Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2019-10-08

Празднование масленицы на Руси. Часть 1

Масленица - один из самых ярких праздников на Руси, имеющий глубокие исторические корни. По свидетельству очевидцев: «Веселый был праздник. И молодежь, и старики, все в нем участие принимали». К концу XIX века в этом пестром народном празднике, оканчивающем зиму, ясно открывается смесь стихий древнего языческого обряда с христианскими обычаями, отечественного с иностранным, старинного с новым. Изучению многочисленных этнографических свидетельств и письменных источников посвящена обширная научная литература. Исследователям удалось вычленить сложный комплекс, состоящий из элементов, разных по происхождению, времени и функциям, но безусловно имеющих отношение к языческой основе праздника. Это проводы масленицы, включающие обязательно зажигание костров, и непосредственно сами проводы или похороны Масленицы; катание с гор и на лошадях; праздничная трапеза - блины, многочисленные обычаи с молодоженами и, наконец, поминание усопших родственников. История Масленицы на Руси удивительна, его яркая языческая основа всегда находилась в противоречии с христианской верой. Вызвала, как и многие народные обычаи, особое негодование блюстителей религиозного порядка. Церковь масленицу не праздновала, и ее воздействие сказалось, пожалуй, только в обычаях не есть в эту неделю мясного, и «прощаться» - просить друг у друга прощенье в воскресенье вечером перед Великим постом. Это был единственный крупный дохристианский праздник, который не был приурочен ни к одному христианскому празднику и не получил нового истолкования, что в свою очередь, вероятно, способствовало сохранению архаических элементов масленицы.

Актуальность темы исследования обусловливается тем, что прошли десятилетия, и, наконец, ХХ век продиктовал новые настроения, которые определенно выражают стремление людей вернуться к золотой масленичной мишуре, почувствовать единение в праздничной веселой суете. Радостные лица, полное энтузиазма участие в играх, песнях, во взятии «снежного городка» на празднике Масленицы, которые вот уже несколько лет проводит музей «Тальцы», (что расположен на Байкале) – свидетельство тому.

Отчего же возникает подобный феномен возврата к прошлому? Почему вновь и вновь дают побеги, казалось уже засохшие, израненные корни?

Людской опыт свидетельствует о том, что долгую и интересную жизнь имеют те традиции, которые вольно или не вольно соответствуют закономерностям божеского ли, природного ли порядка, который определился в независимости от воли человека. Так цикличность и упорядоченность мирового хозяйства, где жизнь сменяется смертью, весна неизменно сменяется зимой, а день – ночью, со временем воспитали в человеке стремление к установлению порядка, который не дисгармонировал бы с природой, а соответствовал ей.

Вот в этой, выношенной временем, системе нашел свое место феномен, называемый праздником, как определение одной из важнейших закономерных перемен в жизни человека – от трудовой поры к дням отдыха.

Праздники многочисленны. Большая их часть составляет цепь связанных по смыслу событий, отмечающих смену времен года. В их системе Масленица занимает очень заметное место. Этот праздник органично вписался в жизненный уклад населения, который столетиями формировался, шлифовался в соответствии со здравым смыслом, климатическими условиями, национальными характерами и тому подобными исходящими.

В словарной интерпретации Масленица – русский народный праздник дохристианского происхождения, относится к подвижной части календаря, следует за Святками и предвещает сорокадевятидневный Великий пост. За этим кратким определением кроется длинная история, полная драматизма. Масленица в своем бытовании претерпела удивительные трансформации. В ней не только менялись детали и окраска событий, но и основная идея праздника.

Однако стремление к стабильности, соблюдению порядка заставляло людей реставрировать первоначальные основы этого действа. Одна из реставраций была осуществлена в конце XIX в. , когда с Масленицы постарались снять налет праздника – развлечения В конце ХХ в. потребовались более сложные восстановления, связанные с тем, что прошедший век был суров ко всему, что составляло остатки языческих традиций на Руси, а советские атеистические времена заставили Масленицу приобрести вид праздника, именуемого «Проводами русской зимы».

Однако Масленица устояла. Этот последний зимний праздник, перемешав в себе обычаи языческие и христианские, старые и новые, родные и иностранные, остался одним из любимейших праздников в народе, восстановив утраченный было блеск.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

История масленицы

В жизни первобытного человека праздник происходил вмомент переломов: рождение, посвящение вовзрослую жизнь, свадьба, погребение— все это переходные моменты изжизни всмерть инаоборот. Цель его магическая, ритуальная вкакой-то степени остается исейчас, так как всякий праздник восходит критуалу.

