Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2019-10-08

Празднование масленицы на Руси. Часть 2

Продолжение

Масленица – гуленый праздник

Смысл и обычаи празднования масленицы

Каждому из россиян знаком праздник Масленицы. Однако, попытавшись выяснить смысл этого праздника, мы столкнулись с таким множеством различных толкований и точек зрения, что стало совершенно очевидным: истинный смысл праздника во многом утерян, он остался на уровне бытовой привычки. Тем не менее, мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с результатами проведённого нами мини исследования.

И начнём с самого старого обычая празднования Масленицы, который пришёл к нам из дохристианских верований наших предков. В те давние времена празднование Масленицы было приурочено к дню весеннего равноденствия и проходило в течение двух дней, каждый из которых имел и сакральную и бытовую составляющие. В первый день праздновалась встреча Богини Весны – Весты. И после того как Веста пришла, вместе с ней уже можно было и провожать Богиню Зимы – Морёну, чучело которой сжигалось на второй день празднования Масленицы. Исторические свидетельства, в частности воспоминания византийского писателя VI века Маврикия Стратега, говорят о том, что славянские роды жили на достаточно большом расстоянии друг от друга. По мере развития межродового общения на годовые празднества, для взаимного обмена товарами, для заключения браков и т. п. члены отдельных родов съезжались в одно место, которое у русских называлось погостом (от слова «гостить», только с XVIII века погостом стали называть кладбище с церковью). В погостах постепенно слагалось своё смешанное население, и они превращались в небольшие города. Таким образом, на бытовом уровне праздник Масленицы означал наступление времени весенних полевых работ, для проведения которых славянские роды разъезжались по отдалённым друг от друга родовым поселениям (хуторам), где и находились до времени празднования урожая. В течение лета только молодое поколение – женихи и невесты – съезжались на празднование Дня Ивана Купалы. В день встречи Весты оглашались имена девушек, которые достигли возраста половой зрелости и теперь уже могли быть просватаны и стать невестами, их и называли весталками. Впрочем, по этому поводу есть и другое мнение: вестами или весталками называли девочек в возрасте от семи лет и до половой зрелости, по достижении которой они могли быть просватаны и стать невестами. При праздновании масленицы и в стародавние времена принято было ходить друг к другу в гости. Прежде всего, ходили в гости к молодым, которые традиционно вступали в брак во время от празднования Дня Урожая до Дня Перуна, и к Масленице уже могли продемонстрировать мир да лад в семье, или его отсутствие. Как и большинство древних праздников, Масленица содержала в себе элементы культового поклонения духам предков, поэтому масленичное угощение включало в себя не только блины, символизировавшие солнце, но и поминальное угощение, которое традиционно включало в себя рыбу. К концу второго дня празднования гуляние стихало, постепенно сформировался обычай в этот вечер просить друг у друга прощения за причинённые обиды, поскольку большинство из празднующих могли встретить друг друга в следующий раз уже только осенью. Впрочем, по некоторым древним календарям Новый год начинался именно после дня весеннего равноденствия, в этом случае такой обычай был обусловлен стремлением вступить в Новый год без груза прошлых обид и неправедных поступков.

После принятия Русью христианства Масленица попадает в разряд запрещаемых церковью праздников, однако древнее верование наших предков полностью не было уничтожено, оно органично слилось с Византийским Христианством, придав ему своеобразную форму Православного Христианства. И Масленица трансформировалась в особый народный праздник, содержащий в себе как дохристианские, так и христианские черты. Теперь масленица празднуется в течение целой недели, которая так и называется Масленой неделей, и по времени предшествует Великому посту. И здесь мы сталкиваемся с разделением праздника на две составляющих: бытовую и религиозную.

Собственно в бытовом проявлении в дореволюционный период в России Масленица – это не только масленичная неделя, но и весь период подготовки к Великому посту, который включает в себя "всеёдную" и "рябую" недели. Во время первой постные дни отсутствуют, а во второй чередуются скоромные и постные дни недели. После рябой недели наступает неделя масленичная или сырная, во время которой уже не едят мяса, но все еще употребляют в пищу молочные продукты. Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, т. к. начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок – Узкой и Широкой Масленицы. И у каждого дня масленичной недели было своё имя: понедельник – Встреча, вторник – Заигрыши, среда – Лакомка, четверг – Разгул, пятница – Тёщины вечерни, суббота – Золовкины посиделки, воскресенье – Прощёный день. Одно из описаний празднования Масленицы выглядит следующим образом.

На первый день Масленицы справляли встречу Чистой Масленицы – широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: "Звал, позывал чистый семик широкую масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться". После этих зазываний дети начинали кричать: "Масленица приехала, масленица приехала!" и устраивали кулачные бои в честь приезда дорогой гостьи. Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину – жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги. Богатые люди уже с понедельника начинали печь блины, а бедные – с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: "честные наши родители, вот для вашей души блинок". Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю масленицу.

Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На Заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости – покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили "позыватки" – люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "у нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали такие отказы по-своему: "здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого". Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где парни высматривали невест, а девицы поглядывали украдкой на суженых.

В среду, на Лакомку, тещи приглашали зятьев на блины, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!" Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и селам отдельно от мужчин и распевали веселые песни. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами, разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".

В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика – балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая, таким образом, себе угощение на праздничный вечер.

В пятницу, на Тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Приглашения бывали разные: почетные - когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые – на ужин. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек – любимый сынок".

В субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.

В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума – полотенце, для кумы – кусок мыла. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями – «на богатый урожай». В деревнях жгли костры, но не обычные – из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобится, чтобы освободиться от всего ненужного. В городах же костры разводили с другой целью – растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы – холод и лед. Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и подходили к наступлению весны, а поскольку подавляющее большинство населения России приняло христианство, то и к Великому посту, с чистым сердцем и лёгкой душой.

Что касается религиозной составляющей Масленицы, имеющей отношение к Русской православной (христианской) церкви, для которой Масленица является подготовительной неделей к Великому посту и носит название сырной седмицы, то она имеет следующее содержание. её предназначение – помочь верующим подготовиться к длительному пути поста, для которого особенно необходимы внутренняя и внешняя собранность мыслей и действий человека. В это время Устав уже предписывает воздерживаться от употребления мяса, но разрешается вкушать молоко, сыр, масло и яйца. В русской церковной традиции человек, ощущая весеннее возрождение природы, подвигается на изменения своей внутренней духовной жизни для встречи главного христианского праздника – Светлого Христова Воскресения. Для человека, любящего храм Божий, Масленица пронизана размышлениями о Страшном суде Христовом (напоминание о нем звучит в воскресенье, предшествующее началу сырной седмицы). Стало быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама Масленица никак не становится временем чревоугодия. В храмах уже в масленичную среду начинают читать покаянную молитву великого восточного подвижника IV века – преподобного Ефрема Сирина, сопровождающуюся земными поклонами: Господи и Владыко живота моего. В ней христиане просят Господа удалить от них дух праздности, уныния, любоначалия (любви к власти) и празднословия, и даровать им дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Сырную седмицу завершает Прощеное воскресенье. В этот день в храмах совершается Чин прощения: после воскресной вечерни, когда священнослужители уже переоблачились в черные покаянные одежды, верующие и духовенство испрашивают друг у друга прощения с тем, чтобы с мирной совестью принять на себя подвиг поста.

