Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики с использованием мультимедиа технологий
Сегодня информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования — в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков. Курс информатики в школе решает задачи развивающего, мировоззренческого, технологического характера и по сравнению с другими школьными дисциплинами имеет ряд специфических особенностей, обусловленных содержанием изучаемого материала.
Одной из главных задач в обучении является развитие творческих и исследовательских способностей учащихся.
Можно ли научить творчеству? Какие условия необходимы для раскрытия творческого потенциала личности? Какие знания и навыки нужны человеку, чтобы он достиг вершин мастерства в своей профессии и сформировался в достойного Мастера своего дела? Эти вопросы волнуют человеческую цивилизацию на всем протяжении ее существования.
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями самого предмета, методикой его преподавания.
Системы мультимедиа играют большую роль в современном образовании. Известны работы нескольких групп исследователей США, занимающихся изучением эффективности использования мультимедиа технологий в учебном процессе D. Jonassen, R. Grabindger, S. Carver, R. Lehrer, D. Davidson и др. Все исследователи отмечают, что мультимедиа средства традиционно используются в качестве информационных систем и для создания конструкторских обучающих сред. На те же аспекты использования мультимедиа в обучении обращают внимание российские ученые и педагоги, занимающиеся внедрением современных средств обучения в учебный процесс средней и высшей школ: Д. Кречман, А. Пушков, Л. Микерова, Е. Разумовская М. Моиссеева и др.
В современном образовательном процессе развитие творческих способностей учащихся является весьма актуальным вопросом, поэтому мы выбрали темой своей работы следующую: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики с использованием мультимедиа технологий».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей учащихся с помощью мультимедийных технологий на уроках информатики?
Цель исследования: выявление педагогических условий развития творческих способностей учащихся.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся.
Предмет исследования: педагогические условия, применяемые для развития творческих способностей учащихся.
Гипотеза: процесс развития творческих способностей учащихся на уроках информатики будет эффективнее при соблюдении следующих условий:
1. систематическое использование мультимедийных технологий;
2. учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Психологическая характеристика способностей
Проблемой творчества занимались известные психологи Панамарев Я. А. , Лук А. Н. , Выготский Л. С. Проблему творчества в своих трудах рассматривали также известные педагоги: Кан-Калик В. А. , Никандров Н. Д. , Шахгулари В. В.
Прежде чем непосредственно приступить к рассмотрению вопроса формирования творчества, нам следует определится с понятием творчества. ТВОРЧЕСТВО – есть психический процесс создания новых ценностей. Деятельность результат коей – создание новых материальных и духовных ценностей. В психологии существует много подходов к определению понятия «способности». Многие способности являются специфическими для человека и отличают его от животных. Изучение их структуры, законов функционирования и развития составляет важный раздел общей психологии. Любая из способностей может быть сформирована лишь на основе врожденных задатков, которые есть практически у всех здоровых людей. Разумеется, степень развития любой способности различна у разных людей, но то же самое можно сказать о любой психологической функции. В меньшей мере, чем способности, индивидуально неповторимыми являются и темперамент, и характер, и личность человека.
Способности, в самом широком смысле, можно определить как субъективные условия успешного овладения человеком новыми для него видами деятельности. Чем выше уровень способностей, тем быстрее человек овладеет новой деятельностью.
В тоже время под способностями разумеется индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к выполнению какой – либо деятельности или многих деятельностей.
Под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний навыков.
Способность как свойство личности должна выражаться в действиях, допускающих перенос из одних условий в другие, с одного материала на другой. Поэтому в основе способности должно заключаться обобщение.
Если усвоения знаний, умения и навыки остаются необобщенными и могут применяться в тех конкретных условиях, в которых они были приобретены, то это свидетельствует о низком уровне развития способностей данного индивида к обучению, а способности человека в целом есть проявление его способности к обучению и труду. У способного человека знания, умения и навыки после их освоения приобретают более высокую степень обобщенности благодаря сформировавшемуся ранее механизму обобщения, представляющему также особую способность.
Вполне возможно, что знания и умения, переданные учителем ученику и включенные в совершенно новую систему, приобретут такие свойства, откроются в таких новых измерениях, что объективно «копия» превзойдет по качеству «оригинал», то есть реальный результат может быть (и часто бывает) лучше запланированного учителем.
Обычно выделяются два класса способностей – общие и специальные, хотя в реальной деятельности они функционируют в тесном единстве и различаются лишь в интересах анализа.
