Обычаи башкирского народа
Башкортостан - многонациональная республика. Нерушимой, дружной семьей живут и трудятся здесь башкиры и русские, татары и украинцы, белорусы и чуваши, марийцы и мордва - представители около 100 национальностей.
О нерушимой дружбе народов, о цели, которая объединяет их, замечательно сказал народный поэт Башкирии Мустай Карим:
Не русский я, но россиянин. Чести
Нет выше. Я страны Советский сын.
Нам вместе жить и подниматься
К сиянию сверкающих вершин.
Мы живем в республике, где коренное население - башкиры. Учащиеся 1-9 классов изучают культуру Башкортостана. Мы считаем, что это очень правильно. Только зная культуру народа, его традиции, обычаи, литературное наследие - можно стать высокообразованным человеком.
В своей статье мы попытались описать наиболее яркие из этих обычаев, которые дошли до сегодняшних дней.
В связи с этим, считаем актуальным и необходимым, изучать и знать культуру народа, который является коренным населением нашей Республики и обычаи взаимопомощи претворять в повседневную жизнь.
Природные условия, кочевой образ жизни накладывают отпечаток на нравственные черты и идеалы народа, его психику. Трудовой процесс включает в себя сложную систему нравственных взаимоотношений между людьми. Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, постоянная трудовая зависимость, а также взаимопомощь могут создавать правильные отношения друг к другу. В процессе труда соблюдаются определенные этические нормы по отношению к членам семьи, людям, занятым в совместном труде, воспитываются коллективистические отношения.
У башкир наиболее развиты коллективистические отношения, взаимопомощь, взаимовыручка: невозможно было вести охоту и кочевой образ жизни отдельно. В процессе коллективного труда человек вступает с другими людьми в отношения взаимной зависимости, взаимной ответственности и помощи, взаимного контроля. Наиболее ярко проявилась нравственность трудового народа во взаимопомощи.
Помочь (омэ)- обычай взаимопомощи. Помочь являлась одним из правил общинных взаимоотношений, корнями уходящих в родовой строй. Общественно значимой формой помочи являлось участие в совместном труде по благоустройству деревень и питьевых источников, огораживанию поселений, выгонов и пастбищ, ремонту дорог и мостов. Решение по организации таких работ принимало сельское собрание или совет старейшин. В экстренных случаях община собиралась и для помощи своим членам. Зажиточные хозяева использовали помочь, привлекая сельчан обильным угощением. При классовом обществе имущие ловко эксплуатировали бедняков, пользуясь этим обычаем. Писатель Д. Н. Мамин - Сибиряк изобразил эту сцену- эксплуатацию - взаимопомощи в рассказе «Юммя»- «Омэ»: много народу пришло к богачу Бузыкаю, чтобы скосить принадлежавший ему луг. По окончании работы хозяин организовал праздник с конскими скачками, состязаниями бегунов и башкирской борьбой. Как видно, праздничная форма проведения омэ привлекает жителей к участию во взаимопомощи.
Взаимопомощь связывала не только родственников, но и соседей в пределах села и была особенно тесной. Считалось, что родственники должны оказывать безусловную помощь, отказ от которой явился бы безнравственным поступком. Помощь должна была быть тем большей, чем ближе была родня. Взаимопомощь имела место едва ли не при всех трудоемких работах: при постройке дома и при уборке сена. Участвовали все, а сено делили по семьям независимо от количества работников. При постройке дома родственники- мужчины помогали подвозить материал и строить, женщины участвовали в обмазке. Сложившаяся традиция взаимопомощи при выполнении таких работ сближала и объединяла всех трудовых людей. Эти традиции взаимопомощи передавались из поколения в поколение.
Также широко была распространена детская взаимопомощь. Это было вызвано не только необходимостью, но и приучением подрастающего поколения традициям взаимопомощи, что воспитывало у них отзывчивость и чуткость. Раннее привлечение к труду по народным представлениям и опыту способствует выработке у подростков прочной привычки трудолюбия и трудового усилия, уважения и любви к труду, серьезного отношения к порученному делу, выработке волевых качеств, трудовую закалку.
Одни виды помощи проводились летом, другие зимой. В зимний период выполнялись работы по заготовке мяса (« гусиная помощь»), изготовлению сукна, прядению шерстяной, конопляной и льняной нити.
