Малые народы в современном мире
На сотни эстрад бросает меня, на тысячу глаз молодежи.
Как разны земли моей племена и разен язык и одежи!
В. В. Маяковский
На Земле уже насчитывается около 3-4 народов или этносов. Этнос – исторически возникшая устойчивая социальная общность людей, обладающая совокупностью таких признаков, как общий язык, территория, особенности культуры и быта, этнического самосознания. Всего в мире насчитывается более 300 народов численностью свыше 1 млн. человек каждый, на которые приходится 96 всего населения земли. В том числе численность свыше 5 млн. человек имеют около 130 народов, свыше 10 млн. – 76 народов, свыше 25 млн. –35 народов, свыше 100 млн. – 7 народов. С каждым годом численность малых народов сокращается. Происходит угасание культуры малочисленных этносов в результате ассимиляции в чужом для них социальном и духовном мире.
Долгое время большинство людей не понимали, и не признавало культуру малых народов и народностей. Я решила своей работой раскрыть данную тематику и опровергнуть ложность и ошибочность этих взглядов. Актуальность моей работы состоит в том, чтобы, донести до нынешнего поколения новую и малоизвестную информацию о жизни чукчей и аборигенов Австралии.
При написании работы мне приходилось сталкиваться с трудностями, ввиду мало количества книг по этой тематике. Приходилось буквально по крупицам собирать материал.
Многоликий мир малых народов
История человечества насчитывает много тысячелетий от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества претерпела смену множества эпох-«времен». Образ развития общества являет собой как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали т. п. : от Первобытного мира до Новейшего времени.
Единое человечество состоит из граждан разных государств, многообразие которых заключается в том, что некоторые из них относятся к демократическим, другие – недемократическим, в одних соблюдаются прав человека и свобода слова, в других – нет и т. п.
Единое человечество состоит из разных рас и разных народов, верующих, приверженцев разных религий и атеистов, разных культур и с разным уровнем участия в управлении государством.
На Земле уже насчитывается около 6 млрд. людей. Каждый человек не только землянин, но и частица того или иного народа, носитель определенной культуры, которая выражается в речи, поведении, традициях. С древнейших времен человечество состоит из народов. Сосчитать все народы пока не удалось.
Все человечество объединяют глобальные проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества: загрязнение окружающей среды, потепление климата и т. д. Одной из проблем является адаптация малых народностей планеты,- особенно отсталых в техническом развитии и в, недалеком прошлом, не имеющих своей государственности, в современном мире, - в части государственного устройства, формировании общественных организаций по защите прав и свобод личности, создании развитых производств и т. д. Это явление можно рассмотреть на примере таких народностей как чукчи и аборигены Австралии.
Аборигены – кто они?
“Аборигены”, от латинского “aborigene” — “от начала” коренные жители (люди, животные) какой-либо территории, страны.
Чукчи являются одним из коренных народов Чукотки. Чукчи относятся к монголоидная расе. Строение лица монголоидов своеобразно. Волосы у них прямые, иссиня-черные, толстые и жесткие, точно как конская грива. Северо-восточная группа - чукчи, алеуты, эскимосы- представлена жителями Арктики. Их физический тип своеобразен. Бесспорно, они относятся к монголоидам – у них крупные лица, жесткие, прямые волосы, эпикантус. Однако нос выступает довольно сильно, лицо не такое плоское, как у сибирских монголоидов, а волосы гораздо темнее. Ученые пришли к выводу, что эти народы древнее ответвление восточной группы. Они давно переселились на север, но сумели приспособиться к местным условиям, сохранив многие исходные признаки.
Австралийские аборигены, коренные жители материка вместе с метисами (потомками от смешанных браков) составляют около 3% населения страны. В антропологическом отношении австралийские аборигены относятся к особому типу австралоидной большой расы. Обычно они среднего роста, у них длинные конечности, темная кожа, черные волнистые волосы, широкий нос, толстые губы, несколько выдвинутая вперед челюсть. По мнению ученых, они попали сюда из Юго-Восточной Азии более чем 40 тыс. лет назад.
История знакомства европейцев с аборигенами
Представление о территории, лежащей за рекой Колымой, как о единой островной суше, тянущейся вдоль всего побережья Азиатского материка, у землепроходцев XVII в. было вполне естественно. Более того, в это время была распространена теория о соединении России с Северной Америкой. Одними из первых пошли на штурм Чукотки Михаил Стадухин и Семен Дежнев. Первый в 1645 г. отправился на коче из Нижнеколымска в Якутск в расчете собрать единомышленников, получить разрешение воеводы и двинуться в поход. Летом 1646 г. на одном коче Исай Игнатьевич и Семен Алексеев отправились в море, но у Чаунской губы льды преградили дорогу.
В путь 20 июня 1648 г. вышло шесть кочей под командованием Дежнева. На пяти судах около 1 сентября Дежнев появился в проливе у Большого Каменного Носа. Здесь разбилось одно судно. Кроме того, здесь Дежнев впервые встретил морские острова, на которых жили "зубатые чукчи".
