Справки  ->  Словари  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Особенности функционирования духовной лексики в «живой» разговорной речи

Языку поболе надо дать воли, чтобы развивался он сообразно законам своим.

А. С. Пушкин

Что такое слово? Почему белое, сверкающее на солнце вещество называется снегом, а сияющее в небе светило солнцем? Как образуется связь между звуками и смыслом?

Каждый человек хочет быть успешным, поэтому многие заинтересованы в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.

В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации. В настоящее время (по наблюдениям исследователей) демонстрируют свое неумение общаться не только выпускники школ, но и профессионалы (ведущие радио- и телевизионных программ, парламентарии, преподаватели, юристы и т. д. Снижается общая и речевая культура, грамотность населения. По мнению В. Г. Костомарова: «За вкусом к беспредельной свободе выражения, за фамильярной развязностью тона часто скрывается духовный нигилизм, утрата исторической памяти и уважения к отечеству».

В нашем реферате, материалом которого служат ключевые слова, передающие духовное содержание языка, зафиксированные в устной и письменной речи учащихся, мы попытались выявить тенденции развития и функционирования духовной лексики.

Одной из причин, побудивших обратится к данной теме, является то, что на данный момент духовная сфера служит богатейшей основой для появления новых слов и выражений, причем одним из главных способов является переосмысление как способ наиболее доступный и удобный, т. к. изменение значения слова, игра слов содержат необходимую привлекательную информацию, влияющую на людей.

Основными задачами данной работы являются анализ литературной грамотности употребления духовной лексике, исследование условий действия слов и его влияния на функционирование в современном русском языке.

Интерес, на наш взгляд, представляет рассмотрение именно «живой разговорной стихии» современного общества, так как это позволяет фиксировать такие нюансы, как, например, литературная и нормативная грамотность текста, речевой этикет.

Особенности функционировании духовной лексики исследуются нами на лексическом (словоупотребление, терминология) уровне.

В процессе исследования применялись методы лингвистического описания, лексического и морфологического анализа. Также в работе отражено и социолингвистическое направление – анкетирование.

Теоретическое и практическое значение нашего исследования мы видим в том, что произведенный анализ позволяет подтвердить и уточнить ряд положений, существующих в исследованиях, посвященных лексике современного русского языка. Собранный материал может быть использован в элективных курсах, на уроках русского языка, обществознания, на классных часах.

Исследование состоит из введения, 2-х глав, заключения и библиографии.

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Наше общество встало на путь расширения границ литературного языка, изменения его состава и норм. История 20-х годов ХХ века повторяется: резко повышаются нормальные темпы языковой динамики, что «создает нежелательный разрыв в преемственности традиций, в целостности культуры». Увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, неоправданное употребление иноязычных слов и выражений, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи - всё это сводится к низкому культурному уровню населения, элементарному незнанию литературного языка и законов стиля. Экспериментальные данные приводят такие факты: московские школьники в 80% речевых ситуаций, требующих использования формул речевого этикета, обходятся без них; около 50% мальчиков обращаются друг к другу по прозвищам, из которых больше половины обидные; штампы, не передающие искренность чувства, при поздравлении родителей, учителей, друзей использует около 60% учащихся. Но это вызывает беспокойство лишь у вполне грамотных и культурных людей.

Проблемами современного русского языка, наблюдением за живыми процессами наших дней занимаются известные лингвисты Н. Ю. Шведова, Ю. Н. Караулов, В. Г. Костомаров, О. Б. Сиротинина, Е. А. Земская, В. С. Елистратов и многие другие.

Стоит отметить обилие материала, рассказывающего о состоянии современного русского языка. По словам Ольги Северской: «Говорить об экологии культуры и об охране языковой среды нынче модно».

Не случайно 2007 год объявлен в нашей стране Годом русского языка (курсив мой – Ф. А. ).

«Карнавализация» становится одним из ведущих мотивов динамики русского языка, который тесно связан с социальными и культурными явлениями нашей страны. Тон ёрничания оказался весьма кстати после довольно продолжительного периода запретов, живой разговорный язык бросает из одной крайности в другую. Но в нынешнее «карнавальное» время борьба книжности и разговорности активно поддерживается средствами массовой информации, причем разговорная стихия одерживает верх, так как «карнавальная маска», по мнению В. Г. Костомарова, - неиссякаемый источник экспрессии. Санников В. З. уточняет, говоря, что «русские нынче начинают стыдится назиданий и дидактичности», «прячутся за язык, за языковую игру».

