Осень в восприятии А. С. Пушкина "Осень" и Ф. И. Тютчева "Есть в осени первоначальной", "Осенний вечер"
Осень в восприятии А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева. (По стихотворениям А. С. Пушкина <<Осень>> и Ф. И. Тютчева <<Есть в осени первоначальной.>>, <<Осенний вечер>>. )
Природа, человек и общество. Это ли не <<вечные темы>>? Они неразрывно связаны между собой, <<живут друг в друге>>.
Природа всесильна и вечна. Мелькают дни и ночи, незаметно на смену жаркому лету приходит сырая осень, затем холодная зима и, наконец, торжествующая весна. Всё живое на земле вынуждено приспосабливаться к капризам природы и жить по её законам. Отсюда и извечный интерес человека к матушке-природе, привязанность, любовь, восхищение её величием и красотой. В свою очередь, природа тоже внимательна к человеку. Она старается помочь ему, предостеречь от бед, как-то порадовать. Об этом говорят и народные приметы:
Лето грозовое, значит, и грибное.
Холоден сентябрь, да сыт.
Снег на полях - зерно в закромах.
Апрель с водою - май с травою.
Картины русской природы!. Они знакомы нам с детства, с первых школьных лет, по <<Книгам для чтения>>. Осень, зима, весна и лето. Такие близкие, родные, именно наши, русские. Неизбежную смену времён года, их яркость и индивидуальность, само обновление жизни смогли воспеть такие великие поэты, как-то: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет и многие другие.
А. С. Пушкин - поэт, который не только сам познал чудесный мир природы, но и открыл для читателя эту удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа средней полосы России.
Описывая все времена года, поэт предпочтение отдаёт всё же осени, своему излюбленному <<природному>> и <<творческому>> времени года.
Стихотворение <<Осень>> было написано в 1833 году, после знаменитой осени в Болдино. Признание поэта удивительно просто и правдиво:
Октябрь уж наступил.
Теперь моя пора.
Наступила осень. Облетают с деревьев оставшиеся листочки. С особым рвением <<отплясывают>> они свой <<прощальный танец>>, словно бросая вызов надоедливому холодному ветру. В ответ наступающий властвующий ветер сгоняет грозовые тучи, готовясь издать <<истошный вопль>> и разразиться нескончаемым водным потоком. Да, осень мало кому приходится по сердцу. Слякоть и сырость неприятна многим. <<Дни поздней осени бранят обыкновенно, - рассуждает автор и, как будто оправдываясь, дополняет:-. Мне нравится она,/ Как, вероятно, вам чахоточная дева/ Порою нравится>>.
Странное сравнение, но именно <<чахоточная дева>> в какой-то непредсказуемый момент благоприятного самочувствия вдруг расцветёт и поразит своей неожиданной красотой, заметной только внимательному <<оку>>.
Здесь всё так зримо, осязаемо, понятно. И холодный ветер, и промёрзшая дорога, и всё ещё бегущий <<за мельницу ручей>>. Стих звучит спокойно, торжественно, величаво.
Поэт видит и ценит в осени каждую деталь. Это и <<последние листы>>, и <<нагие ветви>>, и <<волнистая мгла>>, которая покрывает небеса. Вся эта <<краса тихая, блистающая смиренно>>, в которой так много <<доброго>>. Удивительной любовью наполнена каждая строчка, каждый стих, создающий образ осени:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Унылая, но очаровывает. Прощальная, но умиротворяет. Увядающая, но влюбляет в себя. Это ли не осень? Особо удачно поэт использовал приём антитезы, благодаря чему и создаётся глубоко правдивый образ этого времени года.
<<Багрец>> и <<золото>> - точные, реальные краски осенней природы. Причём само слово <<багрец>> вызывает в воображении разнообразие всех оттенков красного. Но это не только осенние краски, но и цвета царских одежд.
Осень - это время года, когда всё живое не умирает, а лишь засыпает, чтобы проснуться обновлённым. Поэтому в стихотворении нет мотива печали. Дождь, непогода, ненастье. Всё это <<смывает>> с души человека ненужное, неважное, злое, беспокоящее. Осенний ветер, пёстрые краски уходящего лета, последние лучи тёплого яркого солнца. Вдыхая полной грудью, ощущаешь как силу уходящего, так и одновременно наступающего потока жизни. Именно такое состояние в природе рождает в человеке активность:
. Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полон.
