Кукла-сувенир в эвенском костюме
У нас в «Социально-педагогическом центре» начала работать новая программа «Вдохновение Севера» (Национальные костюмы народов Северо-Востока и современная мода). Я решила пойти учиться по этой программе. Мой педагог предложила мне выбрать тему проекта, по которому я хотела бы работать и создать наглядное пособие, как для проведения занятий в кружке по новой программе, так и для использования на занятиях в школе по краеведению. Я выбрала «Кукла-сувенир в эвенском костюме» В одной книжке прочитала, что представителей эвенской национальности можно назвать «северными французами», так красочно выглядит эвенский костюм, расшитый богатым бисерным орнаментом.
Я начала свою статью с того, что посетила библиотеку. В библиотеке была разнообразная литература о разных народностях Севера, но мало информации по костюму. Первая книга, с которой я начала поиск информации была книга: Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. Культура народов Севера: Полярная энциклопедия школьника. - науч. ред. Соколова З. П. -М. : Северные просторы, 1999г. ;
Затем в нашем творческом объединении были организованы экскурсии в археологический и краеведческий музей. В археологическом музее археолог Слободин С. Б. представил интересную информацию о том, как появился эвенский народ на нашей территории. Он сообщил, что яркость, какую имеет современный эвенский костюм, появилась значительно позже и , к сожалению, древние костюмы не сохранились. Ранние костюмы украшались вышивкой из подшейного волоса оленя, бусами из природного камня. Позже появились украшения из металлических бляшек, вышивка из цветных ниток и бисера. А вот Будникова С. В. в Магаданском областном краеведческом музее раскрыла отличительную особенность эвенского костюма от костюмов других народов, например, коряков, чукчей. Только у эвенов верхняя одежда распашная, а не цельная. Почему? Это связано с традициями кочевников. Эвенский народ кочевал верхом на оленях, и распашная одежда для этого больше подходила, а коряки и чукчи кочевали в санях, запряженных в оленьи упряжки. Светлана Владимировна показала также различие в орнаментах в одежде разных северных народов. Она сказала, что эвенский народ использует в своих вышивках орнаментов только определенные цвета: голубой, белый, черный, красный.
Интересными для меня в дальнейшем поиске информации были встречи с народными мастерицами Ротваль Марией Ивановной и Ивикой Аленой. Они высказали важную мысль, что такое животное как олень является жизнью северного человека, это пища, одежда, жилище, транспорт. Так же я расспросила об одежде и узнала: если одежда старится, то вышивки из бисера не выбрасываются, они отрезаются и передаются по наследству от матери к дочери. Интересной была информация, что шкура оленя для изготовления разной одежды готовится разными способами, и разные участки шкуры также используется для различных целей. Важным так же является возраст оленя.
Затем я побывала на замечательном концерте ансамбля песни и танца народностей севера «Энер», где были представлены не только музыкальные и танцевальные произведения, но и красочные костюмы.
И была еще одна интересная встреча с руководителем кружка «Чудо дерево» Курдюмовой А. Н. , которая работала в клубе п. Сокол. Помимо основной работы она увлекалась изготовлением северных сувениров на проволочном каркасе. Мы пришли к ней посмотреть, как это делается, разговорились. Ей понравилось, чем мы занимаемся в нашем творческом объединении, и подарила очень интересную книгу «Художественная обработка меха и кожи у народностей крайнего Северо-Востока», выпуск 2, «Эвены», которая издана в городе Магадане в 2004 году Управлением культуры администрации Магаданской области, Государственным учреждением культуры «Магаданский областной центр народного творчества и досуга». В ней я нашла подробную информацию об эвенском костюме. Она снабжена множеством фотографий, рисунков, схем. Эта книга больше всего помогла мне в создании продукта моего проекта. В школьной библиотеке мне посоветовали также одну интересную книгу О. С. Молотоборовой «Кружок изготовления игрушек – сувениров» издательства «Просвещение» города Москва, выпущенную в 1990 году. Там был помещен материал изготовления сувенира «Матрешка» на картонном конусе. И я наконец-то приняла окончательное решение, как буду изготавливать мою куклу-сувенир в эвенском костюме.
