История русского костюма
Меня всегда очень интересовала история русской культуры, ее традиции, обычаи и конечно народный костюм. После петровских указов русский дворянский и городской костюм подвергались изменениям в сторону Европы. Хранителем же народного идеала и костюма осталось русское крестьянство. Изучив историческое развитие народного костюма, я попыталась воссоздать костюм северных и южных районов России, костюм девушек Сибири.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОДЕЖДЫ
Первобытные люди, жившие в холодном климате, нуждались в теплой одежде. Из мягких, толстых шкур животных, которых убивали и ели, делали теплую одежду и одеяла. Более тонкие шкурки маленьких зверей также шли на изготовление одежды. А вот необработанную овечью шерсть использовать было нельзя. Однако люди научились прясть и ткать теплую шерстяную ткань.
И сейчас в Арктике эскимосы часто носят национальные костюмы из меха, тюленьих шкур и кожи оленей карибу.
Одежда нужна людям по многим причинам. В суровом климате она спасает от холода и влаги. В жарких краях легкая, свободная одежда защищает от палящего солнца. Те, кто связан со специальной и опасной работой, носят униформу или защитные костюмы. С помощью одежды люди демонстрируют свои убеждения, идеи или богатство. Например, состоятельные и влиятельные персоны одеваются экстравагантно и дорого, чего не могут позволить себе все прочие. Священники облачаются в рясы, заявляя таким образом о своей принадлежности к духовенству.
ОДЕЖДА И СТАТУС
На протяжении тысяч лет одежда, драгоценности и прически говорили о принадлежности их владельцев к определенному сословию. Украшенную драгоценностями роскошную одежду королей и дворян шили из лучших материалов. Также они носили короны, чтобы показать свое отличие от обыкновенных людей, и длинные гладкие мантии в знак того, что они не занимаются физическим трудом. Обыкновенная, простая одежда также указывала на принадлежность к определенному классу: ее обладатели слишком бедны или слишком заняты для того, чтобы думать о своей внешности.
Раньше не было кино, телевидения, журналов, которые могли бы распространять информацию о последних новшествах моды по всему миру. Поэтому модельеры одевали красивых кукол в миниатюрные модели новейшей одежды и отсылали их жительницам дальних стран.
Я решила изучить историю возникновения русского костюма и сшить его модель на куклу. Для этого я познакомилась с различными моделями женской одежды. Разработала инструкционную карту построения чертежа сарафана и рубахи и сшила сарафан для куклы.
ДЕВИЧИЙ КОСТЮМ
Во все времена и у всех народов костюм был выразителем имущественного и сословного положения людей, и на всем протяжении истории функции костюма принимали различные оттенки.
И, конечно, костюм был тесно связан с обычаями и всем укладом русской деревни.
Я хотела бы остановиться на девичьем костюме, бытовавшем в нашем районе. Костюм девочки до 8-10 лет ограничивался нательной рубахой с поясом, девушке приличнее было носить сарафан.
Сарафаны представляли собой безрукавную одежду, надевавшуюся поверх рубах. По способу покроя они делились на несколько типов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанный узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Для большей прочности к сарафану подшивали подкладку- подоплеку.
Сарафан надевали поверх рубах. Едва научившись ходить, девочка получала свою рубаху. Вырастая, она вышивала на ней узоры, символы, оберегающие ее. В нашем районе были распространены вышивки птиц (петухов), животных (медведей) и колосьев.
Многослойность костюма, имевшего различную длину одновременно надеваемых рубах, поневы, передника, нагрудника создавала горизонтальное членение силуэта, зрительно расширявшее фигуру.
Особый интерес в крестьянском костюме представляет головной убор, ведь согласно старой славянской традиции прически и головные уборы девушек и замужних женщин значительно отличались: девушкам разрешалось находиться в обществе с непокрытой головой, тогда как женщин это было большим грехом. В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы. Широко распространены кокошники, разнообразные повязки и венцы.
Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.
Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборками. Для девочек изготавливалась специальная обувь- чирки, по верхнему краю которых пришивали опушку в два сантиметра. С чирками носили сшитые или связанные из льняных нитей чулки, которые подвязывали под коленями веревочками. Сырьем для чирков служили козьи и конские шкуры.
Зимой была обувь из кожи с меховым чулком. В начале XX века распространяется изготовление валяной обуви.
В заключении я хотела бы сказать, что, к сожалению, с появлением все большего и большего количества фабричных изделий народный костюм стал вытесняться, грань между деревенской и городской одеждой постепенно стиралась. Лишь в военные годы домашнее производство одежды возобновилось. С возрождением фабрик и оно угасло. В наше время народный костюм встречается в основном в музеях.
Комментарии