Понятие демон в искустве
Образ Демона привлекал многих деятелей мировой художественной культуры. Один из них – Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт философской мысли, глубочайших раздумий и самых острых социально-политических идей. Он многогранен и всеобъемлющ: судьбы человечества, нравственные вопросы человеческого существования, судьбы родины и народа, смысл исторических событий и многое другое,- всё было доступно этому гению. Главное в Лермонтове - это мятежный дух, недовольство действительностью и гордое её отрицание. Он противился всем устоям общества, не хотел быть таким, как все. Его противостояние вылилось в злобу, и его это мучило. Внутреннее негодование поэта отразилось на внешности, особенно на глаза. Тургенев рассказывал, что «в наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какое-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно тёмных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти по-детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая с большой головой на сутулых широких плечах возбуждала ощущение неприятное, но присущую мощь тотчас сознавал всякий. В нем «жил» тот Демон-это подтверждают его глаза и характер.
Само слова «демон» (греч. - «дух, божество»)- в христианкой мифологии означает падшего ангела, восставшего против Бога. Лермонтов не первым обратился к этой теме. У Байрона есть Люцифер (в «Каине»), Мефистофель- у Гёте в «Фаусте»,к теме демонизма обращался А. С. Пушкин в стихотворениях «Демон», «Ангел», «Мое беспечное незнанье», в «Сценах из Фауста».
В творчестве раннего Лермонтова уже возникли мотивы боговорчества.
Не обвиняй меня, Всесильный,
За то, что мир земной мне тесен,
К Тебе ж привыкнуть я боюсь,
И часто звуков грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.
(«Молитва», 1829)
В стихотворении «Мой демон» поэт однозначно характеризует Демона как духа зла:
Собранье зол его стихия.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь.
Вл. С. Соловьев писал: «Герой этой поэмы («Демон») есть тот же главный демон самого Лермонтова-демон гордости, которого мы видели в ранних стихотворениях»
Размышления над жизнью, над её содержанием Лермонтов попытался изложить в поэме «Демон».
Поэма создавалась на протяжении всей сознательной жизни поэта, начиная с 15 лет. До настоящего времени открываются новые списки и варианты этого гениального произведения.
Сюжет «Демон» представляет собою сплав библейских преданий с элементами кавказского фольклора, подчиненными главной идее. В литературе много писалось о том, что в поэме выражена идея отречения от индивидуализма, идея преодоления вселенского разочарования под влиянием любви.
«Демон»- произведение полемическое: в нем пересмотрены центральные вопросы романтизма и многие из них решены совершенно в новом духе. Белинский находил в поэме «миры истин, чувств, красот. Демон не пугал Лермонтова: он был его певцом»
Главный герой- персонифицированный человеческий дух, наделенный божественным бессмертием. Демон- «изгнанник рая», божье наказанье состоит в том, что он обречен на скитание и вечное одиночество. Его положение трагично: по своей природе он ничего не может принять на веру, а в результате познания разрушается целостность познаваемых явлений. Превращенный ангел, он помнит о временах райского блаженства, представляемое им зло- это месть миру за его не тождественность идеалу красоты и совершенства. Сеятель зла выглядит у Лермонтова совсем не так, как в библейских сказаниях. А сеятель добра, Бог, оказывается совершенно бессильным перед Демоном.
В основу поэмы легла идея о возможной перемене участи Демона. К началу действия он не удовлетворен предназначенной ему в мире ролью, он утомлен и недоволен- вот потому в поэме Демон не так однозначно зол, как в стихах:
Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья-
И зло наскучило ему.
Как «изгнанник рая», Демон тяжко мучается своей отрешенностью от живого дела жизни, своим бесполезным бессмертием. Он уверен, что тяжесть и бессмысленность его существования отпадает тотчас, как только он сделает нечто грандиозное для других, вместе с другими.
Внезапно в его душе вспыхивает любовь к земной женщине- грузинке Тамаре. Состояние влюбленности совсем по-новому открывает ему мир:
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!
