Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Эпиграмма как жанр в творчестве А. С. Пушкина

“Наша память хранит с малолетства весёлое имя - Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни

Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – “друга монархии”, Пушкина – друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин – поэт. Поэт – величина неизменная. Могут устареть его язык, его приёмы, но сущность его дела не устареет”, - так ярко, чётко, полно определил особенность Пушкинского явления в мировой культуре А. А. Блок.

Одной из великих особенностей творчества А. С. Пушкина является широкое разнообразие его таланта: все рода литературы ему подвластны. Он великий лирик, его перу принадлежат более 800 лирических стихотворений, он интересный драматург: “Борис Годунов” и “Маленькие трагедии”- доказательство тому, прекрасна проза Пушкина, особенно “Дубровский”, “Капитанская дочка”, “Пиковая дама”, он известный литературный критик.

О величии поэтического таланта Пушкина говорит и жанровое многообразие: он автор стихов, поэм, романа в стихах, драматических стихотворных произведений.

“Талант Пушкина не был ограничен сферою одного какого-нибудь рода поэзии” - замечает В. Г. Белинский, подчеркивая эту особенность творчества поэта в 5 статье.

Невозможно не согласиться с Ф. М. Достоевским, сказавшим на открытии памятника поэту в Москве 8 июня 1880 года: “Пушкин всегда был цельным организмом, носившем в себе все зачатки разума, часто представляя собой нечто даже чудесное, желанное и невиданное до него нигде и ни у кого”.

Целью своей работы мы поставили исследовать вопрос о месте эпиграммы в творчестве великого творца, и выяснить художественные особенности, которые использовал автор при создании этого жанра.

“В мелких своих сочинениях Пушкин разносторонен необыкновенно и является еще обширнее, виднее, нежели в поэмах. Некоторые из его мелких сочинений так резко ослепительны, что их способен понимать всякий”, - утверждает Н. В. Гоголь в своём очерке “Несколько слов о Пушкине”.

Что имел в виду великий современник поэта?

Попробуем доказать, что касается такого «мелкого» стихотворного жанра как эпиграмма.

Задачей своей работы мы поставили изучение 4 вопросов:

1) Изучить теоретический вопрос по данному жанру;

2) Ознакомиться с эпиграммами А. С. Пушкина;

3) Выяснить их тематику, адресаты, художественные особенности;

4) Составить изложение к работе.

О муза пламенной сатиры!

Приди на мой призывный клич!

Не нужно мне гремящей лиры.

Вручи мне Ювеналов бич!

Не подражателем холодным,

Не переводчиком голодным,

Не безответным рифмачам

Готовлю язвы эпиграмм!

Мир вам, несчастные поэты,

Мир вам, смиренные глупцы!

А вы, ребята подлецы,-

Вперёд! Всю вашу сволочь буду

Я мучить казнию стыда!

Но если ж я кого забуду,

Прошу напомнить господа!

О, сколько лиц бесстыдно – бледных,

О, сколько лбов широко – медных

Готовы от меня принять

Неизгладимую печать

Этим стихотворным, адресным посланием А. С. Пушкин собирался открыть, по свидетельству С. А. Соболевского, друга поэта и автора известных эпиграмм, направленных против известных политических деятелей, литераторов, журналистов первой половины 19-го века, сборник эпиграмм, который А. С. Пушкин собирался издать в конце 30-х годов.

Издать подобный сборник поэту не удалось, но желание это сделать говорит о том, какое значение Пушкин придавал этому сатирическому стихотворному жанру, требуя от сатирической музы «бич Ювенала», чтобы «ребятам – подлецам» приготовить казнь стыдом, чтобы припечатать неизгладимо на «бесстыдно – бледные» и «широко - медные» лбы печать позора!

Эпиграмма

Эпиграмма (от древнегреческого – надпись) – один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. 1

В древней Греции изначально – жанр лиро-эпической поэзии, краткая надпись на предметах, выполненная гекзаметром. Уже тогда была отличительная черта эпиграмм – относительная краткость и присутствие субъективного элемента, всё возрастающая роль автора оценки изображении лица, события, явления. В римской литературе с 1в. до н. э. и далее, роль обличения в эпиграмме возрастает. Она становится видом сатиры, насмешкой над определённым лицом, группой или общественным явлением (Э. Катулла, Марциала). В средневековую литературу и литературу нового времени эпиграмма перешла в этом значении. Она получила широкое распространение в 17-18 веках во Франции и Германии, а в 19 веке в России их писали Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев и даже Достоевский.

