След человека
След человека
Мир вокруг нас –
Это сад цветущий,
И в этом саду людские души –
Только цветы, что всегда отцветают,
Живут в предназначенные сроки,
А потом без мук умирают
Одни потомство оставляют,
Другие вянут пустоцветом.
Весною, осенью. Или летом –
Каждый в свой сроку – цветы умирают.
Сад с каждым сроком себя обновляет
И становится ещё краше
В этом и есть бессмертие наше,
Всей земли бессмертие – в этом!
Слово «бессмертие» имеет следующие значения:
1. В религиозных представлениях – вечная жизнь.
2. Длительная слава в последующих поколениях. (Толковый словарь русского языка по ред. Проф. Д. Н. Ушакова).
Итак, длительная слава в последующих поколениях Об этом мечтают люди, думают над этой проблемой, может даже не сколько жить вечно сколько действительно, прожить так, чтобы тебя помнили. И в народной литературе – сказках и в произведениях русских советских классиков. зарубежной литературе также можно почувствовать интерес человечества к этой проблеме. Например, сказочный герой Кощей Бессмертный, его главная задача любыми средствами существовать вечно. Он всё делает для этого и чаще всего совершает дурные поступки, творит зло ради своего бессмертия, но в итоге добро побеждает зло, в конце любой сказки, где есть Кощей Бессмертный, хотя и носит он такое прозвище, все, же погибает. Добро побеждает зло! Все ведьмы в русских народных сказок пытаются украсть красоту а, следовательно, и жизнь молодых людей девушек и юношей, чтобы в очередной раз продлить жизнь. И всегда находится герой, который знает, как этого не допустить. Можно составить целый список различных произведений народных и авторских где герои, так или иначе, решают проблему своего Бессмертия. Вспомним Бессмертное произведение А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и его героиню Наину, сказки Гофмана, уже современная сказка Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» и другие произведения.
А что же жизнь вечная? Для этого нужно жить без дурных поступков и мыслей, жить по заповедям, помогать ближним, любить врагов своих, терпеть, возможно, и изгнание, клевету, наветы и при этом терпеть все испытания уготованные судьбой и тогда после смерти биологической наступает жизнь вечная. Но это уже жизнь духовная, и не всем она под силу. И потому человек желая жить вечно, придумывает для этого различные способы.
Каждый человек должен оставить след, память в своей жизни, только вот идут к этому все по разному
Можно прожить жизнь ярко, и одним своим поступком оставить о себе память, как Данко, герой произведения М. Горького а можно прожить жизнь «глупого пингвина, прячущего тело жирное в утёсах» Мы знаем людей, которые прожили яркую, насыщенную жизнь, сделавшие немало научных открытий, написавших действительно бессмертные литературные и музыкальные произведения, открывшие препараты для лечения тяжело больных людей. И не смотря на то, что их давно с нами нет, мы ощущаем их живое присутствие в нашей жизни. Таких людей много: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Пётр Первый, И. П. Павлов, А. В. Суворов, И. Шишкин и список это можно продолжать бесконечно.
Но есть, люди которым мало своей жизни, мало того временного отрезка, отпущенного для существования на земле и они хотят продлевать этого времени. Уже в древние времена возникла проблема: как жить вечно? Люди пытаются разрешить её до сих пор. Раньше придумывали: живую воду, поцелуй любимого, жизнь после смерти (ринкарпоция), в Китае, например, была бесценная жидкость, которую давали за хорошие дела – и думали, что они смогут этим продлить себе жизнь. Но сразу же с этими мыслями человек захотел остановить процесс бессмертия, понимая, что биологическое бессмертие – это проблема – во – первых нравственная, а во-вторых экологическая. Это можно увидеть на примере башкирского эпоса об Урал Батыре. Люди уже в те далёкие времена задумывались над тем, что если каждый человек будет жить вечно, то куда же деваться человеческому потомству (или не давать его вовсе!), животным, растениям? Цивилизация сама себя уничтожит.
