Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Символика подарка в прозе А. И. Куприна

А. И. Куприн – выдающийся писатель – реалист ХХ века. Источником его творчества была повседневная жизнь. Л. А. Иезуитова пишет: «Мало кто из писателей рассказал о собственной судьбе и действительности, в которую он вторгался, так искренно и подробно, как это сделал А. И. Куприн».

Большинство произведений Куприна были написаны на основе реальных жизненных событиях. Например, на обеде у Любимовых, случай, который рассказывал глава семьи Дмитрий Николаевич, послужил Куприну темой для рассказа «Гранатовый браслет». Так же повесть «Олеся» - автобиографичная « и хотя, разумеется, нельзя ставить знак равенства между Иваном Тимофеевичем и Куприным, в основе повести лежит случай, происшедший с самим писателем. ». Недаром на склоне дней Куприн говорил по поводу «Олеси», навестившему его вскоре после возвращения на родину, кинокритику Г. П. Чахирьяну: «Все это было со мной». Из воспоминаний о путешествии по украинскому Полесью, А. И. Куприн относит такие произведения как: «Лесная глушь», «Болото». В последствие в повести «На переломе (Кадет)» он описал уродство системы готовящей будущих офицеров. Так же одним из произведений, основанных на лично пережитом и увиденном, стал рассказ из армейской жизни «Дознание»; повесть, основанная на донецких впечатлениях - «Молох».

Куприна интересовали жизненные переживания людей различных социальных групп. В поле зрения писателя – интеллигенции («Молох», «Корь»), офицеры («Прапорщик армейский», «Поединок»), крестьяне («Олеся», «Болото»), актеры («Как я был актером», «К славе»), а также воры, нищие («Конокрады», «Пиратка», «Яма»). Глубоко заинтересованный судьбой каждого человека, Куприн раскрывает внутренний мир героя, мир человеческой души.

В творчестве А. И. Куприна исследователи и критики выделяют две основные темы: тема природы и тема любви.

Г. Минералова отмечает: «Через все свое творчество Куприн воспевает природу, «натуральную» красоту и естественность. Пейзажи занимают важное место в его произведениях, они помогают нам яснее представить себе обстановку. Недаром современники Куприна называли его «художником» - так четко, так интересно, но одновременно просто умел он описывать природу». Создавая картину природы, Куприн всегда находит такую деталь, с помощью которой передает особенность изображаемого момента, будь то в одном случае тишина зимнего утра, в другом, бурное кипение ранней весны.

Любовь в его произведениях мучительна, приносит страдания, конец таких рассказов трагичен (как в «Суламифе», «Гранатовом браслете») или печален (как в «Олесе»). «Куприн возвышает чувство любви, описывает как нечто удивительное, непостигаемое».

Основным объектом научного осмысления наследия писателя становится любовная тема и природа (А. Чернышов «Художник жизни», Л. А. Смирнова «В поисках душевной гармонии», С. Чуприн «Перечитывая Куприна», Т. Махалова «Об авторе», И. Г. Чеснокова «Торжество человека», Н. Жегалов «Река жизни», Ю. Борисов «Повесть «Олеся» и ее автор, Г. Минералова «Куприн – мастер сюжетосложения», Л. А. Иезуитова «Александр Иванович Куприн, человек и писатель»).

Наряду с этими темами в произведениях А. И. Куприна важную роль играют подарки.

Их использовали для воздействия на окружающих людей. На Руси понятие «подарок» появилось, когда человек «еще только учился быть человеком. Выстраивая отношение с себе подобными, он открывал смысл доброты, радушия, испытывал признательность за чужую заботу и отзывчивость»

В произведениях А. И. Куприна встречается много различных подарков, значения и функции которых ни один исследователь в своих работах не рассматривает. В этом и заключается актуальность и новизна данной работы.

Объектом исследования являются произведения А. И. Куприна за период с 1889 по 1907 гг. , а так же были рассмотрены повести 1907-1911; 1910; 1916; 1927 годов.

Биографический контекст

В произведениях А. И. Куприна важную роль играют подарки, к которым по биографическим свидетельствам писатель относился трепетно. Доказательством тому служат слова М. К. Иорданской: «Утром он (А. И. Куприн) первый вошел в спальню поздравить меня.

- Посмотри Машенька, мой подарок, как он тебе понравится, - сказал он, вынимая из хорошенькой голубой фарфоровой шкатулки часы. – Я не хотел дарить тебе обыкновенные золотые часы и нашел в антикварном магазине вот эти старинные.

Часы были золотые, покрыты темно-коричневой эмалью с мелким золотым узорным венчиком на крышке.

- Обрати внимание на тонкую работу узора на крышке, с каким замечательным вкусом сделан рисунок, - говорил Александр Иванович.

<>- Часы очень красивые, но они совсем старушечьи. Должно быть, их носила чья-то шестидесятилетняя бабушка, - засмеялась я (Мария Карловна Иорданская).

Александр Иванович изменился в лице. Ни слова не говоря, он взял у меня из рук часы и изо всей силы швырнул их об стену. И когда отлетела крышка и по всему полу рассыпались мелкие осколки стекла, он наступил каблуком на часы и до тех пор топтал их, пока они не превратились в лепешку. Все это он делал, молча и так же молча, вышел из комнаты».

