Организация морской торговли в ранней Византии по Морскому закону. Частина 5
Сухопутная торговля в Византии в VI - начале IX веков
В Византии в VI - IX веках была развита и сухопутная торговля, но менее чем морская, это объяснялось плохими дорогами или опасностью торговых путей.
Сухопутные дороги действовали оживлённо вплоть до IV века. Ещё Либаний в IV веке писал об оживлённой сухопутной торговле, идущей наравне с морской, о том, что караваны верблюдов «состязаются с грузовыми судами».
Но если для приморских областей возможности развития морских перевозок взамен сухопутных облегчали поддержание внутреннего обмена, то города внутренних областей оказывались во всё более тяжёлом положении. С конца IV века всё чаще стали раздаваться жалобы жителей этих городов на упадок торговли и плохое снабжение привозимыми товарами. Поэтому правительство было вынуждено с 423 года расширять круг собственников, привлекавшихся к участию в ремонте и строительстве дорог и мостов. Но упадок в сухопутной торговле продолжался.
Сухопутная торговля, как и морская, способствовала сосредоточению в городах населения, оторванного от натурального хозяйства. Сухопутный транспорт требовал ещё больше рабочей силы, чем морской, так как для ухода за лошадьми, верблюдами, ослами нужны были погонщики. Если судить по византийским миниатюрам, долгое время почти до XV века, сохранялась неуклюжая упряжка, которая требовала громадного числа лошадей и людей. Груз, составляющий 500 кг, считался максимально допустимый для повозок с наиболее сильной тягой. Кроме всего прочего для сухопутного транспорта требовалась немалая охрана. Все, кто принимал участие в транспортировке грузов сухопутным путём, фактически принадлежали к городскому населению, поскольку получали необходимое содержание из ресурсов городского товарного хозяйства.
Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Эдесса на Евфрате, Херсонес в Таврике были опорными пунктами областей, находились на перепутье торговых и стратегических дорог. Но все пути вели во второй Рим-Константинополь. Город-нолитический, административный, торговый и культурный центр империи, был огромным рынком. Рынки Константинополя и «. его улицы широки и вымощены каменными плитами. Люди каждой профессии занимают определённое место, не деля его ни с какими другими ремесленниками. Каждый рынок снабжён воротами, запирающимися на ночь». Сюда стекались товары с самых отдалённых мировых рынков. Из Китая и Средней Азии привозили шёлк-сырец. Из Ирана и Аравии на верблюдах в гавани сирийского побережья доставляли изюм, урюк, миндаль, вино, сирийские и сарацинские ткани, ковры и широко славившиеся готовые одежды. Столица жадно поглощала огромные количества свежей рыбы, которую свозили со всего Средиземноморья и Черноморья. Это была пища беднейшего населения городов. Скот пригоняли в Никомедию из Малой Азии. Табуны лошадей паслись во Фракии, откуда их перегоняли в предместья столицы. Оливковое масло поступало из Малой Азии, Эллады, Пелопоннеса.
Хочется упомянуть об участии в торговле широких сельских масс: «Наряду с торговлей в больших городах империи. местом торговли были и небольшие областные города и селения. Сюда крестьяне привозили сельскохозяйственные продукты, продавали или обменивали их на необходимые им предметы обихода, одежду. Продажа на небольших ярмарках одежды была обычной. Покупавшим одежду на рынке случалось тут же бросать изношенное платье, - лохмотья, которые подбирались нищими».
Важнейшей сухопутной магистралью для древности и средневековья являлась «шёлковая дорога», соединявшая Запад и Восток. Через города Месопотамии шла торговля со Средней и Центральной Азией, Индией и Китаем. Отсюда через Иран и Согд проходил «шёлковый путь». «Более 10 тысяч километров тянулся караванный путь из Китая в Византию. 150 дней шли караваны от Китая до Иранской границы и 80 дней - через Иран к границе Византии».
В западной части «шёлковый путь» связан со Средиземноморским бассейном, с торговлей Европы.
Ближний Восток оказался связанным со Средним и Дальним Востоком. «Если «путь ароматов» вдоль западного побережья Аравийского полуострова и по Красному морю доставлял товары из страны «царицы Савской», «чёрной Африки» и Эфиопии в переднюю Азию, то Египет и приморская Сирия были богаты красящими веществами».
Роль восточных товаров - шёлковых тканей, шёлка-сырца, пряностей, ароматов - в экономической жизни Византии и Западной Европы очень велика. Продажа, обработка и использование этих товаров занимают многие ремесленные цехи и торговые гильдии. Об этом говорит «Книга Эпарха».
Если же подробней говорить о сухопутных дорогах в Малой Азии, то следует упомянуть, что своё значение они приобрели в VIII веке, когда ослабел натиск со стороны арабов. Главнейшими путями были следующие: «. дорога из Константинополя вдоль черноморского побережья в Трапезунд через Сангарий и Колоний; дорога из Константинополя к Евфрату через Анкиру, которая стала приобретать значение крупного города; дорога из Константинополя вдоль средиземноморского побережья через города Никею, Аморию, Иконию, откуда она разветвлялась на Авидос и на Атталию». В начале XI века Аморий считался крупнейшим центром, только взятие арабами этого города в 836 году серьёзно подорвало его значение.
