Заселение и освоение Кузбасса
Изучение родного края содержит в себе уникальные возможности для формирования духовно-целостной личности и одновременного воспроизводства культуры региона. Это позволяет рассматривать краеведение как важнейшую предпосылку духовной безопасности общества в целом. Познание отдельной территории фиксирует и сохраняет «картину мира», свойственную тому или иному локальному обществу, выполняет функцию местного национального самосознания, задает жизненные ценности и идеалы, способствует общественному согласию и консолидации регионального сообщества.
В политической практике современной России роль краеведческого познания резко возрастает, поскольку культурные ценности конкретной местности выступают в качестве объединительного начала, живой связи поколений. Ничто так не объединяет людей как чувство малой Родины, силы традиций. Культурная самобытность края выступает в качестве фундамента, на котором региональное сообщество может устоять.
Первые шаги за Урал
Присоединение Сибири к Русскому государству связывают с именем Ермака, легендарного предводителя казачьих отрядов. Между тем этот легендарный молодец и его товарищи все же не были первыми россиянами, перевалившими за Урал – камень. Их поход в XVI веке уже завершал определенный этап отношений между русскими и сибирскими народами, связанными между собой со стародавней поры, из глубины веков.
Реки, текущие в восточном направлении, с XI века стали первой дорогой русских в Сибирь.
Первыми людьми, рассказавшими о Сибири по своим собственным впечатлениям, оказались русские летописцы. Первый рассказ о походе содержится в Лаврентьевской летописи (1377) и отнесен к 1096 г. Второе известие приносит Ипатьевская летопись (начало XV в. ).
Стремясь укрепиться на северных землях, русские феодалы строят по берегам Пинеги, Вычегды, Печоры и других рек укрепленные городки – опорные базы для поколения местных племен. Ростовские князья в 1218 г. Основали Великий Устюг.
Москва пыталась придать элементам колонизации последовательность и основательность. При поддержке московского князя устюжанский монах Стефан организовал среди местных племен миссионерскую деятельность. Так создавались условия для постепенного присоединения части Зауралья к Русскому государству.
При Иване III начались систематические и хорошо организованные походы Москвы на восток. В 1465 г за Урал перевалил отряд В. Скрябы, у которого проводниками были пленные сибирские данники, семь лет спустя к новым землям направляется отряд Ф. Пестрого. А еще через одиннадцать лет в Сибирь идет со стрельцами князь Ф. Курбский – ему удалось достичь Кашлыка – столицы Сибирского ханства и по Иртышу доплыть до Югорской земли. Шестнадцать лет спустя трое русских воевод – С. Курбский, А. Ушатый и В. Гаврилов-Заболоцкий затеяли новый поход. Больше четырех тысяч ратников двумя отрядами продвигались с боями через Уральские горы. У устья Оби навстречу русским вышла делегация племенной знати, волоча за собой нарты с пушниной и торопясь известить гостей о желании принять русское подданство.
Северные пути в Сибирь были не выгодны, а пойти южными дорогами мешала граница с Казацким царством, владевшим бассейнами Камы, Вятки и их притоков. Лишь с 1552 года, когда при Иване Грозном пало Казанское царство, был открыт самый короткий путь из Москвы в Сибирь, чем воспользовались московские промышленники и купцы. Они двинулись на новые южные земли, обживая берега Камы – реки. В 1555 году московские дьяки переписывают земли татарского князя Едигера как собственные владения.
Никоновская летопись говорит о том, что правители Сибирского ханства – братья Едигер и Бекбулат просили заступничества у Москвы и обязались платить дань и стать русскими вассалами. Сибирские ханства принесли присягу на верность Ивану IV. В 1563 году Кучум со своей конницей налетел на земли Едигера, разгромил нестройное войско соперника и провозгласил себя правителем Сибирского ханства.
В это время в авангард русской колонизации выходит семейство промышленников Строгановых. В 1574г. сыновья Аники – Яков и Григорий Строгановы заручились грамотой Ивана IV, дозволившей разместить русские гарнизоны на Урале и держать там «сторожей с вогнянным нарядом». Строгановы поселились со своими людьми вдоль Камы, Сылвы и Чусовой, построили слободки и оборонные городки с артиллерией для охраны новых земель. Царь Иван IV даровал Строгановым многие права и преимущества, но положение их на границе назвать спокойным было бы преувеличением. После смерти Якова и Григория их владения перешли брату Семену: тот призвал на помощь племянников Максима и Никиту, они заручились согласием государя распространить свои владения за Урал, чтобы обезопасить границы. Но набрать войско в окрестных районах было трудновато. И тогда возникла мысль пригласить на службу донских казаков по водительством Ермака Тимофеевича. Атаманы не заставили себя долго упрашивать и с дружиной в 540 казаков пришли во владения Строганов.
