Пушкин и декабристы
Нет ни одной книги об истории декабризма, где не возникал бы и образ Пушкина, и нет ни одной книги о жизни Пушкина, где не было бы сказано о декабристах, Немало написано и специально на тему «Пушкин и декабристы». Усилиями многих ученых накоплено обилие фактов, проведены архивные поиски, собраны воспоминание современников. Но не раз говорилось, что общая картина только складывается. Б самом деле, большое внимание привлекают два ракурса темы: отдельные эпизоды биографии Пушкина, связанные с декабризмом, и его отношение с теми или иными членами тайных обществ. Нет еще целостной обобщенной концепции объективной роли поэта в движении декабристов - этой эпохальной полосе истории России. С другой стороны, нет целостного представления субъективной стороне ощущения самим Пушкиным своей судьбы как участника освободительного движения, представление о том, как проникновенно он улавливал перипетии его хода. Можно сказать без преувеличения, что вся жизнь Пушкина была расколота трагедией 14 декабря (так, «трагедией», он и назвал это событие). После катастрофы восстания он мужественно, в обстановке жесточайшего террора принял на себя новую роль хранителя декабристских традиций и мучительно размышлял о том, какими силами когда-то будет возглавлено новое восстание против деспотизма и рабства.
Пушкин был человеком своей эпохи, но в одновременно он был очень разнообразным. И мы прежде всего рассматриваем его как историком и литератором. Хотя Пушкин и не был историком по профессии; и не имел учёной степени. И он не составил после себя толстой диссертации. И тем не менее его истографическое значения очень огромны.
Человек погиб, но Поэт ещё жив; в своих творениях. И мы на все времена будем его помнить и любить.
Сегодня актуальны все темы связанные с Пушкиным, потому, что прошло 200 лет со дня рождения Александра Сергеевича. Хотя Пушкин всегда, вовсе времена актуален, но сейчас его юбилей. «. Пушкин – всегда открытие и всегда тайна». ( С. Твардовский. 1962 г. )
В своей работе на тему «Пушкин и декабристы» самая главная проблема заключается в том, насколько были близки декабристы с Пушкиным и, что связывало их.
Моя работа - это опыт создания общей картины связей Пушкина с освободительным движением декабристской эпохи на протяжении жизни поэта- с юных лет и до гибели.
Гл. 1 Вехи истории декабристского движения - тайной сети - Союза спасения, или Общество истинных и верных сынов отечества (1816-1817), Союз благоденствия (1818-1821), а затем Северного и Южного обществ и Общества соединенных славян- широко известны. Но этим тайным обществом предшествовало длительное формирование передового общественного лагеря в самых разных формах. Это были всякого рода кружки. Участники которых давали клятву верности свободолюбивым идеям.
Сердцевинной деятельности декабристов была подготовка революцией, столь трагически оборванной разгромом восстания на Сенатской площади. Замысел декабристов коренным образом отличался от дворцовых переворотов : его целью была не смена одного "единодержавна" другим. Деятели тайных обществ были воодушевлены патриотической мечтой о полном обновлении отечества, всех его отраслей от системы управления, экономического уклада до культуры. При этом стремление декабристов, подкрепленное строгим рационалистическим анализом, были окрашены возвышенными поэтическими чувствами, гуманистическим желанием избавить народ от позорного рабства, добиться процветания России свободы личности. Цель движения декабристов отражали основные исторические задачи, возникшие в развитии России того времени. Движение декабристов выросло на почве русской действительности. Декабристы постепенно осознали борьбу с крепостным правом и самодержавием как главная цель своей деятельности. Не случайно в литературе отводилось почетная роль в подготовке восстания, а среди декабристов и их сторонников было столько писателей, не случайно Николай I приказал уничтожить все стихи, захваченные при обысках. Николай I в манифесте 13 июля 1826 года заявил, что корень действий « государственных преступников» не просвещении, а в «праздности ума», в «полупознаниях». Это была клевета, как и все, что он говорил о героях 14 декабря. Они были людьми высокой культуры, их интересы отличались исключительно широтой, их талант и способности обнаруживаются в самых разных областях науки, политики, художественного творчества; они были подлинными новаторами, личностями возрожденного склада. Энциклопедизм беспредельная широта взглядов на мир, страсть к познанию с необыкновенной яркостью проявилась и в творчестве Пушкина – певца декабризма и гениального художника этой эпохи.
Вольнолюбивые стихи Пушкина породили целую агитационную литературу, поэзию, нередко анонимную, порой неумелую, но в целом сыгравшую свою роль. Это особый предмет изучения, которым еще предстоит заняться нашей науке.
6 июня (26 мая по старому стилю) 1799г. в Москве на Немецкой улице «во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын». Александр был вторым ребенком в семье чиновника Московского комиссариата отставного майора С. Л. Пушкина и его жены Надежды Осиповны, урожденной Ганнибал.
