Обряды и обрядовые куклы как часть культурного и природно-географического пространства Удмуртии
«Обряды и обрядовые куклы как часть культурного и природно-географического пространства Удмуртии»
На протяжении нескольких лет я занимаюсь изучением традиционной народной куклы. По ней мы можем судить о быте и традициях, об обрядах и праздниках наших предков.
За это время, я увидела, что интерес к народной кукле возрос. Выставки и мастер-классы, в которых я участвовала вместе с мамой, находят отклик у людей.
Некоторых кукол я рассмотрела в своей предыдущей работе «Возрождение русских и удмуртских традиций через ознакомление и освоение технологий изготовления кукол наших предков».
Однако ещё многое в наших знаниях о народных куклах остается не заполненным. Сложность изучения состоит и в том, что куклы создавались из подручных материалов, которые, как правило, были недолговечны. Зачастую обрядовые куклы уничтожались во время проведения обрядов, так что до наших дней дошли лишь немногие из них.
Этнографы сходятся во мнении, что культура того или иного народа напрямую зависит от местности, в которой проживает этот народ. Как пишет Валерий Александрович Тишков — российский этнолог, доктор исторических наук: «Под воздействием природно-географических факторов формируются быт народов, занятия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни».
Цель моей работы: Найти закономерности в появлении тех или иных кукол Удмуртии в зависимости от природных, географических и культурных факторов Удмуртии.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомиться с особенностями природно-географического пространства Удмуртии, основными историческими событиями, повлиявшими на развитие Удмуртии.
2. Составить классификацию обрядовых кукол, которые были распространены в Удмуртии.
3. Сравнить виды русских и удмуртских обрядовых кукол, технологий их изготовления и обрядов, в которых их использовали.
Для решения поставленных задач я пользовалась книгами кандидата искусствоведения УдГУ, Елены Николаевны Ковычевой, материалами сотрудника газеты Удмуртская правда, заслуженного работника культуры УАССР Пузановой Нины Николаевны и кандидата исторических наук УдГУ Зайцевой Елены Николаевны.
Вместе с мамой я приняла участие в беседе с известной удмуртской художницей, членом Союза художников России Зоей Михайловной Лебедевой, которая в своих работах использует народных кукол.
Природно-географическое и культурное пространство Удмуртии
Удмуртия находится на востоке Русской равнины между рекой Кама и ее правым притоком Вяткой.
В Удмуртии преобладает климат, характеризующийся холодной снежной зимой и теплым летом.
Большая часть Удмуртии покрыта хвойными лесами.
Среди удмуртов выделяют несколько групп: северные и южные удмурты, бесермяне.
Их развитие протекало в различных условиях: у южных удмуртов ощущается тюркское влияние, у северных - русское. Различия между ними прослеживаются в одежде, предметах быта, обрядах, языке.
Северные удмурты довольно рано вошли в состав Вятской земли, которая образовалась при переселении русских крестьян.
Южная группа удмуртов рано попала под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее - Золотой Орды и Казанского ханства, с падением последнего в 1552 г. присоединена к Русскому государству.
В соответствии с природными условиями Удмуртии традиционными занятия древних удмуртовбыли пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. В основном выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овёс, гречиху, просо. Так же выращивали коноплю и лен.
Удмурты разводили рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. Охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство грибов, ягод, трав с началом земледелия стало не столь важно, в отличие от более северных поселений, где пашенное земледелие затруднялось в связи с неблагоприятными природными условиями.
У наших предков большие навыки были накоплены в кожевенном, скорняжном, чеботарном, рогожном, маслобойном деле. Широко были развиты рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке).
Обряды и праздники Удмуртии
Важное место в жизни удмуртской и русской деревень играли календарно-обрядовые праздники, на характер которых так же оказали влияние природно-географические и социальные условия.
В связи с тем, что от земледелия и скотоводства зависело выживание всего народа, большинство праздников у русских и удмуртов были посвящены посеву и сбору урожая, благодарности силам природы за богатый урожай и моление о будущих урожаях. Особо почиталось Солнце, символика которого встречается практически во всех изделиях.
Стоит заметить, что самые древние археологические находки в Удмуртии свидетельствуют о наличии культа диких животных и относятся к пермскому звериному стилю. Вероятнее всего, эти символы появились ещё в те времена, когда земледелие в Удмуртии развито не было. Однако с его развитием почитание сместилось в сторону Солнца, что соответствует общей характеристике всех народностей, зависящих от этого рода деятельности.
