Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Интерьерная кукла <<Коломбина>>

ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ ОБЛАСТИ

<<Вот моя песня - тебе, Коломбина

Это - угрюмых созвездий печать -

Только в наряде шута-Арлекина

Песни такие умею слагать>>

Блок А. А. - <<Двойник>> В истории каждой страны большая роль отведена национальному костюму. С течением времени он видоизменялся: каждой эпохе присущ свой силуэт, фасон и покрой женских платьев и мужских костюмов. Это своего рода отличительная черта, характерная особенность, по которой можно определить эпоху и страну, в которой жили люди.

Я люблю путешествовать и посетила много европейских стран. При этом убедилась в том, что мода и стилистика во многих странах мира часто затрагивает национальные костюмы, вернее, берет некоторые мотивы из них, используя в самых современных нарядах.

Я интересуюсь историей и дизайном костюма; хотела бы связать свое будущее с профессией дизайнера одежды. Поэтому, разрабатывала тему проекта, учитывая свои интересы и склонности.

Мною были рассмотрены несколько вариантов:

Наглядное пособие

<<+>> можно сделать функциональным и интересным;

<< - >> всю информацию об истории костюмов можно найти в интернете или в библиотеке.

Брошюра

<<+>> будет содержать основную информацию о костюмах разных стран и эпох;

<< - >> в книжных магазинах предлагается достаточно широкий ассортимент специальной литературы.

Национальный костюм

<<+>> получится ярким и красочным;

<< - >> очень объёмная и сложная по выполнению работа, требующая больших затрат.

Кукла в технике папье-маше

<<+>> мне не составит труда выполнить эту работу;

<< - >> трудоёмкое изделие, занимающее много времени и средств.

Каждая идея интересна по-своему. Учитывая свои знания, навыки, интересы и творческий потенциал, все же, остановила свой выбор на изготовлении интерьерной куклы <<Коломбина>> в технике папье-маше.

Работа, конечно, очень сложная, трудоемкая. Но я давно увлекаюсь рукоделием, закончила художественную школу и интересуюсь искусством. Думаю, что смогу выполнить красивую и качественную куклу.

Чтобы ничего не упустить при выполнении проекта, я составила схему, содержащую основные вопросы творческой работы.

История

Потребности

Эскиз, композиция

Материалы

Оборудование и средства

Технология изготовления

Кукла из папье-маше

Безопасность труда

Себестоимость

Художественно-эстетическое оформление

Оценка своих ресурсов

Интеллектуальные ресурсы

Имеющиеся знания, умения, навыки

Необходимо приобрести знания, умения, навыки в областях:

- черчение,

- математика,

- материаловедение,

- декоративно-прикладное творчество,

- информационные технологии,

- изобразительное искусство,

- проектная деятельность.

В областях:

- история,

- конструирование и моделирование одежды.

Кадровые ресурсы

Участники проекта

Помощники

Консультанты я родители, учитель технологии учителя изобразительного искусства, МХК, русского языка; педагог ДШИ

Материально-технические ресурсы

Материалы и техника, имеющиеся в наличии

Материалы и инструменты, которые необходимо приобрести

- дублирующие и клеевые материалы,

- швейное оборудование, инструменты,

- оборудование для выполнения ВТО,

- компьютер, принтер,

- фото- и видеоаппаратура.

- материалы, необходимые для работы в технике папье-маше.

Информационные ресурсы

Информацию я могу получить из следующих источников: сайты сети Internet, библиотеки, домашняя коллекция книг, телевизионные познавательные программы, а так же материалы, предоставленные консультантами.

Планирование работ по проекту

Организационно-подготовительный этап

* Обоснование выбора темы проекта (возникшей проблемы и потребности).

* Исследование выбранной тематики.

* Изучение истории и современных тенденций карнавальных костюмов.

* Подбор теоретических материалов для изготовления изделия.

* Художественное оформление изделия (разработка эскизов).

* Подбор тканей и других материалов.

Технологический этап

* Выбор инструментов и приспособлений.

* Выполнение технологических операций по изготовлению изделия.

Заключительный этап

* Подсчёт себестоимости изделия, оценка его экономичности.

* Самооценка и защита проекта.

ИНТЕРЬЕРНЫЕ КУКЛЫ

Интерьерные авторские куклы - удивительный мир, полный тайн и загадок. Попав однажды в эту прекрасную страну, невозможно остаться равнодушным. Уникальные творения, созданные фантазией и кропотливой работой художника, несут тепло и настроение, которое вложил в них автор.

Авторские коллекционные куклы создаются в единственном экземпляре или ограниченным тиражом. Они создают атмосферу волшебной сказки в доме, наполнят его таинственной красотой.

На сегодняшний день куклы стали частью интерьера, и совсем не обязательно только детской комнаты, они живут и в гостиной, и на кухне. Коллекционные куклы украшают интерьеры не только домов, но и ресторанов, кафе, магазинов, они отлично дополняют любой стиль и преображают помещение.

У каждой куклы есть автор - человек, который придумал ее образ, разработал молд и костюм. Дорогие коллекционные куклы создаются известнейшими художниками и дизайнерами. Но в целом, под авторской куклой понимают куклы, которые изготавливаются вручную или в маленьких мастерских лично художником от начала до конца. Кукольники регулярно проводят свои выставки, издают книги и журналы, посвященные технике изготовления кукол.

Молд - кукольное <<лицо>>. Молды разрабатываются профессиональными дизайнерами. Как правило, у крупных фирм существует несколько типов кукольных лиц, например у компаний Muttel и Tonner их больше деcятка, а вот у немецких кукол Kurn - их ровно два. Но если у двух кукол одинаковый <<молд>> - это совсем не значит, что они на одно лицо: они отличаются цветом глаз и губ, яркостью макияжа и прическами.

Мейк-ап - макияж. Именно то, чем отличаются куклы с одинаковым молдом. Любители рисовать могут купить куклу безо всякого макияжа и самостоятельно нарисовать лицо. Можно также заказать такую услугу профессиональному художнику.

Перепрошивка - прошивка кукольной головы новыми волосами. Часто владельцев не устраивают <<родная>> прическа и цвет волос и они самостоятельно их меняют. Есть также фирмы, которые производят лысые кукольные головы, с тем, чтобы владелец сам сотворил такую прическу, которая его устроит.

Перетяжка - термин, применяемый к куклам BJD. Их шарниры держатся на тонкой резинке, если резинка недостаточно затянута или, напротив, затянута слишком туго, то кукла перестает держать позу, и в этом случае ее <<перетягивают>>.