Ивприроде, ивобществе праздники тоже бывают только впереломные моменты. Зимние праздники связаны спереломом квесне. Летние праздники— косени, т. е. это всегда переломный момент, который нужно осмыслить.

Рассматривая эту необычную схему, можно представить себе жизнь общества отпраздника кпразднику. Мудрый мир подвигает людей покругу. Втаком круговороте праздник отводит человеку строго определенную роль, иондолжен был выполнить еекак можно лучше.

Люди жили общей жизнью, «всем миром», ажить «всем миром» означало выжить при любой внезапности, беде, напасти: заведенный круг жизни нетак-то легко было разбить, онпомогал избегать сильных конфликтов, больших ссор. «Весь мир»— единый, как организм, должен быть здоровым икрепким физически идуховно. Вовсем этом праздники занимали чрезвычайно важное место. Икакаяже мощная энергетика была вних заложена, если ееотблески дошли донас!

Например, масленица. Это древнейший праздник, вовремя которого, когда это был чистый ритуал, убивали человека, убивали жестоко истрашно, фактически разрывали начасти живую человеческую плоть иэту плоть разбрасывали пополям. Этот человек был какбы представителем божества плодородия, для этого нанего надевали венок— знак жертвы, ионсвоим телом какбы оплодотворял землю. Там было чучело. Ноэто чучело имело имя, оно было одето, оно имело женский облик, правда, оно было набито соломой, т. е. тем, что должно произрасти вновь. Сначала идет прославление, потому что это какбы бог плодородия, дух хлеба, потом— издевательство иосмеяние, потом— разрывание иубиение, потом оживление.

Есть еще такая вещь, как «обжираловка», т. е. поедание ритуальной пищи вогромном количестве. Это даже для богатого крестьянина было разорительно. Вчем суть этого? Это своеобразная магия попринципу: «Мысейчас сыты, ипусть всегда так будет».

«Обжираловка» эта шла вопределенное время как ритуал, иодновременно для коллектива— воплощение, реализация мечты осытости, иллюзорное решение.

Современем ритуальные действа утрачивают магический смысл. Ихотя календарный праздник заставляет людей сохранять изначальный порядок событий, костюмы ипредметы ритуала, теперь все проигрывается иначе: там, где вритуале приносилась жертва, еезаменяют куклой. Это уже обряд.

Вритуале— обращение кбогам, вобряде— воспоминание обэтом, боги уже забыты.

Вся неделя празднования масленицы поцерковной терминологии именовалась мясопуст, т. е. полное воздержание отмясных кушаний. Известно, что наш мясопуст совершенно соответствует западному карнавалу, название которого составилось издвух латинских слов: carnis— vale т. е. «говядина, прощай»: впрочем, другие производят его отслов: carnis— aval, т. е. «говядину поедай». Нолюди еще вседую старину нашли выход изусловий мясопуста: нельзя есть мясо, новедь существуют молоко, творог, сыр. Отсюда внароде эта неделя получила название «Сырная неделя». Кроме того, невоспрещается рыба. Ноглавным атрибутом этого, уже незимнего, праздника урусских всегда считались блины. Даже поговорка такая была: «Без блина немаслена, без пирога неименинник».

Итак, масленица— чисто русское детище, обэтом говорит даже французский писатель Жюль Жанен. Поего словам, «масленица, вероятно, родилась насевере— она дочь мороза. Человек увидал еепрячущуюся засугробом снега, азаконодатель призвал еевпомощь человеку всамое суровое ипечальное время года, иона явилась сжирными, румяными щеками, сковарным глазом, собнаженной грудью, несулыбкой наустах, носхохотом. Она заставила человека забыть озиме, разогрела зазябшую кровь вего жилах, охватила его заруки ипустилась танцевать сним дообморока».

Так широко праздновали масленицу наРуси, что недаром внашем народе сохраняются доселе поговорки: «Нежитье, амасленица»; «Невсе коту масленица» ит. д.

Этот древний народный праздник не закреплен за определенным числом календаря. Масленица относится к “переходящим” праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Во время Великого поста церковь предписывает верующим воздерживаться от некоторых видов пищи, увеселений и развлечений - вот народ и стремится повеселиться “впрок”. А название “Масленица” возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей.

Легенда о происхождении масленицы

Есть много легенд о происхождении масленицы.

Согласно одной из них, Масленица родилась на Севере и была дочерью Мороза. Однажды увидел ее человек, прячущейся за снежным сугробом, и попросил защитить его деревню от холода и вьюги, согреть людей и развеселить. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а явилась здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила людей забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в их жилах, схватила за руки и закружила в пляске до обморока.