Летописи рисуют Ермака талантливым предводителем войска, храбрым и выносливым человеком, то мудрым и осторожным, а то доверчивым и простодушным. Не думал и не гадал атаман Ермак, что судьба уготовила ему славу покорителя Сибири.
Ермак ввёл среди казаков беспрекословную дисциплину. За ослушание наказывали жгутами, а за преступления сажали в мешок с песком и бросали в воду. Дружина была разделена на отряды по сто человек, во главе отрядов поставили ближайших и проверенных в прежних совместных действиях атаманов – Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиту Пана, Матвея Мещеряка. В подчинении у отрядных атаманов были есаулы-пятидесятники.
Дружина Ермака выступила в поход 1 сентября 1581г. из Орла-городка, расположенного южнее Соликамска. Перезимовали возле устья реки Серебрянки, притока Чусовой. А ранней весной 1581г. по волоку длинною в тридцать километров понесли на плечах пушки, весь походный скарб на берег Тагила, перетащили часть старых и построили новые струги и плоты и вслед за первыми льдами стали спускаться вниз по Тагилу, а затем по Туре. Безмятежному и созерцательному путешествию тут пришел конец – уже в мае случилось столкновение с татарами и остяками. Русские выйграли бой, как будто и впрямь им помогал одетый в доспехи русского война архангел Михаил. Ещё не просохли у казаков глаза от порохового дыма, не забылась панихида об убитых товарищах, скорбно похороненных на чужом берегу, а уже на Тоболе, вблизи урочища Бабасан, в прибрежных зарослях притихло татарское войско, поджидая флотилию. Воинственный Маметкул держал на готове лук, чтобы свистом первой стрелы подать сигнал к сражению.
Сражение продолжалось пять дней – русские снова одержали победу. Строгановы послали Ермаку боеприпасы, продовольствие и сотни три служилых людей. Осенью 1582 г. подкрепление прибыло в русский стан. Дружина засобиралась в поход, чтобы взять столицу Сибирского ханства до первых заморозков. По Тоболу струги спустились до Иртыша, а тут снова пришлось подниматься на вёслах да на гребях по холодной осенней воде. Казаки-гребцы были мокры от работы и от брызг, но пуще прежнего оберегали под холстиной порох, свинец, муку – и налегали на вёсла. С боями захватили укрепление Атики-мурзы и вышли к Чувашскому мысу. За мысом открылась прямая дорога к Кашлыку. Кучум ждал русских.
На подступах к Кашлыку произошла знаменитая битва, запечатлённая на полотне сибирского уроженца В. Сурикова « Покорение Сибири Ермаком». Дружина Ермака одерживала победу. Раненного Маметкула уносили с поля боя. В ночь с 25 на 26 октября 1582г. Кучум покинул Кашлык и подался в Барабинские степи. Утром дружина Ермака подняла свой стяг над столицей Сибирского ханства.
Иван Грозный осыпал казаков милостями. Устроил в их честь застолье, Семёну Строганову пожаловал два новых посада на Волге, Максиму и Никите Строгановым разрешил торговать в своих городах беспошлинно, а Ермаку отправил дорогую шубу с государева плеча и два кованых панциря.
Дела Ермака принимали тяжкий оборот. Казаки стали болеть цингой. Не хватало продовольствия, появились случаи голодной смерти. Этим воспользовались татары. Иван Кольцо нелепо погиб в стане татар. Настроение русских стало ещё хуже после неожиданной и опять случайной смерти Ермака. В летописи сказано, что Ермак, зная о близости татар, вместе с пятьюдесятью казаками разбил лагерь на берегу Вагая, притока Иртыша, и устроились на ночлег, не обеспечив охрану. В ночь с 5 на 6 августа 1584г. Кучум послал провинившегося и приговорённого к смерти татарина переплыть реку и убедиться в безопасности нападения. Тот выполнил поручение, но осторожный Кучум послал второго война проверить известие. И когда новый лазутчик подтвердил обнадёживающую весть, да ещё прихватил с собой три русских ружья, этой тёмной и дождливой ночью татары напали на спящих казаков и перерезали всех. Ермак бросился в Вагай и, может быть, выплыл бы, хоть и был ранен. Но помешал царский подарок: панцирь оказался слишком тяжёл, Ермак не смог доплыть до струга или до берега.
