Традиции, обычаи, обряды Белгородчины
«Праздники памятны, а будни - забывчивы». Это старинная русская поговорка только кажется на первый взгляд незатейливой.
Но в жизни человека воспоминания о прошлом, как правило, связаны с памятными днями. И чем больше мы погружаемся в наше прошлое, тем больше убеждаемся: русские люди в нашей нелегкой истории, жившие трудно и сурово, очень любили праздники. Праздники были добрыми днями отдыха, душевной радостью, встречей с красотой. Из года в год, из века в век приобщали они наших предков к наследию давних культурных традиций.
Это была своеобразная связь поколений. И в этом смысле наши предки были много богаче нас, живущих в XXI веке.
Мы теперь все больше понимаем, как многого лишились, что потеряли. Что знаете вы о праздниках, обычаях, обрядах, играх наших предков? Какое содержание имели для русского человека такие древние праздники: Рождество, Пасха, Богоявление и многие другие? Отчего уже тысячу лет их смысл, красота и поэзия влекут к себе сердца многих поколений русских людей? Почему? Готового ответа дать нельзя. Нужно решить самому, прочитав рассказы о народных традициях.
Праздники
Рождество
7 января по н. с. - 25 декабря по ст. ст.
Особая любовь русского народа к этому празднику породила немало фольклорных произведений. Пожалуй, самыми распространенными из них были так называемые песни-колядки.
«По всей территории России был распространен обычай рождественского обхода домов молодежью или детьми. В Курской,
Рязанской, Воронежской губерниях ходят толпами под окнами просить пирогов».
Каждая семья ожидала гостей - колядовщиков, приготовляя им угощение и выслушивая их веселые песни:
Пришли славцы На стрельбище
К доброму господину,Нам же, славцам,
В дому получили,Не рубь-полтина,-
И хозяина звалиЕдиная гривна,
На пир пировати,Яиц коробица,
Хозяюшку зватиСкляница вина,
Столы столовати,Бочка квасу,
Сыновей его звали Морда рыбы,
Пива братыняБлюдо шанег,
На стрельбище,Ставец оладий
Дочерей его звалиИ масла крыница!
Ну, а если скупые хозяева, то им могли пропеть и такое:
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста
Соломкой густа.
На двор - чертей,
На огород -червей!
Веселые колядки, поезда ряженых, народные гулянья - все это длилось целых двенадцать дней, и назывались эти дни Святки.
Главным смыслом этих гуляний было прославление Рождества
Христова.
Недаром в одной из старинных русских песен есть такие слова:
Слава Богу на небе, слава!
Государю нашему, слава!
Чтобы правда была на Руси, слава!
А эту песню мы хлебу поем, слава
Старым людям на потешение, слава!
Добрым людям на услышание, слава!
Уличному народному празднику Святок были присуще черты театральности: ряженье в маски (их называли "хари"), переодевание, пляски, розыгрыши.
Народный театр (вертеп) - образ пещеры, где родился Иисус Христос, ящик, освященный изнутри свечами, где разыгрывались рождественские кукольные сценки.
И, конечно же, трудно представить Рождество без елки с подарками и детскими праздниками.
Обычай украшать елку - сравнительно новый и введен в России при
Петре I, причем долгое время существовал в дворянском городском обиходе, реже у дворян, живших в селах, и совсем не был распространен у крестьян.
«. Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок!
А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь», - пишет русский писатель Шмелев.
«. На Театральной площади, бывало, - лес! Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право! Костры горят, погреться. Дым столбами. Сбитеньщики ходят, аукаются в елках: «Эй, сладкий сбитень! калачи горячи!» В самоварах, на долгих дужках-сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем, - душисто, сладко. Стакан копейка. Калачик мерзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, граненый, - пальцы жжет. На снежку в лесу приятно. Потягиваешь понемножку, а пар - клубами, как из паровоза. Калачик- ледышка. Ну, помакаешь, помягчает. До ночи погуляешь в елках! А мороз крепчает. Небо - в дыму-меловое, в огне.
На елках иней. Мерзлая ворона попадается, наступишь - хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а. тепло!»
Рождество в наши дни всенародно утверждается - праздник добра и радости, а поэтому, готовясь к нему, не забудьте поздравить родных и друзей, отправить им рождественские открытки.
