Секреты бабушкиного сундука
Надела я рубашку белую.
Рукава, подол в письменах.
Я узор рукавов читала –
Надо идти вечером.
Узор подола прочитала –
Придти надо рано утром.
Старинная народная песня,
Записана Н. И. Ашмариным
Мои бабушка и дедушка живут в деревне, мы часто едем к ней в гости У нее в чулане стоит большой сундук, мне было всегда интересно, что же в этом сундуке. Однажды я взяла с собой свою подругу. Пользуясь случаем попросила показать, что же такое хранится. И я увидела удивительно красивый наряд: белые платья, вышитые разноцветными нитями, головной убор и украшения из монет и бисера. Эти наряды бабушка получила в наследство от ее мамы. Бабушка дорожит этим костюмом и одевает по праздникам.
Это нас заинтересовала, и мы решили подробнее узнать о чувашах и их народных костюмах.
Народный костюм включает в себя не только одежду, но и головной убор, обувь, украшения.
По страницам прошлого
В народное искусство вложена душа народа. Прекрасные вещи, как произведение искусства, выражают чувства и миропонимание их создателей.
В древности одежда шилась, а также вышивалось шилом, изготовленным из камня или кости. С появлением бронзы и стали, развитием производительных сил начали использоваться иглы из соответствующих материалов. Для изготовления одежды у чувашей употреблялся произведенный в домашнем хозяйстве материал - холст, сукно, кожа, для пошива праздничной и выходной одежды приобретали фабричные ткани.
По старинным обычаям, женщины обязательно должны были владеть секретами вышивки и все свое свободное время заниматься изготовлением одежды и украшением тканей. Этому искусству чувашских девочек начинали обучать с 6-7 летнего возраста. Став мастерицами, они готовили себе приданное, а выйдя замуж, обязаны были обеспечивать семью всеми видами одежды. Женщины возделывали лен и коноплю, обрабатывали их, пряли и ткали, шили необходимые предметы, украшали узорами.
В комплект приданного молодой девушки входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников.
Каждая девушка готовило свадебное парне (подарки) родственникам жениха и почетным гостям. Она должна была придерживаться традиций старинной вышивки: правильно использовать цвет ниток, соблюдать порядок применения швов в определенных местах. По качеству и количеству приданного определяли, насколько аккуратна и трудолюбива невеста, владела ли она мастерством рукоделия. Даже на изнаночной стороне изделия нельзя было оставлять узелки и концы ниток.
Чувашская народная вышивка богата разнообразными приемами. По утверждению этнографа И. Н. Смирнова, для чувашской вышивки «характерно такое разнообразие приемов шитья, которого не знает ни один народ России».
Знакомство с чувашским народным костюмом мы начали с первоначальных представлений об узоре. Мы ознакомились с чувашской национальной одеждой, выделяя её основные части, где расположены узоры. Выяснили что цвет, элементы узора, композиции раскрывают определённое содержание.
С этой целью изучили отдельные элементы и начали знакомство с чувашским узором: ломаная (горизонтальная или вертикальная) линия – вода (шыв), прямая горизонтальная линия – земля (çĕр), две параллельные линии, соединённые наклонными – пахотная земля (ана), несколько параллельных горизонтальных линий разной длины –гусиный клюв (хур сăмси), вертикальная линия, соединённая с наклонными – дерево (йывăç) и другие.
Ведущим орнаментом чувашской вышивки является знак солнца, как источник жизни. Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, свастики, восьмиугольника. До наших дней сохранился принцип изображения узора нагрудной части женской рубахи в виде солнца.
В узорах, показывающих жизнь на Земле и на небесах, размещались живые существа – птицы, звери, люди.
Наши предки считали, что мир создается птицами. При рождении ребенка чуваши говорили, что к ним прилетела новая птица: «Пирĕн çĕнĕ кайăк вĕçсе килнĕ-ха». Птица считалась символом счастья. Поэтому в вышивке очень часто встречается их изображения. На многих орнаментах птицы расположены симметрично по обеим сторонам дерева или растения. Узоры почти полностью заполнены красным цветом. Для обозначения самцов и самок птиц и животных мастерицы до сих пор пользуются нитками разных цветов.
