Подносный промысел на Урале
Однажды побывав на выставке в музее. Моё внимание привлекли Нижнетагильские подносы. Подносы по своей форме и сюжету были разнообразны. Одни имели форму квадрата, другие форму круга, овала. Каждый поднос представлял собою произведение искусства. Одни имели зеленую окраску, другие черную, красную. Но в основном меня заинтересовал сюжет красочных цветов на подносах. Цветы имели такую яркую насыщенную цветовую гамму, что мне стало интересно, а почему именно такой сюжет, такая цветовая гамма, форма, свойственна Уралу. Я сразу решила провести исследование подносного промысла на Урале.
Как вы думаете, какая практическая польза от картины или статуи? Правильно – никакой: разве что, безголосая певица, как в фильме «Весёлые ребята» разобьёт о бюст композитора дюжину сырых яиц, чтобы улучшить свои голосовые возможности. Поэтому дорогой скульптуре или картине в традиционном народном укладе просто нет места. Зато от красивой расписной посуды, прялки или цветного наличника никто не откажется - и в быту польза, и глазу радость. Знаменитый тагильский поднос именно так и начал свою «карьеру» - в качестве предмета, полезного в быту. И только со временем его стали вешать на стену, как настоящую картину.
Поднос – это железный или пластмассовый предмет геометрической формы для подачи пищи.
Как делали подносы
Прежде всего, за дело брался коваль. Он выкраивал ножницами круглые, прямоугольные или гитарообразные куски кровельного железа. Затем подбирал шесть заготовок, так, чтобы каждая последующая была меньше предыдущей, и вкладывал одну в другую. Укреплял «шестёрку» на чугунной желобильне. Мастер отковщик бил пятифунтовым молотком по заготовкам до тех пор, пока железо не принимало формы подносов. После этого он делал «гурти» - загибая края, выделывал крыловидное или прорезные края и ручки. Перед лакировкой мастер шпаклевал и шлифовал поднос, затем покрывал олифой и ставил в жаркую печь «воронить». Эта процедура повторялась несколько раз.
Формы подносов
Железные подносы делали разными: четырёхугольными, овальными, а также восьмиугольными с высокими просеченными приклеенными бортами, завершающимися рядом бусинок с литыми ручками. Форма ранних железных горнозаводских подносов объясняется техникой изготовления. Их пропорции основаны на древнерусской системе, в которой модулем является квадрат. Так же есть подносы гитарообразной формы. Откуда вообще появились «гитарообразные» формы? Гитара – это не уральский народный инструмент. Поэтому эта форма не могла быть прообразом такого подноса. Не будем забывать, что нижнетагильские подносы были не только утилитарными предметами, но и служили для украшения комнаты.
Как расписывали подносы
Боле 250 лет существует горнозаводская народная роспись. Более 250 лет цвет яркий, неувядающий уральский букет на лаковых подносах, шкатулках, прялках, бураках, дарит людям радость и хорошее настроение. Символ современного нижнетагильского промысла, стала неведомая другим Уральская роза, цветок – сказка, цветок – фантазия. Декоративная роспись с букетами таких роз – золотисто – белых, голубо – синих, оранжево – красных, радует глаз и удивляет обилием вариантов. Сочные яркие тона уральского цветочного узора поддерживаются глубокими красивыми цветными фонами, просвечивающими сквозь вязь травок и листьев, золотым узором орнаментального оформления. Но традиционная горнозаводская роспись - это не только украшение сундуков и подносов. Она связанна с разнообразными, созданными на Урале самобытными изделиями из металла, - декоративными столиками, кувшинами, водоносными вёдрами и т. д. Это также роспись по дереву (кадки для хранения воды, коромысла, прялки). И наконец, необычная, не имеющая аналогов роспись по бересте и дереву, о которой мало что известно.
Для горнозаводской росписи характерны собственные художественные и технические приёмы, эффективная техника кистевого мазка в два цвета, широкая цветовая гамма. Ей свойственны смелые цветочные сопоставления, роспись по цветным фонам и в то же время тонкость колористических решений, мягкая живопись цвета, объёмность мотивов.
Первые упоминания о росписи на горнозаводском Урале относятся к середине 18 века, однако истоки её лежат глубже. Они тесно связаны с особенностями формирования состава местного русского населения, представленного выходцами из разных областей европейской части России. В первой половине 17 века довольно интенсивно происходила крестьянская земледельческая колонизация Среднего Урала. Художественные связи Урала с Русью в этот период были односторонними. Русь питала осваиваемые районы Кодрами мастеров и иконописцев. Из европейской части страны везли разнообразные расписные художественные изделия, в том числе деревянную посуду, ковши, тарелки, солонки, иконы. Наиболее значительные очаги горнозаводской росписи сложились в городах: Нижний –Тагил, Невьянск; в поселках: Верх – Нейвинский, Нижнесалдинске.
Комментарии