Организация морской торговли в ранней Византии по Морскому закону. Частина 2
Византийский город в VI - начале IX веках
В Западной Европе в VI - IX веках наблюдается полный упадок городов, как центров товарного производства. Возникает вопрос, был ли упадок в византийских городах, и в каком виде они перешли в средневековье?
Следует отметить, что проблема города в византийской истории представляет особую значимость, так как вопрос о роли города с IV — IX веков является в тоже время проблемой влияния античной традиции и позднеримского общества на средневековый город.
В литературе вопрос о византийских городах решался противоречиво.
Существование византийских городов рассматривалось как непрерывное, но когда исследовали историю отдельных провинциальных городов, появилась противоположная теория - о полном упадке городов с VI — IX веков.
В советской литературе проблема городов в VI - IX веках вызывала особый интерес, так как она связана с вопросом о времени перехода
Византии от рабовладельческого строя к феодальному. По этому поводу было выдвинуто две точки зрения. Первая точка зрения Е. Э. Липшиц, М. Я.
Сюзюмова, они отстаивают мнение о непрерывности существования городов в Византии. Вторая точка зрения А. П. Каждана, он придерживается мнения о полном уничтожении византийских городов в VII - IX веках, и о последующем их возникновении вновь в X - XIII веках, когда происходит выделение ремесла из сельскохозяйственного производства деревни. Общепринятым мнением является точка зрения Г. Л. Курбатова, в которой говорится о том, что ранневизантийский город ещё во многом продолжал оставаться античным полисом, городской общиной сограждан-землевладельцев и рабовладельцев. Упадок полисов как городов происходил медленно, но он был.
В современной зарубежной литературе по данной проблеме также существуют различные точки зрения. Если югославский византинист Г. Острогорский и американец Р. Лопес настаивают на непрерывности существования византийского города, то западногерманский историк Э. Кирстен наоборот говорит о полном отмирании античного города в «тёмные века».
Можно считать, что большинство современных историков «признаёт процесс дезурбанизации Византии в середине VII века, а некоторые даже говорят о совершенном исчезновении в этот период провинциальных византийских городов как производственно-торговых центров».
Проблема византийского города изучаемого мною периода осложняется тем, что означает само понятие «город» в переходный период, то есть от рабовладельческого к феодальному строю. В эту эпоху некоторые экономические и политические институты характерные для античного города отмирают, а новые институты, присущие средневековому городу, ещё окончательно не оформились. Поэтому само определение «город» является весьма сложным. Чтобы убедиться существовали ли города в Византии в «тёмные века», необходимо выяснить, каковы хозяйственные, социальные и политические обязанности существовавших населённых пунктов.
Для данного периода достаточно было признания со стороны центральной власти данного населённого пункта «городом», это было связано с выполнением в этом населённом пункте, каких-либо управленческих, государственных или церковных функций. Наблюдается противоречие между городом и деревней, хозяйственная роль города как центра товарно-производственных отношений была доминирующей. Нельзя представить существование централизованного государственного и церковного аппарата без военно-оборонительной, церковно-управленческой, административной и финансовой функции, которые непосредственно связаны с хозяйством данного поселения. Осуществление через определённые населённые пункты централизованного управления со стороны государства или церкви, очевидно, стимулировало товарно - производственные отношения. С другой стороны «наличие удобных для товарных отношений поселений приводило к перенесению в них государственного административного аппарата и созданию автокефального церковного управления».
Города в Византии в VII - IX веках были, об этом говорят их внешние признаки: наличие стен, ипподрома, цирка и так далее. Кроме этого было, и хозяйственное значение населённого пункта, так как ни один город не мог существовать без солидных укреплений и наоборот, ни один крупный военный центр не мог обходиться без соответствующего развития экономики. Поэтому суть проблемы византийского города VI - IX веков, не в том, можно ли считать византийские населённые пункты городами, а в том какие функции они выполняли.
Одно, несомненно, упадок был и это общий хозяйственный упадок городов в Византии, начиная с VII века.
Если говорить о городе как производительно-товарном центре, то наиболее ярким признаком упадка является резкое уменьшение количества монет с середины VII века до середины IX века находимых при раскопках византийских городов. Чеканка монет практически прекратилась с VIII века. При раскопках в Коринфе было обнаружено такое количество монет: всегона год
«От Анастасия до Фоки - (492 - 610)1149около 10
От Ираклия до Константина II (610 - 668) 111около 2
От Константина IV до Никифора I (668 - 811) 19около 0,13
От Михаила I до Михаила III (811 - 867)194около 3,5
При Василии I (867 - 886)315около 11,5
От Льва VI до Никифора II (886 - 969)3450свыше 41». 14
Это говорит о том, что товарно-денежные отношения улучшаются с середины IX века, в связи с этим увеличивается чеканка монет. Не только в
Коринфе была прекращена чеканка монет, но и в ряде других городах Византии, например в Херсонесе «V - VII века - 421 штука; VIII век — 0; IX век - 318 штук, X век - 1082 штуки». Упадок товарно-денежных отношений нашёл своё выражение в постоянном сокращении выпуска серебряной монеты и «в развитии тенденции к превращению золота и серебра в сокровища»16 - масса золота использовалась крупными землевладельцами для изготовления роскошной домашней утвари, золотых и серебряных статуй, на украшение церквей и монастырей.
