Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Значение гостинцев в повседневной жизни якутов

Якутское традиционное дарение делится на три вида:

1. Бэлэх (подарок);

2. Бэрик (подношение);

3. Кэhии (гостинец).

В словаре Э. К. Пекарского «бэлэх» и «кэhии» определяются как отличающиеся друг от друга дарения. Якутский бэлэх стоит дорого и обязательно подлежит отдариванию. Одаривание подарком записан как акт обычного права в 1767 году в Записке «О законах и обыкновений издревле существуемых у Якутов якутской области и округи». Здесь подчеркивается, что «принимающий отдаривает в полтора, вдвое или втрое». Тот в свою очередь должен был отдарить обратно в таком же порядке. В случае нарушения этого порядка люди судились. Также бэлэх дается только по особо торжественным событиям. Бэрик, по определению Пекарского, первоначально имел значение как дарение духу местности, чтобы умилостивить его. В данном случае как бэрик использовали волосы от гривы коня. В современном понимании – бэрик это взятка, даваемая человеку с целью добиться благожелательности в решении какого-либо вопроса.

Третий вид одаривания – это кэhии, который отличается небольшой стоимостью. Используется в повседневной жизни и не отдаривается. Пекарский Э. К. дает примеры кэhии, употребляемых в связи с женитьбой. Если их перечислить, то это будет «биhирэм кэhии», «хоонньоhор кэhии», «кэтит кэhии», «уhун кэhии», «кыыс кэhиитэ», «танара кэhиитэ», «тµ²µр-ходо±ой кэhиитэ» и другие.

Но стоимость этих так называемых кэhии очень большая и называется они кэhии только по общепринятому обычаю умаления своих подношений. В повседневной жизни якутов традиция одаривания гостинцами соблюдается издревле. Упоминания об одаривании гостинцами мы находим в преданиях, загадках и трудах исследователей Якутии. Но специального труда, статьи, посвященного данному вопросу, мы не обнаружили. Уваровский А. Я. в своих «Воспоминаниях», Серошевский В. Л. и Гоголев А. И. в своих трудах пишут о свадебных гостинцах, которые схожи с данными Пекарского. У Серошевского В. Л. мы находим дополнительные сведения о гостинцах. «Если якут убивает скотину, то внутренности, жир, налитые кровью кишки он делит на порции разной величины и достоинства и раздает соседям, которые, узнавши о таком событии обыкновенно, по-очереди, посещают его. Самое меньшее он должен накормить мясом посетителей (Верхоянский улус, 1881 год). Обычай этот существует всюду, и никто не смеет нарушить его без опасения неприятных последствий. Достаточно, убивши скотину, обойти кого-либо из соседей, чтобы приобрести себе врага. (Намский улус, 1888 год)». Далее Серошевский пишет: «Все вышеописанные обычаи ничуть не тягостны, они охотно поддерживаются и исполняются особенно людьми среднего достатка» (3–425С).

В якутских преданиях и легендах в основном говорится о свадебных подарках и одарении боевыми доспехами в редких случаях. «Бахчыгыр Батыр подарил Маджыкы Тирэнэй сто голов скота и свою непроницаемую броню» (1–315С). В знак большого расположения одаривали и людьми – рабами. «Дыгын из привезенных людей самых отборных оставил у него» (1–100С). Богатыми гостинцами являлись меха, а в основном дарили куски мяса. «Шаман пошел погостить к соседям и принес в качестве гостинца для домочадцев два ребра конины» (1–177С) Более подробно описывается поездка А. Аржакова к Екатерине II в 1759 году. Он взял с собой в качестве гостинцев «игрушечные модели различных хозяйственных предметов – морд, сетей, неводов, берестяной и деревянной посуды и прочее. Она же отдарила его серебряной табакеркой» (1–316С).

В якутской художественной литературе есть много примеров одаривания гостинцами. Например, персонаж приносит домой часть кусочка мяса, которым его угостили. Раньше, когда большинство населения было бедным, гостю ставили угощение нарочно больше чем он съест, и та еда для угощения считалась уже достоянием гостя. Но гость должен был обязательно спросить разрешения взять с собой остатки еды.