Тамара поразила Демона очарованием человечности, одухотворяющей каждое её движение, жест, улыбку, взгляд. Лишь теперь Демон почувствовал и затем понял, что ему всегда не хватало этой человечности, сочувствующей живой души, разделяющей с ним страдания и счастье ( «Во дни блаженства мне в раю одной тебя недоставало. » )
Сюжет строится на взаимодействии двух самостоятельных лиц – таинственного духа и обольщаемой человеческой души. Напряженность чувств Демона соответствует его безумной идее преодолеть божье проклятие, а символическим условием возвращения в утраченный рай является осуществление абсолюта в любовных отношениях с Тамарой.
Характеризуя личность Демона, Лермонтов выделяет в нем две определяющие черты: загадочную непостижимость и небесное очарование, перед которым не может устоять земная женщина.
Демон является к Тамаре в ночное время, в её снах, проявляется как дыхание и «голос». В её виденьях Демон «скользит без звука и следа», «сияет тихо, как звезда», «зовет и манит». Тамару тревожит его «волшебный голос», «чудная нежность речей». Герой Лермонтова развертывает перед женщиной великолепную, пленяющую картину достойной человека жизни, сотканную из красоты природы, подвигов человеческого духа и постоянства безбрежного чувства.
Тамара влюбляется в падшего ангела, она в монастырской келье сгорает жаждою любви. Все, чему учили Тамару в монастыре, а раньше в семье и в церкви, только на мгновенье заставляет её отвергнуть жаркие речи Демона: «Оставь меня, о дух лукавый! Молчи, не верю я врагу!» Как только Демон поведал ей трагическую повесть отрешенного существования, как только ей стало ясно, как нужно этому «страдальцу» душевное участие, Тамара почувствовала в нем что-то родное и назвала его: «мой друг случайный». Она сама жаждет такой же высокой жизни, любви, красоты, как и Демон, её покоряют слова, в которых выражено презренье к мелочной жизни враждующих между собой людей.
В порыве к невиданно новому, высочайшему идеалу Тамара гибнет. Смерть Тамары является одновременно разоблачением несостоятельности Демона и высшей точкой его отчаяния. Попытка героя вернуться к миру добра и красоты трагически обрывается.
В «Демоне» отразились неприкаянность лермонтовского поколения, его философские сомнения в правильности мироустройства, его искания абсолютной свободы, глубокая тоска по утраченным идеалам. В глубинах своего духа Лермонтов угадал и пережил многие стороны зла как определенного типа мировосприятия и поведения личности. А потому, по моему мнению, трагическую тему поэмы составляет мысль о том, что любая попытка свободы заканчивается неизбежной расплатой в мире, лишенном свободы, и в этом, как думает поэт, несовершенство мира.
До конца своей жизни Лермонтов не смог освободиться от власти образа Демона над собой. Демон остался тайной. По мнению большинства исследователей, писавших о «восточной повести», герой уходит из произведения таким же непроясненным, каким входит в него.
Образ Демона привлекал внимание музыкантов, художников. Совершенно не случайно «пришел» к Демону Михаил Александрович Врубель – художник с «большой буквы», хотя его плохо понимали и мало ценили современники. Немногие видели в нем человека, наделенного исключительным талантом. В своем творчестве он обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире. Но в условиях сложного и противоречивого развития русской художественной культуры стремление решить эти вопросы приводило художника к мучительным поискам лишь во внутренней, духовной жизни человека. Это придает творчеству Врубеля субъективные, а порой и мистически-болезненные черты, что вызывало ожесточенную полемику по поводу его произведений в различных кругах общества.
В его произведениях нередки элементы загадочности, таинственности. Возможно это объяснялось тем, что характер художника очень противоречив: то перед нами предстает деликатный, кроткий, безвольный, хрупкий и слабый интеллигентик, то, напротив, высокомерный, заносчивый, самоуверенный «пан», то общительный, забавный собеседник, любящий кутить с друзьями, то замкнутый, молчаливый, холодно-сдержанный в обращении с людьми денди. «Врубель в жизни совсем не был похож на художника, - писал один из петербургских обозревателей. – Многие глядя на эту лощенную фигуру, с закрученными кверху усами, отказывались верить, что это автор «Демона», «Пана» и прочих поразительных по оригинальным красочным эффектам картин. Только изредка на этом спокойном, даже самодовольном, лице вспыхивала нервная краска, а в глазах появлялся какой-то странный недовольный блеск». Для Бенуа Врубель «сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением».