Подобные явления («варваризация языка») исследователи Ларин Б. А. , Елистратов В. С. считают закономерной, так как подобные культурно-языковые снижения происходили ранее (опрощение языка в связи с революцией 1917 г. , перестроечная либерализация и др. ).

Существенные перемещения лексических массивов, стилистические сдвиги могут быть признаны активными явлениями в современном языке. Так, происходит актуализация отдельных слов, смена оценок, переосмысление. Громадные массивы слов переходят из пассивного словаря в активный или из узкой оценочно окрашенной сферы функционирования в общее употребление. Ярким примером служат слова, ранее имеющие пометки в словарях стар. , устар. , арх. , у верующих, входят в широкий обиход (молитва, нимб, освятить, благодать, грех, заповедь и др. ), приобретая подчас иное, чем в словаре (или сниженное) значение.

Сюда примыкают и восстанавливаемые (незаконно причисленные в религиозную лексику из-за старославянского происхождения) общелитературные слова из старой с высоко-торжественным, поэтическим оттенком (деяние, державный, духовный, инакомыслие, покаяние и др. ).

Стоит отметить, что подобная лексика и фразеология не воспринимается как сугубо книжная и не дает эффекта пестроты текста. Таким образом, происходят стилистические сдвиги, в результате которых видно смешение книжных и разговорных элементов.

Костомаров В. Г. предполагает, что со временем слова, получившие новое значение, могут разойтись как слова-омонимы.

Некоторые слова приобретают противоположное значение лишь в определенной ситуации. Сами по себе они не содержат эмоционального элемента, он, как правило, отсутствует в семантической структуре этих слов, но при ироническом употреблении эти слова могут наполниться эмоциональным содержанием и превратиться в свою противоположность, то есть полярность значений является результатом семантического переосмысления слова, происходящего на речевом уровне: хороший – обладающий положительными качествами или свойствами; хороший – ˝весьма сомнительных достоинств˝, славить ˝воздавать хвалу˝ – славить ˝распространять дурные слухи˝, удружить ˝оказать дружескую услугу˝ и удружить (ирон. ) ˝причинить вред˝; благословить (высок. ) ˝воздать хвалу, благодарность˝ и благословить (шутл. ) ˝ударить кого-либо чем-нибудь˝; отделать ˝придать чему-либо законченный вид˝ и отделать (разг. ) ˝испачкать, испортить небрежным обращением˝ и т д.

Но явление превращения слова в свою противоположность как факт намеренного употребления с соответствующей эмоциональной окраской – лишь одна из возможностей сдвига значений на речевом уровне.

Говоря о развитии полярных семантических оттенков, необходимо иметь в виду, что это процесс общеязыковой, он может быть результатом длительного функционирования слова в языке и связан с целым рядом условий его употребления. Поэтому энантиосемия часто носит разновременный характер, противоположные значения, генетически связанные с одним и тем же корнем, прослеживаются на разных этапах развития языка. При этом в семантике слова происходят постепенные изменения под влиянием собственно языковых и экстралингвистических факторов: это и природа чувств, способная по-разному окрашивать одни и те же понятия, это и крайнее проявление какого-либо качества (жгучий – ˝очень горячий˝ и жгучий ˝очень холодный˝), это и синтаксическое использование слова в предложении, это и изменение самой реалии, обозначенной тем или иным словом. Среди огромного количества лексем, демонстрирующих развитие разновременной энантиосемии, наиболее яркими могут быть такие, как слово прелесть или прилагательное прелестный, первоначально употреблявшиеся в отрицательном значении. Древнерусское прелесть – это ˝обман, соблазн, заблуждение, коварство˝, а прелестный –˝льстивый, коварный, вводящий в заблуждение˝. Даже в XVII-XIII вв. у слова прелесть сохранялось указанное значение, и в период больших крестьянских восстаний слово прелестный было чрезвычайно частотным. Оно употреблялось в устойчивом сочетании прелестные письма, обозначавшие в то время воззвания восставших к народу, а потому это были ˝обманные, лживые˝ письма и т. д. Лишь в XVIII-XIX вв. начинаются семантические сдвиги в слове прелесть, оно начинает называть ˝очарование, обаяние, привлекательность˝, входит в различные жанры светской литературы, употребляется в новом контексте без старого негативного смысла.

СОВРЕМЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ СЛОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ДУХОВНОЙ ЛЕКСИКЕ

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку

Либерализация современного языка

Есть такая притча. Однажды слепому объясняли, что такое белый цвет. Слыша о нём, слепой спрашивал: какой это белый цвет, на что он похож? Слепому отвечали: белый цвет, как белый заяц. Слепой спрашивал: что ж, он такой же пушистый? Нет! Отвечали: белый цвет, как белая мука! А слепой говорит: что ж, он такой же мягкий и рассыпчатый? Нет! Говорят слепому: белый цвет, как снег белый. Что ж, он такой же холодный? Нет! Возражали слепому: белый цвет, как чистый белый творог. Что ж, он такой же сырой?

Но связь между звучанием, значением слова и предметами окружающего мира условна. Мы не знаем, почему стали называть собаку собакой, а дерево деревом. Глубина веков скрывает от нас те времена, когда в языке возникла и закрепилась связь звучание – значение, звучание – предмет. Когда мы слышим незнакомое слово, мы не можем догадаться, что оно обозначает.

Мы привыкли доверять печатному и звучащему в эфире слову, считать его эталоном, а между тем и страницы газет и журналов, и эфир радио и телевидения, Интернет, полны ошибок. Постоянно повторяясь, типичные ошибки укореняются в нашем сознании как некая речевая «норма», а на самом деле – «заразная болезнь».

Разговор о духовной лексике современного русского языка очень непростой, потому что в новое время произошла порча того языка, на котором говорит Церковь, сохраняющая живой, благозвучный язык, на котором даже невозможно вести неприличные беседы. Литература христианского средневековья для современного светского читателя в значительной мере "иероглифична". Ключевые слова благодать, искушение, подвиг, грех, спасение, смирение, страсть, прелесть для современного читателя изменили свой прежний смысл и иногда воспринимаются в противоположном значении. Слова ортодоксальный, догматический, традиционный приобрели отрицательную окраску. В слове "обряд" также стало слышаться что-то холодное и мертвое. Напротив, слово еретик вдруг стало респектабельным, превратившись в синоним "свободомыслящего", творческого человека.

Сходные реалии меняют свой словесный облик, подчеркивая переход в иную понятийную систему. Так, слово соборность заменяет коллективизм, утрачивая ассоциацию со словом собор, и понимается как «добровольное объединение усилий для достижения каких-либо жизненно важных целей». Подобное случилось и со словом духовность, которое успешно вытесняет ранее употреблявшиеся народность и партийность. Развернутую игру с подобными словами можно наблюдать в языке масс-медиа.

Либерализация жизни проявляется во всем. Так, вместо хорошо знакомых табличек «Совесть – лучший контролер пассажира», «Пассажир, выполни свой долг – оплати проезд», появляются шутливые: «Жену ты можешь не любить, друзей ты можешь позабыть, но чтоб проезд он оплатить, страшней греха не может быть» (объявление в маршрутном такси). Да, народ пошутить любит, обыгрывая в бытовом смысле слово грех.

Игра духовными слова стала неотъемлемой частью «карнавализации» современного языка. Так, журнал «Лиза» предлагает нам барбикю из грешников, в рекламе баунти говорят о «райском наслаждении» и др.

Освоенность и употребление слов, относящихся к духовной лексике

Рассмотрим «духовные» слова с точки зрения освоенности и употребления. В подтверждение освоенности был проведен социологический опрос, в котором предложили следующие вопросы:

I. Объясните значение следующих существительных:

Благодать Искушение Подвиг Грех Спасение Смирение Страсть Прелесть

Воспитание

II. Как вы понимается значение следующих прилагательных:

Благородный Самоотверженный Тщеславный Корыстный Коварный Вероломный Милосердный Душевный Традиционный Воспитанный

Среди опрашиваемых были школьники в возрасте от 10 до 15лет, т. к. именно в этом возрасте легко запоминаются новые слова.

Приведем некоторые ответы.