Кроме того, в Удмуртии, как и у всех народов, широко были развиты обряды, связанные с основными событиями жизни человека: рождение, болезни, создание семьи, смерть. Люди пытались защитить самое дорогое, что у них было, от влияния темных сил.
Обряды и праздники народов Удмуртии группируются по сезонам года. Весенне-летний цикл связан с подготовкой и проведением земледельческих работ и нацелен на обеспечение хорошего урожая. Основу осенне-зимних обрядов составляли благодарственные мероприятия в честь собранного урожая и утверждения дальнейшего благополучия.
Наиболее значимыми праздниками весны и лета у удмуртов были праздник плуга Гершыд, праздник первой борозды Акаяшка, Тулыс Геры – обряд начала весенних полевых работ, Куарсур - праздник травы, Семык - первый покос, Келян - моление с жертвоприношением после окончания весенних полевых работ. Но самый крупный праздник был Гербер - моление удмуртов о предстоящем урожае. Даже зимой большинство праздников удмуртов были связаны с земледелием. Это и праздник в честь всего собранного урожая – Толсур, Кутэс туй – праздник окончания обмолота зерна, Шорт миськон - Завершение заготовки пряжи, Выль жук(дословно новая каша, приготовленная из ячменя первого помола) - в честь нового урожая.
У русского народа – носителя православной веры, присутствовали так же традиционные православные праздники, такие как Рождество, Пасха, дни святых. В процессе тесных взаимосвязей между народами, православные праздники стали частью праздников удмуртов.
На территории Удмуртии была широко распространена кукла Крупеничка, которая использовалась в обрядах связанных с посевом и сбором урожая.
Назвали её так, потому что основу куклы составлял мешочек с зашитой в него гречихой.
Перед севом самые отборные зёрна доставали из потаённого мешочка, который составлял основу этой куклы. После сбора урожая куклу вновь наполняли гречихой
Перед севом самые отборные зёрна доставали из потаённого мешочка, который составлял основу этой куклы. После сбора урожая куклу вновь наполняли гречихой.
Русские такую куклу хранили в красном углу, рядом с иконами, дети в неё не играли.
Однако удмурты, напротив, давали эту куклу для игры маленькие дети. Считалось, что во время игры, зёрна наполняются детской чистой энергией и будущий урожай будет отменным
Семейные и личные обряды и магические действия, в которых использовали кукол
В литературе о русских традиционных куклах достаточно подробно описаны обряды и используемые в них куклы направленные на излечение, связанные с рождением и смертью, созданием семьи. Многие из русских кукол были представлены в моей предыдущей работе.
– Кукла Кувадка
– Кукла Пеленашка
– Свадебная обрядовая кукла Неразлучники
– Свадебная обрядовая кукла Мировое дерево
– Пара кукол Мартинички
– Кукла Крупеничка(Зерновушка)
– Кукла Кострома
– Куклы на излечение Лихоманки
– Вепсская кукла
– Зольная кукла
Однако про удмуртских кукол в литературе написано мало.
Краткие упоминания об обрядовых куклах встречаются в книгах Елены Николаевны Ковычевой. Она пишет «Удмурты так же использовали кукол в поминальных обрядах. Тряпичных кукол, одетых в национальные костюмы, прикрепляли к сучьям кладбищенских деревьев или вешали на могильный крест. Бытовали традиции хоронить куклу в момент болезней, недорода, других бедствий, что выдавало семантическое отождествление ее с духом несчастья».
Подобные сведения, я нашла и в статье Зайцевой Е. Н. Она пишет, что «при болезнях у женщин делали подобие куклы и «хоронили» её; этот обряд под название «мынё куштон», мынё ватон («похороны куклы») основывался на поверии, что женщину поразила болезнью кукла, которой та играла в детстве». Очевидно, что речь идет об одном и том же удмуртском обряде.
В своей статье Елена Николаевна описывает и другие удмуртские обряды, в которых использовали кукол. «Для «задабривания» лихорадки специально изготовленную куклу бросали в лесу, в воду, на перекрестке дороги со словами «Мучь её, а не мучь больного». С целью предотвращения эпидемии из лосткутков делали несколько кукол и подвешивали на дерево или на четырехугольный сруб из палочек (на каждый угол по кукле). Считалось, что болезнь первой схватит куклу, приняв её за человека».