Масленица – гулёный праздник

Загадки и песни о блинах

Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде. )

На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины. ) Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло. ) Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях. )

В первый день праздника дети обходили избы деревни, поздравляли с наступлением масленицы и выпрашивали блины.

Тин-танка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

Ах, ты Домнушка,

Красно солнышко!

Вставай с печи,

Гляди в печь,

Не пора ли блины печь! - пропев под окнами такую песенку, владимирские ребятишки входили в дом и просили: «Подайте широкой Масленице!» Если хозяйка подавала мало, ребята убегали со словами:

Паршивые блины

По аршину длины!

После обеда дети собирались на горе и, скатываясь, выкрикивали:

Широкорожая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Не отставали от ребят и взрослые. В один из первых дней они тоже ходили от дома к дому и собирали «на Масленицу», припевая:

Масленица-кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!

(Курская губ. )

Ой да Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее состречаем,

А мы, красные, ее состречаем!

Ой да Масленица, погостюй недельку,

Широкая, погостюй другую!

Масленица: «Я поста боюся!»

Широкая: «Я поста боюся!»

«Ой да Масленица, пост еще далече,

Широкая, пост еще далече!»

(Калужская губ. )

Прошли дворы,

Наполнили сумы.

Ах, Масленица, обманщица!

С конями пошли,

Со двора свели,

Ах, Масленица, обманщица!

Надели зипуны,

По гостям пошли,

Кати домой,

Шевели ногой,

Шевели ногой,

Вовсю рысцой!

(Владимирская губ. )

О, мы Масленицу устречали,

Устречали, Лели, устречали,

Мы сыр с масельцем починали,

Починали, Лели, починали,

Мы блинками гору устилали,

Устилали, Лели, устилали,

Сверху масельцем поливали,

Поливали, душа, поливали.

Как от сыра гора крута,

Гора крута, лели, гора крута,

А от масла гора ясна,

Гора ясна, лели, гора ясна.

А на горушке снега сыплют,

Снеги сыплют, лели, снега сыплют,

А нас мамочки домой кличут,

Домой кличут, лели, домой кличут.

А нам домой не хотится,

Не хотится, лели, не хотится,

Нам хотится прокатиться,

Прокатиться, лели, прокатиться,

С горушки да до слушки!

До слушки, лели, до слушки!

Наша горушка все катлива,

Все катлива, лели, все катлива,

Наши бабушки воркотливы,

Воркотливы, лели, воркотливы.

Они день и ночь все воркочут,

Все воркочут, лели, все воркочут.

Они на печке лежат, все про нас говорят,

Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!

«Не пришел бы к нам кто, не принес бы чего,

Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!

Или сыра кусок, или мыла брусок».

Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!

(Торопецкий уезд Тверской губ. )

Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды - четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах.

Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай «лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лен».

В Архангельской губернии долго сохранялась традиция на масленицу скатываться с горы парам, которые поженились в этом году.

Сани с молодоженами подъезжали к горе в то время, когда там собиралось много мужиков и холостых парней. Как только молодой поднимался на гору, мужики кричали: «Молоду такого-то на горку!» «Она, услышав приглашение, выходит из саней и, поклонившись на ту и другую сторону в поле, идет к ожидающему ее мужу, беспрерывно кланяясь, а зашедши на горку и еще отмерив в одну сторону три низких поклона и севши к супругу на колени, целует его два или три раза, но стоящие тут зеваки, не довольствуясь такою малою любезностью новобрачных, держат санки, говоря: «Еще, еще раз подмажь, ходче пойдет!» - и заставляют ее таким образом целовать 10 раз и более и тогда только спускают их катиться. Скатившись, молодая опять целует мужа один раз». Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу.

Катание с гор молодоженов сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься.

Вот не с гор на гору снеги сыплют,

Снеги сыплют, люли, снега сыплют.

На меня, молоду, свекор смотрит,

Свекор смотрит, люли, свекор смотрит.

«Хороша была у девицах,

У девицах, люли, у девицах,

Теперь хуже того в молодицах,

В молодицах, люли, в молодицах!»

Вот не с гор на гору снеги сыплют,

Снеги сыплют, люли, снега сыплют.

На меня, младу, свекор смотрит,

Свекор смотрит, люли, свекор смотрит.

«Плоха была у девицах,

У девицах, люли, у девицах,

Хуже того в молодицах,

В молодицах, люли, в молодицах!»

Вот не с гор на гору снега сыплют,

Снега сыплют, люли, снега сыплют,

На меня, младу, мужик смотрит,

Мужик смотрит, люли, мужик смотрит.

«Хороша была у девицах,

У девицах, люли, у девицах,

Лучше того в молодицах,

В молодицах, люли, в молодицах».

(Торопецкий уезд. )

Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодежь. Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.

Запрягу я коня вороного,

Посажу я кума молодого.

Масленица счастливая,

Протянися подольше!

Девки, масленка идет,

Кто нас покатает?

У Петруни за двором

Сивка пропадает.

Я о масленке катался,

Трое саней изломал,

Ворона коня замучил,

А милашку покатал.

Не целуй меня на улице -

Целуй меня в сенях!

Не целуй меня в сенях

Целуй на маслену в санях!

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару.

Например, костромичи «выборанивали девок»-таскал борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. В Острогожском уезде Воронежской губ. женщины привязывал неженатым парням колоды - это шуточное наказание за то что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином блинами, конфетами.

Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы. Молодые супруги должны были принять участие и в обычае, который известен под названием «Столбы». «Состоит этот обычай в том, что молодые нарядившись в свои лучшие костюмы (обыкновенно в те самые, в которых венчались), встают рядами («столбами») по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг друга; при этом кричат: «Порох на губах!» - и предлагают целоваться. «Покажите, как вы любитесь!» <.> Иной подкутивший гуляка отпустит столь полновесную шутку, что молодая зардеется, как маков цвет <.> «Столбы» продолжаются час, потом едут кататься».

В Тверской губ. «к молодухе, вышедшей замуж в течение прошедшего года, приводят борону и сани. Молодая должна была выкупить шелыгу. Если молодуха выкупит шелыгу, выставит угощение, то поедет на гулянье на санях, а если поскупится, то поедет на бороне».

У владимирцев был свой обычай: утром вытаскивали на улицу молодого мужа и закидывали его снегом, а то и прямо зарывали в снег (говорили: «Молодых затьев зарывать пойдем!»). Жена должна была выкупить своего мужа, поднести «зарывальщикам» угощение и столько раз целоваться с мужем, сколько просили.

Традиционный вятский «целовник» имел место в масленичную субботу, когда «подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу. Молодая подносит каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целуется с ней».

Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется). Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен (в основном шуточных анекдотов и пр. В некоторых местах «тещины блины» происходили на «лакомки», т. е. в среду на масленой неделе, но могли приурочиваться к пятнице.