От большого каменного Носа и островов "зубатых чукчей" плавание Дежнева продолжалось в направлении на юг. Оставшиеся суда прибыли 20 сентября в район мыса Чукотского, затем отошли в море и, попав в жестокую бурю, были разбросаны вразные стороны. Коч Дежнева оказался у "переднего конца" Анадырского залива.
Несколько недель пробиралась на реку Анадырь горстка людей. Зимой они прибыли на Анадырь.
Так завершилось одно из выдающихся морских плаваний, которое положило конец ошибочным представлениям о соединении материков Азии и Америки.
Первое упоминание очукчах как оболее многочисленной народности относится к1641-1642гг. В контакты с русскими чукчи вступили в 1642г. на реке Алазея, но до ХIХ в. сохраняли фактически независимость от царской администрации. В1649г. Дежнев вверхнем течении р. Анадырь основал зимовье, наместе которого в1652г. был построен Анадырский острог. В XVIII в. на Чукотке возникли русские поселения, стало развиваться крупное пастушеское оленеводство. В середине 19 в. на Чукотке появились американские промышленники и торговцы. В 19-20 вв. население Чукотки оставалось редким, русские колонисты и американские торговцы селились рядом с коренными народами. Организовывались ярмарки. Чукчи оказались весьма склонными кторговле, т. к. нуждались в русских товарах. Они с охотой обменивали бобров, выдр, куниц, черно-бурых икрасных лисиц, соболей, клыки моржей ит. п. на кирпичный чай, листовой табак, железные топоры, пики, ножи, медные котлы, чайники имногое другое, то, что привозили русские торговцы. Коренные народности неимели никакого понятия опереводе стоимости вещей наденьги иосогласовании стоимости своих товаров спривозимыми, поэтому чукчей часто обманывали. В 19-20 вв. коренные народы приняли православие, сохранив традиционные шаманские культы.
В декабре 1919 в Анадыре был учрежден Революционный комитет Чукотки; были аннулированы права американской фирмы «Свенсен» и местных купцов на рыбные промыслы. В начале 1920 на Чукотке появились войска адмирала Колчака и вытеснили Ревком. Окончательно советская власть была установлена к 1923.
После 1917 г. чукчи получили права и гражданство.
При советской власти активно развивалась культура малых народов Чукотки, создавалась письменность, появилась национальная интеллигенция. Уроженец округа — известный писатель Ю. С. Рытхэу.
На Чукотке строили промышленные предприятия, осваивались месторождения полезных ископаемых. В 1933 в Чукотском море дрейфовала экспедиция «Челюскинцев» под руководством О. Ю. Шмидта. Экспедиция исследовала Северный морской путь. Его освоение позволило наладить морскую навигацию в районы Крайнего Севера. В то же время за годы советской власти был нанесен серьезный удар по традиционным промыслам коренных народов и их культуре. Численность коренных народов сократилась, многие чукчи и эскимосы ассимилировались.
В декабре 1930 из Анадырского и Чукотского районов Дальневосточного края и части Якутской автономии был образован Чукотский национальный (с 1977 автономный) округ. В 2000 губернатором области избран бизнесмен Р. А. Абрамович.
Впервые огромная Южная Земля появилась на картах географов античных времен. Великие авторитеты древности стояли у истоков легенды о неведомом материке; однако проверить ее не могли мореплаватели ни античной поры, ни эпохи раннего средневековья. Только во второй половине XV в. в моря южного полушария проникли португальцы: Бартоломеу Диаш обогнул мыс Доброй Надежды, по его следам морской путь из Европы в Индию проложил Васко да Гама.
В 1606 г. почти одовременно голландец Янсзон и испанец Торрес открыли самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп-Йорк. В первой половине XVII в. голландцы открыли северный, западный и часть южного берега Австралии, которую до начала ХIХ в. называли Новой Голландией. Этот массив суши сначала объявили частью Южной Земли, но в 1642-1643 гг. голландец Тасман, обойдя Новую Голландию по кольцевому маршруту, доказал, что она представляет собой особый континент. Он открыл участок побережья Новой Зеландии, который многие географы сочли частью Южного материка.
В XVIII в. гипотеза гигантской Южной Земли получила весьма строгое научное обоснование. Эта гипотеза, рожденная в кабинетной тиши, к середине XVIII в. приобрела большую популярность, оказав влияние на внешнюю политику Англии и Франции. Между ними началось соперничество за открытие нового материка. Одна за другой в южные моря снаряжались экспедиции на поиски Terra Australis Incognita, однако они оказывались безрезультативными.
Летом 1768 г. от берегов Англии на поиски Южного материка на корабле "Индовор" отправилась экспедиция под командованием мореплавателя Джеймса Кука. В инструкциях, которые Кук получил перед уходом в плавание, ему предписывалось для поисков Южного материка проследовать от берегов Таити до 40° ю. ш. Если континент не будет открыт, Куку предлагалось отправиться на его поиски к западу, следуя между 40° и 35° ю. ш. до тех пор, пока экспедиция не откроет или не достигнет восточного берега земли, открытой Тасмном (Новой Зеландии).