Первое известное упоминание Врубеля о «Демоне» можно прочесть в его письме старшей сестре 2 февраля 1875 года из Петербурга. Врубель, будучи студентом юридического факультета университета, сообщает новости столичного оперного театра, где в этот сезон с большим успехом ставились оперы «Юдифь», «Тангейзер» и «Демон». В то время Михаил Александрович этих опер не слышал, но читал их «прекрасно написанное либретто», в том числе, очевидно, либретто к опере А. Рубинштейна, написанное Висковатым – одним из первых исследователей и биографов Лермонтова. Зная поэму, Врубель нашел, что «глубоко трагический» сюжет и «потрясающая обстановка» способны производить «такое сильное впечатление», что «заставляет снисходительно относиться к музыке». Именно трагический характер лермонтовского героя был близок Врубелю.
Предтечей Демона для Врубеля был Гамлет, духовная сложность образа которого осталась невыраженной из его композиций. Не менее сложный по содержанию образ Демона, который впервые стал намечаться на холстах художника в 1885 году, не сразу подчинился ему – прошло несколько лет, прежде чем Врубелю удалось создать завершенные в определенной мере произведения. Очевидно, что для воплощения таких противоречивых в философской и психологической сущности замыслов были необходимы и особенное творческое озарение, и соответствующее мастерство – «Демон» требует во что бы то ни стало и фуги да и уверенности в своем художественном аппарате»,- признавался Врубель, объясняя свои первые неудачи и затруднения в решении избранной темы.
О первом замысле «Демона» сохранилось важное сообщение мачехи художника в письмах 22 октября того же года: «От Миши недавно было письмо, начал писать большую картину. Называет её Тетралогия. Сюжет: Демон, Тамара, Смерть Тамары, Христос у гроба Тамары». Следовательно, замысел Врубеля с самого начала отличается монументальным размахом драматургического по содержанию и направленности построения. Образная мысль художника была связана с поэмой Лермонтова, но не ограничивалась ею. В Одессе он начал первый холст, который видел Серов, но образ Демона тогда еще не был достаточно ясен художнику; предстояли длительные поиски, отдельные находки и разочарования.
Затруднения художника были, очевидно, в том , что он еще неясно видел лик того, чей духовный образ знал так же хорошо, как самого себя. Оттого он множество раз принимался за холст, писал и рисовал голову, торс своего героя, очищал написанное и начинал заново, снова бросал сделанное, записывал другими изображениями. Художник отступал на время, «делал отвод», как будто для того, чтобы дать себе отдых или надеясь таким приемом обмануть бдительность гордого духа; но Демон не показывал своего лица. Тогда Врубель решил вылепить его из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи,- думал художник,- так как, осветив его по требованию картины, буду им пользоваться как идеальной натурой». Первый опыт гигантского бюста, по мнению автора, не удался, вернее - «он вышел очень впечатлителен, но развалился». Врубель сделал «маленький в 1/3 натуры, закончил сильно - но утрированно, нет строя». Затем он взялся за фигуру Демона, рассчитывая при удаче поставить эскиз на конкурс проектов памятнику Лермонтову
За это время Врубель хорошо изучил характер своего «духа», который являлся ему чаще всего «с глазами, полными печали», как лермонтовской Тамаре. но облик его был «туманный», и художник не мог видеть отчетливо черты его лица, фигуру, одежду
