркими красками, лакировали. Заготовки для ложек назывались баклушами. Отсюда и пошло всем известное выражение – «бить баклуши». Дело в том, что разбивать полено на баклуши считалось необременительной, простотой, простой работой – не то что усердно вырезать из них ложки, а затем старательно раскрашивать.
Вилка — самый 'молодой' персональный прибор. В Европе вилки появились только в начале XVI века, при итальянском дворе, что, по утверждениям историков, было следствием тогдашней моды на пышные воротники — жабо, подпиравшие придворным подбородки. Есть в такой одежде, как понимаете, было очень неудобно, и для того, чтобы пищу было легче подносить ко рту, была придумана вилка. Первые европейские вилки имели два и три зубца, позднее — четыре. Изгиб на них появился в первой половине XVII века, для удобства пользования: когда разрезаемый на тарелке кусок придерживают вилкой, изгиб придает ей большую устойчивость, и она не скользит. Чтобы было удобнее пользоваться вилкой в том случае, когда с ее помощью едят гарнир, ее переворачивают. Итальянские вельможи использовали нож и вилку по отдельности; когда вилки из Италии были завезены во Францию, именно там появился обычай пользоваться этими приборами одновременно. Во времена короля Ричарда уже были выработаны определенные правила этикета. Пищу с тарелки принято было брать тремя пальцами – большим, указательным и средним. Не полагалось держать куски пищи в обеих руках. Не допускалось ковырять пальцами в общем блюде. Несмотря на этикет, обходиться без вилки было не очень удобно. Хотя бы потому, что руки все время пачкались. А между тем вилка была изобретена давно. Однако полезное изобретение оказалось забытым. Патриции Древнего Рима, вкушая пищу, пользовались вилками. Правда, римские вилки имели только два зубца, а более древние и того меньше – всего один. Но как бы то ни было, с падением Римской империи многие ее достижения надолго были забыты, и вилка в том числе. Поэтому в середине века пришлось изобретать ее заново. И случилось это в Венецианской республике, но после смерти славного короля Ричарда Львиное Сердце. Из Венеции вилка попала в Константинополь, столицы Византии. А уж потом стала распространяться по всей Европе. Сделаны вилки были из золота и серебра, украшены инкрустациями, драгоценными камнями. Ни одна не похожа на другую, каждая – шедевр ювелирного искусства. Стоили они очень дорого. Заново изобретенные вилки появились сначала при дворах королей и считались не столько столовыми приборами, сколько предметами роскоши, символами богатства. Французский король Людовик X, правивший в начале XIV века, владел всего лишь одной вилкой. А Карл V, вступивший на французский престол полвека спустя, был богаче и имел несколько вилок. Их подданные же поначалу не очень спешили ими обзаводиться. В – первых, из – за баснословной цены. А во – вторых, пользоваться драгоценными вилками за столом было не так уж просто. У вилки было только два длинных зубца, кроме того, у нее была очень короткая ручка. Окончательно вилка вошла в обиход при дворе французского короля Генриха III в конце XVI столетия. Признанию вилки помогло обстоятельство, что во Франции при Генрихе III вошли в моду огромные кружевные воротники, какие до этого носили в Испании. Чтобы не испачкать воротник кусками пищи, придворным пришлось взяться за вилки и учиться умело ими пользоваться.
Изготовление посуды на Руси
Наиболее раннюю группу древнерусской керамики составляют сосуды, изготовленные вручную, без помощи гончарного круга, техникой спирального и кольцевого налепа. Лепные сосуды обжигали на кострах и печах. Самый массовый вид керамики – горшки. Другой, также очень распространенный вид посуды - миски. Третьим видом лепной керамики являются толстенные сковородки для выпечки хлеба. Посуда оберегалась знаками земли и украшалась растительным орнаментом. Встречаются и изображения животных. Посуда была глиняная, деревянная или берестяная. Стеклянная посуда появилась на Руси на рубеже Х-ХI вв.
Основным предметом посуды были глиняные горшки разных размеров. Форма их была удобна тем, что его почти шарообразное тулово обеспечивало быстрый и равномерный нагрев в печи, а малая площадь дна уменьшала опасность подгорания. Малая площадь горловины испарение, что сохраняло сочность пищи. Горшки эти украшали чаще всего выдавленными (процарапанными) или налепленными узорами.
В более высоких горшках – крынках – хранилось молоко. Деревянными были мутовки, корыта и чашки для рубки капусты, овощей, мяса. Из дерева же вырезали (выдавливали) миски, ставцы, блюда и ложки, а также разнообразные ковши и ковшички, служившие вместо стаканов и чашек. Сейчас всему миру известна посуда, расписанная хохломскими мастерами. Но хохломская роспись появилась лишь во второй половине ХVII в. , когда бежали от преследования церковных властей в заокские места московские иконописцы. Однако роспись – оберег ложек существует с незапамятных времен. Посмотрите на современные ложки – ручки их украшены и поныне! Раньше у каждого была своя личная ложка ( то есть соблюдалась предельная гигиена полости рта). Ложку резали преимущественно из клена - дерева вязкого и с красивой текстурой. Есть, однако, ложки, сделанные из липы и даже берёзы.
В обиходе начиная с Х в. Широко использовались железные сковороды.
На Руси использовалась береста обладающая антисептическими свойствами, была надежным хранилищем для различных продуктов (муки, соли, зерна и др. ) одежды и других тканых изделий. Сосуды из бересты не пропускали влагу, поэтому в них могла хранится моченая ягода и , возможно, напитки. Можно выделить несколько типов берестяных сосудов: это различные туески, лукошки, коробы и т. д.