В Кашлыке осталось 150 казаков и стрельцов, подавленных вестью о гибели товарищей и атамана. Давно уже были на исходе боеприпасы и продовольствия, и поэтому дружина Ермака решила уйти из Кашлыка.
Сын Кучума – Алей занял оставленный русскими Кашлык, но это не имела существенного значения для судеб Сибири. Западно-Сибирские татары стали добровольно переходить на сторону русских. Вслед за ними потянулись в остроги давать шерть (присягу) на верность башкиры, ханты, манси. Уже к 1591 г. русские вернули себе потерянные позиции и добрались до Барабинских степей.
Летом 1598 г. русские стрельцы захватили ставку Кучума и пленили его семью.
В Кашлыке в это время обосновался Сейдяк – представитель соперничавшей и враждовавшей с Кучумом местной татарской династии. Воеводами, воевавшими в это время, были: Василий Сукин, Иван Мясной и Данила Чулковый.
А между тем, лишенный трона и поддержки большинства прежних подданных хан Кучум не думал складывать оружие. Люди Кучума жестоко мстили татарскому населению за переход в подданство « белому царю». В 1591г. отряд тобольских служилых людей, во главе с воеводой Владимиром Кольцовым-Мосальским настиг войско Кучума на Ишиме и нанёс ему сильное поражение у озера Чиликула. В 1595г. русские войска нанесли ещё одно поражение Кучума, но ему вновь удалось ускользнуть и снова сеять смерть среди своих бывших подданных. Окончательный разгром сибирского « царя» произошёл в августе 1598г. Объединённый русско-татарский отряд под предводительством воеводы Андрея Воейкова вышел из Тары и после долгих поисков нашел войско Кучума в Барабинской степи близ Оби. Ожесточённый бой продолжался полдня и закончился сокрушительным поражением кучумлян. Сам хан в разгар боя бежал с ближними людьми в небольшой лодке и скрылся. Удалось избежать гибели и плена нескольким сыновьям Кучума, но они не скоро смогли оправиться от удара и возобновить набеги на русские владения.
Набеги кочевников побудили российское правительство соорудить на Томи ещё один опорный пункт – на этот раз в верховьях реки. Так, в 1618г. на земле кузнецких татар, подчинявшихся враждебным России «князцам», появилась небольшая крепость – Кузнецкий острог. В дальнейшем он вырос, стал центром отдельного уезда, но вплоть до начала XVII в. оставался крайним и самым отдалённым русским городом на юге Западной Сибири.
Постройка Кузнецка завершила первый этап присоединения Сибири к России. С ним связывают включение в состав Российского государства почти всех западносибирскиз земель и коренное изменение политической обстановки в Зауралье.
Коренные жители земли Кузнецкой
В степных и лесостепных районах Кузнецкого бассейна кочевали племена скотоводов, а в тайге, в Кузнецком Алатау и Горной Шории жили осёдлые племена, занимавшиеся охотой, рыболовством, частично скотоводством и мотыжным земледелием. Племена не создали своего государства и время от времени попадали в зависимость от огромных кочевых держав, которым они платили дань.
Коренными жителями Кузнецкой земли являлись телеуты и шорцы. Телеуты относятся к кочевым скотоводам тюркоязычных племён. Они разводили лошадей, крупнорогатый скот, овец. Язык у них тюркский. Письменности своей они не имели. В религии твердо держались шаманизма.
Главную роль в хозяйстве телеутов играло скотоводство. Большая часть продукции скотоводства потреблялась самими телеутами. Лошадей и крупный рогатый скот телеуты нередко меняли у русских на различные товары.
Охота – второе по важности занятие телеутов в прошлом. Оружием охоты у телеутов был лук и стрелы, использовали они ямы-ловушки.
Рыболовство и собирательство играли вспомогательную роль в их хозяйстве.
Соседями телеутов были шорцы – лесные осёдлые племнена, жившие изолированно друг от друга по долинам многочисленных горных рек и их притоков. Своего государства у шорцев не сложилось. У шорцев было родовое деление. Во главе рода стояли князьки. По религии были шаманисты. Письменности своей не было. Шорцы не могли оказать сопротивление многочисленным и сильным кочевникам, и поэтому они платили дань телеутам, которые были более сильны и лучше вооружены.
