Возможность использования традиционной саамской вышивки в современном молодежном костюме
Саамская вышивка бисером является одним из древнейших и распространенных способов украшения костюма, она, прежде всего, выражает вкус и культуру народа. Само содержание саамской орнаментики весьма отличается от орнаментики других народов Сибири, Дальнего Востока, а в композиции вышивок воплощены верования коренных жителей Кольского Севера.
Проведя исследование среди сверстников (тех, кому предназначена коллекция), мы выяснили, что многие поверхностно знакомы с символикой этого удивительного народа, издревле населявшего край, который и для нас стал Родиной. Поэтому значение созданной коллекции тем значительней, что она станет вкладом в пропаганду саамской культуры среди молодежи города.
Все костюмы, созданные на протяжении четырех лет занятий в студии театр моды – это плоды нашего труда. Изготавливая своими руками что-то для себя, своих близких людей, человек приобретает не только трудовые навыки, но и начинает осознавать принадлежность к своему народу. На Крайнем Севере, Кольском полуострове России живут люди разных национальностей, приехавшие из разных мест. Но все мы - гости на исторической земле коренных жителей - саамов, мы должны уважать культуру этого народа, знать его исторические промыслы. Наше обязанность - изучать и сохранять его традиции, рукотворные произведениях искусства, потому что них в «душа всего народа вложена». Не затронуть тему саамской культуры в своем творчестве мы просто не можем.
За годы Советской власти в России сложилась единая советская культура, в которой сложно было отличить культуру своего народа от культуры других, более многочисленных и сильных наций и народностей. Саамы, живя на своей родной земле, постепенно утрачивали традиционные знания саамской культуры. И все же, культура жила, переходя из поколения в поколение, передаваясь от старых к молодым. В современном мире саамам приходится ежедневно доказывать право на родную землю, язык, древнюю интересную культуру. «Если мы не будем этого делать, то очень скоро растворимся среди других больших народов, заполнивших нашу древнюю землю», - считает Лариса Авдеева.
По мнению многих ценителей моды, все в большей степени в направляющих модных коллекциях современного костюма заметно обращение к богатому народному (национальному) наследию. Модели, созданные на его основе, относятся к моделям фольклорного стиля. Фольклорный стиль подразумевает придание современной одежде черт национальных и традиционных костюмов. Стилизованы могут быть весь ансамбль или отдельная его часть.
Первым художником в мировой практике, обратившимся к национальному костюму, была Надежда Ламанова. Она и заложила концепцию этого направления в моде: эмоциональная выразительность одежды фольклорного стиля достигается с помощью конструктивного решения, отделки, применения тканей, напоминающих по рисунку, фактуре, структуре народное творчество, способов ношения и сочетания элементов в единый ансамбль. За многие годы существования модной индустрии, фольклорному стилю отдали дань практически все модельеры мира, создавая «этнографические» коллекции. Это свойственно особенно молодежной моде.
Еще мода 1984-1985 годов допускала сочетание функциональных предметов довольно сдержанного решения с предметами фольклорного и других стилей. Подобное соединение и построение костюма дали возможность назвать такой стиль костюма «диффузным».
Прежде, чем приступить к разработке коллекции, мы решили провести исследование среди сверстников (тех, кому предназначена коллекция). Цель – определить стилевые предпочтения в одежде, степень знакомства с символикой саамской национальной вышивки. 30 девушкам, учащимся 10-х классов, были предложены анкеты. В результате мы выяснили, что фольклорный стиль в одежде предпочитают 43% опрошенных девушек, классический - 13%, романтический - 10% и спортивный стиль - 33%.
Поэтому значение коллекции молодежной одежды тем значительней, что она станет вкладом в пропаганду саамской культуры среди молодежи города.
Костюму современной девушки, отличающемуся лаконичностью форм композиционного решения, свойственно декорирование. Искусствовед Ф. М. Пармон считает, что одежда, которая декорирована (например, вышивкой, аппликацией) после того, как она изготовлена, продолжает заявлять о подчеркнутой трудоемкости. Наряду с рисунком на ткани (одежде, обуви, аксессуарах) нынешние модельеры предлагают различный декор, который подчиняется ряду требований: он должен быть умеренным, подчеркивать форму предмета (вещи); должен иметь достаточно фона; соответствовать материалу, из которого сделана вещь, и его назначению. Тогда декор - часть костюма.