Также чуваши поклонялись огню, воде, и земле. В орнаментах старинных вышивок большое место занимали эти знаки.
У чувашского народа понятие «растение» совпадало с понятием «жизнь» Отсюда и дерево жизни, корнями уходящее в матушку-землю, а ветвями тянущееся к солнцу. Не зря говорит чувашский народ: «Эпир пер тымартан» (Мы одного корня). Свою родословную он тоже представляли в виде дерева.
Чувашская вышивка состоит из множества знаков. В орнаменте наших далеких предков огромное значение имели знаки: огня, светил, пахотной земли, небосвода, горы. При их помощи можно было «прочитать» узор и понять, что хотела поведать безымянная рукодельница.
Мастерицы сами красили пряжу. Применяли разнообразные красители- растительные (плоды, цветы, листья, стебли, корни растений, кора деревьев), минеральные (зола, сажа, глина), а также птичий помет, желчь и т. д.
Весной, в период сокодвижения, заготавливали кору деревьев. Листья собирали, когда они только еще распускались, травы – после их цветения, а цветы – как только они расцветали. Листья липы, тополя и осины подбирали после их осыпания, шишки ели собирали круглый год. Корни растений выкапывали после отмирания их верхней части.
Для подготовки красителей брали мягкую – дождевую или талую воду и закладывали в нее красители: одну часть на десять частей воды.
Цветовые сочетания были связаны с миропониманием предков чувашей, имели смысловое значение и служили средством характеристики образа. В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими же качествами обладали и сами мастерицы.
Черным цветом – цветом земли, цветом добра, окаймлялся только узор вышивки. Заполнялись же они красным и мареновым цветом, ассоциирующимся в сознании народа с самой жизнью, - источником торжества, счастья. Белый цвет – цвет мудрости, правдивости. Желтым и разновидностью красного , вышивали солнце, звезды, другие светила. Зеленый цвет – признак жизни, роста и развития – использовали при закрашивании растений, деревьев, цветов. Синий цвет встречается при заполнении узоров, символизирующих сияние, радугу, небосвод.
Из домотканого (изо льна или конопли) холста различных расцветок чуваши шили нательную одежду - рубахи кепе, штаны йем, детали головных уборов. Верхнюю одежду - кафтаны сăхман, халаты шупăр/пустав, аçам шили из сукна, а шубы кĕрĕк и тулупы тăлăп - из овчины домашней выделки. Шубы, пошитые с отрезной наспинной частью и множеством складок были предметом особой гордости их владельцев и воспевались в песнях.
Изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей и выразительных средств воспитывает бережное отношение и уважение к национальной культуре.
Одежда наших бабушек
Одежда имела разнообразные формы и варианты. Кроме защиты тела от воздействий наружной среды - она обладала символическими и ритуальными функциями.
Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Для обуви использовались также луб, дерево. Материал для одежды изготовлялся в основном в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст. Праздничную одежду шили из тонкого холста, а из холста среднего качества - рабочие рубахи, шаровары. Тонкое сукно из овечьей шерсти шло на праздничные и свадебные кафтаны, грубое - на обычные кафтаны.
Нательная одежда
На тело непосредственно надевали рубаху (кĕпе). Рубашки шили из белого холста различного качества, в зависимости от характера использования, а также состояния семьи. Белые рубашки были освящены традицией и считались обязательными у всех групп чувашей во время языческих молений. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали. Шили рубахи так, чтобы в центральной части было одно полотнище, которые соединены по бокам с другими полотнищами. По швам пришивались полоски из красной ткани. С давних времен красная полоска считалась оберегом – защитой. Вдоль этих полос располагается вышивка как правило, пятицветная: красный - символ жизни, огня, любви, красоты черный - цвет плодородной земли; зеленый - земной растительный цвет, символ роста и развития; желтый - солнечный, иногда его называют золотым; синий - таинственный (как небесный). Вышивка рубашек низовых и средненизовых - плотная, полихромная, верховых - ювелирная. Первые свои рубахи украшали «кĕске» (по обе стороны грудного разреза) или ромбовидным узором сунтăх (из полосок кумача), у вторых - вышитыми хулçи (лентообразными съемными наплечниками шириной в 2 см и длиной около 40 см). В древности узоры круг, ромб, розетка имели символическое значение солнца. Рукава, подол и наспинная часть состояли из фигур с нашивками из домотканой бордово-красной тесьмы. У верховых чуваш ворот, грудной разрез и плечевой шов украшались узенькими полосками вышивки. На подол нашивались кружева, выше которых располагалась вышивка. Рубашки девушек орнаментировались более скромно. На них часто помещались два ромбика или ромб с наклонной полоской. В комплексе старинного костюма рубаха выступает как главный элемент. Платье носили с фартуком или передником (чĕрçитти, саппун). Он отличался яркостью, обилием украшений (вышивка, нашивки, кружева).