Охота – основной вид занятий предков современных шорцев. Орудия охоты у них были примитивными. Оседлые племена занимались выплавкой руды и кузнечным делом. Предки современных были искусными мастерами по выплавке железа из руды и изготовлению различных железных изделий.
Несмотря на тяжести колониальной политики царского правительства и его ставленников на местах, включение телеутов и шорцев в Русское государство имело для них большое значение; непосредственное общение с русским народом, при его несравненно более высокой культуре, сыграло положительную роль в их развитии.
Пути колонизации
Как выяснили исследователи плотность населения в Сибири ко времени прихода русских в среднем была свыше 40 квадратных метров на одного человека, а в отдельных районах колебалась от трех до трехсот квадратных килиметров на человека. Известно, что племена, живущим охотой необходимо иметь на одного человека в среднем по 10 квадратных километров угодий, а скотоводам – по 1 квадратному километру. Таким образом, при любом способе ведения хозяйства коренное население в XVII веке, немного позднее не могло освоить в полной мере гигансткие пространства Северной Азии.
Русское население в Сибири возрастало столь стремительно, что уже к концу XVII века русских здесь оказалось больше, чем взятых вместе аборигенов.
Основным стимулом движения русских отрядов на восток был рост внешнеторговых отношений России со странами Европы, где уже триста лет назад понимали толк в сибирских мехах. Соболиная шкурка на время стала новой иконой русских правителей, промышленников, купцов.
Состав первых переселенцев был довольно пестрым. Кроме промысловиков, добровольно, в Сибирь шли служилые люди – казаки, стрельцы, пушкари. Они длительное время составляли большинство постоянного русского населения на «сибирской украине».
Но московское правительство отправляло за Урал не только ратных людей. «За Камнем» надеялись найти месторождения драгоценных металлов (золота, серебра), которых требовалось всё больше и больше, как и других полезных ископаемых. Правительство стремилось к прочному закреплению на просторах Сибири. За Урал отправлялись казённые ремесленники – прежде всего кузнецы.
С XVIII столетия наступил новый этап освоения всё шире распространялось земледелие и животноводство, формировались города с мещанами, купцами, ремесленниками, стали выделяться мастерством плотники и каменьщики, строители речных судов. Местные жители показали русским месторождения железной руды, соляные источники, горный хрусталь и слюду, шли в проводники поисковых отрядов. Началась добыча медной руды и строительство заводов в Томском и Кузнецком уездах. Рудник у Змеевой горы давал большую часть серебра и золота, отправленную в XVIIIв. из Сибири.
Параллельно с задачей освоения Сибири царское правительство пыталось решить другую – избавиться от всякого рода беспокойного, ненадёжного в политическом отношении люда. В сибирские города стали охотно ссылать уголовных преступников, участников народных восстаний, «иноземцев» из числа военнопленных. Ссыльные составили заметную часть оказавшихся за Уралом переселенцев, особенно в наименее благоприятных для жизни районах.
Вольно-народная колонизация проявлялась в добровольном и стихийном, т. е. ни кем специально не организованном, заселением края. Правительственная колонизация осуществлялась также силами простого народа с той лишь разницей, что почин и руководство по освоению новых земель принадлежали царской администрации. Оба колонизационных потока встречались в Сибири итесно взаимодействовали, сливаясь друг с другом. Поток вольных переселенцев в Сибирь главным образом состоял из северорусских крестьян и посадских. Среди переселенцев было немало беглых, т. е. тех кто оставил прежнее место жительства, не получив на это разрешения властей.
Из ищущих лучшей доли и состоял основной поток вольных переселенцев. С течением времени он всё более нарастал и постепенно превысил число тех, кто направлялся в Сибирь не по своей воле. Именно он в конечном итоге привел к её прочному вхождению в состав Российского государства.
Сельские поселения
Военная опасность вынуждала русских осваивать в первую очередь районы с наименее благоприятными природными условиями. В начальный период освоения Сибири земледелие развивалось главным образом в таёжной зоне и лишь местами проникали в более плодородную лесостепь. Распахивать приходилось почти исключительно целинные участки, но, поскольку степень заселенности края была невысокой, расчистка леса ещё не получила широкого распространения. Сибирская пашня зарождалась на больших полянах, а первые сельские поселения были поэтому небольшими и располагались далеко друг от друга.