Общие способности обеспечивают овладение знаниями и умениями, которые человек реализует в разных видах деятельности. Чаще всего к общим способностям относят умственные способности (интеллект) и креативность, а моторные (или психомоторные) и сенсорные способности, которые также используются в разнообразных видах деятельности, обычно относят к специальным. Среди других специальных способностей выделяют художественные (музыкальные, сценические, литературные), математические, технические и др.
В педагогических способностях Ф. Н. Гоноблиным были выделены такие компоненты: дидактические (способность доступно, просто, ясно и понятно излагать материал, вызывать к нему интерес, пробуждать самостоятельное мышление); организаторские; способность непосредственного эмоционально – волевого влияния на учащихся; перцептивные; экспрессивные; коммуникативные; академические; личностные; педагогическое воображение; высокая распределяемость внимания; любовь к детям и др.
В структуре педагогических способностей выделяют следующие компоненты:
- гностический
- конструктивный
- организаторский
- коммуникативный
Гностический компонент - система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, включающие на её эффективность.
Важной составляющей гностического компонента педагогических способностей являются знания и умения, представляющие собой основу собственно познавательной деятельности, то есть деятельности по приготовлению новых знаний. Именно они составляют ядро гностического компонента педагогических способностей в том собственно психологическом смысле термина «способности».
Если гностические способности составляют основу деятельности преподавателя, то определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступают конструктивные и проектировочные способности. Именно от них зависит эффективность использования всех других знаний, которые могут или оставаться мертвым грузом, или активно включаться в обслуживающие всех видов педагогической работы. Педагогическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.
Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель.
Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов.
Организаторские способности служат не только упорядочиванию собственно процесса обучения учеников, но и самоорганизации деятельности учителя. Организаторские способности, в отличии от гностических и конструктивных снижаются с возрастом.
На современном этапе возрастает роль и последнего компонента в структуре педагогической деятельности – коммуникативного. От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов учителя с учениками, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т. п.
Говоря о разных видах способностей, необходимо помнить о том, что они развиваются во взаимосвязи и единстве, в рамках которого существуют большие возможности компенсации.
В развитии каждой или частной, или специальной способности существует период, когда оно может протекать наиболее быстро и успешно. Эти периоды называются сензитивными. Иногда сензитивные периоды называют критическими. Для способности к эмоциональному общению – это первые месяцы жизни, для речевой способности – первые годы жизни, для музыкальных способностей – возраст до 5 лет; для способности к чтению –5-7 лет, для абстрактного мышления – 11-12 лет.
Более ранние сроки проявление тех или иных способностей у детей часто связывают с понятием одаренности. Но у некоторых детей после бурного роста наблюдается замедление темпов развития способностей и происходит их выравнивание со сверстниками. При использовании термина «одаренность» в том контексте выделяют общую одаренность, имея в виду высокий уровень развития общих способностей, и специальную одаренность- высокий уровень развития общих способностей обозначают понятиями «талант» и «гений», которые отличаются, прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести, причем гениальность предполагает создание чего-то принципиально нового.
Педагогические основы формирования творческих способностей учащихся
При выборе принципа управления необходимо учесть, что между воздействием, оказываемым на человека, и внешней реакцией нет однозначной связи. Так, одному и тому же ответу учащегося при решении задачи могут вести существенно разные виды познавательной деятельности: в одном случае это может быть результатом памяти, в другом- результатом самостоятельного мышления. Известно, что правильный ответ можно получить даже при ошибочных действиях.
Проявление креативности подвержено многим фактором, поэтому правильный выбор форм учебно-познавательного процесса может сыграть решающую роль. Наряду с подбором специальных знаний, педагог может применить ряд проверенных общих подходов к стимулированию творческой активности и развитию творческих умений:
1. обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность, отказ от оценочных суждений и критики учащихся, социальное подкрепление проявлений креативности;
2. обогащение образовательной среды разнообразными новыми объектами;
3. стимулирование любознательности учащихся, возможности задавать вопросы. Поощрение высказывания оригинальных идей;
4. личный пример педагога в использовании творческого подхода к решению задач. Создание условий для подражания творческому поведению.
Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся складывается и протекает в общей системе процесса обучения, обладающего своей, присущей ему логикой. Тот или иной вид от предшествующей и последующей работы, а в органическом единстве с ней. Было неуместно рассчитывать на творческую деятельность учащихся в таких сферах научного знания и общественной практики, в которых они не ориентированы и не обладают необходимыми для этой деятельности знаниями и практическими умениями.