Сохранение традиционных ремесел изготовления посуды на Севере
На русском Севере посуду изготовляли из глины, берёсты, дерева. В 1802 года в Архангельске действовала фабрика посуды. В Карелии в селе Деревянное действует комбинат народных художественных промыслов «Прионежский».
Наиболее известны бытовые предметы изготовленные из бересты. В 1882 году изделия из прорезной бересты шемогодского мастера И. А. Вапрева получили большую золотую медаль на Всероссийской выставке в Москве. В начале XX века берестяные изделия мастеров России на Всемирной выставке во Франции были удостоены диплома.
Вилегодские мастера используют для своих изделий бересту, заготовленную в родных лесах. Леса занимают большую часть района, 393,4 тысячи гектаров. Основные лесообразующие породы, ель, сосна, береза, осина. Лиственные леса, главным образом березовые, имеют вторичное происхождение и возникают на месте сведенных хвойных лесов. Изделия прикладного творчества носят не только эстетическое и познавательное значение. Они практичны и необходимы в быту современного человека. Люди, как и прежде, ходят в лес за ягодами и грибами. Значит, нужны корзины, кузова. Но проблема сохранения традиционных ремесел остается острой. Мастеров старшего поколения становится все меньше и меньше. А молодежи, которая бы «не училась бездельно, а училась рукодельно», не так уж много. У каждого мастера свои секреты, и доверят их он только пытливому, старательному ученику.
Например, братья Александр и Юрий Пужановы, освоившие плетение из бересты, своим учителем считают соровского умельца С. П. Илатовского. Ассортимент работ этих мастеров очень велик: кузова и корзины для собора ягод и грибов, туеса для хранения продуктов, хлебницы, солонки, футляры для очков, лапти всех размеров, чубатый бычок и веселый жираф, девица – красавица с роскошными глазами. Свои изделия вилегодские мастера показывают и продают на традиционных Ильинских ярмарках: Благовещенской и Ильинской которые проходят ежегодно широко и весело.
Мастерство своих умельцев Виледь показывает на различных выставках других районов и городов.
С 14 по 16 сентября 2006г. Прошли «Дни культуры Виледи в городе Коряжма, где были представлены лучшие работы мастеров и их учеников.
Чтобы не утратить накопленные значения в традиционных ремеслах Виледи, создал центр районной культуры и краеведческий музей в 1993 году. Центр способствует развитию сети кружков по традиционному ремеслу (ручное и станочное ткачество, плетение из дражки, лозы, бересты, лоскутное шитье). Организует праздники народного творчества. При музее работает фольклорная группа «Старинные напевы». Она изучает, исполняет традиционные старинные протяжные и плясовые песни. Красота изделий собранных в фондах музея, представленных на выставках центра народной культуры вдохновляет местных поэтов для поэтического творчества.
В каждом изделии чувствуется настроение мастера, его характер. Опрос среди учащихся показал, что более 50 % предпочитают глиняную или керамическую посуду.
Значимость посуды для современного человека
Современная посуда отличается от посуды, которую использовали в средневековье или новое время. Изменился способ приготовления пищи. Но современный человек с удовольствием применяет в быту старинную посуду или посуду других народов.
Иногда посуда превращается в предметы для гадания. Так опрос среди учащихся показал, что в некоторых семья на святочных гаданиях используют блюдечко, кофейную чашку. Некоторые верят в примет примету «Если ложка упадет, значит, кто–то идет в гости». Один респондент пояснил: «Посуда в нашей семье бьется к счастью».
Темп жизни современного человека, недостаток культурных традиций не позволяют каждый завтрак, обед, ужин проводить семье за хорошо сервированным столом.
Так все респонденты отметили, что в семье нет традиций, сервировать стол каждый день.
Один школьник отметил, что в семье всегда выполняется традиция: «Съел, убери за собой». Почти во всех семьях есть праздничная посуда. Это графины, сервизы, которые используют в особых случаях. Один респондент отметил, что глиняная и фарфоровая посуда, которая досталась от прабабушки не используется во время еды.
У одиннадцати человек из двенадцати есть своя любимая посуда. Все учащиеся отметили, что за хорошо сервированным столом в семье улучшаются отношения, поднимается настроение, разрешаются конфликты.
Только четыре человека из двенадцати считают, что если человек ест из красивой посуды, то ему начинает сопутствовать успех.
Чтобы определить зависимость успешности и использование бытовых предметов, мы провели социологическое исследование в форме анкетирования. В результате изучения этой проблемы мы выявили следующее:
Три человека, которые недостаточно уверенны в собственных силах и возможностях, не придают особого значения в использовании посуды. Респонденты которые отличаются успешностью или агрессивностью отметили, что в семье есть культурные традиции связанные с использованием посуды.
Исторические факты показывают, что инициатива использования красивой, хорошей посуды идет от привилегированных сословий. Многие достижения человека использовались при изготовлении посуды. Отдельная посуда становится предметом искусства. Современный человек проявляет большой интерес к изготовлению и использованию посуды. Во многих семьях сохраняются традиции в использовании бытовых предметов. Семейные традиции собираться за хорошо сервированным столом помогут разрешить проблемы. Обсуждение в спокойной обстановке поможет найти правильное решение. А это в свою очередь сделает человека более успешным. Я предлагаю в школьной столовой иногда использовать красивую посуду. Организовать дни национальной кухни и сервировать столы в соответствии с традициями данного народа. Можно организовать выставку посуды выполненной своими руками и мастеров нашего края.
Комментарии