Чтобы предложить современной девушке, живущей на Кольском полуострове коллекцию одежды не только практичную, но и выполненную в тенденциях современной моды, обратимся к национальному ремеслу коренного народа Крайнего Севера – саамов. Вместе с особенностями материала, конструкцией, способом ношения отдельных составляющих костюм элементов и сочетания их в единый ансамбль, декоративное решение придаст одежде глубоко национальное своеобразие.
Вышивка бисером являлась одним из древнейших и распространенных способов украшения костюма, она, прежде всего, выражала вкус и культуру народа. Земля наша северная испокон веков славилась своими добрыми мастерами – одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Исстари считается, что подлинное мастерство приходит только к человеку доброму. «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго», - говорится в народной саамской пословице.
Саамы (саами) являются одной из самых маленьких северных народностей нашей страны, они проживают на северо-западе России, на Кольском полуострове, и относятся к числу 26-ти малых народностей Крайнего Севера. До начала 30-х годов нашего столетия саамов звали «лапландцами» или «лопарями». По мнению русских исследователей Д. Островского и В. Львова «лопь» означает «край, предел», а «лопарь» - «человек, живущий на самом краю земли».
Саамский народ, как и все мы, живет в условиях Крайнего Севера, за Полярным кругом. У саамов свой ритм жизни, свой календарь, регламентируемый не днями, неделями, месяцами, а временем зимнего стояния, рыбной ловли, подсчёта оленей, забоя, возращения в погост. Женщины шили одежду, обувь, сбрую, упряжь и все украшали вышивкой бисером. С ноября по январь на Крайнем Севере солнце не показывается совсем, вьюги гуляют по горной тундре, да сполохи северного сияния освещают необозримые снежные пространства. Озера и реки скованы льдом. И только коротким летом леса и долины, реки и озера, болота и горы оживают, щебечут птицы, ревут лоси и медведи, шумят воды, свистят ветры. Но в любую погоду в теплой куваксе вышивала бисером саамская женщина, вкладывая в узор не только свое мастерство, но и пожелание мира и добра тому, кому предназначалось ее изделие. Саамское изделие (по-саамски: сами дуодди) - это любой рукодельный предмет, изготовленный саамами для одевания, кочевания, охоты, быта и т. д. , или просто для украшения. Современные саамские рукодельные изделия основываются на опыте многих поколений и отражают тонкое чувство простоты и практичности. Эти изделия являются частью исконного образа жизни.
Особенностью бисерных вышивок саамов является легкость, образуемая изяществом узора и техникой вышивки. Само содержание саамской орнаментики весьма отличается от орнаментики других народов Сибири, Дальнего Востока.
Традиционная бисерная вышивка – национальное ремесло саамов. Украшали ею сумочки, подушечки, пояса, головные уборы, чехлы для ножей, мешочки, футляры для точильного камня, детские зыбки (люльки), каньги (летняя обувь), подвязки для женских шерстяных чулок, но самые богатые и оригинальные орнаменты украшают шаамш (женский головной убор) и оленью упряжь. Уже девочки могли показывать своим малолетним сестрам примеры вышивки бисером. «Поет женщина за работой свою песню-мечту, расшивая бисером шаамш. О чем мечтает в рисунке, скажет. А девушка, прежде всего, заботится о передаче своего родового узора. Кто на узор этот глянет, тот сразу поймет, какого роду она». Значение этого вида искусства очень велико, в нем сконцентрирована вся орнаментика саамов. Это настоящая сокровищница национального рисунка.
Ранние работы саамских мастеров несут в себе отпечаток язычества. В основе рисунка саамского узора лежит стилизация окружающего мира. Волнистая линия означает море, полукруг – месяц, треугольник с петлями на концах – птицу. Всегда в каждом орнаменте саамов, будь он выполнен в ХIХ веке или только вчера, обязателен широкий набор геометрических узоров: узлы, круги, полукруги, ромбы, прямые и волнистые линии, завитки, характерна в узорах и петля, которыми заканчиваются большинство вершин угла.