Масленица - один из самых веселых русских праздников. Ее называют широкою, разгульною, честною, сестрой тридцати братьев, сорока бабушек внучкой.

В дни масленицы устраивались гулянья: катания на санях с гор, игрища, кулачные бои, скачки на лошадях, завоевание снежных городков, крепостей.

На масленицу бои устраивались тремя способами: один на один, стенка на стенку и свалка.

Главной особенностью масленицы является обильный стол, главное блюдом которого – блины.

Блин сопровождал человека всю жизнь - от рождения (роженицу кормили блином) и до самой смерти (обязательное блюдо во время поминальных обрядов). Самые разнообразные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Вот пословицы и поговорки: «Как на масляной неделе в потолок блины летели», «Без блина не маслена», «На горках покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масленица», «Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить».

Праздник продолжался неделю, от этого в христианстве и название «последняя седмица» перед Великим Постом. Начиналась «широкая масленица. Праздновалась она очень шумно. В эти дни не было грехом: Пить до перхоты, петь до насады, плясать до упаду.

Каждая хозяйка старалась угостить своих домашних и гостей на славу.

На лакомки, то есть в среду «масленой недели», тещи приглашали «на блины» зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины».

Обычно в этот день "для удовольствия любимого зятька" собиралась на гулянье вся местная родня. Зато в пятницу на тещины вечери зять угощал блинами тещу с тестем. Правда угощение было весьма своеобразным. По обычаю, зятья и дочери звали старших поучить их уму - разуму, и такое приглашение считалось для родителей великой честью, о нем обычно знали все соседи и родня. Пренебрежение зятя к этой традиции очень тяжело переживалось, осуждалось и посеяло вечную вражду между ним и тещей. Курьез же заключался в том, что званная теща обязана была с вечера прислать в дом к молодым весь блинный скарб: таган, сковороды, черпак и даже кадку, в которой замешивалось тесто для блинов. Тесть же присылал муку и кадушку с коровьим маслом. Блины пекли, как правило, из дрожжевого теста. Муку брали самую разную: гречишную, пшеничную, овсяную, просяную, ячменную и даже гороховую. Сегодня используется пшеничная мука, а между тем истинно русские блины из гречишной. Пшеничные блины не имеют той пухлости и рыхлости, какие придает гречневая мука. Кроме того, блины из гречки обладают очень приятным вкусом, слегка кисловатым привкусом.

Раньше приготовление блинов было настоящим обрядом - это считалось таинством, хозяйки проделывали все втайне от домашних и тем более от посторонних. Одни выходили вечером готовить опару на реку, озеро или к колодцу, другие готовили ее на своем дворе из снега при свете месяца. При этом женщины причитали:

Месяц, ты, месяц, золотые твои рожки взгляни в окошко, подуй на опару.

Дрожжи разводили в теплой воде, а затем постепенно добавляли молоко и муку, замешивали тесто. Когда тесто замешано, кастрюля покрывали полотенцем и ставили в теплое место. После увеличения опары, в кастрюлю добавляли все остальные компоненты, все тщательно перемешивали и снова ставили в теплое место. После того, как тесто поднималось второй раз, можно печь блины, хорошо протопив печь мелкими сухими березовыми дровами. Равномерный жар, словно волшебник, усеивал тесто многочисленными дырочками, румянил его, делал особенно привлекательным. А что за дух стоял на кухне, когда пекутся блины! Сковороды брали чугунные, небольшого размера, т. к. русские блины выпекают величиной с блюдце. Очень важно, чтобы сковороды были абсолютно чистыми. Для этого их ставили на огонь, дно посыпали солью, прокаливали, а затем протирали сухой чистой тряпкой. После такой процедуры блины не прилипали к сковородам и легко отставали от их дна. Перед тем как вылить тесто на раскаленную сковороду, ее смазывали растительным маслом, либо несоленым салом. В качестве помазка использовали половину картофелины или чистую тряпочку, намотанную на вилку. (Можно печь блины и, не смазывая сковороду, но тогда в готовое тесто надо добавить несколько ложек растительного масла, размешать его так, чтобы не было видно на поверхности. )

Готовые блины укладывали стопкой, смазывая каждый сливочным или топленым маслом, и ставили в теплое место, чтобы не остыли. Для этой цели существовала специальная блинница - большое керамическое блюдо с полусферической крышкой

ПРАЗДНОВАНИЕ МАСЛЕНИЦЫ

Масленица у разных народов мира

В Шотландии на Масленицу было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе.

Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин

Масленица в Британии отмечается менее пышно, чем в других странах Европы. Дело в том, что в период средневековья, в XIV-XVI вв. , она была распространена повсеместно и отмечалась шумным весельем, различного рода состязаниями и традиционным масленичным блюдом - блинами. Но Реформация заглушила этот праздник: постепенно сужались сроки его празднования, связанные с ним обычаи были перенесены на другие народные праздники, и с XIX в. по существу празднование масленицы ограничивается лишь одним днем, хотя этот день и сейчас остается одним из самых любимых народных праздников - это "исповедальный вторник".

В этот день популярны различного рода состязания, борьба, кулачные бои. Самым популярным мужским состязанием по сей день остается футбол, который раньше был не просто развлечением, но и важным религиозным ритуалом. В него играло даже духовенство и внутри религиозных зданий.

Соревновались в комплексе масленичных забав и женщины. Так, в г. Олнее (Букенгемшир) до сих пор собирают множество зрителей ежегодные соревнования в беге женщин с блинами. Состязание начинается по звону блинного колокола в 11 час. 55 мин. Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином на ней. Выработаны особые правила таких состязаний: во-первых, участницы не должны быть моложе 18 лет; во-вторых, женщины должны быть в фартуке и платке на голове; в-третьих, во время бега нужно подбросить и поймать блин не менее трех раз - на страте, во время бега и на финише. Первая из женщин, которая передает свой блин стоящему у церковной двери звонарю, получает от него традиционный поцелуй и считается чемпионкой блинных гонок на данный год.

В школах Дании в эти дни проводятся театральные представления, концерты. Школьники обмениваются знаками дружбы, передают своим друзьям через знакомых шуточные письма без указания обратного адреса. Если мальчик получит такое письмо от девочки и угадает ее имя, то на Пасху она подарит ему шоколад.

Если главными героями русской Масленицы были молодожены, то в Восточной Европе — холостяки. Берегитесь, холостяки, Масленицы. Особенно, если случайно окажетесь в это время в Польше. Гордые полячки, усыпив вашу бдительность оладьями, пончиками, хворостом и водкой, на десерт непременно оттаскают вас за волосы. В последний день Масленицы можно зайти в трактир, где скрипач будет "продавать" незамужних девушек.

А в Чехии в эти веселые дни молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок — "клатик". Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге. Желаешь откупиться — плати.

В Югославии вас непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне. А на крыше собственного дома вы можете обнаружить фигуру соломенного деда.

Празднование на Руси в старину

Уж, каких только нет масленичных обрядов! И чучело Зимы сжигают, и блины пекут!

А все оттого, что в старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую масленицу.

Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки.

Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают!

В былые времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку сломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем селом делали куклу, наряжали ее "по-бабски" - в яркие юбки, кофты, платок нарядный повязывали, да и возили по всему городу в санях, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу. А после - сжигали на костре, бросая в огонь блины, в качестве поминального кушанья. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.

Бывало, вместо чучела масленицы, возили в санях нарядную девушку или ярко накрашенную старуху, а в конце праздника вывозили сани за город и вываливали "пассажирку" в сугроб под всеобщий смех и улюлюканье, тем самым как бы "хороня Масленицу".

Принято в масленицу на берегу реки строить городки из снега, укрепленные башнями, с двумя вратами. К этому городку собирается множество детей, которые делятся на "пеших" и "конных". "Пешие" занимают город, "конные" готовятся к нападению. Наконец, "конница", по знаку своего начальника, бросается на приступ и начинается битва. Осажденные храбро защищают город, портив "конницы", не давая ей ворваться в крепостные ворота, отбивая их метлами и помелами. Однако, "конница" берет верх и победоносно въезжает в ворота городка, а затем вместе с "осажденными" разрушает городок с веселыми песнями и возвращается домой.

Еще на масленицу возят по городу большой корабль, убранный разноцветными флагами и испещренный изображениями рыб, зверей и птиц, чучела и шкуры которых развешаны на его мачтах. Вслед за кораблем, с музыкой и песнями, идут ряженые.

В 1722 году Петр великий дал в Москве невиданный маскарад: по столице длинной вереницею разъезжало множество судов различного вида и разной величины, полсотни саней, запряженных разными зверями. Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, запряженных шестью лошадями, шедшими гуськом, одна за другою и украшенных побрякушками. В других санях ехал "Князь-папа", облеченный в мантию красного бархата, подбитую горностаем, в ногах его восседал Бахус на бочке. За ним - свита, замыкаемая шутом, который сидел в санях, запряженных четырьмя свиньями.