Самым распространенным видом сельских поселений были «деревни», состоявшие из одного-двух дворов. Они обычно распологались вблизи главных торговых и промысловых путей, которыми чаще всего являлись реки. Часто сначала заселялся тот берег реки, где находился город или острог, предоставлявший уездным жителям возможность быстро укрыться в случае военной опасности, и лишь длительное время спустя селения появлялись на другом берегу. Большинство деревень находилось по берегам больших рек и у стен городов и острогов, и лишь изредка селения возникали у дальних озёр или просто в лесу – при ключах.
Помимо деревень имелись и менее распространенные виды поселений. «Починками» и «заимками» обычно называли вновь создаваемые, а потому и небольшие поселения. «Сёла» были очень редкими, они развивались из деревень, в которых строили церкви. Село могло стать для окресных жителей не только религиозным, но и административным центром. Большое распространение получили «слободы», занявшие промежуточное положение по отношению к городам и сельским поселениям. Слободы строились главным образом в южной Сибири и в качестве опорных пунктов землевладельческой колонизации сыграли важную роль в освоении края. Первоначально при «отъезжих пашнях» нередко ставили небольшие «избушки», где могла проживать вся семья, котороые позже могли перерасти в полноценный двор. В сельских поселениях имелись постройки: клети, хлева, бани, овины, сенники, гумна, погреба, житницы и другие.
К концу XVIIв. произошло значительное укркпнение крестьянских семей, укрепление их экономического полжения, расширение жилищной площади. Печи в домах чаще всего не имели труб и топились «по-чёрному».
В Сибири отдельные угодья нередко находились в совместном владении той или иной группы переселенцев. Особенно часто так получалось с пастбищами и сенокосами. Преобладал, однако, индивидуальный порядок землепользования. Особенностью Сибири было наличие огромного фонда пригодных для хлебопашества земель. Каждый переселенец приобретал столько земли, сколько мог обработать. Средний размер крестьянской запашки составлял три-пять десятин. Земельный простор ещё долго являлся отличительной чертой хозяйственного быта русских переселенцев.
Из озимых культур главной и единственной была рожь, а из яровых – овёс, но выращивали и пшеницу, ячмень, горох, просо, гречиху. Площади под яровые и озимые были равны. Кроме полевого земледелия возникало и приусадебное. В огородах росли лук, чеснок, морковь, редька, огурцы, свёкла, брюква, капуста и репа.
В 60-70-е гг. XVIIв. русское население Сибири увеличилось за счет естественного прироста, что свидетельствовало о значительном улучшении условий жизни переселенцев.
Почти вся территория стала «государевой вотчиной». Государство стало эксплуотатором трудящихся в Сибири. Особенностью положения сибирского крестьянина было его прикрепление не к земле, а к тяглу, т. е. всей совокупности налогов и повинностей. Центральная власть требовала от населения отработочной, натуральной или денежной ренты.
Аграрная колонизация Кузбасса в XIX - XXв
Масштабы аграрной колонизации в Кузбассе до середины 19в. не соответствовали богатым возможностям края. Только после отмены крепостного права в 1861г. , строительство Транссибирской ж\д во второй половине 19в. и в особенности аграрные реформы Столыпина активизируется и расширяется в Кузнецкой земле процесс развития земледельческого производства.
С отменой крепостного права, по указу 8 марта 1861г. , принудительный труд прописных крестьян и мастеровых был отменён. В течение трёх лет крестьяне переводились с издельной горнозаводской повинности на оброк. Они были обязаны платить по 6 рублей с души, из них 4 руб. 50 коп. – в пользу Кабинета и 1 руб. 50 коп. – в казну. Кроме того, крестьяне уплачивали земские и общественные сборы, несли казённые повинности. За приписными крестьянами закреплялись в пользование усадебные и полевые земли. Мастеровые освобождались от обязательных работ в течение двух лет.