Одаривание как якутская традиция

Одаривание подарками и гостинцами является ярким примером нематериальной культуры якутского народа

В древности якуты жили разрозненно далеко друг от друга, поэтому гость всегда был желанным событием, источником новостей. Угощая его, ставили на стол все лучшее, что было в доме. И гость имел право взять с собой небольшую часть угощения со стола для своих детей в первую очередь. Например, мясо, которым его угостили. Как правило, мясо заворачивали в зеленое сено и клали за пазуху, чтобы сохранить в тепле. Таким образом, этот маленький гостинец, знак внимания и любви, впитывал в себя еще и тепло сердца дарителя и потому был дорог, и воспоминания об этом оставались на всю жизнь.

В собранных нами информациях описываются, в основном, гостинцы ХХ и начала XXI веков. По рассказу Федорова Василия Дмитриевич, уроженца с. Хомустах, когда ставили угощения на стол, иногда тут же готовили и гостинец. Это могли быть кусочки сахара, которых завязывали в конец платка, мясо оборачивали в сено, а масло или сметану клали в туесок.

В старину охотники привозили детям языки карасей зажаренных на костре и желудки белок. Если ездили на Север, то в качестве гостинца брали с собой железные изделия: нож, ледоруб и другие.

По рассказу того же Федорова В. Д. , редко, но бывали и плохие «гостинцы». Своему врагу иногда отправляли заговоренную шаманом речную рыбу, и врага постигала неудача или болезнь. Во время войны и после войны люди жили бедно и гостинцы были только продуктовые. Некоторые фронтовики привезли трофейную одежду и американские консервы своим родным.

По данным Шелекасовой О. Н. , уроженки Владимирской области, у русских не было принято давать гостинцы со стола и русские подарки не отдариваются.

Во второй половине ХХ века гостинцами стали гребень, разные платки, отрезы на платье. Начиная с 50-х годов сельские жители стали ездить в города Якутск и Москву. Привозили большие чашки со специальной надписью, одежду, сувениры. В 60-70-х годах стали привозить детям сладости, игрушки, мужчинам – импортные алкогольные напитки. Из Москвы и разных городов СССР в качестве гостинца привозили книги, открытки, импортные сигареты, шампуни и т. д. В 70-х годах интересным гостинцем стали впервые появившиеся в нашей стране жвачки. В конце ХХ века появились такие гостинцы как газированные напитки, фрукты, кассеты с песнями и живые цветы.

В наши дни из города привозят экзотические фрукты, компакт-диски, книги, иногда черепашек, хомяка или волнистого попугайчика и т. д. Из деревни, в основном, идут продуктовые гостинцы.

В наше время стали печатать в различных изданиях рекомендации что дарить тому или иному человеку. Из всего этого следует, что обычай дарить гостинцы сохранился, и что по смыслу подарок и гостинец объединяются, остались в неименном виде некоторые гостинцы – мясо, рыба, масло, одежда. И есть гостинцы временные, например, жвачка, большие чашки с надписями, гребни и другие.

Якуты, когда дарили крупный подарок, благословляли его, чтобы от этого дарения пошло благосостояние у одариваемого. При одаривании духов обязательно надо говорить или просьбу или благодарность. Для этого необходимо разжечь костер и кормить огонь. Однако при задабривании духа озера и реки костер не разжигается. А гостинец явление повседневное, поэтому особых слов не требуется.

Одаривание гостинцами не только традиция, но и знак дружеского расположения, теплых отношений между родственниками, бескорыстной любви к своим детям.

Старинные свадебные одаривания

Во время свадебной обрядности, начиная от похода сватов в дом невесты, якуты соблюдали сложный ритуал подношения подарков, состоящего из пяти определённых частей:

Первое подношение подарка преподносят сваты отцу невесты.

Сваты, прибыв в дом невесты вручали подарок «уос аһар» (букв. Раскрытие уст ) или «сынаах хоннорор» (букв. раскрытие челюстей) деньгами или скотом. Этот подарок служит поручительством отца невесты на брак. У северных якутов преподносили аналогичный подарок «тумустаах» (остроносый).