Археологические раскопки ряда городов свидетельствуют практически о полном отсутствии культурных слоев с VII до середины IX века. Так, каменное строительство в этот период было незначительным, к тому же ухудшилось качество строительных материалов; кирпича, черепицы, глиняных водопроводных труб - материалов, необходимых для массового строительства. «В тоже время императорские дворцы, государственные учреждения, дворцы знати, церковные здания, строились по всем правилам искусства»—из мрамора, кирпича или хорошо обработанных каменных блоков.
Существенным фактором упадка пограничных полисов империи в VI веке послужили варварские вторжения. В такой обстановке многие полисы были разрушены, а их население бежало и укрылось в крупных городах. Значительная часть пограничных областей превратились в крепости и утратили своё муниципальное устройство. В связи с набегами уменьшалось население не только в пограничных областях Византии, но и в её крупных городах. Так убыло население Константинополя в 715 году, когда перед осадой столицы арабами «. из города были выселены жители, которые не могли приобрести запасы продовольствия на три года. Население сократилось также в результате последующих эпидемий». Поэтому в источниках того времени термин «полис» как город, заменяется понятием «кастрон» - укреплённое место, крепость.
Относительно причин и обстоятельств упадка городов в историографии были выдвинуты различные теории. По мнению В. М. Рамзея,19 ряд городов потерял своё экономическое значение в связи с изменением торговых путей IV - V веков, но в отношении византийских городов это не так. Археологические находки говорят «скорее о процессе урбанизации в этот период, чем о дезурбанизации». Трансурбанизацию также можно отнести к Византии в данный период. Причины упадка византийских городов исследователи объясняют различными факторами экономического развития IV - VII веков. Например, такая попытка объяснения упадка городов связано с постепенным уменьшением политического влияния горожан в связи с ростом крупного землевладения. Но главная причина упадка, - это последствия внешних нашествий, особенно арабов, которые нарушили всю экономическую жизнь страны. Кроме этих причин были еще и внутренние - это аграризация Византии, падение значения внутриимперского обмена. Поэтому города вследствие опасности приобрели вид военных укреплений. В связи с колонизацией, города в большей степени становятся земледельческими поселениями, что привело к усилению элементов натурального хозяйства.
Отмирание городов - это явление знакомое античному миру. В обстановке рабовладельческого общества постоянно происходило перемещение городских центров и упадок, а порой и отмиранием других. Однако в истории Византии VII века происходило не перемещение городских центров, а переход от одной формации к другой, поэтому упадок византийских городов имел совершенно иные причины, а не дезурбанизацию городов, то есть полное их исчезновение.
p>Культурный упадок страны связывается ещё и с тем, что по отношению к главному городу Византии — Константинополю проводилась политика грабежа провинциальных ценностей. Так, при постройке «храма святой Софии Юстиниан приказал перевезти в Константинополь большое количество памятников искусства из городов Европы и Азии». Удар был нанесён мелким городам и тем, что большая часть ремесленников переселялась в Константинополь в результате эпидемий или для провидения общественных построек, например театра или водопровода. Следует добавить, что на упадок культуры в городах особенно повлияла конфискация средств, непосредственно принадлежавших им. Так, Прокопий Кесарийский утверждал, что Юстиниан конфисковал средства, завещанные отдельными меценатами на поддержание философских школ.По мнению А. П. Каждана, в VII - VIII веках настоящими городами - экономическими центрами - можно считать только «Константинополь, Фессалонику, Эфес, Трапезунд, Никею и Атталию, а все остальные города превратились в деревни и только с IX века начали снова возрождаться». Об этом говорит и Г. Л. Курбатов: «. в ранней Византии IV - VI веках, насчитывавшей более 1000 городов, в VII - IX веках их было лишь несколько десятков». Крупные города получили некоторое отличие от ранневизантийских. Они стали удаляться вглубь от побережья, исчезли прежние богатые кварталы, в которых жили состоятельные городские землевладельцы, торгово-купеческая верхушка. Таким образом, и при сохранении достаточно интенсивной городской жизни город оказался чрезвычайно ослабленным, утратил своё прежнее значение. Но города могли сохраниться в связи с сельской округой, как центры местного обмена. Поэтому в Византии начинают выдвигаться города, ставшие преимущественно торговыми, а не производящими центрами.