Родители Пушкина принадлежали к высшему кругу Московского дворянского общества. Воспитанный в духе поверхностного вольтервенства СЛ-Пушкин был образованным, но беспечным и легкомысленным человеком.
Занятые светской жизнью, родители Пушкина уделяли мало внимания детям. Воспитанием детей занимались часто менявшиеся гувернеры-иноземцы, преимущественно французы, оставившие у Пушкина неприятные воспоминания. «До 6-ти летнего возраста» - вспоминала его сестра О. С. Павлищева – Александр Сергеевич не обнаруживал ничего особенного; напротив, своей неповоротливостью, происходившую от тучности тела, и всегдашнюю молчаливостью приводил иногда мать в отчаяние.
Достигнув семилетнего возраста, он стал резв и шаловлив, и по свидетельству отца, «еще в ребячестве отличался пылким нравом, необыкновенной памятью и в особенности наблюдательным не по годам умом». Летом 1811 года В. Л. Пушкин повез племянника в Петербург определять в открывавшийся в Царском селе лицей-это привилегированное дворянское, закрытое учебное заведение. Пушкин выдержал экзамен «благодаря поддержке влиятельного знакомого Сергея Львовича - А. И. Тургенева был принят в лицей. 19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие лицея, начались занятия. Почти сразу Пушкин сблизился с Иваном Пущиным, которому свойственны были благородство чувств, чистота помыслов и который еще в лицее проявил свободолюбие, а сразу после лицея вступил в тайное общество и стал одним из видных деятелей декабристского движения. Пушкин прожил с ним бок о бок шесть лет, их комнаты находились рядом, и они постоянно делились своими мыслями и переживаниями. «Товарищ милый, друг прямой», «Мой первый друг, мой друг бесценный», - обращался к нему Пушкин, когда тот после разгрома восстания декабристов был на каторге. Близкая дружба навсегда связала его и с Дельвигом и с Кюхельбекером.
В этом «братстве» бывали столкновения, обижался Кюхельбекер на вышучивание его странностей, но дружба оставалась нерушимой. Но были среди лицеистов и такие, чьи взгляды противоречили настроения кружка, объединенного вокруг Пушкина, или попросту убогие по своему развитию и интересам.
Реакционеры называли лицеи рассадником вольномыслия. После восстания 14 декабря 1825 года Булгарин в своем доносе охарактеризовал «лицейский дух» как либерализм «в своем мерзком виде», а молодые люди, зараженные им, - порицатели правительства, проповедники конституции и атеисты. Еще раньше, 1820 году, В. Н. Каразин доносил министру внутренних дел Кочубею: « В самом лицее Царскосельском государь воспитывает в себе и отечеству недоброжелателей.
Часть воспитанников во главе с Пушкиным и будущими декабристами -Пущиным и Кюхельбекером - были выразителями «лицейского духа». И все же история Царскосельского лицея 1811-1817 гг. действительно оказалось связанной с историей крепнувшей тогда оппозиционности самодержавию и крепостничеству, это признавали в последствии и декабристы. Сами термины «Лицей», «лицейский дух» стали символическими.
Мировоззрение Пушкина и его близких друзей - Пущина, Кюхельбекера, Вольховского, Дельвига – формировалось, разумеется, не только под воздействием лицейской педагогики: для них первостепенное значение имели впечатление от самой жизни, чтение русских и зарубежных писателей. Но изучение лицейских (многие из них сохранились в аккуратнейших тетрадях лицеиста А. М. Горчакова) показывает, что основные идеи шестилетнего лицейского преподавания так или иначе оказались плодотворными.
Из лицейских профессоров Пушкина с особенной любовью и уважением относился Куницыну. В рукописи стихотворения «19 октября» (1825) сказано:
Он создал нас, он воспитал наш пламень, поставлен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена.
От Куницына лицеисты услышали об образах правления – самодержавно-деспотических, конституционно – монархических, республиканских, о правах и обязанностях правительства и решающей роли народа в выборе правления и установления законов. Куницын говорил: «. Граждане независимые делаются подданными и состоят под законами верховной власти; но сие подданство не есть состояние кабалы. Люди, вступая в общество, желают свободы и благосостояния, а не рабства и нищеты; они подвергаются верховной власти на том только условии, чтобы оная избирала и употребляла средства для их безопасности и благосостояния; они предлагают свои силы в расположение общества, но с тем только, чтобы они были обращены на общую и, следовательно, также на их собственную пользу».
Живой интерес у Пушкина и его товарищей вызывали лекции Кайданова, посвященные западноевропейским государствам.