Катание на лошадях, и катание с гор

Неотъемлемой частью праздника, где бы он ни происходил, были катания на лошадях. В Вязниковском у. Владимирской губ. “на Масляной” всю неделю, “с утра до ночи” катались в санках на лошадях, обвешанных цветными лоскутками и бубенчиками, колокольчиками и расписными дугами. К передку санок прикрепляли красные флаги на шестах. Из саней с упряжками образовывались длинные вереницы, они разъезжали по селению “с песнями и шумом”. По сторонам улицы стояли зрители, обменивавшиеся поклонами с проезжавшими. Озорники вваливались в сани на ходу и оставались в составе “поезда”.

В Тверской губ (записи о селениях по реке Тверце) масленичное катанье на лошадях начиналось только с пятницы.

На лошадей надевали самую лучшую сбрую, обвешивали их бляхами. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанью покупали сани. Все молодые парочки непременно участвовали в катанье. Девушки тоже добывали себе сани и, “насевши по нескольку человек, наряженные, отправлялись куда-нибудь в ближайшую деревню, где назначается съезд”.

В такую деревню съезжались сотни саней. Даже девочки-подростки просили родителей запрячь им лошадь. Если не было саней, то запрягали в дровни. Катанье продолжалось здесь в течение трех дней. Имела значение одежда, в которой предстояло появиться на праздничных санях. Парни надевали крытые шубы; за отсутствием своей даже брали напрокат, потом отрабатывали. Катанье, как и хоровод, было окружено определенной атмосферой внимания старших, в которой формировалось общественное мнение.

В Тамбовской губ (материалы Борисоглебского у. ) катанье на лошадях также было принято в течение последних трех дней Масленичной недели. Местами оно делилось на две части: сначала разъезжали отдельными упряжками или поездами из нескольких саней; потом совершался общий съезд в каком-либо местном центре. Так, в Ильинской вол. Ростовского у. (Ярославской губ. ), где Масленицу праздновали с понедельника, кататься начинали в четверг: молодежь и мальчишки запрягали по очереди лошадей в розвальни и, ввалившись целой ватагой в сани, с песнями ездили по соседним деревням. Здесь, как и повсеместно, обязательным было участие молодоженов в масленичном катанье. Сани с молодыми встречная толпа останавливала по нескольку раз в каждой деревне и “заставляла здороваться, то есть целоваться”.

Вторая часть катанья наступала в последнее воскресенье Масленицы — “прощальное”, в середине дня: в селе Ильинском собиралась молодежь со всей волости. Те, кто имел хороших лошадей и нарядную упряжь, разъезжали по селу, а те, кто не имел, водили хороводы с песнями и под гармошку. Катанье на лошадях, как и все гулянье приезжей молодежи в селе, проходило только днем и заканчивалось внезапно, как бы по сигналу. Сигналом служил первый удар колокола к вечерне. После него, писала в Тенишевское бюро сельская учительница Краснораменская, все “буквально бросаются из села и гонят обыкновенно как на пожар, так что в какие-нибудь 5-10 минут в селе не остается ни души, и наступает такая тишина, как в Великий пост”. Поспешность разъезда была вызвана тем, что вечером Прощеного воскресенья катанья, как и хоровод, считались уже неуместными: наступало время просить друг у друга прошенья, начиналось заговенье на Великий пост. Для молодежи эта гонка из села по домам составляла острый заключительный этап праздничного катанья на лошадях, содержавший элементы спортивного состязания.

В пределах Ярославской губ. бытовал и иной вариант масленичного катанья, который отличался чисто женским составом катающихся. По материалам Пошехонского уезда он описан так: “В последние дни Масленой недели после завтрака запрягаются тройками, парами и одиночками розвальни, пошевни, и в них бабы и девки, засевши целыми кучами, чуть не одна на другую, разряженные и приглаженные, катаются нередко с песнями”. В Череповецком у. Новгородской губ. , где Масленица праздновалась только три дня (пятница — воскресенье), и кататься начинали только в пятницу. Хозяева запрягали лошадей в сани, сажали множество желающих покататься — детей или молодежи — и разъезжали вдоль селения. Для многих из молодежи масленичное развлекательное катанье на празднично убранных лошадях соединялось с поездкой в гости в другие деревни. В частности, молодые, повенчанные в последнее межговенье (от Рождества до Масленицы), обязательно должны были уехать в гости к родным жены, где та оставалась гостить всю первую неделю Великого поста. Надо сказать, что сроки гостеваний вообще в крестьянской этике были достаточно четко определены традицией: кому и когда уместно приезжать в гости.

В Тульской губ. (материалы с. Верхотишанка) молодые на первой после своей свадьбы Масленице катались вместе с молодицами и девицами своего семейства. В четверг вечером или в пятницу утром их брали в дом к родителям молодой, где они гостили три дня, постоянно выезжая с песнями посещать других родственников. В Костромской губ. так же, на фоне катания всей молодежи от одной деревни к другой, новобрачные ездили на лошадях в гости к родственникам. Катанье на лошадях по улицам с песнями на Масленицу отмечено и в сообщениях из Воронежской губ.

По материалам Тюменского у. прослеживается четкая возрастная смена катающихся в течение дня: открывалось оно “катаньем детишек самого малого возраста, иногда грудных”, — детей закутывали в шубы, тулупы, одеяла, вожжи давали тоже мальчику. Позднее выезжала молодежь, среди которой центральное место занимали молодожены. Затем катались “большаки, кондовые и богатые крестьяне”. С заходом солнца катанье прекращалось.

Столь же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катанье молодежи с ледяных гор: от южной этнографической зоны до Крайнего Севера. Оно тоже было приурочено преимущественно к Масленице. Так, из Воронежской губ. (с. Архангельское, или Голышовка, Каратоминского у. ) в 1854 сообщали в Географическое общество, что на Масленицу там делают гору и катаются на салазках. А описывающий быт русских колымчан 1820-х путешественник Ф. П. Врангель с удивлением отмечал: “На Масленице также веселятся и обыкновенно строят горы, хотя здешние жители и без того почти никогда иначе не ездят, как на санях по снегу и льду”.

Повсеместно в селениях, стоявших на равнине, а нередко и при наличии естественных спусков, строили к Масленице большие искусственные горки. Эта подготовка сама по себе уже служила поводом для оживленного общения молодежи. В Архангельской губ. большую ледяную гору делали к Масленице в каждой деревне, а сверх того устраивали еще небольшие катки для детей у отдельных домов. Четыре столба с настеленными досками и залитым водою снегом составляли верх горы — гузно. Скат — катище — делался тоже из досок, державшихся на подпорках с “перекладками” поперек ската. На досках лежал слой льда или замороженного снега. Катище продолжалось “улицею” (раскатом), проложенной по поровненному и залитому водой снегу. Иногда “улицей” служил лед реки или озера, если горку строили у водоема. По бокам гузна, катища и “улицы” втыкали в снег елки. В некоторых деревнях горы украшали фигурами из катаного снега, облитыми водою. Лица фигур рисовали углем.

