Развлечения  ->  Развлекательные журналы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сказка о Степане – дровосеке и березоньке кудрявой

Среди леса густого хвойного, среди сосен могучих и елей ветвистых появилась вдруг березка кудрявая. И была она, белоствольная, одна-одинешенька. Лихо было ей в дремучем лесу, света белого видать не могла, тяжко запах хвои вдыхала, что ни день слезы горькие лила. Боялись березкины соседи, что сухотка возьмет красавицу, просили они березку им вину печали поведать. Да не тут-то было.

Дни ль зорятся, солнце ль греет, дождь идет, иль снег кругом, а березка все в печали. Это присказка, а сказку слушайте сейчас гуртом.

С тех давних пор, что очутилась березонька в лесу дремучем, прошло времени ни много, ни мало, ровно три года и три месяца и три дня. На четвертый день приехал в тот лес Степан-дровосек. Весь день работал трудяга, много дров нарубил, устал зельно, домой решил воротиться. Только вдруг видит, белеет что-то впереди. Подошел поближе, а там березка белоствольная стоит. Удивился Степан и говорит: «Эко диво! Как красива! Сколько лет по здешнему лесу хожу, дрова рублю, а березку впервые вижу. Срублю ее сейчас, вот от дровишек-то жару будет». Только топор взагреби взял, приготовился его опустить, как кто-то рядом нежным голосом молвит: «Погоди, мил человек, не руби меня, не губи меня». Оглядел все вокруг лесоруб, никого нет, дивится он: «Вот так притча, кто же просит?» Стал он думать да гадать. А голос опять раздается: « Пощади меня, Степушка, придет час, и я пригожусь тебе». Смекнул Степан, что это береза у него пощады просит. Диву дался, говорит: «Сколько лет на свете живу, а чтобы деревья человечьим голосом разговаривали, слыхом не слыхивал». И вершил он по добру, по здорову с березкой расстаться. За что береза кудрявая усадила Степана, расстелила около него скатерть бранную, угостила - употчевала. Разморило дровосека, прилег он под березой, укрылся своим малахаем да и заснул крепким сном. Тихо-тихо стояла березонька, листочками не шумела, спать не мешала, своими ветвями нежно Степана обнимала, уж очень он ей приглянулся.

Три дня и три ночи проспал дровосек под березкой. На четвертый проснулся богатырской силой наполненный. Снарядила его береза в путь-дорогу, дала ему свои три листочка, при этом молвила: «За доброту твою, Степушка, век благодарна буду. Возьми мои три листочка, схорони их подальше да помни; как придет к тебе горюшко, достань листочек, прижми его крепко к сердцу да скажи: «Березонька белая, березонька кудрявая, помоги мне, милая, с горем справиться». Что дальше будет, придет время, узнаешь.

Отправился дровосек домой, идет путем-дорогою да березку белую вспоминает. Три дня и три ночи без устали шел он. На четвертый день пришел, обнял своих детушек, они по нему соскучились. А было их у Степана семеро, мал мала меньше. И поведали детушки отцу, что, пока его не было, бабушку старенькую, которая за ними приглядывала, хворь одолела, схоронили ее в сыру землю там, где их матушка похоронена. Сходил Степан к могилкам, поплакал - погоревал да со своими детушками дальше стал жить, горе мыкать.

Много ли, мало ли времени прошло, детки Степана подрастают, дружно живут они, друг другу помогают. Все бы хорошо, да беда приключилася. На степаново село ураган обрушился, от жилища его один сенник остался, скотину поубивало, на полях все примяло, притоптало, сам с детушками чудом уцелел, все без урожая осталися. Сидит Степан в сеннике да горько плачет: «Детушки мои, сиротинушки, чем поить-кормить вас буду? Видно помирать будем смертью голодною». До ночи горевал – убивался Степан, а ночь пришла, уложил в сеннике своих детушек, а самому не спится. И вспомнил он тут про листочки березкины. Достал один, к сердцу прижал, как березкой было велено, и проговорил: «Березонька белая, березонька кудрявая, помоги мне, милая с горем справиться». Листочек свернулся в комочек и шепнул Степану: «Слышу - слышу тебя, Степушка, помню - помню тебя, миленький, помогу тебе я в горюшке, спасу тебя и твоих детушек». Услышал Степан сии слова, да удивиться не успел, дрема его одолела.