Всякое обучение включает в себя предмет и метод. Овладение знаниями и овладение методами познавательной деятельности неразрывны. Как нельзя овладеть знаниями, не прибегая к тому или иному методу, так нельзя овладеть методами познания вне самой познавательной деятельности.
При исследовании воспроизводящей и познавательной творческой деятельности учащихся, при изучении нового учебного материала существенно важно вскрыть, какой учебный материал по своему характеру требует воспроизводящего изучения и какой может быть по-настоящему усвоен лишь при творческом к нему отношении. Существенное знание имеет исследование воспроизводящей и творческой деятельности учащихся при закреплении и повторении изученного материала. Широко распространен взгляд на закрепление и повторение знаний как на такой род знаний, который по своей природе носит воспроизводящий характер. Такой взгляд, по меньшей мере, односторонен. В процессе закрепления и повторения учебного материала учащихся воспроизводят не только то, что им известно, но и раскрывают новые стороны изучаемых явлений и вопросов, уточняя связи и отношения между ними, в ряде случаев расширяют и углубляют свои знания.
При изучении обобщающего повторения, которое проводится в конце изучения темы, раздела и курса в целом, особенно важно вскрыть творческое отношение учащихся к выделению основных вопросов и важнейших идей изучаемого курса, овладение ими методами обобщений изученного материала.
Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся, развитие их творческих умений в лабораторной работе представляет собой интерес, так как эти виды деятельности органически сливаются здесь между собой.
Для успешного осуществления педагогической деятельности очень важно, чтобы учитель, в совершенстве владели хотя бы одним из обширной группы прикладных умений: художественными (петь, рисовать, играть и др); организаторскими, овладеть которыми возможно практически каждому.
Творчество - это деятельность человека, которая помогает ему создавать новые материальные и духовные ценности. В каждом деле, которое способствует развитию творческих способностей, должны прослеживаться несколько уровней:
1. репродуктивный (повторение ранее известного). Девиз этого уровня: «Так может каждый»;
2. репродуктивно – творческий (деятельность, направленная на самостоятельное, незначительное изменение раннее известного);
3. творчески – репродуктивный (деятельность, направленная на значительное изменение раннее известного). Девиз - «Так могут некоторые»;
4. творческий – деятельность, направленная на изучение раннее неизвестного). Девиз - «Так может один».
Организуя учебно-воспитательный процесс в соответствии с этим и уровнями новизны, учитель постепенно развивает творческие способности учащихся, выявляет учеников способных создавать новое, интересное, неповторимое, что будет им необходимо в жизни и труде. Одна из основных проблем современного образования – низкая творческая инициатива учащихся. Учащиеся проявляют почти полную неспособность к решению задач, не имеющих стандартных алгоритмов решения. В курсе информатики имеется большое количество разделов, позволяющим учащимся проявить свои потенциальные возможности. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным.
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Понятие мультимедийных технологий
Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово "мультимедиа" также имеет сразу несколько разных значений.
Мультимедиа - это: технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов; информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов; компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов; компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов; особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т. п. ).
Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Благодаря применению мультимедиа в средствах информатизации за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видео информации такие средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются в индустрию развлечений, практику работы различных учреждений, домашний досуг, образование.
Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц.
В настоящее время количество созданных средств мультимедиа измеряется тысячами наименований. Мультимедиа-технологии и соответствующие средства информатизации образования развиваются очень быстро. Если в первом издании российского справочника по CD-ROM и мультимедиа, изданного в 1995 году, перечислено всего 34 экземпляра мультимедиа-продуктов образовательного назначения, в издании 1996 года таких продуктов было перечислено уже более 112-ти, а в начале 1998 года это число перевалило за 300, то сейчас этот список содержит несколько тысяч наименований. Безусловно, эти показатели не отражают точной картины обеспеченности средствами мультимедиа, но однозначно свидетельствуют о неуклонном росте числа создаваемых и используемых средств мультимедиа.
Средства и технологии мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации школьного обучения и повышение мотивации школьников к учению за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:
• "манипулирование" (наложение, перемещение) визуальной информацией;
• контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации;
• реализация анимационных эффектов;
• деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);
• дискретная подача аудиовизуальной информации;
• тонирование изображения;
• фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения "под лупой";
• многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном "окне" - видеофильм, в другом - текст);
• демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).
Классификация мультимедиа-ресурсов
Упростить знакомство с электронными мультимедиа-ресурсами, используемыми в обучении школьников, может изучение их классификации. В основе такой классификации могут лежать разные критерии.