Катались здесь с горы на салазках, шкурах и рогожах. На санях — по одному, два, а иногда и по три человека. Последнее называлось катиться кораблем: двое располагались лицом друг к другу, а третий — между ними. На кожах и рогожах скатывались по 4 — 10 человек. Парни катались также на коньках (кониках) и просто стоя — несколько человек держались гуськом друг за друга, это называлось катиться юром.

Среди крестьянской молодежи было принято использовать масленичное катанье с гор и для встречи постоянных пар — парня и девушки. Местами катанье парами считалось уместным в течение всей зимы, а не только на Масленицу. Из Орловского у. сообщали в Тенишевское бюро, что зимой делают скамейки (то есть обливают их водой и замораживают) и ледянки (“подмороженные плетушки из решета”). На скамейке катаются парень с девушкой. Катанье сопровождалось шутками, озорством, хохотом. Тем не менее, как писал житель с. Неделина Калужской губ. , забавы при парном катании “отличались большим благородством и вежливостью”.

В Юрьевском у. Владимирской губ. (1853) молодежь каталась на Масленицу с горы на скамьях и буках — низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных. Как только утром кто-либо появлялся на горе, на него набрасывалась компания гуляющих и валила в снег.

Во многих русских селениях Тверской губ. всю зиму катались с естественных гор только дети — мальчики. С первых дней Масленицы к месту катанья приходила вся деревня — “от мала до велика”. Девушки и парни выходили на горку нарядными. Катались на катульках — досках, выдолбленных с одной стороны, намороженных льдом с другой и заостренных с одного конца. Здесь же молодежь пела песни.

В Череповецком у. Новгородской губ. долбленки из дерева, “похожие на большое корыто”, называли “корежками”. На Масленицу здесь на “корежках”, санках и шубах катались преимущественно подростки обоего пола.

Тверские “катульки”, а новгородские “корежки” в Ярославской губ. назывались “скачками” или “лодками”. Во всю длину (аршина полтора) толстой доски выдалбливали углубление — до двух вершков. Иногда делалось и сиденье. Дно “лодки” обливали водой дня за два до катанья, к носу привязывали веревку. В скачок садился один человек и, искусно управляя им, скользил по крутым и пологим склонам естественных возвышенностей. Такое катанье взрослой молодежи было принято здесь только днем.

По материалам Вологодчины описано парное и групповое катанье в течение недели Масленицы на шестах. На пологой горке укладывали параллельно жерди в виде рельсов, в полутора аршинах одна от другой, и обливали их водой. Катающиеся становились обеими ногами на одну из обледенелых жердей, брали друг друга за руки и скатывались вниз. Здесь же исполняли обычай, называвшийся “ездить бобром на молодом”. Совершался этот обычай тогда, когда на горке появлялся кто-либо из мужчин-молодоженов, приехавших в данную деревню на несколько дней — гостить, как полагалось, у родителей молодой. Знакомые молодожена притаскивали розвальни без оглобель, насильно усаживали на них молодого, к нему присоединялось человек десять, вскакивавших и на ходу, и вся компания шумно катались под гору.

В некоторых местах, по традиции, катанье с гор взрослых приурочивалось, как и катанье на лошадях, только к последним трем дням Масленицы. Такое ограничение отмечено, например, в описании 1850-х из Борисоглебского у. Тамбовской губ.

В Ачинском и Енисейском уездах парни накануне Масленицы делали общую для всего селения высокую катушку — горку с политым водою ледяным скатом. Иногда сооружали несколько катушек — “поулошно”, если в селении были четко выраженные территориальные компании молодежи. В течение масленичной недели ежедневно под вечер на катушку собирались шумные толпы парней и девушек, ребятишек, молодух. Парни “выказывали свое молодечество”, спускались на санках “с головокружительной высоты”, посадив к себе на колени одну или двух девушек. Катались и группами на “кожуре” (шкуре) и дровнях. По другому, тоже восточносибирскому описанию, “молодняк собиратца на катушке, катаюца на санках, на лодках, на шкурках, на снопах соломы. Шутки идут, а другой раз до драки дело доходит”.

В Пермском крае во время катанья взрослых в последний день Масленицы парню, скатившему девушку с горы, дозволялось поцеловать ее. В некоторых местах Пермской губ. бытовало, как и на Вологодчине, катанье компаний мужчин с молодоженом: “Под вечер в воскресенье — последний день Масленицы — женатые мужики приносили на катушку большой широкий луб. На луб валили сперва какого-нибудь новожена (то есть женившегося в последний мясоед), на него пластом валили другого, за ним какого-нибудь третьего и так всего 15- 20 человек. Сверху уминал эту массу какой-нибудь молодец. Луб катился немного: сажен 5-6 при уханье и хохоте как зрителей, так и самих катающихся. Так катались весь вечер дотемна”.

В некоторых местах Архангельской губ. в связанных с молодоженами играх на горке участвовала и молодая. Здесь объектом внимания становились все пары, обручившиеся после предыдущей Масленицы. Молодожены подкатывали к горе на лошадях, и молодой сначала один поднимался на вершину, где его ждала компания холостых парней. Его усаживали в сани и начинали громко окликать молодую. Она поднималась на горку и садилась на колени мужа, обняв его одной рукой за шею. Парни не давали молодым скатиться вниз до тех пор, пока молодая не поцелует мужа назначенное число раз. Поцелуи считали громогласно; за промедление назначали штраф (должна поцеловать еще столько же раз) — все это называлось “солить рыжики на пост”, или “промораживать”.

Найди себе пару

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару.

Например, костромичи «выборанивали девок»-таскал борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. В Острогожском уезде Воронежской губ. женщины привязывал неженатым парням колоды - это шуточное наказание за то что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином блинами, конфетами.

Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы. Молодые супруги должны были принять участие и в обычае, который известен под названием «Столбы». «Состоит этот обычай в том, что молодые нарядившись в свои лучшие костюмы (обыкновенно в те самые, в которых венчались), встают рядами («столбами») по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг друга; при этом кричат: «Порох на губах!» - и предлагают целоваться. «Покажите, как вы любитесь!» <.> Иной подкутивший гуляка отпустит столь полновесную шутку, что молодая зардеется, как маков цвет <.> «Столбы» продолжаются час, потом едут кататься».

В Тверской губ. «к молодухе, вышедшей замуж в течение прошедшего года, приводят борону и сани. Молодая должна была выкупить шелыгу. Если молодуха выкупит шелыгу, выставит угощение, то поедет на гулянье на санях, а если поскупится, то поедет на бороне».

У владимирцев был свой обычай: утром вытаскивали на улицу молодого мужа и закидывали его снегом, а то и прямо зарывали в снег (говорили: «Молодых затьев зарывать пойдем!»). Жена должна была выкупить своего мужа, поднести «зарывальщикам» угощение и столько раз целоваться с мужем, сколько просили.

Традиционный вятский «целовник» имел место в масленичную субботу, когда «подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу. Молодая подносит каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целуется с ней».

Посещение тещи

Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется). Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен (в основном шуточных анекдотов и пр. В некоторых местах «тещины блины» происходили на «лакомки», т. е. в среду на масленой неделе, но могли приурочиваться к пятнице.

Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» - приглашали на блины. «Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок». Званая теща (существовал и такой обычай) «обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов»: таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. «Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей». С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские бега.