Особенность крестьянского населения Сибири в целом и Кузбасса, в частности, состояла в том, что крестьяне, по сути дела, не знали крепостной зависимости от помещиков, и это обстоятельство отразилось на характере земледельца: он был более самостоятелен, отличался более развитым чувством личного достоинства, в нём не было той забитости и приниженности, которые часто встречались в российских губерниях. Поэтому реформа 1861г. не затронула основную массу крестьянства Кузбасса. Но после реформы в Кузнецком округе наблюдается рост товарного хозяйства, а крестьяне с барщины переводились на оброк, который стал главным источником доходов Кабинета. Сохранение императорской собственности на кабинетские земли, высокие оброки представляли собой прямые пережитки крепостничества. Ликвидация кабинетского землевладения стало главным требованием аграрного движения крестьян Кузбасса. И это было истественно, т. к. из-за феодальных пережитков задерживалось развитие кузнецких крестьян.
При сравнительно редком населении и обилии земли землепользование в Кузбассе в 60-80-е 19в. продолжало сохронять общинно-захватный характер. Лучшие участки земли запахивали зажиточные крестьяне. Отдельные хозяева подолгу использовали приглянувшиеся им елани, гривы, лога. Пашня оставалось в пользование определённого хозяина до тех пор, пока он её обрабатывал. Брошенные участки могли занять другие хозяева.
В обработке пашни в Кузбассе господствовала залёжная система с трёхполым севооборотом. Поскольку земля не удобрялась урожаи постепенно падали. С десятины собирали лишь 35 пудов хлеба (5 центнеров с га. )
Сибирская железная дорога усилила приток крестьян-переселенцев из центра России. Стремясь избавиться от помещечьей кабалы, непомерных податей, часть крестьян переселялась в Сибирь, в том числе и Кузбасс.
Причём, Мариинский округ, расположенный у Сибирской магистрали, заселялся быстрее, чем таёжный Кузнецкий, находящийся в стороне от железной дороги. Так, население Мариинского округа с 1858 по 1897гг. увеличилось с 49 до 131 тысячи человек, а Кузнецкого – с 89 до 161 тысячи человек.
В 1891 началась перестройка Великого Сибирского рельсового пути. План осуществления замысла разработал министр финансов граф С. Ю. Витте.
«В моих понятиях устройство Великого Сибирского пути, - писал С. Ю. Витте, - неразрывно связывалось с вопросом о переселении. Этим путём, с одной стороны, разрежалосьнаселение Европейской России и там являлось больше свободы для земельного быта крестьян, а с другой стороны – этим оживлялась великая наша сибирская окраина; затем благодаря переселениюможно было надеятся, что Сибирский путь в близком будущем сам себя будет окупать».
Рельсовый путь протаранил ворота, и в распахнутый проём хлынули волны крестьянского перемещения. Сначала в путь отправлялись ходоки, выбранные небольшим числом семейств, они присматривали землю, приглядывались к окружению, чтобы в подробностях пересказать землякам-односельчанам, желающим твёрдо и наперёд знать, на что они могут расчитывать.
Бедный крестьянский люд, сгрудившись в товарных вагонах, испуганно смотрели во все щели, как уплывает, остаётся позади родная земля и возникают картины их новой родины. В первые же годы, после открытия движения поездов по по Сибирской железной дороге, на восток переселялось каждый год в среднем по 147,5 тысяч крестьян. За четверть века переселилось до 4 миллионов человек. Население Сибири удвоилось. По железной дороге, или «чугунке», как ее называли, на первых порах продвигались каждые сутки три пары поездов: два товарных (скорость 12 верст в час) и один товарно-пассажирский (20 верст в час).
Великая Сибирская железная дорога имела для России и для Европы также особое нравственное значение. Она приблизила окутанный таинственностью край, сделала эту землю понятнее и доступнее.
Несмотря на обилие свободной земли, получить ее в Сибире и в Кузбассе было невероятно трудно. Для того, чтобы легально занять участок земли, следовало или приписаться к какому-нибудь старожильческому обществу, или получить разрешение поселиться на участке, отведенном начальством.
По мере усиления потока переселенцев старожилы все более повышали платежи за «приемные приговоры». С 5-10 рублей с души она постепенно поднялась до 50-100 рублей. Такие расходы были переселенцам, конечно, не по карману. Переселенцы, осевшие на землю нелегально, жили под страхов выселения и разорения. Трудности переселения подрывали развитие хозяйства переселенцев на новых местах.
Переселенческий поток возрос в годы аграрной реформы П. А. Столыпина. Она имела в Кузбассе две особенности. Во-первых, сюда, как и в Сибирь в целом, царское правительство выселяло крестьянскую бедноту, мало заботясь об ее устройстве.