К Таити Кук должен был направиться вокруг мыса Горн, который "Индевор" обогнул 25 января 1769 г, прибыл на Таити в апреле 1769 г. Дойдя до 40° ю. ш. , экспедиция повернула на запад. Никаких признаков Южного материка Кук здесь не обнаружил.
В октябре 1769 г. с ''Индевора" заметили на горизонте Землю. Это был новозеландский берег. Достигнув Новой Зеландии, Кук обошел весь Северный остров Новой Зеландии, а затем и Южный остров, тем самым установив, что эта страна представляет собой два больших острова. Кук по существу вновь открыл Новую Зеландию, доказав, что она не связана с Южным материком.
1 апреля 1770 г. "Индевор" взял курс на запад. 19 апреля экспедиция достигла восточного берега Новой Голландии у самой южной его оконечности.
28 апреля на 34° ю. ш. состоялась первая высадка на новооткрытое побережье. Небольшая группа темнокожих аборигенов при виде пришельцев скрылась в лесу. 29 апреля был обнаружен большой залив. Местность вокруг была замечательная. На берегу рос не очень густой лес, воздух в нем был удивительно свеж. Деревья в этом лесу были эвкалиптами, с которыми европейцы познакомились впервые. Этот залив был назван Куком Ботанической бухтой.
Через несколько дней в нескольких милях к северу от Ботанической бухты Кук заметил новую удобную для стоянки бухту, которую он назвал Порт-Джексон. Ныне здесь стоит самый большой горд Австралии- Сидней.
В конце мая "Индевор" вошел в чревозвйчайно опасную для плавания зону коралловых рифов и мелей, и наскочил на коралловый риф, который вспорол его днище. "Индевор" очень медленно шел сквозь полосу рифов и мелей, которую Кук назвал лабиринтом. Наконец 16 августа испытаниям пришел конец. В рифах был обнаружен проход, который Кук назвал проходом Провидения. Следуя этим узким проливом, экспедиция 21 августа 1770 г. вышла к северной оконечности пятого материка, которой Кук дал наименование Кейп –Йорк.
На следующий день Кук вступил в пролив, отделяющий новую Голландию от Новой Гвинеи и который в 1606 г. открыл испанец Торрес. 22 августа 1770 г. Кук высадился на небольшом островке в Торресовом проливе и ввел во владение британской корны все восточное побережье Новой Голландии, которое он назвал Новым Южным Уэльсом.
С ХIХ века образ жизни австралийских аборигенов считаются наиболее примитивным на планете, эдаким живым воплощением предков современного человека. На самом же деле, австралийские аборигены обладают развитой и многогранной культурой, которая и формирует их деликатный и в то же время динамичный и насыщенный образ жизни.
Прибывшие в 1788 г. колонисты изгнали аборигенов с их земель, что привело к гибели части культур и расслоению в обществе. Англичане завезли болезни, против которых у местного населения не было иммунитета. Эпидемии, алкоголь окончательно добивал их. Колонисты пытались обратить аборигенов в рабство, но австралийские аборигены продолжали жить по своим законам. Изгнанные в пустынные районы материка, аборигены охотились на овец европейцев. Колонисты начали массовое уничтожение аборигенов: устраивались облавы, их травили ядами и загоняли в пустыни. Долгое время коренное население Австралии жило в резервациях — отдалённых пустынных частях континента, куда посторонние не допускались. Даже в переписях населения аборигены не учитывались. Вырванные из родной среды они не могут приспособиться к условиям современной жизни, но, познав жизнь в современном обществе не могу вернуться к образу жизни своих предков. Но, начиная с 1963 г. некоторая часть австралийского общества стала выступать на стороне коренного населения. Только в 1967 г. коренные жители были признаны гражданами страны и получили право на свободное передвижение. Часть племён сохранила образ жизни, не отличающийся от того, который они вели в течение многих тысячелетий: в каждодневной схватке с природой, нескончаемых поисках воды и пищи. До сих пор в глубинных районах Австралии сохранились аборигены, живущие в условиях каменного века.
Аборигены определяют себя как нацию и выбирают флаг – желтый круг на двух широких горизонтальных полосах красного и черного цветов. Это символизирует черный народ, проживающий на красной земле под солнцем надежды.
Расселение
Наибольшее количество чукчей сосредоточено только в двух районах Р. Ф. : в Чукотском автономном округе и Корякском автономном округе.
Чукотский Автономный Округ, в Российской Федерации. Площадь 737,7 тыс. км2. , Расположен на крайнем северо-востоке России. Занимает часть материка, Чукотский полуостров и ряд островов (Врангеля, Айон, Ратманова и др. ). Значительная часть округа находится за Северным полярным кругом. Берега сильно расчленены. На северо-востоке — Чукотское нагорье (высота до 1843 м), в центральной части —Анадырское плоскогорье, на юго-востоке — Анадырская низменность. Полезные ископаемые: олово, ртуть, уголь, газ, нефть и др.