Преподнося подарок, Куприн любил радоваться вместе с получателем: ему это доставляло огромное удовольствие.

Так, например, 1 января 1902 года Александр Иванович присылает Марьи Карловны корзину своих любимых цветов – нарциссов.

Или еще один случай из жизни писателя.

Когда А. И. Куприн работал в журнале «Одесские новости», то «Однажды, получив гонорар из «Одесских новостей», я решил действовать на ребенка подкупом. В кондитерской Вернэ я купил красивую коробку с шоколадными конфетами и, придя к Елпатьевским, как только появилась Люлю, поднес ее девочке. Не сказав не слова, она сумрачно посмотрела на меня и отошла в сторону. Повернувшись спиной к матери и ко мне, она медленно развязала ленточку и бросила их на пол, потом, открыв коробку, начала что-то тихонько бормотать. Увлеченная разговором, Людмила Сергеевна не обращала внимания на девочку, я же незаметно внимательно следил за ней. И вот я увидел, как Люлю, вынимая конфеты, одну за другой бросала их на пол и, растоптав ногой, довольно громко приговаривала при этом: «Куприн фе, Куприн фе». Затем следовал платок, и падала следующая конфета».

Так же 1 декабря 1902 года Антон Павлович писал Куприну:

«Ваш подарок – обезьянки – великолепен, я только теперь рассмотрел его как следует и нахожу, что штучка сия совсем хороша, художественная вполне. Большое Вам спасибо! Напишите мне, как Ваши дети, как здоровье жены».

Особенно разнообразна и богата впечатлениями была жизнь Александра Ивановича Куприна в Киеве, которая его обслуживала.

Однажды он подарил корсет прачке Даше, которая «Вся, вспыхнув, Даша прижала корсет к груди и, счастливо улыбаясь, блестящими глазами смотрела на него. - Мне можно совсем-совсем взять его? – боясь поверить своему счастью, робко спросила она.

- Конечно, Даша, я (А. И. Куприн) ведь подарил его вам.

- Господи, какой вы добрый, Александр Иванович, как вам не жалко дарить такую красоту».

Таким образом, А. И. Куприн любил делать людям приятное, и поэтому дарил подарки. Его социальное положение в обществе наложило отпечаток с детства, поэтому в биографии А. И. Куприна часто встречаются моменты дарения. Он рос в бедной семье, без отца. Все это повлияло на писателя и его трепетное отношения к ценным подарка. Куприн всегда ожидал, что получатель будет благодарен за поднесенный ему дар. Но иногда, в ответ писатель слышал насмешки над его подарками, в этом случае его охватывали: злость и гнев.

В данном исследовании и рассматривается функционирование подарков в произведениях писателя.

Классификация подарков в произведениях А. И. Куприна

В ходе работы рассмотрены более 100 произведений, которые были написаны А. И. Куприным с 1889 – 1907 года, так же были взяты произведения 1907-1911; 1910; 1916; 1927 годов. Из всех прочитанных произведений, в 39 упоминаются подарки.

Подарки у Куприна представлены самые разнообразные:

- Сувениры, драгоценности;

- Еда, цветы;

- Деньги, письма (записи).

Классификация подарков можно представить следующим образом: угощение, наследство и дар (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Угощение (чай, каравай, дичь и т. д. )

Так, например, в повести А. И. Куприна «Олеся» упоминаются в качестве подарков чай и сахар.

Первая ситуация связана с дарением чая и сахара: «На случай, если бы понадобилось успокоить ворчливую старуху, я захватил с собою полфута чаю и несколько пригоршней кусков сахару». Такие подарки приносит Иван Тимофеевич старухе Мануилихе и Олесе для того, чтобы расположить их к себе ведь «чай – это напиток, символизирующий чистоту, гармонию, спокойствие, умиротворенность».

Так же Иван Тимофеевич выражает заботу и доброту к Олесе и ее бабке, с помощью: «приносимых мною кое-когда подарки: то теплые платок, то банка варенья, то бутылка вишневой наливки». Способом выразить эти чувства становился подарок.

В русском языке у этого слова есть еще и брат-близнец: «гостинец», от слова «гость». Это значит, что по обычаю человек входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме одарить.

В повести «Олеся» при помощи подарков Иван Тимофеевич вошел в доверие к девушке и ее бабке, расположил их к себе.

Аналогичные функции подарки – угощение выполняют и в других произведения.

Наследство (ружье, деньги, хутор и т. д. )

Еще один подарок в произведении «Прапорщик армейский» является хутор: «Один из моих близких приятелей получил прошлым летом в наследство, после умершей тетки, небольшой хутор в Z-ском уезде, Подольской губернии». Н. Жюльен пишет «Дом – это центр мира, дом связан с идеей священного пространства, развивающегося вокруг очага – оси мира и священного стенами этого дома. За его порогом простирается мирское пространство». В произведении большую роль играет чердак, ведь именно здесь наследник хутора находит дневник с любовными записями, который, как мы узнаем в конце, должен был передаться по наследству Лидии. В словаре символов говорится, что «на чердаке – лежат воспоминание молодости». Действительно, как мы узнаем дальше от автора «только одна, довольно толстая пачка, обернутая в серую лавочную бумагу и тщательно обвязанная шнурком, возбудило некоторое любопытство моего приятеля. В ней заключался дневник и несколько листков прекрасной, шершавой бристольской бумаги, украшенной цветами ириса и исписанной мелким женским почерком»

Таким образом, в данном хуторе царило счастье, любовь и благополучие.