Шествие самого флота возглавлял Нептун, сидевший в колеснице с трезубцем руках, запряженной двумя сиренами. В процессии находился и "Князь-кесарь" Ромодановский - он занимал место в большой лодке, которую тащили два живых медведя. А в конце этой процессии следовала громада - 88-пушечный корабль, построенный совершенно по образцу корабля Фридемакера, спущенного на воду в марте 1721 года Петербурге. Он имел три мачты и вооружение до последнего блока!

На этом корабле, везенном шестью лошадьми, восседал сам Петр I, в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал ими как бы на море. За эти кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, бывшей в костюме голландской крестьянки, а свита ее состояла, из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски.

За гондолою следовали настоящие участники маскарада, известные под именем "неугомонной обители". Они сидели в широких и длинных санях, сделанных наподобие головы дракона, и наряжены были журавлями, волками, лисами медведями, представляя в лицах эзоповы басни. Такое чудное и яркое маскарадное шествие через Тверские ворота протянулось в Кремль при пушечных выстрелах, где и закончилось великолепным фейерверком и пиршеством.

Но после кончины Петра великого прекратились маскарады до воцарения Императрицы Елизаветы Петровны, которая очень любила наряжаться, так как к ней очень шел мужской наряд.

В царствование Императрицы Елизаветы Петровны масленичные катания устраивались в ее любимом селе Покровском, где в зимнее время устраивали постоянные катальные горы, и с них - то катались не только, но и сама императрица, съезжавшая "стоя на лыжах". Забава эта осталась в России на долгие-долгие годы, и мало кто уже помнил, что катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.

Катальные горы строились с затейливыми башенками, на которых развивались затейливые флаги, а вдоль гор вместо барьера, в два ряда стояли елки, а между ними - статуи из льда и снега.

Вспоминая свое девство, в начале ХХ века И. С. Шмелев так описывал катания с ледяных горок: "В субботу, после блинов, едем кататься гор. Зоологический сад, где устроены наши горы - они из дерева и залиты льдом: Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухаются с рычанием высокие "Дилижаны" с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. : Степенный плотник Иван помогает Пашке-конторщику резать и выдавать билеты, на которых написано - "С обоих концов - по разу". Народ длинным хвостом у кассы. Масленица погожая

По накатанному лотку втаскивают веревками ввернувшиеся с другой горы высокие сани с бархатными скамейками, - "Дилижаны", - на шестерых. Сбившиеся с ног катальщики, статные молодцы, ведущие "Дилижаны" с гор стоя на коньках сзади, веселы и в меру пьяны. Работа строгая, не моргни: крепко держись за поручни, крепче веди на скате, "на корыте".

Зажигают иллюминацию. Рычат гулкие горы пустотой. Катят с бенгальскими огнями, в искрах. Гудят в бубны, пищат гармошки"

Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления.

Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень.

Эта народная забава несколько раз упоминалась в "домострое", осуждающем ее как одно из "бесовских угодий", "богомерзких дел". Но, не смотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей.

С учеными медведями ходили по России с незапамятных времен, этот промысел был занятием древним, традиционным. Известно, например, что в 1570 году Иван Грозный, готовясь к свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород специального гонца с приказом доставить в Москву скоморохов с учеными медведями.

В народе медведь ассоциировался с лешим, с языческим богом Велесом, поэтому считалось, он обладает магической целебной силой. В глазах крестьян но был сильнее нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдет вокруг него, то не случится пожара.

Такое отношение сказалось и на прозвищах, которыми награждался медведь-артист. Везде его именовали почтительно-шутливо: "Михайло Потапыч" или "Матрена Ивановна", "почтенный Михайло Иванович господин Топтыгин".

Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут.

Вечным спутником Михайло Потапыча был "коза бодатая", которую изображал мальчик, наряженный в мешок с прикрепленной к нему козлиной головой и рожками. К голове был обычно приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум. "Коза" выплясывала вокруг медведя, дразня его и клюя деревянным языком. Медведь, бесился, рычал, вытягивался во весь рост и кружился вокруг вожака. Это означало, что он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак давал ему в лапы шляпу и медведь обходил с ней честную публику, которая бросала туда гроши да копейки.

Зачастую, Топтыгина и его вожака угощали водкой, а после этого угощения вожак предлагал медведю "побороться". Такая борьба, правда, не всегда заканчивалась благополучно для вожака.

Таким образом, медвежья комедия состояла из трех частей, которые могли идти в любой последовательности: танец медведя с "козой", выступление медведя под шутки и прибаутки вожака, борьба медведя с хозяином или "козой".

Единоборство человека с медведем, как демонстрация силы, ловкости мужества, было особенно популярно. Состязания такого рода устраивались не только для государей, но и для простого народа, причем бороться с медведем выходили как специально взятые для этой цели служители царского "ловчего пути", так и "любители-непрофессионалы".