Ауфит - все, что прилагается к кукле, кроме, собственно, самой куклы. Одежда и аксессуары: украшения, очки, сумочки, веера, шарфы. Довольно часто на вторичном рынке продаются <<голые>> куклы, или, напротив, только ауфит,стоимость которого составляет от 30 до 40% общей стоимости куклы.

BJD (ball-jointed dolls) - азиатские шарнирные куклы. Они практически полностью имитируют человеческое тело и могут принимать любые позы. Еще одна особенность - владелец может создать любой образ куклы: у них легко меняются глаза и парики.

Игровые куклы - куклы, которые выпускаются непосредственно для детских игр, в отличие от коллекционных. Как правило, они проще, ниже качеством, и гораздо дешевле, это именно те обычные куклы, которые заполняют полки магазинов.

Коллекционные куклы - как следует из названия, это куклы, которые выпускаются не для игры. Это - предмет гордости, престижная модная <<фишка>>, предназначенная для взрослых коллекционеров. Цена коллекционных кукол может колебаться от 30-40 долларов (популярные серии коллекционных Барби, такие как <<Принцессы Мира>>) - до нескольких тысяч долларов, как лимитированные выпуски азиатских шарнирных кукол. К каждой кукле, которая позиционируется как <<коллекционная>> прилагается специальный сертификат.

ТЕХНИКА ПАПЬЕ-МАШЕ

Папье-маше (франц. papier mâché), буквально - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др. ), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением.

С точки зрения сегодняшней классификации, папье-маше это конструкционный композитный материал и его можно рассматривать, например, как одного из предшественников древесноволокнистых плит. Подобно ДВП, папье-маше состоит из волокон целлюлозы и небольшого количества клея.

Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше.

Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия мебели, включая кровати и гардеробы.

Папье-маше в России стало популярно, вероятно, еще в эпоху Петра I, который сделал государственной политикой коллекционирование предметов искусств и поддержку ремесел. Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры) возникло только в 19 веке ( Федоскино, Палех, Мстера и Холуй).

К этому же времени относится расцвет производства изделий из папье-маше в самых разных странах. Например, во времена королевы Виктории, на британских островах существовало около 25 компаний по выпуску таких изделий. Наиболее известные мастера этого периода Jennings и Bettridge из Бирмингема, которые имели собственные магазины в Лондоне и Нью-Йорке.

Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.

По первой - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.

По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

По третьему методу изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. Высушенные изделия, шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи.

Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.

В производстве изделий из папье-маше для интенсификации процессов и повышения плотности изделий можно использовать давление и температуру, так же, как мы это делаем при изготовлении твердых ДВП.

Сегодня для изготовления изделий типа папье-маше и форм и моделей для них можно использовать синтетические смолы (эпоксидные, полиэфирные и т. п. ).

Привлекательность папье-маше для современного покупателя основывается скорее в применении натуральных материалов и использовании классической художественной традиции.

АХ, КАРНАВАЛ!

Яркие, позитивные эмоции, незабываемые впечатления, которые надолго сохранятся в моей памяти, я получила, побывав в Венеции. Экскурсовод подробно и красочно рассказывала о традиционном карнавале (см. Приложение 1).

Венецианский карнавал - это десять дней перед началом Великого поста. На улицах - огромное количество представлений: старинные куклы на веревочках, артисты, певцы и музыканты. И уже трудно отличить, где профессионалы, а где гости праздника. На голову летят конфетти, серпантин и пластик из тюбиков, все хотят вволю повеселиться на самом известном и феерическом карнавале мира.

Кроме традиционных увеселений частью карнавала является футбольный матч, который проходит, как правило, на пятый день празднеств. Венецианцы уверены в том, что этот вид спорта родился именно в их городе, и устраивают в дни праздника настоящую реконструкцию средневекового футбольного матча.

Торжественное закрытие карнавала происходит 16 февраля. Вечером маски совершают последнее шествие по Венеции, далее - катание по каналам в единственной в мире лодке влюбленных - гондоле. Карнавал завершается парадом костюмов и сожжением <<старухи-зимы>> - ритуалом, символизирующим обновление природы. Звон колоколов церкви Сан-Франческо делла Винья оповещает о начале Великого поста. Оканчивается карнавал гуляньем и танцами на площади Сан-Марко.

Маска, я тебя знаю

Венецианский карнавал - самый богатый на наряды. По улицам прогуливаются молодые люди в невероятно пестрых и сложных одеждах, на их лицах - белые маски. Именно (bauta) белая маска и черный широкий плащ (tabarro) в сочетании с шелковой накидкой и треугольной шляпой (tricorno) одинакового цвета - являются непременной составляющей традиционного венецианского карнавального костюма.

Венецианская маска - главнейший атрибут карнавала. Без нее во время празднества не обойтись (см. Приложение 2). Наиболее популярны маски из уличного венецианского театра комедии Дель Арте (commedia dell'arte) - комедия масок - уличный театр итальянского Возрождения, возникший к середине 16 в. (см. Приложение 3).

Количество масок в комедии Дель Арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок - Северного (Венецианского) и Южного (Неаполитанского). Венецианскую составляли Доктор, Панталоне, Бригелла и Арлекин. Неаполитанскую - Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья.

Арлекин - самый популярный персонаж комедии Дель Арте - сначала был Дзанни-простаком, а потом переквалифицировался в Дзанни-пройдоху. Его костюм покрыт яркими заплатками, лицо скрывает черная мало-рельефная маска, а на голове плотно прилегающая шапочка-колпак, длинный конец которого закручивается под подбородком и заправляется под маску. Все это делается не только ради визуального эффекта. Все персонажи комедии Дель Арте отличаются только им свойственным способом передвижения по сцене. Арлекин - первый и единственный персонаж - акробат. Ни маска, ни колпак не должны слететь, пока их обладатель кувыркается и делает сальто перед зрителями.

У женщин очень популярна Коломбина. Она отличается кокетством, женской проницательностью, очарованием и сомнительной добродетелью. Одета Коломбина, подобно своему неизменному ухажеру Арлекину, в стилизованные цветные заплатки, как и положено небогатой девушке из провинции. Ее головку украшает белая шляпа, под цвет передника. Маски у нее нет, зато лицо сильно накрашено, особенно ярко подведены глаза.

Пешком и в колясках, прыгая и танцуя, сопровождая свое шествие невероятными гиканьем, пением, звукоподражанием различным животным и птицам - продвигается праздничная процессия по улицам города.