Дар (кольцо, браслет, машина и т. д. )

Самой значимой группой в произведениях А. И. Куприна является подарок как дар.

Дары как основные подарки

Одним из даров в повести «Олеся» является ружье. Это еще один подарок, связанный с заботой, когда Олесю и ее бабушку пытается выселить урядник без ведомой причины, только потому, что они, по- мнению людей, ведьмы: «что вам стоит пообещать не трогать этих женщин?» И что бы помочь женщинам, Иван Тимофеевич дарит уряднику ружье: «- У черкесов есть очень милый обычай дарить гостю все, что он похвалит,- сказал я любезно. – Мы с вами хотя и не черкесы, Евпсихий Африканович, но я прошу вас принять от меня эту вещь (ружье) на память».

Изначально ружье – это способ защиты. В данном случае Иван Тимофеевич тоже защищает женщин, но не использует ружье в прямом его назначении. Ружье – дар уряднику – выкуп за Олесю и ее бабку, за их спокойную жизнь.

Самым значимым подарком в повести «Олеся» являются бусы, которые оставляет Олеся для Ивана Тимофеевича в день отъезда: «мое внимание привлек яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов»,- единственная вещь, которая осталась на память мне об Олесе и ее нежной великодушной любви».

В. Даль пишет, что «бусы – это общее название дутых стеклянных, а иногда и граненых, пронизей, разного вида и цвета».

Автор уточняет, что в Полесье такие бусы называют кораллы. Свойство и значение данных камней различно. И хотя бусы сделаны не из настоящих кораллов, а из дерева, но они все равно оправдывают свое название и выполняют функции магических камней – талисманов в данном произведении.

В главе «Тайны камней» из книги «Звезды и судьбы» автор пишет: «Кораллы носят от дурного сглаза древние указывают, что кораллы укрепляют память, врачуют сердце Они являются талисманом и для гадателе и гадалок Коралл хранит от молнии, отпугивает демонов и отгоняет искушения».

В сюжете рассказа Куприн пишет, что бабка и мать Олеси занимались целительством, были гадалками, потомственными ведьмами. Эти бусы – талисман Олеси, передавшийся девушке по наследству.

«Кораллы способны оградить человека от темных сил». Это была в некотором роде слабая, но все-таки необходимая попытка защититься от власти дьявола, которому, как уверяла сама девушка, была издавна продано душа женщин ее рода. Олеся говорит Ивану Тимофеевичу: «Весь наш род проклят во веке веков. Да вы посудите сами: кто ж нам помогает, как не он? Разве может простой человек сделать то, что я могу? Вся наша сила от него идет».

С древнейших времен подарок неразрывно связан с обычаями. Многие врачеватели и ведуны знали о целительной силе коралла. И тот, кто «вторгался в неведомая, обладая редкими способностями к необычному, мог излечивать людей от недугов, обязательно должен был носить кораллы».

Кроме того, «кораллы были символом бессмертия и счастья. На Руси коралл считался вещим камнем». таким образом, Олеся, зная, что не сможет обрести счастья с любимым, дарит ему свой талисман и желает счастья с другой, но бусы из коралла будут служить Ивану Тимофеевичу символом бессмертной любви Олеси. Сначала эти бусы были оберегом Олеси, а затем единственной вещью, оставшейся на память влюбленному в нее Ивану Тимофеевичу.

В повести «Олеся» снятые кораллы – это не только дар, оставленный на память. Куприн показывает в произведении, что бусы из коралла, оставленные Олесей для любимого, с одной стороны,- стремление оградить его от опасностей. А с другой – выражение безнадежной покорности злому року, от которого Олеси не видится больше спасения.

Таким образом, в повести А. И. Куприна «Олеся» описывается несколько подарков, выполняющих различные функции:

- Чай и сахар – забота об Олесе и ее бабушке;

- Ружье – функция защиты от урядника;

- Коралловые бусы: талисман – оберег от злых сил, символ любви, память об Олесе, покорность злому року.

В повести «Суламифь» употребляется множество различных подарков: города, села, монеты, художественная мозаика, чудные узорчатые ткани, кубки златокованые, цветные стекла, редкие благовония и многое другое.

Но наиболее значимые и часто упоминающиеся в повести – это камни, которые дарит царь Соломон своей возлюбленной Суламифь. «Драгоценным камням люди издавна приписывали магические свойства, предполагая, что между самоцветами и человеком существует глубокие таинственные связи». «Мир драгоценных камней издавна окутан сетью тайн, легенд и суеверий, и по мере открытия все новых минералов люди видели в их гранях все новые удивительные истории»

Царь Соломон не просто дарил камни Суламифь как предмет роскоши, но и вкладывал в эти дары определенный смысл, ведь «камень в жизни людей не только предмет роскоши, но и талисман». Камни становятся словами в общении между Соломоном и его возлюбленной. «Возлюбленные во все времена в знак верности и любви обменивались талисманами из камней. В день свадьбы молодым преподносились амулеты как залог и символ счастливой семейной жизни. Камни охраняли супружескую верность, устанавливали мир в семье, оберегали семейный очаг. До нас дошли предания и легенды о камнях, которые дают детородную силу, помогают женщине забеременеть, легко родить, способствуют быстрому выздоровлению после родов. Существуют камни, которые гармонизируют семейную жизнь, помогают налаживать контакты между детьми и родителями, стабилизируют взаимоотношения в семье»

Все камни в повести можно разбить на группы в соответствии с их значениями и функциями.