До революции открытки были предметом искусства. Их рисовали известные художники, такие как А. Бенуа, к. Маковский, Н. Рерих.
В открытках присутствовали сюжеты: заснеженные избушки, детишки, наряжающие елку и др.
Гимназистки собирали великолепные глянцевые открытки в альбом, а крестьянские девушки украшали ими свои шкатулки.
В наш «сухой» век телеграфов, телефонов получить поздравление с милым рисунком и теплым текстом особенно приятно.
Не забудьте и о пожилых людях: им важно знать, что о них помнят.
Если не найдете подходящую открытку, то попробуйте сделать ее сами. Это совсем не сложно!
Вот один пример.
Открытка – «елочка».
Вам понадобится: золотые и серебряные бумажки от конфет, кусочки цветной бумаги, узкая лента, салфетка бумажная, клеящий карандаш.
Из плотной бумаги вырежьте елку и украсьте ее. Приклейте к открытке и напишите поздравление на обратной стороне.
Украсить елку можно следующим образом:
1. Вырезать из салфетки кружево и наклеить на елку.
2. Из золотых и серебряных бумажек вырезать звездочки и наклеить.
3. А ленточка потребуется для того, чтобы сделать на углу бантик.
Подумайте, как вы накроете рождественский стол.
На Руси традиционным блюдом на Рождество была кутья, пироги, жареная свинина, птица и много вкусных вещей.
Непременно позаботьтесь о том, чтобы праздник был веселым, а не только, как иной раз говорят: «У нас теперь праздники только на столе!»
Песни, загадки, игры, стихи. А, может быть, понравится вам стихотворение И. Бродского " Рождество": Волхвы пришли. Младенец крепко спал. Звезда светила ярко с небосвода. Холодный ветер снег в сугроб сгребал. Шуршал песок. Костер трещал у входа. Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче, то вдруг длинней. Никто не знал кругом, что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.
Крещение (Богоявление)
19 января н. ст. - 6 января ст. ст.
С этим праздником связано много обрядов и обычаев, которые призваны были способствовать и будущему хорошему урожаю, и здоровью, и благополучию.
«На Белгородчине в ночь на Богоявление ели блины, чтоб в этот год был хороший урожай хлеба. В Воронежской губернии, когда садятся за стол, то старший член семьи садится на пороге в разодранном полушубке и шапке и квохчет, чтобы куры неслись хорошо, а цыплята были чубастые и хохлатые. »
В крещенскую ночь старухи убирали снег со стогов с полной уверенностью, что он может выбелить всю холстину, бросали его в колодец в том глубоком убеждении, что только от него может быть подспорье, хотя бы во все лето не было ни одной капли дождя.
По свидетельству корреспондента «Курских губернских ведомостей» за 1864 - 1865 гг. , «. в канун Богоявления, женщины ставят к сосуду, в котором размещается вода, перевязанные лентами свечи, а по освящении воды берут их домой и хранят. Эти свечи зажигаются перед иконами во время болезней или родов. Пчеловоды кропят святой водой летки ульев, чтобы пчелы лучше роились».
На Крещение на Белгородчине, в Воронежской, Саратовской,
Рязанской, Курской губерниях в прошлые века устраивали смотрины.
Наряженные девушки выстраивались около Иордани (проруби) или на берегу, а парни приглядывали себе невест.
«В Усманском уезде Курской губернии на Крещение девушки из соседних деревень съезжались в село. Наряд каждой состоял из нескольких рубашек. Нижняя была с двумя красными полосами, на нее надевали еще 4
- 5 разукрашенных рубах, затем сарафан и еще 3-4 передника, сверху овчинную шубу с мехом. Женихи судили об умении невесты ткать, вышивать, а также о ее материальном достатке».
Крещением заканчивались зимние праздники. Все принимались за работу, а дети за прерванные школьные занятия.
Пасха
Пасха - самый большой праздник у народа. Только успеет выглянуть весеннее ласковое солнышко. Природа оживает. Млад и стар готовятся радостно встретить «праздник праздников и торжество из торжеств».
У русского народа существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». Многие старались подкараулить это мгновение. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с песенкой:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, покатись.
Красное, нарядись.
Масса примет и обычаев приурочено русским народом к Пасхальной ночи и торжественной заутрени, когда в церквах провозглашают воскресенье
Христа.