Подобное упоминание я встретила и в статье Пузановой Н. Н. , где она упоминает куклу-треногу, куклу-закрутку и куклу на кресте. Если этих кукол сделать из вещей больного, они становятся магическими. Нина Николаевна пишет: «Такую куклу приносят в глухое место, дают ей имя и, называя по имени, оставляют с наказом вылечить человека».
Нина Николаевна описывает беседу с заведующей научно-методическим отделом и заместителем директора Центра ремесел Светланой Боталовой, которая рассказывает о до сих пор существующем в Удмуртии обычае. «Существуют так называемые бросальные места. Я пыталась узнать у своей матери, деревенской жительницы, где находится это место, но она мне запретила об этом даже думать. Потому что, побывав там, можно заболеть или принести домой зло».
Кроме того, Нина Николаевна описывает и другие обряды, связанные с куклами. «Куклу-закрутку клали новорожденному в изголовье, чтобы уберечь его от порчи. Наконец, куклу укладывали вместе с покойным в гроб, чтобы она охраняла его и на том свете.
Специалистам известны и другие способы избавления от болезней. Кукол швыряли в реку, ставили на муравейник, подвешивали на высокие деревья. Это делалось для того, чтобы их никто не взял и не заразился. Особые типы кукол предназначались для избавления от женских недугов: нужно было найти ветку, которая в основе имела треногу, а также стебли, имитирующие поднятые к небу руки и голову.
Куклы используются и для ведовства. Закрутку, сделанную из одежды человека, которому хотят нанести вред, кладут в гроб умершего под видом оберега».
О поминальных обрядах и куклах, используемых в этих обрядах, так же нам рассказала известная удмуртская художница Зоя Михайловна Лебедева.
К таким куклам относится бесермянская кукла Куян (или Куянчик – в переводе с удмуртского мальчик). Когда человек умирает не естественной смертью (Кыдышь – заложенный покойник) для него делаю куклу уян и привязывают к ней гостинец (мешочек с мясом, крупой и т. д. ) для успокоения духа умершего, чтобы тот не вредил людям. Куянчик делается из одежды умершего и бросается в то место, где «похоронен» умерший человек.
Зоя Михайловна рассказала, что технология изготовления Куян проста, так как эта кукла очень древняя. Она не имеет ни лица, ни рук, делается просто и быстро, потому что у народа не было времени на изготовление таких кукол.
Зоя Михайловна так же помнит из детства, что когда умер член её семьи, мама делала 40 тряпичных куколок и раздавала их на сороковой день около церкви людям. В русских традициях так же существует подобный обычай, только вместо кукол людям раздают лепешки, яйца, пироги, конфеты, спички, различные текстильные изделия. Это своего рода поминальная милостина.
В методическом пособии «Елена Ивановна Ковычева так же пишет, что кукол использовали и как символ плодородия и женского начала. «Молодые замужние женщины играли куклами до рождения первого ребенка, и их оберегали при этом занятии. Считалось, чем больше кукол в доме, тем лучше, и что когда дети много играют с куклами, беда обходит семью стороной. Выходит, что куклы связывались с идеей плодородия, благополучия, добра».
Подобные традиции описаны и в книге «Русская тряпичная кукла» Марии и Галины Дайн. Здесь приведен рассказ одной бабушки из ярославской деревни «Моя бабушка Прасковья пошла замуж в 14 лет и кукол всех с собой забрала. Целую корзину этого добра привезла в дом жениха. И рассказывала потом, что свекор строго всем домашним наказал не доглядывать и не смеяться над молодой, когда она тихонько пряталась на чердак, чтобы поиграть в свои куклы. Потом их снова оттуда достали, уже для ее детей».
На рождение ребёнка удмурты проводили обряд, в котором исполнялся «Танец» соломенных кукол — магический приём, «восстанавливающий» способность женщины к деторождению, «утраченную» с рождением ребёнка. У русских на свадьбе молодой жене клали на колени куклу-пеленашку или подкладывали её под кровать. Считалось, что после этого в семье будет много детей.
Так же в литературе я встречала упоминание об удмуртской зольной обрядовой кукле. У одних кукол из золы делали голову, у других - мешочек, набитый золой, выполнял роль туловища куклы. Как и у русского народа, удмурты считали золу родного очага наделенной защитными свойствами. Такие куклы охраняли дом от злых сил и являлись оберегами.
Для излечения больных детей в Удмуртии использовали льняных куколок. Считали, что пока ребёнок играет куклой, лён забирает на себя его болезнь. После куклу выкидывали.