К камням, символизирующим силу и храбрость относят:

Агат: «Символизирует силу, энергию, успех. Спасает от сглаза, ядов. Дарует здоровье и долголетие». В повести сам Куприн отмечает: «И разноцветный агат – носящий его не боится казни врагов и избегает опасности быть раздавленным во время землетрясения».

Нефрит «символизирует космическую энергию, совершенство, силу, власть, неподкупность, бессмертие». Так же «Нефрит способствует счастливым переменам, поэтому нередко его считают талисманом одиноких людей. В Европе этот минерал символизирует честность, добросовестность, порядочность, храбрость, верность, мудрость, вежливость и чистоту обычаев. На Востоке этому самоцвету приписывали такие символические свойства, как познание бытия, добродетель, глубину разума, мудрость, справедливость, стойкость, волю, мягкосердечие (милосердие), умеренность, скромность, мужество, целомудрие и чистоту. Нефрит - "камень жизни", укрепляет жизненные силы и охраняет от всяческих болезней» Соломон, вручая Суламифь подарок – камень нефрит говорит: «И нефрит, почетный камень, отстраняющий удары молнии».

Бирюза – один из тех камней, которые издавна окутаны мистическими тайнами, ведь он «способен в одночасье изменить цвет с ярко-голубого на блекло-зеленый. Бирюза дарит семье мир, прекращает ссоры, приносит достаток, отводит гнев. Но берегитесь, люди плохие, злобные и злорадные! Она - ваш враг. Бирюза - символ щедрости, искренности и привязанности. Она сохраняет дружбу и превращает врагов в друзей. Однако чтобы бирюза проявила свои магические свойства, она должна быть получена в подарок, а не куплена. Бирюза высокого качества никогда не изменит цвет при правильном уходе и будет многие годы приносить удачу своему владельцу. Носящий бирюзу будет долго жить и никогда не увидит дурных снов. Она гарантирует симпатию и приязнь Девушка, увешанная громоздкими украшениями из бирюзы, так называемого камня любви,- привлекает внимание своего избранника»

Бирюза является еще одним подарком Соломона « приносит счастья в любви, прекращает ссору супругов, отводит царский гнев и благоприятствует при укрощении и прежде лошадей».

Шамир «Царь всех камней – камень Шамир. Греки называют его Адамас, что значит – неодолимый. Он крепче всех веществ на свете и остается невредимым в самом сильном огне он играет всеми цветами, но сам остается прозрачным, точно капля воды. Он сияет в темноте ночи, но даже днем теряет свой свет на руке убийцы. Шамир привязывают к руке женщины, которая мучается тяжелыми радами, и его также надевают на левую руку, отправляясь в бой. Тот, кто носит Шамир, - угоден царям и не боится злых духов. Шамир сгоняет пестрый цвет с лица, очищает дыхания, дает спокойный сон лунатикам отпотевает от близкого соседства к ядам. Камни Шамир бывают мужские и женские; зарытые глубоко в землю, они способны размножаться».

Символом долголетия является кошачий глаз: « Кошачий глаз – оберегающий имущество, разум и здоровье своего владельца».

Любовь, страсть передается через:

Лунный камень «Содействует в любовных делах, способствует преодолению препятствий, в трудных положениях помогает принимать разумные решения, дает дар красноречия и убеждения». И в произведении Куприна:

«Лунный камень, бледный и кроткий, как сияние луны, - это камень молов халдейских и вавилонских. Перед прорицаниями они кладут его под язык, и он сообщает им дар видеть будущее. Он имеет странную связь с луной, потому что в новолуние холоднеет и сияет ярче. Он благоприятен для женщин в тот год, когда она из ребенка становится девушкой».

Анфракс, который «горяч и влажен. Погляди он красив, как кровь Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее и горит красным пламенем. Надень его на руку, моя возлюбленная, и ты уведешь, как он золотится. Если его растолочь в порошок и принимать с водой, он дает румянец лицу, успокаивает желудок и веселит душу. Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и память. Но при детях не следует его носить, потому что он буде вокруг себя любовные страсти».

Символом чистоты, целомудрия является:

Сапфир «талисман влюбленных и новобрачных предохраняет от клеветы, камень мудрых, пробуждает жажду познания, укрепляет память, усиливает благородство и рассудительность. Хорош для сердечников, астматиков. Носить сапфир рекомендуется на левой руке в кольце либо в браслете. Он делает женщину более серьезной и здравомыслящей, ее жизнь бывает, счастлива, дети рождаются здоровыми и разумными. Девушкам, носящим сапфир в серьгах, благоволит сама судьба. Так же он сохраняет и увеличивает храбрость, веселит сердце, радует все чувства, улучшает зрение, излечивает налитые кровью глаза и укрепляет мускулы и сухожилия. Прекрасный голубой сапфир является "камнем камней", дающим умиротворение, спокойствие, счастье и духовное просветление».