Коллективная помощь примыкает к праздникам, так как нередко трудно установить четкую границу между трудовой и праздничной ее частями. Во время совместной работы настроение у людей приподнятое. Любая помощь воспринималась людьми как своеобразный праздник. Хозяин угощал участников помощи в зависимости от продолжительности и тяжести труда несколько раз.
«hугым ашы» (Забой скота»)
Осенние праздники носили менее широкий общественный характер, но, начинаясь как семейные торжества, они охватывали всю деревню, превращаясь в своеобразные народные увеселения.
С наступлением устойчивых холодов начинались забои скота, птицы, заготовка мяса. Одним из своеобразных празднеств является «hРhhhhhhhhgggggугым ашы». Название празднества говорит о непосредственной его связи с осенним убоем скота: hугым. — убойный скот; аш — пища. Полукочевые башкиры забивали скот сразу после перекочевки на зимовку (в деревню), пока скот был упитанный, жирный. Слово «hугым», возможно, употреблялось в значении отгульный, упитанный, откормленный скот, а hугым ашы — жирное, свежее мясо или пища из жирного после летней пастьбы мяса.
Гостевания начинались сразу у нескольких хозяев, практически празднество охватывало постепенно всю деревню.
В гостях было принято обмениваться благопожеланиями, приветственными речами. Гости подавали друг другу куски мяса с костью. Этот обычай связывался с пожеланиями богатства, довольства, плодовитости скота, а также расценивался как знак особого расположения, доброжелательства. За едой произносились различные пожелания, адресованные старшим, достойным людям, присутствующим в гостях, а также хозяину.
«Кунак курhэтеу» («Показ гостя»)
В зимний период чаще ездили в гости, на ярмарки, базары. Гостевые визиты к родственникам или знакомым были связаны c такими торжествами, как «показ гостя».
Весть о приезде нового человека мгновенно облетала деревню. Участие односельчан в приеме гостя считалось обязательным. Когда приезжал гость, хозяин приглашал к себе группу людей, которые должны были устраивать ответные приглашения. За один-два дня гость не только знакомил жителей деревни с новостями, но и сам узнавал много интересного, нового.
Обычай гостеприимства, отмечаемый у многих народов, играл большую роль и у башкир. Дореволюционные исследователи отмечали исключительное гостеприимство башкир. Ритуалы гостеприимства имели свои особенности, как в общественном, так и в семейном быту народа.
Приглашения односельчан на «показ гостя» требовал неписаный этикет аульной жизни. В этом проявлялось, с одной стороны, уважение к приезжему, с другой — односельчанам. Совместная «еда» в нескольких домах аула сопровождалась беседами, обменом новостями. Вечером исполнялись песни, играли на музыкальных инструментах, плясали. Гостевания по поводу «показа гостя» по существу раскрывают этические общения башкир.
«Аулак» («Посиделки»)
Когда старшие уезжали куда-либо по делам, дом становился местом молодежных игр, увеселений. Такие дома назывались у башкир «аулак ой», что в переводе на русский язык означает «безлюдный дом». К концу XIX — началу XX вв. термин «аулак» приобрел значение молодежных игрищ, развлечений, проводившихся в любом доме во время отсутствия хозяев. «Аулак» имеет также значение укромного места, где девушки оставались без взрослых. Девушки брали с собой пряжу, вязанье, шитье и др.
В перерывах они угощались, пили чай, плясали, играли. По домам расходились поздно вечером. На игры «аулак» приходили и юноши.
Одна из самых популярных игр в доме «аулак» — жмурки. Одной из участниц (или участнику) завязывали платком глаза и, повертев несколько раз на месте, разбегались в разные стороны. Девушки и юноши бесшумно переходили из одного угла комнаты в другой, залезали на нары, на подоконники, стулья, на печь, лишь бы не попасться под руки ищущего.
На играх «аулак», много плясали. В основном это были сольные и дуэтные танцы. Девушки и юноши исполняли плясовые песни. Девушки по одной или по две кружили в танце «плавным ходом» и, остановившись в центре комнаты, мелко дробили ногами. Исполнив две-три фигуры танца, девушки приглашали следующих участниц. На посиделках за девушками присматривала пожилая женщина, обычно родственница хозяев дома. Она рассказывала девушкам сказки, поучительные различные истории.
«Каз омэхе» («Гусиная помощь»)
В зимний период выполнялись работы по заготовке мяса, изготовлению сукна , прядению шерстяной, конопляной, льняной нити.