Например, на Белгородчине были известны такие приметы: «Мороз или гром в первый день Пасхи предвещает хороший урожай льна. Как дождь пойдет, так и вся весна дождлива будет».
«По мнению крестьян, в Пасхальную ночь все черти бывают злы, так что с восходом солнца мужики и бабы боялись выходить на двор и на улицу: в каждой кошке, собаке, свинье они видели оборотня, черта, прикинувшегося животным», - писал историк С. В. Максимов.
Одна из народных примет гласит: «Если собака во время Пасхальной утрени будет лаять на восток, - к пожару, на запад - к несчастью».
Но оставим в стороне эти «страшные» приметы. Давайте вспомним, как праздновался этот праздник, длящийся целую неделю.
Пасха была заполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости к пасхальному столу.
Русские люди очень любили украшать пасхальный стол. Сколько красивых старинных рецептов сохранилось в народной памяти: как расписать яйцо, как украсить стол, как испечь сдобный кулич и сделать творожную
(сырную) пасху - основные кушанья праздничного стола.
Приведем лишь один из множества примеров росписи яиц, взятый из старинной поваренной книги: «на сыром холодном яйце вывести узоры горячим воском при помощи стального перышка. Сделав узор, яйцо обмакнуть в разведенную холодную краску, начиная с самой светлой, обтереть, сделать новый узор воском и обмакнуть в другую краску. Когда все узоры наведены, надо осторожно стопить - воск с яйца над свечой. По мере того, как воск тает, его надо вытирать тряпочкой».
На Пасху были и особые игры.
Много веков любимой пасхальной игрой было катание яиц.
Устраивались эти игры так: делали простой деревянный или картонный
«каток» (желобок) и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашенные яйца. Играющие подходили к «катку» и катили свое яйцо. Если твое яйцо коснулось лежащего у желобка яйца, - выиграл!
Была и такая игра (детская): собравшиеся на Пасху гости любили
«искать спрятанные яйца». Кто-нибудь из старших заранее прятал яйца с сюрпризами- картонные, бумажные конвертики в форме яйца, в которых прятали маленькую игрушку или монетку.
Если детей в игре участвовало много, то их делили на группы побеждала та, которая быстрее и больше найдет в отведенное время спрятанных яиц.
Были и так называемые «гонки с яйцами». В деревянную ложку клали яйцо и бежали наперегонки. Кто донесет яйцо не разбив, тот и выигрывает. В семье любили «стукаться» яйцами между собой, тупым или острым концом.
Выигрывал тот, чье яйцо не трескалось.
Не было Пасхи без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а для молодежи в традиционном месте (на деревенской площади, близлежащем выгоне и т. п. ) Загодя вкапывали столбы, навешивал веревки, возводили качели.
На святой неделюшке
Повесили качелюшки
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
Русский народ очень любил этот светлый праздник, сопровождавшийся расцветом природы, колокольным звоном, радостным настроением. Поэт
А. Н. Майков так описывал свои впечатления:
Повсюду Благовест гудит
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес.
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес.
Христос Воскрес ! Христос Воскрес !
Фомино воскресенье
Первое воскресенье после пасхи, то есть последний день пасхальной недели, называют Фомино воскресенье, а в народе - «красная горка».
Этот праздник знаменует приход весны с ее красным солнышком, когда все овеяно свежим воздухом, омыто чистой водой. Обыкновенно в это время в селах молодежь вся в сборе, еще никто не уходил на заработки в город.
В старые времена Фомино воскресенье считали праздником молодых девушек и в этот день играли свадьбы и сватали невест. Считалось даже дурной приметой, если парень или девушка просидит в этот день дома: парень не женится, а девушка не выйдет замуж. Начинались хороводы, пляски с песнями.
Как на улице дождик накрапывает,
Хоровод красных девок прибывает.
Ох вы, девушки, поиграйте !
Уж вы, холостые, не глядите:
Вам гляденьицем девушек не взяти,
Уж как не взять ли, по любви,
Что по батюшкину повеленью,
Что по матушкину благословению.
И до поздней ночи звучали песни.
Фомино воскресенье часто называли в старину наймом «казачих» - женщин, девушек для оказания всяких услуг по дому, особенно в страдное весенне-летнее время.
«Казачиха лето прожила да и жениха себе купила», - говорили в старину.
