Праздник «Первой борозды» – один из обрядов Дагестанского народа
Все народы нашей республики, как и народы всей планеты, являются создателями и носителями материальной и духовной культуры. Обряды и обрядовый фольклор - неотъемлемая часть народной культуры.
Дагестан - уникальная республика, где до сих пор бытуют обряды и обрядовый фольклор. Возникли обряды в глубокой древности.
Обряд - это особый способ передачи новым поколениям определенных идей, норм поведения, ценностей и чувств; коллективное символическое действие, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщения личности к коллективу, обществу.
Обряд органически связан с обычаем. Обычай, как и обряд - тоже средство передачи новым поколениям культурного наследия предков. Слову обряд часто сопутствует слово традиция, обозначающее преемственную связь поколений, передачу от старших к младшим социальных идей, знаний нравственных норм поведения, духовных ценностей и т. д. Слово "традиция" обозначает и само духовное наследие, передаваемое из поколения в поколение; традиционное - это понятие, установившееся, освещенное авторитетом старших поколений. Обряды по своей природе традиционны, передаются от дедов к отцам, от отцов к детям, от них к внукам и т. д. - они служат средством передачи традиций.
Календарные и семейно-бытовые обряды в своей основе является древнейшим видом народного творчества. Они были тесно связаны с хозяйственной деятельностью и убедительно показывают, как на самых ранних этапах развития человечества обряды и поэзия порождались трудовой практикой и сопутствовали ей.
Обряды приурочивались к наступлению новых периодов календарного года. Астрономическими вехами для обозначения таких периодов являются два равноденствия и оба солнцестояния.
Основным занятием народов Дагестана, наряду с животноводством, было земледелие, и их календарная обрядность носит ярко выраженный аграрный характер. В ней отразились древнейшие взгляды на природу и попытки воздействовать на нее, заботы дагестанского крестьянина о хлебе насущном, об урожае, от которого зависело благополучие его семьи.
Как и многие земледельческие народы Востока, народы Дагестана отмечали древний новый год в связи с весенним равноденствием в марте месяце три дня, т. е. 21-22-23 марта. Он известен иранским и тюркским народам под именем Навруз (новый день, новый год). Этот праздник знаменует обновление природы, пробуждение ее от зимнего сна.
Народы южного Дагестана, в частности табасаранцы, праздник встречи весны отмечали несколько раньше 14-15 марта. А 21-22 отмечалась первая вспашка.
В Дагестане широко известен обряд "первой борозды", который символизировал начало весенних работ.
Пока джамаат не отметит этот праздник, никто не имел права пахать и сеять свое поле. Этот обряд в аварских аулах называли "оцбай" ("Запряжка быков"), "Оцригьни" ("Вадьба быка"), в даргинских аулах - "ХъубахIруми" ("Игры первой борозды"), лакцы - "Хъурдаккаву" 9"Полевой сбор"), "Хъарас щаву" ("Втыкание сохи"), лезгины - "Къуьгъвер сувар" ("Праздник пахоты"), рутульцы - "Сук севедйыгъ" ("День разбрасывания зерна").
В зависимости от погодных условий и высотности расположения аула этот праздник в разных селах отмечали в разное время после встречи весны.
Сопровождался праздник общим молением, жертвоприношениями, угощениями, соревнованиями в спортивных играх, скачках, песнями и танцами.
К празднику готовился и уважаемый всеми аксакал, на которого возложены обязанности пахаря.
Он красил соху белой глиной, мазал рога быков жиром. В намеченный день он одевал шубу шерстью наружу, косматую папаху (чтобы земля была такой же косматой, хлебородной). Перед началом пахоты он произносил молитву - благопожелание:
Пусть стебель будет высоким,
Да будет богатый урожай
И многочисленны овцы!
Пусть дом наполнится зерном,
Шест для сушки наполнится мясом!
Пахарь начинал борозду, взрослые и дети забрасывают его снежками, комьями глины, размельченной соломой или сеном, брызгами воды обливали его и говорили: "Да пойдут дожди вот так! Да будет богатый урожай!"