Верхняя одежда
Климат нашей местности – средне-континентальный, что не позволяет обходиться без верхней одежды и обуви. Они хорошо защищают от холода, но в то же время верхняя одежда и обувь - один из самых дорогих элементов костюма. В качестве верхней летней одежды мужчины всех этнографических групп чувашей, а также девушки и женщины верховой группы носили шупăр - распашную одежду типа плаща, халат из холщовой ткани белого цвета. Такая же одежда, но сшитая из сукна черного или синего цвета, называлась пустав, халат. В древности шупăр, пустав и другая верхняя одежда шилась так же, как и кĕпе (но впереди с разрезом посередине, как у халата), украшалась вышивкой, полосками ткани, металлическими узорами. Позднее, под влиянием русской одежды, их стали шить отрезными от талии, со множеством сборок сзади и с застежами до пояса спереди. До недавнего времени богато украшенный вышивкой шупăр использовался нашими предками в обрядах, молениях, на свадьбах и других торжественных случаях.
В осенне-весеннее время все чуваши одевали сăхман, верхнюю одежду типа пальто с подкладкой. Его шили из тяжелой шерстяной ткани тăла черного, синего, коричневого цвета, с воротником и застежкой до пояса. Праздничный сăхман мог быть желтого или белого цвета, украшенной вышивкой и цветной тесьмой.
От зимних холодов наших предков спасал кĕрĕк, который шили из овечьих шкур. У кĕрĕк был стоячий воротник, застежка до пояса, часто карманы. Украшался цветной тесьмой, крупной вышивкой и меховой отделкой по вороту и рукавам.
Женская верхняя одежда не отличалась от мужской, но была более нарядной, могла быть синего, зеленого, белого, желтого цветов, и на ней было больше вышивок и нашивок.
Головные уборы
У чувашей головной убор был обязателен и для мужчин, и для женщин, как зимой, так и летом. Чувашские мужские головные уборы подразделяются на летние и зимние. Летние головные уборы - шляпы (ялкас) изготавливались из войлока белого или черного цвета. Зимние шапки (çĕлĕк) шили из кожи, меха, сукна.
Женские головные уборы можно разделить на два типа: шапки и покрывала. К типу «шапки» относятся хушпу - женский головной убор, тухъя - девичий головной убор и зимние шапки. К головным уборам типа «покрывала» относятся: сурпан, масмак, пуç тутри, чалма, пĕркенчĕк ( покрывало невесты).
Остов хушпу и тухья изготавливался из кожи или плотной ткани. На него нашивались бисер, бусы и монеты. Они пришивались так, что при ходьбе или танце издавали легкий серебряный перезвон.
Тухью одевали девушки, а хушпу носили замужние женщины всех групп. В украшении тухьи больше использовался бисер, и у этого головного убора мог быть козырек. Хушпу отличается большим количеством металлических украшений, его носили только с сурпаном. К тому же сзади к хушпу обязательно прикреплялась длинная полоса, украшенная монетами, бусами - хушпу хыçĕ. По своей форме хушпу было разное во всех трех группах чувашей.
Сурпан представляет собой ткань в виде узкого и длинного полотенца, украшенного на концах вышивкой и нашивками. Он был обязательным женским головным убором. По традиции многих народов сразу после свадьбы женщина прятала свои волосы под головным убором, потому что считалось, что женские волосы обладают магической силой, особенно, если женщина из другого рода. В каждой из трех этногрупп чувашей сурпан отличался по размерам, украшению и способу закрепления на голове.
Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у низовых чуваш они широкие, с крупными узорами, у верховых - узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани. Орнамент узоров на масмаках очень разнообразный -это фигуры коней, птиц, драконов, целые орнаментированные "картины" сотворения мира.