Сапфир - «делает своего владельца радостным, свежим и набожным и укрепляет душу для мира создает радость и согласие». Соломон говорит: «один из них (сапфир) похожи цветом на васильки в пшенице, другие на осеннее небо, иные на море в ясною погоду. Это камень девственности – холодный и чистый. Во время далеких и тяжелых путешествий его кладут в рот для утоления жажды. Он также излечивает проказу и всякие злые наросты. Он дает ясность мыслям».

Жемчуг, означающий духовную мудрость: «Глубоко под водой, заключенная в створки моллюска, светящиеся чистота сделала жемчужину символом духовной мудрости и эзотерического знания. Жемчуг – эмблема как плодородия, так и девственности и совершенства». «Он придает блеск глазами хранит от несчастной любви. Жемчуг - символ целомудрия, счастья, долголетия любви и здоровья. Девушки, носящие его в ожерельях, бывают очень кротки и счастливы, в замужестве - хорошие хозяйки и матери. Мужчинам жемчуг не приносит счастья и делает его обладателя слабым человеком».

«Многочисленные ожерелья из жемчуга, который ловили его подданные в Персидском море, и жемчуг от теплоты ее тела приобретал живой блеск и нежный цвет».

Преподнося в дар камни для своей возлюбленной, Соломон показывает не только свою любовь к ней, но и пытается защитить ее от различных болезней, злых духов, неприятностей. Камень становится не просто ценностью или украшением: это уже амулет, талисман - охранитель владельца, пособник в делах, покровитель влюбленных, врачеватель больных. Нет практически ни одной древней цивилизации, которая бы избежала культа камней-талисманов. И нет ни одного народа, не создавшего поверий, связанных с камнями. Нет и религий, которые бы не использовали эти суеверия в своих обрядах, ритуалах, таинствах. Тенденция использовать камни не только как украшения, но и как талисман, амулет, приносящий владельцу здоровье, счастье, существовала в глубокой древности у самых разных народов. Но в конце повести Суламифь погибает и все подаренные ей камни не спасают ее от гибели: «одним движением метнулась она (Суламифь) навстречу темной фигуре человека с блестящим мечем в руке. И тот час же, пораженная насквозь коротким, быстрым ударом, она со слабым, точно удивленным криком упала на пол».

Таким образом, в повести «Суламифь» камни – подарки выполняют следующие функции:

- храбрость: агат, нефрит, бирюза, Шамир;

- долголетие: кошачий глаз;

- любовь, страсть: лунный камень, анфракс;

- чистота, целомудрие: сапфир, жемчуг.

Значительную роль в формировании сюжета рассказа «Гранатовый браслет» играют детали, которые «становятся сюжетообразующие и повторяясь, приобретают символический смысл». Таким смыслом а рассказе наделены подарки: серьги, молитвенник, цветок, письма, записки и гранатовый браслет.

Серьги подарил Вере Николаевне ее муж, Шеин Василий Львович на день рождения: «Муж, уезжая утром по спешным делам в город, положил ей (Вере Николаевне) на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше веселил ее».

«Серьги были не только экстравагантным способом обратить на себя внимание, но и неким охранным амулетом».

Подарок-амулет жемчужные серьги грушевидной формы подобран не случайно. Как пишет Л. Бондс «если долго вглядываться в жемчужину, можно увидеть все цвета. Жемчужный цвет символизирует любовь, роскошь, придает силы, очищает ум. Жемчужный цвет исцеляет». Муж Веры Николаевны - богатый человек и, преподнося жене щедрый подарок, показывает свою любовь к ней. Жемчуг среди драгоценных камней самый существенный символ «как света, так и женственности». Таким подарком Василий Львович хотел подчеркнуть женственность Веры Николаевны и с помощью своего подарка придать ей силы для дальнейшего дня, ведь «жемчуг – «окаменевшая капля росы является предвестием слез, грядущих несчастий Жемчужины считались слезами ангелов, оплакивающих грехи человечества. » Подарок – жемчужные серьги – в рассказе «Гранатовый браслет» с самого начала предсказывает неприятности его хозяйке.

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА

Следующим подарком, упоминаемым в рассказе «Гранатовый браслет», является записная книжка – подарок на день рождения от сестры Веры Николаевны, Анны: «Она(Анна) достала из своего ручного мешочка маленькую записную книжку в удивительном переплете: на старом, стершемся и посеревшем от времени синем бархате вился тускло золотой узор редкой сложности, тонкости и красоты, - очевидно любовное дело рук искреннего и терпеливого художника. Книжка была прикреплена к тоненькой, как нитка цепочке, листки в середине были заменены таблетками из слоновой кости». Изначально записная книжка была молитвенником, но Анна, нашедшая его в антикварном магазине, переделала в записную книжку – подарок сестре. Записная книжка, переделанная из молитвенника – не принятие Бога, надругание над его вещами, так как молитвенник – это маленькая книга, в которой записаны молитвы, то есть обращение к Богу. Такой подарок – предвестник несчастий, предостережение. «Посмотри, видишь, как здесь орнамент делает фигуру креста». Крест – символ предостережения. «Крестное значение – это символ Веры, знак всего, знак искупления. На кресте Иисус спас все человечество, крестом оно освещает всех людей до самых глубин существа каждого из них».