В бисерной вышивке саамы использовали в основном мелкий бисер. И при этом не просто заполняли пустующие места изделий, а строили важнейшие орнаментальные композиции в соответствии с разнообразными очертаниями, не подавляя обилием и сложностью вышивки саму вещь и материал, из которого она сшита. Саамскую вышивку с уверенностью можно отнести к распространенной группе геометрической вышивки, в основе которой были и остаются характерные детали. Любопытно, что перед началом работы опытная мастерица никогда не делает никаких разметок, а держит весь будущий узор в памяти или перед собой какой-то образец. В целом саамский орнамент представляет собой сложный композиционный рисунок с самостоятельно развернутой центральной частью и дополняющим ее смысловым обрамлением. Первоначальные четыре бисеринки образуют центр. Дальнейшее решение узора могло быть самым разным: от ромба или треугольника до квадрата или овала. Особый интерес представляет вариант более сложной геометрической фигуры – многоугольника. Фигура подобного орнамента может по круговой фигуре рисунка иметь 7, 9 и более углов.
Одна из особенностей саамского узора его беспрерывность, узелки завязывались только в крайнем случае, потому что шили раньше оленьими жилами, на которых трудно делать узлы. Сейчас используют капроновую нить или леску. Бисерную нить мастерица выкладывает в виде элемента и вспомогательной нитью прикрепляет элемент узора к основе. Для работы мастерица готовит 2 нити и 2 иголки. Наверное, тоска по солнцу, теплу дала толчок фантазии саамской женщине, предпочитавшей для фона вышивки всем остальным цветам цвет солнца – красный (от алого или розового к темно-вишневому оттенку). Сам бисер трех основных цветов: белого, желтого, голубого. Как вспомогательные встречаются бисеринки синего, перламутрового и зеленого цветов. Черный цвет полностью отсутствует.
В коллекции костюмов для современной девушки мы не будем перегружать декором модели, а сделаем расшитые саамской народной вышивкой аксессуары частью коллекции, оставив самостоятельным элементом в композиции каждого костюма. Саам в меховой одежде с головы до пят – образец практического удобства и модельного совершенства, притом, что крой очень прост, и его истоки таятся в глубине столетий. «Интересная особенность декоративной идеи – орнаментируются лишь края одежды, обуви так, что середина, большая часть остается пустой. Будто намек на присутствие человека среди бескрайних и необжитых по сей день пространствах Крайнего Севера», - так размышлял о саамском искусстве орнаментации изделий искусствовед Г. Мильтон. Саамы традиционно вышивают бисером на сукне оттенков красного цвета, поэтому фоном в аксессуарах к моделям мы взяли эти оттенки, наиболее подходящие по цветовой гамме к цвету основной ткани. Мы не стали видоизменять и принцип вышивки. Вышитая поверхность ткани – сукно - гладкая, так декор более заметен.
Первый шаг к созданию коллекции – выбор темы. Северная осень – особое, самое яркое время года, в котором сочетается все – и буйство красок, и синь озер, и проливной дождь, и первый снег. Каждому из нас что-то близко в осеннем пейзаже. «Северная осень» - тема коллекции молодежной одежды.
Следующий этап разработки коллекции – выбор формы. Каждую модель одежды можно представить в виде геометрических фигур: квадратов, прямоугольников, треугольников, кругов и т. д. Вернемся к нашей теме – северная осень: обнаженные стволы деревьев, багряные листья рябины, ярко-желтые березы. Коллекцию мы решаем на основе следующих геометрических фигур: треугольников и прямоугольников. Причем в разных моделях может сочетаться и разное количество прямоугольных и треугольных форм, они могут быть большие и маленькие, узкие и широкие. Использование этих форм объединяет нашу коллекцию, при этом каждая модель сложнее предыдущей, что дает нашей коллекции динамику, развитие.