Слово 5 класс 7 класс 8 класс

Благодать хорошая погода; пожертвование; хорошо; нечто хорошее, доброе; красота что-то хорошее; состояние души, блаженство умиротворение

Искушение человек хочет чего-либо; желание решение сделать то, на что тебя нечто, перед чем трудно устоять сделать что-то; зависть уговаривают; манящее чувство

Подвиг смелый поступок; совершение чего-нибудьнечто благородное, самоотверженное; необыкновенный, храбрый, смелый воинственного хороший поступок, достойный награды поступок, на который способен не каждый человек

Грех поступок против Бога; плохой поступок нечто неприятное; плохой поступок

Спасение нахождение в безопасности; выход из вызволение из беды; способ выжить избавление от мук беды

Смирение дружба; примирение; равнодушие вынужденное и усталое согласие душевное успокоение; покорность событиям

Страсть тягость к чему-то; любовь к желание бурное выражение чувств чему(кому)-нибудь

Прелесть красота нечто хорошее, великолепное, нечто прекрасное, дорогое сердцу красивое

Обряд посвящение церемония; традиция, обычай ритуал, носящий символический характер

Воспитание поучение человека приличию; обучение то, как человека учили объяснение норм морали, обучение хорошим манерам ребенка новому

Благородный честный; справедливый; самоотверженный, храбрый, добрый, честный, справедливый человек воспитанный человек

Самоотверженный готовый пойти на любые подвиги; храбрый, не думающий о себе человек, который может пожертвовать отчаянный; отважный собой ради других

Тщеславный желающий, чтобы его любили; любящий славу человек, любящий славу прославляющий себя

Корыстный жадный любящий деньги злой, завистливый, делающий все для себя человек

Коварный нещадящий; злой; хитрый выносящий злой план злой, строящий козни для своих врагов человек

Вероломный неверующий; упрямый варварический; беспредельный противоречащий вере, ломающий все представления человек;

Милосердный делающий пощаду; добрый; щедрый добрый, прощающий, мягкий человек с очень добрым и щедрым сердцем

Душевный добрый; духовный; понимающий мягкий, понимающий, добрый хороший человек, воспринимающий все близко к сердцу; приятный для души

Традиционный применяющийся часто; обычный обыденный, существующий очень давно постоянный, передающийся из поколения в поколение;

Воспитанный культурный; умный; прелестный хорошо выученный; имеющий хорошие интеллигентный, соблюдающий нормы манеры морали и определенные правила, человек;

Стоит отметить, что труднее всего комментировали слова: вероломный, коварный, благодать, смирение, обряд.

Как видно 8 пятиклассников (33%) пояснили все слова, вот точные ответы дали только 7 (29%) человек. 8 семиклассников (38%) смогли дать объяснение всем предложенным словам и только 10 (47%) из них дали верные ответы. Несколько странно выглядят результаты восьмиклассников. Так, всего 5 (25%) человек дали полный ответ, а вот из того, что прокомментировали, правильными оказались пояснения только 11 (55%) ребят.

Особенностью ответов пятиклассников были то, что в основном давались односложные пояснения (чаще всего именно той части речи, которую характеризовали):

Коварный = злой, жестокий, злобный

Благородный = величавый

Душевный = добрый, духовный

Самоотверженный = отчаянный

Коварный = злой

Ответы семиклассников выглядят более полными (пояснения даются словосочетаниями):

Душевный = добрый, понимающий, хороший человек

Воспитанный = хорошо выученный, знающий человек

Подвиг = хороший поступок

Особенность комментариев является то, что семиклассники не могут точно указать предмет речи, поэтому в ответах чаще других слов встречается неопределенное местоимение нечто

Ответы восьмиклассников полнее и разнообразнее (пояснения даются предложениями):

Искушение – что-то недозволенное для человека, привлекающее своей запретностью

Подвиг – необыкновенный, храбрый поступок, на который способен не каждый человек

Прелесть – нечто прекрасное, то, что очень нравиться человеку

Благодать – что-то хорошее, положительное (*И Божья благодать сошла на Грузию)

Ответы иногда смешные, иногда странные (большая часть неточные):

Благодать = благодарность

Подвиг = победа

Прелесть = красивая вещь

Милосердный = щедрый

Благородный = величавый

Вероломный = может кого-то поломать, беспредельный

Страсть = бурное выражение чувств

И подобных объяснений слов большинство.