Омывается Восточно-Сибирским, Чукотским и Беринговым морями. Крупные реки: Анадырь (с притоками Майн, Белая, Танюрер), Великая, Амгуэма, Омолон, Большой и Малый Анюй. Много озер, наиболее крупные — Красное, Эльгыгытгын.
До начала колонизации аборигены Австралии жили в основном на востоке и юго-востоке материка. После прихода на материк европейцев аборигенов стали оттеснять в пустынные районы, частично объявленные резервациями, это Северная территория, штаты Западный и север Квинсленда. Данные земли малоиспользуемые или заняты лесами, пасбищами. Сегодня аборигены стали равноправными гражданами своей страны, и расселились по всему континенту, некоторые живут в глухих деревнях, другие перебрались в города. Самым крупным социальным объединением Австралийцев принято считать племя.
Насчитывают от 400 до 700 племён Австралийцев численностью от 100 до 2000 человек, по 60льшей части - 500-600 человек. Наиболее известные: на юго-востоке Австралии камиларои, курнаи, нарриньери, на востоке - вакка, ка6и, в центральной части - арабана, аранда, варрамунга, диери, на северо-западе - кариера, ньоль-ньоль. Большинство племён имело размытые территориальные и языковые границы, слабые связи между локальными группами или общинами.
Основная экономическая ячейка – 0бщина, обладавшая собственной территорией и насчитывавшая в зависимости от экологических условий от 30 до 100 человек. В большинстве случаев структурообразующим элементом 06щины служил патрилинейный род, связанный с определённым участком племенной территории. Имелись различные экстерриториальные экзогамные 0бъединения - матрилинейные кланы, матрилинейные или патрилинейные фратрии, брачные классы (секции и подсекции) и др. , а также объединения культового характера - тотемические группы. Семья парная, брачное поселение вирилокальное. Существовала полигиния (до 6 жён, на севере - до 10-12). Во всех сферах деятельности руководящая роль принадлежала мужчинам, 0бщественные дела обсуждались на собраниях мужчин общины, решающее слово принадлежало старшим (в возрасте от 35 до 60 лет). Практиковались инициации. Во многих 06щинах существовали лидеры с ограниченными полномочиями.
Австралии, в 1983 резервации Нового Южного Уэльса перешли в коллективное впадение Австралийцев на правах фригольда. На этих землях, а также на севере Квинспенда и западе Австралии живёт основная часть Австралийцев, сохраняющих, в модифицированных формах, многие элементы традиционной духовной культуры и социальной организации. У Австралийцев возникла собственная интеллигенция. 70% Австралийцев живёт в городах и крупных посёлках.
Природные особенности территории проживания народов
Климат Чукотки характеризуется как экстремальный и разнообразный Климат на побережьях — морской, во внутренних районах резко континентальный. Продолжительность зимы до 10 месяцев. Средняя температура января от -15 °С до -39 °С, июля +5 °С +10 °С. Осадков 200-500 мм в год. Вегетационный период в южной части острова 80-100 дней. Повсеместно распространены многолетнемерзлые породы.
. Типичен ландшафт горных и арктических тундр с мелкими, прижатыми к земле кустарничками, травами, мхами и лишайниками.
Округ расположен в зоне лесотундры, тундры и арктических пустынь. Почвы преимущественно горно-тундровые и торфяно-глеевые, аллювиальные и др. Преобладает тундровая растительность (горные сухие тундры с кустарниками, кочкарные и кустарниковые тундры). Характерна тундра с кустарниковой ольхой и кедровым стлаником, голубикой и брусникой. Произрастает береза, междуречные пространства заняты даурской лиственницей. Животный мир Чукотки принадлежит к «арктическому комплексу» с центром в Аляске и достаточно уникален для Российского Севера, многие виды арктической фауны дальше Чукотки на запад не распространяются. На Чукотке обитают росомаха, горностай, бурундук, заяц-беляк, лисица, ондатра, норка белый и бурый медведи, северный олень, снежный баран, соболь, рысь, волк, песец и др. В морях обитают киты, нерпы, моржи. Большое количество гнуса, мошек и комаров.
Австралия - самый маленький материк Земли. Материк целиком расположен в южном полушарии. Австралия — самая жаркая часть суши Южного полушария, ок. 2/3которой обладает пустынным и полупустынным климатом. Большая часть Австралии лежит в тропиках, север — в субэкваториальных широтах, юго-запад — в субтропиках. Средние температуры июля от 12 до 20 °C, января от 20 до 30 °C и более. Количество осадков убывает с востока на запад от 1500 мм в год до 300-250 мм и менее. 60% площади Австралии — бессточные области. Наиболее полноводная — р. Муррей, самая длинная — р. Дарлинг; большинство рек наполняется водой только периодически (т. н. крики). Австралия материк реликтов-животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох, так как долгое время она не имела сухопутных связей с другими континентами, таких например как кенгуру, утконос, коалы, страусы эму, эвкалипты. Здесь нет молодых складчатых гор, действующих вулканов. Австралии самый засушливый континент. Она получает осадков в 5 раз меньше, чем Африка.