Сожжение масленицы

Судя по сообщению 1890-х годов из Череповецкого у. , там через костер при сжигании Масленицы прыгали лишь отдельные смельчаки. Это кажется естественным, если учесть размеры костра в этом варианте: уже с утра Прощеного воскресенья мальчики-подростки свозили со всей деревни за ее пределы всякое старье — эта подготовка сама по себе составляла дополнительное развлечение. Собирали старые бочки, корзины, дрова — “в каждую избу заедут и что-нибудь выпросят”. В сумерках к этой огромной груде собирались взрослые, дети и поджигали ее. Это и называлось “Масленицу жечь”.

В Пошехонском уезде, где обычай “сжигать Масленицу” сохранялся к 1880-м почти повсеместно, материал для костра молодежь начинала собирать с первых дней Сырной недели: дрова, солому, хворост, старые кадки свозили в поле. В последний день, после вечерни, парни и девушки шли туда и зажигали Масленицу. Размеры такого костра, строившегося в течение недели, были несовместимы, по-видимому, с обычаем прыгать через него — о прыжках в этом описании нет и речи. После сжигания Масленицы просили прощения друг у друга, шли просить прощения у тех, кто не был в поле, затем спешили по домам — успеть “заговеть” до 12 часов.

В другом варианте (Ростовский у. Ярославской губ. ) — через костер прыгали лишь мальчики, хотя собирали солому, деготь, дрова они вместе со взрослой молодежью. Собирались вечером, только перед самым сжиганием Масленицы. Девушки и парни стояли вокруг костра и пели: “Гори, гори, Масленица, Симионова племянница, пройдет семь недель, придет светлый день, будут пасху носить, будут яйца красить”. Потом молодежь с песнями возвращалась в деревню.

Взятие снежного городка, увековеченное в известной картине В. И. Сурикова (по непосредственным наблюдениям художника), бытовало преимущественно на Урале и в Сибири. Эта сложная затея, включавшая в равной мере элементы игры, спектакля и спортивного состязания, предварялась, как и катанье с ледяных гор, участием молодежи в строительстве специального сооружения. По описанию 1-й половины XIX в. , на Енисее на Масленицу парни строили ледяную крепость с воротами. Она была довольно высокой — в ворота въезжали верхом. Одна партия занимала крепость и готовилась выдержать осаду. Другая — шла на приступ. Осаждающие были конными и пешими. Последние лезли на стену, срываясь под хохот зрителей со скользкой ледяной поверхности, а верховые должны были по одному прорваться в ворота. Осажденные метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадь, пугали ее, чтобы заставить повернуть обратно. Всадник с позором отступал под возгласы и улюлюканье собравшихся односельчан либо гордо врывался в крепость, оттесняя грудью разгоряченной лошади противников. Потом победители шли торжественно по селению с песнями, и всю ночь продолжались забавы.

“Исстари в слободе Усть-Ницынской Тюменского округа, — писал Ф. Зобнин о своем родном селении, — в последний “прощеный” день Масленицы делается “город”. На реке Нице или на слободской площади, где больше простору, складывают по круговой линии из снега, иногда изо льда, стены, в которых проделываются два столба. Сверх столбов кладется также из снега или льда дугообразная перекладина. Куски снега тщательно заливаются водою для того, чтобы крепче стояли. Предварительно же рыхлые столбы и перекладину с лицевой стороны украшают различными узорами больше всего посредством прикрепления к белому снегу по разным направлениям кусочков угля”. Вверху на воротах ставили вылепленные из снега фигуры людей, иногда птицы или зверя. Перед закатом солнца большое количество народа собиралось смотреть, кто и как будет “ломать город”. Как и во многих других случаях, развлечения молодежи, связанные со снежным городком, проходили на виду у всей общины, поведение участников подлежало непосредственному обсуждению.

На верхней Оби молодежь делала городок иначе: несколько невысоких, со сводами наверху, толстых столбов снега, облитых водою, составляли лишь основание крепости. На своды настилали доски. На углах крепости ставили очень высокие столбы, обвитые соломой. По крепостному валу размещали снежные скульптуры. Игра и здесь проходила в “прощеный” день. К городку приходили все перед наступлением вечера.

Начиналась атака конников и пеших под предводительством “генерала”. Самый эффектный момент наступал после взятия крепости: зажигали соломенные столбы, и высокие факелы пылали в наступивших сумерках, освещая причудливые очертания полуразрушенной крепости и отражаясь в ледяных поверхностях.

Во многих местах бытовал обычай съезжаться на Масленицу большими группами ряженых всадников. В Нерехтском у. Костромской губ. “в больших вотчинах в Сыропустное воскресенье сбирается съезд из нескольких сот лошадей под названием обоза, который известен в Ярославле под именем околка”. Верховые были одеты в соломенные колпаки и кафтаны.

В XVIII и XIX вв. получает распространение крестьянская масленичная комедия, занимавшая центральное место в празднестве. В ней принимали участие персонажи из ряженых — “Масленица”, “Воевода” и др. При этом зачитывались обширные стихотворные тексты юмористического или сатирического характера. Сюжетом для них служила сама Масленица с ее изобильными угощениями перед предстоящим постом, с ее прощаньями и обещанием вернуться на следующий год. Часто в представление включались какие-то реальные местные события, в качестве сатирического героя которых выступал масленичный блин. Это были местные крестьянские сочинения или городские, бытовавшие в сельской округе. Такие тексты переписывались, нх включали в рукописные сборники.

Заканчивалась Масленица обычаем просить друг у друга прощения. В разных краях России сложились свои особенности, свой склад этого обычая, но суть всюду была одна — духовно-нравственное очищение через покаяние, через взаимное прощение прегрешений. После бурного веселья последней перед Великим постом недели обычай просить прощенья помогал ощутить переход к серьезным духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжающимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к самому себе.

Молодецкие забавы

Во время масленичного гулянья добры молодцы могут выяснить, кто же из них самый сильный, ловкий, выносливый. Соревнования можно проводить как командные, так и личные – все зависит от заготовленного инвентаря. Пусть это будут традиционные русские забавы.

Зазывала

Ай да русская потеха –

Сколько шума!

Сколько смеха!

Принародно – как бывало –

Зазывает зазывала:

- Эй, бабули и дедули!

Молодежь и детвора!

Становитесь на ходули,-

Нынче самая пора!!!

Сергей Белорусец.

Как соревнуются на ходулях?

1. На дорожке на расстоянии 1,5 – 2 метра один от другого чертят круги диаметром 50 – 60 см. Играющие должны пройти по дорожке так, чтобы обязательно вступить внутрь каждого круга и, соблюдая это же условие, вернуться обратно.

2. На узкой дорожке в разных местах расставляются кегли. Играющие должны пройти на ходулях по дорожке туда и обратно, стараясь не задеть и не опрокинуть ни одной кегли.

3. Расстояние 15 – 20 метров надо пройти, сделав как можно меньше шагов. Для этого надо стараться пошире расставлять ноги. На ходулях это сделать не так уж просто.

Три ноги

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на «трех ногах» добегает до поворотного флажка и возвращаются на линию старта.