И забываю мир.
Мир суетных забот, зависти, душевного одиночества, коварства. Только творчество, полёт фантазии даёт настоящую жизнь поэту. Становится сладко на душе, и эта <<сладость>> стремится наружу.
И пробуждается поэзия во мне.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут.
Творческий процесс набирает силу. Он, словно корабль, дремлющий, неподвижный, вдруг оживает:
. и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
<<Воскрешение>> стало возможным в это прекрасное время года.
А. С. Пушкин поэтизирует осень, как, впрочем, и саму жизнь.
Жизнь природы в вечной смене её явлений превосходно сумел передать и Ф. И. Тютчев. В его лирик е вместо пышных осенних красок появляются прозрачные, хрупкие тона. Обратимся к стихотворению <<Есть в осени первоначальной.>>.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Осень прекрасна. В ней много света, спокойствия. Прозрачность, пустота, простор, затишье. Чудесная вырисовывается картина. Как же поэту удаётся передать всё это? Есть в стихотворении замечательный эпитет - <<хрустальный>> (день), что означает хрупкий, прозрачный, красивый. Поясним каждое из этих определений. Хрупкий - короткая <<дивная пора>> не прочна. Подуют холодные ветры, и <<хрустальный>> день <<разобьётся>>, исчезнет. И блестящая паутина, словно тонкий волос, порвётся, унесётся в небытие. Прозрачный (день) - видимый для всех, но поражающий своей первозданностью лишь избранных. Красивый. Красота в самом обычном, естественном. И это не бездушное любование, а некое преклонение перед загадочностью, таинственностью бытия.
<<И лучезарны вечера.>>. <<Лучезарный>> - сверкающий, пронизанный светом. <<Паутины тонкий волос блестит>> - тоже свет, блеск. Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово <<лазурь>>. Лазурный - нежно - голубой. Воздух чистый и тёплый, именно такой, какой нужен для отдыха. Осенняя тишина - это тишина после летних работ, поэтому сейчас поле <<отдыхающее>>, а борозда <<праздная>>.
Каждое слово в стихотворении имеет глубокий смысл. Во всём чувствуется спокойствие, гармония.
Природа также буквально оживает и в его стихотворении <<Осенний вечер>>. Поэт о своих чувствах не просто говорит, а вдохновенно восклицает. Сам образ осени становится более одухотворённым. С одной стороны, в тексте автор передаёт разнообразие красок осени ( <<светлость вечеров>>, <<блеск и пестрота дерёв>>, <<багряные листья>>), с другой - <<предчувствие сходящих бурь>>, <<холодный ветр>>. Любая красота, осознавая, что погибает, зачаровывает своим прощальным, <<зловещим блеском>> и в <<изнеможении>> смиряется.
Здесь осень, словно одинокая женщина, стыдливо страдает от своей беспомощности перед кругом жизни. Она кротко улыбается, томно шепчет о быстром увядании, и шёпот этот <<захватывает>> целиком, обнажая всю <<таинственную прелесть>> такого общения.
Поэт чувствует, слышит и воспринимает природу всей душой.
Природа - весь мир, в котором уютно душе и в котором успокаиваются тревожные мысли, обостряются чувства. А осень является, на мой взгляд, самым необыкновенным и таинственным временем года.
Это и царственное шествие, и пора подведения итогов, пора воспоминаний, и пора активного творчества. Осень и умиляет, и вдохновляет, и радует, и зачаровывает, и настраивает на философские размышления.
Каждый из поэтов увидел и отметил что-то своё, прочувствовал и поделился с читателем. Каждое из их творений по-своему ярко, индивидуально, неповторимо.
Моя осень не так уж проста.
Она величава, плаксива, нежна.
Ты лучик <<уютный>> в ладошки поймай
И зря, понапрасну его не пугай.
Она успокоит, придаст тебе силы.
Увидь и услышь ты её <<переливы>>!
Лишь <<зрячим>> откроются тайны богов:
В природе - Спасенье-
И нет больших слов.
Ульянов Данила
Комментарии