Так, в частности, можно учитывать, что внедрение мультимедиа-ресурсов в учебный процесс школы происходит в соответствии с двумя основными направлениями.
Образовательные мультимедиа-ресурсы, внедряемые согласно первому направлению, включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае информационные ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний школьников.
Второе направление внедрения мультимедиа-ресурсов представляет собой более сложный процесс, приводящий к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения информационных источников в отдельных школьных дисциплинах.
В данном случае речь идет о том, что основой для создания, описания, классификации и применения мультимедиа-ресурсов должны выступать психологический принцип деятельности и психологический принцип "выращивания".
Согласно первому принципу, развитие учащегося основывается на активном присвоении им с помощью учителя общественно-исторических способов деятельности или средств общения. Обучение при этом выступает как организация условий присвоения школьниками тех или иных форм общения и деятельности. В ходе реализации этого принципа возможно внедрение мультимедиа-ресурсов как по первому, так и по второму направлению.
Согласно второму принципу, признается двойственный характер педагогического воздействия. С одной стороны, реализуя социальный заказ, учитель управляет становлением личности, с другой - управление осуществляется на основе сознательного учета педагогом индивидуальных качеств учеников. "Выращивание" личности школьника происходит в условиях организации самоопределения последнего, при максимальном осознании характера усваиваемой деятельности (только в этом случае он считает ее "своей"). Когда изменение учащегося в целом остается субъективно самоизменением, учитель может лишь способствовать желаемому изменению, создавая через общение с ним "естественные условия". При этом знания "отдаются" ученику под сформированную в процессе предыдущего учебного общения потребность. Внедрение мультимедиа-ресурсов в ходе реализации этого принципа осуществляется по вышеописанному второму направлению.
Указанные принципы наиболее адекватно и полно отражены в личностно-ориентированной модели обучения. Ее цель - содействовать развитию обучаемого как личности, сформировать у него потребности в самообразовании и самоопределении в учебных и жизненных ситуациях с осознанием личной ответственности. Знания, умения и навыки в этой модели рассматриваются не как цель, а как средство развития личности обучаемого, что порождает специфические потребности системы образования в информационных источниках.
Основными видами электронных информационных ресурсов образовательного назначения, которые могут быть основаны на использовании мультимедиа-технологий, являются:
• информационно-поисковые и справочные мультимедиа-системы;
• прикладные мультимедиа-энциклопедии;
• мультимедиа-средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков школьников;
• электронные тренажеры;
• мультимедиа-средства для математического и имитационного моделирования;
• мультимедиа-средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий;
• автоматизированные обучающие системы;
• электронные мультимедиа-учебники;
• экспертные обучающие системы;
• интеллектуальные обучающие системы;
Это перечисление задает описание основных групп всех возможных мультимедиа-ресурсов. При этом каждый из возможных стандартных видов мультимедиа-ресурсов попадает под одно из нижеследующих описаний.
Информационно-поисковые и справочные мультимедиа-системы предназначены для ввода, хранения, поиска и предъявления информации учителям, школьникам и родителям. К числу подобных систем могут быть отнесены различные гипермедиа программы, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск мультимедиа-информации по тем или иным признакам. Большое распространение получили также всевозможные базы данных. Системы управления базами данных обеспечивают возможность поиска и сортировки мультимедиа-информации. Базы данных могут использоваться в учебном процессе школы для организации предъявления содержания учебного материала и его анализа. Современный учебный процесс испытывает потребность в специализированных учебных базах данных, адаптированных для самостоятельной работы школьников с целью поиска и анализа необходимой информации.
Из понятия информационно-поисковой системы непосредственно вытекает более современное и распространенное в связи с расширением телекоммуникационных систем и порталов понятие прикладной мультимедиа-энциклопедии, представляющей собой совокупность учебных информационных модулей вместе с соответствующей системой управления. Прикладные мультимедиа-энциклопедии порождают одну из наиболее распространенных форм для разработки образовательных мультимедиа-ресурсов.
Прикладная мультимедиа-энциклопедия может соответствовать как одной школьной дисциплине, так и группе дисциплин. В этом случае учебный модуль может быть посвящен определенной теме или понятию, рассматриваемым в учебных дисциплинах. Так, например, модуль может содержать материал, соответствующий содержанию только одного параграфа традиционного школьного учебника или описывать понятие, используемое при обучении сразу нескольким дисциплинам общеобразовательной подготовки.