Русская метла

Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка, а дальше – все, как в серьезных соревнованиях по метанию копья: определяется дорожка для разбега и линия, за которую «метлометателю» заступать нельзя.

Перетягивание каната

Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка – как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

Главный приз

По традиции главный приз размещается на верхушке достаточно высокого гладкого столба, прочно врытого в землю. При проведении этого «аттракциона» главное – безопасность участников: столб должен быть очень хорошо укреплен, а того, кто стремится достать главный приз, обязательно нужно страховать. Разумеется, и участники соревнования должны трезво оценивать свои возможности, чтобы не пришлось вдруг вызывать пожарную машину.

1. “Перетяни канат”.

2. “Упряжки”. Две команды делятся на пара: мальчик и девочка. У каждой команды санки. Мальчик везет девочку до указанной отметки и обратно. Передает эстафету следующей паре. Чья команда быстрее.

3. “Самый ловкий”. Все участники становятся в круг (в кругу – кегли); держась за руки идут по кругу. По свистку участники разбирают кегли (кеглей на одну меньше, чем участников). Выбывает тот, кому не хватило кегли.

4. “Рыбак”. Все участники встают в круг. Один со скакалкой или (веревкой) с грузиком на конце – в центре. Он начинает раскручивать веревку над землей. Задача остальных – вовремя подпрыгнуть, чтобы веревка не задела ноги. Тот, кого задели – выходит из игры.

5. “Городки”. На некотором расстоянии от играющего ставятся несколько брусочков. Играющий должен так кинут палку, чтобы сбить все брусочки.

6. “Бег в мешках”

7. “Загадки коробейника”. Загадки готовятся заранее.

8. Попади в мишень”. Дети кидают снежки в фанерный лист с нарисованной мишенью.

9. “Бой петухов”. Ринг (можно начертить круг). Участвуют два человека, им выдаются подушки. Выигрывает тот, кто выбьет подушкой соперника за пределы ринга.

10. “Состязание богатырей”. На землю кладутся коврики. Двое участников садятся спиной друг к другу. Меряются силой на локтях. Победившему – приз.

11. “Бой козлов”. Ринг. Двум участникам связывают ноги. Прыгая, надо выбить соперника из круга.

12. Русская народная игра “горелки”. Дети стоят парами в шеренге. Водящий впереди. После слов “гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят!” последняя пара бежит вперед, разъединившись. Водящий старается осалить кого-либо из них. Оставшийся занимает место водящего.

13. “Чехарда”, русская народная игра.

14. “Бег на трех ногах”. Дети делятся на две команды. В командах дети стоят парами. Правая нога одного ребенка и левая другого связываются скакалкой или сшитой резинкой. Участникам необходимо добежать до метки и обратно, передать эстафету следующей паре.

15. “Мяч”. Все участники стоят в куру, в центре – водящий. Он бросает детям мяч по очереди, а человек, поймавший мяч, говорит быстро какое-либо слово. Тема задается до игры (например, “весна”, “овощи”, “фрукты” и т. д. ).

16. “Гонка мячей”. Все участники стоят в кругу. Два разноцветных мяча в руках у рядом стоящих детей. По сигналу один мяч “бежит” по рукам влево, другой мяч – вправо: чей мяч быстрее возвратится.

17. “Хоккей”. Ворота отмечены ветками (кеглями). Участники должны поапсть в ворота с заданного расстояния.

18. “Золотые ворота”. Два ребенка, стоя лицом друг к другу, сцепляют руки над головами. В “ворота” проходит “змейка”. Все говорят текст:

Идет матушка-весна, отворяйте ворота.

Первым март пришел, всех гостей привел,

А за ним и апрель отворил окно и дверь,

А уж как пришел май – сколько хочешь гуляй.

После этих слов того, кто остался в “воротах”,, спрашивают: “Луна или земля?” (Ведущие заранее договариваются кто есть кто. ) Кого выбирает участник – за тем и встает. И т. д. пока вся змейка не встанет за ведущими.

Заканчивается Масленица чаепитием с блинами.

РОССИЯ – РОДИНА БЛИНОВ

Как утверждал Антон Павлович Чехов, если же у нас до сих пор и нет научных работ относительно блинов, то это объясняется просто тем, что есть блины гораздо легче, чем ломать мозги над ними Поэты, в отличие от ученых мужей, блин воспели: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины; у них на Масленице жирной водились русские блины».

Блины живут уже более тысячи лет, их жизненный путь начался, по мнению Чехова, «с самого, что называется, древлеславянского ab ovo. ». Они появились на свет до зарождения русской литературы и истории и, разумеется, до пробуждения национального и социального самосознания. Древнерусское «блинъ» восходит к более древнему «млинъ», а тут уж совсем недалеко до слова «молоть», правда, доподлинно неизвестно, что именно – муку или чепуху? Процесс приобщения к блинам прошел на Руси очень органично. Пожалуй, толькоодно сопоставимо с ними по значимости – самовар, который, как и блины, придуман, по замечанию Антона Павловича, «русскими мозгами». Не зря же в большинстве ресторанов мира блины называют понятным нам, словом blini.

Блины – обязательная принадлежность Масленицы. Так было не всегда, сначала символом праздника служили пироги с сыром и хворосты.

На Масленицу тесто для блинов ставили, соблюдая самые различные ритуалы. В одних местах на восходе луны в тесто добавляли снег, в других – дожидались, когда на небе появятся звезды, и тогда ставили первую опару для блинов, в третьих – хозяйки выходили вечером готовить опару на реку, озеро или к колодцу. Иногда первый блин выставляли на окно, иногда выносили его нищим на помин усопших. Вообще весь процесс приготовления блинов считался таинством, и хозяйки готовили блины потихоньку от домашних и тем более от посторонних.

Для членов царской фамилии Романовых блины на Масленицу готовили совсем иначе.

Историк Константин Гошев рассказывает, что в старину в Москве в Обжорном ряду между Ильинскими и Владимирскими воротами сновали блинщики и блинщицы с деревянными лотками. На них – сбитень и стопка блинов, от которых валил пар и исходил волнующий запах. Тут же стояли кувшинчик с маслом и банка с сахарным песком. В пост блины смазывали, естественно, постным маслом, в скоромные дни – топленым. Любой блин стоил копейку.

А вот как описывает масленичное застолье Иван Шмелев в романе «Лето Господне»: «Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, «черные» блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки, и ловкий десятник Прошин, с серьгой в ухе, шлепает их об стол, словно дает по плеши. Слышится сочно – ляппп! Всем по череду: ляп. ляп. ляпп! Пар идет от блинов винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают. Пар валит изо ртов, с голов. »

Но блин не одинок. Вокруг него «рыбы, икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелеными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым кипящим маслом на конфорках, графинчики, бутылки».