«. 7-й наш словарь и плески миргода славы. » - эти слова Пушкина о лицейском времени долго небыли раскрыты. Они стали ясны, когда в руки известного советского писателя и ученного Ю. Н. Тынянова попала часть личного архива В. К. Кюхельбекера. Среди его рукописей оказался и упомянутый Пушкиным заветный «словарь». Важен он и при характеристике приемов агитации и фразеологии, которыми пользовались Пушкин и декабристы. Датируется в 1815-1817 гг. в замечательной статье Тынянова «Пушкин и Кюхельбекер», напечатанной в 1934 году г. , о «Словаре» говорится лишь попутно. После того рукопись «Словаря» поступила в Рукописный отдел Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, он стал доступным для подробного изучения. Направление замысла становится ясным при первом же ознакомлении со «Словарем». Главная цель его - обличение деспотизма, самодержавия, связанных с ними сторон общественной жизни и вместе с тем формулирование своеобразного кодекса поведения передового человека эпохи.
Одним из приемов составителя был «подбор» примеров, служивших общей цели гражданского воспитания. Приведены примеры самоотверженной верности долгу, преданности высокому идеалу свободы и одновременно другие примеры – деспотизма, жестокости, эгоизма царей и правителей, помещены рассуждения о политике и морали, философии и истории, литературе и эстетике. Основная терминология «Словаря» - условные слова - сигналы, слова - пороли, с которыми мы встречаемся и в вольнолюбивой поэзии Пушкина, Рылеева и самого Кюхельбекера. Эти слова были окружены в сознании передового поколения ореолом революционной романтики, они вызывали чувства, понятные (как свидетельствовал позже Кюхельбекер) «в родном кругу друзей и братьев» (1824 г. в журнале «Мнемозина»). Таковы слова - сигналы: свобода, вольность, гражданин, общественное благо, высокая, истина, независимость, благородство, гордость и т. д.
Другой ряд слов - сигналов вызывал иные чувства-чувства гневного протеста, осуждения, презрение: тиран, рабство, угнетение, жестокость, злодеяние, унижение, лесть, ложь и т. п. Эти слова неоднократно обыгрываются в «Словаре» в определенном, большей частью политическом смысле. Как правило, Кюхельбекер указывал источник цитат, пользуясь которыми он раскрывал тему «Словаря». В «Словаре» встречаются и записи пороли писателя-гражданина, о призвании гения. Эта тема была излюбленной в поэзии Кюхельбекера, а также Пушкина и литераторов - декабристов - А_Бестужева, Рылеева и др. Есть в «Словаре» и рассуждения и афоризмы, которые связанные не только с обличением деспотического строя и его порождениями, но и с тактикой поведения, защищавшейся наиболее решительными сторонниками освободительного движения. Сюда относятся характеристика в «Словаре» «излишней» осторожностью, «благоразумие», на которое ссылались противники решительных действий, и линии поведения, изложенной под рубрикой «Молчаливость».
Другая серия заметок, включенных в «Словарь», посвящена вопросам этики. Критериям жизни передового человека. Сюда относятся суждения о гуманности, справедливости, чести и о др. нормах нравственности. Эти заметки составляют в совокупности своеобразной кодекс поведения «младого племени», во многом соответствующей декабристской этики, сформулированной в знаменитой «Зеленой книги» - уставе Союза благоденствия. Можно заключить, что замысел и содержание «Словаря» Кюхельбекера соответствует по своим идеям, целям и задачам политической пропаганде преддекабристскнх и ранних декабристских организаций. Приемы, воплощенные в самом построении «Словаря», близки приемам этой пропаганды.
Особое значение имели связь Кюхельбекера с некоторыми деятелями Союза спасения и его членства в конспиративной «Священной артели». В стихотворении Пушкина «19 октября» (где о Кюхельбекере сказано «Мой брат родной по музам, по судьбам») есть такие обращенные к нему строки:
Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви.
«Наш словарь», как называл эту рукопись Кюхельбекера Пушкин, прославляет, «истинную славу» - славу не государей и не завоевателей, а высокую славу героев и поэтов, мужественных борцов за народное благо.
В 1818 году, заканчивая лицей, Пушкин написал обращенное к Кюхельбекеру стихотворение «Разлука». Содержание этого стихотворения, его фразеология необычны, весьма примечательны:
. Где б я ни был я: в огне ли смертной битвы, при мирных ли брегах родимого ручья, святому братству верен я.
Эта клятва верности дружескому союзу в предчувствии грозных испытаний варьируется и в др. стихах, например, адресованных в том же в 1817 году Пущину:
. с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен;
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О милый, вечен он!
«Святое братство», «союз» - поэтический пароль Пушкина, Кюхельбекера, Дельвига. Эти же слова встречаются в многолетней переписке бывших лицеистов, и не только Пущина, но и того несклонного к романтическим преувеличением человека, как Вольховский. В одном из писем 1833 года Вольховский, говоря И. В. Малиновскому о томившемся в Сибири Иване Пущине, вспоминал (через 14 лет после окончания Лицея!) пушкинские строки.
