Седые весники старины
(исследование и изучение экспонатов частной коллекции якутской обуви из кожи)
Актуальность темы: патриотическое воспитание, возрождение национальной культуры. Только человек, который воспитан на традициях народа, будет настоящим патриотом, беречь Родину, работать во благо ее процветания.
Цели работы: исследовать историю имеющейся в наличии старинной якутской обуви, провести сравнительный анализ с качеством и технологией современной кожаной обуви.
Гипотеза: доклад поможет понять, что надо не только знать, но и хранить наше прошлое, так как оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.
Пропаганда сбора экспонатов прошлого, выводы и рекомендации по работе помогут развивать национальное самосознание, производство одежды, обуви, которые основаны на традициях предков, позволяющих сохранять национальное своеобразие в рамках тотальной глобализации культурных процессов.
Все, что касается ранней истории Якутии, мы узнаем из книги, телевизионных передач, а старинные вещи видим только в музее. Нам в школе показали якутские торбаса, которые были сшиты из разной кожи, разного цвета, разных размеров. Удивились тому, что дизайн, краска, лакировка не уступают современной моде. Наши предки заготавливали обувь не хуже чем современные мастера. И поставив перед собой определенные цели, в том числе решили выяснить разновидность, тип, предназначение, материал, методы обработки кожи.
Якутская обувь из кожи
Работу начали с изучения литературы по данной теме. Нашли в общей сложности 38 книг и альбомов, также получили информацию из Интернета. Особенно ценными показались книги Мандар Уус и «Якуты» В. Серошевского. Мандар Уус подробно описывает все виды якутской обуви, узоры, технику изготовления. В. Серошевский в своей книге в описывает, как в старину якуты выделывали кожу и что из него получалось. В ходе исследования нам важны были сведения, полученные от пожилых людей, которые являются носителями культуры, традиции и обычаев нашего народа. Так, из 16 опрошенных стариков информацию нам дали 13 человек. Они рассказали нам об услышанном, об увиденном, так как они являются свидетелями тех времен, когда массово носили одежду из натуральной кожи. По свидетельствам стариков охотники и в наше время во время охоты носят торбаса. Поговорили с директором первого международного музея варганной музыки С. В. Ивановым-Телье, который и в наше время в городских условиях иногда носит якутские торбаса. Собрав данные об исследуемых экспонатах, приступили к описанию экспонатов, которые для нас являются несомненно находкой, вещественным источником прошлого.
Одежда в прошлом была тесно связана с образом жизни народа, спецификой хозяйственного уклада, с природными условиями. Она должна была соответствовать самым разным бытовым ситуациям - едет ли человек на коне, сидит ли у себя на юрте, танцует ли на народном празднике. Поэтому обувь тоже была разной. На каждый сезон отдельная обувь. В теплое время года ходили в основном босиком, так как берегли кожаную обувь, зная, что весь трудный процесс выделывания кожи. Кожевенное сырье – материал дефицитный, дорогой, поэтому относиться к нему надо особенно бережно. Этот удивительный материал – кожу - создала сама природа. Изделия из нее надежно защищают от холода, пыли, влаги и в то же время отлично «дышат».
Седые вестники старины – экспонаты
В книге-альбоме Мандар Уус подробно описаны 28 видов якутской обуви торбаса или этэрбэс из кожи, родвуги оленя, коровы, жеребятины, лося. У нас всего 6 торбасов из сарыы т. е. кожи без меха (сафьян) и одна целая платина кожи жеребятины. Даем их описания:
1. Летние торбаса черного цвета. Они являются домашними торбасами из кожи жеребятины с очень низкими голенищами. 3 мастерицы в один голос подтвердили, что эти торбаса из кожи жеребятины, так как кожа без особых рисунков, ровная, тонкая.
2. 2 торбаса из сарыы, летняя обувь с узкими голенищами желтого цвета. Шита из кожи коровы, так как сафьян толстый, хотя гладкий.
3. Непромокаемые торбаса из дымленой и черненой кожи, средней длины, 44 размера.
4. Длинные торбаса-курумуу из кожи лося желтого цвета, с вшитыми в шов кантами из кожи другого цвета. Такие торбаса предназначены для глубокого снега, возможно они были непромокаемыми так как и в наше время вода во внутрь не входит. Они очень большого размера, видимо, рассчитаны на теплые кээнчэ.
5. Торбаса из дымленой, черненой ровдуги, выделанной из шкуры лося. Обувь предназначена для охоты и выполнения тяжелой работы на холоде.
6. Выделанная шкура жеребятины молочного (тюнэ) цвета размером 1,5х0,80 см. является заготовкой для любой одежды. Поскольку кожа очень тонкая, предназначена была для летней торбасы, варежки или пальто. Нам рассказали о том, что раньше такое кожаное тонкое полотно служило простыней или одеялом.
Торбаса были зимние, осенние, летние.
Зимние торбаса шили из камуса и шкуры оленя, лошади, коровы. Шили для охоты и дальних поездок. Они были выше голенища, которые позволяли ходить по глубокому снегу и хорошо сохраняли тепло. Торбаса привязывали к поясу ремешками. Украшали торбаса бисером, серебром с обоих сторон или переднюю часть. Сшивали торбаса бычьими сухожилиями.
Осенние торбаса шили из конской кожи. Шкуру коптили над костром, она называлась дымленой и черненой. В таких торбасах ходили в сырую погоду и они не промокали. А не промакали они еще потому, что при сшивании подошвы вшивали тонкий слой полоску кожи. Сшивали торбаса жильными нитками.
