Воспитательная ценность и особенности этиологических сказок
Этиологические (говорящие о происхождении чего-либо) сказки – незаменимый материал в деле воспитания подрастающего поколения. В силу своей специфики они в художественной форме отвечают на многочисленные вопросы любознательного ребенка – вопросы, свидетельствующие о неиссякаемой детской любознательности (например, «Откуда взялись звери, птицы и рыбы», «Почему верблюд стал не красивым», «Почему птицы не разговаривают», «Отчего Солнце и Луна поссорились» и т. п. ).
Объяснительные сказания возникли в глубокой древности; архаичное сознание людей первобытного общества оперировало мифологическими образами и, познавая окружающий мир, пыталось выявить отличительные признаки и причинно-следственные связи явлений действительности. Так появились мифы – народные сказания, дающие правдоподобные, но фантастические по существу объяснения происхождения людей, животных, культурных растений, орудий труда и т. д. А из мифа родилась сказка – эта сокровищница народной мудрости, кладезь эстетических и эмоциональных богатств, первая устная энциклопедия для ребенка.
Древность происхождения этиологических сказок, их связь с мифами подчеркивается такими утверждениями сказателя: «Это еще тогда было, когда птицы человеческий язык понимали» или «Было такое время, когда выслеживать добычу по запаху умел только кот». Сравним: «Так было до нас. Все, что я поведаю, - правда», - утверждал рассказчик мифа. Вера в подлинность сказочного повествования является отличительной чертой повествований мифологического характера (напомним, что в сказке главное – установка на вымысел). Эта наивная вера поэтическому повествованию характерна не только для архаичного сознания «детства» человечества – это же присуще и современному ребенку, типично для восприятия действительности в определенном возрасте. Вместе с тем этиологические сказки подводят ребенка к восприятию текста как художественного произведения, учат различать типы информации – художественно-образную и разговорно-коммуникативную. Это достигается комплексом целевых направлений сказки: 1)указанием на давность времени событий («Это случилось давно», а проблема «было - не было» не затрагивается); 2)
Приучением слушателя к абстрагированию от конкретного времени («Это случилось давно, когда деды наших дедов были мальчиками, а бабушки наших бабушек – девочками, а гуси были только белыми, и не было ни одного пестрого гуся»); 3) введением фантастических образов сказочных героев («У Солнечного Луча и у Цветущей Травки родилась красавица-дочь. Назвали ее Вечерняя Зорька»).
Порой самим названием сказки закрепляется понимание художественности текста (например, сказка «О том, как по животным счет годам вести стали»), порой указывается на соотношение героев, на разработку общечеловеческих проблем (например, «Отчего Солнце и Луна поссорились»). Таким образом, этиологические сказки в отличие от своего прародителя – мифа – обладают уже комплексом функций, типичных для художественных произведений сказочного жанра: информационной, эстетической, дидактической, характеризующей и другими.
Объяснительная функция этиологических сказок занимает ведущее место. Почему у зайцев губа рассечена? – Потому что долго и громко смеялись над трусостью лягушек и своей собственной. Отчего у бурундука полосы на спине? – Это следы медвежьих когтей и т. д. При подобном формулировании ответа легко выделяется информационная функция сказок подобного типа. Дополняя друг друга, информационная и объяснительная функции помогают юным слушателям выделить и запомнить главную мысль произведения.
Стремление выделить и объяснить отличительные приметы животных, птиц, явлений природы, многочисленность подобных текстов в фольклорах разных народов, позволяет классифицировать сказки по героям и целенаправленно использовать в работе педагога.
В этиологических сказках можно выделить группу сказаний о небесных светилах. Здесь говорится о Луне, Солнце, звездах, Млечном Пути и т. п. Как и для всех этиологических сказок, для этого типа характерен прием выделения нескольких отличительных признаков у одного сказочного героя. Выше уже проводились сказки об отличительных приемах зайца. Отличительная черта Луны и Солнца – их появление непременно в разное время – об этом говорится в сказках «Солнце и Месяц», «Как появились Солнце и Луна», «Отчего Солнце и Луна поссорились» и др. Известно, что Луна видится нам, то круглым шаром, то изогнутой полоской. В сказке «Как появился Месяц» это связывается с раскаленным железом кузнеца, а в более древнем сюжете африканских сказок – с открытым или закрытым коробом, в котором хранится освещающий землю блестящий камень – Луна. Иногда Луны не видно. «Тогда люди на земле говорят: «Голоден бог Эффиен Абасен. Пока не принесут еды, не откроет своего камня».