Любопытно то, что если отец невесты отказывается сватьям после того как был съеден этот подарок, то этот «съеденный подарок» возвращался им мясом или деньгами.

Второе подношение подарка происходит во время обычая «күтүөттүүр».

После того, как получили согласие на брак и договоренности об уплате калыма, жених отправляется в дом невесты со своими родственниками и сватьями в период новолуния «ый санатыгар» или полнолуния–«ый толорутугар». При этом он брал с собой весь курум и подарок «күтүөт кэhиитэ» (подарок жениха) и «хоонньоһор кэһии» (подарок для разделения ложа с невестой) в виде свежего мяса. Иногда в виде подарка со стороны родителей ставят у изголовья кровати молодых, чашу с вареной печенью и сердцем. Отсюда, наверное, происхождение пословицы–нохтоолоох сүрэ5им долгуйда, хай5ахтаах хара быарым хамсаата. Обычно так говорят, когда человек сильно влюбляется. Иногда ставили чашу с маслом и оладьями или саламатом. Эти продукты были наделены магическими силами т. к. должны были вызвать сердечную привязанность и любовь между молодыми.

Во время пиршества жених отделяет какой-нибудь кусок от своей пищи и отправляет в виде гостинцев невесте. Это называется «уос аһар», что буквально переводится как открытие губ. Невеста же, в свою очередь, ничего не отправляет в ответ.

Третье подношение происходит во время первого дня свадьбы от родителей жениха к родителям невесты.

Родители невесты часть скота, полученного в калым, раздавали своим родственникам, с условием, что они должны будут оказывать помощь при сборе приданого. Это подношение называлось «күндулуур» (угощение с почетом). Такие подарки давались только приглашенным важным гостям-«ыңырыылаахтар». Сватам жениха подносили «соболоң» (личный подарок), размер которого определяется общественным положением того, кому он предназначался. Например, у богатых якутов сваты получали «соболон» в виде трех лошадей, а сватья–трех кобыл.

Четвертое – во время обряда «түһэ барар, кыыс сүктүүтэ»–переезда невесты в дом жениха (со стороны родственников невесты).

Жених, увозя невесту из родительского дома, оставляет вместо нее кобылу, которая называлась «о5о оннугар кэһии» (скотиной, данной вместо дитяти). К дому жениха сначала подъезжали трое молодых людей «дьиэ көрөөччүлэр» (осматривающие дом). От имени родителей невесты они подносили подарки: «уот ыйыыта» (подарок духу огня)–шкуру красной лисицы, «үөр ыйыыта» (подарок духу рода жениха) шкуру колонка и «дьиэ ньаадьытыгар бэлэх» (духу-хозяйке дома) – шкуру горностая.

Прибывшую в дом жениха невесту встречают и принимают поводья ее лошади две невинные девушки, которым невеста преподносит свои подарки –украшения от сбруи свадебного убранства лошадей–кольца или монеты, которые подвешивались с обеих сторон узды. Таким образам они получали часть информации от свадебного убранства лошади. После приобщения якутов к христианству, в XIX-XX в. в. существовал обряд «таңара көрсүһүннэриитэ» (встреча икон), перенятый у русских. Молодых у входа в дом встречали отец с иконой в руках и мать жениха хлебом и солью. Человек, держащий икону невесты становится рядом с ним. Молодые, взявшись за руки, подходили, целовали икону и кланялись в ноги родителям, которые осеняли их хлебом и солью, желая счастья и благополучия. После этого пили водку и ели хлеб, называемый «кийиит таңаратын кэһиитэ» (гостинец невестиной иконы). Затем иконы невесты ставили рядом с иконами домашних в красном углу, а хлеб оставляли на божнице.

В конце свадебного торжества обе стороны обменивались подарками. Провожатых невесты–родителей, близких родственников одаривали скотом, пушниной, деньгами, мясом. Этот вид подарка назывался «атах соболоно» и являлся безвозмездным. Приглашенные гости также получали подарки от родственников жениха. Все лица со стороны жениха, получившие подарки при «түһэ барар» от родных невесты, в свою очередь, дарили им вдвое больше. Родные невесты дарили подарки родным и родственникам жениха без отдачи. Такой же подарок получали участвовавшие в свадебных обрядах шаман, силачи, стрелки и другие.