АНАЛИЗ И ВЫБОР ЭСКИЗА МОДЕЛИ

Рассмотрев возможные варианты маски и костюма, оценив свои ресурсы и получив рекомендации специалистов, я приняла оптимальное решение.

По совету учителя, следует учитывать состав, фактуру и цветовую гамму тканей и материалов, используемых для куклы.

Думаю, что мне удастся найти подходящие материалы, и кукла будет соответствовать всем требованиям и нормам.

Из всех разработанных мною эскизов наиболее удачным мне кажется следующий вариант: декоративная каркасная кукла Коломбина на подставке. Голова и туловище выполнены в технике папье-маше. Лицо украшено росписью. Высота куклы - 42 см (на подставке - 53 см).

Кукла одета в итальянский карнавальный костюм: платье с корсетом и двухслойной юбкой с поясом, накидка, шляпка-цилиндр с вуалью, перчатки, маска, браслет. Костюм Коломбины будет выполнен муляжным методом.

ПОДБОР ТКАНЕЙ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ

Для костюма наряду с тканью любой фактуры можно использовать кожу, мех, или бумагу. При выборе тканей для работы необходимо учитывать их свойства, фактуру (материалы мягкие и жёсткие, прозрачные и непрозрачные, матовые и блестящие) и виды отделки.

Гладкокрашеные (окрашенные в какой-либо один цвет)

Пестротканые и меланжевые

С рельефным ткацким рисунком

Виды отделки ткани

Геометрический (полоска, клетка, горох, крапинка и т. д. )

С набивным рисунком

Тематический (детский - человечки, игрушки и т. д. , сюжетный - чаще встречается на портьерах)

Купонный (орнамент во всю ширину полотна)

Цветочный (цветы, расположенные на фоне отдельными элементами, группами, <<растущий>> рисунок)

Абстрактный (трудно прослеживается или его вообще невозможно определить)

Узорно-орнамен - тальный (сказочные сюжеты, национальные узоры и т. д. )

При неправильном подборе тканей готовое изделие может выглядеть небрежно сделанным, так как различные по структуре ткани по-разному ведут себя под иглой (вытягиваются или стягиваются в швах при выполнении строчки). Вещи, которые предполагается часто стирать, шьются из тканей, имеющих одинаковую усадку и не линяющих.

В костюме возможно сочетание непохожих материалов, таких как кожа и парча, мех и гобелен, замша и трикотаж.

Для изготовления куклы можно использовать различные ткани и материалы.

Учитывая вышеописанные схемы, для своего изделия я подобрала следующие ткани и материалы: бархат, гипюр, шифон, полушерстяную ткань и сетку.

Кроме того, для выполнения проекта понадобятся: нитки № 60 в тон ткани, пряжа Liberhaus, тесьма, шнур, блестки рассыпчатые, клей ПВА.

Все материалы я выбрала в соответствии с требованиями, предъявляемыми к декоративным изделиям.

Ткани из натуральных волокон (лён, фланель, ситец, сатин, шёлк, миткаль и др. )

Фурнитура: пуговицы, кнопки, молнии, ограничители и др.

Дублирующие материалы: флизелин, дублирующая клеевая паутинка

Ткани из смешанных волокон

Ткани из искусственных волокон (иск. шёлк, вискоза и др. )

Кукла из папье-маше

Клей ПВА и др.

Основа: пластилин, глина, папье-маше, текстиль и др. материалы

Отделка: шнуры, тесьма, нитки, термоаппликации, рюши, ленты, косая бейка, контрастная ткань, кружево и др.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Для изготовления куклы мне понадобятся следующие инструменты и приспособления: для выполнения основы куклы (каркаса и частей тела в технике папье-маше):

* пластилин для лепки;

* бумага (газеты);

* наждачная бумага;

* малярная лента;

* клей ПВА;

* канцелярский нож;

* акриловые краски;

* кисти для рисования;

* проволока.

Для изготовления костюма:

* швейная машина <>;

* доска гладильная;

* утюг;

* ножницы;

* наперсток;

* игла для ручных работ;

* портновские булавки, обмылок;

* миллиметровка, простой карандаш;

* линейка, сантиметровая лента.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ

Кукла в технике папье-маше

Последовательность выполнения работ

Графическое изображение

Оборудование, инструменты, приспособления

Время, мин

1. Изготовление проволочного каркаса куклы

Проволоку в изоляции длиной 40 см согнуть, придав нужное положение туловища куклы.

Разрезав изоляцию канцелярским ножом, верхние концы проволоки расставить в соответствие с положением рук и головы.

проволока, канцелярский нож

Вставить проволоку в изоляции в железный штатив для придания устойчивости.

Штатив закрепить на подставке.

проволока, штатив

2. Изготовление головы в технике папье-маше

Из пластилина слепить обобщенную модель головы без уточнения глаз, носа, губ и ушей, лишь в общих объемах уточняя характер лицевой части черепа, их размеры и пропорции.

пластилин, стек

Выполнить картонный слепок с этой модели из 7 слоев бумаги, промазывая каждый слоем клеем ПВА. Модель из пластилина целесообразно обернуть целлофаном, для того, чтобы будущая форма легко снималась.

модель головы, целлофан, газетная бумага, клей ПВА, кисточка

Высохшее папье-маше разрезать ножом.

После сборки основы куклы склеить половинки встык клеем ПВА, шов ошкурить и закрыть тонкими полосками бумаги на клею в 1 - 3 слоя.

папье-маше, канцелярский нож, бумага, клей ПВА, кисточка, наждачная бумага

Нос и уши вырезать из предварительно подготовленного в 4-6 слоев влажного картона и приклеить к лицевой стороне слепка, а на месте расположения глаз и губ нанести слои бумажной массы в форме полусфер. После высыхания сформировать форму носа, глаз и рта, добиваясь необходимой точности.

слепок из папье-маше, бумага, картон, клей ПВА, кисточка

Тщательно обработать наждачной бумагой всю поверхность головы. Всё лицо куклы покрываем одним или двумя слоями тонкой бумаги, этот слой называют <<обобщающим>>.

слепок из папье-маше, наждачная бумага, бумага, клей ПВА, кисточка

После сборки основы куклы (см. п. 5 табл. ) приступить к прорисовке лица.

Покрыть лицо акриловой краской, дать высохнуть. После высыхания можно заняться прорисовкой черт лица куклы.

Дать высохнуть.

слепок из папье-маше, акриловые краски, кисти

3. Изготовление туловища куклы в технике папье-маше

Повторить все те же приемы, что и при изготовлении головы.