Этиологические сказки лучше всего сохранились до наших дней в фольклоре народов Африки. Лаконичные шутливые сказания о том «Как девушка сделала звезды», бросив на небо горсть золы от своего костра или о том, как по совету матери сыновья 1абросили на небо человека-солнце, чтобы он всех осветил и обогрел. Легко запоминаются детьми, а заодно запоминаются сведения о светилах, о смене дня и ночи, о роли Солнца и Луны в жизни человека. Сказки народов Австралии «Млечный Путь», «Плеяды и созвездие Ориона» расширяют познания ребенка о созвездиях.
Богатейшую информацию содержат сказки о растительном и животном мире, из которых ребенок получает сведения о диких и домашних животных («Как собака себе товарища искала», «Как собака с кошкой враждовать стали», «Почему собака рычит на кошку, кошка губит мышей»). Ребенок узнает о наиболее распространенных животных разных континентов, их повадках и внешних чертах. «Отчего у гиены задние ноги короткие», «Какого цвета хамелеон», «Почему у попугая клюв кривой», «Почему обезьяна живет на деревьях» и многое другое объясняют сказки Африки. В фольклоре индейцев Америки свои герои и свои толкования. «Почему у братца опоссума голый хвост» - это медведь наказал любителя чужой хурмы. А броненосец живет в норе, потому что так удобнее спасаться от врагов. Из сказки «Ястреб и черепаха» узнаем, что узорчатый панцирь черепахи выглядит так потому, что собран из кусочков, на которые разлетелся ее некогда целый покров.
Познавательный материал почти раскрывается через добрые или злые поступки героев. Морально-нравственные проблемы кратко, но емко разрабатываются в сказочных повествованиях о животных. Их иносказательный смысл понятен ребенку с ранних лет. Примеры иносказания в сказках о животных понимаются нами как приспособлении древних форм сознания к передаче человеческих коллизий.
Дидактическая роль таких сказок заключается, например, в воспитании доброты и трудолюбия. Так, героинь сказки «Три дочери» воспитала трудолюбие любящая мать, но доброй и отзывчивой выросла только младшая дочь. На зов больной матери она откликнулась сразу же, отложив все дела, за что белочка и наградила ее, превратившись в трудолюбивую пчелку, у которой сладкое питье, теплый улей и уважение людей. А эгоистичные старшие сестры за их отговорки (мол, некогда – надо тазы чистить да для базара ткани ткать) были превращены в черепаху и паука. В другой сказке за лень и эгоизм самовлюбленная красавица Айога потеряла и человеческий облик, и уменье говорить – так появились гогочущие и шипящие на людей гуси. В сказке «Почему у совы голос не красивый» дано шутливое пояснение, что это ей в наказание за глупость. Контаминация первой части сказки с другим сюжетом позволяет детям узнать еще и о северном сиянии, о его ныне безмолвной красоте. В давние времена прекрасно пелр, но ночью некому было слушать, так как все птицы, звери и люди спали, и поэтому песни теперь поют птицы, которые поменяли разноцветные краски своего оперения на веселые песни северного сияния. Рассуждения при анализе сказок о красоте внешней и красоте души помогут и нравственному, и эстетическому воспитанию детей. В этот ряд можно поставить тувинскую сказку «Как верблюд стал не красивым». Это марал забрал у доверчивого и доброго верблюда красивые рога, а конь – пышный длинный хвост.
Характеризующая функция подобных этиологических сказок становится, как видим, ведущей. Это расширяет круг детских представлений о добре и зле, об окружающих людях и природе, заставляет задуматься над собственными мыслями, словами, поступками, что в конечном итоге и формирует личность. Однако главная функция этиологических сказок, объединяющая ряд текстов в особую группу, - все-таки, как уже отмечалось, информационная.