Блины известны и любимы практически во всех странах мира. По старинной традиции многие льежские семьи в канун Рождества пекут boukete – валлийские блинчики из гречневой муки с изюмом или ломтиками яблок, посыпают сахаром и едят, запивая подогретым вином. Ирландцы замешивают тесто из молока, яиц, растительного масла и муки, сахарной пудры, рома, специй и пекут тонкие блинчики, складывают их стопкой, посыпают сахаром и обкладывают ломтиками лимона. В голландских закусочных популярны блинчики pannekoeken с яблоками, засахаренным имбирем, смородиной, ветчиной или сыром. В Англии, где, так же как и в России, блины связаны с Масленицей, существует народный обычай – подбрасывание блинчика на сковороде. В этом увлекательном процессе обязательно участвует вся семья, а приготовленные таким образом и не упавшие на пол блинчики едят с лимоном и сахаром на сладкое.

Но любовь к блинам, как и любое сильное чувство, может закончиться трагично. Подтверждение тому – неожиданная кончина чеховского героя, надворного советника Подтыкина: «Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки. » Несчастный чревоугодник «млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот. » И вдруг автор резко прерывает повествование, неожиданно меняя сюжетную линию. «Но тут его хватил апоплексический удар. » Трагичный, но закономерный конец обжоры! Недаром опытные едоки специально готовили желудки к Масленице, о чем пишет А. П. Чехов: «Перед Масленицей сходи к мастеру и полуди свой желудок. »

Вот такой он, древний, но не чуждый современности, мягкий, но не всегда добрый, падкий не только на сковородку, но и на авантюру, его величество блин. Образ его колоритен, поведение непредсказуемо, кроме того, самого первого, который всегда ведет себя одинаково – всегда комом Классическая литература возвращается и будет возвращаться к этой теме, пытаясь раскрыть глубинные секреты блина. В нашей же душе блинные мотивы пробуждают светлое чувство сытости и умиротворенности.

РЕЦЕПТЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛИНОВ

Блины красные

(6 порций)

Что нужно:

25 г дрожжей, 500 г муки, 600 мл молока, 3 яйца, 50 г сливочного масла

Что делать:

В 200 мл теплого молока растворить дрожжи и всыпать 200 г муки. Все перемешать и дать подойти в теплом месте. Через 2 ч добавить 3 желтка, растертых с теплым сливочным маслом, немного соли, оставшуюся муку и молоко. Все перемешать и дать тесту подойти втечение часа. Взбить 3 белка, аккуратно ввести в тесто и печь блины на раскаленных сковородках.

В 1 порции: 385 ккал, белки – 14 г, жиры – 11,9 г, углеводы – 55,7 г

Царские блины

(6 порций)

Что нужно:

250 г сливочного масла, 6 желтков, 0,75 чашки муки, 2 чашки сливок, 0,5 ч. л. померанцевой воды, лимонный сок

Что делать:

Сливочное масло перемешать с желтками и 1 ч. л. сахара, поставить на лед и взбить пену. Муку развести 1,5 чашки сливок, прокипятить, перемешивая, до консистенции теста для блинов, снять с огня. Добавить смесь масла с желтками и сахаром, взбить, прибавитьпомеранцевую воду, примешать оставшиеся сливки.

Блины печь на небольшой сковороде с маслом; не снимать ножом, а опрокидывать на блюдо, пересыпая каждый слой сахаром и обливая лимонным соком. Горку блинов украшают желе или вареньем.

В 1 порции: 543 ккал, белки – 6,9 г, жиры – 49,4 г, углеводы – 17,7 г

Блины с семгой

300 г молока, 100 г сливочного масла, 200 г муки, 3 яйца, 1\4 чайной ложки соли, 150 г тонко нарезанного лосося несколько больших креветок

Разведите тесто для блинов. Испеките небольшие блины одинакового размера. Выложите их горкой на большую тарелку, чередуя с ломтиками рыбы. Сверху украсьте «пирог» черной икрой и головкой креветки. А хвостики креветок разложите по краям тарелки.

Блины царские

Два стакана сливок, 200 г масла 5-6 яичных желтков, 1 стакан сахара, 3\4 стакана муки, варенье или джем для украшения (по вкусу)

Яичные желтки разотрите с сахаром и добавте в чуть теплое растопленное масло, тщательно размешивая. Муку разведите сливками. Оставшиеся сливки взбейте и доведите до кипения, постоянно помешивая; остудите, продолжая размешивать. Добавте растертые желтки и взбитые сливки.

Печем блины на маленьких сковородках( в старину были специальные сковородки с несколькими «гнездами» для выпекания нескольких блинов одновременно). Аккуратно снимите блин (лучше просто перевернуть сковородку) и смажьте маслом.

Если хотите подать сладкие блины — намажьте вареньем или сбрызните лимонным соком, посыпьте сахарной пудрой.

Блины «Самые лучшие»

В прошлом веке и ранее блины предпочитали печь из гречневой муки (ее можно приготовить дома, смолов в кофемолке гречневую крупу), иногда ее смешивали с пшеничной мукой.

Два с половиной стакана гречневой муки, 1 стакан пшеничной полпалочки дрожжей, 2 стакана молока и воды, 2 яйца 50 г. масла (по желанию), половина чайной ложки соли.

Готовим опару, смешав пшеничную и гречневую муку (по 1 стакану), добавив теплую воду и дрожжи» а затем остальную гречневую муку (полстакана). Ставим тесто в теплое место.

Когда поднимается, вливаем горячее молоко, хорошо перемешиваем. Когда тесто слегка остынет, вбиваем яйца и масло, даем тесту подняться в теплом месте. Эти блины можно жарить также на сливочном масле.

Блинчатый пирог

Несколько блинов, сложенных стопкой прослаивают различной начинкой (чаще всего мясной фарш, обжаренный с луком и смешанный с рублеными крутыми яйцами). Стопку смазывают с боков смесью яиц, муки и молока, чтобы фарш не вывалился, и слегка запекают в духовке. На закуску к такому пирогу подают сметану.

"Классические" русские блины

1 кг. пшеничной муки, 4—5 стаканов молока, 3 ст. ложки сливочного или топленого масла (для смазки готовых блинов), 2 ст. ложки сахара, 40 г. дрожжей, соль.

Можно приготовить блины с различными начинками: с мелко нарезанным зеленым луком, со сваренными вкрутую и мелко нарезанными яйцами, с яблоками, сельдью и т. д. При этом сначала на сковороду кладут приправу, а потом уже заливают ее тестом.

Для начинки можно использовать рыбу. Подойдут сельдь, килька, можно использовать и мороженую рыбу. В этом случае рыбу нужно разморозить, разделать на кусочки по 5—6 см. каждый, удалить по возможности все кости, натереть солью, перцем (немного).

Теперь приготовьте маринад: немного уксуса разбавить водой, чтобы смесь была слегка кислой, добавить 1 ст. ложку растительного масла. Кусочки рыбы сложить в эмалированную посуду, залить маринадом так, чтобы он покрывал рыбу. Положить гнет и выдержать сутки. Потом острым ножом нарезать рыбу на маленькие кусочки и каждый завернуть в горячий блин.

Блинчики "Выбор Клеопатры"

1 стакан муки, 2 столовые ложки сахара, 1 стакан сливок, 2 яйца, 2 столовые ложки растительного масла, 1/2 чайной ложки разрыхлителя для теста, 1 пакетик ванильного сахара, 2 крупных сладких яблока, 1 стакан вишни без косточек, 5 столовых ложек воды.