Современная вариативная система обучения испытывает потребность в мультимедиа-энциклопедиях, предусматривающих для каждой темы или понятия несколько альтернативных модулей в целях обеспечения возможности адаптации к различным условиям обучения. Модули должны различаться ориентацией на различные группы учителей или учащихся, методическими особенностями, подробностью и стилем изложения материала, ссылками на различные примеры и т. п.
Совершенствование энциклопедии заключается в разработке и добавлении новых модулей, в корректировке или устранении устаревшего материала, развитии системы управления. При этом совершенствование возможно не только заранее определенным кругом авторов или специалистов в данной предметной области, но и рядовыми учителями, создающими свои версии мультимедиа-ресурсов. На практике подобное расширение энциклопедий происходит локально на компьютерах конкретных педагогов и школьников или непосредственно на месте публикации энциклопедии с помощью телекоммуникационных средств.
Система управления прикладной мультимедиа-энциклопедии выполняет такие функции, как управление версиями информационного мультимедиа-ресурса, ведение словарей, управление гиперссылками, согласование форматов данных, замена терминов синонимами и обозначений величин рекомендуемыми символами для единообразия именования понятий в пределах версии одного ресурса, регистрация модулей, обеспечение интерфейса на языке, близком к естественному, и др.
Основой для создания и классифицирования прикладной электронной энциклопедии является структурирование знаний, выделение понятий предметной области и отношений между ними. Все это лежит в основе построения системы управления структурированными знаниями энциклопедии и используется для унификации интерфейсов модулей при разработке версий данного мультимедиа-ресурса.
Мультимедиа-средства для контроля и измерения уровня знаний школьников достаточно широко представлены в телекоммуникационных средах и нашли обширное применение в общем среднем образовании ввиду относительной легкости их создания. Существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме школьной программы. Как правило, задачей школьника является выбор одного правильного ответа из ряда предлагаемых ответов.
Потребность системы школьного образования в таких мультимедиа-ресурсах обусловлена необходимостью разгрузить учителей от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения. Это особенно актуально в условиях массовой школьной подготовки и необходимостью соотнесения результатов обучения с требованиями государственных образовательных стандартов.
Многократный и более частый контроль знаний, в том числе и самоконтроль, стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.
Электронные тренажеры предназначены для отработки практических умений и навыков. Такие мультимедиа-ресурсы требуются в учебном процессе для обучения действиям в условиях сложных и даже чрезвычайных ситуаций при отработке противоаварийных действий, когда использование реальных установок для тренировок нежелательно по целому ряду причин (возможность создания аварийных ситуаций, повышенная опасность и т. п. ). Кроме этого, электронные тренажеры используются для отработки умений и навыков решения задач. В этом случае они обеспечивают получение краткой информации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.
Мультимедиа-средства для математического и имитационного моделирования также можно рассматривать в качестве образовательных мультимедиа-ресурсов, благодаря тому, что они позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом, предоставить в распоряжение школьника и педагога дополнительные информационные данные. В одних случаях с помощью подобных ресурсов моделируются объекты исследования, в других - измерительные установки. Система общего среднего образования испытывает потребность в оперативном доступе к таким мультимедиа-ресурсам в целях сокращения затрат на приобретение дорогостоящего лабораторного оборудования, снижения уровня безопасности работ в учебных лабораториях. К моделирующим мультимедиа-средствам можно также отнести предметно-ориентированные программные среды, обеспечивающие возможность оперирования моделями-объектами определенного класса.
Автоматизированные обучающие системы, как правило, представляют собой обучающие мультимедиа-ресурсы сравнительно небольшого объема. Такие мультимедиа-ресурсы обеспечивают знакомство школьников с теоретическим материалом, тренировку и контроль уровня знаний.
Электронные мультимедиа-учебники наряду с мультимедиа-энциклопедиями являются основными образовательными мультимедиа-ресурсами. ЭУ создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта общего среднего образования. Кроме этого, мультимедиа-учебники должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи.
Практика работы школ свидетельствует, что использование в учебном процессе электронных копий традиционных "бумажных" учебников не приводит к повышению эффективности обучения, а, наоборот, иногда является существенным негативным фактором по отношению к использованию обычных печатных изданий. В связи с этим одним из основных требований к мультимедиа-учебникам, выдвигаемых с учетом потребностей учебного процесса, является то, что редукция такого учебника к "бумажному" варианту (распечатка содержания) всегда должна приводить к потере специфических дидактических свойств, присущих мультимедиа-учебнику.