Следующий этап – определение цветовой гаммы. Цвет очень важен, но всегда подчинен теме. Цветовая гамма моделей в коллекции повторяет смену цветовой гаммы осени на Крайнем Севере. Сначала идут желтые цвета, оранжевые, красные, багряные. Опадает последняя листва, и на оголившуюся землю падают первые робкие снежинки. Так в развитии и представлена в моделях цветовая гамма.
Избрав темой нашей новой коллекции «Северную осень», мы обратились к тканям пластичным, напоминающим нечто-то рукотворное. Шанель ввела в моду мягкую и пластичную ткань джерси. «Нужно, - повторяла она, - чтобы женщинам было удобно в одежде» Поэтому основным материалом для моделей нашей коллекции мы выбираем ткань букле, которая и практична, и по своему виду напоминает полотно ручной вязки. Пластичность ткани диктует и конструктивное решение каждой модели.
Простота конструкций современного костюма – явление не новое. Она свойственна древнейшему костюму, оправдывалась веками и широко утверждается сегодня в мировой моде. Поэтому красоту и разнообразие форм нашей коллекции мы достигаем использованием пластических и фактурных свойств материала.
Являются ли представленные костюмы законченным образом? Нужны прическа, макияж, украшения. Аксессуар дополнил созданный образ и сделал модель неповторимой, он подбирается к каждому конкретному костюму: сумочка, браслет, брошь, колье.
Наша коллекция представлена пятью моделями. Модель «Сентябрь»: светло-бежевый костюм с коричневыми и охристыми вкраплениями состоит из длинной прямой юбки с ассиметричными разрезами в боковых швах. Блуза представляет собой прямоугольник длинной до конца бедра с вырезом-горловиной по центру. В положении рук внизу рукава не драпируются и ниспадают свободно, создавая впечатление легкости и удобства. Дополнит костюм аксессуар в виде повязки на шею с длинными завязками. В композиции полосы вышиты геометрические узоры, похожие на головки цветов, дарящих людям радость своей красотой перед наступлением зимы.
Модель «Рыжее солнышко»: модель состоит из расклешенных брюк рыже-красных оттенков с кулисами в боковых швах на 30 см от пола и блузы. Такие же кулисы на завязках имеют рукава блузы на расстоянии 20 см от края. Воронкообразный воротник шириной 35 см, драпируется при помощи броши и может приобретать различные формы. В руках у модели сумочка-косметичка. Развернутый рисунок узора представлен на лицевой части сумочки, элементы его повторяются на оборотной стороне и на броши. Символизирует вышивка согретое лучами солнца поле, которое возродится по весне.
Модель «Последняя зелень»: блуза, цвета блеклой зелени, с длинными прямыми рукавами имеет ассиметричный шалевый воротник шириной около 20 см. Он как бы обернут вокруг горловины, один его край вставлен в боковой шов, другой завершен на центральной линии передней полочки. Юбка при раскрое представляет собой прямоугольник, сложенный вдвое. Вырез для талии сделан на одном из углов прямоугольника, за счет чего юбка имеет ассиметрично расположенный низ, один из боков по объему больше другого, что дает возможность ему или ниспадать свободно вдоль тела, или быть закрепленным спереди брошью, что имитирует юбку с запахом. К модели «Последняя зелень» мы разработали сумку-торбу, которая носится через плечо и подчеркнет в костюме композиционное преобладание наклонных линий. Сумка среди аксессуаров является одним из древнейших составляющих костюма. Исследователи считают, что первоначальная форма сумки находилась в прямой зависимости от материала, из которого она сделана. И была самой элементарной – мешок из кожи или меха. Наша модель сумки-торбы имеет традиционные для саамских изделий вставки в местах соединения деталей полос из сукна, в данном случае зеленого цвета, и подвески-обереги в виде треугольников. Вышивка состоит из нескольких элементов. Центральная часть – повторяющийся узор, который можно трактовать как череду сменяющих друг друга времен года, этапы зарождения, развития и смерти всего живого. Боковые части - троекратно повторяющиеся элементы, в которых использованы прямые, состоящие из трех рядов, и ломаные линии, символы размеренно текущей жизни, в которой встречаются препятствия.