Сахар, яйца, муку, сливки, растительное масло взбивать в миксере в течение 1-2 минут до получения однородной массы. Добавить пекарский порошок, дать постоять 10-15 минут под крышкой. Яблоки очистить и нарезать очень тонкими ломтиками, залить водой и поставить в микроволновую печь на 2-3 минуты при уровне мощности 7 или тушить на очень слабом огне в течение 4-5 минут. Яблоки не должны развариться. Затем яблоки осторожно вынуть шумовкой, а в оставшийся сок положить вишни, нагреть до кипения (но не кипятить!), дать остыть. Вынуть вишни шумовкой. Полученный сок влить в подготовленное тесто, осторожно размешать. Разогреть блинницу, в каждое углубление налить 1-2 столовые ложки теста. Выпекать в течение 1-2 минут, перевернуть, положить 2-3 ломтика яблок, 2-3 вишни, посыпать ванильным сахаром. Выложить на блюдо, сложить пополам, затем еще раз пополам, чтобы получились конвертики в виде четверти круга.

Блинчики по-мексикански с авокадо

Для теста: 1/3 стакана кукурузной или овсяной муки, 1/2 стакана пшеничной муки, 1 чайная ложка сахара, 1 стакан нежирных сливок (8%-ных), 2 яйца, 2 столовые ложки растопленного сливочного масла, 1/4 чайной ложки разрыхлителя для теста, соль по вкусу. Для начинки: 1 крупный спелый авокадо, 8-10 перьев зеленого лука, 2 помидора, 1 чайная ложка кетчупа, 2 чайные ложки лимонного сока, молотый перец и соль по вкусу.

Для приготовления теста все составляющие взбивать в миксере до тех пор, пока не получится однородная масса. Тесто накрыть и оставить на 20 минут. Авокадо очистить от кожуры и сердцевины, мелко нарезать. С помидоров снять кожицу, нарезать и вынуть семена. Нарезанные авокадо и помидоры смешать с кетчупом и лимонным соком, посолить и поперчить. Взбивать в миксере в течение 2-3 минут. Добавить нарезанный зеленый лук и оставить на 20 минут. Разогреть блинницу, в каждое углубление положить по 2-3 столовые ложки теста, поверхность разровнять. Выпекать по 1- 2 минуты с каждой стороны. Одну половинку готового блинчика намазать приготовленной массой и накрыть второй половинкой.

Блинчики по-французски

Для теста: 1/2 стакана муки, 1 стакан молока, 2 чайные ложки сахара, 2 яйца, 2 столовые ложки растопленного сливочного масла, 1 чайная ложка ванильной эссенции. Для соуса: 2 столовые ложки сливочного масла, 1/3 стакана сахара, 1/4 стакана лимонного сока, 3 столовые ложки жирных сливок.

Для приготовления теста все составляющие смешать в миксере до получения однородной массы. Тесто накрыть и оставить на 10 минут. Приготовить соус. Для этого масло, сахар и лимонный сок в течение 1-2 минут взбить в миксере. Добавить сливки и взбивать еще 30 секунд. Поставить в холодильник. Разогреть блинницу, в каждое углубление положить по 2 столовые ложки теста. Выпекать в течение 30 секунд с каждой стороны. В это время соус на 3-4 минуты поместить в микроволновую печь при уровне мощности 5, помешивая через каждую минуту, или подогреть на очень слабом огне до полного растворения сахара. Готовые блинчики два раза последовательно сложить пополам, полить приготовленным соусом. Блюдо можно украсить ломтиками лимона.

Шотландские блины

100 г. овсяных хлопьев, 2 ст. ложки муки, 3 ст. ложки натертого сыра (Чеддер оптимально), 1 желток, 3 ст. ложки молока, 1 ст. ложка масла (сливочного), соль, сода.

Смешать овсяные хлопья, муку, сыр, соль, соду, масло и хорошо вымешать. Немедленно добавить молоко. Замесить тесто и раскатать в тонкий пласт. Блюдцем вырезать большие кружочки, каждый круг разрезать на 4 части. Края смазать желтком. Запечь блины в духовке. Сыр можно заменить сахаром. Будут сладкие блинчики. Можно добавить в тесто 1 столовую ложку муки сверх нормы, но блины будут жестковаты. Добавка орешков молотых или мака для сладкого варианта не портят вкус.

Сдобные гречневые блины

2 стакана гречневой муки, 2 стакана пшеничной муки, 4 стакана молока, 3 яйца, 100 г. сливок, 1 столовая ложка сахара, 25 - 30 г. дрожжей, 2 столовые ложки сливочного масла, соль по вкусу, растительное масло для смазывания сковороды.

В эмалированную кастрюлю всыпать гречневую муку, влить 2 стакана теплого молока, предварительно разведя в нем дрожжи. Все хорошо перемешать и поставить в теплое место. Когда тесто поднимется, размешать его деревянной ложкой, влить остальное молоко, всыпать пшеничную муку и хорошо перемешать. Тесто снова поставить в теплое место. После того, как оно подойдет, добавить яичные желтки, растертые с двумя столовыми ложками сливочного масла, сахаром, солью. Все хорошо перемешать. Взбить сливки, добавить к ним яичные белки и еще раз взбить. Размешать с тестом и поставить в теплое место на 15 - 20 минут. Выпекать блины обычным способом.

Блины старинные

100 г дрожжей (французских - чуть больше одного пакета), 3/4 чайной ложки соды, 2 яйца, 6 стаканов муки, 4-5 стаканов молока, соль и сахар по вкусу, сливочное масло 50 г, жир для выпекания 50 г.

Дрожжи растворить в теплой воде (в 6 стаканах), добавить питьевую соду, яйца, соль, сахар по вкусу и муку. Тщательно перемещать, чтобы не было комков, поставить подходить.

Когда масса подойдет, т. е. увеличится в объеме более чем в 2 раза, ее нужно развести горячим (не кипящим) молоком, тщательно размешать и оставить подходить, пока не появятся пузырьки (примерно на 30 минут).

Тесто жарится на маленьких сковородках, тонким слоем, т. е. получаются так называемые кружевные блины. Сковородку лучше смазывать салом на вилке. Кастрюлю с готовыми блинами ставят на паровую баню или мармит. При подаче гостям каждая порция поливается сливочным маслом.

Блины "Скородумки"

Мука пшеничная 80 г, яйцо 1 штука, масло сливочное 20 г, соль 3 г, кислое молоко 230 г. Для выпекания - жир или растительное масло 10 г.

В кастрюлю кладут муку, яичные желтки, растопленное сливочное масло, хорошо перемешивают и разводят кислым молоком. Затем хорошо взбивают белки и вводят их в тесто. Выпекают с двух сторон на хорошо разогретой сковороде. К «Скородумкам» можно подать икру, копченую рыбу или сметану.

Старинный рецепт закуски к блинам

Масло сливочное растапливается. Когда оно закипает, туда вливается 4 взбитых яйца. Кастрюля остается на огне. Закуска готова, когда масло становится прозрачным, а яйцо сформировалось в массу.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)