Стихотворение Кюхельбекера «Моим царскосельским друзьям», напечатанном в 1817 году, такое же клятвенное заверение о незыблемости дружеского союза и призыв к «твердости»: «Мы никому, друзья, неподвластны душою. ». Клятвы Пушкина в верности «святому братств}'» и сам термин «святое братство» - все это настолько близко ритуалу и терминологии нелегального кружка «Священная артель», одного из первых преддекабрьских кружков, что заставляет по- новому отнестись к значению этого кружка для Пушкина, тем более что пушкинские послания адресованы двум членам «артели», близким друзьям поэта – Пущину и Кюхельбекеру (в нее входили из лицеистов так же Дельвиг и Вольховский).
Военные стихи Пушкина лицейских лет неравноценны. Лучшим из них, исполненным искреннего пафоса, является, конечно, «Воспоминания в Царском Селе». Совсем слабое - «Наполеон на Эльбе», его Пушкин ни разу не перепечатывал в своих сборниках. Но в стихотворении «Александру» есть строфы, трогающие юношеским воодушевлением, готовность погибнуть за отчизну:
. в дали громов, в сени твоей надежной.
Я тихо расцветал, беспечный, безмятежный!
Увы! мне не судил таинственный предел
Сражаться за тебя под градом вражьих стрел!
Сыны Бородина, о кульмские герои!
Я видел, как на брань летели ваши строи;
Душой восторженной за братьями спешил.
Почто ж на бранной дол я крови не пролил?
Почто, сжимая меч младенческой рукою,
Покрытый ранами, не пал я пред тобою
И славы под крылом наутре не почил?
Почто великих дел свидетелем не был?
Здесь не было никакой наигранности зная атмосферу военных лет в кругу сверстников Пушкина в Лицее и за его пределами, можно понять этот взрыв патриотических чувств. Так, в армию рвался тринадцатилетний Вильгельм Кюхельбекер, мать с трудом уговорила мальчика остаться на лицейской скамье.
Славу одного из центров вольномыслия лицея получил прежде всего благодаря Пушкину, И. Пущин заметил в мемуарах: Пушкин стоял «во главе литературного движения сначала в стенах лицея, потом и вне его. ». «Литературного движение» Пущин понимал широко. В мемуарах он писал, что, оканчивая Лицей, он был «готов для дела». Пушкин тоже был «готов для дела». «Первая моя мысль, - продолжал Пущин, - была открыться Пушкину: он всегда согласно со мной мыслил о деле общем (res publica), по - своему проповедовал в нашем смысле - и изустно и письменно, стихами и прозой». Слова «в нашем смысле» многозначительны. Пущин был уже членом тайного общества. Но он не «открылся».
Застольные «разговоры», «дружеские споры» сменились серьезными дискуссиями, перебором возможных вариантов революционного переворота. Пушкин, по сути, прошел эти стадии: он преодолел и былые иллюзии о том, что падение рабства возможно по манию царя, их сменило убеждение, что деспотический режим может быть свергнут лишь путем восстания и не исключена необходимость уничтожить царя во имя освобождения страны.
Ссылки Пушкина, как известно, были вызваны его политическими стихами, которыми, выражению Александра I, он «наводил Россию». Позднее, когда шел судебный процесс над декабристами, в бумагах многих из mix были найдены списки этих пушкинских произведений. Конечно, знал политические стихи Пушкина и Пущин. И не только знал- понимал, какое огромное революционизирующее значение имеют они, как активно воздействует умонастроение передовой части тогдашнего русского общества. Он не раз творил другу, что тот «действует как нельзя лучше для благой цели». Сам Пушкин позднее довольно точно обрисует свои взаимоотношения с декабристами в знаменитом «Арионе».
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали,
В глубь мощны вёслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный.
В молчанье правил грузный
А я беспечной веры полн -
Пловцам я пел.