Модель «Листопад»: костюм медно-золотистых тонов состоит из блузы с длинными слегка расклешенными рукавами, горловина обработана руликом, концы которого являются завязками. Передняя и задняя полочки раскроены по косой, рисунок ткани расположен по диагонали, полосы встречаются по центральной линии, низ блузы завершен острым краем. Юбка раскроена из квадрата с круглым вырезом для туловища и приторочена к кокетке, на линии которой расположена сумка-кошелек, подвешенная на кожаном пояске за петли в боковых швах. Простые формы и конструкции сумок их разных материалов и поныне трактуют как народные, национальные. Так же самым распространенным аксессуаром была и есть сумка-кошелек, которая подвешивается к поясу с массой разнообразных предметов – ножницами, щипчиками, гребешками, деньгами. Центральная часть вышивки - земля, усеянная следами птиц, оленей.
Модель «Первый снег», которая является центральной моделью, является логическим завершением коллекции. Мы выделяем ее не только усложненностью конструктивной формы, но и по фактуре: длинное прямого силуэта платье с высоким воротником-стойкой выполнено из черной трикотажной ткани с длинными белыми ворсинками. Юбка-восьмиклинка из гладкошерстного облегченного меха светло-коричневого цвета с запахом имеет вставки-клинья в виде ромбов, нижний край которых выходит за длину полотнищ. В движении вставные клинья создают ощущение кружащихся над землей листьев. Декорирован костюм красным колье, контрастным костюму по цвету (как рябиновые гроздья на фоне оголенного пейзажа). Рисунок на колье представляет собой зашифрованное послание: центральная часть – солнце. Вокруг него люди, стоящие в кругу – это саамский народ, который счастлив и благополучен на своей земле.
Причем ряд моделей может быть еще дополнен молодежными костюмами для современной девушки.
Мы сделали расчет стоимости коллекции:
- 4 костюма х
- Ткань букле 2,50 м 250 руб. 2500 руб.
- Ткань травка 1,2 м 180 руб. 216 руб.
- Искусственный мех
- 3,0 м 220 руб. 660 руб.
- Бисер 300 гр. 60 руб. 180 руб.
- Нитки 3 шт. 7 руб. 21 руб.
- Драп 1,0 м старое пальто 0 руб.
- ИТОГО 3577 руб.
Целью своего проекта мы ставили создание коллекции одежды для современной молодой девушки, каждый костюм которой наряду с современными модными тенденциями, имеет фольклорный колорит, мотивы культуры саамского народа, на территории которого проживаем мы сами.
Наша коллекция – это стилизованные модели, где фольклорная тема преподнесена не прямо, а на уровне ощущений, впечатлений.
Мы не копировали исконно национальные саамские черты в покрое костюмов, неповторимость и индивидуальность каждой модели мы достигаем за счет декоративного оформления аксессуаров. В качестве декора мы использовали национальную саамскую вышивку, которая является одним из древнейших и распространенных способов украшения костюма, она, прежде всего, выражает вкус и культуру народа. Само содержание саамской орнаментики весьма отличается от орнаментики других народов Сибири, Дальнего Востока. Несомненно, что в композиции вышивок воплощены верования коренных жителей Кольского Севера, предметы их поклонения.
Оформленные национальной саамской вышивкой аксессуары - часть каждого костюма, его самостоятельный элемент. Это сумочки-торбы, сумочки-кошельки и накладные элементы одежды – броши, пояса, колье. Вместе с особенностями материала, конструкцией, способом ношения отдельных составляющих костюм элементов и сочетания их в единый ансамбль, декоративное решение придало костюмам глубоко национальное своеобразие.
Проведя исследование среди сверстников (тех, кому предназначена коллекция), мы выяснили, что многие поверхностно знакомы с символикой этого удивительного народа, издревле населявшего край, который и для нас стал Родиной. Поэтому значение созданной коллекции тем значительней, что она стала вкладом в пропаганду саамской культуры среди молодежи города.
Комментарии