За границей её писали Н. Буало, Ж. Лафонтен, И. Гёте. В России эпиграмме острополитическую окраску впервые придал А. С. Пушкин. В советской литературе известны эпиграммы Э. Д. Бедного, В. Маяковского и др.

“Приступая к критическому обозрению творений Пушкина, мы будем строго держаться хронологического порядка, в каком являлись они. Пушкин от всех предшественников отличается тем, что по его произведениям можно следить за постепенным развитием его не только как поэта, но вместе с тем как человека и характера. Стихотворения, написанные им в одном году, уже резко отличаются и по содержанию, и по форме от стихотворений, написанных в следующем”,- писал В. Г. Белинский, начиная свои критические заметки о Пушкине.

Лицейский период

Перейдем к рассмотрению хронологии создания и тематике эпиграмм в творчестве Пушкина. Первые эпиграммы А. С. Пушкин написал в Лицейские годы, большая часть их была посвящена другу поэта В. К. Кюхельбекеру, носившему прозвище «Кюхля».

Вильгельм Кюхельбекер и Пушкин были очень близки, оба увлекались литературой, писали стихи.

Е. А. Энгельгардт, директор Царскосельского лицея, вспоминал о Кюхельбекере:

“Читал все на свете книги обо всех на свете лицах, имеет много таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца и много чувства, но, к сожалению, во многом этом не хватает вкуса, такта, грации, меры и ясной цели. Он, однако, верная душа, и упрямство, которое в нем иногда проявляется, есть только донкихотство чести добродетели со значительной примесью тщеславия. При этом он, в большинстве случаев, видит все в черном свете, бесится на самого себя, совершенно погружается в меланхолию, угрызения совести и подозрения; и не находит тогда ни в чем утешения, разве только в каком-нибудь гигантском проекте”1

Совершенно понятно, что эту “верную и невинную душу” лицейские товарищи очень любили, но часто ранили своими острыми, порой беспощадными юношескими шутками.

Первые эпиграммы, посвященные Кюхельбекеру, обнаруживают тонкую иронию и дружеские отношения между автором и адресатом.

Называя Кюхельбекера “Клитом”, “внуком Тредьяковского”, Пушкин замечает, что увлечения поэзией несерьезны и не оставят глубокого следа в литературе.

Используя гекзаметр, как абсолютно неприемлемый в данной ситуации стихотворный размер, в эпиграмме “Несчастье Клита” (1813) Пушкин ярко, образно иронизирует над поэзией друга:

Внук Тредьяковского Клит гекзаметром песенки пишет,

Противу ямба, хорея злобою ужасно дышит;

Мера простая сия всё портит.

Соседство двух понятий: “песенки” и “гекзаметр” – создает ироничный тон.

В другой эпиграмме Пушкин так определил значение литературного вклада своего друга:

Покойник Клит в раю не будет:

Творил он тяжкие грехи.

Пусть бог дела его забудет,

Как бог забыл его стихи!

В. Вересаев рассказывает в своей книге “Спутники Пушкина” об одной интересной истории, которую вспомнил В. А. Жуковский:

“ Однажды я был зван на обед, но придти не смог, так как еще накануне расстроил себе желудок, к тому же пришел Кюхельбекер и принес стихи. Я остался дома”. Узнав эту историю, Пушкин пишет ему эпиграмму:

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно –

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.

Легкость стиха, озорство содержания, Пушкинский неологизм “кюхельбекерно” – все это разозлило Вильгельма, и он вызвал друга на дуэль.

Пушкин не рассматривал эти короткие стихи как сатирические, это был своеобразный ответ поэта на определенные обстоятельства жизни. Всего В. Кюхельбекеру поэт посвятил две эпиграммы.

В лицейский период поэт писал эпиграммы на преподавателей, лицейских друзей. Есть даже эпиграмма на лицейского гувернера Чирикова. В ней поэт представляет его портрет и придумывает даже наказание:

Вот карапузик наш, монарх,

Поэт, писец и воин;

Всегда, за всё, во всех местах

Крапивы он достоин

С Мартыном поп он записной,

С Фроловым математик;

Вступает Эниальт - герой –

И вмиг он дипломатик.