В казачихах-то - не дома,
Спать-то не повалишься.
На часок повалишься
На весь век закаишься.
Приближалось лето. Страдная пора.
Троица
Люблю я службу в сельском храме.
Открыты ставни, воздух льет;
По лику образа, по раме
Тихонько бабочка снует.
Ив церкви сад: над головами
Пришедших девушек цветы
Живыми тянутся рядами,
Полны весенней пестроты. К. Случаевский.
В Троицын день, по народным обычаям, принято провожать весну и с березовыми ветками в руках встречать лето.
Употребление цветов и зеленых ветвей имеет символическое значение.
Так, масличная ветвь знаменовала мир, лавровая - победу, дубовая - славу, березовая - доброту.
Возвращаются традиции этого праздника в сегодняшний день, поэтому интересно знать, как встречали его русские люди много лет назад.
Известный уже нам писатель Шмелев И. С. описывает свои детские впечатления в книге «Лето Господне»:
«. Солнце слепит глаза, кто-то отдернул занавеску. Я жмурюсь радостно. Троицын день сегодня.
Над моей головой зеленая березка дрожит листочками. У киота, где
Троица, тоже засунута березка; светится в ней лампадочка. Комната кажется мне другой, что-то живое в ней.
На мокром столе в передней навалены всякие цветы и темные листья ландышей, все спешат набирать букеты, говорят мне-тебе остается. Я подбираю с пола, но там только рвань и веточки.
Все нарядны в легких и светлых платьях.
Я гуляю по комнатам. Везде у икон березки. И по углам - березки, в передней даже, словно не дома, а в роще. И пахнет зеленой рощей.
Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми - глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться. я слышу - поют знакомое: «Свете тихий», - потом, вдруг радостнее такое победное: «Кто Бог великий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса!»
В этом небольшом тексте как бы сливаются воедино: цвет, музыка и даже запах. И все, что минуло когда-то оживает.
В деревнях на Троицын день девушки шли в лес, сплетали себе венки,
«завивали» березку лентами, водили хороводы и пели песни:
Береза моя, березонька!На тебе березонька,
Береза моя белая,Трава шелковая,
Береза моя кудрявая!Близ тебя, березонька,
Сплошь ты, березонька,Красны девушки,
Осередъ доминушки. Под тобою, березонька,
Красны девушки венок плетут.
Под березой ставили столы с угощениями.
Обязательно были яичница и пиво. Пекли к этому празднику «козули»
(круглые лепешки с яйцами в виде венка). С «козулями» шли в лес, где с песнями крепили их нитками к березам.
Еще был такой обряд, когда девушки нагибали две рядом стоящие березки и связав их верхушки, делали своеобразную арку, под которую проходили и целовались («кумились»). Таким образом выражалось желание быть верными подругами.
Девушки приговаривали:
Покумимся, кума, покумимся.
Нам с тобою не браниться -
Вечно дружиться.
К венкам девушки подвязывали свои крестики, затем целовались, обменивались этими крестиками и тогда считались подругами.
После обеда в Троицын день девушки меняли свой наряд на лучшие платья, на голову надевали березовые венки и ходили в лес слушать кукушку. Сколько раз прокукует кукушка, столько им ждать замужества.
Было и гадание по венкам. Чей венок пристанет к берегу, та в девках останется, чей уплывет, та выйдет замуж.
Второй день после Троицы назывался Духов день. Его трудно отделить от предыдущего праздника. К Духову дню приурочивались в некоторых местах «развивание» березки, обряды, связанные с русалками.
От известной сказительницы А. К. Барышниковой был записан рассказ об обряде русалок, который последний раз совершался в 1936 году.
«Делали куклу, наряжали ее в белое, клали на носилки. Одна из девушек изображала священника, у которого в руках было кадило - стоптанный, старый лапоть, свечи-стебли тростника. Процессия приходила на ржаное поле, и здесь куклу раздевали. Фигурку русалки и палки от носилок бросали у ржаного поля». Делали это для того, по словам сказительницы, чтобы лучше рос хлеб.
Покров
14 октября по новому стилю - 1 октября по ст ст.