На северо-востоке материка расположены влажные и переменно-влажные леса. По побережью мангровые заросли. Среди животных опоссумы, яйцекладущие млекопитающие ехидны, крокодилы, двоякодышащие рыбы цератод. В лесах Большого Водораздельного хребта преобладают эвкалипты. Летнезасушливые жестколистые леса средиземноморского типа представлены в юго-восточной и юго-западных частях. К внутренним районам леса постепенно переходят в редколесья и саванны. Здесь обитают кенгуру, страусы эму, коалы, яйцекладущие млекопитающие утконосы. Внутренние районы – обширные пустыни и полупустыни. ). В пустынных районах соленые озера Эйр, Торренс, Гэрднер. Внутренняя часть Австралии занята пустынями (Большая Песчаная пустыня, (Большая пустыня Виктория, Гибсона), обрамленными поясом полупустынь с колючим кустарником скрэб). Участки красного сыпучего песка, перемежающиеся с редко стоящими кустами акации, мелкими кустарниками солянок и куртинами злаков,- таков типичный облик песчаных пустынь Австралии. Крупные хищники отсутствуют. Наиболее известны национальные парки и заповедники: Маунт-Баффало, Косцюшко, Саут-Уэст и др.
Объединяющим фактором австралийских аборигенов и чукчей является их проживание в суровых климатических условиях. Чукчи живут в субарктическом и арктическом климатических поясах. Аборигены живут в субэкваториальном и тропическом климатическом поясах. Небольшие территориальные объединения, созданные на основе кровнородственных связей.
Язык
Чукотский язык, луораветланский язык, язык чукчей. Распространен главным образом в Чукотском автономном округе. Генетически относится к чукотско-камчатским языкам. Подразделяется на диалекты: уэленский, чаунский, энмылинский, нунлигранский и хотырский.
Австралийские аборигены разговаривают на языках, входящих в Австралийскую языковую семью. Известно около 600, из них около 450 почти полностью исчезли. Наиболее изучены дампирские, арандские , гарадьерри и др. языки. Язык австралийских аборигенов не похож ни на один из известных, хотя и насчитывает 6 языковых групп и множество диалектов. Звуковая речь дополняется жестами. Письменности большая часть языков не имеет.
Религиозные взгляды
Религиозные представления чукчей основываются на общей для всех палеоазиатских народов фундаментальной модели мироздания, подразумевающей деление на верхний, средний и нижний миры. Верхний и нижний миры, в свою очередь, разделены ещё на пять, семь или девять миров (слоев). Одновременно бытует представление о неопределённой множественности миров; живущие в одном мире умирают при переходе в другой. А в разных частях неба обитают определённые категории мертвецов. Что касается бога, тоони верят, что внебе живет божество, которое раньше находилось наземле, последнему они приносят жертвы ради того, чтобы оно удерживало земных дьяволов отпричинения людям вреда. Ноони, кроме того, приносят жертвы стойже целью исамим дьяволам. Чукчи приносят в жертв оленей и собак. Большую роль в жизни чукчей играют шаманы. Для всех народов Чукотки характерно представление обессмертии души иреинкарнации— возвращении души клюдям воблике новорожденного младенца.
Австралию называют классической страной тотемизма, и здесь лучше, чем где-либо, видны самые корни этой формы религии. Суть его в том, что человек – часть природы и не имеет коренных отличий от других ее составляющих. Каждое племя, клан и семья имеет свой тотем, которого нельзя ни убить, ни обидеть, ибо это равнозначно убийству своего предка. Человек представляет собою звено в цепи существования, связывающего нынешнюю форму жизни с жизнью, присущей эпохе сновидений. Аборигены Австралии имеют уникальную духовную веру: весь окружающий мир и сами люди созданы великими героями, тотемными прародителями, действовавшими в те времена, которые все австралийские племена на разных языках и диалектах называют «временем сновидений». Система верований определяет и регулирует все аспекты аборигенной жизни, Сновидение – это сумма практических знаний обо всем вокруг, этики, верований, ритуальности и духовности. Время Сновидения аналог времени сотворения мира. Время сновидений продолжается и посей день. В некотором смысле реальность, в которой все мы живем, - есть Сновидение, согласно австралийским аборигенам, и каждый человек активно участвует в процессе Сновидения. Природные объеты(горы, реки, животные)являются перерождением тех, кто сотворил окружающий мир. Скала Улуру занимает ключевое место в этой системе мирозданья. Она дверь между мирами. Австралийские аборигены в общем верят в реинкарнацию, в цепи наследственных воплощений душ из одного тела в другое. Они — анимисты, поэтому вся природа, весь мир в их воображении наполнены различного рода добрыми и злыми духами. Даже убитые боги (дема) могут вселяться в культивируемые растения. Вера в колдовство и другие формы магии продолжает существовать несмотря на обширные контакты с чужеземцами, в то время как другие черты традиционной жизни аборигенов почти исчезли.
