Культура и быт наших земляков
Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа людей, с кем вместе проводишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре – одна важней другой.
Каждый человек - своего рода открыватель, он идёт к старым, как мир, истинам своим путём. Но у истоков длинной дороги жизни есть своя малая Родина.
Побывав с мамой в нашем краеведческом музее, я задался целью поработать с материалами и написать свою творческую исследовательскую статью.
Родной дом, родной воздух, родня речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери, бабушки врачуют душу и остаются с нами на всю жизнь.
Убранство русской избы
Главной постройкой на усадьбе был, конечно, жилой дом. При закладке дома многие приглашали священника для освящения строительства. Переезд в новый дом тоже сопровождался множеством примет, правил условных действий. Наиболее удачным днём считалась суббота. Первыми заходили хозяин с хозяйкой, иногда старушка с иконой или маленький ребёнок, через порог пускали кошку. Все описанные обряды имели глубокий смысл – религиозный. Зачем, например, нужны были помело (веник для выметания золы из печи) и кочерга? Чтобы переманить из прежней избы в новый дом своего домового, который являлся покровителем дома и усадьбы.
Избы были богатые и бедные. Изба русская имела подклеть – высокое подполье. В нём держали скот, птицу и хранили съестные припасы. В избах были высокие пороги и низкие притолоки дверей. Такая на первый взгляд неудобная конструкция помогала сохранить в жилище тепло. Каждый хозяин в селе старался украсить свою избу. Её украшали затейливой резьбой и росписью. Особое убранство было изнутри избы. Стены, столы украшали салфетками, полотенцами.
Почётное место в доме занимала печь.
«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил», - говорит русская пословица. Печь – душа крестьянского дома. Занимала она почти четверть избы. В печи пекли пироги, варили щи и кашу, рыбу. Сушили ягоды, грибы, рыбу. На печи обычно спали старики и дети. С печью связано много любопытных преданий и обычаев. Считалось, что под печью живёт домовой, за печь во время сватовства прятали невесту. У печи стояли кочерга, ухват, помело, деревянная лопата, рядом ступа с пестом. Помело и лопата были необходимыми для выпечки хлеба. В избе была плетёная утварь – корзины, лукошки, короба. На полках стояли глиняные кринки и кувшины.
По диагонали от печи находится красный угол, где на полках хранились иконы, книги, горели лампадки. В красный угол сажали самых почётных гостей. Во время свадьбы молодых тоже сажали в красный угол. Главным предметом в избе был обеденный стол, а вокруг – лавки.
Одежду крестьяне хранили в большом кованом сундуке, который стоял на самом видном месте горницы. Сундук закрывался на замок. Если в семье были девочки, то с малых лет начинали собирать приданое в отдельном сундуке. Девушки вышивали кофты, платья, рушники, салфетки, наволочки. В каждой избе была выходная и рабочая одежда. Выходную одежду одевали на праздники и в церковь.
Обряды
У каждого народа есть праздники. Праздники – это не только веселье. В том, как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках, ярко проявляется душа народа, его характер.
Народный праздник как бы раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться.
Возникли праздники на основе взаимодействия с природой. С древнейших времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работ. Каждый этап земледельческого года так же отмечался в крестьянском быту. Деревенские календарные праздники были разнообразны и многочисленны.
Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники. Праздники были красочными и яркими, сопровождались многообразной символикой.
Из всех дат крестьянского календаря особенно торжественно отмечалась масленица, приходившая на 2 половину февраля – начало марта. Помимо обычного праздничного развлечения – бесед, угощения – устраивался уличный карнавал, центральным событием, которого было появления «госпожи Масленицы». «Делают Масленицу так, - сообщает житель Каинского уезда П. Шалабанов, - запрягают лошадей в сани или дровни, оныя кругом обшиваются: худыми рогожами. Здесь «на санях» находятся музыканты, стоя на ногах и утешая зрителей, играют в скрыпки, балалайки, гармонии и бубны. В средину саней утверждается аршин восьми жердь, вверху оной находится крепко и безвредно привязанное колесо, а на сим (на колесе) и присудствует самая госпожа Масленица, т. е. человек, одетый в самую смешную одежду, вымаранный сажей».
Общественный и семейный быт крестьян
Общественный и семейный быт. Все важнейшие вопросы, связанные с выбором лиц на различные общественные должности, решались на коллективных сходах. Собирались на сход в тёплое время года на улице, зимой – в доме кого-либо из крестьян. Участвовать в работе сельского схода могли все крестьяне данной деревни, в том числе и женщины. Здесь же составлялись жалобы, выбирались казаки. Крестьяне помогали друг другу. Хозяин созывал соседей, чтобы быстро убрать хлеб, заготовить сено, снять лён или засолить капусту. На работу отправлялись на телегах или лодках и всегда с песнями. «Селением,- писал один из наблюдателей,- стараются прокатить быстро, лихо, на славу. Иногда к дугам привязывали даже колокольцы, чтобы веселее ехать». С песнями и шутками работали, с песнями возвращались вечером в деревню в единственное плато «помоганом» служило угощение обедом и ужином. Пировали и веселились иногда до рассвета.
Народные знания
Знания о природе, об окружающей жизни, местные крестьяне приобретали от отцов и дедов, и на основе собственного опыта. Семья была одновременно и своеобразной школой, где дети знакомились с народным сельскохозяйственным календарём, овладевали производственными навыками, учились предсказывать погоду по приметам. Крестьяне умели предсказывать прогнозы «Если зима сухая, морозливая, весна будет засушливая; зима бурунтливая – весна тёплая, дождливая». Сроки сельскохозяйственной работы связывались с определёнными датами: 1 августа – день первого спаса. Первый сев озимой ржи, 29 августа – день Ивана Постного. Коноплю рвут, 1 октября – Покров. Не жди покрова, капусту секи. Наблюдения и приметы переметались с суевериями и предрассудками. Так, считалось, что
- Если во время посева гороха кто-нибудь будет есть на поле, посев погибнет.
- Если впереди стада шла белая корова, ожидали хорошей погоды.
- Если не завязывались огурцы, пустоцвет срывали, приговаривая: «Пустоцвет за огород, огурцы в огород».
Уважительное отношение к прошлому является и залогом деятельной жизни на земле, которую передавали нам в наследство предки и которую мы в свою очередь должны передать своим детям и внукам. Поработав с литературой, побывав в крестьянской избе музея, я усвоил определённый запас знаний о прошлом нашего края: быте, нравах, обычаях, традициях. Мне это интересно, я буду продолжать эту работу, собирать народный фольклор.
Комментарии