Теория дезурбанизации Византии раскрывается не столько исчезновением самих городов, а их аграризацией. Следует отметить, что особенностью городов в VII веке в Византии являлось наличие пригородных хозяйств, включающих в себя сады, виноградники, оливковые рощи. «За городскими воротами начинались предместья, здесь были разбросаны сады и огороды горожан, снабжавших рынок свежими овощами и фруктами». А основная масса предметов товарного производства в то время состояла не из ремесленных изделий, а из продовольственных товаров. Земли имела не только городская знать, но и городское население, арендовавшее участки земли в пригородах. Участки обрабатывались наёмными работниками-мистиями, сами владельцы здесь не жили. Пригородные участки составляли большую часть богатства городской знати. Пригородные районы во время войн и нашествий оказывались беззащитными, эти хозяйства жестоко опустошались.
Экономическое значение города заключалось не только в его пригородах и ремесленном производстве, но и в распространении влияния товарного обращения на деревню. Город выполнял функции центра товарного производства, втягивая в товарное обращение продукты деревенского труда, ведущего в основном натуральное хозяйство. Этот процесс осуществляется разными методами. В зависимости от специфики этих методов можно выделить следующие типы городов:
1. административно-фискальные центры,
2. судебные центры,
3. военные центры,
4. церковные и епископские центры,
5. торговые центры.
Конечно же, крупные города, такие как Константинополь, Эфес были одновременно и административными, и военными, и церковными, и торговыми центрами. В свою очередь мелкие полисы исчезали, или утрачивали городское значение «превращаясь, в военные и епархиальные центры». 26 В VI веке византийские города перестали существовать как центры рабовладельческой эксплуатации и превратились в опорные пункты централизованной эксплуатацию через налоговую систему. Поэтому в источниках наряду с понятием «полис», всё чаще появлялось понятие «кастрон», то есть крепость. Кастрон обычно представлял собою территорию, внутри которой помещались общественные здания - жилые помещения, церковь, тюрьма. Территория была окружена стенами, вблизи которых находились места для рынка. В крупных городах для охраны горожан строились стены, а внутри стоял постоянный гарнизон, сами горожане нередко выполняли военные функции, защищая свой город. Население таких поселений имело особые привилегии, характер которых зависел от рода занятий и повинностей, живших вокруг «кастрона» ремесленников и земледельцев, среди которых можно выделить моряков, добытчиков пурпура, специалистов по изготовлению хартий. Эти привилегии заключались в освобождении их получателей от всех существующих в государстве повинностей для того, чтобы они могли сосредоточить все свои силы на несении одной повинности, связанной с их профессией.
Таким образом, можно утверждать что «кастрон» и «город» - это в целом и отдельное укрепление, и убежище возле населённого пункта. Кастра, которая создавалась в VI - IX веках были укреплениями при населённых пунктах, в основном в крупных городах фемного управления. Такие военные центры не были основой развития товарного хозяйства, но здесь развивались ремёсла необходимые военным людям. Это кузнецы, плотники, каменщики, медники. Следовательно, кастра - это феодальный замок, который является собственностью какого-либо крупного землевладельца (примерно с середины IV века).
Видно, что города приобретали характерный для средневековья укреплённый вид.
Особого рассмотрения заслуживают приморские населённые пункты на побережье в Малой Азии и на Балканском полуострове, служившие центрами транзитной торговли, а также центрами сухопутной торговли.
А. И. Каждан практически игнорирует роль морской торговли в вопросе о признании населённого пункта городом. Но нужно учесть то, что каждый приморский центр связан с кораблестроением, а ведь постройка кораблей - это наличие целого ряда ремесленных профессий, и, разумеется, участие в морской торговле. Для решения этого вопроса необходимо вспомнить всю обстановку, которая сложилась для всей византийской торговли и производства после потери Египта, Сирии, Палестины, а также полной необеспеченности сухопутной торговли.
Потеря Египта двояко отразилась на положении византийского города: с одной стороны, прекращение эксплуатации Египта принесло ущерб богатству городской знати, но с другой стороны сохранились принудительные формы торговли, которые были связаны государственной повинностью по транспортировке продовольственных грузов - анноны. «Необходимо чтобы навикуляриям, которым поручено перевозка аннон, не причиняли никаких насилий и тревог, чтобы они могли в полной безопасности прибывать и отбывать». С другой стороны потеря Египта стимулировало самостоятельное предпринимательство в морской торговле. Коллегии навикуляриев перестали существовать, снабжение городов перешло в руки к предпринимателям-горожанам. Нужно отметить, что с VII века возрастает число собственников кораблей и капитанов, водивших торговые суда с товарами. Именно морская торговля стала главным источником доходов византийской городской знати. Сухопутные дороги также имели большое значение в развитии торговли. И морская и сухопутная торговля способствовала сосредоточению населения в городах, оторванного от сельского хозяйства.