Экспертные обучающие системы реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие мультимедиа-ресурсы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач и способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого, а также решение задач из определенной предметной области школьного обучения. При этом экспертные обучающие системы, основанные на технологиях мультимедиа, обеспечивают пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения. К сожалению, при работе с подобными системами не реализуются такие звенья дидактического цикла процесса обучения школьников, как организация применения учащимися полученных первичных знаний и получение обратной связи (контроль действий учащихся). При работе с экспертными обучающими системами школьникам не приходится самим искать решение, соответственно, не реализуется и такое звено дидактического цикла, как получение обратной связи.
Интеллектуальные обучающие системы относятся к образовательным мультимедиа-ресурсам наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного интеллекта. Такие ресурсы могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности школьников. Такие мультимедиа-ресурсы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близком к естественному.
Современная система общего среднего образования испытывает потребность в интеллектуальных обучающих системах, в ходе учебного диалога с которыми могли бы обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля и т. д. В таких системах на основе модели обучаемого (уточняемой в ходе учебного процесса) должно осуществляться рефлексивное управление обучением. Мультимедиа-ресурсы должны совершенствовать стратегию обучения, по мере накопления данных. Отличительным признаком интеллектуальных обучающих систем является то, что они не содержат основных и вспомогательных обучающих воздействий в готовом виде, а генерируют их.
Использование мультимедийных технологий на уроках информатики
В качестве одного из наиболее ярких примеров использования мультимедийных технологий в проведении уроков информатики можно привести использование мультимедийных презентаций. Данная форма урока позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала, сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Такие уроки помогают решить следующие задачи:
• усвоить базовые знания по предмету;
• систематизировать навыки самоконтроля;
• сформировать мотивацию к учению в целом и к информатики в частности;
• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;
• развивать интерес к предмету;
• формировать творческие способности учащихся.
Создавать презентации учащиеся могут индивидуально или группой. Презентации ученики могут создавать как в рамках проекта, так и по конкретным заданиям, или по желанию.
Создание Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекстовых документов HTML является интересным и увлекательным занятием для детей. Для создания сайтов можно с детьми использовать цифровые фотоаппараты, видеокамеры. Ребята с огромным интересом будут вовлекаться в данный процесс. Им интересно и радостно видеть себя и своих друзей на экране.
Использование на уроках мультимедийных продуктов компании «Кирилл и Мефодий»:
• Windows 2000;
• Excel 2000;
• Access 2000;
• PowerPoint 2000;
• Outlook Express;
• Internet Explorer 5. 0 и другие.
На данных уроках у детей вырабатываются устойчивые практические навыки самостоятельной работы. Например, при изучении темы «Электронные таблицы» удобно использовать CD-ROM «практический курс Excel 2000», можно некоторые вопросы дать детям самостоятельно изучить или использовать данную программу для закрепления пройденного материала. Учителя настолько привыкли делать и рассказывать все сами, что детям не интересно и, наверное, скучно, иногда им просто хочется спать на уроке, поэтому работа с готовыми мультимедийными продуктами вызывает огромный интерес у детей и развивает их творческий потенциал. Они учатся искать самостоятельно информацию, ее анализировать, осмысливать и применять на практике.
Использование Интернета на уроках и во внеурочное время. Дети учатся искать информацию, анализировать ее, использовать в своих целях. Обязательно на таких занятиях говорим о защите своих и чужих авторских прав. На сегодняшний день это одно из самых увлекательных занятий современного школьника. Дети умеют пользоваться Интернетом, что радует, но все-таки необходимо направлять их работу, давать конкретные задания. В школах все чаще и чаще используются ресурсы Интернета: это и всевозможные дистанционные конкурсы, конференции, олимпиады, причем вовсе необязательно по информатике. Учителя-предметники, ученики чаще стали искать всевозможные материалы для уроков и конкурсов.
Использование наглядности на уроках. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, мышления учащихся.
Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано не только с быстрыми темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета, которые обусловлены объективными законами научно-технического прогресса. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Дело идёт к тому, что всего через 5-7 лет в мире не останется людей, которых не коснуться изменения, вызванные существованием этого единого информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров.
Развитие детей с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей. Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей обучающихся. Основной целью курса информатики в школе является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.
В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Наше время – время перемен. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
В обучении информатики на уроках необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный метод, привлекать школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности, и, конечно же, активно использовать современные мультимедийные технологии. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся.
В своей работе мы рассмотрели психолого-педагогические основы развития творческих способностей учащихся и возможности использования мультимедийных технологий на уроках информатики для развития творческих способностей учащихся.
Следующая наша задача – доказать гипотезу нашей работы на практике.
Комментарии