Общее у австралийских аборигенов и чукчей – представление о реинкарнации, о том, что вся природа наполнены добрыми и злыми духами; вера в колдовство и другие формы магии.
Быт, традиции, культура
Чукчи разделяются наоленных( тундровых кочевых оленеводов) иоседлых. (охотников на морского зверя, живущих совместно с эскимосами).
Занятия мужчин у чукчей весьма ограниченны: наблюдать засвоим стадом, охранять животных ночью иднем, гнать вовремя перекочевок стадо запоездом, отделять упряжных оленей, вылавливать последних изкруга, запрягать оленей, загонять оленей вкорали. Занятия оседлых чукчей составляют главным образом охота наморских животных. Вконце сентября отправляются чукчи наохоту наморжей. Намедведей охотятся они скопьям.
Холодный климат во многом определял и определяет особенности одежды чукчей. Верхняя одежда была глухой, т. е. без продольного разреза спереди или сзади. Шили ее из шкур молодых олений и нерп. Мужчины на голое тело надевали двойную меховую рубаху до колен: нижнюю - мехом внутрь, верхнюю -мехом наружу. Подол, рукава, ворот кухлянки (так называли этот вид одежды русские) обшивали собачьим или росомашьим мехом. Штаны делали также двойные: нижние из оленьего меха или тюленьей шкуры, нижние из оленьих шкур. Обувь носили с меховыми шнурками. Кухлянку подпоясывали ремнем и подвешивали к нему нож и кисет. Летняя одежда и обувь была из ровдуги (замши) и нерповых шкур. В дождливую погоду чукчи жившие на побережье, надевали непромокаемую одежду, сшитую из кишок моржа.
Даже зимой чукчи часто ходили с непокрытой головой, а шапку надевали только в дороге. Эти маленькие шапочки с наушниками оставляли открытым темя. Во время буранов спасал замшевый балахон с капюшоном.
Для грудных детей чукчи придумали специальные комбинезоны. Рукава и штаны для тепла зашивали наглухо; в штанах прорезали отверстие, которое закрывалось специальным клапаном, а на клапан клали подстилку их сухого мха или оленьей шерсти.
Чукчам была известна татуировка: нитку натирали сажей или порохом и продергивали под кожей. Мужчины наносили рисунок (небольшие кружки) по краям рта, а женщины две прямые линии на носу и лбу и нескольких линий на подбородке. Считалось, что татуировка защищает от злых духов, а бездетным женщинам помогает избавится от бесплодия.
Мужчины обычно брили верхнюю часть головы, а волосы у лба и на затылке оставляли - под обруч из волос. Женщины чаще всего заплетали волосы в две косы, а концы стягивали ремешком.
Жилища чукчей называется ярангами. Яранга - круглая в плане, состоит из деревянного каркаса с коническим куполом из шестов, покрывается оленьими шкурами у оленных, и моржовыми - у оседлых. Отапливается и освещается жировой лампой, вне полога находится кладовая. Вовремя перекочевок оленные чукчи разделяют ярангу нанесколько более мелких частей, чтобы легче было ееустановить.
Аборигены Австралии живущие отдельными племенами, сохранили тот образ жизни, который вели их далекие предки. В поисках пищи им приходиться все время передвигаться с места на место поэтому постоянные поселения и жилища у них отсутствовали, чаще всего они сооружали себе ветровые заслоны из ветвей акаций или эвкалиптов либо временные хижины из глины, камней, веток и коры, спят они прямо на земле. Возле своих жилищ на ночь раскладываются костры. Обычно, места стоянок располагаются возле воды.
Мужчины аборигенов Австралии охотились на кенгуру и ящериц с помощью копий и двух видов бумерангов: тяжелые для охоты на кенгуру - они не возвращаются, и легкие - для охоты на птиц. Для охоты Аборигены Австралии используют копья и дротики. Женщины и дети занимались сбором различных растений и мёда. Они ловят ящериц, змей, сумчатых крыс, собирают дикие плоды и съедобные растения. Заостренной палкой они вырывают из земли корни и луковицы, личинки насекомых и больших червей.
Австралийцы очень добродушны и приветливы. Когда у племени бывает достаточно пищи, устраиваются праздники, на которые соседние племена созываются своеобразным способом: раскладываются большие костры, дым которых и служит приглашением.
Ученые установили, что австралийцам отлично известны полезные свойства растений, повадки животных и птиц, знакомы разные породы рыб, виды насекомых и что для каждого из них есть свои названия.