В апреле 1820 года в письме к Вяземскому Пушкин писал об окончании им «Руслана и Людмилы». В том же месяце его настигла сильная опала правительства. Правительству стали известны его не напечатанные вольнолюбивые стихи и Пушкина выслали в Южную ссылку. Пушкин покинул Петербург без особого сожаления. «Петербург душен для поэта»,- писал он Вяземскому в конце апреля 1820 года. «Я жажду краев чужих; авось полуденный воздух оживит мою душу». Шестого мая в сопровождении неизменного своего дядьки Никиты Козлова Пушкин выехал из столицы, держа путь через Чернигов и Киев в Екатеринослав. Возвратившись из путешествия с Раевским, Пушкин попадает в Кишинев в обстановку, знакомую поэту по Петербургу. В Кишиневе он встречается с генералом М. Ф. Орловым, знакомиться с К. А. Охотниковым, членами Союза благоденствии. В ноябре 1820 году Пушкин был приглашен родственниками Раевских, Давыдовыми погостить в их имение Каменку Киевской губернии. Здесь он встречает декабриста И. Д. Якушина и других членов тайного общества, съехавшихся к В. Л. Давыдову, одному из его участников. В беседах обсуждались волнения в Семеновскому полку, революционные события в Испании, Италии. Пушкин «с жаром доказывал всю пользу, какую бы могло принести тайное общество в России» - вспоминает Якушин. Когда же спор по этому поводу свёлся в шутку Пушкин со слезами на глазах воскликнул: «Я никогда не был так счастлив, как теперь; я уже видел жизнь мою облагороженною и высокую цель перед собой, и все это было только злая шутка. », «В эту минуту он был прекрасен», - заключает Якушкин. Декабристы не вовлекали Пушкина в члены общества, не совсем доверяя его беспечной и пылкой натуре и боясь за судьбу гениального поэта. Но декабристы широко использовали в своей пропагандистской деятельности свободолюбивую поэзию Пушкина. В годы южной ссылки поэзия Пушкина отразила подъем революционных настроений в среде декабристов. Стихи и письма Пушкина кишиневского периода полны откликов и намеков, связанных с освободительным движением на Западе и политическими событиями начала 20-х годов. В 1821 году поэт пишет стихотворение «Кинжал», призывающее к борьбе с самовластием путем прямого революционного насилия. В высокоодическом стиле, напоминающем «Вольность», но с романтическим пафосом прославляется Свободы тайный страж, карающий кинжал, Последний судия позора и обиды.
Исследователь движения декабристов академик М. Ф. Нечкина справедливо заметила, что вольнолюбивые политические стихотворения Пушкина можно назвать активным участником декабрьского движения. «Боролись в рядах восставших. и, с этой точки зрения Пушкина. »
Осенью 1821 года Пушкин сблизился с «первым декабристом, майором Б. Ф. Раевскнм», непримиримым врагом самодержавия. Под влиянием бесед с ним Пушкин задумывает политическую трагедию «Всадник» - на излюбленную в декабристской поэзией тему древней русской вольности.
В кишиневской ссылке у Пушкина возникают дружеские связи с Южными декабристами. В начале апреля 1821 года он знакомится с декабристом Пестелем, крупнейшим представителем передовой русской общественной мысли в начале девятнадцатого века. «Мы с ним вели разговор метафизический, политический, нравственный и прочие, - записывает поэт в дневнике. «Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю».
Конец Южной ссылке Кишиневская жизнь кончилась для Пушкина в середине 1823 года 25 августа. Пушкин сообщает о себе брагу: «Мне хочется, душа моя, написать тебе целый роман - три последние месяца моей жизни. Пушкин вернулся в Петербург. С течением времени конфликт нарастал и обострялся и кончился прямой ссорой. Поводом к ней поступил приказ Воронцова в соответствии с которым Пушкин должен был отправиться в экспедицию для сбора сведений о саранче. Пушкин принял это за прямое оскорбление и подал е отставку. Дело все-таки кончилось отставкой Пушкина и более того ссылкой Пушкина по Высочайшему повелению в село Михайловское.
31 июля 1824 года Пушкин выехал в село Михайловское. 9 августа, не заезжая в Псков и не доложил о себе, как надлежало, псковскому губернатору, он прибыл на место назначения. В Михайловском его ждала вся семья: отец, мать, брат и сестра. Через некоторое время родители Пушкина уехали из Михайловского, оставив его с няней.
Южный период пушкинского «изгнания» (это его собственное выражения) существенно отличался от периода Михайловского, между прочем, и тем, что на юге поэт исключительно много путешествовал, наслаждаясь самым движением по необъятным простором родной земли; здесь же он был вынужден пребывать на одном месте, ограничиваясь редкими поездками в Псков.
Главной его мечтой было возвратиться в столицу, получить свободу передвижения; возможность отдаться любимому своему призванию и погрузиться в самую гущу общественной и литературной жизни. Но и в одиночестве своём деревенском Пушкин не прерывал отношения с внешним миром. Переписка его за два года пребывания в Михайловском особенно обширна и интересна; его посещали друзья: лицейские товарищи Пущин и Дельвиг, «буйный» Языков, приезжавший, правда, в Тригорское, но близко подружившийся и с Пушкиным и с его няней. Особо следует отметить оживленную переписку Пушкина с декабристами К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым. Пушкин много спорил с обоими по литературным вопросам, но все это не мешает нам видеть в их переписке ту открытость суждений и чувство большой личной симпатии, которые на наших глазах создают ощущение завязавшейся и все крепнущей дружбы.