Нарушение сочетаемости слов, управления, стилистическое снижение лексики, замена просторечными и жаргонными словами, употребление штампов, лексической избыточности и недостаточности – это ошибки, сделанные опрашиваемыми при объяснении слов.

Поэтому основная масса ответов говорит о том, что слова духовной сферы ребятами просто не понимаются или принимают новое (часто примитивное) значение, что говорит о сужении лексикона, о сокращении и минимизации употребления слов, смешении паронимов (обычный-обыденный).

Но почему?

Язык приходит из общения и чтения. А сегодняшняя ситуация говорит, что читать мы перестали или читаем только по принуждению, поэтому многие слова для нас просто не известны или мы употребляем их в ином (не всегда) положительном) значении.

В литературной норме же понимание этих слов осталось прежним. Но именно тождество слов мешает заметить различие стоящих за ними смыслов, а, следовательно, мешает вести диалог. Те смыслы, которые вкладывает в эти слова современная журналистика, известны каждому, учившемуся в школе.

Конечно, выбор каждого, как себя вести и следовать ли языковой моде.

Хочется закончить работу словами из известной песни А. Макаревича:

Не стоит прогибаться под изменчивый мир,

Пусть лучше он прогнется под нас

Однажды он прогнется под нас.

«Карнавализация» становится одним из ведущих мотивов динамики русского языка, который тесно связан с социальными и культурными явлениями нашей страны, говорящие прячутся за язык, за языковую игру. Игра духовными слова стала неотъемлемой частью современного русского языка.

Существенные перемещения лексических массивов, стилистические сдвиги могут быть признаны активными явлениями в современном языке. Так, происходит актуализация отдельных слов, смена оценок, переосмысление. Слова, ранее имеющие пометки в словарях стар. , устар. , арх. , у верующих, входят в широкий обиход (молитва, нимб, освятить, благодать, грех, заповедь и др. ), приобретая подчас иное, чем в словаре (или сниженное) значение.

Ключевые слова благодать, искушение, подвиг, грех, спасение, смирение, страсть, прелесть для современного молодого человека изменили свой прежний смысл и иногда воспринимаются в противоположном значении.

Слова духовной сферы просто не понимаются или принимают новое (часто примитивное) значение, что говорит о сужении лексикона, о сокращении и минимизации употребления слов.

Язык приходит из общения и чтения. А сегодняшняя ситуация говорит, что читать мы перестали или читаем только по принуждению, поэтому многие слова для нас просто не известны, или мы употребляем их в ином (не всегда) положительном) значении.

Выбор каждого, как себя вести и следовать ли языковой моде.

Словарь

I. Благодать – в религ. Сила, ниспосланная человеку свыше (первоначально – для исполнения воли Бога)

Искушение – соблазн, желание чего-нибудь запретного; соблазнять прельщать

Подвиг – героический самоотверженный поступок

Грех – у верующих: нарушение религиозных предписаний и правил.

Спасение – избавление от чего-либо опасного, страшного

Смирение – примириться с кем-чем-нибудь, покориться кому-чему-нибудь; отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле

Страсть – сильная любовь, сильное чувственное влечение; сильно выраженное чувство, воодушевленность; крайнее увлечение пристрастие к чему-нибудь

Прелесть – очарование, обаяние, привлекательность; приятные, пленящие явления, впечатления

Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в котором воплощаются какие-нибудь религиозные представления, традиции

Воспитание – навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни

II. Благородный – высоконравственный, самоотверженно честный и открытый; исключительный по своим качествам, изяществу

Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага

Тщеславный – полный тщеславия (высокомерного стремления к славе, почитанию)

Корыстный – основанный на корысти (выгоде, материальной пользе)

Коварный – отличающийся коварством, склонный к нему (злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством)

Вероломный – коварный, действующий путем обмана, измены

Милосердный – проявляющий милосердие, вызванный милосердием (готовность помочь или простить из сострадания человеколюбия)

Душевный – полный искреннего дружелюбия

Традиционный – сохранившийся от старины, основанный на традиции; существующий в силу традиции (то, что перешло от одного поколения другому)

Воспитанный – отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)