Праздничная часть омэ включала песни, танцы, музыку. Песни звучали и во время работы. Веселые, остроумные шутки, игры, шалости поощрялись на омэ. На омэ рождались поговорки, пословицы о трудолюбии, об отношении народа к слову, песне, веселью
Каз омэхе устраивалась непосредственно в период забоя или чуть позже. В ней переплелись воедино трудовые, праздничные и обрядовые черты. Женщины ощипывали, девушки мыли гусей в проруби у реки. Весь берег реки был заполнен молодежью, так как помощь устраивалась сразу у нескольких хозяев. Юноши с гармониками поджидали девушек. Пелись различные песни шуточного содержания, происходили соревнования в остроумии между девушками и юношами. С реки девушки и парни шли вместе. В праздничном ужине участвовали и молодые люди. После угощения начинались игры в фанты.
«Тула басыу» (Валяние сукна)
К зимним видам помощи относится молодежная помощь «тула басыу омэхе» — валяние сукна. Она устраивалась под вечер, тем самым как бы приравниваясь к вечерним играм молодежи. Девушки несколько раз поливали заготовку горячей водой, и плясали, пока шерсть не скатывалась и не принимала форму плотной ткани. К девушкам в это время присоединялись юноши. Под аккомпанемент песни, гармошки девушки и юноши дробили, мелко перебирая ногами с концов заготовки и обратно. На юго-востоке Башкирии зафиксирована песнепляска «Тула»:
У вас сукно валяют?
У нас валяют!
У вас как, у нас вот так,
Играют и танцуют!
В песне подчеркивается игровой характер помощи, преобладания в ней развлекательных элементов, труд не противопоставляется праздничному настроению, веселью. Выполнив работу в одном доме, участники помощи договаривались о дне помощи в другом, до тех пор, пока не завершалась работа всех участниц помощи.
Другие виды помощи.
Женские помощи: прядение шерсти, прядение льняной нити, в наибольшей степени были связаны с патриархально-родовыми пережитками общинной организации башкир. Они были вызваны необходимостью обеспечения каждой семьи одеждой, предметами убранства жилища башкир.
Существовали и такие виды помощи, которые собирались по решению аксакалов или старосты деревни. Внеочередные, срочные омэ собирались для погорельцев или попавших в какое-либо затруднительное положение жителей села. В таких случаях, по рассказам информаторов, мужчины собирались на совет и на нем решали, кто и в какой мере может принять участие в судьбе пострадавшего. Организовывалась помощь и тем, кто уже не мог участвовать в коллективной работе для других, но нуждался в выполнении своей. (Например, для пожилых людей, одиноких стариков и старух, больных и т. п. ) В целом обычаи взаимопомощи были тесно связаны с досугом башкирских трудящихся и пользовались большой популярностью. В зимний период женщины пряли, ткали, шили, стараясь удовлетворить все нужды семьи. Девочки, достигшие определенного возраста, учились зимой прясть, вязать, шить. На различных омэ девочки получали первые трудовые навыки. По сложившейся традиции любой коллективный труд завершался совместным угощением, пением песен, исполнением плясок, музыки. На омэ все ходили с удовольствием, так как совместная работа выполнялась быстрее, коллективный труд приносил людям радость. Когда у организаторов омэ не было средств на угощение, коллективная трапеза совершалась в складчину.
Обязательной частью молодежных сборов в зимнее время было исполнение легенд, преданий, что заменяло в какой-то степени образование, воспитание, школу. Различные формы общественного быта являлись важнейшим средством удовлетворения духовных потребностей башкир, одним из наиболее ярких проявлений их самобытной культуры. Общественные формы досуга имели и важные социальные функции, так как они способствовали взаимообогащению ее участников различной информацией, определенными знаниями. Коллективное общение способствовало передаче социального опыта последующим опыта последующим поколениям, играло важную роль в воспитании молодежи, передаче от поколения к поколению народных обычаев и традиций.
Таким образом, взаимопомощь приобретала общественный характер. На омэ все ходили с удовольствием, так как совместная работа выполнялась быстрее, коллективный труд приносил радость. В целом обычаи взаимопомощи были тесно связаны с досугом башкирских трудящихся и пользовались большой популярностью. Некоторые из зимних праздников, описанных в нашей работе, существуют и в наши дни. Это праздник гуся, забой животных, посиделки. Ныне обычай существует в позднем варианте, когда отдельная семья для выполнения срочной трудоемкой работы (заготовки леса, возведения сруба, для сенокоса, жатвы, обмолота).
Комментарии