На приезде в Михайловское И. И. Пущина нам следует остановиться подробнее. В воспоминаниях Пущина об этом приезде рисуется, помимо всего прочего, та подлинная дружба, которая связывала этих друзей ещё со школьно! скамьи. О чем только за это свидание друзья не переговорили! Они вспоминали и лицейскую сбою детскую и юношескую жизнь. Пушкин несколько раз повторял, что ему всё еще не вериться, что они вместе. Он рассказывал и о себе: «С музой живёт в ладу и трудиться охотно и усердно».
А ещё днем, до обеда, незаметно зашёл разговор и о тайном обществе. Тайны этой Пушкину всё ещё не открывали. Как же случилось, что Пушкин не знал о том, что состояло самое важное в жизни друга? В своих «Записках» Пущин не раз возвращался мыслью к разговором с Пушкиным. Поэт подозревал о существование какой-то тайны, расспрашивал. Пущин отмалчивался, хотя ему было очень трудно. Однако тайна эта теперь приоткрылась. Вот как об этом рассказывает сам Пущин:
«Незаметно коснулись опять подозрений насчет общества. Когда я ему сказал, что не я один поступил в это новое служение отечеству, он вскочил со стула и вскрикнул: «Верно, всё это в связи с майором Раевским, которого третий год держат в Тираспольской крепости и ничего не могут выпытать». Та Пушкин без труда догадался о связи южных революционеров с тайным Северным обществом.
В письмах Пущина к своему другу после этого знаменательного свидания есть маленькие подробности, которые наводят на мысли особого рода.
Примечательно, что в письме к Пушкину от 12 марта 1825 года Пущин настоятельно подчёркивает число и месяц и сопровождает эту дату пометкой: «Знаменательный день». Пушкин, конечно, понял: 12 марта – это день убийства императора Павла, А ведь среди многих участников тайного обществ зрели мысли и об убийстве Александра.
После получения известия о внезапной смерти императора Александра и отказа от престола князя Константина неожиданно создалась обстановка, открывавшая возможность решительных действий со стороны тайного общества.
«В 1825 году Россия - писал В. И. Ленин - впервые видела революционное движение против царизма» И Николай I жестоко расправился с восставшими Целью этого революционного выступления была попытка свергнуть или ограничить самодержавную царскую власть. Но организовано оно было неудачно, и новый царь , Николай, успел овладеть положением, подведя верш ему войска. Тотчас начались аресты заговорщиков, принявшие самый широкий характер.
Однако это неудавшееся восстания сделало своё дело: по позднейшим слова А. И. Герцена, «гром пушек на Сенатской площади разбудил целое поколения».
Весть о декабрьском восстании дошла вскоре и до Пушкина. Эта неудача движения, аресты его участников, среди которых было много знакомых и приятелей Пушкина, - все это не могло не произвести на него самого удручающего впечатления. Более того, судьба самого Пушкина оказалась теснейшим образом связанной с этими историческими событиями. Ситуация в которой оказался Пушкин после разгрома восстания, была весьма острой. День 14 декабря 1825 года стал рубежом для дальнейших судеб России. От этого события начался отсчёт истории революционного движения в России. Восстание декабристов способствовало дальнейшей поляризации общественных сил.
Выдержки из переписке поэта дают живую и верную картину внутреннего его состояния. Но он думал и беспокоился не об одном себе. «С нетерпением ожидаю решения участи несчастных и обнаруживание заговора», - писал он Дельвигу. Ожидаемое "решение" не заставило себя ждать: в Михайловское пришло страшное известие о приговоре по делу декабристов и участников последовавшего затем восстания Черниговского полка (на юге) и о приведении этого приговора в исполнение по отношению к пяти вождям революционного движения, которые были повешены. Среди них - Пестель и Рылеев. Пущину предстояло двадцать лет каторги.
Пушкин был потрясён. В рукописях его сохранились рисунки: виселицы с пятью трупами, профили декабристов, зашифрованная запись о самой казни.
Совсем незадолго до приговора декабристам Пушкин всё же, по настоянию друзей; обратился с официальной просьбой разрешить ему ехать, чтобы восстановить расстроенное здоровье, "или в Москву, или в Петербург, или в чужие края". Об этом своём письме он писал Вяземскому в августе 1826 года: "Ты находишь письмо моё холодным и сухим. Иначе и быть невозможно. Благо написано. Теперь у меня перо не повернулось бы". И там же пишет о декабристах: "Ещё таки я всё надеюсь на коронацию. Повешенные повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна".
Когда Пушкин называет сосланных в Сибирь декабристов " друзьями, братьями, товарищами", то все эти определения идут из глубины души и, как всегда у него, верны и точны. Не будучи в рядах декабристов, поэт своими вдохновенными и поднимающими стихами сделал для этого революционного движения не менее, чем самые деятельные его участники и организаторы. Пушкин ощущал свой долг перед декабристами. Словно наказ, звучали для него слова Рылеева, обращенные в письме к нему всего лишь за три недели до событий на Сенатской площади : "На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают". С наказом такого рода обратился к Пушкину уже после разгрома восстания друг Рылеева, Александр Бестужев. В письме к Н. Полевом}' 9 марта 1833 года он просил передать Пушкину: "Ты надежда Руси, не измени, не измени ей, не измени своему веку. ".