«Листик за листиком падает с липы на крышу, какой летит парашютиком, какой винтиком. Мы радуемся хорошему погожему дню, но не жди больше паутинки бабьего лета: все разлетелось, вот-вот журавли полетят. Октябрь наступил. Покров скоро. » (М. Пришвин)
Для русского крестьянина праздник Покрова подводил итоги сельскохозяйственного года.
К этому дню должен быть убран весь урожай: «На Покров - последний сбор плодов».
Считалось, что с Покрова начинается «первое зазимье» (начало зимы).
В этот день начинали топить печь. С Покрова же утепляли избы, готовились к зиме. Домашний скот закармливали «дожиночным» (то есть последним) снопом. С Покрова уже не выгоняли скот на пастбище, даже если еще не было снега.
Пословицы, поговорки, приметы, связанные с этим праздником, не только отражали мудрость и наблюдательность русских людей, но служили им руководством в жизни практической: «Отлет журавлей до Покрова - холодная зима». «На Покров до обеда осень — после обеда зима». «Не покрыл Покров (землю снегом) не покроет и Рождество».
Покров в сельском быту был еще и точкой отсчета планов на будущий год. В это время обычно заключались сделки, договаривались о найме на работу. Шли оживленные торги. Тянулись в город телеги с разносолами и съестными припасами и поговорка была: «Подожди до Покрова - все долги выплачу».
Знаменит был Покров и свадьбами. По традиции девушек выдавали замуж после окончания полевых работ, когда подводился итог года и можно было подумать о приданом. Таким временем и был Покров - свадебник.
Восприятия народом этого праздника как покровителя браку отражают пословицы: «Покров-Батюшка, покрой землю снежком, а меня младу, женишком». «Бел снег землю покрывает, а не меня ль молоду, замуж снаряжает?»
С Покрова девушки начинали устраивать посиделки, на которые собиралась деревенская молодежь, велись беседы, пелись песни.
Кабы не было погоды,
Не крутил бы белый снег.
Кабы не было милова,
Не пошла в беседу век.
Парни развлекали девушек, помогали по хозяйству, да и приглядывали будущих невест, какая попроворней.
Что ты, милочка не робишъ,
На кого надеешься?
Придет зимонъка холодна,
Ты во что оденешься?
От Покрова остаются считанные дни до праздника Введения. Зима приближается.
Введение
4 декабря н. ст. - 21 ноября ст. ст.
Этот праздник в сознании нашего народа, «вводя зиму, ведет к
Рождеству». Введение пришло - зиму привело.
«Зима как. взялась, так на грязи и улеглась: никогда на сухое не ложится, такая уж примета. Снегу больше аршина навалило, и мороз день ото дня крепчает. Реки стали, ровная дорога. Завтра заговены перед
Филипповками. Так Рождественский пост зовется. А там и Введение, а там и
Николин день, а там и Рождество».
С начала зимы жили русские люди ожиданием праздников, которыми богат был декабрь, и стремились всегда узнать, какая погода выпадет на праздничные дни.
«На Введение - толстое ледение», «В Введение мороз — все праздники морозны, тепло - все праздники теплы», - говаривали на Белгородчине.
В старину в этот день делались пробные выезды на санях. Право начать зимние гуляния отводилось молодоженам, которые торжественно обставляли свой выезд: сани подбирались расписные, легкие, украшались разноцветными половичками: молодая наряжалась в лучшие одежды, молодой муж, подпоясанный ярким кушаком, лихо правил лошадьми.
Обряд так и назывался - «казать молодую».
Открывались Введенские ярмарки и торги. В Москве, например, на
Введенской ярмарке традиционно устраивали продажу саней. Лубянка заполнялась огромным количеством всевозможных саней - одиночных, парных, расписных, украшенных резьбой. Продавец расхваливал свой товар и выкрикивал:
-А вот сани-самокаты, разукрашены-богаты, разукрашены, раззолочены, сафьяном отсрочены.
-Пошло, поехало, ходом, бродом.
В труски, в скачки, вдогонку, вперегонку!
А кто успел, первый сорт поддел !
Народный костюм
Ну, а какой праздник обходится без красивой одежды (костюма).
Своеобразие русской одежды, ее самобытность, всегда удивляет. В каждой губернии была своя традиционная одежда. Расскажем лишь об одном костюме, который носили крестьяне на Белгородчине (Курская губерния).