Теперь необходимо было подготовить необходимый материал и инструмент. В нашем кружке нужный инструмент был, а вот материал пришлось искать. Выручили жители поселка, один отдал свою старую замшевую куртку коричневого цвета, другой нашел у себя обрезки оленьего меха, третий обрезки цветной кожи. Купили нитки, бисер.
Все было готово и можно было приступать к процессу работы. Сначала определилась с размерами куклы. Затем подготовила все необходимые выкройки. В жизни национальные мастерицы, которые шьют одежду из оленьего меха, ровдуги, замши не пользуются выкройками. Они кроят на глаз, соблюдая старинные правила использования оленьей шкуры. Выкроила деталь для конуса из картона и из замши. Склеила картонный конус, затем обклеила его замшей. Сделала прорези для изготовления рук и рукавов, используя канцелярский нож и маникюрные ножницы. Затем необходимо было изготовить кукольную голову. Я взяла бумажные салфетки, размочила их в воде и отжимая формировала шар нужного размера. Сушила этот шарик двое суток. Выкроила необходимые детали для лица, волос, кос, челки из кожи, затем, используя тепловую обработку кожи, изготовила полусферы лица и волос и приклеила их на шар. Роспись лица произвела обычным черным и красным маникюрным лаком: глаза, брови, рот. Заплела косы и украсила их кольцами из голубого бисера. Приклеила голову к подготовленному конусу. Вырезала полоски из меха и оформила воротник-стойку, который помог лучше укрепить голову на основе, и оформила низ платья. Рукава выкроила из полоски замши, сложила вдвое и сострочила. Внутрь вставила проволочку, чтобы можно было придать нужную форму рукам, к концам отверстий приклеила варежки, вырезанные из замши и украшенные несколькими бисеринками. Затем вставила руки-рукава в подготовленные для этого прорези в конусе. Теперь можно приступать к оформлению фартука и шитью верхней плечевой одежды. Но сначала, я нарисовала орнаменты на бумаге, так как кукла-сувенир маленькая, поэтому орнамент упрощаем. Определяем место, размер и рассчитываем бисер по цвету. Фартук в женском эвенском костюме играет важную центральную роль, он очень колоритен и орнамент на фартуке мог рассказать целую историю. По низу фартука и передника делаем бахрому с помощью ножниц. Передник приклеиваем на фартук. Так как замша от старой куртки очень толстая, пришивать бисер не удается, и я решила его приклеить. Закончив оформлять фартук, приступила к шитью кафтана. Сначала сшила спинку, т. к. она разрезная, со складками от талии, затем сшила на машинке плечевые и боковые швы и приступила к вышивке полочек. Закончив вышивку, оформила полочки, подол пальто и талевой шов на спинке орнаментом из бисера. Теперь осталось только сплести головной убор – ленату и продукт моего проекта готов.
В ходе статьи я столкнулась с проблемами:
-Мало информации по национальному эвенскому костюму, ведь каждое эвенское поселение имеет свои особенности.
-Поиск необходимого материала: кожи, меха, замши.
-Выбор каркаса, что лучше проволочный или картонный.
Посчитала, что каркас картонный легче в исполнении.
Чтобы справиться с возникшими проблемами я обращалась за помощью к своему педагогу, к маме, к друзьям.
От плана я не отклонялась.
В ходе работы я приняла решение изменить качество проектного продукта, изменив его каркас, этим я облегчила себе работу и, на мой взгляд, кукла-сувенир выглядит более декоративно и индивидуально.
Мне удалось достичь цели проекта, я узнала много интересного об эвенском народе, проживающем на территории нашей Магаданской области, в том числе теперь и в нашем поселке. Изучила особенности эвенского национального костюма, и помогла педагогу в подготовке наглядного пособия.
Мне кажется, я решила проблему моего проекта. Мою куклу-сувенир можно использовать как на занятиях по новой программе, так и на уроках в школе по краеведению. А еще я приняла участие в областной выставке детского творчества малых народностей Севера «Коечидек». Моя работа получила высокую оценку специалистов, удостоив меня дипломом первой степени в номинации «Северные сувениры».
Проект научил меня общаться с разными людьми, планировать работу и искать и находить нужную информацию. На следующий год я планирую сшить настоящий сценический эвенский костюм.
Приложение: Выкройки
Комментарии