В исторической литературе широко обсуждается вопрос о континуиетете византийских ремесленно-торговых корпораций. Не все корпорации VI века сохранились в последующие века. Принудительно создавшиеся корпорации фискального характера, такие как навикулярии, сюарии, пробатарии, исчезли. Существование этих объединений было обусловлено выполнением общих повинностей - ". литургия по доставке казённых грузов, но ни торгового, ни производственного характера, а с изменением характера снабжения городов они исчезают". Производственно-торговые корпорации продолжали существовать вплоть до XI века. Византийская корпорация очень сильно отличалась от западного цеха тем, что в Византии корпорации создавались в интересах и по желанию властей. В византийскую корпорацию могли приниматься и свободные рабы.
Есть изменения и в городском управлении. С V века в городском управлении всё большую власть приобретает императорский чиновник, но были сохранены и элементы самоуправления. К концу VI века роль городской знати, главой которой являлся епископ, возрастает. Самоуправление города принимало особые формы, когда город находился под угрозой вражеского нападения. После ослабления центральной власти города вновь приобрели некоторую возможность распоряжаться своими средствами. Городу давались привилегии, например городское ополчение, имело «привилегии не участвовать в боевых операциях вне города».
Во второй половине VII века муниципальное управление в городах ещё сохраняется. Здесь имелись куратор, патрон, патер города, которые избирались населением, но утверждались центральным правительством.
Процесс ликвидации городского самоуправления в Византии затянулся на длительный период. В VIII - IX века - это периоды исчезновения автономии города и переход его в систему фемной организации. Завершение этого процесса нужно отнести к концу IX века.
Автономия городов не имела ничего общего с интересами широких слоев населения. И не смотря на то, что проводилась политика уничтожения городской автономии, правительство продолжало использовать местную городскую знать в деле управления городом.
Существенные изменения происходят и в социальной структуре города. К VII веку численность и значение его рабского населения уменьшается. К VII веку разлагаются и утрачивают значение в жизни города типично античные социальные слои его населения, население по своему характеру приближается к средневековому. А вот этнический состав городского населения Византии, как и IV веке, был очень пёстрым. На Балканах вливался в городское население славянский элемент, на Востоке ещё в большей степени, чем в предшествующие века, увеличивалось армянское население, на юге Малой Азии селились в большом числе сирийцы, эмигрировавшие из халифата.
В это время, вместо прежней муниципальной аристократии главенствующее положение в городе приобретатот новые социальные слои — крупные независимые землевладельцы, духовенство, установление господства которых в городе стало началом перехода характерному для феодальной эпохи господству землевладельца-феодала над городом.
Соответственно существенные изменения происходят и в политической жизни города. С изменением в социальной структуре, социальных отношениях населения, сходил на нет и авторитет античной полисной организации. «Складывалась новая система временного учёта возросшего производственно-общественного значения массы свободного населения и одновременно ограничения его прав, которая реально утратила свое социально-политическое значение с сокращением самостоятельного городского населения, что и привело к борьбе с VI - VII века, и её угасание в VIII веке». В ходе этой борьбы в ранневизантийском городе укреплялись новые, переходные по своему характеру социальные слои.
В отличие от стран Западной Европы, византийские города в основном развивались в условиях позднеантичного города и его пригородных хозяйств, а не на базе деревенского ремесла. В VII веке оставались только крупные города.
В VII — VIII веках создавались некоторые экономические предпосылки феодальной раздробленности. Городская знать, стремилась сохранять за собой привилегии своего города. В результате всякий город стремился к независимости, а не к расширению связей с другими городами на базе общего рынка.
Таким образом, там, где имелись выгодные географические условия, античные города не погибли, а напротив, стали развиваться. Такие крупные города как Константинополь, Фессалоники сохранились в средневековье, потому что в них ощущалась необходимость, в силу удобства своего географического положения, вследствие наличия готовой производственно-торговой организации и потому что городское население сумело защитить город от варварского разгрома. Ясно одно, что византийские города в VI - IX веках не были полностью уничтожены. Город был резиденцией властей, административным и церковным центром, очагом социальных противоречий, культуры и идеологий. Это обстоятельство являлось одним из факторов способствовавших сохранению как морской, так и сухопутной торговли, изучение которой является основным предметом данной работы.
Продолжение следует...
Комментарии