Внутреннее это напряжение нашло наконец поэтическое своё выражение в знаменитом "Пророке". Он не только готов был разделить судьбу декабристов, но и чувствовал в себе силы продолжать их дело своим пророческим, то-есть общественно-поэтическим словом:
И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей!
С этим могучим призывом е душе поэт был готов к свиданию в Москве с новым царём - Николаем; поэт не был склонен ни к малейшим уступкам.
Пушкина везли из Михайловского в сопровождении фельдъегеря с исключительной быстротой.
Да и по прибытии ему не дали и отдохнуть. Его сразу доставили к дежурному дворцовому генералу. Пушкин не имел представления, что его ждёт: может быть, высылка, вслед за декабристами, в Сибирь.
Поскольку Следственной комиссии не удалось выяснить Пушкина к тайному обществу в такой степени, чтобы его навсегда обезвредить, перед царём и его приспешниками встал вопрос: как быть с поэтом?
Тогда и возник коварный замысел использовать Пушкина в интересах самодержавия. Итак, разговаривая: с Пушкиным 28 августа, Николай знал о его прошении и о приложенном обязательстве. Но он решил провести длительную беседу, а по существу, закамуфлированный допрос. Самый важный вопрос, который он задал Пушкину и в содержании которого сомнений нет, - это вопрос о том, был ли бы Пушкин 14 декабря на Сенатской площади, если бы не находился в это время в Михайловской ссылке. Ясный утвердительный ответ Пушкина, вероятно, озадачил императора, который знал, что многие из привлечённых к следствию всячески старались доказать, что они не причастны к делу, в котором их обвиняют. Далее Пушкину было сказано, что он может писать, что ему заблагорассудится (это было не трудно обещать, поскольку Пушкин в упомянутом письме дал обещание «не противоречить моими мнениями общепринятому порядку»; впрочем, обещание довольно расплывчатое. ). И, наконец, Николай сказал, что будет сам его цензором (в дальнейшем это привело к довольно тяжёлой ситуации для Пушкина).
Последовательно и настойчиво пытался Пушкин внушить Николаю мысль быть милостивым, простить декабристов. Совсем не случайно появляются в его произведениях образы «добрых» царей, не держащих зла на своих бывших врагов. Пётр I (стихотворение « Пир Петра I») примиряется с поданным, прощает ему его вину:
Он с подданным мириться; Виноватому вину Отпуская, веселиться Кружку делит с ним одну; И в чел его целует, Светел сердцем и лицом; И прощенье торжествует, Как победу над врагом.
Однако царь не внял увещевание поэта. Декабристы были амнистированы только после смерти Николая в 1856 году. Через тридцать с лишним лет получил долгожданную свободу и Иван Иванович Пущин.
Пущин вернулся из ссылки больным, «настрадавшимся досыта», как он пишет в одном го писем. И тем не менее твердый дух его не был сломлен. Сломить его было просто невозможно. Чтобы понять это, стоит вернуться назад, на ссылку е Сибири.
Пушкин первый встретил Пущина на сибирской каторге. Пущина особенно трогала именно эта подробность: он первый посетил Пушкина е его Михайловской ссылке и Пушкин - первый же встретил его на сибирской каторге. Так ещё и ещё раз была закреплена эта исключительная дружба. Тогда же Пушкин написал и знаменитое своё послание декабристам в Сибирь:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Конец стихотворения исполнен большого подъёма.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Это бесконечно далеко от всякого соглашательства: «темницы рухнут» - это те же «обломки самовластия», о которых писал поэт в юношеском послании к Чаадаеву.
О том, как это послание Пушкина было встречено декабристами, мы можем судить по ответному стихотворению А. И. Одоевского:
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели.
На каторге и в ссылке декабристы жадно ловили каждую весть о том, помнят ли их, не считают ли их подвиг напрасным? Ф. Вадковский (приговоренный к пожизненной каторге) тревожно спрашивал в своих стихах:
Помнишь ли нас,
Русь святая, наша мать.
Иль тебе, родная, не велят и вспоминать?
Дума о будущих поколениях, о том, что они должны знать о декабристах, проникнуто стихотворение Б. Л. Давыдова, написанное на каторге:
В сибирских пустынях
Возвышается заброшенный холм,
Покрытый увядшей травой,
Не обрамленный камнем.
Я видел крутом рассеяны обломки
Могильного креста,
Многие слова надгробные надписи
Были почти стерты.