Сухопутная дорога вела из Трапезунда через Арце и Феодосиополь (Эрзерум) в халифат. Эта дорога имела особое значение, так как восточные товары проходили в Византию Северное Причерноморье главным образом через Трапезунд. Сама торговля с Востоком стала налаживаться в VIII веке вновь. Обращает на себя внимание тот факт, что в период перемирий с халифатом купцам обоих государств было разрешено беспрепятственно торговать как на территории халифата, так и в пределах византийского государства. Например, есть такой факт, что Лев III в 717 году заключил с арабами семилетнее перемирие с тем, чтобы «. купцам обоих государств и областей было разрешено сноситься между собой беспрепятственно и безопасно». Торговля с халифатом стала развиваться очень быстро.
Наряду с Константинополем и Фессалоникой, Коринфом появились некоторые другие городские торговые пункты, которые связывали Византию с придунайской Болгарией и более отдалённой Моравией.
С юга Константинополя путь шёл по старой имперской дороге, которая вела из столицы в Адрианополь и далее вдоль долины Марицы к Софии (Сардике). Ещё этот путь «наименовался «царской дорогой», что в переводе с греческого означает Via Egnatia».
Другая дорога ответвлялась от Адрианополя, пересекала долину реки Тунды (Тунж), Ямбол (Ямполь) и Балканы и проходила в восточную часть придунайской Болгарии, заканчиваясь в Шумле. В районе между Ямболом и Шумлой эта юго-восточная линия торговых связей перекрещивалась с другой - восточной, связывавшей города западного побережья Чёрного моря (Варну, Месемврию и другие) с северной частью Балканского полуострова.
Среди городских центров, лежащих по этим путям, многие восходили в своём происхождении к античной и ещё более древней эпохе. Многие же возникли впервые в средние века - это Верия (Стара - Загора), Сливна виз. Stilbnos), Ямполь и другие.
На факт торговых связей с Западной Европой и Северной Африкой имеются прямые указания в актах VII века Никейского собора 787 года; «А ты ревнитель зла. убил там женщин, тогда как тут находились торговцы из Рима, Франции, Мавритании, Вандимии, Готии, словом, из всех внутренних стран запада».
Итак, остаётся непоколебимой издавна установившаяся точка зрения, согласно которой сухопутная торговля могла быть выгодной лишь в том случае, если торговля велась немногочисленными и очень ценными товарами или если товары можно было продать по цене, резко превышающей их покупную цену.
Роль сухопутных торговых дорог для Византии имела немаловажное значение. На дорогах происходили тесные культурные взаимные контакты между народами, обмен различными идеологическими представлениями, столкновения обычаев, нравов и традиций. Здесь происходило знакомство и заимствование в области архитектуры и искусства.
В своей статье я исследовала морскую торговлю в Византии в VI - начале IX веках, а также субъекты морской торговли и их статус. В связи с этим я рассматривала вопрос о византийском городе в раннее средневековье.
Изучив литературу о византийском городе, я увидела противоречия в историографии по этому вопросу. Рассмотрев точки зрения Е. Э. Липшиц, М. Я. Сюзюмова, А. П. Каждана, Г. Л. Курбатова, я пришла к выводу, что византийский город в середине VII - начале IX веков существовал, часть городов трансформировалась в крепости, иногда служившие одновременно и центрами управления, вокруг которых позже нередко начинал вновь формироваться город. Сохранились немногие крупные города - важные центры производства и торговли.
Ранневизантийский город в IV - начале IX веках, во многом внешне сохранял античный облик. Следует отметить, что на Западе этот процесс развивался в сельском хозяйстве и аграрных отношениях, а сам город на Западе в этот период перестал существовать в отличие от Византии. Полный упадок городов в Византии как центров товарного производства не был повсеместным и обязательным при переходе от рабовладельческой формации к феодальной.
Ранняя Византия являлась государством, где сохранялись рабовладельческие отношения, то есть это позднеантичное государство. Лишь с середины VII века в нём стали развиваться феодальные отношения. Можно сказать, что реформы Юстиниана - это некие попытки сохранить разлагающиеся античное византийское общество.
Основная часть моей работы посвящена исследованию морской торговли в Византии в VI - начале IX веках. В это время с VI - VIII века Византия подвергалась нашествию варваров и бесконечным наездам арабов. Именно в это время сухопутная торговля была затруднена, поэтому единственно возможной связью между провинциями Византии стала морская торговля. В это время стал использоваться Морской закон родоссцев.
Значительные масштабы морских операций и морской торговли, а также их роль в экономике византийского государства в рассматриваемый мною период с VI — IX века засвидетельствованы в законодательном памятнике - Морском законе. Основное содержание Морского закона сложилось в период VII - IX веков.