Наутро проснулся он, глазам своим не верит. Вместо избенки стоят хоромы, скотины полный двор, сусеки от зерна ломятся, содома как не бывало. «Эка штука», – только и смог промолвить Степан. Миряне тоже диву даются. Смекнул дровосек, в чем тут вина, да запирается, никому не сказывает. Только младшенький сынок Иванушка обо всем догадался, не спал он в ту ночь, все видал, но и он не из болтливых был.

Стал жить-поживать Степан со своими детушками да горя не знать. Много ли, мало ли времени прошло, говорят, три года, три месяца и три дня, как опять беда приключилася. Хворь одолела дровосековых детушек. Уж не играют, не резвятся они, тают мешкотно, на глазах отцовых, лежат все пластью, никто горюшку помочь не может. Вспомнил тут Степан про листочки Березкины, дождался ночи, пошел в Сенник и молвит: «Березонька белая, березонька кудрявая, помоги мне, милая, с горем справиться». Листочек свернулся в комочек и шепнул Степану: «Слышу-слышу тебя, Степушка, помню-помню тебя, миленький, помогу тебе я в горюшке, спасу твоих детушек». Услышал Степан сии слова да опять удивиться не успел: дрема одолела.

Наутро проснулся дровосек, снова глазам своим не верит: детушки пластью не лежат, по травке бегают, резвятся, в станичников играют, немощи как не бывало. Смекнул Степан, кто помог ему; да опять запирается, никому не сказывает. Только один Иванушка обо всем догадывается, он хоть и хворый был, но все слыхал.

Опять стал жить-поживать Дровосек со своими детушками в радости да талане. Много ли, мало ли времени прошло, говорят, три года, три месяца и три дня, как опять беда приключилася. Пошел Степан в лес деревья рубить, да придавило его стволом тяжелым, еле живого привезли. Лежит пластью, помирает, никто горюшку помочь не может. Взял тогда Иванушка у отца последний листочек, дождался ночи, пошел в сенник да сказал слова подслушанные: «Березонька белая, березонька кудрявая, помоги мне милая, с горем справиться». Свернулся листочек в комочек и шепнул Иванушке: «Слышу – слышу тебя, Иванушка, помню-помню твоего батюшку, помогу я вам миленьким в горюшке». Услышал Иванушка сии слова да, как отец ранее, заснул крепким сном.

А когда проснулся, диву дался, сидит батюшка их здоровехонек, веселехонек, немощи как не бывало. Рядом с батюшкой краса-девица, какую свет не видывал. И поведала та девица, что зовут ее Марьюшкой, что царева дочь она заморского. Что выкрал ее у батюшки Дракон распроклятый да жениться на ней хотел. За то, что отказала ему Марьюшка, увез он ее в дремучий лес, превратил в березку белоствольную да стоять оставил средь елей да сосен одну одинешеньку. В том лесу и увидала она Степушку, сразу приглянулся он ей. А уж когда тот не срубил ее, пожалел ее, любовь и вовсе огнем запылала. Да так сильно, что злые чары Дракона разрушила. С тех пор стала помогать Марьюшка бедам Ивановым.

Как узнали про все дети Степановы, поблагодарили они Марьюшку и попросили они ее стать им матушкой. Срядились все да повели Спепана с Марьюшкой к налою. Три дня все миряне на свадьбе гуляли, ели-пили да талана молодым желали.

И царь заморский на свадьбе был, пел-плясал да сыту медвяную пил. После детушек Ивана наследниками своими сделал. Сказывают, они до сих пор живут припеваючи.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)