пластилин, стек; бумага, клей ПВА, кисточка, целлофан, наждачная бумага, акриловые краски, кисти

4. Изготовление кистей рук

Для того, чтобы сделать руки, используется та же схема, что и для изготовления кукольной головки: набирается нужный объем бумажной массы, затем уточняются и утончаются формы.

Сделать заготовки для каждого пальца длиною до середины ладони будущей кисти руки.

проволока, плоскогубцы

На тонкую прочную проволоку туго, слой за слоем накрутить узенькие полосочки пропитанной клеем бумаги, пока не будет набрана необходимая толщина пальца.

Таким образом сделать заготовки для всех десяти пальцев.

заготовки проволоки, бумага газетная, клей ПВА, кисточка

Во влажном состоянии пальцы согнуть, придавая кисти нужный изгиб и закладывая общий характер движения рук.

Затем их ошкурить и покрыть обобщающим слоем папье-маше.

<<пальцы>> из папье-маше, наждачная бумага, бумага, клей ПВА, кисточка

Отдельные детали собрать в кисть. Для этого готовые пальчики склеить ПВА в нижней части до середины ладони, выступающие проволоки собрать в пучок, а недостающий объем ладони добрать бумажной массой.

<<пальцы>> из папье-маше, бумага, клей ПВА, кисточка

После затвердевания руки подвергаются окрашиванию.

готовые руки, акриловые краски, кисти

5. Сборка основы куклы

Сборку основы следует произвести сразу после того, как папье-маше высохнет и будет разрезано на половинки.

Половинки головы и туловища из папье-маше насадить на проволочный каркас.

Чтобы соединить половинки между собой используют клей ПВА и кусочки бумаги. Для удобства сборки туловища можно использовать малярную ленту.

половинки головы и туловища из папье-маше, проволочный каркас, бумага, клей ПВА, кисточка, канцелярский нож, малярная лента

Для изготовления руки используются те же приёмы, что и при изготовлении кистей рук (см. п. 4 табл. ).

Кисть руки крепится тем же способом.

каркас, бумага, клей ПВА, кисточка, наждачная бумага, <<кисти рук>> 60

После того, как все части основы куклы скреплены в единое целое, их подвергают окрашиванию.

основа куклы, акриловые краски, каркас

Карнавальный костюм

Последовательность выполнения работ

Графическое изображение

Оборудование, инструменты, приспособления

Время, мин

1. Изготовление шляпки-цилиндра с вуалью

Вырезать из картона 2 окружности - поля и основание шляпки, и прямоугольник для самой шляпки: длина - обхват головы, ширина - высота шляпки.

Соединить части шляпки, покрасить, декорировать тесьмой, прикрепить вуаль.

картон, ножницы, циркуль, линейка, сантиметровая лента, карандаш, ластик

2. Изготовление маски

Сделать заготовку из проволоки.

проволока, плоскогубцы

Набрать нужную толщину с помощью бумаги так же, как руки и кисти рук для куклы (см. п. 4 табл. )

заготовка из проволоки, бумага, клей ПВА, кисточка

Из картона вырезать заготовку для маски, и с помощью кусочков бумаги, пропитанных клеем, приклеить к ручке маски.

картон, ножницы, карандаш, ластик, клей ПВА, кисточка

После высыхания покрыть слоем краски и декорировать с помощью рассыпчатых блесток и блестящего декоративного шнура.

маска, акриловые краски, кисти, рассыпчатые блестки, шнур

3. Изготовление воротника

Из гипюра вырезать полоску 50 х 4 см.

линейка, сантиметровая лента

Обработать края гипюра контрастными нитками строчкой <<зигзаг>>.

шв. машина, ножницы

Продеть сквозь полоску декоративный шнур и собрать на сборку.

декоративный шнур, игла для р. работ № 12

4. Изготовление перчаток

Перчатки из гипюра зашить прямо по руке куклы. Манжет вырезать из бархата и закрепить на руке.

игла для ручных работ, ножницы

5. Изготовление платья

Корсет платья закрепить прямо на туловище, сшивая нитками в тон.

игла для ручных работ, ножницы

Подъюбник состоит из полоски гипюра 100 х 30 см.

Стачать полоску в кольцо, обработать край мелкой зигзагообразной строчкой контрастными нитками.

швейная машина, ножницы, линейка, обмылок

В нижней части подъюбника пропустить декорат. шнур.

Для придания объёма юбке вставить проволоку.

шнур, игла для р. работ, ножницы проволока, плоскогубцы

Юбку стачать из 4 контрастных клиньев, притачать резинку.

миллиметровка, карандаш, линейка, обмылок, ножницы, швейная машина

Скрепить юбку, подъюбник, декорировать поясом из бархатной резинки.

6. Изготовление пояса для юбки

Два слоя шерстяной ткани вышить пайетками в тон.

К концам пояса пришить завязки - тесьму.

пайетки, игла для ручных работ, ножницы

7. Изготовление накидки

Из полушерстяной ткани вырезать полоску размером 12 Х 30 см и вытянуть нити по краям. Затем закрепить получившуюся <<бахрому>> машинной строчкой.

Накидка набросить на плечо и перетянуть поясом

линейка, обмылок, швейная машина, игла для ручных работ, ножницы

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Необходимо определить себестоимость изделия, на изготовление которого требуются следующие затраты:

1) М3 - материальные затраты

Так как в достаточном количестве имеется лоскут и проволока, М3 составляет:

Наименование

Цена за 1 м (шт. ), руб.

Расход материала, м (шт. )

Всего, руб.

Пластилин

Краски акриловые

Клей ПВА

Декоративный шнур

Пряжа Liberhaus

Резинка для белья

Пайетки

Итого: 411,5 руб.

М3 = 411,5 руб.

2) Роп - затраты на оплату труда

В соответствии с Федеральным законом от 24. 06. 2008 № 91-ФЗ, с 1 января 2009 г. МРОТ = 4330 руб.

Продолжительность ежедневной работы учащихся ОУ, совмещающих в течение года учёбу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет - 2,5 часа; от 16 до 18 лет - 4 часа.

(ТК РФ, Статья 94).

Я - ученица 11 класса, мне 17 лет, время работы в день составляет - 4 часа, всего я работала 100,4 часа.

Роп = С (руб. ) х Т (ч. ), где: С - стоимость одного часа работы (руб. ),

Т - время работы над изделием (ч).

Стоимость одного часа работы рассчитывается следующим образом:

С = МРОТ : среднее кол-во раб. дней в месяц : время работы в день

Среднее кол-во рабочих дней в месяц - 22, МРОТ = 4330 руб. , Т=100,4 ч, тогда

Роп = 4330 : 22 : 4 x 100,4 = 4940,14 руб. , Роп = 4940,14 руб.