Изготовлена самостоятельно
Известно, что в Удмуртии девушки изготавливали куклу как автопортрет, обращая внимание односельчан на свою красоту и умение рукодельничать. «Наряжу себя на погляденье», - говорила девица и на масленицу закрепляла куклу на заборе, за воротами». Таких кукол богато наряжали, делали даже украшения: монисты, серьги, бусы. «И идеал красоты был связан с представлениями о нарядности. Г. А. Никитина пишет, что красивых девушек-удмурток сравнивали с «русской куклой», «куклой из лавки» («Зуч мунё» «лавка мунё»). Предположительно это были расписные дымковские барыни».
Автор Небогатикова А. В.
Подобная традиция была и у русского народа – это кукла на выхвалку. «Шилась она девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделиям. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сестрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданого».
На основе полученных из литературы сведений и беседы с Зоей Михайловной Лебедевой была составлена таблицу «Обрядовые куклы русского и удмуртского народов»
Обрядовые куклы русского и удмуртского народа.
Обряды В удмуртских традициях В русских традициях
Название куклы Материал Название куклы Материал
Свадебные обряды Информация нет Неразлучники Березовая ветка, лоскутки ткани, нитки
Мировое дерево Березовая ветка-рогатка, лоскутки ткани, нитки
Рождение ребёнка Кукла-закрутка Лоскутки ткани, нитки Кукла в технике скрутки Лоскутки ткани, нитки
Пеленашка Лоскутки ткани, нитки
Обряды на увеличение Соломенные куклы Солома, нитки Кукла-пеленашка Кукла-полено Березовое полено, лоскутки плодородия ткани, нитки
Молодые замужние женщины Молодые замужние женщины играли играли куклами до рождения куклами до рождения первого первого ребенка ребенка
Обряды на излечение «мынё куштон», мынё ватон больного («похороны куклы»)
Кукла тренога Еловая или сосновая ветка с 12 кукол – Лихоманок небольшой кусок ветки дерева, тремя разветвлениями, лоскутки ткани, нитки лоскутки ткани, нитки кукла на кресте Ветки деревьев, лоскутки ткани, нитки кукла-закрутка Лоскутки ткани, нитки
Куклы изо льна Чесаный лен
Защитные обереги жилища Зольная кукла Зола, ветки деревьев, Зольная кукла, Домашняя лоскутки ткани, нитки Масленица, Коляда и др.
Поминальные обряды Куян Лоскутки ткани Информации нет
Кукла-закрутка Лоскутки ткани, нитки Информации нет
Обряды, призванные Кукла-закрутка Лоскутки ткани, нитки Информации нет навредить кому-либо
Обряды связанные с Кукла Крупеничка Мешочек с зерном, лоскутки Кукла Крупеничка Мешочек с зерном, лоскутки посевом и уборкой крожая ткани, нитки ткани, нитки
На основании приведенной таблицы можно сделать вывод, что обрядовые куклы были распространены в Удмуртии и среди русских и среди удмуртов. Их наделяли магическими способностями и верили, что кукла может помочь при основных событиях человека: рождение, болезни, смерть. Иногда куклы использовались для того, что бы нанести вред другому человеку.
Все куклы изготовлялись из материалов, которые люди находили в окружающей их природной среде: это и ветки, шишки хвойных деревьев, лён, гречиха, выращиваемые на территории Удмуртии, солома, глина, лоскутки ткани.
Отличительные особенности обрядовых кукол
Все народные куклы можно разделить на 3 типа: игровые, обрядовые и куклы-обереги. Последним двум типам приписывали магические свойства, их способы изготовления практически не изменялись с течением времени, оставались традиционными. При изготовлении обрядовых кукол не стремились к сходству с человеком. Как правило, они очень просты в изготовлении и лишь символически напоминают фигурку человека, в отличии от игровых кукол, у которых и костюм старались делать наряднее и технология изготовления была более сложной. А у обрядовых кукол часто не было даже рук. Таким примером служит бесермянская кукла Куян, которую делают из 4-х лоскутков ткани и остатков ваты и ниток.
Одной из отличительных особенностей обрядовых кукол и кукол оберегов является отсутствие лица. Древние считали, что если у куклы нет лица, то она не живая, а, значит, в неё не смогут вселиться злые духи и навредить человеку.
Так же, считали, что кукол нельзя изготавливать с помощью колющих и режущих предметов. Лоскутки ткани рвали, а части тела просто связывали нитками.