Духовная жизнь этих аборигенов Австралии стоит на поразительно высоком уровне. Она проникнута чувством единения с природой и ощущением постоянной связи с невидимым потусторонним миром. Глубокая духовность и взращенная на этой благодатной почве богатая мифология на протяжении веков вдохновляли аборигенов-художников, украшавших своими рисунками многие пещеры. Особенностью культуры аборигенов являются свои средства связи и музыкальные инструменты. Например трещотка "балрорер" - небольшая овальная пластина, издающая при вращении стрекочущие звуки, или музыкальный инструмент диджериду. Диджериду сделан из изъеденного термитами эвкалиптового дерева. Необычность звучания этого инструмента происходи из-за особого кругового или непрерывного дыхания. Очень своеобразны их танцы, в которых изображается, например, охота, добыча меда диких пчел и др. Аыстралийцы украшают яркими оригинальными узорами свою домашнюю утварь и музыкальные инструменты. Они хорошие резчики по дереву и кости, искусно плетут из волоса и сухих трав сумки, пояса, корзины и циновки. Особенностью культуры аборигенов являются своеобразные рисунки на коре эвкалипта и священных скалах. В сотнях мест в различных частях континента — в пещерах, на отвесных скалах, на отдельных камнях — предки аборигенов в течение тысячелетий запечатлевали свою повседневную жизнь. Это и охота, и танцы, и ритуальные церемонии, и представления об окружающем мире. Все рисунки выполнены в очень причудливой манере. Известно, что австралийские аборигены не могут смотреть обычное кино, поскольку у них особое зрение: на экране они видят лишь сменяющие друг друга отдельные кадры, которые не сливаются в движение. То есть они видят все гораздо “быстрее” остальных людей. Зато картины, которые они рисуют, непонятны нам. Нам видится какой-то авангард. А на самом деле это типичный реализм. Аборигенам обидно. Поэтому они устроили в Сиднее выставку, чтобы все могли попрактиковаться и научиться видеть их картины “правильно”.
Общее- Чукотка, в силу крайней удаленности от центральных областей и территорий Евразии она находилась в многовековой изоляции. Австралия была открыта европейцами позже других обитаемых материков. Этому препятствовали ее обособленность и отдаленность от Европы. Поэтому Австралия долгое время находилась в изоляции. Неразвитость категории частной собственности характерна для чукчей и аборигенов Австралии. В настоящее время, немногие чукчи и аборигены Австралии сохраняют жизненный уклад своих предков. Большая часть аборигенов проживает в крупных городах – таких, как Сидней, Мельбурн и Брисбен, а чукчей – Билибино, Анадырь.
Проблемы чукчей и аборигенов Австралии
Малочисленность чукчей и аборигенов является одной из главной проблемой этих народностей. Резервации характерны для аборигенов Австралии, в меньшей степени для чукчей. Среди коренного населения высок уровень безработицы - это основная проблема малых народов. Основная причина – отсутствие необходимого уровня образования и профессиональных навыков. Характерен для них алкоголизм. Я думаю, постепенно коренные народы интегрируются в современный мир, и они достигнут современного уровня жизни.
Для чукчей, как и для всех северных народностей, остро стоит вопрос социально-демографического кризиса. Наиболее заметными причинами являются частые переселения из одних поселков в другие, выселение из родных мест, подселение к другим общинам. Поэтому, коренные народности должны проживать в традиционных для себя местах. С другой стороны Чукотский край богат полезными ископаемыми и биоресурсами. Трудно добывать эти ископаемые в виду недостатка квалифицированных кадров и суровых климатических условий. Для Чукотского АО характерна вечная мерзлота. Привлечение специалистов затрудняется из-за отсутствия инфраструктуры и научно-технического потенциала. Создание инфраструктуры экономически невыгодно, в виду вечной мерзлоты и экстремального климата. Интенсивное освоение этого края, богатого полезными ископаемыми, может привести к нарушению экологического равновесия. Тундра наиболее ранимая природная зона, особенно поверхностный слой земли. Прокладка трубопроводов, развитие транспорта может привести к разрушению и дальнейшему заболачиванию земли. В виду экстремальных климатических условий трудно развивать науку, культуру. Получение высшего и специального образования и подготовка научных кадров в крупных научно-технических центрах России затруднительна в виду отдаленности от них и труднодоступности. Одним из вариантом решения проблем Чукотского края и коренных народностей является работа и проживание вахтовым методом. Таким образом, появится возможность развития народного хозяйства, не нарушая естественных условий проживания коренных народов.
Долгое время с мнениями чукчей не считались, не понимая, что несмотря на экономическую отсталость чукчи жили в гармонии с природой, обнаруживая умение пользоваться нехитрыми орудиями труда и беря от природы самое необходимое. Их выселяли из родных мест проживания, объявляя поселения как неперспективные, причем решение принималось без согласия чукчей. Дети, воспитывающиеся в интернатах, впитывали мнения приезжих управленцев о преимуществах городской жизни над кочевьем, престиж традиционной жизни в глазах молодого поколения чукчей падает. Вследствие этого происходит угасание всей чукотской культуры.
Чукчи, как ни один другой народ знают и любят свой край. Может традиционные знания природы, охотничьи навыки, ремесла помогут в развитии современного хозяйства?
Аборигенам трудно интегрироваться в современную жизнь. Они не приемлют мировоззрение современных людей (бывших колонистов), чей лозунг "единственная религия белого человека- работа". Аборигены единственный нуждающийся класс в Австралии.