3) Ао - амортизационные отчисления

Ао = Собор х Т : Н : 12 : 2 : 8, где:

Собор - стоимость оборудования (р. );

Т - время работы оборудования в процессе изготовления изделия;

Н - срок службы оборудования (лет), берётся из паспорта оборудования;

12 - количество месяцев в году;

22 - среднее количество рабочих дней в месяце;

8 - время работы оборудования в день на предприятии (ч).

Для швейной машинки: Собор = 3000 руб. , Т = 4 часа, Н = 10 лет, тогда

Ао1 = 3000 х 4 : 10 : 12 : 22 : 8 = 0,57 руб.

Для утюга: Собор = 280 руб. , Т = 1,5 часа, Н = 5 лет, тогда

Ао2 = 280 х 1,5 : 5 : 12 : 22 : 8 = 0,04 руб.

Ао = Ао1 + Ао2 = 0,57 + 0,04 = 0,61 руб. , Ао = 0,61 руб.

4) Здр - другие затраты

К ним относятся затраты на: - электроэнергию,

- работу в сети Internet.

Расчёт затрат на электроэнергию:

Зэ = Сэн х Nобор х Т (р. ), где: Сэн - стоимость одного кВт/ч;

Nобор - мощность оборудования в кВт;

Т - время работы оборудования в час.

Сэн = 2,7 руб. , Nмашинки = 0,1 кВт, Nутюга = 1,3 кВт

Зэ1 = 2,7 х 0,1 х 4 = 0,98 руб. , Зэ2 = 2,7 х 1,3 х 1,5 = 4,76 руб.

Зэ = Зэ1 + Зэ2, Зэ = 0,98 + 4,76 = 5,74 руб.

Т. к. работы проводились при дневном освещении, Здр = 5,74 руб.

5) Себестоимость изделия

С = М3 + Роп + Ао + Здр

С = 411,5+ 4940,14 + 0,61 + 5,74= 5358 руб. С = 5358 руб.

Таким образом, на изготовление куклы затрачено 5358 руб. Если бы я покупала аналогичное изделие в магазине, то заплатила бы сумму, гораздо больше указанной. Следовательно, мой проект экономически выгоден.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

При изготовлении куклы можно использовать:

  • текстильный лоскут (мерный и весовой),
  • отходы швейного производства,
  • старые вещи.

Во время работы с клеем ПВА и красками помещение периодически проветривалось, соблюдались санитарно-гигиенические требования.

Отходы от пошива платья можно использовать в качестве ветоши и обтирочного материала. Остатки тесьмы, ниток, бумаги и картона могут пригодиться при изготовлении других декоративных изделий.

Отходы не требуют утилизации, затраты минимальны, используются, в основном, натуральные материалы. А, главное, - в процессе изготовления изделий при соблюдении ПТБ не наносится вред моему здоровью и здоровью окружающих.

Таким образом, проектная работа является экологически целесообразной.

САМООЦЕНКА

Итак, поставленная мною цель проекта достигнута. Работая над ним, я старалась выполнить куклу как можно лучше, так, чтобы моё изделие не имело недостатков, но, как известно, нет предела совершенству. Сейчас, когда изделие готово, я могу рассмотреть все его <<плюсы>> и <<минусы>>.

Проект оказался выгодным не только с практической, но и с экономической точки зрения. Денег я потратила сравнительно немного, ведь дизайнерские куклы ручной работы стоят в магазине достаточно дорого. Кроме того, каждая кукла уникальна и неповторима в своём роде; и я, как автор, добавила что-то своё во всеми известный образ Коломбины.

Конечно, если бы я решила выполнить подобное изделие ещё раз, то попробовала бы взять более дорогие и сложные в обработке ткани (например, парчу, органзу, тафту и др. ), так как выглядят они эффектнее. Кроме того, я могла бы разработать более сложный по крою костюм или выполнить композицию из нескольких персонажей карнавала.

Тем не менее, своей работой я довольна. У меня получилось именно то, что я хотела: кукла, выполненная в технике папье-маше в карнавальном костюме.

Хотелось бы продолжить работу в данном направлении.

История Венецианского карнавала

Венецианский карнавал уходит своими корнями в далекое языческое прошлое. Cамо слово <<карнавал>> происходит от латинского carrus navalis (что в переводе означает "потешная колесница", "корабль праздничных процессий. Это празднество, уходящее корнями в греко-римское язычество, в католическом календаре приходится на период между Богоявлением и Великим постом. В 1296 году Сенат Венецианской республики навсегда провозгласил этот день праздничным.

Однако важно отметить, что прародителем современных карнавалов стали древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали пиршества, дабы воскресить золотой век всеобщего равенства и процветания. Пропасть между господином и рабом на время праздника исчезала - рабы кутили за одним столом с вельможами, а свободные граждане подносили им вино. Мы считаем, что отсюда и ведут своё происхождение венецианские карнавальные маски: дабы светские предрассудки не мешали веселью, все прятали свои лица под масками. Маска и карнавальный костюм скрывали подлинный облик хозяина, позволяя ему делать все, что угодно, невзирая на титулы и звания, и главное - нисколько не задумываться о последствиях. На дни разгулья избирался лжекороль, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли.

Венецианские карнавалы постепенно распространились по всему земному шару. Главными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и уравнять каждого на время празднества. На родине Венецианские маски приобрели такую популярность, что их стали носить постоянно. Стоит отметить, что почти все горожане предпочли бы прятать свои лица и без всякого карнавала. Бывали случаи, когда под венецианскими масками скрывались для совершения криминальных поступков. Такое положение дел принудило церковь ограничить использование венецианских масок. Это привело к тому, что в 1608 году в Венеции издали закон, в котором говорилось, что мужчины за ношение венецианских масок в обычный день приговаривались к двум годам тюрьмы и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади розгами.

На вопрос когда именно состоялся первый венецианский карнавал, так же существует множество версий. Самая ранняя версия относится к XI веку. В 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные привилегии в налогообложении, что давало ей огромные преимущества для средиземноморской торговли. Празднование этого события могло быть первым венецианским карнавалом. По другой версии, первый венецианский карнавал был проведен в 998 году, когда юные жители Венеции вернули своих невест, похищенных пиратами. Третья версия гласит, что первый венецианский карнавал произошел лишь в 1162 году, в честь празднования победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико. Горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались пиршеству и веселью. Одно известно точно, что уже в XIII веке последний перед началом Великого поста день был объявлен днем торжеств и народных гуляний. Два века спустя в Венеции был создан фонд сбора средств для проведения ежегодного венецианского карнавала, ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни Венеции. Весь город стекался в дни праздника на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем сабантуе и поглазеть на представление.