Вторая особенность заключалась в том, что иностранные компании скупали по низким ценам у сибиряков хлеб, масло и т. д. , а отсюда следует, что Сибирь, а вместе с ней и Кузбасс превращались в район, добывающий и поставляющий сырье на мировой рынок.
В годы первой мировой войны переселенческий поток в Кузбасс иссяк. Это было связано с тем, что правительство запретило переселение в условиях военного времени. Сельское хозяйство в годы войны притерпело серьезные изменения – среди крестьян стал ускоряться процесс дифференциации. Поэтому добавился закон о повышении налогов с крестьян. Начало разворачиваться революционное движение.
Образование села 1-Бенжереп
Официальная дата образование села 1-Бенжереп – 1881г. (по источникам географического словаря А. А. Мытарева «От Абы до Яи»).
Этимология названия села точно не установлена. По одним источникам, «Бенжереп» переводится как наречие, указывающее направление «от реки». По другим источникам это название обозначает «мутная река».
Первоначально на территории будущего села 1-Бенжереп проживали шорцы. В конце XIX века начале XX века в эти места стали приезжать из России переселенцы, места им понравились, и они стали их заселять.
В основном люди ехали из нечерноземных земель: Пермской, Вятской, где земли были неплодородными. Переселение началось в 70-80 годы, когда эти губернии были соединены железной дорогой.
Заселялись хуторами по 3-4 хозяйства. Первым появился хуторок Юрковский: крестьянин-переселенец Юрков Тимофей Гурьянович построил себе дом на месте нынешней Бенжерепской фермы. Дом был большой (площадь жилых помещений 53 кв. м. ) – пятистенок, имел и сени, и клети (неотапливаемые помещения для летнего жилья и хранения имущества). Он делился на две комнаты, одной из которых была горница. Пол в комнатах был деревянный. В кухне находилась большая русская печь. Были возведены и хозяйственные постройки: хлев, баня, овины, погреб, гумно, омшанник.
Семья была большая: четыре сына и четыре дочери. Занимались земледелием, скотоводством, разводили пчел. Для занятия земледелием использовали плуг, борону, серпы, мотыги, лопаты. Основные зерновые культуры: рожь и овес. В огородах выращивали морковь, свеклу, редьку, капусту, картофель. Из скота держали четыре коровы, два быка, шесть голов молодняка и двух лошадей. Летом скот пасся вольно, а зимой находился в стойлах. В суровую зиму под полом держали ягнят и птицу. Для зимнего периода летом заготавливали сено. Большой доход приносила продажа продуктов пчеловодства (мед, воск, прополис, перга).
Чуть позже там же поселились Широковы, в семье которых было семеро детей: три сына и четыре дочери. В отличии от Юрковых семья Широковых была бедной, и поэтому им приходилось наниматься в батраки к соседям. Их дом был небольшой, помещение не делилось на комнаты. Из надворных построек были овин и погреб. Держали одну корову и несколько овечек. Постепенно это место стали заселять и другие переселенцы.
Коровин Поликарп облюбовал место ближе к реке (нынче это улица Бенжерепская). Затем здесь поселился еще один брат Коровин. Этот хуторок стали называть Коровинским.
В нашем селе проживает уже шестое поколение этой семьи. В 90-х годах XIX в. в Сибирь из Пермской губернии отправился Поликарп Коровин с женой Евдокией и сын Василий со своей семьей (три дочери и сын). Младшая дочь – Пульхерия – вышла замуж и с родителями не поехала. Прибыв на новое место, Поликарп с сыном начали постепенно обживаться.
Был построен большой, просторный, двухэтажный дом. Общая площадь помещений составляла 89 кв. м. Дом-пятистенок имел подклети – нижние хозяйственные помещения. Внутри дом был разделен на три части. Комнаты были просторными и светлыми, самая большая из них была горница. Пол в доме был двойным: под верхним «чистым» полом устраивался нижний – «черный». Он изготавливался из круглых мелких бревен или горбылей, засыпался сверху землей. Двойной пол хорошо предохранял избу от проникновения холодного воздуха.
