Что заключает в себе содержание узоров в вышивке и орнаменте?
Изучение народного искусства развивает интерес к истории, в том числе родного края, воспитывает национальную гордость и верность традициям, формирует художественный вкус. На территории Российской Федерации живет более 80 народов и народностей. У каждого большого или малочисленного народа есть немало особенностей образа жизни, своеобразные природные условия, в которых складывается быт и даже внешний облик того или народа, культурные традиции, склад характера, которые присущи только ему.
Язык русской народной вышивки – это письмо, только вместо бумаги применялся холст, а чернила заменялись красной или синей нитью. В древности “ писать” значило “изображать, украшать”. Содержание народного узора заключает в себе силу добра, мира, любви, жизни, счастья. Так, земля обозначена прямой линией, вода – волнистой. Здесь можно найти сказочных птиц и зверей, коней и всадников, женские фигуры. Женские фигуры в вышивках имеют разное значение. “Кормилица – мать-сыра земля изображалась в виде женской фигуры с поднятыми руками, другие женские фигуры являлись символами богинь – покровительниц домашнего очага и женских ремёсел, целительниц людей и скота. Жар – птица олицетворяет действие весеннего тепла на природу и его благотворную силу, а также счастье. Птицей может быть представлено и солнце. Образ весеннего и утреннего солнца отождествляется не только с чудо – птицей, но и со златогривым конём. Все эти узоры вышивали мастерицы, которые жили в солнечных, тёплых краях. А мы сейчас заглянем на наш, ставший родным, Север. «Если кто – нибудь скажет тебе, что Север мрачен и беден, то знай, что он севера не знает». Народному мастеру присуще живое чувство материала и вещи, им постоянно владеет стремление вложить в предмет большой смысл, сказать о чём – главном и сокровенном в своей жизни.
Орнамент
Не имели письменности предки
Оттого в орнаменте сплелось
Всё, что разум осеняло крепкий:
Хитрость, красота и даже злость-
На непобеждённого медведя,
На стрелу, что не попала в цель
Ты вглядись: узор тебе поведает
О любви, идущей сквозь метель.
И о том охотнике отважном, Что в голодный невезучий год
Спас себя и всех своих сограждан,
То есть всю родню свою, весь род.
Вслушайся, как будто ветер стонет
И зовёт дремучая тайга,
Это плачет тень ушедших стойбищ
О родимых этих берегах.
О цветенье вербы непокорной
На холодном мартовском снегу
Вырежь мне узор рукой проворной
Я его на память сберегу.
Мария ДечулиКаждой народности присуща своя цветовая гамма, имеющая определённую символику. До сих пор нганасанцы используют только три цвета: чёрный, красный и белый. Такую окраску имеет оперение краснозобой гагары, от которой, по преданию, произошёл род нганасан. Противопоставления белого (красного) и чёрного цветов имеет очень древнюю основу и определено противостоянием жизни и смерти, света и тьмы, тепла и холода.
Орнамент сохранил роль оберега. Легко угадываемый символ почитаемого объекта придавал предмету воображаемую сакральную силу и как бы наделял вещь соответствующими свойствами и чертами характера, присущими явлениям реального мира. Если взглянуть на орнаменты « оленьи рога», «бегущая собака», «соболь», «оленья тропа», то можно заметить, что по своей конфигурации они напоминают стилизованные изображения вышеназванных предметов и животных. Одна часть орнаментов нганасан несёт на себе мотивы ограждения от злого умысла, другая - символизирует готовность юноши к браку, третья - характеризует женщину как хранительницу домашнего очага.
В заключении я хочу сказать, что в результате своей работы я понял, что во все времена люди стремились к миру, благополучию, счастью, любви. Все эти желания ясно «читаются» в узорах и орнаментах каждого народа.
Если мы хотим продолжения человеческой культуры, то её разнообразие должно не уничтожаться, а бережно и любовно поддерживаться. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости от того, велик или мал этот народ по численности.
Комментарии