«Стершимся и посеревшем от времени синем бархате вился тускло-золотой узор редкой сложности»

«Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота, целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь – ассоциации, которые возникли во многих древних культурах и выражают общую мысль, что синий цвет неба – наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов».

Этот подарок Анна Николаевна не случайно дарит своей сестре, так как записная книжка, переделанная из молитвенника, предвещает горе.

БРАСЛЕТ

Данный подарок встречается в двух произведениях А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и «Клоун», несущий одинаковую смысловую нагрузку.

В рассказе «Гранатовый браслет»- это самый значимый подарок. Он был подарен Вере Николаевне незнакомцем Желтковым: «Он [браслет] был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо ошлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то старинный маленький зеленый камушек, пять красных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестью густо-красные живые огни».

Веками считалось, что гранат «приносит удачу в любви, дружбе и оберегает своего владельца от врагов Этот камень считается символом сердечных чувств, любви и дружбы, его также называют камнем честности. Он талисман влюбленных, его дарят в знак дружбы, памяти и любви».

«Талисманы оберегают своих владельцев от бед, болезней и порчи. Лучшими талисманами становятся камни, подаренные или доставшиеся по наследству. Для камней, купленных в магазине, необходимо время для «слияния» с владельцем. При этом «женские» камни приносят счастье мужчинам, «мужские» - женщинам». А. И. Куприн использует в рассказе и поверье о том, что будто магическими силами наделены лишь унаследованные или подаренные, но никак не покупные камни.

Желтков в письме пишет о том, что посылает Выре не купленное украшение, а семейную реликвию. Подчеркивает, что особенной силой обладает самый маленький камушек – редкостный зеленый гранат: «По старинному признанию он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли».

И именно в этом рассказе появляются наиболее известные функции подарка – дарения подарка как способ получения удовольствия и подарок как форма выражения себя. То есть, даря подарок, Желтков стремится не приобрести что-то взамен, не вступить во взаимоотношения с Верой – он стремится рассказать о себе.

«Для действительности дара необходимо принятие подарка тем, кому он предназначен!» Поэтому автор показывает: «только браслет очутился в руках Веры, ее начинают томить странные предчувствия. Глядя на красные камни гранатов, она подумало: «Точно кровь!» Отсюда следует, что уже сразу, по возвращении мужа после объяснения с Желтковым, она словно предчувствует дальнейшее, отталкивая супруга, Вера Николаевна произносит: «Оставь меня,- я знаю, что этот человек убьет себя».

Благодаря зеленому гранату Вера обретает дар предвидения, но не сумеет никогда увидеть живым того, кто любил его самой редкой по миле любовью. Она подарит ему розу – ненужный теперь дар, подарит поцелуй, запечатлев на лбу. Но не подарит счастья быть любимым живым. Желтков отказался от возвращенного браслета, а значит, понимаем мы, отказался от его свойства – оберегать мужчин от насильственной смерти. По его просьбе квартирная хозяйка, относит браслет к иконе Божьей матери в церковь. Поэтому его любовь, невостребованную на земле, он принесет в дар Богоматери, высшему идеалу женственности и доброты в понимании Куприна.

А так же рубиновый браслет в пьесе «Клоун» очень значим. Он был подарен Ольге незнакомым помещиком во время выступления в цирке. Браслет выглядел так: « шесть рубинов и брилиантики» «Поднесенный как подарок рубин указывает на любовь дарителя, а надетый камень с целью приворажения, призван магическим образом вызывать ответное чувство». Но в произведении, Ольга не испытывает ни каких ответных чувств к незнакомому помещику, на ревностную фразу Энрико она отвечает: «Энрико – это всего лишь подарок». «Став владельцем этого камня, человек наследует вместе с ним частицу его тайны, его загадок. Предполагается, что между рубином и его владельцем протягивается невидимая ниточка слабой связи, которая их сближает. Рубин укрепляет сердце, возвращает силы и изгоняет тоску вызывает пылкую любовь».

Шесть рубинов взяты неспроста. Согласно словарям символам они могут означать «случай».

«Драгоценные камни обладают свойством – предупреждения». Можно заметить, что рубиновый браслет: с одной стороны, радость жизни, а с другой горе. Рубин «камень удачи, счастья, долголетия», но в пьесе Куприна браслет не приносит любви и счастья Ольге, он является предостережением трагических событий. «Рубин обладает вполне конкретным свойством — активизирует интеллект человека, придает ему уверенности в себе». После того как Ольга одела браслет он начал проявлять свои магические свойства. Ольга произносит: «Мне ужасно весело! Я хочу танцевать, хочу петь, хочу плакать от нежности Нет Мне что-то не хочется танцевать. Я устала. Отец, почему я устала?» Красный цвет «цвет крови используется для предупреждения опасности»

В данном случае, Куприн наделяет камень собственным символическим значением.

Одна шестерка- это часть дьявольского числа (666) именно по этому и происходит смерть Энрико.