Поскольку медведь - главный герой представления, все внимание было приковано к нему. В первую очередь обыгрывалась сама фигура медведя. Как только зверь становился на здание лапы, человек невольно начинал сравнивать его с собой, соотносить с разными типами людей. И вдруг оказывалось, что пластика медведя, его внешний облик, неуклюжесть, косолапость, нечленораздельная "речь" (рев, ворчание) - все это черты недалекого, нескладного, добродушного, иногда полусонного и обычно невезучего простолюдина.

В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия: бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день.

Успех Петрушки в одних случаях объяснялся злободневностью и сатирической направленностью сценок, в других секрет обаяния комедии видели именно в ее сценичности, в том, что формы игры здесь были незамысловатые, простые и понятные, поэтому они легко воспринимались широкими массами всех возрастов и всех уровней развития.

Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и вслед за этим появлялся Петрушка. Одет он бывал в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были также горб или даже два горба. И длинный горбатый нос.

Еще одна масленичная потеха - кулачные бои, которые есть остаток древне военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках" - о чем свидетельствует летопись: в XXIII столетии во время войны Князя Киевского Мстислава III портив Великого князя Юрия Всеволодовича, Мстислав, поощряя своих новгородцев и смолян к сопротивлению против неприятеля, предоставили на их волю сражаться пешими или на конях. Тогда новгородцы отвечали: "Мы не хотим на конях, но, по примеру, предков наших, пеши и на кулаках биться".

Было время, когда наши бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские, тульские и калужские славились более других, выдерживали сильный бой с татарами, приезжавшими в Москву с икрою и рыбами, выигрывали большие залоги, и платились нередко за свою отвагу жизнью.

В старину было три вида кулачных боев.

Самым лучшим и интересным считался бой один на один.

Практиковался и бой "Стенка на стенку", когда запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак.

А реже всего допускался бой "сцеплялка - свалка", который обыкновенно возникал из-за того, что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки".

Центром праздничной масленичной площади были балаганы. Ведь балаганы - это главная притягательная сила, самое заманчивое, хотя далеко не всегда доступное увеселение.

Балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний.

Слово "балаган" первоначально обозначало легкую верхнюю пристройку к дому. В начале XIX столетия оно имело значение временная, разборная торговая постройка".

Применительно к театрализованным зрелищам это слово начало употребляться только со второй половины XIX века.

На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители их числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты.

Ой да Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее состречаем,

А мы, красные, ее состречаем!

Ой да Масленица, погостюй недельку,

Широкая, погостюй другую!

Масленица: «Я поста боюся!»

Широкая: «Я поста боюся!»

«Ой да Масленица, пост еще далече,

Широкая, пост еще далече!»

Масленицей назывался языческий многодневный праздник проводов зимы у древних славян. С принятием христианства этот праздник стал предварять Великий пост и зависеть от его сроков (Масленица справляется за семь недель до Пасхи). В церковном календаре масленичная неделя именовалась сырной или «мясопустной», когда нельзя уже есть мясо, но можно есть сыр, масло, яйца, молоко, сметану, рыбу, блины. Установив эту неделю православная церковь хотела облегчить верующим переход от мясоеда к посту и исподволь вызвать в их душах молитвенное настроение. Однако, попечительская забота церкви не нашла отклика в душе русского народа, и на деле Масленица стала синонимом безбрежного разгула, любимым хлебосольным и веселым праздником, в котором словно отражалась вся русская натура, порой не знающая меры и удержу.

Дорога наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные!

Любили на Руси Масленицу, величали - «госпожа Масленица», «боярыня-Масленица», «Душа моя Масленица», придумывали всей масленичной неделе ласковые прозвища – «перепёлочка», «ласточка-касаточка», даже каждый день недели имел свое название и свои традиции. Понедельник назывался «встреча», вторник – «заигрыши», среда – «лакомка», четверг – «разгуляй», пятница – «тещины вечерки», суббота – «золовкины посиделки», а воскресенье – «проводы».

Масленицу ждали с нетерпением, от того и встречали с неудержимой удалью. В некоторых губерниях устанавливали на телеге украшенное бубенцами, колокольчиками, цветными лоскутками чудо-дерево, возили его по деревне в продолжении всей недели, но чаще мастерили соломенную или тряпичную куклу-чучело, изображающую девушку, приделывали ей косу с разноцветными лентами, в руки давали помазок и блин. Называли такую куклу Масленицей. Иногда молодые парни потехи ради наряжались Масленицей, «уродливо красили лица себе», ездили повсюду на санях, выкрикивая шутки-прибаутки.