В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина становится лицом, или скорее маской карнавала. В то же время возникла и дожила до наших дней традиция в первый день карнавала спускать по канату над площадью Сан-Марко с колокольни механическую голубку - Коломбину, из которой сыпется конфетти. Правда, изначально над площадью пролетала девушка, пока однажды этот завораживающий полет не окончился трагедией. Дождь конфетти служит знаком официального начала карнавала. Сразу вслед за этим наступает время безудержного веселья.

XVIII век стал эпохой наивысшего расцвета за всю историю венецианского карнавала за всю историю. Неудержимый дух флирта и измены, чувство полной свободы и ожидание волнующих приключений притягивали на этот маскарад аристократию со всей Европы.

В 1797 году французские войска заняли Италию, и декретом Наполеона венецианские карнавалы были запрещены. И только в конце 70-х возникла идея возродить легендарный карнавал. В 1980-м в небе над площадью Сан-Марко опять вспорхнул голубь.

Карнавал длится десять дней и открывается средневековым праздником Festa delle Marie, посвященным освобождению прекрасных венецианок. Шествие проходит от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко, где перед зрителями предстают семь самых красивых и молодых жительниц города - семь Марий. Помимо традиционных увеселений, неотъемлемой частью венецианского карнавала является футбольный матч, который обычно проходит на пятый день веселья. Венецианцы уверены в том, что этот вид спорта родился именно в их городе, и устраивают в дни праздника настоящую реконструкцию средневекового футбола. Заканчивается карнавал сожжением чучела и всеобщими танцами на площади Сан-Марко. На следующий день город засыпает, чтобы через год вновь на десять дней взорваться фонтаном веселья и закружить своих гостей в бурном потоке карнавала.

Сегодня карнавал - явление чисто "туристическое", потерявшее былое значение для духовной жизни итальянского народа.

Венецианские маски

Главным действующим лицом, а точнее персонажем, Венецианского карнавала конечно же, является венецианская маска. Немногие знают, что давным давно карнавальный костюм состоял лишь из белой маски, черной накидки и черной треуголки, а размалеванные лица и фигуры из комедии дель арте появились значительно позже.

Одной из причин популяризации венецианских масок можно считать свирепствовавшую в 11 веке эпидемию чумы. Жители Венеции считали, что если лицо закрыто маской, то смерть может не узнать избранного ею человека и пройти мимо. Маски с длинными носами имели также и медицинское назначение: в нос вставляли ткань, пропитанную эфирными маслами, позволявшим владельцу маски избежать заражения, по крайней мере, древние люди так считали. В этих масках часто ходили врачи, обследующих больных.

В XVIII в. в масках ходили все, начиная с дожей и заканчивая слугами. Маска была настолько популярна, что ее не снимали в течение дня. В маске не только посещали театр, но и просто <<ходили по делам>>. С течением времени пропала необходимость укрываться от перста смерти, но любовь к маске сохранилась. Ведь она стирала все сословные различия, уравнивала всех: богачей и бедняков, знать и простолюдинов. Маска делала человека неузнаваемым, он мог примерить на себя любую роль, как бы переродиться для новых отношений, не скованных никакими условностями.

Самыми популярными масками и по сей день считаются:

* Маска moreta (смуглянка) пришла из французского карнавала. Она имела форму овала и была чаще всего черного цвета.

* Маска gnaga (в переводе с итальянского gnau - мяу). Владелец этого костюма должен был имитировать мяукающим голосом кошачий язык и движениями - кошачьи повадки. И сам костюм состоит из сильно поношенного, разорванного платья и маски кота.

* Маска mattaccino получила свое название от итальянских светских карнавальных утренников (mattinate). Эта маска сочеталась с белым костюмом и красными ботинками. Прическа украшалась разноцветными перьями. Носители этой маски кидались яйцами, наполненными красной водой.

* В Кенеции нередко используются парные маски супругов. К XVIII в. маску мужа позволялось носить любому мужчине, сопровождающему даму, даже если он не являлся ее супругом в действительности.

* Венецианская баутта представляет собой белую атласную маску с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз и широкий черный плащ с черной кружевной пелериной. К маске присоединяется кусок черного шелка, который закрывает нижнюю часть лица, шею и затылок. Такой наряд придает всему облику ряженого таинственный и немного жуткий оттенок. На голове красуется треугольная черная шляпа, отделанная серебряным галуном. Облик завершают белые шелковые чулки и черные туфли с пряжками. Особенность баутты заключается в том, что костюм изготовлен из ткани двух цветов: белой и черной.

* Нще одна разновидность венецианского костюма - домино - белый плащ с черной маской.

* Венецианская маска <<Вольто>> также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто - наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица.

* Венецианская маска <<Дама>> очень элегантна и изысканна. Она изображает знатную венецианскую красавицу эпохи возрождения.

* Венецианская маска <<Доктор Чума>> - самая жуткая маска карнавала. Она появилась не для развлечения. Эпидемии чумы не раз охватывали Венецию и, за счет большой плотности населения, уносили множество жизней. Единственные люди, хоть как-то боровшиеся с болезнью, - доктора для личной безопасности надевали на лицо длинноносые маски. Считалось, что эти <<клювы>> с помещенными в них ароматическими веществами могут защитить их от заразы. С той же целью поверх обычной одежды врачи носили темные длинные плащи из льняной или вощеной материи, а в руки брали специальную палку, чтобы не прикасаться к больному руками.

* Маски из уличного венецианского театра комедии Дель Арте (commedia dell'arte) - комедия масок - уличный театр итальянского Возрождения, возникший к середине 16 в. К маскам театра относятся - Пульчинелла, Коломбина, Пьеро, Арлекин, Бригелла, Дзанни.

История традиционных итальянских карнавальных костюмов

У большинства людей карнавал в венецианском стиле ассоциируется, прежде всего, с образами Коломбины, Арлекина и Пьеро. Особенно близки нашим соотечественникам два последних персонажа, фигурировавших в сказке про золотой ключик. Любой ребенок без труда узнает их по костюмам: Арлекин носит нечто акробатически-облегающее и пестрое, а Пьеро одет в белый просторный балахон и колпак с помпоном. С Коломбиной уже сложнее - не каждый гражданин знает, что это за девица и как выглядит ее наряд. Не говоря уж о таких вполне привычных для Италии, но малоизвестных в России масках, как Пульчинелло или Доктор.