У аборигенов нет письменности, школ, учебных заведений, где бы изучались их язык, культура, искусство, фольклор. Аборигенов принуждают ассимилироваться, раствориться в чужом для них социальном и духовном мире, исчезнуть с лица Земли.
Несмотря на свою техническую отсталость, аборигены живут в таких суровых условиях тысячелетия, обнаруживая природный ум, понимание законов природы, находчивость и сметливость. В то же время, как отмечают ученые, если бы европейцы со своей техникой оказались в пустынях Австралии без еды и воды, они были бы там совершенно беспомощны.
Наш корабль-планета Земля
Моя исследовательская работа показала, что все народы Земли плывут на одном большом корабле - нашей планете, поэтому нужно знать и уважать друг друга, чтобы сохранить мир и жизнь. Малые народы обладают уникальными знаниями о природе, которые в будущем возможно найдут применение в развитие народного хозяйства, как для отдельных стран, так и для всей планеты. Например, аборигены живут в таких суровых природных условиях тысячелетия, обнаруживая не только умение пользоваться своими нехитрыми орудиями, но и природный ум, понимание законов природы, находчивость и сметливость. В то же время, как отмечают ученые, если бы европейцы со своей техникой оказались в пустынях Австралии без еды и воды, они были бы там совершенно беспомощны. Долгое время общественность не замечала проблем малых народов. Относительно недавно социологи, демографы и географы повернулись лицом к этой проблеме. Ярким примером улучшения взаимопонимания является участие аборигенов Австралии в открытии Олимпиады 2004. Трепетное отношение аборигенов Австралии к природе выразил польский писатель Люциан Воляновский: «Аборигены жили здесь тысячелетиями и никогда не нарушали без нужды гармонии природы. Они брали от нее столько, сколько нужно было для утоления голода. Они пили, когда испытывали жажду, ложились спать, когда одолевал сон. » Специфика природной – климатической среды (низкие температуры, ветра, снег, вечная мерзлота, долгая полярная ночь и т. д. ) выработали у чукчей высокий уровень адаптивности к внешним проявлениям, т. е. умение выживать в труднейших условиях для жизни, способность переносить большие трудности, умение довольствоваться малым, знание природы и бережного отношения к ней, рационального использования скудного биологического ресурса. Итогом моей работы стала таблица №1 «Черты сходства и различий народов».
Черты сходства и различий народов
Сходство Различие
Природные особенности территорий суровые климатические природные условия ландшафт: на Чукотском п-ове преобладает тундра; в Австралии –
пустыни климат: Чукотка находится в области арктического и субарктического климата. Большая часть Австралии находится в тропическом поясе.
животный и растительный мир: для Чукотки характерны олени, белый и бурый медведи, росомаха, горностай. Характерна тундра с прижатыми к земле кустарничками, травами, мхами и лишайниками, произрастает береза. В Австралии преобладает вечнозеленая растительность; велико число эндемиков(эвкалипты и сумчатые животные). Крупные хищники отсутствуют.
Религия язычество, вера в магию, обожествление природы, представление о чукчи изготавливают своих идолов, а аборигены Австралии бессмертие души и реинкарнации, шаманизм. обожествляют природные объекты.
на основе этих языков выделены языковые семьи. по языковой близости–не родственные языки.
по численности - малочисленные
образ жизни кочевой. одежда: чукчи носят теплую одежду из шкур оленей, а аборигены жилища чукчей и аборигенов Австралии являются временным. Австралии - не используют одежду.
огромное значение в жизни чукчей и аборигенов занимают охота и Чукчи украшают свою одежду с помощью вышивки.
собирательство. Не возделывают землю. Жилища чукчей называются ярангами - круглыми в плане постройки и изготовление орудия лова. покрытые оленьими шкурами. Аборигены Австралии сооружали наскальные рисунки ветровые заслоны из ветвей акаций и эвкалипта. При перекочевках ритуальные танцы чукчи ярангу забирают с собой.
татуировки чукчи занимаются животноводством, в частности оленеводством.
народные сказания, песни, священные праздники. охота: чукчи охотятся на китов, моржей, медведей; с помощью родственные группы, образовывавшие племя. копий и гарпунов. Аборигены Австралии охотятся на ящериц, птиц, кенгуру с помощью копий и двух видов бумерангов.
для ритуалов чукчи изготавливают маски, используют бубен, а аборигены Австралии раскрашивают тело, танцуют и используют балрорер и диджериду.
статус основным видом торговли был натуральный обмен. чукчи были самостоятельны(не находились в экономической
Долгое время не считались с мнениями аборигенов Австралии и зависимости. Во время правления СССР приобрели свою чукчей: чукчей переселяли в укрупненные поселки, а традиционные государственность. Аборигены Австралии до 1967 г. не имели места проживания объявляли, как неперспективные. До 60-х годов гражданства, жили в резервациях. )
аборигены не имели элементарных человеческих прав. Лишь в 1967
г. в коренные жители были признаны гражданами страны и получили право на свободное передвижение.
Численность
Малочисленные коренные народы 170 тысяч человек – аборигены Австралийские.
15,1 тысяч человек – чукчи
Комментарии