Еще одним подарком в рассказе «Гранатовый браслет» является цветок. « - Да, я потом вас позову,- сказала Вера и сейчас же вынула из маленького бокового кармана кафтана большую красную розу, подняла немного вверх левой рукой голову трупа, а правой рукой положила ему под шею цветок». Куприн указывает на цвет цветка – красный, который связывают со знаком смерти: «Распустившаяся роза символизирует смерть, красная роза может означать пролитую кровь, мучение, смерть и возрождение».

Таким образом, роза, Подаренная Верой Желткову, последняя дань его несбывшимся мечтам, его чистой любви.

Все подарки в рассказе «Гранатовый браслет» являются предостережением, предупреждением для Веры о грозящей беде и перемене в ее жизни:

  • Серьги – предсказание;
  • Записная книжка – предостережение;
  • Гранатовый браслет – предвиденье будущего;
  • Цветок – символ ушедшей любви и смерти.

Одним из подарков в произведении «На разъезде» является кольцо, которое дарит Любовь Ивановна своему спутнику и собеседнику Леониду Павловичу в день расставания: «И она (Любовь Ивановна), торопясь и конфузясь, сняла с пальца маленькое колечко с черным жемчугом, осыпанным брилиантиками».

В произведении Куприна кольцо является подарком. А подарок «у древних народов обладал магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносила удачу». Куприн указывает на цвет жемчуга – черный, который словари символы описывают как: «Тьму, отчаяние, горе».

Данный подарок и предполагает это. Леонид Павлович и Любовь Ивановна знали, что через несколько минут им придется расстаться. Леонид Павлович говорит: «Может быть, мы и разъедемся через четверть часа, и не встретимся никогда больше, но все-таки это будет хорошо»

В то же время, несмотря на черный цвет жемчуга, он «оберегает от зла, обмана, является амулетом от бед и несчастий». Таким образом, Любовь Ивановна хотела, чтобы кольцо, подаренное ею, стало для Шехова своеобразным оберегом.

Люба и Шехов влюбились друг в друга с первого взгляда, но признаться в этом они не могли, так как Любовь Ивановна была замужем за Яворским Александром Андреевичем, который ехал водном вагоне с ними. «Люди носили кольца как свидетельство личности и для клеймения принадлежавших им вещей. Очевидно, что для древних людей кольцо - это носитель идеи, богатства, родовитости, династической принадлежности». Надя Жюльен пишет: «кольцо, как неразрывное единство, господство, повиновение и так же знак любви и преданности». «Кольцо связано с символикой круга, с символом высшей власти» и «вечностью и защитой».

По этому, со стороны Любови Ивановны – это жест любви, преданности Яворскому Александру Андреевичу. Она, любила его, не смотря на то, что он издевался над нею: «Плакала я (Люба), упрашивала тетку расстроить брак. А Алексей Андреевич нашел даже, что слезы ко мне идут. С тех пор так и живу». Расставаться Любви с Шеховым не хотелось, и именно поэтому Люба решила подарить Леониду Павловичу от чистого сердца кольцо: «Так я (Любовь Ивановна) хотела попросить вас взять на память это мое самое любимое кольцо и главное - собственное». Бриллианты, которыми было осыпано кольцо, символизируют «неподкупность, искренность, верность. Их приятно носить так, что бы они соприкасался с кожей. Это усиливает воздействие бриллианта. Он приносит счастье, если достался честным путем».

«Связь посредствам вещей – это связь душ, так как вещь сама обладает душой, происходит от души». Отсюда следует, что подарить нечто кому-нибудь – это подарить нечто от своего «Я».

С. Зигуненко пишет: «Символика кольца происходит из символики крепкого узла, которая ограничивает и воздвигает барьер». Таким образом, Любовь Ивановна даря кольцо своему спутнику и собеседнику, рассчитывала на то, что он будет постоянно вспоминать о ней, так как власть кольца не отпустит его.

Есть народная примета, что дарить кольцо – к расставанию, но в данном случаи Люба наоборот не расстается с Шеховым, они остаются вместе.

Как только оно (кольцо) очутилось у Леонида Павловича, он поизносит: «Любовь Ивановна! Люба!- сказал он, задыхаясь. – Садимся сейчас на этот поезд и обратно. Ради бога, милая. Ведь целая жизнь счастья. Люба!» «У древних людей между дарителям и получателям устанавливается незримая таинственная связь».

Таким образом, Куприн очень тщательно описывает подарок Любви Ивановны. Акцент сделан на подборе камней.

Форма и размер подарков

В ходе проделанного анализа подарков (а в большей степени даров) было выявлено, что практически все они имеют форму круга (или овала).