В наше время нет живой воды, магических жидкостей, но наука ушла далеко вперёд – человек нашёл другой способ продления жизни – клонирование. В научных целях, возрождения новой жизни из клетки другого человека или животного это действительно большой прогресс учёных всего мира. Но вот как это воспринимать в отношении человека? Многим хочется повторить себя, не уходя из этого мира, а для чего? Мне кажется, это противоестественный процесс, он нарушает жизнь, законы природы. Человек должен родится, вырасти, оставить потомство, а значит, повторится в своих детях. Какой тогда смысл продлевать или повторять себя, если ты уже повторишься в новом поколении? Ещё в древние времена люди поняли, что бессмертие – это ужасные муки, когда живёшь вечно. В некоторых поверьях, бессмертие воспринималось как наказание за дурные поступки. Человек обрекался увидеть смерть своих всех близких поколение за поколением, но самому смерть не отпускалась.
« Явился поведать тебе тайну,
Ты меня старика, послушай:
Если мы жизни закон нарушим,
Будем к бессмертию стремится,
Не желая Смерти подчиниться,
Этим мы счастья не достигнем.
Потому говорю:
Живую воду из родника живого не пейте,
Не обрекайте себя на муки,
Которые меня сейчас терзают,»
«Клон – совокупность всех потомков одной клетки или одного организма, образующихся путём размножения и обладающих одинаковым набором генов». Человек - клон, он похож на того из кого взяли клетку, но при этом, он другая личность, у него свой склад ума. А не будет ли он впоследствии действовать против своего двойника? Не грозит ли такое размножение – перенаселением на планете Земля, отсюда возникнут проблемы голода, перераспределения людей на планете, развитие наций и народов, так как в изучении этого вопроса не все страны участвуют и имеют научно - технические возможности. Следовательно, возникнет проблема – одних народов будет больше, а другие могут исчезнуть? Мне кажется, что процесс изучения клонирования, должен оставаться на уровне исследований, возможно восстановление исчезнувших видов животных и растений, но человек должен научиться продлевать себя оставлять о себе память делами, поступками, потомством.
« И я говорю: не ищите бессмертья,
Из родника живого не пейте.
То на нашей земле бессмертно.
Что жизни цветущий сад украшает,
Красоту мира собой дополняет.
Имя бессмертья тому – добро.
Добро - в небо взлетит, Добро - в огне не сгорит, Добро - в воде не утонет,
Добро – молва возвеличит,
Всех дел оно выше
И тебе самому, И всем людям
Пищей будет добро вечно».
Многих выдающихся людей нет в живых, но они бессмертны, так как их положительные и отрицательны поступки оставили след в истории, в умах всего человечества. Это: М. И. Кутузов, А. Гитлер, С. Есенин, И. Шишкин, И. Мечников, П. И. Чайковский, В. Моцарт и многие, многие другие.
Что же должно быть вечно – то, что нас окружает: реки, леса, поля, горы, озёра – всё то, что мы называем природой. И в заключении подтвердить эту мысль хочу словами из эпоса:
« Урал слова старца услышал и всю тайну понял.
И людей позвал идти за собою,
Идти к роднику с живою водою.
Припал к воде, но ни капли не выпил,
Набрал в рот воды и, распрямившись,
Начал обрызгивать горы, долин,
Луга и холмы, леса и поляны –
Брызгал направо, брызгал налево,
Во все стороны брызгал водою, Живою родниковою водою.
И так говорил: «Леса и горы. В зелёный наряд оденьтесь, цветите
И всему живому приют дайте.
Пусть мир возликует в своём цветенье, пусть птицы радость земли воспевают,
А люди в песнях её прославляют».
Сад с каждым сроком себя обновляет
И становится ещё краше
В этом и есть бессмертие наше
Всей Земли бессмертие – в этом!»
Комментарии