Ой, Масленица-кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

Хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом!

Празднование Масленицы почти всюду, в целях экономии, начиналось с четверга, хотя многие прекращали работать уже в понедельник. В преддверии всеобщего «обжорства» люди разъезжали по базарам и закупались различною снедью. Веселая, честная, потешная неделя требовала: «хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить», и потому никто, даже самый прижимистый и бережливый, не тяготился расходами, так как всем приходилось принимать гостей, а нужно было и угостить прилично, и одеться по-праздничному, чтобы соседи не засмеяли, ведь широкая Масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейный достаток, и тягу человеческого сердца к красоте, и ожесточение души, превращающее праздник в пьяный мордобой.

Масленица объедуха,

Деньгам приберуха.

Без блинов не масленица,

Без пирогов не именины.

Еде во время Масленицы приписывалось особое значение. Когда-то Масленица совпадала с приходом нового года. Неумеренность в еде объяснялась поверьем, будто обилие пищи в первый день наступившего года обеспечивает достаток на весь будущий год. Не смотря на то, что календарь был изменен, мартовское чревоугодие не прекратилось. Ели как можно больше, без всякой меры, в огромном количестве употреблялись всевозможные веселящие напитки домашнего приготовления и водка.

Англичанин С. Коллинз, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, так описывал праздник: «На Масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе перед постом пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем». Он же с ужасом рассказывал, как после праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях.

Месяц ты месяц,

Золотые твои рожки,

Загляни в окошко,

Подуй на опару!

Главным угощением Масленицы был, конечно, пышный, румяный блин, круглая форма которого символизировала красно солнышко. Считалось, что поедание блинов способствует повышению плодоносящей силы природы, приумножению достатка.

«Блин - не клин, брюха не расколет», и вся Русь объедалась блинами ржаными и пшеничными, гречневыми и овсяными, дрожжевыми и пресными, сдобными и постными, большими и маленькими.

Богатые люди начинали печь блины с понедельника, бедные же - с четверга или пятницы. Тесто для блинов ставили бродить в ночь, и накануне вечером, когда появлялись на небе первые звезды, старшая в семье женщина потихоньку от прочих выходила к реке или озеру, а если не было поблизости водоема, то подходила к колодцу, и призывала месяц заглянуть в окошко и подуть на опару. Каждая женщина имела свой особенный рецепт приготовления блинов, держала его в секрете от соседей и старалась передать по наследству дочерям.

Масленица-пышка на улицу вышла,

На гору катиться, с ребятами драться!

Ребята-дураки, нажимали кулаки,

Нажимали кулаки все на Масленицы боки!

На Масленицу проходили разного рода увеселительные мероприятия, прозванные народом «игрищами»: катание с высоких ледяных гор, катания на санях, конские бега, кулачные бои, качели. Распространенной забавой была игра «Взятие снежного городка». На льду реки из снега возводилась крепость с затейливыми башнями и двумя воротами, посередине крепости прорубали полынью. Участники игрища делились на две команды: защитников и нападающих. Конные удальцы осаждали крепость, а защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося в ворота первым, ожидало суровое испытание: его заставляли окунуться в ледяную прорубь.

В четверг масленичный разгул развертывался во всю ширь. «На базарных площадях еще с утра собирались крестьяне, от мала до велика», поучаствовать в кулачных боях. Начиналось с традиционной «стенки», когда бойцы двух партий выстраивались друг против друга, а заканчивалось тем, что «все дрались, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походила на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывали эти схватки, можно было судить по тому, что многие бойцы уходили с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них были разодраны в клочья».

Возле мест народных гуляний развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Тут же устанавливались балаганы, где выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии и живые картины. Публику веселили скоморохи и, конечно, любимый народный герой – Петрушка.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжал каждый, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми коврами да медвежьими шкурами, крестьянские лошаденки вычищены были до блеска, украшены цветными ленточками и бумажными цветами.

Особый задор катанию на санях придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой «молодые» ездили по улицам «казать себя», делали визиты родным и знакомым. Везде они оказывались в центре внимания, и это означало всеобщее одобрение и признание заключенного союза. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. «Новоженов» и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись.

Не целуй меня на улице –

Целуй меня в сенях!

Не целуй меня в сенях –

Целуй на маслену в санях!