Женская одежда состояла из домотканой рубахи, поневы, передника, шушпана, пояса и различного рода шейных украшений. Рубахи шились из холста. На плечах вшивались косые лоскуты ткани кумачового цвета
(полики). Рукава длинные, суженные к запястью. У ворота ткань собирали под узкую обшивку, часто переходящую в стоячий воротник с разрезом спереди и застежкой на пуговицу. Украшалась рубаха вышивкой по верхней части рукава. Узоры вышивок были геометрические.
Другой вид одежды - юбка-понева. Шили ее из трех полотнищ шерстяной клетчатой ткани домашней выделки. Край поневы обшивался шерстяным «пояском» - тесьмой с преобладанием красного цвета. Будничная понева почти не украшалась, а праздничная расшивалась.
Распространены были разных видов передники.
Поверх рубахи и поневы надевали шушпанчик или шушпан.
Шушпанчик считался праздничной одеждой и шился из холоста: ворот прямоугольный, с небольшим разрезом посреди груди. Край подола украшали вышивкой. (Длина шушпанчика до 50 см. )
Того же покроя был шушпан, но только длиною до колен. Девичьей одеждой считался сарафан. Неотъемлемой частью женской одежды был пояс.
Пояса плели и ткали. Длина их доходила до 3-х метров, а ширина до 20 см.
Поясами обертывали несколько раз талию, а концы спускали вниз. К праздничной девичьей и женской одежде непременно было дополнение: бусы и шейные украшения из разноцветного бисера.
Из верхней (теплой) одежды носили полушубки и тулупы из овчины.
Из головных уборов были распространены кокошники, кички, сороки.
Праздничным нарядным головным убором был кокошник - твердый головной убор с округлым высоким передом из картона, покрытый широким золотым или серебряным шнуром (галуном). Сзади форма кокошника была как бы стена. На месте соединения галуна пришивались блестки или бисер, а по краю - узкий черный кант из простого бархата малинового цвета, украшенного блестками, бисером, шитьем золотой и серебряной нитями и укрепляемого при помощи тесемок.
«Сорока» - это разновидность фаты с вышивкой на концах золотом, серебром и шелком.
На голову девушки, в отличие от замужних женщин надевали повязку шириной от 2 до 14 см. из золотого галуна или ткани с прокладкой из картона, чтобы придать головному убору твердость.
Украшали повязки вышивкой из бисера и блесток, а сзади завязывали разноцветными лентами.
На ноги в будние дни женщины и девушки надевали лапти, сплетенные из лыка косым плетением, а в праздничные дни носили лапти особого плетения - «писаные», а жительницы побогаче - кожаную обувь -
«черевики».
Мужская одежда состояла из рубахи и штанов (портов). Шилась она в основном из домотканых материалов: холста, сукна, ситца, дешевых шерстяных тканей.
На Белгородчине рубахи носили прямого покроя, иногда косоворотки.
Рукава прямые, довольно широкие, с вставками из ситца. Ворот обшивался и застегивался на пуговицу. Рубахи всегда носили поверх штанов и подпоясывали пояском (тканным или плетеным) или кушаком.
Штаны шили из холста. У пояса собирали на шнурок или веревку- гашник. Штанины доходили до щиколотки.
Поверх рубахи, в зависимости от сезона и погоды, надевали жилет, зипун.
В зимнее время мужчины ходили в полушубках из овчины длиною до колен и в тулупах с меховыми воротниками.
Головным убором служила шапка из войлока, а зимой - шапка-треух.
Основным видом обуви были лапти, а зажиточные крестьяне носили сапоги. В зимнее время и женщины и мужчины ходили в валенках.
Подводя итог моей темы, я могу сказать, что, действительно, в прошлые века у русских людей было очень много праздников, которые любили не только взрослые, но и дети. Русские люди считали традицией отмечать такие праздники, как Троица, Пасха, Покров, Рождество. Многие праздники, которые отмечались раньше на Белгородчине, остаются с нами и по сей день. Я считаю, что мы, русские люди, обязательно должны уважать традиции, обряды и обычаи наших предков. Ведь если мы не будем этого делать, то наше прошлое умрёт вместе с нами. Ведь как прекрасно, что у нас есть история, есть такие моменты в жизни, когда мы можем вспомнить то, как праздновали многие праздники наши предки. Давайте уважать и продолжать традиции русских людей Белгородчины.
Комментарии