Очень часто обрядовых кукол делали из ношеных вещей человека, считали что ткань хранит память о человеке. К таким куклам относятся те, что использовали в обрядах на излечение больного.
Зависимость кукол от местности и климата Удмуртии
Основными занятиями народов Удмуртии было земледелие, поскольку состав почв, местность, благоприятный климат и исторические события способствовали развитию именно этой деятельности. В отличии от нашей республики в более северных краях основная деятельность народов была охота и рыбалка, сбор ягод и грибов, поскольку земледелие и животноводство затруднялось неблагоприятным климатом.
Кроме того, на территории нашей республики была развития обработка продуктов земледелия: мельничное дело, прядение и ткачество.
И, конечно же, основные праздники и обряды были связаны с тем, от чего зависело выживание всего народа. Большинство праздников календарного цикла были посвящены сбору и посеву урожая, молению о будущих урожаях и благоприятной погоде. Обрядовая кукла, как часть обрядов и праздников, так же зависит от местности и климата нашей республики. И делали кукол из того, что было под руками или из того, что было важно для народа.
Так почитаемая кукла Крупеничка – это обряженный в женскую одежду мешочек с отборным зерном или крупой. Это зерно высаживали весной и ждали хорошего урожая.
Очень распространены в Удмуртии тряпичные куклы, что не удивительно, поскольку ткачество было одним из основных видов деятельности народа. А ношеная одежда, как считали предки, сохраняла память о человеке. И сделанная из такого материала кукла могла принести пользу, излечить от болезни.
На территории Удмуртии выращивали лен. И куклы делали из этого материала (льняная кукла на излечение больного).
Многие куклы сделаны из сосновых и еловых веток, шишек хвойных деревьев. Мы не встретим таких кукол на Юге нашей страны, так как там не растут хвойные леса. Не встречаем мы так же среди удмуртских кукол – кукол из кукурузы, которые были распространены среди индейцев, населявших Американский континент. Древнейшим из них почти 1000 лет. Куклы из моржовых бивней или слоновой кости так же не могли появиться в Удмуртии, так как материал, из которого их делали, не мог быть найден представителями наших народов.
Таким образом, по традиционной кукле мы можем узнать многое о природной среде, в которой жил народ. Так же как, зная природные условия нашей республики, мы можем определить кукол, которые были распространены здесь в древности.
В процессе изучения особенностей местности, природных условий Удмуртии, культуры народов, населяющих нашу республику и основных исторических событий, я сделала вывод, что эти факторы влияют на обычаи, быт и предметы быта наших народов. Так основными занятиями народов Удмуртии было земледелие, поскольку состав почв, местность, благоприятный климат и исторические события способствовали развитию именно этой деятельности.
Познакомившись с основными праздниками и обрядами Удмуртии, я поняла, что большая их часть была связана с земледелием, так как от этого вида деятельности зависело выживание народа. Кроме этого, были обряды, посвященные рождению, созданию семьи, болезни и смерти. Во многих обрядах жители Удмуртии использовали обрядовых кукол.
На основании литературных источников и беседы с Зоей Михайловной Лебедевой была составлена классификация русских и удмуртских кукол, с указанием материалов из которых изготавливались куклы, были изучены технологии их изготовления.
После сравнения обрядов и обрядовых кукол русского и удмуртского народа можно сделать вывод, что, живя бок о бок, люди перенимали традиции друг-друга. Православные праздники русского населения постепенно стали частью духовной жизни удмуртов. Но, не смотря на это, многие уникальные традиции удмуртов остались неизменными.
Технологии изготовления кукол у наших народов тоже очень похожи. Именно при изготовлении традиционных кукол, к которым относятся обрядовые, использовались простые технологии. Кукол делали из того, что могли найти в окружающей среде, так что по кукле мы можем судить о местности в которой она распространена и наоборот.
Я очень рада, что тема народной куклы становится популярной и в нашей республике. Изучая кукол можно вернуться в прошлое наших предков, почувствовать их нелегкую жизнь, понять, что без поверий и обрядов обойтись они просто не могли, а праздники для них были единственные дни, когда можно было отдохнуть от своей нелегкой работы. Кукла, являясь частью жизни людей, свидетельствует, что, не зависимо от национальности, люди пытаются защитить самое дорогое, что у них есть: это семья, дети, урожай, от которого зависит жизнь.
Тема народных кукол меня очень заинтересовала, и я постараюсь глубже изучить кукол наших предков.
Комментарии