Летние торбаса шили из любой кожи, в основном телячьей или новорожденного теленка. Они были тонкие и легкие. Летние торбаса короткие. Шили жильными нитками. Летние торбаса предназначались для постоянной носки, а украшенные торбаса носили по особым дням, например ысыах. Украшали летние торбаса крашеным сухожилием или конским волосом.
Детские торбаса шили из мягкой кожи теленка
Выделка кожи
Также мы из литературы и воспоминаний стариков узнали о сложном процессе выделки кожи. Способы выделки были различными и порой довольно оригинальными. Подробно описал В. Л. Серошевский в книге «Якуты». Мы от стариков узнали о том, что якуты проводили процесс мездрения, дернения, жирования иначе, чем другие народы.
Осень является лучшим временем для убоя животных. Парные шкуры (те, которые сняты с животных недавно) ценились выше, чем долголежалые. Чаще всего шкуры сушат. Для этого их сгибают по спине шерстью внутрь и вывешивают на шестах где-нибудь в тени на ветру. Для предохранения от порчи просушиваемые шкуры предварительно солят, то есть натирают солью мездру. Для просушки соленые шкуры вывешивают на шестах шерстью наружу. Шкуры мездрят после их размачивания. Мездрение — это удаление с внутренней стороны кожи мездры (то есть остатков мяса, жира). Эту работу производят на специальной деревянной колодке обычно круглой формы. Дернением или дублением называют сбивание шерсти с кожи. Это делают на той же колоде, что и мездрение. При дублении использовались экзотические растительные материалы. Концентрация их была невысокой, технологические процессы выделки и крашения занимали по несколько недель.
Жирование оказалось настолько эффективной и простой операцией, что стало «составляющей» рецептов выделки кожи. Якуты для жирования пользовались конским салом, кислым молочными продуктом, на севере печенью. У эвенков оленья замша получалась, например, при такой оригинальной обработке: бахтарму шкуры выскабливали и натирали смесью мозга, яичного желтка и жеваной печени (слюна содержит ферменты, расщепляющие белки). Затем шкуры сворачивали в пакет и держали под головой вместо подушки от недели до двух. После жирования выскабливали, мягчили и коптили над костром (дым содержит формальдегиды, способствующие лучшей консервации шкуры). Использование подгнивших экскрементов для выделки кожи было повсеместно распространено и даже получило специальное название – шакшевание. Любопытно, что именно таким способом в древности получали самые мягкие и тонкие кожи. Лето в Якутии короткое и много работ, поэтому основную работу, связанную с обработкой и выделкой кожи приходилось делать долгими зимними вечерами. Так как нужно было держать кожу в тепле, использовали «кюкюр» (место корма коровы) или же согнутую шкуру привязывали к скоту, к теплому месту, чтоб кислая среда быстрее бродило или же держали за печкой, чтобы легко снять шерсть с кожи. При дублении использовались экзотические растительные материалы. Концентрация их была невысокой, технологические процессы выделки и крашения занимали по несколько недель.
Для того чтобы мять кожу изобрели ручной станок «талкы». По описаниям «талкы» у разных улусов различается по форме, структуре.
1. В ходе исследования мы узнали много о прошлом народа, познакомились с традициями, обычаями.
2. Несмотря на то что выделка и обработка кожи в прошлом производилось вручную, наши предки получали кожу почти что такого же качества, какую сейчас выпускают фабрики Якутии. Выделанную кожу торбасов и кожу, которая имеется у нас, сравнили с кожами в магазине «Сахабулт», чтобы узнать происхождение кожи и насколько отличаются по качеству выделки. Сделали вывод, что современная кожа более ровная, блестящая, а мягкость, тонкость и эластичность похожи.
3. Убедились в сложности и трудности выделки кожи вручную. Сколько же терпения, одухотворенности, таланта нужно, чтобы создавать одежду из меха и кожи. И не только выделывали, обрабатывали грубую шкуру, но и кроили и шили, украшали узором, воспевая в красивейшем орнаменте любовь к жизни.
4. В современной зимней обуви сохраняются элементы национального шитья.
5. Кроме традиционных унтов появилась новая сафьяновая и замшевая обувь.
Современные мастера, продолжая древние традиции, и сегодня изготовляют из меха разные виды одежды. Материалом служат оленьи шкуры, камус, мех лисы, песца, росомахи. Процессы выделки мехов и кож имеют принципиально общую основу. Однако выделка кож более длительна за счет отделочных операций, а также большого количества технологических операций в зависимости от назначения кож. Поэтому выделка мехов не представляла особых трудностей и производится повсеместно. На протяжении веков этот процесс практически не изменился. Как правило, промысел был семейным, секреты передавались из поколения в поколение. Видимо, поэтому люди старшего поколения из разных улусов, разной семьи при воспоминаниях часто удивляются услышав о другом способе выделки или шитья.
Также в ходе исследования выяснилось, что у многих стариков имеются старинные вещи, в том числе и обувь. Хорошо было бы если бы отдельно основали музей изделий из шкур, так как никак этот материал остается первым материалом одежды человека для одежды. Ведь когда-то сама кожа человека была одеждой для него самого, но постепенно человек, после изменения климата, научился одеваться во что то другое, а именно в кожаную одежду. Мы решили, что нужно внести непосильный вклад в музейное движение и после исследования наш материал – это 6 торбасов и кожу жеребятины сдать в музей или же отдельному коллекционеру, чтоб хотя бы изредка этиэкспонаты как историю прошлого выставлялись для народа.
Комментарии