Украшения
Все чувашские народные украшения можно разделить на несколько групп: наушные, накосные, наспинные, поясные и наручные. В древности эти украшения изготавливались из золота, серебра, бронзы, драгоценных камней. На кожные и тканые основы украшений нашивался бисер, бусы, тесьма, монеты, металлические узоры, кусочки цветной кожи, использовалась вышивка, бахрома.
К наушным украшениям относятся - серьги и подвески ( алка, хăлха çакки, хăлха тенки). Если они были небольшого размера, то вдевались в мочку уха, крупные и достаточно тяжелые надевались на ушную раковину и (или) крепились к головному убору. Девушка заплетала одну косу, украшали лентами, монетками, бусами. Часто конец косы прикреплялся к поясу, и девушка волей-неволей сохраняла стройную осанку.
Было большое количество нагрудных украшений. Они состояли из нескольких частей, в том числе наспинных. Обязательным нагрудным украшением для девушек было ожерелье çуха (мăя, мăй çыххи). Изготовлялось из кожи и украшалось бисером. Такое же украшение могли носить и женщины. Ама – очень древнее нагрудное украшение. В разных районах ама имело разную форму.
Еще одно нагрудное украшение встречается только у чувашей и части марийцев, это шÿлкеме. У верхних чувашей шÿлкеме имело четырехугольную форму. Украшение с таким названием носили и девушки. Замужние женщины одевали сурпан çакки.
Нагрудное украшение тевет известны многим тюркским народам. Кожную или тканую полосу перевязали через левое плечо, украшали монетами, бусами, тесьмой, раковинами. На конец обязательно прикреплялся кусок ткани со сложной вышивкой и бахромой. Тевет одевали на праздники как женщины, так и девушки.
Обязательным элементом для всех групп чувашей был пояс (пиçиххи).
Чуваши пояс завязывали ниже талии, на бедрах.
Иголка и нитка в руках мастерицы
После рассмотрения информации о чувашском костюме мы выяснили, что одеждам различается по трем этнографическим группам: верховые, средненизовые, низовые. Но по набору предметов одежда всех групп однородна, хотя имеются особенности в покрое, орнаментации, в композиции и приемах изготовления, цветовом сочетании и способах ношения. Традиционный костюм различается также по полу, возрасту, сезону.
С целью определения количества детей чьи корни уходят к чувашам мы повели анкетирование среди учащихся 5-6 классов. Из 112 обучающихся: 5А – 12; 5Б – 9; 6А – 10; 6Б – 12; 6В – 8. Мы выяснили, что в 5- 6 классах 51 ученик является чувашской национальности. Из них к верховой группе относятся 43 ученика, к средненизовой – 3 , к низовой – 5.
Чувашская одежда и украшения не были просто красивыми, каждая деталь отражала в себе картину строения мира. Мы тоже решили сшить чувашский костюм. Для этого нам нужны были бисер, бусы и другие украшения. По сбору этих украшений мы объявили акцию «Волшебный сундук». В школе к этой акции все отнеслись положительно, и каждый ученик принимал активное участие. Во время летней трудовой практики мы вместе с нашими руководителями организовали мастерскую «Юной рукодельницы» и сшили четыре костюма.
В наши дни чувашский народный костюм является неотъемлемой частью современной культуры: мы видим его на фольклорных праздниках, на разных представлениях и на сельских свадьбах. В нашей школе ежегодно проводится Неделя чувашского языка, праздники, где чувашский наряд нам необходим. Мы не хотим останавливаться на достигнутом, в наших планах чувашский стилизованный костюм.
Богатое наследие оставили нам предки. Народный костюм вызывает в каждом человеке волнующие чувства красоты и прикосновения к вечности. Для многих его образ связан с песней и хороводами, другие помнят детские впечатления от таинственных «бабушкиных сундуков». Чувашский народный костюм не ушел в прошлое. Новое применение находит сейчас творчество народных умельцев, перенявших от дедушек и бабушек их отточенные веками мастерство и вкус. Уйдя из жизни как повседневная одежда, художественное наследие возвращается как сценические костюмы, как оригинальные сувениры становятся визитными карточками чувашской художественной культуры.
Комментарии