Все они - герои commedia del arte. Так назывался особый вид уличного представления, который зародился в Италии в 16 веке. Сюжет такого спектакля был незамысловат (как правило, в нем присутствовал адюльтер, и любовники должны были разными способами водить за нос тех, кто мешал их счастию) и давал много возможностей для импровизации.

Обычно актеры выступали в масках, исключение составляли лишь Влюбленные (Inamorati) и большинство женских персонажей. Участниками истории были всегда одни и те же типажи, каждому из которых был предписан определенный вид поведения и определенная роль в развитии сюжета. Например, Арлекину надлежало проявлять на сцене холерическую подвижность - кувыркаться, ходить колесом и выделывать другие трюки, попутно общаясь с остальными героями. А одет он непременно был. впрочем, давайте порядку.

ДЗАННИ (Zanni) Общее название комедийного слуги. Название происходит от мужского имени Джованни (Giovanni), которое было настолько популярно среди простого народа, что сделалось нарицательным для обозначения слуги. К сословию дзанни относятся такие персонажи, как Арлекино, Бригелла, Пьерино, появившиеся позже. Характерные черты безымянного дзанни - это ненасытный аппетит и невежество. Он живет исключительно сегодняшним днем и не думает о сложных материях. Обычно предан своему хозяину, но не любит дисциплину. В спектакле участвовало, как минимум, 2 таких персонажа, один из которых был туповат, а другой, напротив, отличался лисьим умом и ловкостью. Одеты они были просто - в бесформенную светлую блузу и штаны, обычно сшитые из мешков от муки. Маска изначально закрывало все лицо, поэтому для общения с другими героями комедии дзанни приходилось поднимать нижнюю ее часть (что было неудобно). Впоследствии маску упростили, и она стала прикрывать только лоб, нос и щеки. Характерной чертой маски дзанни является вытянутый нос, причем его длина прямо пропорциональна глупости персонажа.

АРЛЕКИН (Arlecchino) - дзанни богатого старика Панталоне. Костюм Арлекина отличается яркостью и пестротой: он составлен из ромбов красного, черного, синего и зеленого цветов. Такой рисунок символизирует крайнюю бедность Арлекина - его одежда как бы состоит из бесчисленного количества плохо подобранных заплат. Этот персонаж не умеет ни читать, ни писать, а по происхождению он - крестьянин, который покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отправиться на заработки в процветающую Венецию. По характеру Арлекин - акробат и клоун, поэтому его одежда не должна стеснять движений. С собой озорник носит палку, которой часто дубасит других персонажей. Несмотря на склонность к мошенничеству, Арлекина нельзя считать негодяем - просто человеку надо как-то жить. Он не особенно умен и довольно прожорлив (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов Панталоне). Маска у Арлекина была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово <<Арлекин>> происходит от имени одного из демонов дантовского <<Ада>> - Alichino). На голове красовалась белая фетровая шляпа, иногда с лисьим или кроличьим мехом.

Другие имена: Багаттино, Труфальдино, Табаррино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино и проч.

КОЛОМБИНА (Columbina) - служанка Влюбленной (Inamorata). Она помогает своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые нередко к ней неравнодушны. Коломбина отличается кокетством, женской проницательностью, очарованием и сомнительной добродетелью. Одета она, подобно своему неизменному ухажеру Арлекину, в стилизованные цветные заплатки, как и положено небогатой девушке из провинции. Головку Коломбины украшает белая шляпа, под цвет передника. Маски у нее нет, зато лицо сильно накрашено, особенно ярко подведены глаза.

Другие имена: Арлекина, Кораллина, Риччолина, Камилла, Лизетта.

ПЬЕРИНО (Pierino) - один из персонажей-слуг. Пьерино одет в свободную белую тунику с огромными пуговицами и слишком длинными рукавами, на шее - круглый рифленый воротник, на голове - шляпа-колпак с неширокой круглой тульей. Иногда в одежде имелись большие карманы, набитые сувенирами романтического характера. Лицо его всегда сильно набелено и раскрашено, поэтому носить маску нет необходимости. Несмотря на то, что Пьерино принадлежит к племени дзанни, его характер радикально отличается от характера Арлекина или Бригеллы. Он сентиментален, влюбчив (хотя страдает, в основном, по субреткам), доверчив и предан хозяину. Бедняга обычно мучается от неразделенной любви к Коломбине и от насмешек остальных комедиантов, у которых душевная организация не столь тонка. Роль Пьерино в труппе часто исполнял младший сын, потому что этот герой обязан был выглядеть молодо и свежо.

БРИГЕЛЛА (Brighella) - еще один дзанни, партнер Арлекина. В ряде случаев Бригелла - это self-made man, который начинал без копейки, но постепенно накопил деньжат и обеспечил себе довольно комфортное существование. Часто его изображают владельцем таверны. Бригелла - большой любитель денег и дамский угодник. Именно эти две эмоции - первобытное вожделение и алчность - застыли на его зеленой полумаске. В некоторых постановках он выступает как слуга, более жестокий по характеру, чем его младший брат Арлекин. Бригелла знает, как угодить хозяину, но в то же время вполне способен его надуть, не без пользы для себя. Он хитер, пронырлив и может, по обстоятельствам, быть кем угодно - солдатом, моряком и даже вором.

Его костюм - это белый камзол и штаны того же цвета, украшенные поперечными зелеными полосками. Часто имеет при себе гитару, так как склонен к музицированию.

ВЛЮБЛЕННЫЕ (Inamorati) - неизменные герои commedia del arte, господа Коломбины, Арлекина и других дзанни. Влюбленные выглядят оторванными от жизни, напыщенными персонажами. Если они двигаются, то по-балетному, неестественно выставляя носки. Много жестикулируют и часто смотрятся в зеркало. Основные черты Влюбленных - тщеславие, болезненное внимание к собственной внешности, нервозность, погруженность в свои чувства и полная неприспособленность, которой активно пользуются дзанни. Даже их имена звучат высокопарно (мужчин обычно звали Сильвио, Фабрицио, Аурелио, Орацио, Оттавио, Лелио, Леандро или Флориндо, а женщин - Изабелла, Фламиния, Виттория, Сильвия, Лавиния или Ортензия).

Inamorati одевались всегда по последней моде, преувеличенно тщательно и нарядно. Маски заменял густой слой макияжа, благодаря которому роли Изабеллы и Лелио были доступны далеко не юным актерам. Кроме того, непременной принадлежностью их туалета были парики, мушки и всяческие украшения. Юноши нередко наряжались в красивую военную форму. По ходу действия костюмы Влюбленных могли меняться несколько раз.