Русские считали Масленицу «сезоном любви», а заезжие иностранцы часто называли ее «неделей разврата», так много народных забав было связано с демонстрацией новобрачия на людях. Например, традиционный целовник, когда подгулявшие деревенские парни ехали целовать молодых замужних женщин, встречавших первую Масленицу хозяйками дома. Молодушка подносила каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целовал ее. Или другой обычай - «столбы», когда молодые, нарядившись в свои лучшие одежды, в которых они венчались, вставали рядами (столбами) по обеим сторонам улицы и всенародно показывали, как они любят друг друга. Зрители кричали: «Порох на губах!» - и предлагали целоваться: «Покажите, как вы любитесь». Иной подвыпивший гуляка отпускал такие шуточки, что женщины краснели, как маков цвет. «Столбы» продолжались час или два, а потом все ехали кататься.

Если супружеские пары окружали почтением и вниманием, то молодых людей, так и не вступивших в брак в прошедший мясоед, подвергали шуточному наказанию. В дома к холостым парням и незамужним девицам врывались незваные гости и привязывали им к ногам или рукам «колодку», от которой парни и девицы откупались водкой и деньгами.

Масленица загорела,

Всему миру надоела,

Обманула, провела,

Годика не дожила,

До поста довела.

Шла сторонкою к нам,

По закоулочкам, закоулочкам,

Несла блинов чугуны,

Надорвала животы!

Блинов напекла,

Сама все пожрала,

А нам редьки хвост

Дала на пост!

Весело гуляла,

Песни играла,

Протянула до поста, -

Гори, сатана!

Проводы Масленицы сопровождались различными обрядами. Соломенную куклу, Масленицу, торжественно сжигали, разбрасывая пепел по озимым посевам, чтобы придать силу будущему урожаю. Кукле приписывалось влияние на плодовитость скота и человеческую рождаемость. Масленицу рассматривали и как олицетворение зимы, а ее уничтожение означало уход зимы, устранение всего нежелательного человеку.

Последний день масленичной недели назывался «Прощеное воскресенье». Француз Ж. Маржерет, служивший в России в начале XVII века, писал: «На Масленицу русские посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили друг друга в чем либо в продолжении года словом или делом, встретясь даже на улице, и хотя бы никогда прежде не видались, приветствуют друг друга взаимным поцелуем. «Прости меня пожалуй», - говорит один. «Бог простит!» - отвечает другой» Обычай прощаться перед началом Великого поста означал общее покаяние и очищение от грехов. В этот день посещали могилы усопших родственников и прощались с ними, беседовали с батюшкой, женщины и девицы служили в церквях молебны.

Со временем большинство обычаев, традиционных для масленичной недели, было изжито. Уже в XIX веке гуляния проходили чинно, и без шуму, народ собирался только в специально означенных местах, кулачные бои и катания на санях были запрещены. До наших дней дошла лишь традиция печь блины, хотя в провинциальной глубинке еще живы воспоминания о шумных проводах зимы.

Будем надеяться, что постепенно Масленица вернется к нам как светлый и веселый обряд. Однако не надо забывать народную мудрость: «не все коту Масленица, придет и Великий пост». «Не жизнь, а Масленица» – это вечная мечта о богатом, привольном и беззаботном существовании.

Воспоминания известных людей

Ни один человек, собственными глазами увидевший, что такое Русская масленица, не остается равнодушным к этому поистине грандиозному празднику. И об этом свидетельствуют воспоминания многих известных людей:

«Масленица в развале. Такое солнце — что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки.

Фабричные внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки в «блина» играют: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать — не выронить, весело бьются мордами

Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, «черные» блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки, и ловкий десятник Прошин с серьгой в ухе, шлепает их об стол, словно, дает по плеши. Слышится сочно — ляппп! По всему череду: ляп.

. ляп. ляпп! пар идет от блинов винтами. Стоит благодатный гул: довольны!»

А в начале ХХ века были еще и специальные масленичные пряники-подарки. Такая радость! На большом круглом прянике стоят ледяные горы из золотой бумаги и бумажные вырезные елочки; в елках, стойком на колышках, — вылепленные из теста и выкрашенные сажей, медведики и волки, а над горами и елками — пышные розы на лучинках, синие, желтые, пунцовые — всех расцветов. И над всей этой «масленицей» подрагивают в блеске тонкие золотые паутинки канители. »

И. С. Шмелев

«Масленица. В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности. По своей темпераментности московиты, пожалуй, сродни итальянцам. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется. »

Г. А. Шлейссингер

Масленица, вероятно, родилась на севере — она дочь мороза. Человек увидал ее прячущуюся за сугробом снега, а законодатель призвал ее в помощь человеку в самое суровое и печальное время года, и она явилась с жирными, румяными щеками, с коварным глазом, с обнаженной , но с улыбкой на устах, но с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела озябшую кровь в его жилах, охватила его руки и пустилась танцевать с ним до обморока.

Продолжение следует.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)