Впервые Врубель увидел своего Демона в Москве. Демон появился на миг из своей туманности, и художник ясно увидел его. Демон был далеко, где-то на вершине горы, может быть, даже на иной планете; он сидел грустный, в лучах заката или разноцветной радугиВрубель чувствовал, что это все еще не тот монументальный Демон, которого он так долго искал, а нечто «демоническое» - полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло- задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами» Врубель поспешил воплотить в живописи это видение, этот образ молодого, еще не настоящего Демона, уверенный в том, что со временем он напишет и заветное монументальное полотно. По мере того как Врубель переносил на холст увиденное, оно то затуманивалось, то вновь прояснялось в спектре света и красок: «цветущая поляна» и « ветви, гнущиеся под цветами», намеченные в акварельном эскизе на клочке бумаги, на холсте закрылись лиловым мраком, а за спиной Демона вспыхнул калейдоскоп радуги, кристаллический узор, похожий на букет цветов из драгоценных камней, в которых мерцают лучи заходящего светила. Отблески заката осветили желтоватыми бликами руки неподвижного героя, едва коснулись неземной красоты его молодого лица, на котором, как жемчужина, застыла светлая слеза. В этом странно-прекрасном, волшебном саду, в озарении то ли земных, то ли космических лучей, юный гигант, как у Лермонтова, «похож на вечер ясный: ни день, ни ночь,- ни мрак, ни свет!. » О чем думает и скорбит сидящий Демон у Врубеля? Всматриваясь в своего героя, художник помнил все, что знал о лермонтовском Демоне от рождения образа до поэтической и философской его зрелости; он, конечно, знал мотив «сидящего» в стихах, что были в четвертом очерке поэмы 1833 года:
Как часто на вершине льдистой
Один меж небом и землей
(Как царь с развенчанной главой)
Под кровом радуги огнистой
Сидел он мрачный и немой.
После «Сидящего» Врубель принялся за иллюстрации к юбилейному изданию Лермонтова. Приступая к ней, художник должен был почувствовать и его родство с героем Лермонтова, и его независимость, его врубелевский характер. Заглавным листом поэмы стал рисунок – «Голова Демона» на фоне гор, где получился глубокий в своей духовной сложности «портрет» трагического героя-образ мятущегося духа, «ищущего примирение обуревающих его страстей». В том же сборнике были представлены другие иллюстрации Врубеля: «Демон летящий», « Пляска Тамары», «Тамара и Демон», «Люби меня!. » и т. д. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творчеству и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному « Демоном» Лермонтова и своим собственным.
Врубелевский Демон вобрал в себя все предшествовавшие поиски образа духа, не столько злобного, сколько страдающего и скорбного, и, при всем этом, духа властного и величавого. В его лице соединились мужской и женский облики, поразительны большие, горящие, как бы излучающие внутренний свет глаз и губы, запекшиеся от нечеловеческой страсти. Всех поразили именно губы, обожженные внутренним огнем, как цветок застывшей лавы.
Рисунки Врубеля к «Демону» и поэма Лермонтова не только равновелики сами по себе - в совокупности они представляют графики, который образует такую вершину творческого содружества художника и поэта, с которой видны необычайные дали человеческого сознания, не открывающиеся с высот поэмы или серии рисунков отдельно взятых.
Демониана Врубеля, поиски им образа своего Демона, занявшие столь значительное место в творческой жизни художника, это не иллюстрации к Лермонтову: «. поэма о «Демоне» только подсказала Врубелю имя того, что уже с детства было знакомо ему самому, что возникало из недр его собственного сердца. ».
Как известно, в творчестве поэта Демон многие годы занимал большое место, но Лермонтов смог расстаться с этим образом, найдя ему замену в реальном образе прозы. Он даже смог иронически проститься с этим своим «диким бредом»:
Но я, расставшись с прочими мечтами,
И от него отделался - стихами!
С Врубелем все было иначе. Демон оказался слишком мощным и роковым для художника образом: он встал перед ним в начале творческого пути, преследовал всю остальную жизнь и омрачил ее трагический закат. Румяный луч заката, излюбленный и Лермонтовым в его поэме, Врубель превратил в основу колористических симфоний многих своих картин как живописно- образный символ для выражения обуревавших его чувств.
Русские поэты- символисты считали закат символов предреволюционной эпохи, красочной гармонией мирового символизма, связывающего в своих зрелищах конец с началом.
Комментарии