ПУЛЬЧИНЕЛЛА (Pulcinella) - итальянский аналог русского Петрушки, английского мистера Панча и французского Полишинеля. Типичный представитель неаполитанского пролетариата со всеми его характерными чертами. Интересно, что Пульчинелла - образ неоднозначный, он мог быть в пьесе и тупицей, и хитрецом, и слугой, и хозяином, и трусом, и задирой. Имя этого персонажа переводится с итальянского как <<цыпленок>> и очевидно связано с его маской, самый заметный элемент которой - большой клювообразный нос. Костюм Пульчинеллы состоит из длинной мешковатой белой блузы, перетянутой на талии кожаным ремешком, просторных бесформенных штанов и необычной продолговатой шапки. Часто его изображали в виде горбуна. Вначале горб был едва заметным, затем он стал быстро увеличиваться в размерах, причем параллельно рос и живот. Согбенность Пульчинеллы символизирует его страх перед побоями (а в комедии били его все, кто стоял выше на социальной лестнице, то есть очень многие).

ПАНТАЛОНЕ (Pantalone) - одна из самых известных венецианских масок. Панталоне - это престарелый богатый купец, который постоянно волочится за каким-либо женским персонажем (всегда - безрезультатно). Этот образ воплощал набирающий силу класс венецианской буржуазии. Характерной чертой костюма Панталоне является огромных размеров гульфик, символизирующий его мнимую мужскую силу. Обычно старик был одет в темно-красный камзол и обтягивающие штаны того же цвета, черный плащ с короткими рукавами и маленькую черную шапочку, вроде фески. На поясе у него висел кинжал или кошель, а обувью служили желтые турецкие туфли с острыми загнутыми носами. Темно-коричневая маска имела выдающийся крючковатый нос, мохнатые седые брови и такие же усы (иногда еще и очки). Борода Панталоне торчала вверх, подчас почти касаясь кончика носа, что придавало профилю старика особую комичность. Часто по сюжету Панталоне хотел жениться на девушке, в которую был влюблен его сын, и заигрывал с Коломбиной, служанкой своей дочери Изабеллы.

КАПИТАН (Il Capitano) - один из древнейших персонажей комедии дель арте. Капитан в комедии никогда не является коренным жителем города, где происходит действие, а всегда приходит откуда-то издалека. Тип наглого и беспринципного вояки - бахвала и искателя приключений. В зависимости от политической ситуации, он мог походить на испанца или турка, хотя изначально этот образ - итальянский. Соответственно, менялся и его характер - в разные периоды Капитан мог представлять собой пародию различные национальные черты. Основные его особенности - это агрессивность, безудержное вранье о своих мнимых подвигах, отсутствие совести, стремление к обогащению и желание казаться щеголем и красавцем. Все это нашло отражение в его костюме, который мог быть разным, однако всегда отличался нелепой вычурностью и яркостью. Одежда его, по сути, всегда была пародией на профессию военного: шляпу украшали перья крикливых расцветок, ноги утопали в высоких сапогах с большими подвязками, камзол был сшит из ткани в контрастную диагональную полоску, а на поясе висела огромных размеров шпага. Маска Капитана могла быть телесного или темного цвета, с длинным воинственным носом и грозно торчащими жесткими усами. Ее целью было обозначить контраст между истинной (трусливой и лживой) натурой персонажа и тем, за кого он себя выдает.

ДОКТОР (Il Dottore) - маска близкая по характеру к Панталоне, престарелый персонаж, обычно отец одного из Любовников (Inamorati). Внешние черты Доктора характеризовались тучностью (иногда этот герой поистине огромен), неповоротливостью на сцене и важными манерами человека ученого. Он представляет собой пародию на выпускников Болонского университета, поэтому постоянно произносит внешне многозначительные, но на самом деле абсурдные латинские фразы. Имеет склонность к обжорству и шуткам, обычно оскорбительным для женского пола. Он небогат. Костюм Доктора - это черная университетская мантия до пят, черные туфли, чулки и бриджи и черная академическая шапочка. Темная маска с седыми клочковатыми бровями закрывала, как правило, лишь лоб и нос. Щеки актера оставались открытыми - их ярко румянили, чтобы показать любовь персонажа к спиртному.

ШУТ (Jester, Jolly) - представлен в комедии дель арте, это классическая маска. Впервые Шут появился в итальянском театре, потом стал популярным по всей Европе. Костюм этого персонажа отличается пестротой и многоцветностью. На голове - колпак с тремя <<ушами>>, к каждому из которых привязаны бубенцы.

СКАРАМУЧЧО (Scaramuccia) - это авантюрист и вояка. В поздних комедиях часто совпадал с образом Капитана. Скарамуччо обычно слуга одному из старших персонажей. Чаще всего одет в во все черное и носит черную бархатную маску.

Муляжный метод моделирования одежды

Муляжный метод появился много веков назад и до сих пор не утратил своей актуальности. Создание модели одежды и получение разверток ее деталей в соответствии с художественным замыслом осуществляется путем макетирования (муляжирования) изделия на фигуре человека или на манекене. Экспериментальный путь проектирования изделия в <<мягкой скульптуре>> позволяет достаточно полно учитывать антропоморфные особенности фигуры человека и естественную способность ткани к формообразованию. Однако это достаточно <<затратный>> метод, поскольку приходится работать с целым куском ткани, постепенно отрезая все лишнее, и для примерок потребуется не один день.

Кажущаяся простота и доступность муляжного метода требует от специалиста развитого художественного вкуса и большого профессионального мастерства. Даже при наличии высокой квалификации точность получения разверток деталей одежды муляжным способом недостаточно высока, поэтому неизбежны многочисленные последующие корректировки в процессе работы над моделью. Окончательное уточнение первичных разверток деталей производят на примерках при изготовлении экспериментальных образцов.

В чистом виде и в полном объеме муляжный метод сегодня применяется довольно редко, но знать его возможности и уметь работать непосредственно с материалом необходимо любому конструктору. В частности, при создании новых форм одежды и ее индивидуальном изготовлении без применения муляжного метода просто не обойтись. Любая примерка и подгонка на фигуру также требует навыков владения муляжным методом.

Длительное и достаточно успешное применение муляжного метода позволяет считать его не только универсальным способом творческого поиска в области моделирования, но и методом решения ряда практических задач в области конструирования одежды для индивидуального и массового производства.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)