Следующая группа сказаний знакомит с явлениями природы. Сюда отнесем сказки типа «Как койот поймал ветер, «О том, как впервые загремел гром, «Как первый дождь на землю пал» и другие. В первой сказке показывается, что благодаря решительности койота ветер теперь не столь разрушителен, как в прежние времена. Попав в плен, ветер не соглашается дать клятву «Больше никогда не буду дуть!», убеждает койота, что выполнив эту клятву, он умрет. Сжалился койот, и потому жив ветер и по сей день. Верный своей клятве, он то - подует, то перестает.
Народная сказка, конечно, далека от научной истины, и фантастические объяснения, что слезы сказочных героев были первым дождем на земле, что первые реки потекли от разложенных детьми волшебных камней, что шум битвы сына с противником за обиженную мать был первым громом, не убедят даже юных слушателей, но дадут толчок поискам достоверных ответов, помогут утвердиться в понимании реального и вымышленного. И если сказка заставляет задуматься над какими-то вопросами, значит, можно выделить еще и побудительную функцию этиологических сказок. Развитие умственных способностей ребенка, активизация его мыслительной деятельности с помощью сказки – убедительная аргументация в споре с противниками жанра сказки в деле воспитания детей.
Русские народные сказки «Шат и Дон». «Волга и Вазуза» называют реально существующие реки. Сопоставление положительных и отрицательных героев объясняет причины широкой известности рек Волги и Дона, называет их истоки, моря, которые эти реки впадают. В сказке народов Австралии «Как появился утес Нимбува» дано сказочное объяснение появлению скалистого утеса Нимбува и двух больших каменных столбов рядом с ним. Подобные сказки близки народным топонимическим легендами преданиям (например, легенде об Ангаре и Байкале). Границы между сказкой и легендой при публикации текстов.
Следующая группа сказок свидетельствует о глубоких раздумьях разных народов о самих себе – о человеке, его появлении, о его сходстве и различии с другими обитателями земли. В этиологических сказках даются ответы: «Почему племена говорят на разных языках», «Почему у людей разного цвета кожа», «Как у австрийцев появился бумеранг!, « Как появилась кукуруза», «Откуда взялся кактус-пейоте» и многие другие. Мифологические представления древнего человека соседствует в этой группе произведений с проблемами современности. Так, если в сказке «Сошествие с небес» объясняется появление человека на земле с точки зрения древних верований, то в сказке «Почему обезьяны похожи на людей» поднимается уже волнующие всех сегодня вопросы экологии. Вот как об этом говорит царь зверей Лев: «Я уже давно наблюдаю за людьми и понял, что они нас отовсюду выживают. Заняли чуть не всю землю, но им мало земли – они поднялись в небо, и их самолеты пугают птиц, их суда плавают по рекам и морям и не дают покоя рыбам, они прорыли под землей шахты и тоннели, и теперь кротам и прочим подземным тварям жить стало совсем невмоготу. Давайте вместе думать, как же остановить людей, иначе скоро нам всем конец наступит». Сказка подводит слушателей к выводу, что остановить губительную деятельность человека может только человек, поэтому решили звери с помощью волшебного зелья превратиться в людей. Вопросы морали и нравственности, духовности занимают в этой группе сказок значительное место. Информационная функция вновь уступает задачам дидактическим.
Жизнестойкость этиологических сказок в памяти детей обеспечивает неиссякаемая любознательность ребенка его тяга к конкретной образной форме ответов, которые он находит в предлагаемых сказках. Кроме того, сказка жива побудительными тенденциями. Многочисленность вопросов и разнообразие ответов не дают ребенку раз и навсегда готовых решений. Так, на вопросы о происхождении человека сказка отвечает, что люди вышли из воды, из термитника, сошли с небес, превратились из кого-либо или чего-либо и т. д. Все это заставляет ребенка вновь и вновь сопоставлять ответы разных сказок и разных народов, искать новые пути решения, вместе с героями сказок путешествовать по свету. Познавая мир и оценивая поступки. Так объединяются в сказке информативная и характеризующая, побудительная и дидактическая, жанрово-эстетическая и другие функции. Умелым подбором этиологических сказок можно и нужно направлять и развивать круг познаний ребенка, расширять его представления об окружающем мире, формировать гармонично развитую личность.
Комментарии