Дом отапливался при помощи русской печи, которая располагалась справа от входа. Она была глинобитная, в форме куба, имела трубу, выходящую на улицу. Печь использовалась для приготовления пищи, на ней спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок, а зимой под опечком держали птицу и молодых животных. Примерные размеры печи: длина около 2 метров, ширина 1,5 метра, а высота более 1,5 метров. Горница же отапливалась голландкой – печь, служившая только для обогрева помещений, сложенная из кирпичей. А возле реки – мельница и крупорушка. Водяная мельница была оборудована одним мельничным оставом с естественными жерновами различных диаметров. Со всей округи свозили крестьяне зерно, чтобы перемолоть его. Имел Поликарп много земли (15 десятин), а также большое хозяйство: 5 голов коров, молодняк, лошади. Работали с утра и до позднего вечера. Однако справляться с таким хозяйством было трудно, так как мужчин в семье было трое, поэтому приходилось нанимать работников. В батраках у него были Кондратий Шемякин и Кривов Ларион.
В 1910 году сюда же, в Бенжереп, приехала и младшая дочь Пульхерия с мужем Рогалевым Дементием Ивойловичем и детьми: Макридой, Устиньей и Пелагеей. Вскоре, после приезда, родился сын Ефим. Поселились отдельно от отца, основав хутор Рогалевский. Всего у Рогалевых было 14 детей, последней родилась Елена Дементьевна. Дементей Ивойлович был пчеловодом. Наёмных рабочих у него не было.
Дед Поликарп, бабка Евдокия и их дети были староверами. Их большой просторный дом был молебным домом, то есть каждую неделю там собирались верующие для общей молитвы. Попов у них не было, молитвы читали по листовкам, кто знал грамоту. До сих пор некоторые их родственники исповедуют старую веру.
Дальнейшая судьба Поликарпа Коровина была печальна. В 30-е годы он был раскулачен, однако, самому Поликарпу Коровину и его жене удалось уехать на Дальний Восток, где он вскоре и умер. А бабка Евдокия вернулась в Бенжереп, где и прожила остаток своей жизни.
Позже сюда приехали Ушаковы, Пухаревы, Осетровы, которые заселили место, где в настоящее время находится улица Нагорная. Между этими хуторами были леса и болота. Постепенно люди стали заселять промежутки между этими хуторами. Так и образовалось село 1-Бенжереп.
Освоение русскими людьми Сибири явилось переломным периодом ее истории. Огромный и богатейший край коренным образом изменил и свой внешний облик, и характер внутренних процессов.
Северная часть Азии вошла в состав более развитой в политическом, социальном, культурном и экономическом отношениях страны, объединенной в централизованное и могучее государство. В Сибири началась разработка природных ресурсов края.
«Все, что мог сделать народ русский в Сибири, он сделал с необыкновенной энергией, и результат трудов его достоин удивления по своей громадности», - писал в конце прошлого века ученый и общественный деятель Н. М. Ядринцев.
Включение Сибири в состав крупного государства означало установление на ее территории законности хотя бы в самом простом виде, приводило к прекращению внутренних усобиц.
Познакомив переселенцев с некоторыми видами съедобных растений и рядом полезных в новых условиях хозяйственных навыков, коренные жители Сибири сильно изменили под воздействием русских и свой быт, и свою трудовую деятельность. У них стали складываться более совершенные приемы промыслов, земледелия и скотоводства.
Грандиозное расширение границ Российского государства определило основную его территорию, укрепило международное положение, вырос авторитет, усилило влияние на политическую жизнь не только в Европе, но и в Азии. За Россией были закреплены богатейшие земли, которые дали колоссальный приток средств в коренные области страны, позволив лучше оснастить, а затем и перестроить ее армию, укрепить оборону. Русское купечество получило большие возможности для расширения торговли. Произошло общее увеличение продуктивности сельского хозяйства. Укрепление торговых связей в целом по стране способствовало углублению общественного разделения труда, давало дополнительный толчок для роста товарного производства и складывания всероссийского рынка. Россия стала обладателем несметных природных богатств.
И. А. Гончаров посвятил Сибири волнующие строки: «И когда совсем готовый, населенный и просвещенный край, некогда темный, неизвестный, предстанет перед изумленным человечеством, требуя себе имени и прав, пусть тогда допрашивается история о тех, кто воздвиг это здание, и также не допытается, как не допыталась, кто поставил пирамиды в пустыне А создать Сибирь не так легко, как создать что-нибудь под благословенным небом».
Простой, будничный труд преображал Сибирь в XVII веке, и он же является основой освоения Сибири в наши дни быть достойным предшественником, сберечь землю, стоившую нашему народу громадных трудов и лишений, приумножить своим трудом наследие и славу первопроходцев – задача, которую ставит перед нами История.
Комментарии