Пятое. Во время обряда «төркүттүү»–возвращение домой невесты. Этот обряд заключался в посещении молодой через некоторое время своих родителей и родственников. Молодая могла отправиться в родительский дом после рождения первого ребенка или по прошествии одного или трех лет. С собой она брала подарки, и каждый родственник, у которого останавливалась невеста, должен был сделать ей ответный подарок, причем в большем размере. Интересно то, что к родственникам молодая заезжала с «төркүттүү» только в том случае, если они получая на свадьбе подарок, были предупреждены, что это подарки с отдачей–«иэстэбиллээх бэлэх». К родственникам, получившим безвозмездный подарок–«иэстэбилэ суох», она приезжала с гостинцами, т. е. от них никаких подарков не получала. Она также могла поехать с гостинцами к родственникам по отцу, не получившим подарков на свадьбе, если они были богаты.

В настоящее время при свадебных обрядах подарки дарят родственники, а родители снабжают необходимым при отделении молодой семьи. Мы опросили 9 семей. Их родители обеспечили при отделении посудой, мебелью постелью, деньгами. В двух случаях дали корову и лошадь. Деньгами не давали молодым, которые уже работали. Здесь наблюдается интересный момент: 7 невест из опрошенных преподнесли специальный гостинец свекрови. Таким гостинцем были отрез на платье, покрывало, платок, кофта и другие.

В ходе данной статьи мы изучили научную литературу, проработали предания и легенды, а так же собрали информацию. Мы выяснили, что у саха существует три вида одаривания: это бэлэх, бэрик и гостинец (кэhии). Из этих трех видов мы исследовали гостинец как наиболее распространенный и употребляемый в повседневной жизни. В своих воспоминаниях информанты с удовольствием перечисляли полученные в детстве гостинцы, а так же о том, что они привозили своим родным и близким. Собранный материал мы попытались систематизировать в таблицах и сравнить их по времени.

По преданиям и легендам XIX век I половина ХХ века II половина Начало ХХI века

(по Серошевскому ХХ века и Уваровскому)

- домашний скот - домашний скот - домашний скот - мясо - мясо

- мясо - мясо - молочные продукты - молочные продукты

- молочные продукты - молочные продукты (чохон, сливки) (чохон, сливки)

(хайах, чохон, сливки) (хайах, чохон, сливки) -пирожки, печенье и др. ) -пирожки, печенье и

- сахар - сахар - рыба др. )

- чай - чай - импортные алкогольные - рыба

- рыба - рыба напитки - дорогие

- язык карася - язык карася - жвачка алкогольные напитки

- желудок белки - желудок белки

- алкогольные напитки - алкогольные напитки

- люди - мех - мех - мех - мех

- мех - одежда - одежда - одежда - одежда

- военные - табак - табак - импортные сигареты - ювелирные доспехи - отрез ткани - отрез ткани - отрез ткани изделия

- игрушечные - ювелирные изделия - ювелирные изделия - ювелирные изделия - платки модели предметов хозяйства - иголки - гребенка - гребенка - иголки

(морда, сети, невод, - частая гребенка - частая - компакт-

берестяная и деревянная - большие чашки гребенка диски посуда) - платки - большие чашки - косметика

- иголки - платки - живые

- иголки цветы

В ходе своей статьи мы выявили следующие закономерности: гостинец является разновидностью подарка, но стоимостью и размером меньше и не отдаривается. При этом ценность гостинца зависит от зажиточности дарителя и ситуации дарения. Оказывается, некоторые предметы, используемые в качестве гостинца, не меняются веками. Мы отметили, что произошли видоизменения и понятия гостинца от еды со стола до специально покупаемого. Современные люди, особенно молодежь, стали обобщать понятия подарок и гостинец. Одаривание гостинцами укрепляет родственные и дружеские отношения и является самобытной якутской традицией.

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Произошло видоизменение гостинца;

2. В ходе исследования установлено, что традиция одаривания сохранилась, но понятия подарок и гостинец постепенно объединяются.

Одаривание гостинцами укрепляет родственные и дружеские отношения и является самобытной якутской традицией.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)