Издавна круг считался символической фигурой. «Символ- это абстрактная реальность, воплощенная в конкретный знак, собственный передать сложнейшие логические понятия, идеи, магические явления и состояния» Дж. Тресиддр считает, что «Круг – для неоплатоников является воплощением бога и неограниченный центр космоса. Так как круг иногда сфера фигура без четкого начала и конца это самая универсальная форма из всех геометрических форм. Круг может обозначать: колесо, диск, кольцо, циферблат, солнце и полнолуние и так далее. Так же круг относится к круговым движениям, ритуалы и так далее. Круг может быть и мужским и женским знаком». С. Зигуненко отмечает круг как: «первичный символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Линия круга – единственная в своем роде, не имеет ни начала, ни конца и все точки равноценны. Может, рассматривая как символ бесконечности и равенства». Н. Жюльен описывает круг в словаре символов так: «круг, заключая в себе идею движения и воплощая временный круговорот всего сущего: хоровод и так далее круг, имеющий центральную точку, является воплощением иной сущности, гармонии, и имеет предметную соотносительность с колесом. Круг как средство защиты, обладает магическим значением и символизирует пространство, заключающее в себе или относящих злых духов»

В произведениях Куприна множество подарков связаны с символикой круга и овала. Так, например, круглые подарки (Ружье - (дуло); бусы; камни; браслет; цветок; записная книжка (цепочка); кольцо) – в основном несут на себе символику смерти.

В произведениях Куприна подарок, имеющий форму круга приносит дарителю или получателю какое-либо разочарование, например: в повести «Олеся», Олеся, оставив в подарок Ивану Тимофеевичу бусы, уезжает.

В повести «Суламифь», после того как Соломон подарил своей возлюбленной подарки, она погибает.

В рассказе «Гранатовый браслет» Желтков после дарения браслета женщине его мечты, заканчивает жизнь самоубийством.

В пьесе «Клоун» незнакомый помещик дарит браслет Ольге, в этом случае умирает Энрико, так как он – жених Ольги, будущий родственник, т. е. почти член семьи.

Но есть и небольшие отступления. Например, в произведение «На разъезде» происходит все иначе, после того как Любовь Ивановна подарила своему спутнику и собеседнику кольцо ни даритель, ни получатель после этого не погибают, они остаются вместе.

Наряду с подарками круглой формы, у Куприна встречаются дары овальной формы. Овальные подарки в произведениях А. И. Куприна – упоминаются как символ предупреждение, предостережения. В рассказе «Гранатовый браслет» серьги овальной формы, подаренные Шеиным, Любови, служат символом предостережения.

Таким образом, подарки, имеющие форму круга или овала, являются символом трагических событий, предостережения, предупреждения, смерти.

Следовательно, подарок в произведениях А. И. Куприна – не инертен. Он сохраняет что-то от дарителя. Вручив подарок, даритель обретает определенную власть над получателем.

Подарок у Куприна делится на несколько категорий: подачка, взятка, наследство, угощение, дар, благодарность.

От произведения к произведению функция вещи у Куприна все более обогащается, от подарка на память автор приходит к подарку-оберегу, подарку-символу.

Основу всякой изображенной действительности составляет мир воплощенных в слове художественных предметов, расселенных в созданном писателем пространстве. Подарок выполняет функцию посредника между героем и художественным миром произведения.

Именно вещное наполнение придает художественному произведению особую выразительность и выводит на различные уровни его понимания. Подарок у Куприна становится одним из каналов общения в системе "Я - МИР".

Мир вещей, в произведениях А. И. Куприна, подключается к сфере духовного и человеческого как особый язык – канал дополнительной коммуникации. Герои произведений А. И. Куприна общаются при помощи подарков, которые обретают дар и говорят не только о себе, но и о дарителе, и о получателе.

В произведениях А. И. Куприна «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет», «На разъезде», «Клоун» описано множество подарков, значение и функции которых различны.

У А. И. Куприна подарок – вещь свидетельствует о самом человеке и о его намерениях зависит от человека. С самого начала вещь несет на себе печать дарителя и подарок приобретает символическое значение (бусы, камни, украшения, и так далее), он «говорит» особым языком о том, что выше его и что больше связано с человеческим, нежели с вещным.

Таким образом, подарок – предмет, вещь, которую по собственному желанию безвозмездно дают, преподносят, дарят кому-нибудь с целью доставить удовольствие, пользу.

Несмотря на то, что у подарков есть традиционная символика, А. И. Куприн вводит новые функции и значения. Так подарки становятся особым языком, на котором общаются герои, приобретают символический смысл.

Мир подарков у Куприна соотносится с определенными сюжетными линиями. Так, например, мужская и женская линия связаны с любовными мотивами. Здесь встречаются такие подарки как чай и сахар, коралловые бусы, ружье, камни (агат, нефрит, бирюза и др. ), цветок символизирующие оберег, память, заботу, защиту.

С функцией предостережения и предупреждения связаны: жемчужные серьги, записная книжка, гранатовый браслет, рубиновый браслет.

Не случайно А. И. Куприн вводит подарки определенной формы овала, круга, которые могут означать смерть, потерю любимого человека, самоубийство, предупреждения, предостережения.

Таким образом, А. И. Куприн писатель, для которого подарок не просто предмет. Это ключ к раскрытию образов героев.

Манера дарить подарки может многое сказать о человеке. С помощью подарков можно строить самые различные отношения с людьми. Даря подарок, человек стремится не обезопасить себя и не приобрести что-то взамен, не вступить во взаимоотношения и даже не порадовать другого – он стремится рассказать что-то о себе.

Подарок выполняет символическую, психологическую и мифопоэтическую функции, что особенность мировидения писателя проявляется в повышенном интересе к вещи - материальному воплощению идеальных отношений.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)