Но злой сатиры в ней нет, она полна иронии и насмешки.

Интересно, что уже в лицейские годы Пушкин не боялся писать эпиграммы на Н. М. Карамзина, автора “Истории Государства Российского”. Первая эпиграмма 1813 года направлена на высмеивание поэтического творчества великого литератора и историка, удивительно, что 14-летний Пушкин воспринимает Карамзинские стихи как “тяжкие грехи”, и мечтает, что “бог дела его забудет”:

Покойник Клит в раю не будет:

Творил он тяжкие грехи

Пусть бог дела его забудет,

Как свет забыл его стихи!

Выход в свет “Истории Государства Российского” поэт по-своему “приветствовал” эпиграммой в 1816г. , почему-то считая этот великий труд “пустым делом”:

“Послушайте: я сказку вам начну

Про Игоря и про его жену,

Про Новгород, про время золотое,

И наконец про Грозного царя!

- И, бабушка, затеяла пустое!

Докончи нам “Илью – Богатыря”.

Резкое суждение труд Карамзина получил в одной из Петербургских эпиграмм: поэт не соглашается с основной концепцией исторического труда и пишет:

В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья

Необходимость самовластья

И прелести кнута.

Уже в это время в сатирическом творчестве поэта появляются эпиграммы, поднимающие тему театра, литературы.

О гражданском мужестве поэта говорит его эпиграмма на министра народного просвещения графа Разумовского:

-Ах! Боже мой, какую

Я слышал весть смешную:

Разумник получил ведь ленту голубую.

-Бог с ним! я недруг никому:

Дай бог и царствие небесное ему. 4

Награждение «голубой лентой» министра поэт считает смешной вестью, понимает, что награда не заслуженна, и пророчит ему «царствие небесное».

Поэта уже в начале творческого пути раздражали бессмысленные стихи начинающих поэтов, особенно женщин. Так, в 1817 году он пишет две эпиграммы на писательницу Е. Н. Пучкову, члена беседы «Любителей русского слова», которая писала сентиментальные стихи о помощи инвалидам.

Пучкова, право, не смешна:

Пером содействует она

Благотворительных газет недельных видам,

Хоть в смех читателям, да в пользу инвалидам.

И высмеивает личностные качества поэтессы:

Зачем кричишь ты, что ты дева.

На каждом девственном стихе?

О, вижу я, певица Ева,

Хлопочешь ты о женихе.

В лицейские годы поэт находился в центре литературной жизни, об этом говорит эпиграмма, направленная против Казанского литератора М. С. Рыбушкина, написавшего трагедию в прозе “Иоанн, или взятие Казани”:

Бывало, прежних лет герой,

Окончив славну брань с противной стороной,

Повесит меч войны средь отческия кущи;

А трагик наш Бурун, скончав чернильный бой,

Повесил уши.

Уничтожая пером попытку Рыбушкина создать историческую трагедию, Пушкин использует сатирическую метафору: «чернильный бой» - так он называет создание трагедии.

Так мы замечаем, что на смену иронии в эпиграммах приходит сарказм.

В лицейские годы Пушкин серьёзно занимался переводами. Интересна эпиграмма Ж. -Ж. Руссо в интерпретации русского поэта. Таким образом, в это время жанры эпиграммы, как и всё творчество Пушкина, поражают своей разнообразной тематикой и постепенным усилением сатирического начала.

Петербургский период

Следующий этап – жизнь поэта в Петербурге (1818-1819)

В этот период поэт написал немного эпиграмм, но и те были созданы недаром. В 1818 году он пишет эпиграмму на Александра:

Ура! В Россию скачет

Кочующий деспот.

Спаситель горько плачет,

А с ним и весь народ.

Эта эпиграмма была написана в “Сказках” (“Noёl”). Она полна иронии: с приближением кочующего деспота, заставившего Россию “горько плакать”.

Поэт обвиняет Александра 1 в том, что он довёл страну до такого состояния: “Россия горько плачет” Это ощущение помогает почувствовать метафора “кочующий деспот”

В тот же год он пишет эпиграмму на Каченовского. Она вызвана критическими статьями Каченовского, издателя журнала “Вестник Европы” против Карамзина. Резкость и неприязнь к Каченовскому выявляется здесь, он безжалостно клеймит его и как бы стирает его фамилию из русской жизни, приём гиперболы помогает это почувствовать:

Бессмертною рукой раздавленный зоил

Позорного клейма ты вновь не заслужил!