Основное содержание обряда с помощью ритуальных действий и магических слов создать условия для богатого урожая, помочь природе родить его.
Процессия, следовавшая за пахарем, который проводил 2-3 символические борозды, возвращалась в село и на майдане устраивали веселье с угощениями. Самыми радостными моментами праздника были скачки и спортивные состязания. Пришедшими первые на скачках, бегах получали знамя, сделанное из платка, круглый хлеб с дырочкой. В финале бегут группа стариков и старух. Это бывало веселое зрелище. Шуты в масках сопровождают бегущих, подбадривают их, совершают акробатические трюки, требуют призов. Затем устраивались состязания в метании камня и поднятию тяжестей, стрельбе, борьбе, прыгании. После этого пели и танцевали.
Нам хочется рассказать о том, как праздник ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ "УНСА-ЭТАЙ" отмечают в Ботлихском районе.
У ботлихцев большое количество обычаев, обрядов, ритуалов календарного цикла. Каждый год на очередном празднике первой борозды один из представителей аула добровольно брался провести праздник в следующем году. В его обязанности, кроме ритуального проведения борозды, входило угощение всех присутствующих на празднике. С этой целью он резал быка, готовил хлеб, призы, заботился о развлекательной части праздника.
При выборе пахаря ботлихцы, как и другие народы Дагестана, руководствовались определенными соображениями. В частности, пахарь должен был быть многодетным, достаточно пожилым, но не дряхлым, сильным, честным, щедрым, "добрым, с легкой счастливой рукой". Предполагалось, что "свойства этих людей магическим путем переходили на объект, в данном случае на поля и посевы, благотворно сказываясь на обилие урожая".
В случае хорошего урожая односельчане просили, чтобы "пахарь" остался и на следующий год.
По обычаю, начинавший сев, готовил к празднику специальное деревце "эра" и угощение. В конце праздника "эра" передавалось "пахарю" следующего года.
Само деревце мастерили обязательно из вишневой ветки, что вполне объяснимо, если учесть, что "фруктовые деревья или некоторые их виды, в особенности их плоды, считались стимуляторами, а позднее символами плодородия". На ветке просверливали насквозь три отверстия с разных сторон так, чтобы в каждое отверстие можно было просунуть небольшие (25-35 см) палки. Палочки также делались из вишневых веток. Затем деревце заливали густым грушевым медом. На каждую палочку надевали один хлеб. Для этого выпекали особые хлеба "ТIука" и на высоких ветках деревца вешали вареные крашеные яйца. Цвета, в которые красились яйца не должны были повторяться. На вершине деревца устанавливали яйцо красного цвета. Все части "тIука" и высокие ветки деревца для прочности заливали жирной халвой, чтобы яйца не падали. Хлебу, яйцам, сладкой халве ботлихцы приписывали магические свойства - обеспечение урожая.
По ботлихскому варианту этого праздника его "хозяином" на будущий год назначается тот, кто в присутствии всех брал палку с мясом (особую, ставившуюся на дороге жердь с подвешенным к ней куском мяса).
В назначенный день и час (обычно 28 -30 марта) все население аула - старики, молодые, женщины, мужчины, дети собирались на условленном месте. Организатор праздника "пахарь" босиком, засучив брюки подходил к плугу и чисто символически проводил первую борозду. Он же бросал 2-3 пригоршни зерна на вспаханное поле. После этого работу продолжали другие. Через 2-3 хода с плугом работа как бы завершалась и начиналась развлекательная часть обряда, которая заключалась в танцах, играх, пении песен. Большое место на празднике занимали соревнования по метанию камня (гьинцIа билай), бегу, борьбе, скачкам. Победители награждались призами. Для победителей конных скачек готовились призы "эра", но меньших размеров, чем эстафетное деревце.
После скачек праздник переносился в дом победителя конных скачек (если лошадь не принадлежала наезднику, то в дом хозяина лошади). Хозяин лошади в течение 2-3 дней в своем доме устраивал угощение для односельчан. Если он был человек несостоятельный, односельчане помогали ему - приносили еду, напитки и т. д.
Комментарии