Последними жизненными впечатлениями Пушкина, связанными с декабристами, была неожиданная его встреча с Кюхельбекером и проводы жен декабристов, следовавших за мужьями в Сибирь.
Пройдя тяжкий тридцатилетний путь каторги и ссылки, уцелевшие декабристы остались верны тем идеям, которые привели их 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь. «Глас свободы раздавался не более нескольких часов, но и то приятно, что он раздавался», писал из крепости Г. С. Батенков.
Декабристы страстно любили Россию. Священные могилы декабристов стали в наше время «памятником дела великого». Не страницы, а сотни книг написаны о декабристах и их героических женах, а сами они, вволю настрадавшись сказали устами А. И. Давыдова: «Какие мы героини? Это поэты сделали из нас героинь, а мы просто поехали за нашими мужьями».
Заключение
"Первые русские революционеры - декабристы – были борцами против крепостного права и самодержавия. Во имя этой цели они выступили с оружием в руках 174 года тому назад - 14 декабря 1825 гола – в Петербурге, тогдашней столицы Российской империи, на Сенатской площади, где высится памятник Петру I. По месяцу восстания - декабрю - они и называются декабристами.
Шли годы. Восстание декабристов уходило в историю. Но Пушкин вновь и вновь возвращался к людям 14 декабря, ставших «историческими лицами». А после его смерти 27 января 1837 года среди рукописей нашлись планы романа, где прототипами были Грибоедов, Илья Долгоруков, Сергей Трубецкой, Никита Муравьев - трое последних объединены в «Общество умных».
Мысли о прошлом вплетались в раздумья о будущем. Возможность прозрения будущего пролегала через опыты истории: «одна только история народа может объяснить истинное требование оного: так считали и декабристы: «Для нас необходим фонарь истории» (А. А. Бестужев); нужна история «не только для любопытства или умозрения, но путеводит нас в высокой области политики» (М. С. Лунин).
Каков же все-таки удельный вес вопроса о том, почему Пушкин не был принят в члены тайного общества? Казалось бы, после многих исследований проблемы «Пушкин и декабристы» этот вопрос должен быть снят как дискуссионный. Факты и материалы, проведенные в разных работах, свидетельствуют о главном: среди мотивов, по которым Пушкин остался не вовлеченным в подпольную деятельность декабристов, не было и тени сомнений в его ненависти ж самодержавию, в его одержимости борьбой против крепостничества и деспотического режима. И это главное. Среди причин, которые заставляли декабристов воздержаться от приема Пушкина в тайное общество, выделялись две: одна - открытость его характера, неосмотрительность демонстрации своих политических взглядов, что совершено не вязалось с требованиями строго конспирации; другая причина заключалась в том, что и до ссылки Пушкина, и тем более после, он состоял под неусыпным полицейским надзором и уже само это обстоятельство исключало возможность привлечение б секретную организацию. Друзья Пушкина, не смотря на его пылкое желание вступить в члены тайного общества, все - таки не пошли на это, сохранив гениального поэта «для славы России», - так писал Пущин, когда размышлял о судьбе его дарования, если бы он оказался на сибирской каторге.
Независимо от того, был ли Пушкин членом тайного общества, он стал крупнейшим выразителем идеалов освободительного движения декабристской эпохи и хранителем лучших традиций движения. Он испытывал постоянное влияние грозовой атмосферы, в которой действовали декабристы, и сам влиял на ход их борьбы не только политическими идеями своей поэзии, но и излучавшими ею эмоционально - психологическими импульсами героической борьбы, самоотверженности.
Подвиг декабристов был назван В. И. Лениным величайшим патриотическим подвигом, вызывающим нашу законную гордость и восхищение. Этот подвиг имел огромное агитационное значение и призывал к действию все последующие поколения русских революционеров. В этом смысле представляет исключительный интерес впервые приводимое М. В. Нечкнной в ее большом труде о движении декабристов письмо старого декабриста И. И. Горбачевского. Незадолго до смерти он писал молодому шестидесятнику В. А. Обручеву, соратнику Н. Г. Чернышевского: «Моя душа и сердце с Вами. Одно скажу без украшений и прибавлений, что, сидя дома, в одиночестве. благословляю тот случай, который мне помог в моей жизни и в моем сердце заменить Вами потерю своих прежних, бывших товарищей, которых смерть унесла и которых я любил и высоко уважал; я в Вас встретил их, я их узнал, опять их вижу и слышу, говоря с Вами. ».
Не претендуя здесь на разрешение проблемы «Пушкин и декабристы» во всей ее многосторонности и многогранности мы думаем и считаем, что особенно важно выстроить известные и мало известные факты е определенную систему, пусть противоречивую, но систему. Причем, учитывая известные факты истории, так и историю фактов. Этому способствует усилившиеся интерес к истории движения первых русских революционеров.
Комментарии