Думаю, необходимо отметить, что в Морском законе, отсутствуют какие-либо наименования портов, которые дали бы возможность точно определить пункты и пути, по которым шли эти корабли. В этом отношении изложение статей закона носит обобщённый характер.
Морской закон, как и всякое действующее право в средние века носил в определённой степени международный характер для моряков, плавающих в восточной части Средиземноморья. Действие морского закона продолжалось в течении VII - XII веков, вплоть до четвертого крестового похода, когда византийское мореплавание потерпело решительный удар, и когда практически вся морская торговля перешла в руки итальянских купцов.
С VII века в Византии возрастает роль собственников кораблей и капитанов, водивших торговые суда с товарами. Морская торговля нужна была для связи между крупными городами, являвшимися центрами ремесла, торговли и потребления.
При изучении Морского закона можно увидеть, что на время путешествий создавались товарищества объединявшие капиталы и товары, где доход, как и убытки, покрывались за счёт тех сумм и товаров, которые были внесены участниками товарищества. Договоры о товариществе заключались по данным закона между торговцами, между навклирами, между торговцами и навклирами, между командой судна.
В VII веке появляются более мелкие корабли, это говорит о том, что теперь в морской торговле могут участвовать менее состоятельные предприниматели. Собственниками кораблей были в большей степени навклиры приморских городов, живущие на доходы от морского промысла.
В Морском законе не упоминаются географические названия и торговые морские пути, а вот об ассортименте товара идёт речь. В статьях встречаются купцы, перевозящие повышенной ценности товары - шёлк, пряности и, конечно же, продовольствие, в данном случае зерно. Доставка зерна в столицу контролировалась самим императором.
Морская торговля развивалась и сохранялась в тяжёлые времена, когда значение Византии падало. Никакой устойчивости не ощущалось -всюду были опасности от нападения морских разбойников, совершающих налёты на корабли, и на прибрежные местности. Кроме этого, буря также была опасна для моряков. Но, несмотря на все трудности и опасности, пока в руках византийцев находилась острова Сицилия и Крит, морская торговля в Византии процветала.
Внутренняя и внешняя торговля способствовала обогащению купеческой византийской верхушки. Есть все основания считать, что в рассматриваемую мною эпоху Византия и центр её Константинополь играли выдающуюся роль в международной торговле и поддерживали торговые связи с широкой периферией.
По закону родоссцев субъектами морской торговли являлись купцы, корабельная команда и пассажиры. Персонал судна по Морскому закону состоял из навклира, владельца и капитана корабля, кибернета, прорея, боцмана, матросов и парасхарита и вахтенных. За участие в плавании команда получала плату-долю от прибыли. Следует отметить, что её размеры были различны, всё зависело от положения каждого на судне.
По закону купцы делились на более крупных торговцев перевозивших продовольственные товары - зерно, вино, оливковое масло и другие. Эти состоятельные купцы скупали на местах продовольствие и переправляли относительно крупными партиями в большие города.
Были и более мелкие купцы, провозящие груз из тканей, одежд и драгоценностей. Таких купцов в Морском законе даже называли пассажирами, так как их груз занимал незначительное место на корабле.
Таких торговцев было трудно отличить от простых пассажиров, плывущих по своим делам.
Все субъекты морской торговли заключали между собой соглашения, которые обязывались выполнять во время всего путешествия. Причём до отправки корабля все присягали на Евангелии, в знак подтверждения честного отношения, как к грузу, так и ко всем плывущим на корабле. Следовательно, из Морского закона видно, что все субъекты морской торговли вступают друг с другом в соглашения, лишь на период путешествия.
Во время действия Закона родоссцев, в Византии развивалась не только морская торговля, но и сухопутная, конечно не в таком размере как морская. Сухопутная торговля требовала больших усилий и затрат, чем морская. Сухопутная торговля стала предпочтительнее морской после того, как арабы захватили острова Крит и Сицилию.
Политика византийских императоров конца VII - начала IX веков была направлена на прекращение морской торговли. С одной стороны политика императоров была направлена на удовлетворение интересов городских предпринимателей, а с другой стороны, боясь создания такой могущественной городской знати, которая, сконцентрировав в своих руках доходы от морской торговли, доходы от земледелия, политическое влияние и морскую силу, превратилась бы в аристократию подобно венецианской и раздробила Византию на отдельные города-эмпории.
Некоторое время, до XI века управляющая верхушка торговой знати, стремилась поддержать мелкую морскую торговлю, пока, наконец, не был установлен союз с итальянским торговым капиталом. Привилегии, которые стали оказываться итальянскому купечеству, послужили началом угасания Морского права родоссцев.
Несмотря на всё это, роль морской торговли для Византии в VI -начале IX веках велика. В первую очередь в экономической жизни страны, так как продажей, обработкой товаров занимались многие ремесленные цехи и торговые гильдии. Кроме всего был наложен культурный контакт между народами, что приводило к заимствованию алфавитов, усвоению чужих слов и терминов, а также взаимопроникновению различных религиозных, и политических учений.
Комментарии