Бесчестью твоему нужна ли перемена?

Наш Тацит на тебя захочет ли взглянуть?

Уймись – и прежним ты стихом доволен будь,

Плюгавый выползок из гузна Дефонтена!

Пушкин недоволен его работой и говорит, что его “бесчестию” нужна перемена, и просит его успокоиться и “быть довольным прошлым его стихом”, называя его “выползком из гузна Дефонтена”.

Холоп венчанного солдата,

Благодари свою судьбу:

Ты стоишь лавров Герострата

И смерти немца Коцербу.

Эта эпиграмма направлена против Стурдзы, дипломата и публициста, поборника идей “Священного Союза”. По поручению Александра 1 Стурдза написал “Записки о современном состоянии Германии”, за что автор и назвал его “холопом венчанного солдата” и удостоил “лавров Герострата” и “смерти немца Коцербу”. Здесь мы продолжаем чувствовать антимонархическое настроение поэта.

По мере утверждения Пушкина в литературе мы видим, что возрастает социальная направленность эпиграмм и, наверное, следует полагать, что причиной ссылок поэта будет не только его большие произведения, но и эпиграммы.

Эпиграммы взрослого Пушкина – совсем другое дело, это умные, колкие замечания о современниках. И круг адресатов был по-пушкински широк.

Кого ты в жизни не колол,

Кого не резал эпиграммой,-

Так подметил И. Великолепный в стихотворении “Мое мщение”

Южная ссылка

Первая ссылка Пушкина была на юг (1820-1824). В эти годы поэта продолжает волновать состояние русской литературы и в 1820 году он пишет три эпиграммы: на Колосову, Рудыковского и Каченовского, в которых поэт высмеивает слабые стороны творчества. Актрисе Колосовой «достается» за выступление в несоответствующем амплуа: она сыграла роль Эсфири в трагедии «Расина». Жестокая сатира достигается путем введения сатирического портрета.

Все пленяет нас в Эсфири:

Упоительная речь,

Поступь важная в порфире,

Кудри черные до плеч,

Голос нежный, взор любови,

Набелевшая рука,

Размалеванные брови

И огромная нога.

Мы видим, как нарастает отрицательное в облике.

Очень сатирически говорит о докторе Рудыковском, писавшем плохие стихи, считая, что читать их можно только «с запасом лекарств».

Аптеку позабудь ты для венков лавровых

И не мори больных, но усыпляй здоровых3

Но самую большую известность Пушкину принесла эпиграмма на графа Воронцова - Одесского градоначальника.

Полу - милорд, полу - купец,

Полу – мудрец полу – невежа,

Полу – подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

Пушкиниана знает причину появления этой эпиграммы: поэт был влюблен в жену Воронцова, и граф об этом знал. Отношения были очень напряженными. Написанная в 1824 году эта эпиграмма поражает откровенностью, резкостью и ненавистью поэта к адресату. Он не видит в Воронцове никаких положительных качеств.

“Пушкин в своем неприятии Воронцова отказывается замечать в нём какие-либо достоинства. Мы смотрим на Воронцова сквозь призму бессмертной эпиграммы, столь же блестящей, сколь и несправедливой”,

- утверждает братский пушкинист Семен Саунин.

Мысль о несправедливости этой эпиграммы высказал Л. А. Черейский, считавший, что оценки графа были несколько преувеличенными и отвечали минутным настроением оскорбленного поэта.

Считается, что гений отличается от простого смертного способностью к широчайшему обобщению. “Это и случилось в данной эпиграмме: четырьмя строчками Пушкин нарисовал яркий портрет русского дворянства в целом, к графу Воронцову имеет довольно отдаленное отношение”-3 замечает С. Саунин в исследовании “Одесский узел”.

Всем известно, что эпиграмма настолько оскорбила адресата, что он потребовал перевести Пушкина на север, в Михайловское.

В письме к П. А. Вяземскому (октябрь 1824 год) поэт сообщает другую редакцию эпиграммы:

Полу – герой, полу – невежда,

К тому ж еще – полу – подлец!

Но тут, однако ж, есть надежда,

Что будет полным, наконец.

Эта эпиграмма при жизни поэта не печаталась.

Малоизвестна еще одна эпиграмма, написанная поэтом на М. С. Воронцова в 1825 году по поводу следующего случая: царь Александр 1 сообщил об аресте испанского революционера Риего, на что граф Воронцов воскликнул подобострастно: “Какое счастливое известие, одним мерзавцем стало меньше”5

Северная ссылка

В период пребывания в северной ссылке жанр эпиграммы был менее плодотворным, но по-прежнему поэт поражает гражданской смелостью и острой социальной направленностью стиха. Особенно известна эпиграмма на царя Александра 1, в которой в сатирической форме высмеиваются моменты его биографии.

Воспитанный под барабаном,

Наш царь лихим был капитаном,

Под Австерлицем он бежал,

В двенадцатом году дрожал

Показывая русского царя Александра 1, поэт делает вывод о его политической карьере.

Зато был фрунтовой профессор!

Но фрунт герою надоел -

Теперь коллежский асессор

По части иностранных дел.

Второй Петербургский период

Во второй Петербургский период адресатом эпиграмм остался театр и литература. До нас дошли эпиграммы 1821 года. Автор по-прежнему высмеивает литераторов, актеров и других известных личностей.

Последние годы жизни

В последние годы своей жизни Пушкин пишет 11 резких и критических эпиграмм. В 1830 году, когда Фаддей Булгарин напечатал в “Сыне Отечества” против воли Пушкина эпиграмму, Александр Сергеевич напишет на него свою:

Не то беда, что ты поляк:

Костюшко лях, Мицкевич лях!

Пожалуй, будь себе татарин-,

И тут не вижу я стыда;

Будь жид – и это не беда;

Беда, что ты Видок Фиглярин. 3

Автор признает его виноватым, но не в том, что он “поляк”: ведь “Костюшко-лях” и “Мицкевич-лях”, пусть будь он “татарин” - и в этом нет стыда, а беда в том, и виноват он в том, что он его ослушался.

В том же году Пушкин пишет на Фаддея Булгарина еще одну эпиграмму в связи с его романом “Дмитрий Самозванец”:

Не то беда, Авдей Флюгарин,

Что родом ты не русский барин,

Что на Парнасе ты цыган,

Что в свете ты Видок Фиглярин;

Беда, что скучен твой роман. 4

Пушкин осуждает его за то, что “скучен роман”, хотя “родом он не русский барин”, и в свете его знают как “Видок Фиглярин”.

Благодаря этим эпиграммам, Пушкин нажил себе врага в лице Фаддея Булгарина, а кличка “Видок Фиглярин” отныне навсегда приклеилась к Булгарину. Пушкин использует в данной эпиграмме прием “говорящей фамилии”

Итак, в течение всего творчества Пушкин писал эпиграммы, в которых высмеял, как требует этот жанр, отдельные стороны личности современников и социальные недостатки России того периода.

Чего же мы добились в результате нашего исследования?

1) Одним из любимых жанров Пушкинской поэзии были эпиграммы. По мнению пушкиноведов их написано около 100, в известных собраниях сочинений опубликовано и нами проанализировано около 50.

2) Тематика эпиграмм разнообразна: они высмеивают политиков, литераторов, актеров, друзей поэта.

3) В начале появления жанра в творчестве Пушкина эпиграммы были наполнены иронией и только во второй период творчества они стали сатирическими.

4) Для создания сатирического образа в эпиграмме Пушкин использовал множество художественные средства: эпитетов, олицетворений, анафор, сравнений, метонимий и т. д.

5) Все это доказывает, что Пушкин был гениален в любом жанре творчества и в эпиграммах тоже. Прав был поэт говоря:

О муза пламенной сатиры!

Приди на мой призывный клич!

Не нужно мне гремящей лиры.

Вручи мне Ювеналов бич!

Не подражателем холодным,

Не переводчиком голодным,

Не безответным рифмачам

Готовлю язвы эпиграмм!

Считаем уместным заметить, что в результате исследования мы убедились, что жанр эпиграммы был любим Пушкиным, они помогали поэту дать яркую художественную оценку и современникам, и литературе, и всей эпохе.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)